СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная кисть»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Волшебная кисть» направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Воспитанники получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная кисть»»

Муниципальное казенное учреждение

«Детский дом «Ровесник»


Утверждаю: директор муниципального казенного учреждения "Детский дом «Ровесник"

Н.Ю.Лобыкина______________________


Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на методическом объединении педагогов дополнительного образования муниципального казенного учреждения "Детский дом «Ровесник"

протокол № ____________

"____" ___________ 202__ г.















Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная кисть»



Тематическая направленность – художественная

Возраст обучающихся – 7-18 лет

Срок реализации – 1 год обучения





Составитель:

педагог дополнительного образования

Власова Т.Н.


Ответственный за реализацию программы: педагог дополнительного образования

Власова Т.Н.




Новокузнецк, 2020 г.

Пояснительная записка


Направленность программы «Волшебная кисть» – художественная.

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисть» составлена с учетом ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р); Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; Лицензии №15104 от 29 июня 2015 на осуществление образовательной деятельности, Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области; Устава и других локальных актов, регулирующих деятельность педагогов дополнительного образования МКУ «Детский дом «Ровесник».

Программа «Волшебная кисть» направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Воспитанники получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника, развитию его творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности.


Новизна.

Отличительные особенности  данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программа содержит нетрадиционные техники рисования, региональный компонент.

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала.  Каждое занятие направлено на овладение основ изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.

Внедрение личностно-ориентированных технологий, к которым относится индивидуальное обучение, помогает одаренному ребенку раскрыть свой талант и определиться в мире профессий. Индивидуальное обучение позволяет не только раскрывать талант детей, но и найти подход к каждому воспитаннику с учетом его возрастных особенностей.

Использование компьютерных программ, интернета для иллюстрации материала, изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентаций по темам программы, мастер-классов с поэтапным выполнением заданий помогает детям участвовать в конкурсах, выставках.


Актуальность программы.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Программа создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия по программе способствуют формированию высокого интеллекта, духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Обучающиеся получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств. Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый ребенок видит результат своего труда, получает положительные эмоции. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.



Цель программы – развитие творческих способностей обучающихся в области изобразительного искусства с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

Задачи программы:

Образовательные:

-сформировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;

-расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;

-сформировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;

-сформировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;

-сформировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);

-сформировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;

-познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними. 

Развивающие:

-развить у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазию, воображение;

-развить колористическое видение;

-развить художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;

-улучшить мелкую моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;

-способствовать развитию у обучающихся потребности активного участия в культурной жизни учреждения;

-развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение;

Воспитательные:

-сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;

- воспитать любовь к родной природе, своему народу, Родине;

-воспитать уважение к народным традициям, историческому прошлому своего народа, многонациональной культуре;

-воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;

-научить адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 18 лет.

Набор детей производится в начале учебного года. В объединение принимаются все желающие, без предварительных испытаний. Допускается дополнительный набор детей в течение всего учебного года на вакантные места по результатам тестирования.

Наполняемость учебной группы от 3 до 8 человек, в связи с возрастными особенностями детей.

Так как программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста, то для более качественного обучения учтены психологические особенности обучающихся этих возрастных групп.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10лет. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития Учебная деятельность в этом возрасте стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Произвольное внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации, то есть младший школьник может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу педагога, лучше всех справиться с заданием и т. д.). Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Средний школьный возраст  (11-14лет) характеризуется тем, что восприятие подростка более планомерно, организованно и целенаправленно в сравнении с тем, как воспринимает жизнь и учебу младший школьник. Характерной чертой детей данного возраста можно назвать то, что теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Но в, то, же время все еще возможно непроизвольное переключение внимания, к которому приводят интерес к яркому и необычному и легкая возбудимость. Организация процесса обучения должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела.

Старший школьный возраст (15-18 лет) характеризуется тем, что в эти годы молодые люди испытывают сильную распо­ложенность к художественному творчеству в самых разных сферах. Это стихосложение, музыкальное творче­ство, изобразительное творчество и т. д. В этом возрасте избыток душевных сил, надежды и искания рождают осо­бую эмоциональную отзывчивость и делают произведе­ния искусства более близкими, чем прежде. Произведения искусства становятся важным источником духовных и нравственно-этических исканий, основой формирования личности старшеклассника. В старшем школьном возрасте  две стороны восприятия художественных произведений (впечатлительность, эсте­тические чувства, с одной стороны, и возросшие способ­ности анализировать - с другой) могут уже достаточно гармонично сочетаться.

Сроки реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 39 учебных недель в год. Всего на освоение программы отводится 78 часов.

Режим занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю:

- 1-я группа 2 часа (78 часов в год);

- 2-я группа 2 часа (78 часов в год);

- 3-я группа 2 часа (78 часов в год);

- 4-я группа 1час – индивидуальное обучение (39 часов в год);

- 5-я группа 2 часа (78 часов в год).

Продолжительность одного занятия составляет 45 минут, перерыв между занятиями составляет 10-15 минут.

Формы занятий: Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Рисование по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам, работа на пленэре.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу  года обучения дети будут

знать:

- характерные особенности стилей жанров изобразительных видов искусств;


- выразительные возможности рисунка, живописи, композиции;


-законы перспективы, последовательность в построении рисунка, анатомические особенности построения фигуры человека и животных, законы построения композиции;


- основные понятия по лепке: форма, объем, цвет;


- законы цветоведения, стилизации природных форм;


- терминологический словарь изобразительного искусства.

уметь:

- работать с различными материалами: акварель, гуашь, карандаш, уголь, пастель, тушь, пластилин;


- работать в различных жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт, интерьер;


- изображать предметы объемной формы в пространстве;


- изображать предметы и др. по памяти и с натуры;


- построить грамотно композицию в любом из видов изобразительного искусства;


- изображать воздушной и линейной перспективы;


- выполнять творческие композиции.

- передавать динамику фигуры человека и животных;


- выполнять композиции в виде рельефов на заданную и свободную тему;


- уметь обобщать (стилизовать) природные формы.

Формы и способы проверки результатов:

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

ИЗО- конкурсы, участие в выставках различного уровня; через тестирование (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала); викторины; наблюдения педагога через отчётные просмотры законченных работ.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы:

В конце каждого года проводится итоговая отчетная выставка творческих работ обучающихся.

















Содержание учебной программы

Количество часов занятий

I группа

II группа

III группа

IV группа

V группа

Итого

Т

П

В

Т

П

В

Т

П

В

Т

П

В

Т

П

В

Основы цветоведени (21 час).

















Цвет и свет.

1

5

6

-

1

1

1

5

6

1

5

6

1

5

6

25

Насыщенность, цветовой тон и светлота.

1

4

5

-

5

5

1

4

5

1

4

5

1

4

5

25

Влияние черного и белого на палитре.

0.5

2.5

3

-

1

1

0,5

2,5

3

0,5

2,5

3

0,5

2,5

3

13

Жанры искусства (45 часов).

















Натюрморт.

0,5

3,5

4

-

2

2

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

18

Портрет. Автопортрет.

1

5

6

-

3

3

1

5

6

1

5

6

1

5

6

27

Пейзаж.

1

5

6

-

3

3

1

5

6

1

5

6

1

5

6

27

Декоративно-прикладное творчество.

1,3

6,7

8

-

4

4

1,3

6,7

8

1,3

6,7

8

1,3

6,7

8

36

Сюжетная картина.

1

5

6

-

3

3

1

5

6

1

5

6

1

5

6

27

Другие жанры изобразительного искусства (24 часа).

















Анималистический жанр.

0,5

1,5

2

-

1

1

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

9

Нетрадиционная техника рисования

0,5

3,5

4

-

2

2

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

18

Моделирование из бумаги.

1

3

4

-

2

2

1

3

4

1

3

4

1

3

4

18

Исторический жанр.

0,5

3,5

4

-

2

2

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

4

18

Библейский жанр.

0,5

1,5

2

-

1

1

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

9

Абстрактное и декоративно-прикладное искусство (24 часа)

















Современная живопись.

1

5

6

-

3

3

1

5

6

1

5

6

1

5

6

27

Вселенная — моими глазами.

0,5

1,5

2

-

1

1

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

9

Декоративно-прикладное искусство.

2

6

8

-

4

4

2

6

8

2

6

8

2

6

8

36

Досуговая деятельность (3 часа).

















Работа на пленэре.

0,5

1,5

2

-

1

1

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

9

Итого:

14,3

63,7

78


39

39

14,3

63,7

78

14,3

63,7

78

14,3

63,7

78

351

Примерный тематический план изостудии «Волшебная кисть»





















Содержание программы


1. «Основы цветоведения » (21 час).

Цвет и свет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Длина цветовой волны. Насыщенность, цветовой тон и светлота. Дополнительные цвета. Влияние чёрного и белого на палитре. Выполнение натюрморта в технике гризайль акварелью или гуашью.

2. « Жанры искусства» (45 часов).

Натюрморт. Знакомство с работами мастеров зарубежного, русского искусства. Натюрморт в теплой цветовой гамме. Натюрморт в холодной цветовой гамме. Контраст. Портрет. Автопортрет. Владение линией пятном и штрихом. Пейзаж. Закон перспективы. Линейная и воздушная перспектива. Построение во фронтальной и угловой перспективе. Сюжетная картина. Выбор темы, сбор композиционного материала, эскизы и раскадровки, композиционное решение, поиск типажа, наброски и зарисовки с натуры, компоновка в формате, рисунок основы, живопись акварелью, гуашью или другими живописными материалами

3. «Другие жанры изобразительного искусства» (24 часа).

Анималистический, исторический, библейский, моделирование из бумаги, нетрадиционная техника рисования,. Изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы. Примеры из творчества выдающихся художников, работающих в этих жанрах. Выполнение в различных графических, объёмных и живописных материалах.

4. «Абстрактное и декоративно-прикладное искусство» (24 часа).

Абстрагирование как один из способов мышления. Беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.) Эксперименты с цветом, выражение внутреннего мира ребенка в хаотических, неорганизованных абстрактных формах. Знакомство ребят с творчеством художников абстракционистов В. Кандинского, К. Малевича.

5. «Досуговая деятельность» (3 часа).

Подготовка, выполнение и оформление работ к конкурсам рисунков районных, городских, областных масштабов, а так же к конкурсам, проводимых внутри учреждения. Пленэр.







Календарно - тематическое планирование кружка

«Волшебная кисть» на 2019-2020 учебный год 2 часа в неделю ( 78 часов)

занят.

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

I, III, IV, V группа 1. «Основы цветоведения » (14 часов) Т

П

всего

1


«Осенний пейзаж». В.Д.Поленов.

0,3

1.7

2

2


Осенний букет с разным настроением. Ван-Гог

0,3

1,7

2

3


Натюрморт «Плоды осени». П.Кончаловский.

0,4

1,6

2

4


Букет цветов "по сырому". Берзин В.А.

0,3

1,7

2

5


Подводный мир. Джим Уоррен.

0,4

1,6

2

6


Бабочки на посуде. С.Орешкина.

0,3

1,7

2

7


Пейзаж «После дождя». А.Герасимов.

0,5

1,5

2

2. « Жанры искусства» (30 часов)



8


Композиция «Зимний лес». К.Крыжицкий.

0,2

1,8

2

9


Натюрморт в живописи. Б.М.Кустодиев.

0,2

1,8

2

10


Натюрморт в графике. Б.Рыбинский.

0,3

1,7

2

11


Аппликация.

0,3

1,7

2

12


Портрет в живописи. К.Маковский.

0,2

1,8

2

13


Портрет в графике. Серов В.А.

0,4

1,6

2

14


Автопортрет.

0,4

1,6

2

15


Творческий коллаж (пейзаж).

0,3

1,7

2

16


Новогодние фантазии.

0,3

1,7

2

17


Новогодние маски.

0,3

1,7

2

18


Построение пространства в пейзаже.И.Шишкин

0,4

1,6

2

19


Поздравительная открытка.

0,4

1,6

2

20


Графическая композиция в технике силуэта.

0,3

1,7

2

21


Пейзаж с видами парка. Л.Афремов.

0,4

1,6

2

22


Работа в граттаже.

0,3

1,7

2

3. «Другие жанры изобразительного искусства» (16 часов)



23


Зарисовки зверей в графике. В.А.Ватагин.

0,5

1,5

2

24


Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.

0,2

1,8

2

25


Клеевая техника. Витражи.

0,2

1,8

2

26


Рисование жёсткой кистью.

0,1

1,9

2

27


Рисование вдвоём.

0,1

1,9

2

28


Рельеф из цветной бумаги.

0,15

1,85

2

29


Рельефный портрет из цветной бумаги.

0,15

1,85

2

30


Творческая работа (любой жанр.)



2

4. «Абстрактное и декоративно-прикладное искусство» (16 часов)



31


Гжель

0,5

1,5

2

32


Городецкая роспись

0,5

1,5

2

33


Дымковская игрушка. Лепка.

0,5

1,5

2

34


Хохлома

0,5

1,5

2

35


Рисование свечой.

0,2

1,8

2

36


Рисование методом напыления

0,3

1,7

2

37


Космос далёкий и близкий.

0,5

1,5

2

38


Композиция из геометрических тел (живопись).

0,5

1,5

2

5. «Досуговая деятельность» (2 часа)



39


Работа на пленэре.

0,5

1,5

2



Итого:

12,7

65,3

78

Календарно - тематическое планирование кружка

«Волшебная кисть» на 2019-2020 учебный год ( 39 часов)

II группа индивидуальное обучение (1 час в неделю)

занятия

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

II группа 1. «Основы цветоведения » (7 часов) Т

П

всего

1


Осенний пейзаж.

-

1

1

2


Осенний букет с разным настроением

-

1

1

3


Натюрморт «Плоды осени»

-

1

1

4


Букет цветов "по сырому"

-

1

1

5


Подводный мир

-

1

1

6


Бабочки на посуде

-

1

1

7


Пейзаж «После дождя»

-

1

1

2. « Жанры искусства» (15 часов)



8


Композиция «Зимний лес»

-

1

1

9


Натюрморт в живописи

-

1

1

10


Натюрморт в графике

-

1

1

11


Аппликация

-

1

1

12


Портрет в живописи

-

1

1

13


Портрет в графике

-

1

1

14


Построение пространства в пейзаже

-

1

1

15


Поздравительная открытка

-

1

1

16


Новогодние фантазии

-

1

1

17


Новогодние маски

-

1

1

18


Автопортрет

-

1

1

19


Творческий коллаж (пейзаж)

-

1

1

20


Графическая композиция в технике силуэта

-

1

1

21


Пейзаж с видами парка

-

1

1

22


Работа в граттаже

-

1

1

3. «Другие жанры изобразительного искусства» (8 часов)



23


Зарисовки зверей в графике

-

1

1

24


Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика

-

1

1

25


Клеевая техника. Витражи

-

1

1

26


Рисование жёсткой кистью

-

1

1

27


Рисование вдвоём

-

1

1

28


Рельеф из цветной бумаги

-

1

1

29


Рельефный портрет из цветной бумаги

-

1

1

30


Творческая работа (любой жанр)

-

1

1

4. «Абстрактное и декоративно-прикладное искусство» (8 часов)



31


Гжель

-

1

1

32


Городецкая роспись

-

1

1

33


Дымковская игрушка. Лепка

-

1

1

34


Хохлома

-

1

1

35


Рисование свечой

-

1

1

36


Рисование методом напыления

-

1

1

37


Космос далёкий и близкий

-

1

1

38


Композиция из геометрических тел (живопись)

-

1

1

5. «Досуговая деятельность» (1час)



39


Работа на пленэре

-

1

1



итого:


39

39


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции.

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, необходимо создать условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста, психофизического развития, индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал  в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Также используются  практические заданиявыполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Так как занятия проходят во внеурочное время, то «перегрузка» детей теоретическими занятиями не   дает желаемого результата. Таким образом, теоретические занятия в кружке «Волшебная кисть» проходят в игровой форме, либо на выездных мероприятиях: экскурсиях, на пленэре.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО.

Оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала объясняется детям тема занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, коллекция электронных файлов, региональный компонент, лучшие детские работы.

После изложения теоретических сведений начинается практическая деятельность. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения  с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки), работе с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, и др.). При этом используется для показа учебная доска.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность воспитанников строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов:

- игровая гимнастика; 

- смена видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Перечень учебного оборудования, приспособлений и инст­рументов кабинета ИЗО

_№ п/п

Наименование Кол-во

1. Наглядный материал

1


Изделия из гипса:

Маска

Листья

Лилия

Геометрические фигуры:

Пирамида

Муляжи


1

2

1



1

6

2. Инструменты и приспособления

2

Циркуль

Линейка

Ножницы

10

10

10

3. Раздаточный материал

3

Акварельные краски

Гуашевые краски

Тушь

Пастель

Восковые карандаши

Цветные мелки

Пластилин

Цветные карандаши

Фломастеры

Клей ПВА

Простые карандаши

Кисти

Ручка для туши

Альбомы

Цветная бумага

Бумага – формат А3, А4

Палитра

16

16

8

16

16

16

16

16

16

8

16

16

16

16

16

50

15


Перечень технических средств обучения (специального оборудования)

№ п/п

Наименование

Марка, заводской номер

Год приобретения, инвентарный номер

Примечания

1

2

3

4

5

1

Компьютер:

Монитор


Процессор


Принтер

acer

Velton


SAMSUNG

1380504

2008

01631208

2006

01631205

2008



Информационное обеспечение дополнительной образовательной программы

Учебно-методическая и справочная литература кабинета ИЗО

п/п

Автор

Название книги, журнала и т. д.

Выходные данные

Словари

1.

Платонова Н.И.

Синюков В.Д.

Энциклопедический словарь юного художника

«Педагогика», 1983

Методические пособия

2.

В.С. Кузин,

Э.И. Кубышкина


«Изобразительное искусство в начальной школе»

М., 1996

Журналы

3.



4.

5.

6.


Н.Кушаев



А.А.Мелик-Пашаев

А.А.Мелик-Пашаев

Журнал союза художников России

«Изобразительное искусство в школе»


«Искусство в школе»

«Искусство кино в семье искусств»

«Художник»

№ 4,5,6 М., 2007

№ 6 М.,2007

№ 4 2007

№ 1 2005,2006

Газеты

7.

8.

9.

Изд-во «Первое сентября»

Изд-во «Первое сентября»

Изд-во «Первое сентября»

«Искусство»

«Искусство»

«Искусство»

2007

2008

2009

Дидактический материал

10.


11.



12.



13.


Б.М.Неменский,

Н.А.Горяева


Б.М.Неменский


Б.М.Неменский,

Л.А.Неменская


Б.М.Неменский,

Н.А.Горяева


Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» 2 класс


Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» 3 класс

Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» 4 класс


Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» 5класс


М., 2009



М., 2009


М., 2009



М., 2009


Таблицы

14.


15.


16.


17.


С.И.Гудилина


С.И.Гудилина


С.И.Гудилина


С.И.Гудилина


«Введение в цветоведение»


«Цветоведение»


«Основы декоративно- прикладного искусства». Композиция орнамента.

«Основы декоративно- прикладного искусства». Деревянная игрушка.

«Спектр», 1997

Портреты

18.





С.И.Кравцов






Комплект портретов

выпуск № 2,2, ООО «дрофа», 2005





Литература для внеклассного чтения

19.




20.

21.


22.


23.



24.



25.



26.



27.


28.




29.



30.




31.



32.



33.


С.В.Аранова



М.Ф.Иваницкий

В.А.Васина-Гроссман, Д.В.Сарабьянов

Н.А.Борисовская,

Е.С.Гордон

Д.Н.Коротова



Н.А.Борисовская



А.Пахомов



И.Ефимов



В.Порудоминский,


М.М.Алленов




Н.Моргунов, Н.Моргунова-Рудницкая


Б.В.Веймарн,




М.Т.Кузьмина



И.Сальникова



А.Рубанова

«Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического»

«Школа изобразительного искусства»

Детская энциклопедия «Искусство»

«Русские художники от А до Я»


Серия «Всё обо всём» Музыка и танец


Художественный календарь «Сто памятных дат»


«Про свою работу в детской книге»


«Об искусстве и художниках»



«Счастливые встречи»

А.А.Иванов




В.М.Васнецов «Жизнь и творчество»



«Искусство и жизнь»




Серия «Всё обо всём» Искусство



«Всё обо всём». Самые красивые места


«Рисуем цветными карандашами»

«КАРО» Санкт-Петербург, 2002.


М. «Издание», 1989.

М. Просв», 1968.

2005г. Изд. Слово/SLOWO.

М. «Изд. Астрель», 2003г.

М. «Советский художник», 1989г.

М. «Детская литература», 1982г.

М. «Советский художник», 1977 г.

М. «Малыш», 1989 г.

М. Изобразительное искусство, 1980г.

М. «Искусство», 1962г.

М. «Изобразительное искусство», 1978г.

ООО «Издательство АСТ», 2003.

ООО «Издательство АСТ»,2003.

М., 1977


Видеоматериал:

Накопительный и демонстрационный материал по искусству:

- коллекция электронных файлов, региональный компонент.



Список литературы



  1. Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству [Текст] / С.В. Аранова // Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2002. 176 с.

  2. Кузин, В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе»: Учеб. для общобразоват. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1. – М.: Дрофа, 1996. – 240с.: ил.

  3. Программы «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, Б.М. Неменский, Москва «Просвещение» 2009. – 140 с.

  4. Силкина, Л.И. «Как смотреть и анализировать детский рисунок»: Методическое пособие. – Новокузнецк: ИПК, 2003. – 39 с.

  5. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, и ИЗО «Искусство», М: «Первое сентября», 2007-2009.

  6. Яблонский, В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции»: – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Высш. шк.,1989. – 78 с., ил.



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!