СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная кисть"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых подделок, пробуждают у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Отличительные особенности программы: данная программа позволяет решать обучающие задачи, создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать творчески. Через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная кисть"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»
















Дополнительная общеразвивающая программа


«Волшебная кисть»





Возраст обучающихся: 6-10 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность: художественная

Форма обучения: очная, с применением

дистанционных образовательных технологий

Разработчик программы:

Михайлова Ольга Александровна, учитель изобразительного искусства















2020 год

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисть» разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и программы «Изобразительное искусство и художественный труд», под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы. - М.: «Просвещение», 2014 г.

Программа «Волшебная кисть» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нормальный коэффициент умственного развития.

Актуальность

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых подделок, пробуждают у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Отличительные особенности программы: данная программа позволяет решать обучающие задачи, создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать творчески. Через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Цель: развить творческие способности ребёнка и дать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья основы знаний и навыков по изобразительному искусству.

Задачи программы:

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  • знакомство с жанрами изобразительного искусства;

  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

  • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

  • развитие колористического видения;

  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

  • формирование организационно-управленческих умений и навыков.

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

  • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

  • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

  • воспитание аккуратности.


Механизм и условия реализации программы Адресат программы: обучающиеся с ОВЗ (категория - дети-инвалиды),

обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий.

Срок освоения программы: 36 недель.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу (индивидуально).

Объем программы: 36 часов.


Режим занятий


Этапы образовательного процесса

2020-2021 учебный год

Начало учебных занятий (периодов)

с 07 сентября 2020 г.

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

36

Промежуточная аттестация

декабрь 2020 г.

Итоговая аттестация (при завершении

изучения программы)

май 2021 г.

Окончание учебных занятий (периодов)

29 мая 2021 г.

Каникулы осенние

Занятия по расписанию, досуговые

мероприятия по плану отдела

Каникулы зимние

Занятия по расписанию, досуговые

мероприятия по плану отдела

Каникулы весенние

Занятия по расписанию, досуговые

мероприятия по плану отдела


Объем программы: 1 год, 36 часов.



    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Учебный план


п/п

Разделы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

Всего

теория

практика

1.

Мы изображаем

8

2

6


2.

Мы украшаем

8

2

6

Промежуточная

диагностика –тест.

3.

Мы строители

12

5

6


4.

Изображаем, украшаем и

строим все вместе

8

2

6

Итоговая аттестация –

тестирование.

Реализация программы осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом

(Приложение 1) и календарным учебным графиком (Приложение 2).

Содержание учебно-тематического плана Раздел 1: Мы изображаем– 8 ч.

Мир вокруг нас. Практическая работа: Рисунок-настроение. Учимся видеть и примечать. Практическая работа: Рисуем листву. Интересное пятно. Практическая работа: Рисунок из кляксы.

Объемные изображения. Практическая работа: Игрушка из пластилина.

Линии и черточки. Практическая работа: Рисунок из линий с использование фломастера.

Разноцветные краски. Практическая работа: «Чудо коврик» красками.

Рисуем то, что не видимо. Практическая работа: Рисунок собственного настроения. Рассматриваем картины (обобщение темы). Практическая работа: Описать картины. И.И.Шишкин "Утро в лесу", М. Врубель "Царевна лебедь", Ван Гог "Подсолнухи".


Раздел 2: Мы украшаем– 8 ч.

В мире много украшений. Цветы. Практическая работа: Создание композиции «Букет цветов».

Как красиво то, что вокруг нас. Практическая работа: Нарисуй дерево.

Рисунки на предметах быта. Практическая работа: Выполнение узора на тарелке.

Украшаем себя. Практическая работа: Рисуем Незнайку.

Создаем праздник (обобщение темы). Практическая работа: Изготовление новогоднего украшения для елки.


Раздел 3: Мы строители –12 ч.

Архитектура в нашей жизни. Практическая работа: Рисуем сказочный дом.

Постройки бывают разными. Практическая работа: Рисунок: «Мой дом».

Природа-строитель. Практическая работа: Изготовление природного домика из пластилина.

Интерьер дома. Практическая работа: Рисуем домик для маленьких человечков.

Городские постройки. Практическая работа: Строим город на бумаге. Геометрическое строение. Практическая работа: Аппликация жираф. Конструирование из бумаги. Практическая работа: Конструирование птиц из бумаги. Наша малая Родина (обобщение темы). Практическая работа: «Мой город».


Раздел 4: Изображаем, украшаем и строим все вместе– 8ч.

«Праздник весны». Практическая работа: Конструирование из бумаги.

«Сказочная страна». Практическая работа: Создание панно.

«Разноцветные жуки». Практическая работа: конструирование из бумаги.

Пейзаж настроение. Практическая работа: Рисунок вида из окна.

Ах, лето! (обобщение темы). Практическая работа: Летний пейзаж.



Планируемые результаты

Прохождение программы предполагает овладение обучающимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

В результате изучения «Волшебная кисть должны быть достигнуты определенные результаты.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы

«Волшебная кисть»:

  • знание видов художественной деятельности и жанров искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника;

  • овладение умением вести диалог,

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно- творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы

«Волшебная кисть»:

  • уважительное отношение к культуре своего народа и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу.

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


    1. Условия реализации программы


Автоматизированное рабочее место обучающегося:
  1. Ноутбук или персональный компьютер.

  2. Колонки.

  3. Web – камера.

  4. Микрофон.

  5. Программное обеспечение, соответствующее аппаратно-программному комплексу педагога.

  6. Доступ к сети Интернет.

  7. Браузер Internet Explorer, Firefox, Safari.

Автоматизированное рабочее место педагога:
  1. Компьютер.

  2. Доступ к сети Интернет.

  3. Колонки.

  4. Web – камера.

  5. Микрофон.

  6. Сканер.

  7. Программное обеспечение.

Художественные материалы и инструменты обучающегося:
  1. Живописные материалы: набор акварельных красок, набор гуашевых красок не менее 12 цветов,

  2. Графические материалы: набор цветных карандашей, восковые и масляные, пастельные мелки, фломастеры

  3. Инструменты: палитра, емкость для воды, тряпочка для протирки кистей, губка, ластик.

  4. Различные виды бумаги по плотности и рельефу для выполнения работ.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к сайту дистанционной школы «Школа без границ», созданного для обучения детей в Иркутской области. Сайт предоставляет обучающимся возможность обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.



    1. Описание диагностических методик


Программой предусмотрено выполнение творческих работ (оценка), проведение итоговой выставки (в сети интернет выставляются детские сканированные работы), участие в конкурсах. На практических занятиях дети учатся творить своими руками, выполнять не просто рисунок или поделку, а именно творить прекрасное и красивое.

Для педагогического мониторинга достижений обучающихся по программе применяется диагностика изобразительной деятельности (Приложение 3).

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, — 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.

Для оценки результативности учебных занятий применяются промежуточная и итоговая аттестация. Промежуточная аттестация осуществляется в форме теста.

Критерии оценивания теста: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5. Тест считается пройденным если учащийся набрал 3 и более баллов.

Высокий уровень - 5 баллов Средний уровень - 4 балла

Низкий уровень - 3 балла и менее

Критерии оценивания творческого задания в итоговом тестировании:

Теоретическая часть: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 8.

Практическая часть:
  1. композиционное решение – 2 балла;

  2. соразмерность элементов рисунка (расположение на листе) – 2 балла;

  3. соответствие цветовой гамме– 2 балла;

  4. аккуратность выполнения рисунка – 2 балла. Максимальное количество баллов – 8.

Максимальное количество баллов за теоретическую и практическую часть – 16. Высокий уровень - 14-16 баллов

Средний уровень - 11-13 баллов Низкий уровень - 8-10 баллов и менее



    1. Описание методических материалов


На занятиях будут использованы следующие методические материалы:

    • Диагностика изобразительной деятельности, методика Комаровой Т.С.

(Приложение 3).

    • Техника безопасности при работе с компьютером во время занятий (Приложение 4).

    • Простые правила работы живописными и графическими материалами

(Приложение 5).

    • Инструкционная карта «Этапы создания картин в технике «Пластилинография»»

(Приложение 6).

    • Входная, промежуточная и итоговая диагностика (Приложение 7).

Для реализации программы используются следующие образовательные технологии. Дистанционная технология – современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Основная форма проведения занятий – веб- занятия. Обучение в образовательной среде предполагает, что вся учебная и воспитательная работа с ребенком осуществляется через Интернет посредством Web – камер в режиме on-

line и off-line.

Учитывая особенности детей с ОВЗ, занятия проводятся индивидуально. Ведь каждый ребенок требует индивидуального подхода. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей. На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями детей этой категории. Материал берется посильный для каждого обучающегося.

Специальная образовательная среда позволяет прокомментировать каждую работу ребенка, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Формы проведения дистанционных уроков весьма разнообразны, это: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных

носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по плану (поисковая, исследовательская, творческая, др.); практическая работа с применением инструкционных карт; тренировочные упражнения. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой педагог дополнительного образования может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.

Одним из непременных условий успешной реализации программы является формирование умений разглядывать в окружающем мире неповторимые краски и формы, которые способствуют развитию творческих возможностей детей, погружая их в мир сказки и волшебства. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность ребенка;

  • моральное поощрение инициативы и творчества;

  • регулирование активности и отдыха (расслабления). На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

  • наглядные методы обучения (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

  • практические методы обучения (упражнение, практическая работа).

  • Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Список литературы для педагогического работника


  1. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 2014. . -158с.

  2. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга,2015. -144с.

  3. Подходы к разработке дополнительных общеразвивающих программ с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / под ред. М. И. Солодковой, А.В. Ильиной. – Челябинск:ЧИППКРО, 2014. – 85 с.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования и программа «Изобразительное искусство и художественный труд», под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы. - М.: «Просвещение», 2014 г.

  5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) // http://fgosreestr.ru/wp- content/uploads/2015/06/POOP_OOO_reestr.pdf

  6. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. М. Просвещение, 2011.


Список литературы для обучающихся


  1. Акварельные цветы / Искусство – детям. – М.: Мозаика- синтез, 2011. – 16 с., ил.

  2. Ашикова С.Г. Очевидное - невероятное, альбом художественных задач по изобразительному искусству. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство

«Учебная литература», 2013.-64с, ил.

  1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2014.-110с.

  2. Волкова И.Г. Традиционные художественные техники. — Минск: Асар, 2010. — 68 с.

  3. Разноцветные узоры / Искусство – детям. – М.: Мозаика- синтез, 2011. – 16 с., ил.

  4. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2015.- 90с.

Электронные ресурсы


  1. WEB-ресурсы для реализации ФГОС Министерство образования и науки Российской Федерации http://standart.edu.ru

  2. Активные ссылки на творческие работы, диагностические тесты и игры указаны в КТП;

  3. Детям о живописи - http://www.art-urok.ru/chto_tacoe_zhivopis.htm

  4. Музеи онлайн. Виртуальные туры (экскурсии) в музеи всего мира - http://musei- online.blogspot.ru/2010/01/state-tretyakov-gallery.html

  5. Обучающие программы рисуем на компьютере - http://www.newart.ru/gal18.htm

  6. Поэтическая картинная галерея – http://www.zanimatika.narod.ru/RF_Jivopis_v_rifmu.htm

  7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) // http://fgosreestr.ru/wp- content/uploads/2015/06/POOP_OOO_reestr.pdf

  8. Стихи про животных – http://mamaschool.ru/stixi/detskie-stixi-pro-zhivotnyx

  9. ШКОЛЬНИКУ онлайн-журнал - http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html

Приложение 1

Учебно-тематический план



п/п

Содержание

Дата проведения

Количество часов

Примечание

Всего

теория

практика

Раздел 1. Мы изображаем - 8 ч

1.1.

Мир вокруг нас.

07.09 - 12.09

1


1


1.2.

Учимся видеть и

примечать.

14.09 - 19.09

1


1


1.3.

Интересное пятно.

21.09 - 26.09

1


1


1.4.

Объемные изображения.

28.09 - 03.10

1

0,5

0,5


1.5.

Линии и черточки.

05.10 - 10.10

1

0,5

0,5


1.6.

Разноцветные краски.

12.10 - 17.10

1

0,5

0,5


1.7.

Рисуем то, что не

видимо.

19.10 - 24.10

1

0,5

0,5


1.8.

Рассматриваем картины

(обобщение темы).

26.10 - 31.10

1


1


Раздел 2. Мы украшаем -8 ч

2.1.

В мире много

украшений. Цветы.

02.11 - 14.11

2

1

1


2.2.

Как красиво то, что

вокруг нас.

16.11 - 21.11

1


1


2.3.

Рисунки на предметах

быта.

23.11 - 05.12

2

1

1


2.4.

Украшаем себя.

07.12 - 12.12

1

0,5

0,5


2.5.

Промежуточная аттестация.

Создаем праздник (обобщение темы).

14.12 - 26.12

2

1

1

Промежуточн ая аттестация с14.12 по

19.12 – тест.

Раздел 3. Мы строители -12 ч

3.1.

Архитектура в нашей

жизни.

11.01 – 23.01

2

1

1


3.2.

Постройки бывают

разными.

25.01 - 06.02

2

1

1


3.3.

Природа-строитель.

08.02 - 13.02

1

0,5

0,5


3.4.

Интерьер дома.

15.02 - 27.02

2

1

1


3.5.

Городские постройки.

01.03 – 06.03

1

0,5

0,5


3.6

Геометрическое

строение.

09.03 - 13.03

1

0,5

0,5


3.7.

Конструирование из

бумаги.

15.03 - 20.03

1


1


3.8.

Наша малая Родина

(обобщение темы).

22.03 - 03.04

2

1

1


Раздел 4. Изображаем, украшаем и строим все вместе -8 ч

4.1.

Праздник весны.

05.04 - 10.04

1

0,5

0,5


4.2.

Сказочная страна.

12.04 - 24.04

2

1

1


4.3.

Разноцветные жуки.

26.04 - 30.04

1

0,5

0,5


4.4.

Пейзаж настроение.

03.05 - 15.05

2

1

1


4.5.

Итоговая аттестация Ах, лето! (обобщение темы)

17.05 - 29.05

2

1

1

Итоговая аттестация с

17.05 по 22.05

тестирование.

Объем программы:


36

15

21



Приложение 2


Календарный учебный график




Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Недели обучения


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36

Кол-во часов

инд

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



Промежу- точная аттестация (форма)





Промежуточн ая аттестация

– тест.






Итоговая аттестация – тестирование.

Всего часов

3

4

5

4

3

4

5

4

4

Объем 2020- 2021

уч. год


36 учебных часов

Приложение 3

Диагностика изобразительной деятельности.

Методика Комаровой Т.С.


Критерии

Описание

Количество

баллов

I. Анализ продуктов изобразительной деятельности.


1.1.

Содержание изображения

Анализ детских работ представляет собой краткое

описание созданного каждым ребёнком изображения.

  1. балл.

  2. балла

  3. балла

1.2.

Передача формы

форма передана точно;

есть незначительные искажения;

искажения значительные, форма не удалась.

  1. балл.

  2. балла

  3. балла

1.3.

Строение предмета

части расположены верно;

есть незначительные искажения; части предмета расположены неверно.

  1. балл.

  2. балла

  3. балла

1.4.

Передача пропорции предмета в

изображении

пропорции предмета соблюдаются; есть незначительные искажения;

пропорции предмета переданы неверно.

  1. балл.

  2. балла

  3. балла

1.5.

Композиция

не продумана, носит случайный характер пропорциональность разных предметов передана неверно;

соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

продуманная композиция.

  1. балл



  1. балла


  1. балла

1.6.

Передача движения:

движение передано достаточно чётко;

движение передано неопределённо, неумело; изображение статичное.

  1. балл

  2. балла

  3. балла

1.7.

Цвет


1.7.1

Передача реального цвета предметов и образцов

декоративного искусства

передан реальный цвет предметов; есть отступления от реальной окраски; цвет предметов передан неверно;

  1. балл

  2. балла

  3. балла

1.7.2

Творческое отношение ребёнка к цвету

разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого.

преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

  1. балл

  2. балла

  3. балла

II. Анализ процесса изобразительной деятельности


2.1.

Характер линии

слитная;

линия прерывистая;

дрожащая (жесткая, грубая).

  1. балл.

  2. балла

  3. балла

2.1.1

Нажим:

средний;

сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

  1. балл.

  2. балла



слабый (иногда еле видный).

3 балла

2.1.2

Регуляция силы нажима:

ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;

ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

  1. балл


  1. балла


  1. балла

2.1.3

Раскрашивание (размах):

мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура.

  1. балл.

  2. балла

  3. балла

2.2.

2.Регуляция деятельности

2.2.1

Отношение к оценке взрослого

адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности; эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется).

  1. балл


  1. балла



  1. балла

2.2.2

Оценка ребёнком созданного им

изображения

адекватна;

неадекватна (завышенная, заниженная); отсутствует;

  1. балл.

  2. балла

  3. балла

2.2.3

Эмоциональное отношение к деятельности

(сильно, средне, безразлично) к предложенному заданию;

к процессу деятельности;

к продукту собственной деятельности.


  1. балл

  2. балла

  3. балла

2.3.

Уровень самостоятельности

выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому

не обращается.

  1. балл



  1. балла


  1. балла

2.4.

Творчество

самостоятельность замысла; оригинальность изображения;

стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

  1. балл.

  2. балла

  3. балла

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, — 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.


Приложение 4


Техника безопасности при работе с компьютером во время занятий


  1. Во время занятий будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания педагога.

  2. Соблюдайте расстояние до экрана монитора — 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

  3. За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.

  4. Если стул с регулируемой высотой, то ее следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

  5. Работать на клавиатуре (технике) разрешается только чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.

  6. Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы, вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

  7. В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе техники немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.

Приложение 5


Простые правила работы живописными материалами:
  1. Цвет – это свойство предметов отражать одни световые лучи и поглощать другие.

  2. Белый цвет состоит из трех основных образующих цветов: желтого, синего и красного.

  3. Любой составной цвет получается путем смешения двух первоначальных цветов и является дополнительным. Например, фиолетовый – это результат смешения синего и красного цветов.

  4. Дополнительные цвета усиливают друг друга. Если поместить зеленый предмет рядом с красным, то и зеленый и красный цвета будут казаться еще ярче!

  5. Работай быстро, акварель любит влагу! Не страшно, если у тебя случайно смешались краски на рисунке – отожми кисточку и промокни это место.

  6. Если у тебя нет подходящего цвета – смешай его на палитре.

  7. Поскольку белой краски в акварели нет, то, если тебе нужен белый цвет, просто не закрашивай это место в рисунке – белая бумага заменит тебе белый цвет.


Простые правила работы графическими материалами:


  1. Во избежание всевозможных ошибок, набросайте первоначальный эскиз на черновой бумаге. Цветной карандаш неохотно поддается стиранию.

  2. Всегда начинайте работу с наиболее светлых валеров и заканчивайте темными.

  3. Старайтесь не ограничиваться карандашом какого-либо одного определённого цвета. Положенные один на другой слои комбинированных красок возбуждают особый визуальный интерес.

  4. Опасайтесь быстрого наполнения пигментом поверхности листа. Это станет препятствием для закрепления краски.

  5. Детали наносите в последнюю очередь, чтобы избежать их полного закрытия красками или размазывания пигмента по поверхности основы.

  6. При сильном нажатии грифель карандаша может отслаиваться. Осторожно удалите крошки с бумаги; не допускайте вдавливания частиц пигмента в бумагу на важнейших участках рисунка. Это может негативно сказаться на конечном результате.

  7. Старайтесь ориентироваться в многообразии предлагаемых художественных средств. На участках теплых цветов воспользуйтесь карандашами: умброй темной, французской серой или теплой серой.

  8. Холодные тона выделяйте карандашами цвета индиго синего или холодного серого.

Приложение 6

Инструкционная карта

Этапы создания картин в технике «Пластилинография»
  1. Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: предлагается готовый эскиз; эскиз вы- полнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребенок сам выполняет эскиз по собственному замыслу.

  2. Перенос эскиза на основу (картон, ДВП, стекло и т.д.).

  3. Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов.

  4. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов нанесения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое — при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное — для изображения солнечных лучей. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится.

  5. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы выполняются в двух техниках — технике мазка и технике барельефа.

Приложение 7


Входная диагностическая работа. Тест.


    1. Кто такой живописец?

а) человек, умеющий писать б) художник

в) писатель, пишущий рассказы


    1. Из предложенных цветов выберите те, которые относятся к главным? (3 балла) а) синий

б) красный в) жёлтый г) зелёный


    1. Что будет с цветом, если смешать его с белой краской? а) посветлеет

б) потемнеет

в) ничего не произойдёт


    1. Какой из перечисленных цветов не является основным? а) жёлтый

б) красный в) синий

г) зелёный


    1. Какие краски, цвета называют теплыми, а какие – холодными? (Укажи стрелками) тёплые холодные



красный жёлтый голубой оранжевый синий фиолетовый зелёный



Промежуточная аттестация. Тест


  1. Натюрморт – это…

а) изображение какой-либо местности, картин природы; б) изображение человека или группы людей;

в) изображение предметов обихода, цветов, плодов.


  1. Художники-анималисты изображают на картинах: а) природу;

б) портреты людей; в) животных;

г) сказочные сюжеты.


  1. Соедини фамилии художников и названия их картин: И.И. Шишкин «Золотая осень»

В.М.Васнецов «Корабельная роща»


И.И.Левитан «Богатыри»


  1. Закончи предложение:

Небольшая тонкая и лёгкая пластинка четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски в процессе работы – это …

а) стека

б) палитра в) ватман


  1. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет? а) красный и коричневый

б) красный и синий в) красный и чёрный

г) синий и коричневый


Цель: установление фактического уровня теоретических знаний учащихся по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебная кисть»

Теоретическая часть представлена в виде теста, состоящего из 5вопросов.


Критерии оценивания:

Теоретическая часть: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5. Тест считается пройденным если учащийся набрал 3 и более баллов.


Высокий уровень - 5 баллов Средний уровень - 4 балла

Низкий уровень - 3 балла и менее

Итоговая аттестация. Тестирование.


  1. Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного искусства? а) графика

б) скульптура в) кино

г) живопись


  1. Сколько цветов можно выделить в радуге? а) 5

б) 7

в) 9

г) 13


  1. К какому жанру относится изображение птиц и животных? а) пейзаж

б) бытовой

в) анималистический г) натюрморт


  1. Цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок, называют… а) основными

б) составными в) тёплыми

г) холодными


  1. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета есть… а) мольберт

б) палитра в) пастель г) акварель


  1. Картины, изображающие, различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы. а) пейзаж

б) портрет в) этюд

г) натюрморт


  1. В какой росписи используются только белая и синяя краски? а) Хохломская

б) Городецкая в) Гжель

г) Дымковская


  1. Подпиши виды изобразительного искусства.




  1. Нарисуй рисунок на тему «Ах, лето!», используя различные техники рисования.


Цель: установление фактического уровня теоретических знаний учащихся по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебная кисть»; установление соответствия уровня знаний и навыков учащихся требованиям программы.

Итоговая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть представлена в виде теста, состоящего из 8 вопросов. Практическая часть – выполнение рисунка на тему «Ах лето!»


Критерии оценивания:

Теоретическая часть: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 8.

Практическая часть:

  1. композиционное решение – 2 балла;

  2. соразмерность элементов рисунка (расположение на листе) – 2 балла;

  3. соответствие цветовой гамме– 2 балла;

  4. аккуратность выполнения рисунка – 2 балла.

Максимальное количество баллов 8.


Максимальное количество баллов за теоретическую и практическую часть 16.

Высокий уровень - 14-16 баллов; Средний уровень - 11-13 баллов;

Низкий уровень - 8-10 баллов и менее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!