1 | Вводный инструктаж ИТБ-013-2011. История робототехники | Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Цели и задачи курса. Что такое роботы. Ролики, фотографии и мультимедиа. Рассказ о соревнованиях роботов. Организация рабочего места. | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
I | ОПИСАНИЕ КОМПОНЕНТОВ (16 Ч.) |
2 | Функции рабочей тетради | Ссылки внутри рабочей тетради. Справочная информация. Ссылки на внешние документы. Картинки. | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
3 | Основные детали конструктора | Электродвигатель с энкодером (сервомотор) Электродвигатель XS Лампа накаливания Лампа накаливания с линзой Зарядное устройство Accu Set. | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
4 | Спецификация конструктора | Способы соединения деталей в конструкторе Электричество, электроника | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
5 | Знакомство с контроллером | Подключение датчиков и исполнительных устройств. Контроллер. Bluetooth. USB. Кнопки управления | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
6 | Основы конструирования устойчивых конструкций | Архитектура в мире моделей. Сборка собственных конструкций из деталей | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
7 | Параметры мотора и лампочки | Лампа накаливания с линзой и без линзы | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
8 | Изучение влияния параметров на работу модели | Изучение влияния параметров на работу модели | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
9 | Знакомство с датчиками | Схемы включения | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
10 | Кнопочный переключатель | Осязание, замкнутая цепь, разомкнутая цепь | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
11 | Датчик освещенности | Датчик освещенности | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
12 | Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности | Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
13 | Фототранзистор | Реакция на яркость света | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
14 | Датчик маршрута | Цифровой инфракрасный (ИК) прибор для определения черной полосы на светлом фоне | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
15 | Ультразвуковой датчик | Ультразвуковой датчик | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
16 | Датчик температуры | Измерение температуры | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
17 | Соединительные провода и клеммы | Соединительные провода и клеммы | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
| |
18 | Визуальные языки программирования | Визуальные языки программирования | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
19 | Программа ROBO Pro. | Интерактивная справка к ROBO Pro, графический интерфейс программного обеспечения, назначение пиктограмм | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
20 | Разделы программы, уровни сложности | Разделы программы, уровни сложности | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
21 | Знакомство с командами | Отработка составления простейшей программы по шаблону | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
22 | Передача программы. Запуск программы | Интерактивная справка к ROBO Pro, графический интерфейс программного обеспечения, назначение пиктограмм | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
23 | Команды визуального языка программирования | Команды визуального языка программирования | Фронтальная, индивидуальная, групповая формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
24 | Изучение окна инструментов | Элементы окна инструментов | Фронтальная, индивидуальная, групповая формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
25 | Изображение команд в программе | Команды в программе | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
26 | Работа с пиктограммами. Соединение команд | Составление блок- схем | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
27 | Знакомство с командами мотора | Запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп | Фронтальная, индивидуальная, групповая формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
28 | Машины на гусеничном ходу | Обзор машин на гусеничном ходу | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
29 | Повторный инструктаж ИТБ-013-2011. Простой робот | Сборка модели | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
30 | Сборка модели с использованием мотора | Сборка модели с использованием мотора | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
31 | Составление программы, передача, демонстрация | Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы Пример программы: Basic_Model_1.rpp | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
32 | Счетчик импульсов | Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы Пример программы: Basic_Model_2.rpp | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
33 | Подпрограммы | Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы Пример программы: Basic_Model_3.rpp | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
34 | Синхронизация. Движение по прямой | Отработка составления, передачи и запуска программы Пример программы: Basic_Model_4.rpp | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
35 | Звуковой сигнал | Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы Пример программы: Trail_searcher_1.rpp | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
36 | Коррекция направления движения | Составление программы, передача, демонстрация Пример программы: Trail_searcher_2.rpp | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
37 | Поиск черной линии | Составление программы, передача, демонстрация Пример программы: Trail_searcher_3.rpp | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
38 | Эксперименты со скоростью электромоторов | Составление программы, передача, демонстрация | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
39 | Тоннельный робот- пожарный | Сборка модели | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
40 | Тоннельный робот- пожарный | Сборка модели | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
41 | Движение вдоль стены | Составление программы, передача, демонстрация Пример программы: Tunnel_1.rpp | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
42 | Реакция на изменение температуры | Составление программы, передача, демонстрация Пример программы: Tunnel_2.rpp | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
43 | Датчик цвета. Работа с окном Interface Test | Сборка модели | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
44 | Реакция на зеленый цвет детали | Сборка модели Пример программы: Color_detector_2.rpp | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
45 | Распознавание различных цветов на маршруте | Составление программы, передача, демонстрация Пример программы: Color_detector_3.rpp | Индивидуальная форм организации деятельности. Методы: упражнения | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
46 | Робот- исследователь | Сборка модели | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
47 | Робот- исследователь | Сборка модели | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
48 | Реакция на препятствие | Составление программы, передача, демонстрация Пример программы: Explorer_1.rpp | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
49 | Датчики маршрута и дальномера | Поворот машины на гусеничном ходу Пример программы: Explorer_2.rpp | Фронтальная форма организации деятельности. Методы: беседа, рассказ | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
50 | Реакция для трех датчиков | Составление программы, передача, демонстрация Пример программы: Explorer_3.rpp | Фронтальная форма организации деятельности. Методы: беседа, рассказ | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
51 | Передача измеренных параметров | Составление программы, передача, демонстрация Пример программы: Explorer_4.rpp | Фронтальная форма организации деятельности. Методы: беседа, рассказ | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
52 | Робот- спасатель | Сборка модели | Фронтальная форма организации деятельности. Методы: беседа, рассказ | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
53 | Робот- спасатель | Использование заданий с сайта www.robocupjunior.de | Фронтальная форма организации деятельности. Методы: беседа, рассказ | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
54 | Балансирующий робот | Сборка модели | Фронтальная форма организации деятельности. Методы: беседа, рассказ | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
55 | Балансирующий робот | Использование заданий с сайта www.robocupjunior.de | Фронтальная форма организации деятельности. Методы: беседа, рассказ | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
56 | Робот- художник | Сборка модели | Фронтальная форма организации деятельности. Методы: беседа, рассказ | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
57 | Робот- художник | Использование заданий с сайта www.robocupjunior.de | Фронтальная форма организации деятельности. Методы: беседа, рассказ | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
III | ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППАХ (13 ч.) |
58 | Тематика творческих проектов | Исполнитель, вспомогательный алгоритм. Управление исполнителем | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Планирование своей деятельности под руководством учителя; самостоятельно вырабатывать алгоритм действий; решать учебные проблемные задачи |
59 | Разработка собственных моделей в группах | Управление исполнителем | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
60 | Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект | Управление исполнителем | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
61 | Конструирование модели | Управление исполнителем | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
62 | Программирование модели группой разработчиков | Управление исполнителем | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
63 | Виды проектной документации | Управление исполнителем | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
64 | Презентация моделей | Управление исполнителем | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
65 | Выставка | Управление исполнителем | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
66 | Подготовка к соревнованиям | Конструкция «ветвление». Управление исполнителем Робот с использованием конструкции ветвления. Решение задач. Работа в среде «Алгоритмика» | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
67 | Подготовка к соревнованиям | Конструкция «ветвление». Управление исполнителем Робот с использованием конструкции ветвления. Решение задач. Работа в среде «Алгоритмика» | Фронтальная форма организации деятельности. Методы: беседа, рассказ | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
68 | 29.05 | | Тренировки на полигонах | Преодоление различных препятствий, поиск различных предметов. Двери, наклоны. | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
69 | 05.06 | | Соревнования | Управление исполнителем | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |
70 | 05.06 | | Зачет | | Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности. Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером | Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений |