СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Робототехника.Fischertechnik. Исследования»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

научно-технической направленности

«Робототехника.Fischertechnik. Исследования»

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Робототехника.Fischertechnik. Исследования»»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Артинского городского округа

«Артинская средняя общеобразовательная школа № 6»



ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета МАОУ АГО «Артинская СОШ №6»

Протокол № 1 от 28.08.2020 года


УТВЕРЖДЕНО:

Приказ № 162-од от 28.08.2020г.

Директор МАОУ АГО

«Артинская СОШ №6»

____________ О.А. Голых






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

научно-технической направленности

«Робототехника.Fischertechnik. Исследования»





Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 7-8 класс (13 – 14 лет)





Разработала:

Мангилев Николай Игоревич,

учитель информатики

квалификационная категория- СЗД,

педагог дополнительного образования








п.г.т. Арти

2020-2021 учебный год



Пояснительная записка



Нормативно – правовое обоснование


  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 11, ст. 13 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Собрание законодательства РФ, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326);

  • Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14«Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  • Письмо Минобрануки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

  • Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «об утверждении Порядка применения организыциями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологиц при реализации образовательных программ».

  • Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области, 2020 г.

  • Устав МАОУ АГО «АСОШ № 6».

  • Методические рекомендации по оформлению рабочих программ дополнительного образования в МАОУ АГО «АСОШ № 6», утверждённые приказом директора школы от 09.02.2016 года № 29 – од.



Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Робототехника.Fischertechnik.Исследования» заключается в популяризации и развитии технического творчества у обучающихся, формировании у них первичных представлений о технике её свойствах, назначении в жизни человека. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации учащихся, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Новизна программы. Работа с образовательными конструкторами FisherTehnik позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания - от теории механики до психологии, - что является вполне естественным. Ценность, новизна программы состоит в том, что в ней уделяется большое внимание практической деятельности учащихся: освоение базовых понятий и представлений об программировании, а также применение полученных знаний физики, информатики и математики в инженерных проектах. Программа основана на принципах развивающего обучения, способствует повышению качества обучения, формированию алгоритмического стиля мышления и усилению мотивации к обучению.

Актуальность программы Современное общество – стремительно развивающаяся система, для ориентирования в которой ребятам приходится обладать постоянно растущим кругом дисциплин и знаний. Данный курс помогает учащимся не только познакомиться с вливающимся в нашу жизнь направлением робототехники, но и интегрироваться в современную систему.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют учащимся в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Программа разработана для того, чтобы позволить обучающимся работать наравне со сверстниками и подготавливает к работе с более взрослыми обучающимися. Способствует развитию самосознания, обучающегося как полноценного и значимого члена общества.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить учащихся к творчеству. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Обучающиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Также педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребностям общества и образовательным стандартам в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие информационной культуры обучающихся. Содержание программы определяется с учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе общения.

Отличительная особенность: данная программа разработана для обучения обучающихся основам конструирования и моделирования роботов при помощи программируемых конструкторов Fishertehnik. Программа предполагает минимальный уровень знаний операционной системы Windows. Курс робототехники является одним из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий обучающиеся собирают и программируют роботов, проектируют и реализуют миссии, осуществляемые роботами – умными машинками. Командная работа при выполнении практических миссий способствует развитию коммуникационных компетенций, а программная среда позволяет легко и эффективно изучать алгоритмизацию и программирование, успешно знакомиться с основами робототехники.

Главные принципы:

1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.

2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.

3. Предполагает постепенное усложнение материала.

4. Добровольность участия в данном виде деятельности.

5. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.


Задача кружка в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую деятельность обучающихся, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.


Критерии эффективности программы:

- степень участия детей в мероприятиях, кружках, соревнованиях, музыкальных часах и т.д.;

- мотивация детей на различные виды деятельности;

- результаты диагностики психологического и эмоционального состояния подростков;

- результаты диагностики активности детей в мероприятиях и разных видах деятельности.


Адресат: мальчики и девочки в возрасте 13-14лет, обучающиеся школы, набор детей в группу – свободный. Количество обучающихся в группе 10 человек.


Режим занятий занятия проводятся 2 раза в неделю во вторник и пятницу, продолжительность занятий по 90 минут.


Объем программы 70 часов в год.


Срок освоения программы 1 учебный год, 35 недель.


Формы обучения занятия проходят в форме подачи теоретического и практического материала один раз в неделю по одному часу.


Формы обучения:

  • Фронтальная;

  • Индивидуальная;

  • Индивидуально-групповая;

  • Групповая


Основные виды занятий по данной программе:

  • обучение,

  • применение знаний на практике через практические занятия,

  • участие в конкурсах по созданию буктрейлеров, защита проектов, сочинений


Формы подведения результатов:

  • Презентация

  • Открытые занятия.


Цели и задачи общеразвивающей программы


Основная цель программы – содействие развитию у обучающихся навыков деятельностных компетенций через погружение в работу кружка; научить обучающихся законам моделирования, программирования и тестирования Fishertehnik-роботов, путем создания команды, в которой каждый ребёнок является лидером; саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность; введение обучающихся в сложную среду конструирования с использованием информационных технологий. Создание условий для развития у кружковцев коммуникативных компетенций посредством расширения социальных связей, создание ситуации успеха в роли члена коллектива и развитие навыков технической деятельности, работы со специализированным оборудованием, подготовка к свободному, осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности.


Задачи:

Образовательные:

- создать условия для обучения с Fishertehnik -оборудованием и программным обеспечением самостоятельно (в группе); планировать процесс работы с проектом с момента появления идеи или задания и до создания готового продукта;

- содействовать обучающимся в умении применять знания и навыки, полученные при изучении других предметов: математики, информатики, технологии; в умение собирать, анализировать и систематизировать информацию;

- дать обучающимся навыки оценки проекта и поиска пути его усовершенствования.

Развивающие:

- содействовать обучающимся в развитии у них конструкторских, инженерных и вычислительных навыках, в творческом мышлении;

- развить у обучающихся умение самостоятельно определять цель, для которой должна быть обработана и передана информация;

- способствовать развитию у обучающихся умения исследовать проблемы путём моделирования, измерения, создания и регулирования программ;

- создать условия для развития умения излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений;

- развивать умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Воспитательные:

- способствовать формировать мотивацию успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий;

- создать условия для формировать умений искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

- содействовать обучающимся в воспитании командного духа, команды, где каждый ребёнок умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

- сформировать у обучающихся адекватное отношение к командной работе, без стремления к соперничеству.

Содержание общеразвивающей программы


Учебный (тематический) план

п/п

Тема урока

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Формы и методы работы

Виды деятельности

1

Вводный инструктаж ИТБ-013-2011.

История робототехники

Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Цели и задачи курса. Что такое роботы. Ролики, фотографии и мультимедиа. Рассказ о соревнованиях роботов.

Организация рабочего места.


Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой



Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

I

ОПИСАНИЕ КОМПОНЕНТОВ (16 Ч.)

2

Функции рабочей тетради

Ссылки внутри рабочей тетради.

Справочная информация.

Ссылки на внешние документы.

Картинки.

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

3

Основные детали конструктора

Электродвигатель с энкодером (сервомотор)

Электродвигатель XS

Лампа накаливания

Лампа накаливания с линзой

Зарядное устройство Accu Set.

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

4

Спецификация конструктора

Способы соединения деталей в конструкторе Электричество, электроника

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

5

Знакомство с контроллером

Подключение датчиков и исполнительных устройств. Контроллер. Bluetooth. USB. Кнопки управления

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

6

Основы конструирования устойчивых конструкций

Архитектура в мире моделей. Сборка собственных конструкций из деталей


Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

7

Параметры мотора и лампочки

Лампа накаливания с линзой и без линзы

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

8

Изучение влияния параметров на работу модели

Изучение влияния параметров на работу модели

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой,

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

9

Знакомство с датчиками

Схемы включения

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой,

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

10

Кнопочный переключатель


Осязание, замкнутая цепь, разомкнутая цепь

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

11

Датчик освещенности


Датчик освещенности


Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

12

Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности


Влияние предметов разного цвета на показания датчика освещенности


Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

13

Фототранзистор


Реакция на яркость света

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

14

Датчик маршрута


Цифровой инфракрасный (ИК) прибор для определения черной полосы на светлом фоне

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

15

Ультразвуковой датчик


Ультразвуковой датчик


Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

16

Датчик температуры


Измерение температуры

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой


Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

17

Соединительные провода и клеммы

Соединительные провода и клеммы

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений



18

Визуальные языки программирования

Визуальные языки программирования

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

19

Программа ROBO Pro.

Интерактивная справка к ROBO Pro, графический интерфейс программного обеспечения, назначение пиктограмм

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

20

Разделы программы, уровни сложности

Разделы программы, уровни сложности

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

21

Знакомство с командами

Отработка составления простейшей программы по шаблону

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

22

Передача программы. Запуск программы

Интерактивная справка к ROBO Pro, графический интерфейс программного обеспечения, назначение пиктограмм

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

23

Команды визуального языка программирования


Команды визуального языка программирования


Фронтальная, индивидуальная, групповая формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

24

Изучение окна инструментов


Элементы окна инструментов


Фронтальная, индивидуальная, групповая формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

25

Изображение команд в программе


Команды в программе

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

26

Работа с пиктограммами. Соединение команд


Составление блок- схем

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

27

Знакомство с командами мотора


Запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп

Фронтальная, индивидуальная, групповая формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

28

Машины на гусеничном ходу

Обзор машин на гусеничном ходу

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

29

Повторный инструктаж ИТБ-013-2011.

Простой робот

Сборка модели

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

30

Сборка модели с использованием мотора


Сборка модели с использованием мотора


Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

31

Составление программы, передача, демонстрация


Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы


Пример программы: Basic_Model_1.rpp

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

32

Счетчик импульсов

Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы


Пример программы: Basic_Model_2.rpp

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

33

Подпрограммы

Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы


Пример программы: Basic_Model_3.rpp

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

34

Синхронизация. Движение по прямой

Отработка составления, передачи и запуска программы


Пример программы: Basic_Model_4.rpp

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

35

Звуковой сигнал

Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы


Пример программы: Trail_searcher_1.rpp

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

36

Коррекция направления движения

Составление программы, передача, демонстрация


Пример программы: Trail_searcher_2.rpp

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

37

Поиск черной линии

Составление программы, передача, демонстрация


Пример программы: Trail_searcher_3.rpp

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

38

Эксперименты со скоростью электромоторов


Составление программы, передача, демонстрация


Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

39

Тоннельный робот- пожарный


Сборка модели

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

40

Тоннельный робот- пожарный


Сборка модели

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

41

Движение вдоль стены


Составление программы, передача, демонстрация


Пример программы: Tunnel_1.rpp

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

42

Реакция на изменение температуры


Составление программы, передача, демонстрация


Пример программы: Tunnel_2.rpp

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

43

Датчик цвета. Работа с окном Interface Test

Сборка модели

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

44

Реакция на зеленый цвет детали


Сборка модели


Пример программы: Color_detector_2.rpp

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

45

Распознавание различных цветов на маршруте


Составление программы, передача, демонстрация


Пример программы: Color_detector_3.rpp

Индивидуальная форм организации деятельности.

Методы: упражнения

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

46

Робот- исследователь

Сборка модели

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

47

Робот- исследователь

Сборка модели

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

48

Реакция на препятствие

Составление программы, передача, демонстрация


Пример программы: Explorer_1.rpp

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

49

Датчики маршрута и дальномера

Поворот машины на гусеничном ходу


Пример программы: Explorer_2.rpp

Фронтальная форма организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

50

Реакция для трех датчиков

Составление программы, передача, демонстрация


Пример программы: Explorer_3.rpp

Фронтальная форма организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

51

Передача измеренных параметров


Составление программы, передача, демонстрация


Пример программы: Explorer_4.rpp

Фронтальная форма организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

52

Робот- спасатель

Сборка модели

Фронтальная форма организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

53

Робот- спасатель

Использование заданий с сайта www.robocupjunior.de

Фронтальная форма организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

54

Балансирующий робот

Сборка модели

Фронтальная форма организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

55

Балансирующий робот

Использование заданий с сайта www.robocupjunior.de

Фронтальная форма организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

56

Робот- художник

Сборка модели

Фронтальная форма организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

57

Робот- художник

Использование заданий с сайта www.robocupjunior.de

Фронтальная форма организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

III

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППАХ (13 ч.)

58

Тематика творческих проектов

Исполнитель, вспомогательный алгоритм. Управление исполнителем

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Планирование своей деятельности под руководством учителя; самостоятельно вырабатывать алгоритм действий; решать учебные проблемные задачи

59

Разработка собственных моделей в группах

Управление исполнителем

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

60

Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект

Управление исполнителем

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

61

Конструирование модели

Управление исполнителем

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

62

Программирование модели группой разработчиков

Управление исполнителем

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

63

Виды проектной документации

Управление исполнителем

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

64

Презентация моделей


Управление исполнителем

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

65

Выставка


Управление исполнителем

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

66

Подготовка к соревнованиям


Конструкция «ветвление». Управление исполнителем Робот с использованием конструкции ветвления. Решение задач. Работа в среде «Алгоритмика»

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

67

Подготовка к соревнованиям


Конструкция «ветвление». Управление исполнителем Робот с использованием конструкции ветвления. Решение задач. Работа в среде «Алгоритмика»

Фронтальная форма организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

68

29.05



Тренировки на полигонах

Преодоление различных препятствий, поиск различных предметов. Двери, наклоны.

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

69

05.06



Соревнования


Управление исполнителем

Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений

70

05.06



Зачет


Фронтальная, индивидуальная формы организации деятельности.

Методы: беседа, рассказ, работа с книгой, практическая работа учащихся за компьютером

Работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа на основе наблюдений







Содержание программы.

(теория, практика)

Планируемые результаты освоения программы


Метапредметные результаты:


Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

  • формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.



Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах обучающегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

  • устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

  • моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивать собеседника и вести диалог;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.


Личностные результаты:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.


Предметные результаты:


По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • правила безопасной работы;

  • основные компоненты конструкторов Fischertechnik;

  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

  • компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

  • конструктивные особенности различных роботов;

  • как передавать программы ROBO TX Controller;

  • как использовать созданные программы;

  • приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.;

  • основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием ЭВМ.

уметь:

  • использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;

  • конструировать различные модели; использовать созданные программы;

  • применять полученные знания в практической деятельности;

владеть:

  • навыками работы с роботами;

  • навыками работы в среде ROBOPro.


Материально-техническое обеспечение


Кабинет: 310

Общая площадь кабинета – 46,5 м2

Количество посадочных мест – 12

Кабинеты укомплектованы мебелью в соответствии с дизайн проектом.






Технические средства обучения

1.

ноутбуки с мышкой и доступом к сети Интернет, на которых установлено следующие программное обеспечение: операционная система Windows (версия не ниже 7), пакет офисных программ MS Office;

2

2.

нетбуки с мышкой, и доступом к сети Интернет, на которых установлено следующие программное обеспечение: операционная система Windows (версия не ниже 7), пакет офисных программ MS Office;

10

3

роботы Fischertechnik

12

4

робот Fischertechnik

1

5

мультимедийный проектор


Экранно-звуковые пособия

1.

Интерактивная панель

1









Кадровое обеспечение

ФИО

Какое образовательное учреждение профессионального образования окончил, специальность по диплому

Стаж научно – педагогической работы

Основное место работы

Мангилев Николай Игоревич

Российский государственный профессионально- педагогический университет 2008, информатика и информационные технологии


7

МАОУ АГО «АСОШ № 6»


Информационное обеспечение



п/п


Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения


Количество


Пособия

1.

карточки


12

2.

презентация (ЦОР «Основы робототехники»)


1






Основные методы, используемые для реализации программы кружка:

  1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

  2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видеороликов, электронных презентаций);

  3. Эвристические – (саморазвитие обучающихся, активная познавательная деятельность);

  4. Практические (работа за компьютером).



Формы аттестации/контроля и оценочные материалы


При освоении курса «Основы компьютерной грамотности» предусмотрены два вида контроля: практическая работа и защита итогового проекта. Контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования образовательной программы и методики обучения. Практическая работа считается выполненной, если обучающийся свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий.

Защита проекта. Критерии: оформление индивидуального проекта; умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.






















Список литературы

Для педагога:


  1. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.

  2. Журнал «ft:pedia», подборка статей за 2013 г. «Основы робототехники на базе конструктора fischertechnik».

  3. Fischertechnik- основы образовательной робототехники. Учеб.-метод. Пособие В.Н.Халамов

  4. Рабочие тетради fischertechnik.

  5. Инструкции по сборке


Для обучающихся


  1. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.

  2. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2009.

  3. Журнал «ft:pedia», подборка статей за 2013 г. «Основы робототехники на базе конструктора fischertechnik».

  4. Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2009.

  5. Рабочие тетради fischertechnik.

  6. Инструкции по сборке


Перечень Web-сайтов:



  1. http://www.ft-fanarchiv.de/

  2. http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198265/


6