СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «Моё родное Забайкалье»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение истории Петровск-Забайкальского района, истории села и школы и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности «Моё родное Забайкалье»»

Комитет образования администрации «Петровск-Забайкальский район»


Муниципальное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества

п.Новопавловка Забайкальского края.



Принята Утверждаю

педагогическим советом Директор МУДО ДДТ

от «__» «_______» 2020г. _______О.М. Овчинникова

протокол №__________ «___» «________» 2020г.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

краеведческой направленности

«Моё родное Забайкалье»

Возраст обучающихся: 11-15лет

Срок реализации: 1год









Автор-составитель:

Прохорова Ольга Павловна

педагог дополнительного

образования



п.Новопавловка 2020г.


1 Комплекс основных характеристик программы


1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа "Моё родное Забайкалье" разработана на основе нормативных документов:

- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» 2015 г.)

Актуальность.

В настоящее время под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определённой тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. «Малая Родина» ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места, исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава Забайкальского края.

 Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков.

Активное участие детей в краеведческой работе приучает их самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению дисциплины. Краеведение играет важную роль в формировании знаний об окружающем мире, воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала


Направленность: Краеведческая

Срок реализации: 1 год

Адресат: дети в возрасте 11-15 лет.

Дети 11 -12 лет отличаются любознательностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. У подростков 11-14 лет резко возрастает значение коллектива, отношение со сверстниками. Подростки 14 -15 лет способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности. Чем насыщеннее энергичнее жизнь, тем более она им нравится.

Отличительные особенности:

Новизна данной программы состоит в свободной самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно - волевых качеств.


Объём и срок освоения программы:

144 часа в год,4 часа в неделю.

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса:Дети разного возраста.

Режим занятий:144 часа в год,2 раза в неделю по 2 часа.


1.2.Цели и задачи:

Цель : Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности. 

Задачи:

Личностные:

создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

 - формировать умение работать в коллективе;

- научить уважать чужой труд;

-содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Метапредметные:

- формировать чувство самоконтроля;

- способствовать формированию профессионального самоопределения личности;

- развивать коммуникативные качества учащихся;

- формировать навыки работы с научной литературой, оформления исследовательских проектов;

- обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время публичных выступлений;

- развивать ораторские способности учащихся.

- воспитать патриотические и эстетические чувства.

Предметные:

- углубить и расширить знания о родном крае, его истории, географии, традициях и культуре;

- обучить учащихся методам научного поиска, познакомить с методами исторического исследования;

- активизировать деятельность учащихся по улучшению природной среды своего края.

1.3.Учебно-тематический план


Название

Теоретически

Практически

Всего

Формы аттестации

1

Вводный урок


2


2

Опрос

2

Забайкалье в древности


6

6

12

Тест

3

Землепроходцы


6

6

12

Опрос

4

Освоение края


7

6

13

Тест

5

История г.Петровск-Забайкальский


6

6

12

Тест

6

История села Харауз


6

6

12

Тест

7

История школы с.Харауз

4

8

12

Создание фотоальбома

8

Декабристы


6

6

12

Опрос

9

Забайкалье в годы ВОВ


6

6

12

Тест

10

Писатели Забайкалья


6

5

11

Опрос

11

Казачество Забайкалья

4

4

8

Опрос

12

Современное Забайкалье

6

6

12

Создание фотоальбома

13

Творческий отчет


4

10

14



Всего



144





Содержание учебного плана

1 года обучения

1. Вводный урок. Постановка цели и задач курса. Диагностика интересов и представлений детей о родном крае. Игра-путешествие по карте Забайкалья и Петровск-Забайкальского р-на.

2. Забайкалье в древности. История Забайкалья насчитывает сотни тысяч лет. Археологические находки. Экскурсия и работа в музее-декабристов г.Петровск-Забайкальский.

3. Землепроходцы. История освоения Забайкалья – одна из славных страниц русской науки. Семейские в Забайкалье

4. Освоение края. Рассказ о русских людях XVI – XVIIвв., которые шли «встреч солнцу», осваивая Сибирь и Забайкалье. Аввакум, Аршинский, Ермак, Миловалов, Власов и др. – имена этих людей не должны быть забыты.

5. История г.Петровск-Забайкальского. Природные и исторические условия выбора места для строительства. Памятники истории, архитектуры, культуры. Люди, внёсшие особый вклад в развитие г. Петровск-Забайкальского.

6. История родного села Харауз. Строительство села. Довоенное время. Харауз в годы войны. Послевоенное время. О знаменитых земляках.

7.История школы с.Харауз. Знакомство с историей возникновения школы. Беседа- информация. Школа вчера,сегодня, завтра. Беседа с директором школы Бурцевой Л.Я. Правила фиксирования исторических событий. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними. Практическое занятие. Знакомство с историческими документами, работа с фотографиями, встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний. Оформление альбомов, стендов, папок.

8. Декабристы. Раскрыть значение деятельности декабристов для Забайкалья. Места на карте края, связанные с каторгой и ссылкой декабристов (Благодатка и Горный Зерентуй, Чита, Петровский Завод, на поселении, могилы декабристов в Забайкалье). Жёны декабристов, последовавшие за ними «во глубину сибирских руд». Экскурсия по местам декабристов ( по возможности).

9. Забайкалье в годы Великой Отечественной войны. Вклад нашего края в победу людскими и материально-техническими ресурсами. Известные военачальники . Эвакогоспитали. Забайкальцы – Герои Советского Союза, кавалеры ордена Славы. Роль Забайкалья в окончании Второй мировой войны в августе 1945 года. Встречи с ветеранами войны и труда. Оформление воспоминаний.

10. Писатели Забайкалья. Обзор литературы по краеведению ( совместно с библиотекарем) Изготовление буклетов о писателях-земляках В. Балябине, К.Седых, Никонове, С.Зарубине, Г.Граубине и др.

11. Казачество Забайкалья.

История забайкальского казачества. Корни казачества, «местные или пришлые»? Станицы. Судьбы казаков после октябрьской революции. Казачество в наше время. Культура, быт и нравы казаков. Казаки на страницах произведений забайкальских писателей.

12. Современное Забайкалье. Районы края. Петровск-Забайкальский район как часть богатейшего полезными ископаемыми края. Как участвуют люди Забайкалья в жизни страны. Регулярные обзоры забайкальской прессы


13. Творческий отчет «Что я узнал(а) о родном крае?».



1.4.Планируемые результаты

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • Историю развития города и района на современном этапе и памятники археологии.

  • Особенности развития города и села в наши дни.

  • Замечательных людей своего села.

  • Богатства края.

  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию.

Учащиеся должны уметь:

  • Описывать основные изменения истории развития района .

  • Систематизировать информацию о родном крае.

  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

  • Оценивать экологическую ситуацию.

  • Оформлять памятки, фотоколлажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. Д.

  • Работать с первоисточниками.

  • Составлять доклады, рефераты.


2.Комплекс организационно – педагогических условий


2.1. Календарно – учебный график


п/п

месяц

Форма занятия

Тема

Кол.

Часов

Место проведения

Дата

1

сентя

брь

беседа

Вводное занятие.

Предмет, определение,содержание курса.

1

Каби

Нет


2

сентябрь

Игра-путешествие

Игра-путешествие по карте Забайкалья и Петровск-Забайкальского района

1

Кабинет


Забайкалье в древности

3

Сентябрь

Беседа

Презентация

Моё Забайкалье – частица России. История флага, герба, гимна Забайкальского края.

4

Каби

Нет


4

Сентябрь

Беседа

Презентация

Работа с географической картой России.

2

Кабинет


5

Сентябрь

Беседа. Презентация.

Географическое положение, границы поселения и их изменения.

4

Каби

Нет


6

Октябрь

Экскурсия

Экскурсия и работа в музее-декабристов г.Петровск-Забайкальский.


2

Музей –декабристов г.Петровск-Забайкальский





Землепроходцы




7




8

октябрь



октябрь

Занятие – игра





История Забайкалья




Создание презентации .

4




2

Каби

нет



Каби

Нет


9

Октябрь

беседа

Семейские в Забайкалье




2





Каби

нет






10

Октябрь

занятие

Создание презентации

4

Каби

Нет












Освоение края




11

Октябрь

беседа

Рассказ о русских людях XVI-XVII вв., осваивавшие Сибирь

4



Кабинет


12

Октябрь

беседа

Аввакум, Аршинский, Ермак, Миловалов, Власов и др.- имена этих людей не должны быть забыты.

3



13

Октябрь

Практическое занятие

Составление презентации


2




Кабинет


14

Нояб

рь

беседа

Старинные праздники и традиции

2

Кабинет


15

Нояб

рь

Практическое занятие

Составление презентации «Старинные праздники и традиции»

2

Кабинет





История г.Петровск-Забайкальского




16

Ноябрь

беседа

Природные и исторические условия выбора места для строительства

2

кабинет




17

Ноябрь

беседа

Памятники истории, архитектуры, культуры

2

Кабинет


18

Ноябрь

Практическое занятие

Люди, внёсшие особый вклад в развитие г.Петровск-Забайкальского

2

Сельская библиотека, кабинет


19

Ноябрь

экскурсия

«ЖД вокзал»

2

ЖД вокзал


20

Ноябрь – декабрь

Практическое занятие

Создание фотоальбома

4

Кабинет





История села Харауз




21

Декабрь

беседа

Строительство села

1


кабинет




22

Декабрь


беседа

Довоенное время

1

кабинет


23

Декабрь

беседа

Харауз в годы войны

2

Кабинет


24

Декабрь

беседа

Послевоенное время

2

кабинет


25

Декабрь

Практическое занятие

О знаменитых земляках

4

кабинет

.


26

Декабрь

Беседа Подготовка презентации

История села Харауз

2

кабинет







История школы с.Харауз




27

Декабрь

Рассказ

беседа



Знакомство с историей возникновения школы



2



кабинет


28

Декабрь

Беседа

«Школа вчера,сегодня, завтра»

2

Кабинет


29

Декабрь-январь

Встреча с интересными людьми

Встречи с интересными людьми

4

Кабинет


30

Январь

Практическое занятие

Оформление фотоальбома, стенда, папок

4

Кабинет





Декабристы




31

Январь

беседа

Значение деятельности декабристов для Забайкалья

2

Кабинет


32

Январь


беседа

Места на карте

2

Кабинет


33

Январь

беседа

Жёны декабристов

2

Кабинет


34

Февраль

Экскурсия, беседа

Экскурсия в музей декабристов

2

Музей Декабристов


35

Февраль

Практическое занятие

Создание презентации «Декабристы в Забайкалье»

4

Кабинет





Забайкалье в годы ВОВ




36

Февраль

Беседа

Вклад нашего края в победу

2

Кабинет


37

Февраль

Рассказ, беседа

Забайкальцы- Герои Советского Союза, кавалеры ордена Славы

2

Кабинет


38

Февраль


Рассказ, беседа

Роль Забайкалья в окончании Второй мировой войны

2

Кабинет


39

Февраль

Практическое занятие

Встречи с ветеранами войны и труда

3



40

Март

Практическое занятие

Оформление воспоминаний

3

Кабинет





Писатели Забайкалья




41

Март

беседа

Писатели Забайкалья

4

Кабинет


42

Март

беседа

Книги о Забайкалье

2

Кабинет


43

Март

Практическое занятие

Обзор литературы по краеведению

2

Сельская и школьная библиотека


44

Март

Практическое занятие

Изготовление буклетов о писателях -земляках

3

Кабинет





Казачество Забайкалья




45

Март

беседа

История забайкальского казачества

2

Кабинет


46

Март

беседа

Казачество в наше время

2

Кабинет


47

Апрель

Практическое занятие

Казачество на страницах произведений забайкальских писателей

4

Сельская и школьная библиотека, кабинет





Современное Забайкалье




48

Апрель

Беседа

Районы края

2

Кабинет


49

Апрель


беседа

Петровск-Забайкальский район как часть богатейшего региона полезными ископаемыми

2

Кабинет


50

Апрель

беседа

Как участвуют люди Забайкалья в жизни страны

2

Кабинет


51

Апрель

Практическое занятие

Обзор забайкальской прессы

2

Сельская библиотека


52

Апрель

Практическое занятие

Создание фотоальбома «Мое родное Забайкалье»

4

Кабинет





Творческий отчёт




53

Апрель


Обсуждение и составление сценария творческого отчета

4

кабинет


54

Май

Практическое занятие

Подготовка к творческому отчету

8

Кабинет, актовый зал


55

Май


Творческий отчет

2

Актовый зал



2.2 Материально- техническое обеспечение:

Кабинет

Для занятий необходимы: общая тетрадь, цветные карандаши, ручка, альбом.

Компьютеры, сканер, принтер, проектор, который используется для подготовки конкурсам, для оформления исследовательских проектов и презентаций.

При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы.дидактические и методические материалы, энциклопедии, таблицы.

Кадровое обеспечение:Педагог дополнительного образования.

2.3Формы аттестации

Формы  отслеживания и фиксации результатов:

    Формы отслеживания результатов усвоения программы «Краеведение» предполагает:

-индивидуальное наблюдение при выполнении практических приемов учащимися;

- тестирование  при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала;

- портфолио творческих достижений;

- материалы тестирования.

Формы предъявления  и демонстрации образовательных результатов:

  • Результаты итоговой диагностики.

  • Результаты участия в конкурсах различного уровня.

  • Отслеживание посещаемости по журналу.

2.4Оценочные материалы


Контроль полученных знаний осуществляется в результате выполнения творческих работ по истории родного края, проведение опроса тестирования по изученным темам.

Тест «Мой край » (приложение 1)

Тест» Я и моя семья» (приложение 2)

Опрос «История села» (приложение 3)

Тест «Славные люди края» (приложение 5)

Тест «Обряды и обычаи народов нашего края» (приложение 6)

Викторина «Знай и люби свой край…» (приложение 7)


2.5Методические материалы


Методы обучения словесный, наглядно-практический, объяснительно- иллюстративный, игровой.

Методы  воспитания убеждение, мотивация, стимулирование.

Формы организации образовательного  процесса - групповая.

Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская,

Педагогические технологии – элементы  технологии  группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии, технология исследовательской деятельности.

Алгоритм учебного занятия:

Организационный момент;

Основная часть;

Подведение итогов;

Рефлексия

                         

           

2.6.Список литературы для педагога


  1. Чернышевский Н.Г., Белоусов В.Е., Васильев С.Г. Древнее Забайкалье: природа и культура – Чита: изд-во «ЗабГГПУ», 2009. – 143 с. Сборник содержит публикации известных забайкальских археологов о Древнем Забайкалье и посвящен памяти видного археолога, исследователя древнего Забайкалья, доктора исторических наук И.И. Кириллова.

  2. Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2017 Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2018 год.

  3. Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, год.

  4. Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.

  5. Материалы архива.


Литература для детей


  1. История Восточного Забайкалья. Читинская область/ Кириллов И.И.: Учебное пособие дл учащихся средней школы.- Иркутск: ИГЭА, 2001. – 283 С.

  2. Портнягина И.Ю. Страницы древней истории Забайкалья: Учебная книга для учащихся средних общеобразовательных школ - Чита: Поиск, 2000, 128 с.

  3. Портнягина И.Ю. Рабочая тетрадь по истории Забайкалья. – Чита: Поиск, 2000, в двух частях.

  4. Граубин Г. Р. Серебряный капкан. – Иркутск 1993 г.
























Приложение.1

Тест « Мой край»

Начало формы

1. 

Какая птица изображена на гербе Забайкальского края?

Сокол

Орёл

Иволга

2. 

В каком году был образован Забайкальский край?

В 1948 году

В 1999 году

В 2008 году

3. 

Каким по площади субъектом Российской Федерации является Забайкальский край?

Третьим

Пятым

Двенадцатым

4. 

Какие три цвета присутствуют на флаге Забайкальского края?

Красный, желтый и зелёный

Белый, синий и зелёный

Оранжевый, чёрный и синий

5. 

Какой город является административным центром Забайкальского края?

Краснокаменск

Чита

Забайкальск

6. 

С каким субъектом Российской Федерации не граничит Забайкальский край?

Амурская область

Республикой Бурятия

Алтайский край

7. 

На границе с какими странами расположен Забайкальский край?

Монголией и Китаем

Абхазия и Украина

КНДР и Япония

8. 

К какому федеральному округу Российской Федерации относится Забайкальсикий край?

К Уральскому

К Приволжскому

К Сибирскому

9. 

Какая из рек полностью расположена на территории Забайкальского края?

Газимур

Аргунь

Чикой

10. 

Сколько городов расположено на территории Забайкальского края?

10

17

21

Конец формы











Приложение№2

Тест «Я и моя семья»


1.В чём сила семейного рода?


а. В почтении и памяти предков

б. В дворянском происхождении рода

в. В наличии богатства


2.Что такое родословная?


А. Перечень поколений одного рода

б. Список членов одной семьи

в. Свидетельство о рождении человека


3.Стране ничто не может угрожать и не страшны ей враги, если …


А.В семье растут сыновья

Б. Крепки отношения в семье

В.В семье любят говорить о подвигах


4.Что такое семейные реликвии?


А. Документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение

Б. Денежные средства, переданные по завещанию

В. Дуб, который посадил дед


5.Что значит для тебя семья?
Какое мнение верное?


А. Если я знаю, что нужен родным, которые меня любят, и верю, что есть дом, где меня ждут, - это и есть моя семья

Б. Моя семья – это там, где накормят, дадут деньги на всякие расходы и больше обо мне не вспомнят

В. Моя семья там, где мне весело, где много игрушек, компьютерных игр, где мне никто не мешает отдыхать, и я ни за что не отвечаю


6.Каким ты можешь стать, если родители воспитывают тебя быть честным?


А. Справедливым

Б. Безразличным ко всему

В. Назойливы

Приложение 3.

Опрос «История села»



1.На какой реке расположен село Харауз?

2.В каком году основали село?

3.Сколько у нас улиц? Назовите.

4. В каком году построен СДК и школа?

5.Расскажите о выдающих людях нашего села

6.Какие предприятия имеются в нашем селе и с какой целью они созданы?

7.Какие культурные центры имеются в нашем селе?

















38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!