СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Соболева Евгения Витальевна_дополнительная общеобразовательная программа
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Большеуковского муниципального района Омской области
“Центр развития творчества детей и юношества”
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ:
Педагогического совета директор БОУ ДОЦРТД и Ю
Протокол №___________ ____________________
от «__»___________20 г. (А.Н.Белянкина)
«__» __________ 20 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ВЕСЕЛАЯ КИСТОЧКА»
(художественной направленности)
Возраст обучающихся: 7-12 лет.
Срок реализации: 2 года (144, 216 ч)
Форма реализации программы – очная
Уровень реализации - базовый
Автор - составитель: Соболева Е.В.
педагог дополнительного образования
БОУ ДО ЦРТДиЮ
с. Большие Уки-2020 год
Оглавление
1.Пояснительная записка......................................................................................2
2.Учебно-тематический план …………………………………………………...7
3.Содержание программы …………………………………………………...….11
4.Контрольно – оценочные средства. Мониторинг образовательных результатов по программе....................................................................................28
5. Условия реализации ………………………………………………………….29
6.Список литературы........................................................................................... .30
7. Приложение
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по рисованию «Веселая кисточка» разработана в соответствии с Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. В основу программы положен принцип воспитывающего обучения, реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующие личность в целом.
За основу взята программа по изобразительному искусству Л.Г.Ведерникова.
Уровень программы – базовый.
Направленность программы - художественная.
Актуальность программы. Процесс воспитания культурной личности, формирование её эстетического сознания определяются совокупностью эстетических чувств, потребностей, эстетического вкуса и идеала через формирование самоуважения, исторического сознания, оценочного отношения к предметному миру. Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей младшего и среднего школьного возраста.
Встречи с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребёнка, радость от сознания красоты - это всё воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчёта, познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и назначение в этом прекрасном, беспредельном мире.
Отличительные особенности и новизна программы
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Форма обучения по программе - очная.
Трудоемкость программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем курса 1-го года обучения 144 часа, 2-го года обучения 216 часов. Продолжительность учебных занятий составляет на 1-ом году обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, на 2-ом году обучения – 3 раза в неделю по 2 часа.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа предусматривает доступные для детей и достаточно разнообразные виды занятий: нетрадиционные техники рисования, рисование с натуры; рисование на заданные темы, по представлению, по памяти; изготовление сувениров, беседы, экскурсии, показ репродукций, картин известных художников, рисование на компьютере в программе Paint.
Формы занятий строятся с учётом особенностей возраста учащегося.
Кроме того, предусматривается проведение индивидуальных занятий с детьми первого года обучения для формирования навыков рисования при их отставании от общего уровня и с детьми второго года обучения, проявившими особенные изобразительные способности.
Цель: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития обучающихся 7-12 лет и условий для их социализации в будущей жизни.
Задачи:
научить практическим приемам и навыкам изобразительного мастерства (в рисунке, живописи, композиции)
изучить разновидности техник выполнения в изобразительном искусстве;
развивать фантазию, воображение, образное мышление, представление,
используя занятия на цвет и фактуру, умения грамотно сочетать цвета, используемые в деятельности;
воспитать любовь к народным традициям, сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, чувство красоты, аккуратности, терпение в работе, целеустремлённости,
поддержать одарённых и талантливых детей.
Планируемые результаты программы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
• овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
Метапредметные результаты:
• обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;
• Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
• развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов.
Предметные результаты;
• художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
• умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в справочных материалах, электронных ресурсах;
• применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественной деятельности
Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребёнка, его воображения, способности к изобразительному творчеству и в сохранении интереса к занятиям.
К концу обучения учащиеся должны:
уметь различать формы и линии;
уметь рисовать или делать наброски;
иметь понятие о форме, соотношениях размеров;
иметь понятия о насыщенности цвета;
уметь рисовать предметы с натуры;
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п | Название темы учебных занятий | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство с детьми Ознакомительная беседа об изобразительном искусстве. Техника безопасности. | 2 |
2 | Беседа о цвете. Цветовой круг. Какого цвета радуга. | 2 |
3 | Правила работы с акварельными красками, гуашью. Мой любимый цвет. | 2 |
4 | Что умеет карандаш? | 2 |
5 | Что я умею рисовать? Рисунок на свободную тему. | 2 |
6 | Понятие о форме, соотношение размеров. Изображения круга, овала и др. форм (понятие: «большой» «маленький»). | 4 |
7 | Изображение фруктов, овощей. Город из овощей и фруктов. | 2 |
8 | Понятие фона. Яблоко на цветном фоне. | 2 |
9 | Изображение осенних листьев. | 2 |
10 | Дерево осенью. | 2 |
11 | Натюрморт. Понятие «Натюрморт». натюрморт с цветами; натюрморт с фруктами. | 6 3 3 |
12 | Рисунок «Матрёшка» (игрушка, сувенир). | 4 |
13 | Тематическое рисование. | 2 |
14 | Звери. Домашние животные (кошки, собаки и т.д.) Парнокопытные (лошадь, корова и т.д.) Хищные звери (волк, лиса, заяц и т.д) | 6 2 2 2 |
15 | Портрет. Изображение лица и фигуры человека. Изображение лица. Изображение фигуры человека. | 8 4 4 |
16 | Прекрасное время года - зима. Изображение снеговика на цветном фоне. | 2 |
17 | Новогодний праздник. Новогодняя ёлка с игрушками. | 2 |
18 | Коллективное выполнение новогодних игрушек и гирлянд. | 8 |
19 | Беседа о пейзаже. Зимний пейзаж. | 4 |
20 | Изображение домика. «Сказочный домик, в котором живёт солнышко». | 2 |
21 | Рисование с натуры предмета быта. | 2 |
22 | Рисунок на тему «Папа, мама и я». | 4 |
23 | Рисунок на тему «Я в гостях у солнышка», «В доме», «В саду». | 2 |
24 | Тематическое рисование. | 2 |
25 | Рисование с натуры игрушек, животных, птиц. | 2 |
26 | Сказочные сюжеты из любимой сказки. | 2 |
27 | Экскурсия в музей. | 2 |
28 | Изображение воды. Рисунок по представлению: река, ручей, озеро, море. | 2 |
29 | Рисование рыб. Рисунок на тему: «Обитатели водного царства». | 2 |
30 | Понятие о глиняной игрушке: дымковская. филимоновская. каргапольская. богородская. | 8 2 2 2 2 |
31 | Лепка из солёного теста. | 8 |
32 | Изображение полёта бабочек, птиц. | 2 |
33 | Рисование по представлению: лодки, кораблики на воде. | 4 |
34 | Тематическое рисование. | 2 |
35 | Живопись и её жанры. Бытовой жанр Сказочно-былинный жанр Исторический жанр | 6 2 2 2 |
36 | Прекрасное время года весна. Вестник весны – подснежник | 4 |
37 | Волшебная открытка (аппликация). | 6 |
38 | Цветик-семицветик. | 2 |
39 | Роспись. Виды росписи. (Основные элементы) Городецкая роспись Хохломская роспись Гжель Жостовская роспись | 8 2 2 2 2 |
40 | Тематическое рисование. | 2 |
41 | Рисунок на тему «Здравствуй, лето». | 2 |
42 | Итоговое занятие. | 2 |
| ИТОГО: | 144 |
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п | Название темы учебных занятий | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство с детьми. Техника безопасности. Вспоминание о лете. Рисунок по представлению. | 2 |
2 | Графически – художественные выразительные средства. | 4 |
3 | Рисование с натуры листьев растений (рисунок в парке). | 4 |
4 | Изображение деревьев осенью. | 2 |
5 | Осенний пейзаж. | 2 |
6 | Понятие о насыщенности цвета (цветотональность). | 4 |
7 | Тематическое рисование. | 2 |
8 | Натюрморт. Понятие «Натюрморт». натюрморт с геометрическими фигурами; натюрморт с фруктами и овощами. | 8 4 4 |
9 | Рисование с натуры книги. | 4 |
10 | Звери. Домашние животные (кошки, собаки и т.д.) Парнокопытные (лошадь, корова и т.д.) Хищные звери (волк, медведь, лев, тигр и т.д) | 12 4 4 4 |
11 | Лепка из глины. Оформление глиняных игрушек. | 8
|
12 | Тематическое рисование. | 2 |
| Новогодний праздник. Новогодняя ёлка с игрушками. Коллективное выполнение новогодних игрушек и гирлянд. | 8 |
13 | Зимний пейзаж. | 2 |
14 | Портрет. Пропорция лица и фигуры человека. Пропорция лица. Пропорция фигуры человека. | 12 6 6 |
15 | Пейзаж с птицами по выбору. | 2 |
16 | Энкаустика. (техника рисования) | 8 |
17 | Плакат. Виды плакатов. афиша; рекламный плакат; социальный плакат. | 12 4 4 4 |
18 | Рисование с натуры кухонной утвори. | 4 |
19 | Изображение воды. Рисунок по представлению: река, ручей, озеро, море. | 4 |
20 | Тематическое рисование. | 2 |
21 | Рисунок «Моя любимая сказка» (мультфильм, фильм) | 2 |
22 | Экскурсия в музей. | 3 |
21 | Понятие о глиняной игрушке: дымковская; филимоновская; каргапольская; богородская. | 16 4 4 4 4 |
22 | Лепка из солёного теста. | 10 |
23 | Рисунок «Обитатели морского дна» | 4 |
24 | Прекрасное время года весна. Вестник весны - скворец. | 6 |
25 | Стилизация форм. Орнамент. Орнамент в полосе; Орнамент в круге; Орнамент в квадрате. | 12 4 4 4 |
26 | Рисунок по представлению «Корабли на воде» | 2 |
27 | Живопись и её жанры. Бытовой жанр Иконопись Анималистический | 9 3 3 3 |
28 | Архитектура: храмы; замки. Дворцы; жилые дома. | 9 3 3 3 |
29 | Тематическое рисование. | 2 |
30 | Шрифт. Разновидности шрифта. Антиква Готический шрифт Старославянский шрифт | 9 3 3 3 |
31 | Роспись изделия. Городецкая роспись Хохломская роспись Гжель Жостовская роспись | 16 4 4 4 4 |
32 | Рисунок «Здравствуй лето» | 2 |
33 | Итоговое занятие. | 2 |
| ИТОГО: | 216 |
Содержание программы 1-го года обучения
Тема 1 (2 часа): Вводное занятие. Знакомство с детьми. Оборудование и материалы, необходимые для занятия. Специфика работы. Ознакомительная беседа об изобразительном искусстве. Виды изобразительного искусства, показ репродукций известных художников. Техника безопасности.
Практическая работа: рисунок по представлению (техника любая).
Тема 2 (2 часа): Беседа о цвете. Цветовой круг. Какого цвета радуга.
Теория. Показать цветовой круг. Объяснить какие цвета являются основными, какие составными. Смешивания цветов. Поочерёдность цветов. Показать на примере картин художников принадлежность к холодной или тёплой гамме.
Практическая работа. Сделать рисунок на тёплую или холодную гамму. Нарисовать радугу.
Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по выбору)
Тема 3 (2 часа): Правила работы с акварельными красками, гуашью. Мой любимый цвет. Акварель, гуашь – название красок. Простые упражнения с кистью. Практическая работа: правильная работа с кистью, с акварельными красками, гуашью. Выполнение мазков.
Тема 4 (2 часа): Что умеет карандаш? Графика – понятия, основные штрихи, тон, оттенки.
Практическая работа: Выполнение на бумаге основных штрихов, упражнения по созданию рисунков из линий, пятен и точек. (простой карандаш).
Тема 5 (2 часа): Что я умею рисовать?
Рисунок по представлению, памяти (техника любая).
Тема 6 (4 часа): Понятия о форме, соотношение размеров.
Изображение круга, овала и т.д. Формы предметов: круг, овал, квадрат, треугольник, многоугольник. Большой предмет и маленький.
Практическая работа: выбор любого предмета, рисунок без помощи линейки, циркуля (карандаш, фломастеры).
Тема 7 (2 часа): Изображение фруктов и овощей. Город из овощей и фруктов. Проработка формы.(повторение форм на примерах овощей и фруктов)
Практическая работа: передача в рисунок предметов на наглядном пособии или в натуральном виде. Натура, репродукция (акварель, гуашь). Рисунок по представлению (акварель). Каким ты видишь город из овощей и фруктов.
Тема 8 (2 часа): Понятие фона. Яблоко на цветном фоне.
Теория. Понятия - фон, форма, линии.
Практическая работа: выполнение яблока по представлению, или с натуры, фон выбирается по усмотрению обучащегося (акварель, гуашь).
Тема 9 (2 часа): Изображение осенних листьев.
Теория. Цвета осени - тёплые. Репродукции. Выход в парк.
Практическая работа: передать в рисунке все цвета осени (акварель,
гуашь).
Тема 10 (2 часа): Дерево осенью.
Теория.Беседа о красоте и приметах осени, окраске осеннего дерева. Виды деревьев. Различие между деревьями и листьями.
Практическая работа: Передать в рисунке деревья осени, небо (акварель).
Тема 11 (6 часов): Натюрморт. Понятие «Натюрморт».
Теория. Перспектива, масштаб, плановость в натюрморте, линии горизонта.
Практическая работа: выполнение схемы построения натюрморта. Несложный натюрморт.
Натюрморт с цветами (3 часа).
Теория. Показать и рассказать, как грамотно расположить и построить предметы, сочетая цвет и форму, а также расстояние между ними. Показать, как нарисовать цветы, передать объём предметов, используя светотень.
Практическая работа. Нарисовать с натуры натюрморт с цветами. Показать объём предметов (свет и тень, блики, рефлексы).
Материалы: пастель, бумага, краски, кисти (по выбору)
Натюрморт с фруктами (3 часа).
Теория. Показать и рассказать, как грамотно расположить предметы, сочетая цвет и форму, а также расстояние между ними. Показать, как передать объём предметов, используя светотень.
Практическая работа.. Нарисовать с натуры натюрморт в графике. Показать объём предметов (свет и тень, блики, рефлексы).
Материалы: карандаш, ластик, бумага.
Тема 12 (4 часа): Рисунок «Матрёшка» (игрушка, сувенир).
Теория. Построение, виды матрёшек. Уметь рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке).
Практическая работа: правильное построение и рисование матрёшки и нанесение нужных цветов по типам матрешек(акварель, гуашь).
Тема 13 (2 часа): Свободна тема. Тематическое рисование.
Рисование по темам, конкурсам либо по выбору обучающегося. Допускается лепка на свой выбор. Используются любые художественные материалы.
Тема 14 (6 часов): Звери.
Домашние животные (кошки, собаки) (2 часа);
Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать домашних животных на примере собаки, кошки, хомяка, кролика.
Практическая работа. Нарисовать кошку, собаку, кролика, хомяка. Передать форму и объём (свет и тень, блики, рефлексы).
Материалы: карандаш, уголь или пастель, ластик, бумага.
Парнокопытные (лошадь, корова и т.д.) (2 часа);
Теория. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ художников, как нарисовать лошадь, корову или быка, козу, барана.
Практическая работа. Нарисовать лошадь, корову или быка, козу, барана. Показать объём и цвет.
Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору)
Хищные звери (волк, лиса, заяц и т. д.) (2 часа);
Теория. Показать и рассказать на примере фотографий и работ художников, как рисовать хищных зверей. Особенности строения головы, лап и т.д.
Практическая работа. Нарисовать волка, лису, медведя, льва, пантеру.
Материалы: пастель, бумага, гелевая ручка, краски, кисти (по выбору)
Тема 15 (8 часов) Портрет. Изображение лица и фигуры человека.
Изображение лица (4 часа);
Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать портрет. Пропорции и построение лица.
Практическая работа. Зарисовать пропорции лица в анфас и профиль мультипликационного героя.
Материалы: карандаши цветные, карандаш простой ластик, бумага.
Изображение фигуры человека (4 часа);
Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать фигуру человека, зная пропорции и особенности строения детской, женской, мужской фигуры.
Практическая работа. Нарисовать детскую, женскую и мужскую фигуру мультипликационного героя, опираясь на правила построения.
Материалы: карандаш, уголь или пастель, ластик, бумага.
Тема 16 (2 часа): Прекрасное время года - зима. Изображение снеговика на цветном фоне.
Теория. Беседа о времени года. Отличительные особенности зимних месяцев. Форма и цвет. Беседа о пропорциях и применение их в рисунке. Практическая работа: рисунок снеговика на цветном фоне, фон выбирается по желанию. (акварель, гуашь).
Тема 17 (2 часа): Новогодний праздник. Новогодняя елка с игрушками. Теория. Беседа о «Сказочном празднике». Какой бы я хотел(а) получить
подарок под елку. Показать и рассказать, как рисовать елку.
Практическая работа: Рисунок новогодней елки с игрушками по представлению и воображению (техника любая).
Тема 18 (8 часов): Коллективное выполнение новогодних игрушек и гирлянд.
Практическая работа: Выполнение игрушек по шаблону, трафарету, по желанию детей, себе на елку и на конкурс «Новогодняя игрушка своими руками» (клей, ножницы, цветная бумага, бросовый метериал).
Тема 19 (4 часа): Беседа о пейзаже. Зимний пейзаж.
Теория. Дать четкое представление о том, что такое пейзаж. Отличие от других видов живописи. Беседа с детьми. Раскрытие детям красоты зимнего пейзажа. Развивать у них эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к окружающей природе в зимнее время.
Практическая работа: рисунок по представлению, памяти с учетом техники выполнения. (мелки).
Тема 20 (2 часа): Изображение домика «Сказочный домик, в котором живет солнышко».
Теория. Расширить знание детей о том, где может жить солнце. Как они представляют домик солнышко. Беседа с детьми, показ репродукций.
Практическая работа: Рисуют домик в котором живет солнышко. Рисунок по представлению (цветные карандаши, мелки).
Тема 21 (2 часа): Рисование с натуры предмета быта.
Теория. Работа над композицией с простым, доступным для наблюдений
сюжетом из своей жизни.
Практическая работа: рисунок по памяти и представлению предметы быта(кувшин, утюг, чайник) (техника любая).
Тема 22 (4 часа): Рисунок на тему «Папа, мама и я»
Беседа «Жизнь моей семьи». Традиции в семье. Интерес к человеку, к окружающим людям. Беседа с детьми, показ фильма, просмотр признетации.
Практическая работа: рисунок на листе «Папа, Мама и я» (техника по выбору ребенка).
Тема 23 (2часа) : Рисунок на тему « Я в гостях у солнышка», « В доме», «В саду».
Теория. Понятие темы, сюжета и содержания. Как ты понимаешь название темы. Беседа, рассказ.
Практическая работа: Рисунок по представлению (акварель и гуашь).
Тема 24 (2часа): Рисование с натуры игрушек, животных, птиц.
Теория. Что такое аппликация. Выбор сюжета согласно теме. Изображение нарядной птицы, игрушки, животных в технике аппликация
Практическая работа: Индивидуальное выполнение сюжета в технике аппликация (ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из газет и журналов).
Тема 25 (2 часа): Сказочный сюжет из любимой сказки.
Теория. Беседа с детьми, на тему сказки. Просмотр репродукции, рассказ о героях сказок.
Практическая работа: Изображение любимой сказки и ее персонажей. Рисунок по памяти (техника любая).
Тема 26 (2 часа): Экскурсия в музей.
Теория. Раскрыть детям красоту родной природы в картинах художников Большеуковского района.
Тема 27 (2 часа): Изображение воды. Рисунок по представлению река, ручей, озеро, море
Теория. Беседа о красоте водных просторов. Формирование чувства
восхищения. Понятие у детей, что такое река, ручей, озеро, море. Показ презентации.
Практическая работа: Изображение водного объекта на листе цветной бумаги. Рисунок по выбору (акварель).
Тема 28 (2 часа): Рисование рыб. Рисунок «Обитатели водного царства».
Теория. Знакомство с разновидностями рыб и обитателями водного царства. Рассказ и показ репродукции. Развивать у детей чувство прекрасного.
Практическая работа: Работа по готовому трафарету. Рисуем понравившуюся рыбу. Рисунок по представлению.
Тема 29 (8 часов): Понятие о глиняной игрушке.
Виды, понятие, отличие и сходство разных видов глиняной игрушки. Беседа «Что такое глиняная игрушка». Показ репродукций, фильма.
Дымковская игрушка (2 часа)
Теория. История возникновения дымковской игрушки. Символы солнца, плодородия, земли, неба в дымковской игрушке. Особенности символов росписи дымковской игрушки (солярных и растительных знаков, знаков земли, неба, воды, дождя, засеянного поля).
Практическая работа.Выполнение символов дымковской росписи (солярных и растительных знаков, знаков земли, неба, воды, дождя, засеянного поля) на листе бумаги.
Филимоновская игрушка (2 часа)
Теория. История возникновения и особенности филимоновской игрушки. Символы солнца, плодородия, земли, неба в филимоновской игрушке. Знаки-символы в росписи филимоновской игрушки: солярные знаки, знаки воды, земли, засеянного поля. Особенности орнамента, цветовой гаммы филимоновских игрушек. Технология выполнения предварительного рисунка росписи филимоновских игрушек на бумаге.
Практическая работа. Выполнение росписи филимоновских игрушек на бумаге. Освоение способов росписи изделий – кистью, «тычком».
Каргапольская игрушка (2 часа)
Теория. История возникновения и возрождение каргопольской игрушки. Мастера каргопольской игрушки: Дружинин И.В. и Бабкина У.И. Символы солнца, плодородия, земли, неба в каргопольской игрушке. Особенности росписи каргопольской игрушки: волнообразные линии, зигзаги, кресты, крест в ромбе, различные завитушки. Знаки-символы в росписи каргопольских игрушек. Цветовая гамма каргопольской игрушки.
Практическая работа. Выполнение символов каргопольской росписи ( солярных и растительных знаков, знаков земли, воды, засеянного поля) на листе бумаги. Изготовление и роспись каргопольских игрушек: «Собака», «Конь», «Каргопольская барыня». Выполнение и роспись игрушки на бумаге.
Богородская игрушка (2 часа)
Теория. История возникновения богородской игрушки. Особенности росписи богородской игрушки: волнообразные линии, зигзаги, кресты, крест в ромбе, различные завитушки. Знаки-символы в росписи богородских игрушек. Цветовая гамма.
Практическая работа.Выполнение символов богородской росписи ( солярных и растительных знаков, знаков земли, воды, засеянного поля) на листе бумаги. Изготовление и роспись богородских игрушек. Выполнение и роспись игрушки на бумаге.
Тема 30 (8 часов): Лепка из соленого теста.
Теория. Познакомить детей с соленым тестом и его особенностями. Знакомство с материалам и инструментами для работы с соленым тестом. Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки.
Способы создания простых деталей. Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус.
Познакомить с базовой формой вазы. Учить декорировать заготовку. Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали. Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону. Закреплять умение скреплять детали. Учить использовать дополнительные материалы. Учить сочетать между собой различные заготовки.
Фигурки и игрушки. Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск, шар . Учить лепить предметы конусообразной формы. Учить соединять детали «примазыванием». Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа».
Лепка по замыслу. Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста.
Виртуальная экскурсия в музей. Познакомить с различными видами промыслов, народных промыслов, основанных на лепке.
Подготовка изделий к мини-выставке . Оформление выставки. Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей. Практическая работа: Выполнять изделия из соленого теста. Изделия по шаблону, представлению, памяти.
Тема31 (2 часа): Изображение полета бабочек, птиц.
Теория. Виды, формы, размеры бабочек, птиц. Расцветка бабочек и птиц. Беседа с детьми, показ презентации.
Практическая работа: Рисование узора на шаблоне. Передовая образ запомнившейся бабочки, птицы. (акварель или гуашь).
Тема 32 (4 часа): Рисунок по представлению «Лодки, кораблики на воде».
Теория. Беседа по теме. Показ репродукций.
Практическая работа: Составление рисунка на листе бумаги, и воплощение в цвет рисунка. (цветные карандаши).
Тема 33 (2 часа) Свободная тема.
Рисунок по желанию ребенка.(техника выполнения любая).
Тема 34 (6 часов): Живопись и ее жанры.
Беседа «Жанры живописи». Ознакомление с жанрами живописи.
Бытовой жанр (2 часа)
Возникновение бытового жанра живописи. К бытовому жанру относят: Бытовая (жанровая) живопись; графика;скульптура, преимущественно небольших размеров.
Поиск информации по данному виду живописи. Рисунок по представлению.(техника любая)
Сказочно-былинный жанр (2 часа)
Возникновение сказочно-былинного жанра живописи. Понятия и образы. Поиск информации по данному виду живописи. Рисунок понравившейся сказки.(акварель, гуашь)
Исторический жанр (2 часа)
Возникновение исторического жанра живописи. Понятия и образы. Поиск информации по данному виду живописи. Изобразить на листе бумаги, одно из событий. (техника любая)
Тема 35 (4 часа): Прекрасное время года Весна. Вестник весны - подснежник.
Теория. Беседа «Красота русской весенней природы». Отличительные особенности весенних месяцев. Форма и цвет. Беседа о пропорциях и применение их в рисунке. Знакомство с первыми весенними цветами. Практическая работа: Рисунок «весна» по представлению. Первый весенний цветок «Подснежник» (техника любая).
Тема 35 (6 часов): Волшебная открытка (аппликация).
Теория. Беседа с детьми. Виды открыток. Разработка эскиза. Инструменты и материалы для изготовления открытки. Показ готовых открыток.
Практическая работа. Изготовление шаблона, подбор материалов. изготовление открытки, декорирование открытки.
Тема 36 (2 часа) Цветик-семицветик.
Теория. Беседа с детьми. Рассказ педагога. Показ репродукции.
Практическая работа: составление сюжетной композиции (цветные карандаши, акварель).
Тема 37 (8 часов): Роспись. Виды росписи.
Городецкая роспись(2 часа)
Теория. «Из истории городецкой росписи». Работа по таблице: последовательность выполнения простых элементов росписи. Поэтапное изучение мотива «цветок» круги-подмалевки. Изучение цветочных элементов (розан, купавок, ромашка), растительных элементов( листья, ветви, соцветия), Городецких птиц ( лесная, глухарь, петухи, курочки, фантастические и т.д.), коней (тройки, двойки), сцен с людьми (чаепитие, гулянья). Изучение последовательности выполнения мотива «лист» и варианты оживок. Выполнение вариантов оживок мотива «бутон».
Практическая работа. Зарисовка элементов в цвете, выполнение эскизов.
Хохломская роспись (2 часа)
Теория. Хохломские мотивы. Знакомство с промыслом. Работами мастеров. Изучение техники росписи хохломских мастеров. Особенности композиции в хохломской росписи. Различные направления в хохломской росписи.
Практическая работа. Самостоятельная работа о хохломской росписи.
Выполнение элементов росписи. Эскиз росписи. Роспись доски по эскизу. «Рождение Пламенной Хохломы».
Гжель (2 часа)
Особенности гжельской росписи. Подглазурная роспись. Беседа с демонстрацией иллюстраций и наглядных пособий.
Практическая работа. Выполнение элементов росписи на бумаге. Выполнение эскиза. Роспись доски.
Жостовская роспись (2 часа)
Теория. Особенности жостовской росписи. Беседа с демонстрацией иллюстраций и наглядных пособий.
Практическая работа. Выполнение элементов росписи на бумаге. Выполнение эскиза. Роспись разноса.
Тема 38 (2 часа): Свободная тема.
Рисунок по желанию ребенка. (техника выполнения любая).
Тема39 (2 часа): Здравствуй, лето.
Теория. Беседа «Как хорошо летом».
Практическая работа: рисунок по представлению (техника любая).
Тема40 (2 часа): Итоговое занятие.
Вместе с детьми подводим итог нашей работы за год, что получилось,
что нет, над чем нужно еще работать. Оформление мини-выставки,
поощрение лучших кружковцев.
Содержание программы 2-го года обучения
Тема 1 (2 часа): Вводное занятие. Знакомство с детьми. Оборудование и материалы, необходимые для занятия. Специфика работы. Воспоминание о лете. Техника безопасности.
Практическая работа: рисунок по представлению (техника любая).
Тема 2 (4 часа): Графически–художественные выразительные средства.
Теория. Понятие штрих, тон, форма, линейное построение, горизонтальные линии. Беседа с детьми, показ репродукции.
Практическая работа: перенос линий, штрихов на лист бумаги. (Карандаш, цветные карандаши).
Тема 3 (4 часа): Рисование с натуры листьев растений (рисунок в парке). Практическая работа: наблюдение и передача в рисунке характерного
силуэта листа (карандаш).
Тема 4 (2 часа): Изображение деревьев осенью.
Теория. Ознакомление с произведениями Н.Н. Шишкина. Беседа с детьми, показ картина. Усложнённая техника изображения деревьев.
Практическая работа: деревья более сложной формы, изображение
листьев, веток деревьев, ствола дерева, кустарников (акварель).
Тема 5 (2 часа): Осенний пейзаж.
Теория. Явления и предметы, изображенные в картинках – пейзаж. Беседа, рассказ с детьми.
Практическая работа: передача на листе бумаги ближние и дальние деревья и предметы (карандаш и акварель).
Тема 6 (4 часа): Понятие о насыщенности цвета (светотональность).
Теория. Дать обучающимся представление о цвете, основах цветоведения, об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах, об эмоциональных возможностях цвета, научить смешивать цвета Ознакомление с цветами, тонами. Виды насыщенности цвета. Что такое насыщенность.
Практическая работа: Выполнение набросков (техника любая).
Тема 7 (2 часа): Свободная тема.
Рисунок по желанию ребенка. (техника выполнения любая).
Тема 8 (8 часов): Натюрморт. Понятие «Натюрморт».
Перспектива, масштаб, плановость в натюрморте, линии горизонта.
Практическая работа: выполнение схемы построения натюрморта. Более сложное посторенние натюрморта натюрморт.
Натюрморт с геометрическими фигурами (4 часа).
Теория. Показать и рассказать, как грамотно расположить и построить предметы, сочетая цвет и форму, а также расстояние между ними. Показать, как нарисовать геометрические формы, передать объём предметов, используя светотень.
Практическая работа. Нарисовать с натуры натюрморт с геометрическими фигурами. Показать объём предметов (свет и тень, блики, рефлексы).
Материалы: пастель, бумага, краски, кисти (по выбору)
Натюрморт с фруктами и овощами (4 часа).
Теория. Показать и рассказать, как грамотно расположить предметы, сочетая цвет и форму, а также расстояние между ними. Показать, как передать объём предметов, используя светотень.
Практическая работа. Нарисовать с натуры натюрморт в графике. Показать объём предметов (свет и тень, блики, рефлексы).
Материалы: карандаш, ластик, бумага.
Тема 9 (4часа): Рисование с натуры книги.
Теория. Соотношение частей предметов, передача размеров.
Практическая работа: передача книги на лист бумаги в закрытом и развернутом виде. (карандаш).
Тема 10 (12 часов): Звери.
Домашние животные (кошки, собаки) (4 часа);
Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать домашних животных на примере собаки, кошки, хомяка, кролика.
Практическая работа. Нарисовать кошку, собаку, кролика, хомяка. Передать форму и объём (свет и тень, блики, рефлексы).
Материалы: карандаш, уголь или пастель, ластик, бумага.
Парнокопытные (лошадь, корова и т.д.) (4 часа);
Теория. Показать и рассказать, на примере фотографий и работ художников, как нарисовать лошадь, корову или быка, козу, барана.
Практическая работа. Нарисовать лошадь, корову или быка, козу, барана. Показать объём и цвет.
Материалы: пастель, бумага, карандаши, краски, кисти (по выбору)
Хищные звери (волк, лиса, заяц и т. д.) (4 часа);
Теория. Показать и рассказать на примере фотографий и работ художников, как рисовать хищных зверей. Особенности строения головы, лап и т.д.
Практическая работа. Нарисовать волка, лису, медведя, льва, пантеру.
Материалы: пастель, бумага, гелевая ручка, краски, кисти (по выбору)
Тема 11 (8 часов): Лепка из глины.
Теория. Выразительные возможности материалов для работы в объеме. Приемы работы с глиной. Свойство глины. Беседа, показ презентации.
Практическая работа: лепка из глины птиц и животных. Соблюдая все условия и требования при работе с глиной.
Тема 12 (2 часа): Свободная тема.
Рисунок по представлению и памяти. Техника выполнения по желанию ребенка.
Тема 13 (8 часа): Новогодний праздник. Новогодняя елка с игрушками. Коллективное выполнение новогодних игрушек и гирлянд. Теория. Беседа о «Сказочном празднике». Какой бы я хотел(а) получить
подарок под елку. Показать и рассказать, как рисовать елку.
Практическая работа: Рисунок новогодней елки с игрушками по представлению и воображению (техника любая).
Выполнение игрушек по шаблону, трафарету, по желанию детей, себе на елку и на конкурс «Новогодняя игрушка своими руками» (клей, ножницы, цветная бумага, бросовый материал).
Тема 14 (2 часа): Зимний пейзаж.
Теория. Повторить понятие, что такое пейзаж. Отличие от других видов живописи. Беседа с детьми. Раскрытие детям красоты зимнего пейзажа. Развивать у них эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к окружающей природе в зимнее время.
Практическая работа: рисунок по представлению, памяти с учетом техники выполнения. (мелки).
Тема 15 (12 часов) Портрет. Изображение лица и фигуры человека.
Изображение лица (6 часа);
Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать портрет. Пропорции и построение лица.
Практическая работа. Зарисовать пропорции лица в анфас и профиль.
Материалы: карандаши цветные, карандаш простой ластик, бумага.
Изображение фигуры человека (6 часа);
Теория. Показать и рассказать, как начинать рисовать фигуру человека, зная пропорции и особенности строения детской, женской, мужской фигуры.
Практическая работа. Нарисовать детскую, женскую и мужскую фигуру, опираясь на правила построения.
Материалы: карандаш, уголь или пастель, ластик, бумага.
Тема 16 (2 часа): Пейзаж с птицами по выбору и желанию ребенка.
Теория. Повторить виды птиц. Среду обитания. Рисунок птицы (ворона, голубь, петух и т.д.) с живой натуры, чучела или таблицы.
Практическая работа: Изображение и реальность. Рисование с
натуры и по памяти.(техника любая)
Тема 17 (8 часов): Энкаустика (техника рисования).
Теория. Дать понятие, что такое энкаустика. Способы рисования. Беседа, показ педагогом технику выполнения. Рассказ, выбор рисунка. Техника безопасности.
Практическая работа: рисуем на картоне, стекле в этой техники.
(восковые мелки, свечка).
Тема 18 (12 часов): Плакат. Виды плакатов.
Объяснить и рассказать, что представляет собой плакат. Основные виды плаката.
Афиша (4 часа)
Теория. Показать и рассказать, как рисовать афишу.
Практическая работа. Нарисовать афишу к мероприятию.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, фломастеры, краски.
Рекламный плакат (4 часа)
Теория. Показать и рассказать об особенностях рекламного плаката.
Практическая работа. Нарисовать рекламный плакат, используя шрифт и изображение.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, краски, фломастеры.
Социальный плакат (4 часа)
Теория. Показать и рассказать об особенностях социального плаката.
Практическая работа. Нарисовать социальный плакат, используя шрифт и изображение.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, краски, фломастеры.
Тема 19 (4 часа): Рисование с натуры кухонной утвари.
Теория. Рассказ что такое кухонная утварь. Беседа, рассказ, показ репродукций. Работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни.
Практическая работа: рисунок кухонной утвари по памяти, представлению, по шаблону. (техника любая).
Тема 20 (4 часа): Изображение воды. Рисунок по представлению река, ручей, озеро, море
Теория. Беседа о красоте водных просторов. Формирование чувства
восхищения. Понятие у детей, что такое река, ручей, озеро, море. Показ презентации. Беседа.
Практическая работа: Изображение водного объекта на листе бумаги формата А3. Рисунок по выбору (гуашь).
Тема 21 (2 часа): Свободная тема.
Практическая работа. Рисование по темам, конкурсам либо по выбору обучающегося. Допускается лепка из пластилина на выбор ребенка.
Используются любые художественные материалы.
Тема 22 (2 часа): Рисунок «Моя любимая сказка» (мультфильм). Теория. Беседа с детьми по сказкам. Путешествие по сказкам. Украшение и реальность.
Практическая работа: рисование по памяти и представлению; работа на выбор обучающегося. (техника любая)
Тема 23 (3 часа): Экскурсия в историко культурный музей-заповедник «Московско–Сибирского тракта и в Центр традиционной культуры Большеуковского района.
Беседа, просмотр картин, обсуждение.
Тема 24 (16 часов): Понятие о глиняной игрушке.
Виды, понятие, отличие и сходство разных видов глиняной игрушки. Беседа «Что такое глиняная игрушка». Показ репродукций, фильма.
Дымковская игрушка (4 часа) повторение
Теория. История возникновения дымковской игрушки. Символы солнца, плодородия, земли, неба в дымковской игрушке. Особенности символов росписи дымковской игрушки (солярных и растительных знаков, знаков земли, неба, воды, дождя, засеянного поля).
Практическая работа. Выполнение символов дымковской росписи (солярных и растительных знаков, знаков земли, неба, воды, дождя, засеянного поля) на листе бумаги.
Филимоновская игрушка (4 часа) повторение
Теория. История возникновения и особенности филимоновской игрушки. Символы солнца, плодородия, земли, неба в филимоновской игрушке. Знаки-символы в росписи филимоновской игрушки: солярные знаки, знаки воды, земли, засеянного поля. Особенности орнамента, цветовой гаммы филимоновских игрушек. Технология выполнения предварительного рисунка росписи филимоновских игрушек на бумаге.
Практическая работа. Выполнение росписи филимоновских игрушек на бумаге. Освоение способов росписи изделий – кистью, «тычком».
Каргапольская игрушка (4 часа) повторение
Теория. История возникновения и возрождение каргопольской игрушки. Мастера каргопольской игрушки: Дружинин И.В. и Бабкина У.И. Символы солнца, плодородия, земли, неба в каргопольской игрушке. Особенности росписи каргопольской игрушки: волнообразные линии, зигзаги, кресты, крест в ромбе, различные завитушки. Знаки-символы в росписи каргопольских игрушек. Цветовая гамма каргопольской игрушки.
Практическая работа. Выполнение символов каргопольской росписи ( солярных и растительных знаков, знаков земли, воды, засеянного поля) на листе бумаги. Изготовление и роспись каргопольских игрушек: «Собака», «Конь», «Каргопольская барыня». Выполнение и роспись игрушки на бумаге.
Богородская игрушка (4 часа) повторение
Теория. История возникновения богородской игрушки. Особенности росписи богородской игрушки: волнообразные линии, зигзаги, кресты, крест в ромбе, различные завитушки. Знаки-символы в росписи богородских игрушек. Цветовая гамма.
Практическая работа. Выполнение символов богородской росписи ( солярных и растительных знаков, знаков земли, воды, засеянного поля) на листе бумаги. Изготовление и роспись богородских игрушек. Выполнение и роспись игрушки на бумаге.
Тема 25 (10 часов): Лепка из соленого теста.
Теория. Познакомить детей с соленым тестом и его особенностями. Знакомство с материалам и инструментами для работы с соленым тестом. Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки.
Способы создания более сложных деталей. Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус.
Познакомить со сложными формами вазы. Учить декорировать заготовку. Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали. Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону. Закреплять умение скреплять детали. Учить использовать дополнительные материалы. Учить сочетать между собой различные заготовки.
Фигурки и игрушки. Научить лепить корзинку, уточнить знание формы - диск, шар . Учить лепить предметы конусообразной формы. Учить соединять детали «примазыванием». Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа».
Лепка по замыслу. Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста.
Виртуальная экскурсия в музей. Познакомить с различными видами промыслов, народных промыслов, основанных на лепке.
Подготовка изделий к мини-выставке . Оформление выставки. Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей. Практическая работа: Выполнять изделия из соленого теста. Изделия по шаблону, представлению, памяти.
Тема 26 (4 часа): Рисунок «Обитатели морского дна».
Теория. Знакомство с обитателями морского дна. Кто живет на морском дне. Рассказ и показ репродукции. Развивать у детей чувство прекрасного.
Практическая работа: Рисуем медузу, морского конька и т.д. Рисунок по представлению, памяти, или по замыслу ребенка. ( акварель, гуашь).
Тема27 (6 часа): Прекрасное время года Весна. Вестник весны - скворец.
Теория. Беседа «Красота русской весенней природы». Отличительные особенности весенних месяцев. Форма и цвет. Беседа о пропорциях и применение их в рисунке. Знакомство с первыми перелетными птицами. Практическая работа: Рисунок «Скворец» по представлению. Первая перелетная птица (техника любая).
Тема 28 (12 час): Стилизация форм. Орнамент.
Объяснить, как упрощается природная форма, превращаясь в стилизацию: упрощение или добавление декорирования.
Орнамент в полосе (4 часа).
Теория. Показать и рассказать, как строится орнамент в полосе. Объяснить, как идёт чередование элементов.
Практическая работа. Сделать орнамент, выбрав какой-либо природный элемент (цветок, листик, ягоды и т.д.).
Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, краски, кисти (по выбору)
Орнамент в круге (4 часа).
Теория. Рассказать и показать, как сделать орнамент в круге, используя стилизованную природную форму.
Практическая работа. Нарисовать орнамент в круге.
Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, линейка, циркуль, краски, кисти (по выбору)
Орнамент в квадрате (4 часа).
Теория. Рассказать и показать, как сделать орнамент в квадрате, используя стилизованную природную форму.
Практическая работа. Нарисовать орнамент в квадрате.
Материалы: карандаши, фломастеры, бумага, линейка, циркуль, краски, кисти (по выбору)
Тема 29 (2 часа): Рисунок по представлению «Кораблик на воде»
Теория. Беседа о кораблях. Отличия.
Практическая работа. Рисунок по представлению и по памяти.(техника любая).
Тема 30 (9 часов): Живопись и ее жанры.
Беседа «Жанры живописи». Ознакомление с жанрами живописи.
Бытовой жанр (3 часа)
Возникновение бытового жанра живописи. К бытовому жанру относят: Бытовая (жанровая) живопись; графика;скульптура, преимущественно небольших размеров.
Поиск информации по данному виду живописи. Рисунок по представлению. (техника любая)
Иконопись (3 часа)
Возникновение данного вида живописи. Понятия и образы. Поиск информации по данному виду живописи. Рисунок понравившейся иконы. (акварель, гуашь)
Анималистический жанр (3 часа)
Возникновение анималистического жанра живописи. Понятия и образы. Поиск информации по данному виду живописи. Изобразить на листе бумаги одну из понравившихся картин художников (техника акварель, гуашь, цветные карандаши.)
Тема 31 (9 часов): Архитектура.
Объяснить и рассказать, какие виды архитектуры бывают в зависимости от назначения. Основные стили.
Храмы (3 часа).
Теория. Показать и рассказать, как рисовать храмы. Строение храмов.
Практическая работа. Нарисовать храмы, различные по внешнему виду.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, фломастеры, краски.
Замки. Дворцы (3 часа).
Теория. Показать и рассказать об особенностях строение и внешнего вида замка и дворца. Показать, как рисовать замок и дворец.
Практическая работа. Из цветной бумаги вырезать форму замка или дворца, дорисовывая мелкие детали.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, цветная бумага, клей, ножницы, краски, фломастеры.
Жилые дома (3 часа).
Теория. Показать и рассказать об особенностях жилых домов: частного дома, многоквартирного дома. Показать основу построения.
Практическая работа. Нарисовать частный дом и многоэтажный дом, окружая пейзажем.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага, краски, фломастеры.
Тема 32 (2 часа): Свободная тема.
Рисование по темам, конкурсам либо по выбору обучающегося. Допускается лепка из пластилина на выбор ребенка. Используются любые художественные материалы.
Тема 33 (9 часов) Шрифт. Разновидности шрифта.
Объяснить и рассказать, что такое шрифт. Основные понятия и разновидности шрифта.
Антиква (3 часа).
Теория. Показать и рассказать, как начинать строить буквы.
Практическая работа. Написать шрифтом несколько слов. Передать форму и объём букв.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага.
Готический шрифт (3 часа).
Теория. Показать и рассказать, как начинать строить буквы.
Практическая работа. Написать готическим шрифтом несколько слов. Передать форму и объём букв.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага.
Старославянский шрифт (3 часа).
Теория. Показать и рассказать, как начинать строить буквы.
Практическая работа. Написать старославянским шрифтом несколько слов. Передать форму и объём букв.
Материалы: карандаш, ручка, ластик, бумага.
Тема 34 (16 часов): Роспись изделия.
Городецкая роспись(3 часа)
Теория. «Из истории городецкой росписи». Работа по таблице: последовательность выполнения простых элементов росписи. Поэтапное изучение мотива «цветок» круги-подмалевки. Изучение цветочных элементов (розан, купавок, ромашка), растительных элементов( листья, ветви, соцветия), Городецких птиц ( лесная, глухарь, петухи, курочки, фантастические и т.д.), коней (тройки, двойки), сцен с людьми (чаепитие, гулянья). Изучение последовательности выполнения мотива «лист» и варианты оживок. Выполнение вариантов оживок мотива «бутон».
Практическая работа. Роспись разделочной доски в городецкой технике с нанесением элементов данной росписи.
Хохломская роспись (3 часа)
Теория. Хохломские мотивы. Знакомство с промыслом. Работами мастеров. Изучение техники росписи хохломских мастеров. Особенности композиции в хохломской росписи. Различные направления в хохломской росписи.
Практическая работа. Самостоятельная работа в технике хохломской росписи. Выполнение элементов росписи. Эскиз росписи. Роспись доски по эскизу.
Гжель (3 часа)
Особенности гжельской росписи. Подглазурная роспись. Беседа с демонстрацией иллюстраций и наглядных пособий.
Практическая работа. Выполнение элементов росписи на бумаге. Выполнение эскиза. Роспись доски.
Жостовская роспись (2 часа)
Теория. Особенности жостовской росписи. Беседа с демонстрацией иллюстраций и наглядных пособий.
Практическая работа. Выполнение элементов росписи на бумаге. Выполнение эскиза. Роспись разноса.
Материалы: гуашь, простой карандаш, кисти, заготовка разноса, непроливайка, влажные салфетки.
Тема35 (2 часа): Здравствуй, лето.
Теория. Беседа «Как хорошо летом».
Практическая работа: рисунок по представлению (техника любая).
Тема 36 (2 часа): Итоговое занятие.
Вместе с детьми подводим итог нашей работы за год, что получилось,
что нет, над чем нужно еще работать. Оформление мини-выставки,
поощрение лучших кружковцев.
Контрольно-оценочные средства
В программе предусмотрены часы на выполнения поздравительных открыток, сувениров. Итоговое задание каждого года обучения – творческие работы учащихся, выполненные в соответствие с тематикой образовательной программы, творческие композиции. Предусматривается обязательное участие в отчётных выставках и выставках–конкурсах различного уровня (районные, областные) и т.д.
Мониторинг образовательных результатов по программе.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе, отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Предполагаемый результат реализации программы:
наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире;
понимание эмоций, отраженных в произведениях искусств;
развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
использование выразительных средств для создания художественного образа;
усвоение нравственно – эстетических ценностей и стремление ребят руководствоваться в повседневной жизни.
Данная программа - это начало систематического приобщения обучающихся к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества. Поэтому особое значение имеют знания и умения по данному курсу, которыми овладевают воспитанники.
Условия реализации
Занятие по изобразительной деятельности включает в себя организационную, теоретическую и практическую часть. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов, иллюстраций, репродукций.
Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме. На занятиях по изобразительной деятельности для младшего и среднего школьного возраста практикуется игра в вопросы и ответы, им можно предъявить задание в виде неожиданного сюрприза. Различного вида беседы, рассказы. Также иногда на занятиях по изобразительной деятельности сообщение нового материала можно начинать с разгадывания кроссвордов и ребусов, это очень увлекательно.
Практическая часть на занятиях занимает большую часть времени и является центральной частью занятий. На основе объяснения новой темы применяется показ фотографий, репродукций и.т.д. Дети выполняют задание. Как правило, одно задание может быть реализовано частично на первом занятии и продолжено или завершено на следующем. В конце каждого занятия проводятся просмотры.
Предусмотрена индивидуальная работа с каждым ребёнком в ходе занятия. Также можно в процессе выполнения задания организовать учащихся в небольшие группы по два, три человека, чтобы они умели работать совместно друг с другом. Важно ещё, чтобы каждый имел свои обязанности. Подведение итогов может происходить в форме коллективного обсуждения, а также беседы, выставки рисунков и плакатов. Средства наглядности на занятиях включают в себя:
- детские работы, игрушки (животные, птицы, рыбы, человечки и сказочные персонажи);
-открытки, репродукции, художественные произведения;
-предметы быта (посуда);
- растения (живые цветы, ветки деревьев, фрукты и овощи).
В некоторых случаях занятия по изобразительной деятельности предусматривают прослушивание кассет, дисков, просмотр различных дидактических материалов .
Искусство как предмет, преподаваемый в дополнительном образовании, должен стать стимулом для творчества и развития умственных способностей учащихся, независимо станут ли они в дальнейшем художниками, учеными, домохозяйками или рабочими.
Основная литература
1. Программа « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.»;
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.191с.(1.2.5.1.1.1.)
3.Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений /Н.А.Горяева ; под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2014
4.Н.А.Горяева «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство .Методическое пособие.5 класс» / под ред. Б.М. Неменского. -М.:Просвещение,2012
5.Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
6.Неменская Л.А.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Л.А.Неменская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.(1.2.5.1.1.2.)
7. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс».под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2012
8.Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.(1.2.5.1.1.3.)
9.Г.Е.Гуров, А.С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие.7 классы по редакцией Б.М.Неменского. .-М.:Просвещение,2012
10. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре кино на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.(1.2.5.1.1.
Дополнительная литература
1.Крестовская Н.О. Искусство Жостово / Н.О.Крестовская, - СПб.: Русский музей, 2007.
2.Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н.Ф.Лоренц. – М. : Эксмо,2010.
3.Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт.-сост. О.В.Свиридова, - Волгоград: Учитель, 2010.
4.Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А.В.Пожарская, - Волгоград: Учитель,2010.
5.Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост, Е.С.Туманова, Л.Ю. Романова, Т.В. Старостина. – Волгоград: Учитель, 2009.
6.Кора Д. Мифология: энциклопедия (детская),- М.: Росмэн,2010.
7.Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника / Н.И. Платонова В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983.
Интернет источники
http://www.hermitagemuseum.org/
http://www.museum.ru/gmii/
http://www.rusmuseum.ru/
http://www.louvre.fr/
http://worldleonard.h1.ru/
http://artclassic.edu.ru/
http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm
http://www.artlib.ru/
http://www.artprojekt.ru/Menu.html
www.mmsi.ru
http://www.angelfire.com/art2/abstract2
http://www.znv.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
КИМ
итоговой работы обучающихся ДО рисование «Веселая кисточка»
для 1-ого года обучения
Инструкция для обучающихся
Вы получили бланк с тестами. Внимательно послушайте правила заполнения бланков. На бланке запишите свою фамилию и имя, заполните дату выполнения работы. Ваш успех зависит от вашей собранности и настойчивости.
На выполнение работы дается ограниченное время – 40 мин.
Внимательно прочитайте вопросы, не задерживайтесь слишком долго на одном задании, переходите к другому.
Правила заполнения бланков.
В задании «Тест» вам нужно выбрать правильный вариант ответа.
В задании «соедини по точкам» вам нужно соединить точки по цифрам, что бы получился рисунок.
Содержание итоговой работы
Дата проведения____________
Фамилия, имя ребенка _______________________________________
Задание №1 «Тест».
В задании нужно написать, выбрать верный вариант ответа.
1. Что такое рисование– это___________________________________
2. Сколько цветов в радуге?
5
7
9
13
3. Сколько всего основных цветов?
3
4
2
5
4.Что такое цветовой круг.
расположение цветов по порядку
размещение кисточек.
смешение красок.
5.Сколько цветов в цветовом круге?
12
14
7
10
6.Какая группа цветов основная:
синий, оранжевый, бежевый
синий, красный, жёлтый
оранжевый, фиолетовый, голубой
7.Выберите тёплый цвет:
белый
жёлтый
чёрный
синий
8.Выберите холодный цвет:
синий
красный
жёлтый
зелёный
9.Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
цветоводство
цветник
цветоведение
композиция
10. Картины, изображающие, различные предметы обихода, фрукты, цветы.
пейзаж
портрет
этюд
натюрморт
Задание №2 «Соедини по точкам».
Картинка 1.
Напишите что у вас получилось________________________________
Раскрась картинку
Картинка 2.
Напишите что у вас получилось________________________________
Раскрась картинку
Ответы на тест 1 года обучения.
Задание №1
Рисование это- искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы.
7
3
Расположение цветов по порядку.
12
Синий, красный, желтый.
Желтый.
Синий
Цветоведение.
Натюрморт.
Задание№2
Пингвин.
Улитка.
КИМ
итоговой работы обучающихся ДО рисование «Веселая кисточка»
для 2-ого года обучения
Инструкция для обучающихся.
Вы получили бланк с тестами. Внимательно послушайте правила заполнения бланков. На бланке запишите свою фамилию и имя, заполните дату выполнения работы. Ваш успех зависит от вашей собранности и настойчивости.
На выполнение работы дается ограниченное время – 40 мин.
Внимательно прочитайте вопросы, не задерживайтесь слишком долго на одном задании, переходите к другому.
Правила заполнения бланков.
1. В задании «Тест» вам нужно выбрать правильный вариант ответа.
2. В задании «дорисуй рисунок» вам нужно дорисовать рисунок по клеточкам и раскрасить.
Содержание итоговой работы
Задание №1 «Тест».
Дата проведения____________
Фамилия, имя ребенка _______________________________________
В задании нужно выбрать, написать верный ответ.
1.Назови цвета радуги____________________________________________
2.Красный + синий =_____________________________________________
Синий + жёлтый =______________________________________________
Красный + жёлтый =_____________________________________________
3.Перечисли цвета в живописной таблице:
тёплые цвета______________________________________
холодные цвета_________________________________________________
4.Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:
а) живопись
б) графика
в) скульптура
5.Что такое цветовой круг.
а) расположение цветов по порядку
б) размещение кисточек.
в) смешение красок.
6.Какие виды изобразительного искусства существуют______________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Времена года__________________________________________________
8.Акварель это___________________________________________________
9.Какие формы предметов существуют_________________________________
10. Для того, чтобы цвета стали светлыми в них добавляют:
белый
красный
жёлтый
зелёный
Задание№ 2 «Дорисуй рисунок»
Картинка 1
Раскрась картинку
Картинка 2
Раскрась картинку
Ответы теста.
Задание №1
1. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
2.Фиолетовый, зелёный, оранжевый.
3.Тёплые цвета: жёлтый, коричневый, оранжевый, красный
холодные цвета: синий, голубой, бирюзовый, фиолетовый
4. Графика
5. Расположение цветов по порядку
6. Живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство
7. Зима, весна, осень, лето.
8.Акварель это - краски растительного происхождения растворимые водой.
9. Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, ромб.
10. Белый.
Задание № 2
1.Девочка.
2. Собака.
40