МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 41
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Принята на заседании педагогического совета МБОУ Школа № 41 от «31» августа 2020 Протокол № 1 | Утверждаю Директор МБОУ Школа № 41 Фролова Е.Б. от «31» августа 2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
НЕМЕЦКИЙ?
С удовольствием!
Направленность: социально-педагогическая
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
РИХСИЕВА УМИДА РАХМАНОВНА
магистрант 2 года обучения,
программа: «Немецкий язык в
современном образовательном пространстве»
Уфа 2020
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Немецкий? С удовольствием!» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы обусловлена потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике.
Новизна заключается в развитии индивидуальности школьника, в приобретении обучающимися лингвокультурологических компетенций, которые станут востребованными на рынке труда, в повышении их самооценки и осознании перспектив будущей жизни.
Программа адресована детям от 10 до 12 лет.
Для обучения принимаются все желающие.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она призвана сформировать базовые ориентиры основных знаний у обучающихся, такие как навыки и умения чтения, письма и понимания собеседника в таких стремительно развивающихся областях как деловые, партнерские, туристические связи с Германией, ведь знание иностранных языков - показатель грамотного, образованного человека.
Программа рассчитана на год обучения. Общее количество часов в год составляет 35 часов.
Количество обучающихся в группе – 10-12 человек.
Формы и режим занятий: очная.
Программа реализуется 1 раз в неделю по 1 часe. Программа включает в себя лекционные и практические занятия.
Уровень программы - базовый.
Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Лебедевой Г.Н. Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения. – М.: Глобус, 2008.
Реализация Программы основана на деятельностном подходе, большая часть времени отводится практической деятельности, способствующей развитию творчества и достижению высоких результатов в области коммуникации.
Цель программы – сформировать у учащихся познавательный интерес, творческую активность, положительное отношение к изучению немецкого языка, к людям говорящим на этом языке, их культурным традициям и обычаям на основе использования стихов и песен аутентичного характера, большого количества игр и разнообразных творческих заданий. Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач.
Задачи программы
Обучающие:
- способствовать активному закреплению полученных на уроке знаний и развитию творческой активности учащихся;
- готовить учащихся к проведению внеклассных мероприятий, а также общешкольных мероприятий на немецком языке.
-реализация учащимися своих знаний по предмету в активной деятельности;
-создание реальных условий для выполнения коммуникативных задач;
-создать условия для развития мотивации к познанию мира, других народов;
Развивающие:
- развивать активность и самостоятельность учащихся в речевой деятельности на иностранном языке;
- развить творческие способности обучающихся, их потребность в самореализации;
- развить интеллектуальные и практические умения, самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.
Воспитательные:
-способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России, всей планеты;
-содействовать творческому развитию личности;
-привить навыки коллективной работы;
-расширить страноведческий кругозор подростков и их общей эрудиции.
Планируемые результаты освоения программы
По итогам обучения обучающиеся будут знать:
- знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- понимание явления многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; - распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка;
- знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- знание основных различий систем немецкого и русского/родного языков;
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в немецкоязычных странах;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: распространённых образцов фольклора (скороговорки, считалки, пословицы);
По итогам обучения обучающиеся будут уметь:
- умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- умение владеть приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план обучения
Тематическое планирование
Первое полугодие
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Организационное занятие. Германия. Географическое положение. Административно-политическое деление | 2 | |
2 | Игры на развитие памяти и внимания. Игры на развитие мышления | 1 | |
3 | Фонетические игры. Скороговорки. Рифмовки | 1 | |
4 | Лексические игры: домино, лото. | 1 | |
5 | Обычаи и традиции, кухня Германии. | 1 | |
6 | Грамматические игры. Спряжение глагола «sein» в настоящем времени | 1 | |
7 | Орфографические игры. Игры с алфавитом. | 1 | |
8 | Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов | 1 | |
9 | Грамматические игры. Имя существительное | 1 | |
10 | Самые красивые достопримечательности Германии | 1 | |
11 | Фонетические игры. Стишки, песенки | 1 | |
12 | Конкурс на лучшего чтеца (чтение) | 1 | |
13 | Немецкие праздники. Weihnachten | 1 | |
14 | Работа над сказкой «Rotkappchen» | 1 | |
15 | Из жизни замечательных людей. Немецкие композиторы. | 1 | |
16 | Грамматические игры. Спряжение глаголов в настоящем времени. Образование повелительного наклонения. | 1 | |
17 | Игры на развитие памяти и внимания. Игры на развитие мышления. | 1 | |
Второе полугодие первого года обучения.
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Орфографические игры. Игры для работы с алфавитом | 1 |
2 | Лексические игры: кроссворды | 1 |
3 | Пьеса «Die kleine Maus sucht einen Freund» (чтение) | 1 |
4 | Из жизни замечательных людей. Немецкие писатели. | 1 |
5 | Грамматические игры. Артикль | 1 |
6 | Лексические игры. | 1 |
7 | Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов. | 1 |
8 | Немецкие школы. Какие они? | 1 |
9 | Фонетические игры. Песни | 1 |
10 | Праздники Германии. Ostern | 1 |
11 | Грамматические игры. Глагол | 1 |
12 | Игры на развитие памяти и внимания. Игры на развитие мышления. | 1 |
13 | Орфографические игры. Игры для работы с алфавитом. | 1 |
14 | Лексические игры: кроссворды | 1 |
15 | Виртуальное путешествие в Германию. | 1 |
16 | Итоговое занятие | 2 |
| Всего | 35 |
Содержание учебного (тематического) плана обучения
Раздел 1. Виртуальная и дополненная реальность: актуальность, технологии, перспективы
Тема 1.1. Введение в виртуальную и дополненную реальность. Инструктаж по ОТ и ПБ
Теория. Вводное занятие. Структура Программы, её цель и задачи, содержание обучения. Современные системы виртуальной и дополненной реальности. Основные правила и требования. Инструктаж по ОТ и ПБ. Знакомство с технологией демонстрации визуальной информации в шлеме виртуальной реальности.
Практика. Первичная диагностика. Тестирование -
…..
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Результативность обучения обеспечивается применением различных форм, методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Большая часть занятий отводится практической работе. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется Программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения обучающимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Текущий контроль проводится по окончании изучения каждого раздела – выполнение обучающимися самостоятельных работ. Промежуточный контроль проходит в середине учебного года в форме открытого занятия. Итоговый контроль (зачетное занятие), на котором обучающиеся представляют свои работы и обсуждают их, проходит в конце учебного года в форме защиты проектов.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
представлен в Приложении
2.2 Условия реализации программы
Реализация программы строится на принципах: «от простого к сложному» (усложнение идёт «расширяющейся спиралью»), доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе обучающиеся выполняют задания точно по образцу и объяснению. В течение дальнейшего обучения постепенно усложняя технический материал, подключаются методы продуктивного обучения, такие как метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, метод проектов. В ходе реализации Программы осуществляется вариативный подход к работе.
Творчески активным обучающимся предлагаются дополнительные или альтернативные задания, с более слабыми обучающимися порядок выполнения работы разрабатывается вместе с педагогом.
Основными характерными при реализации данной Программы формами проведения занятий являются комбинированные занятия, состоящие из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются следующая форма работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий. (оставить нужное)
2.3. Формы проведения аттестации:
тестирование;
самостоятельная работа;
открытое занятие;
защита проекта. (оставить нужное)
2.4. Материально-технические условия реализации программы
Продуктивность работы во многом зависит от качества материально- технического оснащения процесса, инфраструктуры организации и иных условий. При реализации Программы используются методические пособия, дидактические материалы, материалы на электронных носителях.
Для успешного проведения занятий и выполнения Программы в полном объеме необходимы:
инфраструктура организации: учебный кабинет;
технические средства обучения:
ноутбуки – 16 шт. (операционная система Windows: 7, Vista, 8, 10 (32-битная, 64-битная); процессор с тактовой частотой 2200 MHz и более; ОЗУ не менее 2 ГБ; видеокарта с видеопамятью объемом не менее 256 Мб;
ПО – SteamVR (скачивается бесплатно);
ПО – OpenSpace-3D (скачивается бесплатно);
ПО – Google Cardboard SDK 1.9 (скачивается бесплатно);
ПО – GIMP 2.10 (скачивается бесплатно);
ПО – Blender 2.90 (скачивается бесплатно);
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
акустические колонки;
VR очки;
планшет (Android, iOS;);
смартфон (Android, iOS.
расходные материалы:
картон;
оптические линзы;
магнит;
застежки-липучки.
3. Список литературы
Список литературы, использованной при написании программы
И.Л. Бим, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова. Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования»
И.Л. Бим, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова. Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования» ИЯШ №5, 2004 образования» ИЯШ №5, 2003
Л.З. Якушина «Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку» М: Высшая школа,1990
Я.М. Колкер, Е.С.Устинова, Т.М. Еналиева - Практическая методика обучения иностранному языку, М:Издательский центр "Академия", 2005
М.Цветкова - Особенности факультативных занятий для старшеклассников
В.И. Шепелева. Принципы организации внеклассной работы
Якушина Л. 3. Связь урока и внеурочной работы по иностранному язык
Живенко Т.Г.. Занимательный немецкий. 2-11 классы. Внеклассные мероприятия. Волгоград. Издательство « Учитель», 2010 .
Комбарова О.В.. Немецкий язык. Дидактический материал для школьников и младших школьников. Волгоград. Издательство « Учитель», 2007
Лебедева Г.Н. Внеклассная работа по немецкому языку на начальном этапе обучения. – М.: Глобус, 2008.
…..
Интернет-ресурсы
4. Приложение