Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ступеньки шахматной вертикали»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Ступеньки шахматной вертикали» является программой физкультурно-спортивной направленности.
Предлагаемая программа является авторской. При её создании обобщался практический и теоретический опыт работы ведущих педагогов в области шахмат, а также использовался многолетний опыт работы детского шахматного клуба «Вертикаль». В программе также адаптируются некоторые Положения различных пособий и шахматных школ: Авербаха Ю.А., Гришина В.Г. и других (см. список литературы). Теоретический и практический материал программы адаптирован к уровню младшего, среднего и старшего подросткового возраста. Учащиеся осваивают законы игры, которые принципиально различны для трех стадий игры: дебюта, миттельшпиля и эндшпиля.
Актуальность программы заключается в необходимости развития культуры мышления у подрастающего поколения. Шахматы не только дают знания и способы их применения, но и развивают логику, способность планировать свои действия, оценивать возможные варианты развития событий, повышают ответственность за самостоятельно принятое решение, закаляют волю и устойчивость к стрессовым ситуациям. Аналитическое мышление, высокие этические нормы шахматистов, спортивная целеустремленность помогут молодому человеку адаптироваться в современном мире, стать успешным в любой сфере деятельности.
Новизна и особенности программы.
Программа «Ступеньки шахматной вертикали» создавалась и апробировалась с 1987 года и неоднократно усовершенствовалась в дальнейшем с использованием опыта работы шахматного клуба «Вертикаль». Шахматных программ для обучения младших школьников, а тем более дошкольников, в те годы просто не было. В настоящее время литературы по шахматам достаточно много, но у каждого педагога своё видение развитие творческого потенциала ребёнка. В программе большая часть теоретического материала рассчитана на индивидуальное изучение и используется в программе как методическое наполнение той или иной темы, суть же программы изменяется лишь в зависимости от контингента конкретной группы детей, их возможностей и приоритетов.
Еще одна особенность программы – блочное представление материала. В пределах одного блока темы могут меняться местами, если группа формируется из кружковцев и 2-го, и 3-го года обучения.
Кружковцы, выполнившие норму 3 и 2 разряда за 1-2 года могут быть переведены в более старшую группу, где уровень их игры будет соответствовать силе игры соперников. В этом случае работа над теоретически м материалом ведется по индивидуальному плану.
Программа предполагает постепенное вовлечение в аналитический процесс освоения шахмат. Воспитанники 5-6 года обучения привлекаются к исследованиям творчества чемпионов мира (доклады, рефераты, устные сообщения), анализу партий или их фрагментов с использованием справочной литературы и компьютерных шахматных программ, что предполагает умение каждого юного шахматиста работать самостоятельно и в дальнейшем совершенствовать свою игру, добиваясь все более высоких творческих достижений.
Цель и задачи
Цель программы – создание оптимальных возможностей для всестороннего развитию личности ребенка и его адаптации в социальную среду посредством обучения игры в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
обучить правилам практической игры;
освоение теории шахмат, стратегических и тактических приемов игры;
формирование умения применять на практике изученные стратегические и тактические приемы;
изучение истории шахмат, творчества чемпионов мира и гроссмейстеров современности;
формирование умения концентрировать внимание на предлагаемой проблеме;
обучение самостоятельной аналитической работе с использованием шахматной литературы, компьютерных программ и технологий.
Развивающие:
развитие усидчивости, внимательности, воображения, логического мышления;
развитие любознательности, кругозора детей;
развитие аналитической способности, вариативного мышления, чувства ответственности и самостоятельности в принятии решений;
развитие умения правильно расходовать время, отведенное на шахматную партию;
развитие словарного запаса детей путем изучения шахматной терминологии;
Воспитательные:
воспитание общей культуры поведения за шахматной доской и вне её;
воспитание доброжелательности, тактичности, взаимоуважения;
воспитание волевых качеств: стремления к победе, преодолению трудностей, целеустремленности;
привитие любви к шахматам;
способствование адаптации юных шахматистов в социальную среду посредством участия в соревнованиях в шахматном клубе, районных, областных, Российских турнирах.
Возраст и особенности контингента обучающихся.
Основной контингент детского шахматного клуба «Вертикаль» учащиеся от 6 до 15 лет (от дошкольного до старшего школьного возраста).
В учебные группы по шахматам принимаются все желающие, интересующиеся этой увлекательной игрой независимо от наличия специальных способностей. Дети, прошедшие обучение по курсу “Шахматный всеобуч” в детском саду или начальной школе, могут, в зависимости от успехов, продолжить занятия в группах 1-го или 2-го года обучения. Группа 1-го года обучения формируется из учащихся начальных классов. Дети 5-6 классов, впервые записавшиеся в шахматный кружок, проходят несколько индивидуальных занятий и включаются в группу 2 года обучения.
Сроки реализации программы и основные этапы обучения
Программа рассчитана на 6 лет обучения.
Процесс обучения можно условно разделить на 3 этапа (3 ступеньки «шахматной вертикали):
первый этап (ступенька) – шахматный всеобуч - предполагает обучение детей в условиях детского сада или начальной школы и направлен на обучение правилам практической игры в игровой форме;
второй этап (ступенька) - группы начальной подготовки (1-2 годы обучения) - связан с освоением основных правил шахматной игры и принципов ведения партии;
третий этап (ступенька) – учебно-тренировочные группы (3-6 годы обучения) – углубленное изучение шахматной теории. Здесь существенно повышается роль самостоятельной и индивидуальной работы со специальной шахматной литературой.
В силу индивидуальных способностей детей «программные этапы» рассматриваются как ступени обучения. Переход на следующую ступень осуществляется в зависимости от освоения учащимся Программы.
Учебный план программы «Ступеньки шахматной вертикали».
Этап подготовки | Год обучения | Возраст | Минимальное количество учебных часов в неделю | Годовая учебно-тренировочная нагрузка на 36 недель |
Шахматный всеобуч | 1 | 6-7 | 4 | 144 |
Начальной подготовки | 1 | 7-9 | 4 | 144 |
Учебно- тренировочный | 2 3 4 5-6 | 8-10 10-11 11-12 13-15 | 4 6 6 9 | 144 216 216 324 |
Форма и режим занятий
Занятия проводятся в групповой форме. Количество детей в группе начальной подготовки и учебно-тренировочной должно быть не более 15 человек, поскольку при воспитании и обучении шахматиста чрезвычайно важным является личностно-дифференцированный подход, во время занятий тренер-преподаватель должен иметь возможность уделить внимание каждому ученику индивидуально. Продолжительность занятия для обучающихся дошкольного возраста составляет 25 минут, для обучающихся 7-8 лет – 30 минут, для остальных – 45 минут.
При подготовке к соревнованиям возможна организация индивидуальных занятий по специальному графику.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Программа рассчитана на систематические занятия в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах на протяжении 36 недель в течение учебного года и самостоятельных занятий во время летних каникул. Нормативный срок освоения программы – от 2 до 6 лет. Состав групп формируется из обучающихся примерно одного уровня спортивной подготовленности с разницей в 1-2 года по возрасту. Возможно формирование разновозрастной группы обучающихся с разным уровнем теоретической и практической подготовленности, для которых предложен отдельный тематический план обучения.
Возраст обучающихся на момент зачисления должен быть не менее 5 лет.
Основными формами проведения учебно-тренировочной работы являются:
групповые теоретические занятия в виде бесед, лекций по темам, изложенным в программе;
практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы;
индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для шахматистов;
участие шахматистов в спортивных соревнованиях;
инструкторская и судейская практика.
В процессе теоретических и практических занятий учащиеся должны получить знания и навыки тренера-общественника и спортивного судьи.
Большое значение для реализации целей спортивной подготовки шахматистов имеет использование в образовательном процессе передовых методов обучения, тренировки и организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса с помощью единой методической системы, доведенной до уровня поурочных программ.
Ожидаемые результаты.
| К концу обучения обучающиеся должны |
| знать | уметь |
Шахматный всеобуч | правила шахматной игры, что такое «шах», «мат», «рокировка», основные тактические приемы, иметь представление о стратегии и тактике шахмат, о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, обладать практическими навыками в данной области; | ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать ее между партнерами; правильно расставлять фигуры в начальное положение; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил; рокировать, объявлять шах, решать простейшие задачи на мат в 1 ход. |
1 год | знать шахматную доску и правила перемещения фигур; знать правила поведения в шахматном турнире. в спортивном плане они выполняют IV разряд. | играть шахматную партию без нарушения правил; пользоваться шахматной нотацией для решения и записи партий; уметь решать задачи на мат в 1 ход и находить простые комбинации на двойной удар и связку; ставить линейный мат и мат ферзю одинокому королю противника; |
|
2 и 3 год | знать основные этапы истории шахмат; основные принципы дебюта и эндшпиля; | технически правильно матовать одинокого короля; принять участие в шахматных турнирах с записью партий и часами. |
|
4-5 год | | уметь применять на практике тактические и комбинационные приемы; участвовать в квалификационных турнирах и соревнованиях среди школьников с использованием шахматных часов и записью партий. |
в спортивном плане – выполняют 2 разряд |
6 год | стратегические идеи защиты Алехина, защиты Уфимцева, защиты Тарраша, славянской защиты, староиндийского начала, голландской защиты, английского начала. | владеть методами работы над дебютом; владеть приемами защиты в шахматной партии, показать умение создавать слабости в лагере противника. |
Модель выпускника
Обучающийся, прошедший полный курс обучения по программе, будет обладать:
компетентностью в области истории и теории шахмат, в общекультурной и коммуникативной сферах;
практическими навыками по пройденной программе;
навыками самостоятельной работы;
сформированной потребностью к деятельности, к самосовершенствованию, способностью к самоопределению и самореализации;
активной личностной позицией, развитыми волевыми качествами, способностью формировать и достигать цели;
психологической устойчивостью по отношению к неблагоприятным жизненным обстоятельствам, выдержкой, реалистическим мышлением, адекватным ситуации;
развитым логическим, стратегическим и творческим мышлением;
опытом и навыками участия и организации любительских шахматных соревнований, а также организации культурного досуга средствами шахматной игры.
Способы проверки результатов и формы подведения итогов обучения по программе.
В программе предусмотрены различные формы контроля и подведения итогов обучения. Приведем основные:
тестовые задания на изученную тему с показом приемов на большой магнитной демонстрационной доске;
игровой метод в виде практической партии;
индивидуальная работа – анализ ошибок в сыгранной партии;
игра по эталону с использованием партий сильнейших шахматных мастеров.
Занятия предполагают подготовку соответственно разрядам и участие в различных шахматных фестивалях и турнирах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ступенька.
КУРС “ ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ “
Тип программы: познавательно-игровая
Возраст детей: 6-7 лет.
Курс “Шахматный всеобуч” предполагает обучение детей в условиях детского сада или начальной школы. Обучение проводится в группе или классе, численностью 20-25 человек. Для реализации программы необходима демонстрационная доска с комплектом фигур и настольные шахматы не менее 1 комплекта на 2 детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Учебно-тематический план
N п/п | Тема | Кол-во часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Знакомство с волшебным шахматным королевством (сказки из истории шахмат) | 2 | 2 | - |
2. | Знакомство с шахматной доской. | 2 | 1 | 1 |
3. | Знакомство с фигурами. | 32 | 16 | 16 |
4. | Консультативные и практические партии с неполным комплектом фигур (н.к.ф.) | 20 | - | 20 |
5. | Первоначальные понятия. | 6 | 3 | 3 |
6. | Дебют. | 2 | 2 | - |
7. | Основы стратегии. | 4 | 4 | - |
8. | Основы тактики. | 10 | 5 | 5 |
9. | Эндшпиль. | 10 | 5 | 5 |
10. | Решение задач. | 20 | - | 20 |
11. | Консультативные партии. | 10 | - | 10 |
12. | Сеансы одновременной игры. | 4 | - | 4 |
13. | Матчевые встречи. | 4 | - | 4 |
14. | Турнирные партии. | 12 | 1 | 11 |
15. | Экскурсии, праздники. | 6 | - | 6 |
| Всего: | 144 | 39 | 105 |
Содержание программы.
N п/п | Тема, содержание | Кол-во часов | Вид практики |
1. | Знакомство с волшебным шахматным королевством. Легенда о возникновении шахмат, сказки из истории шахмат. | 2 | Просмотр иллюстраций. |
2. | Знакомство с доской; понятия: вертикаль, диагональ, горизонталь, поле. | 2 | Рисование шахматной доски и ее компонентов. |
3. | Знакомство с фигурами, начальная позиция, пешка, ход пешки, взятие, превращение пешки, ладья, ее ход, взятие, слон, его ход, взятие, ферзь, его ход, взятие; конь, его ход, взятие; король, его ход, взятие. | 32 | Игры: ”Угадай фигуру”, ”Найди соседей”, ”Рыбак”, ”Волшебный мешочек”, ”Секретная фигура”, ”Перехитри часовых”, ”Задачи и лабиринты”. |
4. | Консультативные партии с н.к.ф. | 20 | Игра между 2 командами. |
5. | Первоначальные понятия шах, мат, | 6 | Задачи: ”Объяви шах”, ”Защитись от шаха”, ”Шах или мат?” ”Мат или пат?” “Можно ли рокировать?” |
цель игры, рокировка | 2/2 |
ничья (пат, вечный шах) | 1/1 |
6. | Дебют: | 2 | Анализ кратких партий. |
Центр | 0,5 |
Развитие | 0,5 |
Безопасность | 0,5 |
Ловушки: ”детский мат”, “вкусная пешка” | 0,5 |
7. | Основы стратегии: | 4 | Анализ кратких партий. |
атака на нерокированного короля | 1 |
атака на позицию рокировки, | 1 |
защита короля, отражение угрозы | 2 |
8. | Основы тактики: | 10 | Задачи на связку и двойной удар(5 ч.) |
связка, | 2/2 |
двойной удар. | 3/3 |
9. | Эндшпиль: | 10 | Самостоятельное решение позиций потеме(5ч.) |
мат в 1 ход; | 1/1 |
мат ферзем; | 1/1 |
линейный мат; | 2/2 |
проведение пешки в ферзи. | 1/1 |
Пункты программы 10-15 предполагают проведение конкурсов решения задач, участие в турнире, 2 матчевых встречи (между звеньями и с командой другой группы), 2 сеанса одновременной игры с педагогом и старшим школьником - чемпионом района), экскурсии в ЦВР, участие в жизни детского шахматного клуба.
Методы контроля.
СРОКИ | Какие знания, умения, навыки контролируются. | Форма проведения |
сентябрь | Знание доски, фигур, начальной позиции | “Час игры” |
декабрь | Знание правил передвижения всех фигур, их особенностей | Открытое занятие для родителей |
март | Умение самостоятельно вести партию без нарушения правил | Сеанс одновременной игры |
апрель | Итоговый контроль знаний и умений, полученных в процессе обучения | Шахматный турнир в группе |
2 ступенька
КУРС
ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ 4 РАЗРЯДА.
(1-ый год обучения)
Тип программы: познавательная, спортивно - игровая.
Возраст детей: 7-10 лет.
Программа подготовки шахматистов 4 разряда на 1год рассчитана и предполагает 2 занятия в неделю по 2 часа каждое на базе Детского шахматного клуба “Вертикаль”. Численность группы 15-20 человек. Для реализации программы необходима демонстрационная доска, комплекты шахмат на каждого кружковца, индивидуальный раздаточный материал, доска школьная для записи ходов, компьютер.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№ п/п | ТЕМА | Количество часов |
всего | теория | практика |
1. | История шахмат. | 2 | 2 | - |
2. | Шахматная доска и нотация. | 10 | 3 | 7 |
3. | Знакомство с фигурами. | 20 | 10 | 10 |
4. | Первоначальные партии. | 16 | 8 | 8 |
5. | Дебют. | 8 | 4 | 4 |
6. | Основы стратегии. | 4 | 2 | 2 |
7. | Основы тактики. | 14 | 7 | 7 |
8. | Эндшпиль. | 20 | 10 | 10 |
9. | Решение задач. | 20 | - | 20 |
10. | Консультационные и матчевые партии. | 6 | - | 6 |
11. | Сеансы одновременной игры. | 4 | - | 4 |
12. | Турнирные партии. | 14 | - | 14 |
13. | Участие в мероприятиях ЦВР, праздники, экскурсии. | 6 | | 6 |
| ИТОГО: | 144 | 46 | 98 |
Содержание программы.
№ п/п | ТЕМА, СОДЕРЖАНИЕ | ЧАСЫ Т/П | ВИД ПРАКТИКИ |
1. | История шахмат: | 2 | Просмотр иллюстраций |
Легенда о возникновении шахмат | 0,5 |
Шахматные сказки | 0,5 |
Древние шахматы | 0,5 |
Шахматы на Руси | 0,5 |
2. | Шахматная доска, нотация | 10 | Рисование доски и ее компонентов. Решение задач с записью, игра с записью. |
Поле, вертикаль, горизонталь, диагональ. | 1/1 |
Обозначение полей, запись ходов, запись партий | 2/6 |
3. | Знакомство с фигурами | 20 | Игры “Угадай фигуру”, ”Рыбак”, ”Соседи” и др. “Задачи-лабиринты”, ”Перехитри часовых”. Консультационные партии с н.к.ф. |
Наименование фигур, начальная позиция | 2/2 |
Ходы фигур: король.ферзь, ладья, слон | 4/4 |
Ход коня, взятие | 2/2 |
Ход пешки, взятие, превращение | 2/2 |
4. | Первоначальные партии | 16 | Игры ”Шах или мат”, “Защитись от шаха”, “Мат или пат”, Задачи на мат в 1 ход на пат, на ничью. Игра с н.к.ф. |
Шах, мат, цель игры | 1/1 |
Ничья, пат, вечный шах | 4/4 |
Рокировка, ее виды | 2/2 |
Связка(полная) | 1/1 |
5. | Дебют | 8 | Анализ кратких партий. Разыгрывание и анализ дебюта. |
Три стадии шахматной партии | 1/1 |
Централизация в дебюте | 1/1 |
Принцип развития в дебюте | 1/1 |
Принцип безопасности в дебюте | 1/1 |
6. | Основы стратегии | 4 | Задачи: отражение конкретной угрозы, мат в 1 ход |
Атака на перокированного короля | 1/1 |
Атака позиции рокировки | 1/1 |
7. | Основы тактики | 14 | Решение задач по теме: -на мат в 2 хода -на достижение материального перевеса |
Связка(полная, неполная) | 2/2 |
Двойной удар(простой) | 2/2 |
“Рентген” | 1/1 |
Вскрытый шах | 1/1 |
Открытое нападение | 1/1 |
8. | Эндшпиль | 20 | Разыгрывания эндшпиля из данной позиции. Решение задач в 2-3 хода |
Мат одинокому королю | 1/1 |
Линейный мат | 1/1 |
Мат ферзем | 2/2 |
Мат в 1 ход другими фигурами | 1/1 |
Проведение пешки | 1/1 |
Правило квадрата | 2/2 |
Правило позиции | 2/2 |
9-13 пункты предполагают самостоятельное решение задач (с записью в тетради), по уровню трудности соответствующие индивидуальным возможностям ребенка (6-12 задач за 1 занятие во 2 полугодии), проведение матчевых встреч и сеансов одновременной игры с тренером и старшими кружковцами, проведение квалификационного турнира в группе с нормой 4 разряда. Победители турнира могут быть включены в состав участников личного первенства района среди школьников начальных классов.
Методы контроля.
№ п/п | СРОКИ | Какие навыки и умения контролируются | Форма проведения |
1. | сентябрь | Знание доски, фигур, начальной позиции | “Час игры” |
2. | ноябрь | Знание правил перемещения фигур, умение играть партию | Праздник “Посвящение в кружковцы” |
3. | январь | Умение анализировать короткую партию, решать задачу на мат в 1 ход, играть партию | Открытое занятие для родителей |
4. | март | Умение применять полученные знания на практике | Турнир с нормой 4 разряда |
5. | апрель | Умение ставить мат ферзем и линейный мат | Сеанс одновременной игры из заданной позиции |
6. | май | Итоговый контроль | “Тест на гениальность” |
3 ступенька
КУРС
ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ 3 РАЗРЯДА
( 2-й и 3-й год обучения)
Тип программы: учебно-тренировочная
Состав группы: 12-16 человек 2-3-го года обучения.
Программа предполагает 2 занятия в неделю по 3 часа, либо 3 занятия по 2 часа каждое. Для реализации программы необходима демонстрационная доска (1-2 шт.), шахматы настольные (на каждого кружковца),часы шахматные (не менее 1 на 2 кружковцев), раздаточный материал для индивидуальной работы, литература и периодические издания по шахматам для самостоятельной работы кружковцев.
Учебно-тематический план 2 года обучения.
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов |
всего | теория | практика |
1. | История шахмат. | 4 | 4 | - |
2. | Шахматный кодекс. | 1 | 1 | - |
3. | Эндшпиль. | 28 | 13 | 15 |
4. | Дебют. | 26 | 13 | 13 |
5. | Основы стратегии. | 12 | 6 | 6 |
6. | Тактика. | 32 | 16 | 16 |
7. | Решение задач. | 40 | - | 40 |
8. | Сеансы одновременной игры. | 6 | - | 6 |
9. | Игры с компьютером. | 10 | 1 | 9 |
10. | Соревнования и классификационные турниры. | 47 | 2 | 45 |
11. | Участие в мероприятиях ЦВР, праздники, экскурсии. | 10 | - | 10 |
| ИТОГО: | 216 | 56 | 160 |
Содержание программы
№ п/п | ТЕМА, СОДЕРЖАНИЕ | ЧАСЫ т/п | Вид практики и методы контроля. |
1. | История шахмат | 4 | Просмотр иллюстраций, разыгрывание табии. Просмотр партий Греко, Стаммы. |
Шахматы в древней Индии | 0,5 |
Проникновение шахмат в Россию | 0,5 |
Шахматы в 12-14 вв. | 0,5 |
Шахматы в 15-17 вв. | 0,5 |
Шахматы в 18 в. | 0,5 |
“Некоронованные короли” | 1,5 |
2. | Шахматный кодекс | 1 | Тренировочные партии |
Правила поведения участника турнира | 0,5 |
Правила блиц-турнира | 0,5 |
3. | Эндшпиль | 28 | Разыгрывание эндшпиля на доске и в парах. Игра окончаний с компьютером. Решение задач. |
Матование одинокого короля: | |
- ограничение подвижности К | 1/1 |
- мат в 1 ход (повторение) | 2/2 |
- мат ферзем | 1/2 |
- линейный мат | 1/2 |
- мат ладьей | 1/1 |
- мат двумя слонами | 1/1 |
- мат слоном и конем | 1/1 |
Простейшие пешечные эндшпили: | 1/1 |
- правило квадрата | 1/1 |
- правило позиции | 1/1 |
- отдаленная проходная | 1/1 |
- защищенная проходная | 1/1 |
- пешечный прорыв | |
4. | Дебют | 26 | Разыгрывание дебютной стадии на доске, пароли с компьютером. Решение задач. |
Основные принципы дебюта: центр, развитие, безопасность | 3/3 |
Понятие “гамбит” | 1/1 |
Основные идеи итальянской партии | 1/1 |
Ловушки в дебюте | 3/3 |
Анализ коротких партий (ошибки в дебюте) | 5/5 |
5. | Основные стратегии | 12 | Анализ партий гроссмейстеров. Разыгрывание позиций. Разыгрывание задач |
Атака на нерокорованного короля | 1/1 |
Атака при односторонних рокировках | 1/1 |
Атака при разносторонних рокировках | 1/1 |
Игра по открытым мишеням | 1/1 |
Вторжение на 7/2 горизонталь | 1/1 |
Реализация материального перевеса | 1/1 |
6. | Тактика | 32 | Решение задач на доске, с компьютером. Нахождение тактических моментов в партиях. |
Двойной удар | 2/2 |
Открытое нападение | 2/2 |
Вскрытый шах “мельница” | 2/2 |
Двойной шах | 1/1 |
Связка и её виды | 4/4 |
Отвлечение | 1/1 |
Завлечение | 1/1 |
Слабость 8-й -1-й горизонтали | 1/1 |
Сочетание идей | 1/1 |
Комплексное понятие “комбинация” | 1/1 |
Практикум по тактике | 1/1 |
7. | Решение задач | 40 | Индивидуальная работа по карточкам (в тетрадях) на каждом занятии по 20-30 минут. |
8. | Сеансы одновременной игры. | 6 | Сеанс с педагогом. Сеанс с чемпионом района среди школьников. Сеанс с чемпионом района или родителем. |
9. | Игра с компьютером. | 10 | Игра консультационных партий: компьютер против команды кружковцев. |
Обучение правилам игры. | 1/9 |
10. | Соревнования | 47 | 1. Квалификационный турнир с командой 4 разряда. 2. Блиц-турниры. 3. Квалификационные турниры со сборной 3 разряда |
Правила, орг. комитет | 1/12 3 1/30 |
11. | Участие в мероприятиях ЦВР | 10 | По плану воспитательной работы ЦВР |
Учебно-тематический план 3-го года обучения.
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов |
всего | теория | практика |
1. | Шахматный кодекс. | 1 | 1 | - |
2. | История шахмат. | 7 | 7 | - |
3. | Дебют. | 38 | 13 | 25 |
4. | Эндшпиль. | 36 | 18 | 18 |
5. | Стратегия. | 4 | 4 | - |
6. | Тактика. | 48 | 24 | 24 |
7. | Решение задач. | 40 | - | 40 |
8. | Сеансы, соревнования. | 36 | - | 36 |
9. | Мероприятия ЦВР. | 6 | - | 6 |
| ИТОГО: | 216 ч. | 67 | 149 |
Содержание программы.
№ п/п | ТЕМА, СОДЕРЖАНИЕ | ЧАСЫ т/п | Вид практики и методы контроля. |
1. | Шахматный кодекс. | 1 | Практическая игра |
О редко применяемых правилах. | 0,5 |
Турнир по швейцарской системе. | 0,5 |
2. | История шахмат | 7 | Изучение биографии и основных моментов творчества чемпионов мира. Викторина. Разыгрывание тематического кроссворда. |
История чемпионов мира: | 0,5 |
Вильгельм Стейниц | 0,5 |
Эммануил Ласкер | 0,5 |
Х-р Капабланка | 0,5 |
Александр Алехин | 0,5 |
Михаил Ботвинник | 0,5 |
Макс Эйве | 0,5 |
Василий Смыслов | 0,5 |
Михаил Таль | 0,5 |
Тигром Петросян | 0,5 |
Борис Спасский | 0,5 |
Роберт Фишер | 0,5 |
Анатолий Карпов | 0,5 |
Гарри Каспаров | 0,5 |
3. | Дебют | 38 | Анализ дебютов по книге Панова “Курс дебютов” Э.Ш.Д. Тематические партии по указанным дебютам |
Открытые дебюты | |
-Итальянская партия | 1/1 |
-Защита 2-х коней | 1/1 |
-Венгерская, венская | 1/1 |
-Испанская партия | 1/1 |
-Обзор других открытых дебютов | 2/2 |
Полуоткрытые дебюты: | 1/4 |
-Скандинавская защита | 1/1 |
-Сицилианская защита | 2/2 |
-Французская защита | 1/1 |
-Защита каро-канн | 1/1 |
Обзор других полуоткрытых дебютов | 4/4 |
Закрытые дебюты: | |
-Ферзевый гамбит | 1/1 |
-Ортодоксальная защита | 1/1 |
-Староиндийская защита | 1/1 |
-Обзор других закрытых начал | 4/4 |
4. | Эндшпиль | 36 | Разыгрывание эндшпилей на доске, в парах с компьютером. Решение задач. |
Мат двумя слонами, мат слоном и конем | 2/2 |
Пешечные эндшпили: | |
-оппозиция, поле соответствия | 1/1 |
-ключевые поля | 1/1 |
-правило треугольника | 1/1 |
Легкофигурный эндшпиль: | |
-слон(конь)против пешки | 1/1 |
-слон(конь)против слона(коня), | 1/1 |
- когда слон сильнее пешки, коня | 1/1 |
-когда конь сильнее слона | 1/1 |
Ладейный эндшпиль: | |
-ладья против пешки | 1/1 |
-ладья против ладьи и пешки | 4/4 |
Ферзевый эндшпиль: | |
-ферзь против пешки,”лесенка” | 1/1 |
-ферзь против нескольких пешек | 1/1 |
-ферзь против ферзя и пешки | 2/2 |
5. | Стратегия | 4 | |
Оценка позиции | 2/2 |
План игры | 2/2 |
6. | Тактика | 48 | Анализ позиций на доске, решение задач по теме. Нахождение тематических идей в практической игре. |
Уничтожение защиты | 1/1 |
Отвлечение | 2/2 |
Слабость № 8 -горизонтали | 1/1 |
Завлечение | 2/2 |
Вскрытие вертикали (горизонтали) | 2/2 |
Освобождение поля, линии | 2/2 |
“Рентген” | 1/1 |
Перекрытие | 1/1 |
Блокировка | 2/2 |
Разрушение пешечного прикрытия | 1/1 |
Проведение пешки | 1/1 |
Промежуточный ход | 1/1 |
Выигрыш темпа | 1/1 |
Игра на пат | 1/1 |
Ограничение материала | 1/1 |
Присвоение, вечный шах | 1/1 |
Сочетание идей | 3/3 |
7. | Решение задач. | 40 | Индивидуально в тетрадях. |
8. | Сеансы, соревнования | 36 | Сеансы с чемпионом. Сеанс с К.М.С. Квалификационные турниры с сборной 3 разряда. Участие в районных соревнованиях. |
9. | Участие в мероприятиях ЦВР. | 6 | По плану работы ЦВР. |