СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки шахматной вертикали»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет построить работу шахматного кружка. Основная задача - развитие интеллектуальной культуры подрастающего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки шахматной вертикали»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Ступеньки шахматной вертикали»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Ступеньки шахматной вертикали» является программой физкультурно-спортивной направленности.

Предлагаемая программа является авторской. При её создании обобщался практический и теоретический опыт работы ведущих педагогов в области шахмат, а также использовался многолетний опыт работы детского шахматного клуба «Вертикаль». В программе также адаптируются  некоторые Положения различных пособий и шахматных школ: Авербаха Ю.А., Гришина В.Г. и других (см. список литературы). Теоретический и практический материал программы адаптирован к уровню младшего, среднего и старшего подросткового возраста. Учащиеся осваивают законы игры, которые принципиально различны для трех стадий игры: дебюта, миттельшпиля и эндшпиля.

Актуальность программы заключается в необходимости развития культуры мышления у подрастающего поколения. Шахматы не только дают знания и способы их применения, но и развивают логику, способность планировать свои действия, оценивать возможные варианты развития событий, повышают ответственность за самостоятельно принятое решение, закаляют волю и устойчивость к стрессовым ситуациям. Аналитическое мышление, высокие этические нормы шахматистов, спортивная целеустремленность помогут молодому человеку адаптироваться в современном мире, стать успешным в любой сфере деятельности.

Новизна и особенности программы.

Программа «Ступеньки шахматной вертикали» создавалась и апробировалась с 1987 года и неоднократно усовершенствовалась в дальнейшем с использованием опыта работы шахматного клуба «Вертикаль». Шахматных программ для обучения младших школьников, а тем более дошкольников, в те годы просто не было. В настоящее время литературы по шахматам достаточно много, но у каждого педагога своё видение развитие творческого потенциала ребёнка. В программе большая часть теоретического материала рассчитана на индивидуальное изучение и используется в программе как методическое наполнение той или иной темы, суть же программы изменяется лишь в зависимости от контингента конкретной группы детей, их возможностей и приоритетов.

Еще одна особенность программы – блочное представление материала. В пределах одного блока темы могут меняться местами, если группа формируется из кружковцев и 2-го, и 3-го года обучения.

Кружковцы, выполнившие норму 3 и 2 разряда за 1-2 года могут быть переведены в более старшую группу, где уровень их игры будет соответствовать силе игры соперников. В этом случае работа над теоретически м материалом ведется по индивидуальному плану.

Программа предполагает постепенное вовлечение в аналитический процесс освоения шахмат. Воспитанники 5-6 года обучения привлекаются к исследованиям творчества чемпионов мира (доклады, рефераты, устные сообщения), анализу партий или их фрагментов с использованием справочной литературы и компьютерных шахматных программ, что предполагает умение каждого юного шахматиста работать самостоятельно и в дальнейшем совершенствовать свою игру, добиваясь все более высоких творческих достижений.

Цель и задачи

Цель программы – создание оптимальных возможностей для всестороннего развитию личности ребенка и его адаптации в социальную среду посредством обучения игры в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить правилам практической игры;

  • освоение теории шахмат, стратегических и тактических приемов игры;

  • формирование умения применять на практике изученные стратегические и тактические приемы;

  • изучение истории шахмат, творчества чемпионов мира и гроссмейстеров современности;

  • формирование умения концентрировать внимание на предлагаемой проблеме;

  • обучение самостоятельной аналитической работе с использованием шахматной литературы, компьютерных программ и технологий.

Развивающие:

  • развитие усидчивости, внимательности, воображения, логического мышления;

  • развитие любознательности, кругозора детей;

  • развитие аналитической способности, вариативного мышления, чувства ответственности и самостоятельности в принятии решений;

  • развитие умения правильно расходовать время, отведенное на шахматную партию;

  • развитие словарного запаса детей путем изучения шахматной терминологии;

Воспитательные:

  • воспитание общей культуры поведения за шахматной доской и вне её;

  • воспитание доброжелательности, тактичности, взаимоуважения;

  • воспитание волевых качеств: стремления к победе, преодолению трудностей, целеустремленности;

  • привитие любви к шахматам;

  • способствование адаптации юных шахматистов в социальную среду посредством участия в соревнованиях в шахматном клубе, районных, областных, Российских турнирах.

Возраст и особенности контингента обучающихся.

 Основной контингент детского шахматного клуба «Вертикаль» учащиеся от 6 до 15 лет (от дошкольного до старшего школьного возраста).

В учебные группы по шахматам принимаются все желающие, интересующиеся этой увлекательной игрой независимо от наличия специальных способностей. Дети, прошедшие обучение по курсу “Шахматный всеобуч” в детском саду или начальной школе, могут, в зависимости от успехов, продолжить занятия в группах 1-го или 2-го года обучения. Группа 1-го года обучения формируется из учащихся начальных классов. Дети 5-6 классов, впервые записавшиеся в шахматный кружок, проходят несколько индивидуальных занятий и включаются в группу 2 года обучения.


Сроки реализации программы и основные этапы обучения

Программа рассчитана на 6 лет обучения.

Процесс обучения можно условно разделить на 3 этапа (3 ступеньки «шахматной вертикали):

  • первый этап (ступенька) – шахматный всеобуч - предполагает обучение детей в условиях детского сада или начальной школы и направлен на обучение правилам практической игры в игровой форме;

  • второй этап (ступенька) - группы начальной подготовки (1-2 годы обучения) - связан с освоением основных правил шахматной игры и принципов ведения партии;

  • третий этап (ступенька) – учебно-тренировочные группы (3-6 годы обучения) – углубленное изучение шахматной теории. Здесь существенно повышается роль самостоятельной и индивидуальной работы со специальной шахматной литературой.

В силу индивидуальных способностей детей «программные этапы» рассматриваются как ступени обучения. Переход на следующую ступень осуществляется в зависимости от освоения учащимся Программы.

 Учебный план программы «Ступеньки шахматной вертикали».

Этап подготовки

Год обучения


Возраст

Минимальное количество учебных часов в неделю

Годовая

учебно-тренировочная

нагрузка на 36 недель

Шахматный всеобуч

1

6-7

4

144

Начальной

подготовки


1


7-9

4


144

Учебно-

тренировочный

2

3

4

5-6

8-10

10-11

11-12

13-15

4

6

6

9

144

216

216

324




Форма и режим занятий

Занятия проводятся в групповой форме. Количество детей в группе начальной подготовки и учебно-тренировочной должно быть не более 15 человек, поскольку при воспитании и обучении шахматиста чрезвычайно важным является личностно-дифференцированный подход, во время занятий тренер-преподаватель должен иметь возможность уделить внимание каждому ученику индивидуально. Продолжительность занятия для обучающихся дошкольного возраста составляет 25 минут, для обучающихся 7-8 лет – 30 минут, для остальных – 45 минут.

 При подготовке к соревнованиям возможна организация индивидуальных занятий по специальному графику.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Программа рассчитана на систематические занятия в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах на протяжении 36 недель в течение учебного года и самостоятельных занятий во время летних каникул. Нормативный срок освоения программы – от 2 до 6 лет. Состав групп формируется из обучающихся примерно одного уровня спортивной подготовленности с разницей в 1-2 года по возрасту. Возможно формирование разновозрастной группы обучающихся с разным уровнем теоретической и практической подготовленности, для которых предложен отдельный тематический план обучения.

Возраст обучающихся на момент зачисления должен быть не менее 5 лет.

Основными формами проведения учебно-тренировочной работы являются:

  • групповые теоретические занятия в виде бесед, лекций по темам, изложенным в программе;

  • практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы;

  • индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для шахматистов;

  • участие шахматистов в спортивных соревнованиях;

  • инструкторская и судейская практика.

В процессе теоретических и практических занятий учащиеся должны получить знания и навыки тренера-общественника и спортивного судьи.

Большое значение для реализации целей спортивной подготовки шахматистов имеет использование в образовательном процессе передовых методов обучения, тренировки и организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса с помощью единой методической системы, доведенной до уровня поурочных программ.





Ожидаемые результаты.


К концу обучения обучающиеся должны


знать

уметь

Шахматный всеобуч

  • правила шахматной игры, что такое «шах», «мат», «рокировка»,

  • основные тактические приемы,

  • иметь представление о стратегии и тактике шахмат, о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, обладать практическими навыками в данной области;


  • ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать ее между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры в начальное положение;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;

  • рокировать, объявлять шах, решать простейшие задачи на мат в 1 ход.

1 год

  • знать шахматную доску и правила перемещения фигур;

  • знать правила поведения в шахматном турнире.

в спортивном плане они выполняют IV разряд.

  • играть шахматную партию без нарушения правил;

  • пользоваться шахматной нотацией для решения и записи партий;

  • уметь решать задачи на мат в 1 ход и находить простые комбинации на двойной удар и связку;

  • ставить линейный мат и мат ферзю одинокому королю противника;

  • в спортивном плане выполняют 4 разряд

2 и 3 год

  • знать основные этапы истории шахмат;

  • основные принципы дебюта и эндшпиля;

  • технически правильно матовать одинокого короля;

  • принять участие в шахматных турнирах с записью партий и часами.

  • в спортивном плане – выполняют 3 разряд

4-5 год

  • усвоить основы стратегии матной борьбы;


  • уметь применять на практике тактические и комбинационные приемы;

  • участвовать в квалификационных турнирах и соревнованиях среди школьников с использованием шахматных часов и записью партий.

в спортивном плане – выполняют 2 разряд

6 год

  • стратегические идеи защиты Алехина, защиты Уфимцева, защиты Тарраша, славянской защиты, староиндийского начала, голландской защиты, английского начала.

  • владеть методами работы над дебютом;

  • владеть приемами защиты в шахматной партии, показать умение создавать слабости в лагере противника.

Модель выпускника

Обучающийся, прошедший полный курс обучения по программе, будет обладать:

  • компетентностью в области истории и теории шахмат, в общекультурной и коммуникативной сферах;

  • практическими навыками по пройденной программе;

  • навыками самостоятельной работы;

  • сформированной потребностью к деятельности, к самосовершенствованию, способностью к самоопределению и самореализации;

  • активной личностной позицией, развитыми волевыми качествами, способностью формировать и достигать цели;

  • психологической устойчивостью по отношению к неблагоприятным жизненным обстоятельствам, выдержкой, реалистическим мышлением, адекватным ситуации;

  • развитым логическим, стратегическим и творческим мышлением;

  • опытом и навыками участия и организации любительских шахматных соревнований, а также организации культурного досуга средствами шахматной игры.

Способы проверки результатов и формы подведения итогов обучения по программе.

 В программе предусмотрены различные формы контроля и подведения итогов обучения. Приведем основные:

  • тестовые задания на изученную тему с показом приемов на большой магнитной демонстрационной доске;

  • игровой метод в виде практической партии;

  • индивидуальная работа – анализ ошибок в сыгранной партии;

  • игра по эталону с использованием партий сильнейших шахматных мастеров.

Занятия предполагают подготовку соответственно разрядам и участие в различных шахматных фестивалях и турнирах.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 ступенька.

КУРС “ ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ “


Тип программы: познавательно-игровая

Возраст детей: 6-7 лет.

Курс “Шахматный всеобуч” предполагает обучение детей в условиях детского сада или начальной школы. Обучение проводится в группе или классе, численностью 20-25 человек. Для реализации программы необходима демонстрационная доска с комплектом фигур и настольные шахматы не менее 1 комплекта на 2 детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Учебно-тематический план

N п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1.

Знакомство с волшебным шахматным королевством (сказки из истории шахмат)

2

2

-

2.

Знакомство с шахматной доской.

2

1

1

3.

Знакомство с фигурами.

32

16

16

4.

Консультативные и практические партии с неполным комплектом фигур (н.к.ф.)

20

-

20


5.

Первоначальные понятия.

6

3

3

6.

Дебют.

2

2

-

7.

Основы стратегии.

4

4

-

8.

Основы тактики.

10

5

5

9.

Эндшпиль.

10

5

5

10.

Решение задач.

20

-

20

11.

Консультативные партии.

10

-

10

12.

Сеансы одновременной игры.

4

-

4

13.

Матчевые встречи.

4

-

4

14.

Турнирные партии.

12

1

11

15.

Экскурсии, праздники.

6

-

6


Всего:

144

39

105


Содержание программы.


N

п/п

Тема, содержание

Кол-во часов

Вид практики

1.

Знакомство с волшебным шахматным королевством. Легенда о возникновении шахмат, сказки из истории шахмат.

2

Просмотр иллюстраций.

2.

Знакомство с доской; понятия: вертикаль, диагональ, горизонталь, поле.

2

Рисование шахматной доски и ее компонентов.

3.

Знакомство с фигурами, начальная позиция, пешка, ход пешки, взятие, превращение пешки, ладья, ее ход, взятие, слон, его ход, взятие, ферзь, его ход, взятие; конь, его ход, взятие; король, его ход, взятие.

32

Игры: ”Угадай фигуру”, ”Найди соседей”, ”Рыбак”, ”Волшебный мешочек”, ”Секретная фигура”, ”Перехитри часовых”, ”Задачи и лабиринты”.

4.

Консультативные партии с н.к.ф.

20


Игра между 2 командами.

5.

Первоначальные понятия шах, мат,

6


Задачи: ”Объяви шах”, ”Защитись от шаха”, ”Шах или мат?” ”Мат или пат?”

“Можно ли рокировать?”

цель игры, рокировка

2/2

ничья (пат, вечный шах)

1/1

6.

Дебют:

2

Анализ кратких партий.

Центр

0,5

Развитие

0,5

Безопасность

0,5

Ловушки: ”детский мат”, “вкусная пешка”

0,5

7.

Основы стратегии:

4

Анализ кратких партий.

атака на нерокированного короля

1

атака на позицию рокировки,

1

защита короля, отражение угрозы

2

8.

Основы тактики:

10

Задачи на связку и двойной удар(5 ч.)

связка,

2/2

двойной удар.

3/3

9.

Эндшпиль:

10

Самостоятельное решение позиций потеме(5ч.)

мат в 1 ход;

1/1

мат ферзем;

1/1

линейный мат;

2/2

проведение пешки в ферзи.

1/1


Пункты программы 10-15 предполагают проведение конкурсов решения задач, участие в турнире, 2 матчевых встречи (между звеньями и с командой другой группы), 2 сеанса одновременной игры с педагогом и старшим школьником - чемпионом района), экскурсии в ЦВР, участие в жизни детского шахматного клуба.


Методы контроля.


СРОКИ

Какие знания, умения, навыки контролируются.

Форма проведения

сентябрь

Знание доски, фигур, начальной позиции

“Час игры”

декабрь

Знание правил передвижения всех фигур, их особенностей

Открытое занятие для родителей

март

Умение самостоятельно вести партию без нарушения правил

Сеанс одновременной игры

апрель

Итоговый контроль знаний и умений, полученных в процессе обучения

Шахматный турнир в группе


2 ступенька


КУРС

ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ 4 РАЗРЯДА.

(1-ый год обучения)

Тип программы: познавательная, спортивно - игровая.

Возраст детей: 7-10 лет.

Программа подготовки шахматистов 4 разряда на 1год рассчитана и предполагает 2 занятия в неделю по 2 часа каждое на базе Детского шахматного клуба “Вертикаль”. Численность группы 15-20 человек. Для реализации программы необходима демонстрационная доска, комплекты шахмат на каждого кружковца, индивидуальный раздаточный материал, доска школьная для записи ходов, компьютер.

Учебно-тематический план 1 года обучения.

№ п/п

ТЕМА

Количество часов

всего

теория

практика

1.

История шахмат.

2

2

-

2.

Шахматная доска и нотация.

10

3

7

3.

Знакомство с фигурами.

20

10

10

4.

Первоначальные партии.

16

8

8

5.

Дебют.

8

4

4

6.

Основы стратегии.

4

2

2

7.

Основы тактики.

14

7

7

8.

Эндшпиль.

20

10

10

9.

Решение задач.

20

-

20

10.

Консультационные и матчевые партии.

6

-

6

11.

Сеансы одновременной игры.

4

-

4

12.

Турнирные партии.

14

-

14

13.

Участие в мероприятиях ЦВР, праздники, экскурсии.

6


6


ИТОГО:

144

46

98

Содержание программы.


№ п/п

ТЕМА, СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСЫ

Т/П

ВИД

ПРАКТИКИ

1.

История шахмат:

2

Просмотр иллюстраций

Легенда о возникновении шахмат

0,5

Шахматные сказки

0,5

Древние шахматы

0,5

Шахматы на Руси

0,5

2.

Шахматная доска, нотация

10

Рисование доски и ее компонентов.

Решение задач с записью, игра с записью.

Поле, вертикаль, горизонталь, диагональ.

1/1


Обозначение полей, запись ходов, запись партий

2/6


3.

Знакомство с фигурами

20

Игры “Угадай фигуру”, ”Рыбак”, ”Соседи” и др.

“Задачи-лабиринты”, ”Перехитри часовых”. Консультационные партии с н.к.ф.

Наименование фигур, начальная позиция

2/2


Ходы фигур: король.ферзь, ладья, слон

4/4


Ход коня, взятие

2/2

Ход пешки, взятие, превращение

2/2

4.

Первоначальные партии

16

Игры ”Шах или мат”, “Защитись от шаха”, “Мат или пат”, Задачи на мат в 1 ход на пат, на ничью.

Игра с н.к.ф.

Шах, мат, цель игры

1/1

Ничья, пат, вечный шах

4/4

Рокировка, ее виды

2/2

Связка(полная)

1/1

5.

Дебют

8

Анализ кратких партий.

Разыгрывание и анализ дебюта.

Три стадии шахматной партии

1/1

Централизация в дебюте

1/1

Принцип развития в дебюте

1/1

Принцип безопасности в дебюте

1/1

6.

Основы стратегии

4

Задачи: отражение конкретной угрозы, мат в 1 ход

Атака на перокированного короля

1/1

Атака позиции рокировки

1/1

7.

Основы тактики

14

Решение задач по теме:

-на мат в 2 хода

-на достижение материального перевеса

Связка(полная, неполная)

2/2

Двойной удар(простой)

2/2

“Рентген”

1/1

Вскрытый шах

1/1

Открытое нападение

1/1

8.

Эндшпиль

20

Разыгрывания эндшпиля из данной

позиции.

Решение задач в 2-3 хода

Мат одинокому королю

1/1

Линейный мат

1/1

Мат ферзем

2/2

Мат в 1 ход другими фигурами

1/1

Проведение пешки

1/1

Правило квадрата

2/2

Правило позиции

2/2


9-13 пункты предполагают самостоятельное решение задач (с записью в тетради), по уровню трудности соответствующие индивидуальным возможностям ребенка (6-12 задач за 1 занятие во 2 полугодии), проведение матчевых встреч и сеансов одновременной игры с тренером и старшими кружковцами, проведение квалификационного турнира в группе с нормой 4 разряда. Победители турнира могут быть включены в состав участников личного первенства района среди школьников начальных классов.


Методы контроля.


п/п

СРОКИ

Какие навыки и умения контролируются

Форма проведения

1.

сентябрь

Знание доски, фигур, начальной позиции

“Час игры”

2.

ноябрь

Знание правил перемещения фигур, умение играть партию

Праздник “Посвящение в кружковцы”

3.

январь

Умение анализировать короткую партию, решать задачу на мат в 1 ход, играть партию

Открытое занятие для родителей

4.

март

Умение применять полученные знания на практике

Турнир с нормой 4 разряда

5.

апрель

Умение ставить мат ферзем и линейный мат

Сеанс одновременной игры из заданной позиции

6.

май

Итоговый контроль

“Тест на гениальность”











3 ступенька


КУРС

ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ 3 РАЗРЯДА

( 2-й и 3-й год обучения)


Тип программы: учебно-тренировочная

Состав группы: 12-16 человек 2-3-го года обучения.

Программа предполагает 2 занятия в неделю по 3 часа, либо 3 занятия по 2 часа каждое. Для реализации программы необходима демонстрационная доска (1-2 шт.), шахматы настольные (на каждого кружковца),часы шахматные (не менее 1 на 2 кружковцев), раздаточный материал для индивидуальной работы, литература и периодические издания по шахматам для самостоятельной работы кружковцев.


Учебно-тематический план 2 года обучения.


№ п/п

ТЕМА

Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

История шахмат.

4

4

-

2.

Шахматный кодекс.

1

1

-

3.

Эндшпиль.

28

13

15

4.

Дебют.

26

13

13

5.

Основы стратегии.

12

6

6

6.

Тактика.

32

16

16

7.

Решение задач.

40

-

40

8.

Сеансы одновременной игры.

6

-

6

9.

Игры с компьютером.

10

1

9

10.

Соревнования и классификационные турниры.

47

2

45

11.

Участие в мероприятиях ЦВР, праздники, экскурсии.

10

-

10


ИТОГО:

216

56

160

Содержание программы


№ п/п

ТЕМА, СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСЫ

т/п

Вид практики и методы контроля.

1.

История шахмат

4

Просмотр иллюстраций, разыгрывание табии.

Просмотр партий Греко, Стаммы.


Шахматы в древней Индии

0,5

Проникновение шахмат в Россию

0,5

Шахматы в 12-14 вв.

0,5

Шахматы в 15-17 вв.

0,5

Шахматы в 18 в.

0,5

“Некоронованные короли”

1,5

2.

Шахматный кодекс

1

Тренировочные партии


Правила поведения участника турнира

0,5


Правила блиц-турнира

0,5

3.

Эндшпиль

28

Разыгрывание эндшпиля на доске и в парах.

Игра окончаний с компьютером.

Решение задач.

Матование одинокого короля:


- ограничение подвижности К

1/1

- мат в 1 ход (повторение)

2/2

- мат ферзем

1/2

- линейный мат

1/2

- мат ладьей

1/1

- мат двумя слонами

1/1

- мат слоном и конем

1/1

Простейшие пешечные эндшпили:

1/1

- правило квадрата

1/1

- правило позиции

1/1

- отдаленная проходная

1/1

- защищенная проходная

1/1

- пешечный прорыв


4.

Дебют

26

Разыгрывание дебютной стадии на доске, пароли с компьютером.

Решение задач.

Основные принципы дебюта:

центр, развитие, безопасность

3/3

Понятие “гамбит”

1/1

Основные идеи итальянской партии

1/1

Ловушки в дебюте

3/3

Анализ коротких партий (ошибки в дебюте)

5/5

5.

Основные стратегии

12

Анализ партий гроссмейстеров.

Разыгрывание позиций.

Разыгрывание задач

Атака на нерокорованного короля

1/1

Атака при односторонних рокировках

1/1


Атака при разносторонних рокировках

1/1


Игра по открытым мишеням

1/1

Вторжение на 7/2 горизонталь

1/1

Реализация материального перевеса

1/1

6.

Тактика

32

Решение задач на доске, с компьютером.

Нахождение тактических моментов в партиях.


Двойной удар

2/2

Открытое нападение

2/2

Вскрытый шах “мельница”

2/2

Двойной шах

1/1

Связка и её виды

4/4

Отвлечение

1/1

Завлечение

1/1

Слабость 8-й -1-й горизонтали

1/1

Сочетание идей

1/1

Комплексное понятие “комбинация”

1/1

Практикум по тактике

1/1

7.

Решение задач

40

Индивидуальная работа по карточкам (в тетрадях) на каждом занятии по 20-30 минут.

8.

Сеансы одновременной игры.

6

Сеанс с педагогом. Сеанс с чемпионом района среди школьников. Сеанс с чемпионом района или родителем.

9.

Игра с компьютером.

10

Игра консультационных партий: компьютер против команды кружковцев.

Обучение правилам игры.

1/9

10.

Соревнования

47


1. Квалификационный турнир с командой 4 разряда.

2. Блиц-турниры.

3. Квалификационные турниры со сборной 3 разряда

Правила, орг. комитет

1/12



3

1/30

11.

Участие в мероприятиях ЦВР

10

По плану воспитательной работы ЦВР


Учебно-тематический план 3-го года обучения.


№ п/п

ТЕМА

Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Шахматный кодекс.

1

1

-

2.

История шахмат.

7

7

-

3.

Дебют.

38

13

25

4.

Эндшпиль.

36

18

18

5.

Стратегия.

4

4

-

6.

Тактика.

48

24

24

7.

Решение задач.

40

-

40

8.

Сеансы, соревнования.

36

-

36

9.

Мероприятия ЦВР.

6

-

6


ИТОГО:

216 ч.

67

149




Содержание программы.


№ п/п

ТЕМА, СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСЫ т/п

Вид практики и методы контроля.

1.

Шахматный кодекс.

1

Практическая игра

О редко применяемых правилах.

0,5

Турнир по швейцарской системе.

0,5

2.

История шахмат

7

Изучение биографии и основных моментов творчества чемпионов мира.

Викторина.

Разыгрывание тематического кроссворда.

История чемпионов мира:

0,5

Вильгельм Стейниц

0,5

Эммануил Ласкер

0,5

Х-р Капабланка

0,5

Александр Алехин

0,5

Михаил Ботвинник

0,5

Макс Эйве

0,5

Василий Смыслов

0,5

Михаил Таль

0,5

Тигром Петросян

0,5

Борис Спасский

0,5

Роберт Фишер

0,5

Анатолий Карпов

0,5

Гарри Каспаров

0,5

3.

Дебют

38

Анализ дебютов по книге Панова

“Курс дебютов”

Э.Ш.Д.

Тематические

партии по указанным дебютам

Открытые дебюты


-Итальянская партия

1/1

-Защита 2-х коней

1/1

-Венгерская, венская

1/1

-Испанская партия

1/1

-Обзор других открытых дебютов

2/2

Полуоткрытые дебюты:

1/4

-Скандинавская защита

1/1

-Сицилианская защита

2/2

-Французская защита

1/1

-Защита каро-канн

1/1

Обзор других полуоткрытых дебютов

4/4

Закрытые дебюты:


-Ферзевый гамбит

1/1

-Ортодоксальная защита

1/1

-Староиндийская защита

1/1

-Обзор других закрытых начал

4/4

4.

Эндшпиль

36

Разыгрывание эндшпилей на доске, в парах с компьютером.

Решение задач.

Мат двумя слонами, мат слоном и конем

2/2


Пешечные эндшпили:


-оппозиция, поле соответствия

1/1

-ключевые поля

1/1

-правило треугольника

1/1

Легкофигурный эндшпиль:


-слон(конь)против пешки

1/1

-слон(конь)против слона(коня),

1/1

- когда слон сильнее пешки, коня

1/1

-когда конь сильнее слона

1/1

Ладейный эндшпиль:


-ладья против пешки

1/1

-ладья против ладьи и пешки

4/4

Ферзевый эндшпиль:


-ферзь против пешки,”лесенка”

1/1

-ферзь против нескольких пешек

1/1

-ферзь против ферзя и пешки

2/2

5.

Стратегия

4


Оценка позиции

2/2

План игры

2/2

6.

Тактика

48

Анализ позиций на доске, решение задач по теме.

Нахождение тематических идей в практической игре.

Уничтожение защиты

1/1

Отвлечение

2/2

Слабость № 8 -горизонтали

1/1

Завлечение

2/2

Вскрытие вертикали (горизонтали)

2/2

Освобождение поля, линии

2/2

“Рентген”

1/1

Перекрытие

1/1

Блокировка

2/2

Разрушение пешечного прикрытия

1/1

Проведение пешки

1/1

Промежуточный ход

1/1

Выигрыш темпа

1/1

Игра на пат

1/1

Ограничение материала

1/1

Присвоение, вечный шах

1/1

Сочетание идей

3/3

7.

Решение задач.

40

Индивидуально в тетрадях.

8.

Сеансы, соревнования

36

Сеансы с чемпионом.

Сеанс с К.М.С.

Квалификационные турниры с сборной 3 разряда.

Участие в районных соревнованиях.

9.

Участие в мероприятиях ЦВР.

6

По плану работы ЦВР.