СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественная кройка и шитьё»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лоскутное шитье дает возможность изготовления изделий с минимальными затратами, поскольку для работы можно использоватьотходышвейного производства, старую крепкую одежду, вышедшую из моды, что способствует воспитанию чувствабережливостии экологической сознательности у детей.Лоскутное шитье – доступный и очень популярныйспособ декорирования интерьераможет быть использован любым человеком, имеющим творческий потенциал.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественная кройка и шитьё»»

Отдел образования администрации Сосновского района

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»




Рекомендована к утверждению Утверждаю:

педагогическим советом Директор МБОУДО «Центр

МБОУДО «Центр детского творчества» детского творчества

протокол №2 от 16.06.20г. __________Денисов В.Н.

приказ №31 от 16.06.20г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Художественная кройка и шитьё»

(уровень освоения – базовый)


Возраст обучающихся: 9-13 лет.

Срок реализации: 2 года




Автор-составитель:

Лобанова Наталия Михайловна –

педагог дополнительного образования






р.п. Сосновка

2020 г.


ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


1. Учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

2. Полное название программы

«Художественная кройка и шитьё»»

3. Сведения об авторе:

3.1. Ф.И.О., должность

Лобанова Наталия Михайловна - педагог дополнительного образования.

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726-р)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196);

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

  2. Устав МБОУ ДО «ЦДТ», утвержден постановлением администрации Сосновского района Тамбовской области, 28.09.2015 г. №528

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

художественная

4.4. Тип программы

модифицированная

4.5. Вид программы

образовательная

4.6. Возраст обучающихся по программе

9-13 лет

4.7. Продолжительность обучения

2 года






































Раздел №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»


    1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа специально разработана в целях сохранения традиций муниципалитета.

Для подрастающего поколения декоративно - прикладное искусство становится одним из первоисточников формирования картины мира, позволяющей получить первоначальное представление о таком явлении как народное творчество.

Народное искусство раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Поэтому привитие любви к родной культуре, привлечение к познанию истоков народного творчества, знакомство с обычаями и традициями русского народа являются одним из основных задач в эстетическом воспитании детей.

Одним из видов народного художественного творчества является лоскутное шитье. В лоскутном шитье как виде декоративно-прикладного искусства сосредоточен огромный потенциал для творческого развития личности ребенка. Это одно из самых доступных, увлекательных занятий для детей и взрослых.

Лоскутное шитье – красивое, самобытное, изящное народное искусство, дошедшее до нас с древнейших времен. Причиной появления лоскутного шитья являлись бедность и бережливость. Перешивая взрослую одежду на детей, латая ее веселыми заплатками, создавая предметы убранства жилища (одеяла, занавески, коврики, подушки), умелые хозяйки находили все новые и новые способы использования старых вещей.

В двадцатые годы прошлого столетия был создан «Перечень народных промыслов, поддерживаемых государством», но этот вид декоративно-прикладного искусства в него не вошел и сохранялся только усилием немногих мастериц – они по старинке продолжали шить лоскутные изделия с традиционными «деревенскими» узорами.

В 1970-е годы местные и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и начали собирать и изучать лоскутное шитье, как вид современного искусства.

Общение детей с народным декоративно-прикладным творчеством пробуждает в них законную гордость за многовековую художественную культуру своего народа, способствует выработке самостоятельного отношения к искусству, развивает умение отличать подлинно прекрасную вещь от безвкусной, а главное - пробуждает интерес к созданию предмета декоративного искусства своими руками.

Для того чтобы создать лоскутную работу, надо очень хорошо чувствовать цвет, знать основы композиции, понимать специфику ткани, владеть разнообразными техниками выполнения орнамента. Поэтому на занятиях дети знакомятся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества. Работа с красочными, многоцветными, узорчатыми лоскутками позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научить основам построения орнаментов. Выполняя работы ручными швами, перебирая лоскутки разных фактур, соприкасаясь с инструментами, дети развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику кисти и пальцев рук. Составляя композиции, осваивают художественную сторону лоскутного шитья.

Занятия лоскутным шитьем способствуют развитию художественного мышления, восприятия, воображения, умения анализировать, использовать в работе различные свойства материалов и самостоятельно создавать красивые оригинальные изделия, необходимые в быту. Эти изделия будут отличаться особым колоритом и выражать творческую индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен – это лоскутные игрушки, прихватки, салфетки, панно, диванные подушки и многое другое.

При разработке программы «Художественная кройка и шитьё» использована программа «Лоскутик и веков связующая нить» И.Б.Поповой (рассчитана на 3 года обучения для детей от 7 до17 лет).

Направленность (профиль) образования. Образовательная программа «Художественная кройка и шитьё» направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии.

Направленность (профиль) программы. Художественная.

Уровень освоения программы. Базовый.

Актуальность программы

Лоскутное шитье дает возможность изготовления изделий с минимальными затратами, поскольку для работы можно использовать отходы швейного производства, старую крепкую одежду, вышедшую из моды, что способствует воспитанию чувства бережливости и экологической сознательности у детей. Лоскутное шитье – доступный и очень популярный способ декорирования интерьера может быть использован любым человеком, имеющим творческий потенциал.

Новизна программы

Программа способствует обучению лоскутной грамоте детей, проявивших интерес к данному виду народного декоративно-прикладного искусства.

Данная программа поможет каждому обучающемуся сформировать свои художественные способности в области декоративно-прикладного творчества и выявить творческую индивидуальность, а также даст опыт коммуникативной культуры.

Педагогическая целесообразность программы

Она заключается в возможности практического применения учащимися полученных знаний, в становлении творческого мышления, в развитии у детей художественно-эстетического вкуса, а также она научит аккуратности, вниманию, ответственности.

Отличительной особенностью

Отличительной особенностью данной программы является ее практическая направленность, вариативность практических заданий с учетом скорости усвоения детьми специальных навыков и умений, возможность индивидуальной, групповой, коллективной работы.

Адресат программы

Программа адресована детям от 9 до 13 лет.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста (9-10 лет)

Ведущий вид деятельности этого периода – учение. Ребёнок-школьник учится контролировать своё поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность, самоконтроль и внутренний план действий.

Возрастные особенности детей среднего школьного возраста (10-13 лет)

Самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать своё мнение и суждение, самому решать проблему, отстаивать и доказывать свою правоту. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т.д.

Условия набора учащихся

Для обучения по программе «Шкатулка идей» принимаются все желающие в возрасте от 9 до 13 лет.

Количество учащихся

В группе 1 года обучения количество учащихся составляет 12-15 человек, в группе 2 года обучения - 10-12 человек.

Объём и срок освоения программы

Общее количество часов для 1 года обучения – 144, для 2 года обучения – 216.

Формы и режим занятий

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.

Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, игра, праздник, путешествие, экскурсия, мастерская, соревнование, выставка.

Форма организации деятельности – групповая.


    1. Цель и задачи программы


Цель - создание оптимальных организационно-педагогических условий для духовно-нравственного развития, формирования художественно-эстетического вкуса и развития творческого потенциала каждого ребенка посредством освоения техники лоскутного шитья.

Задачи для 1 года обучения:

Образовательные:

- дать представление о культурно-исторических сведениях о лоскутном шитье;

- познакомить с видами тканей, применяемых в лоскутном шитье;

- формировать практические навыки и умения (ручные швы,

выполнение простых орнаментов и несложных поделок).

Воспитательные:

- приобщать детей к народному творчеству;

- воспитывать трудолюбие и бережное отношение к своему и чужому труду;

- формировать художественный вкус.

Развивающие:

- развивать функциональность рук в практической деятельности через

- соприкосновения с тканями и инструментами;

- развивать художественный вкус и творческое воображение через умение сочетать разноцветные лоскутки друг с другом;

- раскрыть индивидуальные способности ребенка.

В ходе первого этапа обучения предполагается ознакомление с историей возникновения ремесла. Обучающиеся знакомятся с видами тканей и основами цветоведения, приобретают практические навыки выполнения лоскутных изделий ручными швами.

Задачи для 2 года обучения:

Образовательные:

    • изучить историю возникновения и развития лоскутного шитья;

    • дать представление о современных направлениях шитья из лоскута;

    • формировать специальные знания по предмету (цветовая грамота, орнамент, композиция);

    • расширить знания о видах и свойствах тканей и других материалов, применяемых для шитья;

    • продолжить обучение технике шитья из лоскутков (приобретение технических знаний, умений и навыков; изготовление более сложных изделий)

Воспитательные:

    • воспитывать трудолюбие, упорство, усидчивость, аккуратность при выполнении работы, умение доводить начатое дело до конца;

    • учить детей творчески подходить к деятельности;

    • поощрять обучающихся в создании новых образов посредством гармонии цветовых отношений;


Развивающие:

  • развивать познавательную и творческую активность, фантазию, образное и логическое мышление;

  • развивать индивидуальные способности детей.


    1. Содержание программы


Учебный план 1 года обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

теория

практика

всего


Вводное занятие. ТБ, ПБ, ПДД. Начальная диагностика.

2

-

2

1

Освоение ручных швов. Пошив несложных изделий

6

30

36

2

Пошив мягкой игрушки

6

26

32

3

Изучение сведений об орнаменте и композиции

8

32

40

4

Выполнение аппликаций

2

10

12

10

Пошив изделий для оформления кабинета

2

10

12

11

Изготовление подарочных, выставочных работ.

2

8

10

12

Итоговое занятие. Выставка. Промежуточная диагностика.

2

-

2

ИТОГО:

36

108

144


Содержание учебного плана 1 года обучения

Тема 1. Вводное занятие. ТБ, ПБ, ПДД. Начальная диагностика.

– 2 часа.

Ознакомление с содержанием программы. Режим занятий. Основные темы. Демонстрация работ воспитанников, выполненных в прошлые годы. ТБ, ПБ, ПДД. Начальная диагностика.

Тема 2. История развития ремесла – 2 часа.

Краткая история развития лоскутного шитья от домашнего рукоделия до современного искусства. Его значение в жизни людей и применение в быту. Просмотр иллюстрированной литературы.

Тема 3. Инструменты и материалы. Организация рабочего места – 2 часа.

Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья их назначение и применение, правила хранения. Материалы - подготовка к работе. Задание детям подготовить индивидуальный набор для рукоделия - «Сундучок лоскутницы». Организация рабочего места для ручных работ.

Тема 4. Мелкая лоскутная пластика – 32 часа.

Освоение ручных швов, знакомство с выкройками и шаблонами.

    1. Лоскутный сувенир – 10 часов. Выполнение несложных работ: «конфетки», «сердечко», «мышка». Применяется вариативность заданий с учетом интересов детей.

    2. Поделки из деталей круглой формы – 16 часов.

Выполнение различных поделок с применением выкроек круглой формы: «игольница-шляпка», «гусеница», «птичка», «снеговик» и т.д. (вариативность заданий). Дается представление о форме и объеме. Части поделок шаровидной формы, выполняются из одной детали.

    1. Декоративные игольницы – 6 часов. Изготовление игольниц в форме мордочки зверей или любых других форм. Дети развивают фантазию, приобретают навыки моделирования и оформления поделки.

В ходе выполнения работ дети осваивают ручные швы. Материалы: нитки, ткани разной фактуры, трикотаж, мех, тесьма, ленты, бусины и др. Наполнитель – синтепон, каркас – картон. Инструменты: иглы для ручных работ, ножницы.

Тема 5. Краткие сведения по материаловедению – 2 часа.

Знакомство с тканями по виду волокон: хлопчатобумажными, шерстяными, льняными, шелковыми и тканями из химических волокон. Для работы используются гладкоокрашенные (одноцветные), набивные, пестротканые, жаккардовые, ворсовые ткани. Рисунок ткани может быть крупным, мелким, растительным, геометрическим, абстрактным и т.д. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Применение в шитье меха, трикотажа, кружева. Методическое обеспечение: литература, материалы педагога, лоскутки ткани.

Тема 6. Мягкая игрушка – 26 часов.

Игрушка – это часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. Тряпичная игрушка – прародительница современной мягкой игрушки.

Просмотр иллюстраций в литературе, демонстрация работ обучающихся прошлых лет. Изготовление игрушек из текстильных материалов (вариативность заданий).

Тема 7. Цвет. Цветовые сочетания – 2 часа.

Рассказ о цветовом круге, который состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Основные и дополнительные цвета, группы холодных и теплых тонов, закон контраста. Методическое обеспечение: литература, образцы изделий, лоскутки ткани, материал педагога - папка «Основы цветовой грамоты».

Тема 8. Орнамент и композиция – 38 часов.

Основные понятия об орнаменте и композиции.

    1. соединение лоскутных элементов на руках

  • треугольники - 8 часов. Выполнение орнамента из треугольников («вертушка», другие варианты) с последующим изготовлением подушечки-игольницы. Элементом творчества является поиск цветовых решений и новых комбинаций из деталей треугольной формы;

  • квадраты – 8 часов. Выполнение объемного изделия «кубик». Цветовое решение. Применение выкройки-шаблона и карты-схемы сборки изделия.

  • полоски – 10 часов. Выполнение карандашницы. Основой карандашницы может быть пластиковый стакан. Полоски сшиваются в полотно, пришивается деталь-донышко. На стаканчике закрепляется «лоскутный чехол». Дети проявляют изобретательность и фантазию.

    1. Изделия с объемными элементами. Выполнение композиции «Букет». Дети учатся выполнять объемные элементы (цветы, листочки и др.) из кусочков ткани. Основные требования к работе: качество выполнения отдельных элементов, соединение в единое целое в определенном порядке, правильное расположение на основе, выделение главного, уравновешенность и гармоничное цветовое решение. Материалы: кусочки ткани, нитки, синтепон, картон, клей-карандаш, тесьма, бусины, пуговицы и т.д.

Тема 9. Аппликация. Способы выполнения -12 часов.

Понятие об аппликации. Способы выполнения аппликации: ручной, машинный, клеевой. Просмотр иллюстраций в литературе. Выполнение аппликации по рисунку или в технике «текстильный коллаж». Дети могут выполнять индивидуальные и коллективные работы. Способ выполнения: ручной, клеевой, комбинированный.

Тема 10. Коллективная работа. Пошив изделия для оформления кабинета -8 часов.

Организация детей для выполнения единого изделия. Коллективное составление композиции, выполнение индивидуальных заданий, подбор тканей, сборка и окончательная отделка изделия. Определение места изделия в интерьере помещения.

Тема 11. Изготовление подарочных, выставочных работ – 10 часов.

Это могут быть изделия с новогодней тематикой, подарок маме на 8Марта и др. Так же предусмотрено участие детей в тематических выставках на уровне района или в учебном кабинете «Лоскутное шитье». Учитываются желания детей.

Оказываются индивидуальные консультации и помощь педагога каждому обучающемуся.

Тема 12. Итоговое занятие -2 часа.

Подведение итогов за учебный год. Оформление выставки в кабинете. Промежуточная диагностика.

Учебный план 2 года обучения.


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. ТБ, ПБ, ПДД. Начальная диагностика.

3

-

3

2

История развития лоскутного шитья. Современные направления развития лоскутного творчества.

3

-

3


3

Инструменты и материалы

3

-

3

4

Шитье вручную

3

45

48

5

Организация рабочего места при выполнении машинных и утюжильных работ

3

-

3

6

Основные технологические приемы соединения лоскутных элементов (шитье на швейной машине)

3


51


54


7

Основы материаловедения. Основные и вспомогательные материалы.

3

-

3

8

Лоскутная мозаика орнаментов.

3

51

54

9

Схемы, выкройки, шаблоны.

3

3

6

10

Изготовление лоскутных работ

3

33

36

11

Итоговое занятие

3

-

3

ИТОГО:

33

183

216


Содержание учебного плана 2 года обучения

Тема 1. Вводное занятие. – 3 часа.

Основные итоги работы за прошлый год. Ознакомление с содержанием программы. Режим занятий. Основные темы. Демонстрация работ воспитанников, выполненных ими за прошлые годы 2-го года обучения. Техника безопасности.

Тема 2. История развития лоскутного шитья. Современные направления развития лоскутного творчества – 3 часа.

История развития лоскутного шитья. Его значение в жизни людей и применение в быту. Символика и цвет. Современное искусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах и творческих союзах, индивидуальном творчестве профессиональных художников и мастеров-любителей. Просмотр иллюстрированной литературы, возможен просмотр материалов в интернете.

Тема 3. Инструменты и материалы – 3 часа.

Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для работы, их назначение, применение, правила хранения.

Материалы, используемые в лоскутном шитье. Подготовка тканей к работе. Влажно-тепловая обработка. Задание детям подготовить индивидуальный набор для рукоделия - «Сундучок лоскутницы».

Тема 4. Шитье вручную – 48 часов.

Изготовление различных сувенирных игольниц, игрушек, орнаментов из многоугольников ручным способом. Анализ конструкций изделий. Этапы работы. Приемы соединения деталей. Техника утяжки при изготовлении частей поделок. Способы оформления работ. Правила раскроя деталей. Применение выкроек и шаблонов. В ходе работы дети закрепляют полученные навыки шитья, приобретенные в первый год обучения, развивают эти навыки и умения, т.к. предусмотрено поэтапное усложнение заданий.

Тема 5. Организация рабочего места при выполнении машинных и утюжильных работ – 3 часа.

Знакомство со швейной машиной: ее назначением и принципом работы. Краткая характеристика ее устройства. Заправка и уход за швейной машиной. Классификация машинных швов. Частота строчки. Выполнение прямой и зигзагообразной строчки. Выполнение соединительных (стачных, настрочных), краевых швов (вподгибку, окантовочного).

Знакомство с утюгом (его устройством и принципом работы). Обучение первоначальным приемам ВТО (проутюживание ткани; заутюживание и разутюживание швов). Правильный подбор соответствующего режима нагрева утюга для тканей (хлопка, льна, шерсти, шелка, ацетата). Безопасные приемы работы.

Тема 6. Основные технологические приемы соединения лоскутных элементов (шитье на швейной машине) – 54 часа.

Различные технологические способы соединения лоскутных деталей разнообразных геометрических форм: полосок, треугольников, квадратов. Особенности раскроя лоскутных деталей, учёт направления долевой нити, припусков на швы. Технологическая последовательность швейных и утюжильных операций при соединении деталей, соблюдение правил ТУ. Техническая сторона деятельности как одна из составляющих мастерства в целом.

Тема 7. Основы материаловедения. Основные и вспомогательные материалы – 3 часа.

Повторение знаний о тканях разного состава: хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых, тканях из химических волокон. Закрепление знаний о лицевой и изнаночной сторонах ткани, расцветке ткани. Определение долевой, уточной нитей. Знакомство с понятием «срез по косой нити (под углом 45˚)», свойствами ткани (растяжимость, усадка, осыпаемость). Вспомогательные материалы (синтепон, саржа, подкладочный капрон и др.), их свойства и учёт этих свойств при изготовлении многослойных изделий. Материальная база: литература, материалы педагога, образцы лоскутков ткани.

Тема 8. Лоскутная мозаика орнаментов – 54 часа.

Лоскутные орнаменты из деталей разнообразных геометрических форм. Определение понятий «орнамент» и «блок». Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Цветовые схемы орнаментов. Ритм, пропорция, симметрия, равновесие орнамента. Символика орнамента, влияние цвета на композицию орнамента, выделение центра орнамента. Традиционные формы орнаментов: «колодец», «шпалы», «летят гуси», «квадрат в квадрате», «мельница», «русский квадрат», овладевают «свободной сборкой лоскутков от центральной детали» (вариативность заданий). Методическое обеспечение: образцы лоскутных орнаментов, изделия с орнаментом, литература, схемы.

Тема 9. Схемы, выкройки, шаблоны – 6 часов.

Последовательность сборки мотивов лоскутной мозаики по специальным схемам, которые широко представлены в популярной и методической литературе по лоскутному шитью.

Изготовление шаблонов для раскроя лоскутков. Шаблоны разных размеров и формы – треугольные, квадратные, прямоугольные и пр. (одни и те же шаблоны используются для изготовления многих лоскутных изделий. Шаблоны значительно облегчают работу при раскрое ткани, позволяют экономнее ее использовать, помогают в поиске цветового решения). Чтение схем, выполнение шаблонов несложных форм.

Методическое обеспечение: литература, материалы педагога - папка «выкройки и шаблоны»

Тема 10. Изготовление лоскутных работ – 36 часов.

Пошив лоскутного изделия небольшого размера. Объекты труда: принадлежности для кухни – прихватки, грелки на чайник, салфетки; принадлежности для убранства жилой комнаты – диванные подушки, салфетки, панно; сувенирные изделия; аксессуары и др.(вариативность заданий). Использование в работе образцов изделий, идей из журналов и популярной литературы, внесение своих творческих изменений, создание новых образов. Этапы работы: выбор изделия, подбор ткани, раскрой деталей, изготовление блоков (фрагментов) лоскутных изделий, сборка изделия, оформление изделия, влажно-тепловая обработка.

Тема 11. Итоговое занятие – 3 часа.

Подведение итогов за учебный год. Оформление выставки в кабинете. Итоговая диагностика.


1.4. Планируемые результаты


К концу первого года обучения обучающиеся должны знать и уметь:

• иметь представление о культурно-исторических сведениях о лоскутном шитье;

• знать правила техники безопасности;

• знать виды тканей;

• освоить навыки шитья на руках;

• уметь подготовить рабочее место и ткань к работе;

• научиться правильно подбирать лоскутки по цвету и фактуре;

уметь выполнять несложные работы, шить по образцу.

К концу второго года обучения обучающиеся должны знать и уметь:

  • знать историю возникновения и развития лоскутного шитья;

  • иметь представление о современных направлениях лоскутного творчества;

  • знать цветовую грамоту, виды и свойства тканей;

  • уметь составлять орнаменты и композиции, правильно подбирая для них ткань;

  • уметь пользоваться описаниями, схемами, выкройками, шаблонами, инструкционно-технологическими картами;

  • овладеть технологическими приемами сборки лоскутных элементов (из полос, треугольников, квадратиков, деталей других форм);

  • изготавливать более сложные изделия как ручным, так и машинным способами, вносить свои творческие оригинальные элементы.

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1. Календарный учебный график

Занятия проводятся 2 раза в неделю: по 2 часа для 1-го года обучения и по 3 часа для 2-го года обучения (академический час), перерыв между занятиями 10 минут. Начало занятий 1 года обучения с 10 сентября, окончание – 31 мая. Начало занятий групп 2 года обучения с 1 сентября, окончание – 30 мая. Продолжительность каникул с 1 июня по 31 августа.


2.2. Условия реализации программы


Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.


2.3. Формы аттестации


Результативность программы «Оригами» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в три этапа.

Начальная диагностика проводится в начале первого года обучения. Ее результаты позволяют определить уровни развития первоначального практического навыка и разделить детей на уровни мастерства. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия.

Промежуточная диагностика проводится в конце первого года обучения и позволяет проследить динамику развития практического навыка.

Итоговая диагностика проводится в конце второго года обучения. По ее результатам определяется уровень мастерства, которого достигли учащиеся за время обучения.

Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.


2.4. Оценочные материалы


Вид контроля

Диагностическая

методика

Цель диагностики

Вводный контроль (начальная диагностика)

Тестирование


Определение творческого потенциала учащихся

Промежуточный контроль

(промежуточная диагностика)

Зачетное занятие. Выполнение творческого задания. Выставка.

Выявление мотивов учащихся в деятельности. Определение уровня освоения материала.

Итоговый контроль (итоговая диагностика)

Зачетное занятие. Выполнение творческого задания. Выставка.

Определение результативности процесса обучения учащихся.

Определение уровня освоения программы.



2.5. Методические материалы



П.п.



Название раздела

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы и приёмы обучения

Формы подведения итогов

Для 1 года обучения

1.

Введение в образовательную программу.

Литература, образцы готовых изделий, анкеты, кроссворд.

Анкетирование, рассказ, беседа, обзор литературы.

Наблюдение

2.

«Живая бумага».

Литература, образцы готовых изделий,

таблицы, схемы

Рассказ, объяснение, практическая работа. Демонстрация складывания, складывание по образцу, показ.

Опрос, наблюдение, оценка и анализ работ.

3.

Сувениры.

Литература, образцы готовых изделий, таблицы, схемы, ноутбук

Беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, сам. работа, выставка, зачёт. Демонстрация складывания, складывание по образцу, по схеме, показ. Просмотр видео о животных

Наблюдение, оценка и анализ работ, выставка, зачёт.

Для 2 года обучения

1.

Введение в образовательную программу.

Литература, образцы готовых изделий, тест, кроссворд.

Рассказ, беседа, анкетирование, тестирование. Обзор литературы.

Наблюдение, опрос.

2.

«Живая бумага».

Литература, образцы готовых изделий,

таблицы, схемы, ноутбук.

Беседа, рассказ, сам. работа, практ. работа. Демонстрация складывания, складывание по образцу, по схеме. Просмотр видео.

Опрос, наблюдение, оценка и анализ работ.

3.

Сувениры.

Литература, образцы готовых изделий,

таблицы, схемы, ноутбук.

Рассказ, беседа, сам работа, практ. работа, выставка, зачёт. Просмотр видео

Наблюдение, оценка и анализ работ, выставка, зачёт.


2.6. Список литературы


  1. Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.- 192с.: ил.- (Энциклопедия).

  2. Белов Н.В. Оконные занавеси. Издание для досуга. – Минск 2007.

  3. Белова Н. Мягкая игрушка. Веселая компания. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, СПб.: «Издательский Дом «Нева», ООО «Валерии СПД», 1998. – 221с., ил

  4. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА. – 96с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).

  5. Жук С.М. Лоскутное шитье. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 96 с. Ил.

  6. Журнал «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» Выпуск №11.- М.: ГОУ ДОД ФЦРСДОД, 2006.

  7. Журнал «Сделай сам» №4/97. статья: «Лоскуток к лоскутку». – М.: издательство «Знание» 1997.

  8. Иванова Ю.Б. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. – М.: Культура и традиции, 2012. – 152 с.: ил.

  9. Каминская Е.А. Лоскутное шитье. Чудеса из кусочков ткани. Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013. – 256с.: ил.- (Красивые вещи своими руками).

  10. Коси Л. Лоскутное шитье. 300 новых узоров / пер. с англ. Н.К. Яковлевой. _ М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.- 296 с.ил.

  11. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб., 2006.

  12. Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка: Игрушки-сувениры. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004. – 160 с., ил. (Серия «Академия «Умелые руки»).

  13. Норенко И.Г. Технология. 6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий: конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2007. – 107 с.

  14. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2005. – 184с.: ил.

  15. Сидоренко В.И. Техника лоскутного шитья и аппликация. Ростов н/Д «Феникс» - 1999. – 192с.

  16. Силецкая И.Б. Мягкая игрушка. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Терция, Валерии СПД, 2004. – 176с., ил. – (Академия «Умелые руки»).

  17. Таран Р.Ф. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. – М.: АСТ, 2009.- 31с.: 32 л.ил. – ( Подарок своими руками).

  18. Творчество плюс мастерство. Выпуск №6. Вологда, ДОВО ВОИРО ОЦДОД, 2006.

  19. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. И.А.Сасовой / авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 343 с.