Главное управление труда, занятости и социального благополучия
Ульяновской области
Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
«Восхождение» в с. Большие Ключищи»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического объединения Директор ОГ КУСО РЦ «Восхождение»
Шишкина Н..А.
от «____»___________20__ г. «____»________________20__г.
Протокол № ______
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«В мире бумажного искусства»
В центре со стационарным пребыванием детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья от 6 до 18 лет в период оздоровительной смены (18 дней)
Автор - составитель:
воспитатель
Юсова Татьяна Евгеньевна
с. Большие Ключищи 2016 г.
I.Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В настоящее время все острее ощущается необходимость в людях, способных творчески мыслить, искать новые пути решения тех или иных проблем, изобретать. Учить этому человека следует с детства. Творческий потенциал наиболее активно развивается на занятиях по декоративному творчеству. Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Занятия в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Все это особенно важно для формирования личности ребенка.
В настоящее время в современном образовании происходит процесс глубоких перемен, который выдвигает в качестве приоритетной проблему развития креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Дополнительная общеразвивающая программа “ В мире бумажного искусства ” предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: художественно-эстетический вкус, конструкторское, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Кроме того у детей с ОВЗ появляется возможность проявить самостоятельность и творчество. Это помогает детям не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её на отношения с людьми, с окружающим миром.
Программа «В мире бумажного искусства» ориентирована на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из неполных, малообеспеченных, опекунских семей, а также семей, находящихся в социально-опасном положении. У таких детей оказываются не развитыми общие способности: внимание, память, мышление, воображение, эстетическое восприятие. Наблюдается недоразвитие речевых навыков, общей и мелкой моторики, низкий уровень логического мышления, несформированность эмоционально-волевой сферы, культуры труда.
В основе программы лежит работа с бумажными салфетками. Это достаточно новый и увлекательный вид творческой деятельности с детьми. Очень важным аспектом является то, что данная программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации. Программа позволяет раскрыть способности, как общую предпосылку творчества, как предпосылку становления и развития творческой личности. Данный курс будет интересен для детей разного возраста, так как предполагает изготовление поделок в разных техниках с разным уровнем сложности.
Программа предусматривает обучение таким техникам работы с бумажными салфетками, как: «Пейп-арт» (ему отводится 70% объема программы), выполнение объемных работ из салфеток, декупаж, картонаж. Эти техники очень органично сочетаются между собой, делая работы художественно интересными и насыщенными.
Пейп-арт - это техника рисования картин и декорирования предметов из бросового материала мягкой бумагой. Лучше всего для этого подходят салфетки. Основная идея техники – дать отжившим вещам вторую жизнь, превратить ненужные, бросовые предметы в полезные и красивые.
Пейп-арт – авторская техника Татьяны Сорокиной (в переводе с англ. языка означает «Бумажное искусство»).
Это техника имитатор других более дорогостоящих и трудоемких техник изображения, (резьба по дереву, кости, вышивка, гобелен, чеканка, ювелирные изделия и т.д.). С помощью бумаги, клея ПВА и подручных материалов она позволяет имитировать различные поверхности - металл, керамику, кость, дерево, кожу, а также "рисовать" удивительно красивые картины и даже "ткать" гобелены. Техника проста в исполнении, изначально придумана для детей в студии и работает на дешевом материале. В этой технике можно выполнить картины, шкатулки, вазы, украшения. Конечно, в данной программе пейп-арт используется не в чистом виде. Он адаптирован к работе с детьми в условиях реабилитационного центра.
Есть несколько видов применения салфеточного материала: нитки, зёрна, велюр (или «жатка»). Для цветных работ салфетки не окрашиваются, а применяются их натуральные цвета. Салфетки хорошо коллажируются с любыми материалами: яичной скорлупой, кермопластом, пластикой, соленым тестом, бисером и т.д. И что очень ценно – они хорошо закрепляются. Их можно, в готовом изделии, покрывать любыми лаками – акриловыми, масляными.
Вы будете удивлены, узнав, насколько разнообразные и широкие творческие возможности может предоставить обычная бумага.
Цель программы - развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей детей с ОВЗ; создание условий для самореализации ребенка в творчестве.
Задачи программы:
Личностные:
- формирование социальной активности личности ребёнка с ОВЗ, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.
- формирование у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам.
Метапредметные:
- развитие мотивации к ручному творческому труду, потребности в саморазвитии, самостоятельности и ответственности;
- развитие мотивации к усидчивости, терпению, внимательности, активности, аккуратности и старательности.
Предметные (образовательные):
- развитие навыков познавательной активности у детей с ОВЗ, развитие познавательного интереса к работе с мягкой бумагой, технике пейп-арт;
- приобретение знаний о базовых элементах техники пейп-арт, о приёмах создания изображений с помощью мягкой бумаги.
- приобретение умений создавать эскизы; владеть трафаретом, схемой, шаблоном;
- обучать основным правилам и приемам работы с мягкой тонкой бумагой и различными инструментами, необходимыми для реализации данной программы;
- сформировать представление о возможностях применения новой технологии продуктивной деятельности;
- формировать первоначальные умения учебно-исследовательской работы.