СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Культура и традиции кряшенов»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура и традиции кряшенов» разработана для обучающихся 7-9 классов в сотрудничестве учителя географии А.П.Даутовой и учителя родного языка Э.Д.Бадгиевой.

Цель программы: сформировать у обучающихся знания об историко-культурном наследии кряшенов как самобытного этноса.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Культура и традиции кряшенов»»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН




УТВЕРЖДАЮ

Председатель муниципального

методического совета,

заместитель начальника

образования НМР РТ

____________Сизова О.В.

«___»_________ 2021г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Культура и традиции кряшенов»





Авторы: Даутова Алевтина Петровна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

Бадгиева Эльза Даниязовна,

учитель родного языка

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ№31» НМР РТ








РАССМОТРЕНО

на заседании муниципального

методического совета

Протокол №____ от «__» _________2021г.







2021г.

г. Нижнекамск


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура и традиции кряшенов» разработана для обучающихся 7-9 классов в сотрудничестве учителя географии А.П.Даутовой и учителя родного языка Э.Д.Бадгиевой.

Цель программы: сформировать у обучающихся знания об историко-культурном наследии кряшенов как самобытного этноса.

По данным переписи 2010 года, в составе населения России насчитывается более 140 национальностей и 40 входящих в них этнических групп. Самый многочисленный народ - русские 77,71 %, второй по численности этнос - татары 3,72 %. Кряшенов насчитывалось – 0,02% (34882 человек).

13 октября 2001 года на конференции национально-культурных объединений кряшенов Республики Татарстан была одобрена Декларация о самоопределении кряшенов как этноса. За последнее десятилетие в России проведено более 12 научно-практических конференций, на которых учеными, общественными деятелями рассматривалась история и быта кряшенов, проблемы самоопределения, фольклор, религия, вклад видных деятелей в историческом разрезе самоопределения. Этот факт подтверждает актуальность изучаемого вопроса: народ хочет сохранить свою идентичность.

Особенности программы:

- использование практико-ориентированных методов работы: проведение полевых исследований (фольклорно-этнографических экспедиций), организация исследовательской деятельности, интервьюирование носителей и знатоков традиционной культуры кряшенов;

- сетевое взаимодействие с социальными партнерами: организациями, учреждениями, в том числе негосударственными, частными лицами, заинтересованными в сохранении историко-культурного наследия кряшенов

Задачи:
Образовательные:

- показать место культурного наследия этноса в историко-культурной картине мира;

- определить особенности локальных традиций этнографических групп кряшенов на основе данных полевых исследований.

Развивающие:

- активизация поисковой деятельности обучающихся;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- формирование опыта публичного выступления перед аудиторией.

Воспитательные:

- бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, уважительное восприятие социальных, этнических, и религиозных различий народов.


Программа «Культура и традиции кряшенов» рассчитана на 1 год обучения учащихся 7-9 классов. Программа имеет непосредственную связь с учебными предметами география, история, родной язык, литература.

Тип программы – обучающая, развивающая.

Количество часов в учебном году – 35 (1 час в неделю).

Принцип построения программы: модульность





















Тематическое планирование



№ п/п

Название раздела, темы занятий

Форма занятия

Количество часов, в т.ч

Форма аттестации

всего

теория

Прак

тика

История происхождения кряшенов (2часа)


1

Кто такие кряшены? Предки современных кряшенов.

Работа с письменными источниками, архивными документами

1

1



2

География расселения кряшенов

Проект

1


1

Проект

Песенное творчество кряшенов (7 часов)


3

Народное творчество - бесписьменная форма традиционной культуры

Презентация

1

1


Проект

4

Как вести полевое этнографическое исследование

Круглый стол

1

1


Круглый стол

5

Особенности звучания песен кряшенов

Интервьюирование носителей традиционной культуры

1


1

Интервью

6

Жанровая система музыкального фольклора

Интервьюирование носителей традиционной культуры

1


1

Интервью

7

Жанровая система богослужебных ритуалов

Экскурсия в кряшенский приход

1


1


8

Свадьба кряшенов – целая опера! (Приложение № 2)

Прослушивание аудиозаписей и видеозаписей кряшенов Нижнекамского района

1


1


9

Свадебные обрядовые напевы кряшенов

Прослушивание аудиозаписей и видеозаписей кряшенов Чистопольского района

1


1


Праздники народа кряшенов (6 часов)


10-15

Народные праздники кряшенов и их разнообразие:

Рождество (Раштуа),

Крещение (Иисус Хрестосны чукындыру коне),

Масленница (Май чабу),

Вербная неделя (Бэрмэнчек),

Пасха (Олы кон),

Семик (Симук),

Троица (Трусин),

Петров день (Питрау),

Покров день (Покрау),

Кузьминки (Кужма Демьян коне)

Грачиная каша (Карга боткасы) (приложение №3)

Поисковая работа

5


5

Проект

16

Теоретические вопросы этнографического исследования

Практикум

1

1


Практикум

Традиционный костюм народа кряшенов (10 часов)


17-26

1 занятие. Выбор темы, сбор материала по исследованию.

2 занятие. Теоретические основы научно-исследовательской деятельности.

3 занятие. Как вести полевое этнографическое исследование

4 занятие. Как одевались девочки кряшенки

5 занятие. Встреча с представителями кряшенов. Изучение одежды

(приложение №7)

6 занятие. Встреча с представителями. Изучение головных уборов.

7 занятие. Экскурсия в музей.

8 занятие. Оформление исследовательской работы.

9 занятие. Презентация исследовательской работы перед одноклассниками.

10. Публичная презентация научно-исследовательской работы (Приложение №4)

Исследовательская работа

9

4

5

Исследовательская работа

27


Моделирование современной одежды с элементами традиционного костюма. Реконструкция традиционного костюма (Приложение №5)

Круглый стол, проект моделирования одежды.

1


1

Проект

Письменность кряшенов (9 часов)


28-35

1 занятие. Выбор темы, сбор материала по исследованию.

2 занятие. Как вести полевое исследование

3 занятие. Встреча с носителями кряшенского языка.

4 занятие Кряшенские имена

5 занятие. Экскурсия в кряшенский приход.

6 занятие. Оформление исследовательской работы.

7 занятие. Публичная презентация научно-исследовательской работы (Приложение №6)

Исследовательская работа.

7

3

4

Исследовательская работа.

Итого



35

11

24












































Содержание программы

Раздел №1 История происхождения кряшенов

Занятие №1

Кто такие кряшены? Предки современных кряшенов.

Теория

Знакомство с историей происхождения кряшенов, традиционные версии: старокрещёные и новокрещёные; альтернативной версией: кипчакско-нестерианское. Знакомство с работами историка Евгения Баркаря, алфавитом Н. И. Ильминского.

Практика

Записи в тетрадях, поиск информации в интернет ресурсах. Составление презентации.

Занятие №2

География расселения кряшенов

Теория

Знакомство с географией расселения кряшенов: Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Челябинская область, Москва, Санкт-Петербург и другие регионы России.

Практика

Выполнение проектной работы: поиск информации, составление карты расселения кряшенов.

Раздел №2 Песенное творчество кряшенов

Занятие №3 Народное творчество - бесписьменная форма традиционной культуры.

Теория

Знакомство с бесписьменной формой традиционной культуры - устным народном творчеством. Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей.  Загадка  как  вид  фольклора, ее  назначение  и  место  в  жизни  детей.  Небылицы, дразнилки,    скороговорки. Их    назначение,    особенности    данного    вида творчества.

Песенное творчество, сказания, пословицы, поговорки, частушки. Отражение народной мудрости, моральный свод правил жизни. Культурная связь поколений.

Практика

Составление презентации, разучивание пословиц, поговорок, частушек, трансляция знаний на классных часах.

Занятие №4

Как вести полевое этнографическое исследование

Теория

Теоретические сведения об изучении народов, с целью за короткий срок собрать сведения о жилище, одежде, утвари, пище и о многих явлениях и сторонах материальной и духовной культуры и быта. Ознакомление с методами полевого этнографического исследования: опрос, анкетирование, интервьюирование. Культура ведения беседы с респондентами. Основы ведения этнографического учета: умение внимательно смотреть и слушать, делать заметки, записывать в дневнике, использовать диктофон, фото-видео аппаратуру.

Практика

Составление вопросов для полевой этнографии, которые в последующем будут необходимы для исследовательской работы. Тренировочные (по подготовленным заранее вопросам) беседы детей со сверстниками с использованием фото-видео аппаратуры в целях подготовки беседе с респондентами, практика ведения полевого дневника.

Занятие №5, №6

Особенности звучания песен кряшенов. Жанровая система музыкального фольклора.

Теория

Знакомство с особенностями песенного творчества кряшенов: протяжные, лирические, многоголосье. Песенные жанры: ритуальные, заклинательные, корильные, величальные, песни родства и дружбы, благодарственные, благопожелательные, свадебные плясовые песни и песни приветствия.

Практика

Прослушивание кряшенских песен в исполнении респондентов. Разучивание песен вместе с респондентами, перенимая технику исполнения. Беседа с информантом по заранее заготовленным вопросам. Применение в работе фото-видео аппаратуры и диктофона.

Занятие №7

Жанровая система богослужебных ритуалов (Экскурсия в кряшенский приход)

Теория

Знакомство художественно-творческой и религиозно – культовой духовной деятельностью. История церковного песнетворчества. Особенности литургической музыки. Сравнение богослужебной музыки с музыкальным искусством.

Практика

Прослушивание богослужебного песнопения в исполнении батюшки на кряшенском языке. Беседа с батюшкой. Выявить возможность усвоения кряшенского языка с помощью церковного песнопения.

Занятия №8, №9

Свадьба кряшенов – целая опера! Свадебные обрядовые напевы кряшенов

Теория

Знакомство традициями и обычаями свадебной церемонии кряшен. Значение трепетного отношения к семейным узам. Особенности песенного творчества свадебной церемонии кряшен. Отношение современности к свадьбе, их правила. Свадьба - это рождение новой семьи, несущее радость, надежду и счастье.

Практика

Прослушивание аудиозаписей и видеозаписей свадебных церемоний кряшенов Чистопольского и Нижнекамского районов. Выявление различий и сходств традиционных свадебных церемоний с современными.

Занятия №10-15

Праздники кряшенов

Теория

Ценностно-смысловое содержание традиционных праздников, их время проведение и идеи. Детский фольклор – способ общения с окружающим миром, песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю и т.д. Самый распространенный жанр среди детей – заклички – просьба к силам природы.

Теоретические сведения о праздниках осени, обычаи, обряды. Традиционные праздники кряшенов и их разнообразие: Петров день (Питрау), Покров день (Покрау), Кузьминки (Кужма Демьян коне)

Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, обычаях, обрядах, их разнообразие: Рождество (Раштуа), Крещение (Иисус Хрестосны чукындыру коне).

Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, обычаях, обрядах, их разнообразие: Масленница (Май чабу), Вербная неделя (Бэрмэнчек), Пасха (Олы кон).

Народный календарь: теоретические сведения о летних праздниках, обычаях, обрядах, их разнообразие: Семик (Симук), Троица (Трусин), Грачиная каша (Карга боткасы)

Практика

Поисковая работа, работа с источниками информации. Составление презентаций. Проектная деятельность. Беседы с информантами. Составление сценариев и их импровизация. Участие в праздниках, проводимых этнографическим обществом кряшен: Олы кон (Пасха), Петров день (Питрау), Покров день (Покрау), Кузьминки (Кужма Демьян коне).

Занятие №16

Теоретические вопросы этнографического исследования

Теория

Ознакомление с методами полевого этнографического исследования: опрос, анкетирование, интервьюирование.

Культура ведения беседы с респондентами. Основы ведения этнографического учета: умение внимательно смотреть и слушать, делать заметки, записывать в дневнике, использовать диктофон, фото-видео аппаратуру.

Практика

Составление вопросов для полевой этнографии, которые в последующем будут необходимы для исследовательской работы. Тренировочные (по подготовленным заранее вопросам) беседы детей со сверстниками с использованием фото-видео аппаратуры в целях подготовки беседе с респондентами, практика ведения полевого дневника.

Теоретические сведения об изучении народов, с целью за короткий срок собрать сведения о жилище, одежде, утвари, пище и о многих явлениях и сторонах материальной и духовной культуры и быта.

Занятия №17-26

Традиционный костюм кряшенов (Исследовательская работа)

Теория

Теоретические основы научно-исследовательской деятельности. Основы полевого этнографического исследования.

Работа с источниками информации. Историческое формирование национальной одежды кряшен. Традиционная одежда кряшен по статусам. Замена белой холщовой рубахи на пестрядинную. Роль одежды в жизни человека. Ритуальное назначение одежды. Изучение головных уборов и украшений. Знакомство с научными подходами этнографа, исследователя малых народов Рамзии Мухамедовой, научного сотрудника Государственного музея истории и религии Евгения Баркаря. Изучение документа «Декларация о самоопределении кряшен как этноса». Изучение документов переписи населения, выявление демографической ситуации кряшенов.

Практика

Выбор темы, сбор материала по исследованию. Встреча с представителями кряшенов. Экскурсия в этнографический музей. Описание особенности женской традиционной одежды кряшенов. Оформление исследовательской работы. Презентация исследовательской работы перед одноклассниками. Публичная презентация научно-исследовательской работы.

Занятие №27


Моделирование современной одежды с элементами традиционного костюма. Реконструкция народного костюма (Круглый стол, проект моделирования одежды)

Теория

Знакомство с историческими особенностями кройки традиционного костюма кряшенов, изучение деталей выкройки (заранее заготовленных педагогом). Изучение литературы и источников по тематике ведущих этнографов Н.И.Гаген – Торн, Р.Г.Мухамедовой

Практика

Создание моделей современной одежды с использованием элементов традиционного костюма, выполнение эскизов и рисунков. Проектная деятельность.

Занятия №28-35

Письменность кряшенов (Исследовательская работа)


Теория


Выбор темы, сбор материала по исследованию. Основы ведения полевого исследования. Знакомство с историей происхождения кряшенов, традиционной и альтернативной версиями происхождения кряшенов, с работами историка Евгения Баркаря, алфавитом Н. И. Ильминского.

Сравнение произношения кряшенских имен с татарскими и русскими. Знакомство с докладами ученых, общественных деятелей на научно-практических конференций, проведенных за последнее десятилетие в России по теме самоопределения кряшенов. Изучение родовых знаков-тамга. Знакомство с современными изданиями на кряшенском языке это газеты для кряшенов: «Керәшен сүзе» (Слово кряшен), «Туганайлар» (Родные мои), «Кряшенские известия».

Практика


Встреча с носителями кряшенского языка. Cопоставительный анализ трёх алфавитов: кряшенский, русский, татарский. Экскурсия в кряшенский приход. Опрос респондентов на наличие оригиналов письменности кряшен. Изучение исторической литературы представленных из личных архивов информантов. Выявление различий речевых аппаратов трёх народов: кряшенов, татар, русских. Наличие дополнительных букв в алфавитах или же отсутствие некоторых по причине их неиспользования. Сравнение исторических книг с современными образцами письменности кряшенов. Запись на диктофон беседы с информантами. Оформление исследовательской работы. Публичная презентация научно-исследовательской работы.


Формы контроля и оценочные материалы


Согласно тематическому планированию программы «Традиционная одежда кряшенов» формами контроля являются проектные и научно-исследовательские работы.

Достижения планируемых результатов контролируются путем публичной презентации научно-исследовательской или проектной работы, участие в научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.

Проектная работа учащегося оценивается по трем критериям:

компетентность решения проблем,

информационная компетентность,

коммуникативная компетентность.

Выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный.



Критерии


Компетентность решения проблем

Базовый

Повышенный

Постановка цели и обоснование проблемы проекта

демонстрирует понимание проблемы

формулирует проблему

Планирование путей решения проблемы (план)

демонстрирует понимание цели и задач деятельности,

демонстрирует понимание последовательности действий

ставит достижимые и измеримые цели,

проводит текущий контроль реализации плана деятельности

Актуальность проекта

имеет общее представление о предполагаемом продукте проектной деятельности,

высказывает впечатления о работе и полученном продукте

предполагает последствия достижения перспективы использования продукта,

анализирует продукт и процесс деятельности

Информационная компетентность




Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности,

применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника

планирует информационный поиск,

владеет способами систематизации информации


Практическая значимость (самооценка).

демонстрирует понимание полученной информации,

демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу

критически относится к полученной информации,

приводит аргументы

Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

демонстрирует заинтересованность в работе

Умеет привлечь аудиторию, выстраивает диалог со слушателями

Коммуникативная компетентность




Представление проекта

соблюдает нормы изложения простого и сложного текста


определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций

Качество публичного выступления (яркость, эмоциональность)

соблюдает нормы речи в простом и сложном высказывании,

работает с вопросами на уточнение

использует невербальные средства воздействия на аудиторию,

работает с вопросами в развитие темы

Примечание (Продуктивная коммуникация (работа в группе)

может высказать свои идеи, соблюдая процедуру при работе в группе

совместно с членами группы получает результат взаимодействия

Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта.

Перечень критериев оценивания проектов:

- Постановка цели и обоснование проблемы проекта.

- Планирование путей решения проблемы (план).

- Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

- Актуальность проекта.

- Практическая значимость.

- Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.

- Представление проекта.

- Качество публичного выступления (яркость, эмоциональность).

Каждый критерий оценивается от 1 до 5 баллов. Максимальное количество 40 баллов. Перевод баллов в оценку:

Баллы

Уровень

35-40 баллов

Повышенный

26-34 балла

15-25 баллов


Базовый

Организационно-педагогические условия реализации программы

-материально технические условия реализации программы:

реализация данной программы происходит на базе краеведческого музея школы;

для работы необходимы компьютеры (6 штук), проекторы (2 штуки).

-учебно-методическое и информационное обеспечение программы


комплект учебно-методической документации: рабочая программа объединения, нормативно правовые акты и документы, интернет-ресурсы и литература.



Список литературы для педагога:

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. - М.: «Вербум-М.», 2001. – 48 с.

Методическое пособие по оформлению научно-исследовательских работ учащихся / сост. Е.В. Глухарёва. – Нижнекамск: МОУ ДОД «ЦДОД» по работе с одарёнными детьми, 2008. – 28 с.

Организация научно-исследовательской деятельности. Методическое пособие / сост.: Г.Д. Зарипова, Е.В. Глухарёва, Ю.В. Киселёва. – Нижнекамск: МОУ ДОД «ЦДОД» по работе с одарёнными детьми, 2009. – 48с.

Кудрявцева Т. С. Культурно-языковое наследие урало-поволжских народов : учебное пособие / Т. С. Кудрявцева, Р. К. Ахмедова ; Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права .— Уфа : Восточный университет, 2004 .— 62, [1]

Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения, Устюжанина Н.В [Электронный ресурс]: электронный научный журнал «Наука и перспективы», 2017, №2.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-ekskursiya-kak-innovatsionnaya-forma-obucheniya

Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс]: электронно-методический портал «Образование», автор: Буйлова Л.Н., .2012г. URL: http://dopedu.ru/stati/151-2012-05-23-19-02-32.html

Народная культура Поволжья: методическое пособие/ С.Н.Митина Ульяновск: ИПК ПРО-, 1999. -84 с. URL: http://window.edu.ru/resource/904/56904




Список рекомендуемой литературы для обучающихся:

Бусыгин Е. П. Этнография народов Среднего Поволжья: учебное пособие / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин. - Казань: КГУ, 1984. – 97 с.

Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. Материалы к этногенезу / Н.И. Гаген-Торн. - Чебоксары, 1960. - 230 с.

Завьялова М.К. Татарский костюм / М.К. Завьялова. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.

Исхаков Д.М. Этнография татарского народа / Д.М. Исхаков - Казань: Магариф, 2004. – 287 с.

Ланкова Н.М. Работа в школьном краеведческом музее / Н.М. Ланкова. - М., 2001. – 185 с.

Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. Учебное пособие / К.И. Козлова. - МГУ, 1964.

Шабалина Л.П. Структура и быт семьи народов Среднего Поволжья / Л.П. Шабалина. - Ульяновск: УлГПУ, 1997.

Зорин Н.В. Семейная обрядность народов Среднего Поволжья/ историко-этнографические очерки/ Н. В. Зорин. - Казань: КГУ, 1990. – 129 с.

Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / И.Р. Тагиров. - Казань, 2000. – 327c.

Харисова Л.А. Культура народов Татарстана / Л.А. Харисова. - Казань: Магариф, 2005. – 367 с.

Разница между башкирами и татарами [Электронный ресурс]:

Гуманитарные науки, 2016г.

URL: https://thedifference.ru/chem-otlichayutsya-bashkiry-ot-tatar/#h2_2

Мордва, марийцы [Электронный ресурс]: информационно-аналитическое издание, электрон. журн.: Посреди России -2019- URL: https://posredi.ru/category/narodoznanie

Вестник Чувашского университета [Электронный ресурс]: электронный журнал - 2019, №2 -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-istoricheskoy-nauki-v-chuvashskoy-respublike-professor-i-d-kuznetsov

Бытовая культура чувашей, 1985, Чебоксары - электронная национальная библиотека Чувашской Республики. URL: http://nasledie.nbchr.ru/culture/hozyaistvo/; URL: https://echznbchr.blogspot.com/2014/


Список литературы для исследовательской работы

  1. Белокопытов В., Сорокина Н. Город есть! Нижнекамский репортаж. –Татарское книжное издательство,1978. – 98 с.

  2. Глухов М. Казанский ретро-лексикон. – М. : Основа, 2002. – 576 с.

  3. Дунаева Т.Г. Кряшеноведение. – Казань, 2008.

  4. Ислаев Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье. – Казань.: Татар. кн. изд-во,1999. – С. 12.

  5. Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар-кряшен. – Казань: Слово, 2005 г. – 256 с.

  6. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. – М.: Наука, 1977. – 223 с.

  7. Нижнекамск начинается с Чабьи/Боярова В.//Ваша газета. – 1972. – №145. – С.1

  8. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. 22. С 1784 по 1788 _ Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина.

  9. Сабиров Г.С. Знали город будет. – Нижнекамск, 2016. – 57 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Такие разные татары: мишары, кряшены, нагайбаки [Электронный ресурс]: новости Казани из центральных, региональных и зарубежных источников: электрон. журн. 2014. № 8. URL: http://www.kazan.aif.ru/culture/details/1312145 

  2. Татары кряшены поют яркие и самобытные песни [Электронный ресурс]: актуальные новости из центральных источников: электрон. журн. 2016. № 4. URL: http://posredi.ru/kryasheny.html

  3. Старокрещёные и новокрещёные татары [Электронный ресурс]: Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня: электрон. журн. 2012. № 10. URL: http://www.pravmir.ru/author/user_1413127798/

  4. http://www.e-nkama.ru/raion/History/history.php 

  5. http://www.missiakryashen.ru/today/documents/conference-2000/Suslova-Kadirova

http://proverilnasebe.com/index.php/tourism/tatarstan/bolgar-2.html#park

http://pckfun.ru/nacionalnye-prazdniki.php dostoprimechatelnosti.htmlhttp://svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/kazan-i-tatarstan/nizhnekamsk

 http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/904/56904/27479

15.https://ru.wikipedia.org/wiki/







Приложение 1

Глоссарий


 Актуальность – свойство быть ориентированной на решение наиболее значимых проблем, т.е. таких проблем, решение которых в сумме может дать максимально возможно полезный эффект.
 Алгоритм
1.       Четко заданная последовательность выполнения тех или иных действий, преобразований, вычислений над отдельным объектом или их совокупностью.
2.      Система правил, предписаний для эффективного решения определенных задач.
3.      Программа, определяющая способ поведения.
4.      Сформулированное на некотором языке правило (или набор правил), указывающее действия, последовательное выполнение которых приводит от исходных данных к искомому результату.
 Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.
 Аннотация – краткая характеристика рассматриваемого материала с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
 Архив
1.   Учреждение для хранения старых, старинных документов, документальных материалов.
2.   Собрание рукописей, писем и т.п., относящихся к деятельности какого-либо учреждения, лица.
 Библиография
1.       Научное описание и систематизация произведений печати и письменности, их выявление и отбор, составление их перечней, указателей и информационных изданий.
2.       Перечень книг и статей по какому-нибудь вопросу.
 Вывод – умозаключение; прийти к чему-то на основе анализа.
 Гипотеза – недоказанное утверждение: условие, принимаемое с целью последующего подтверждения. 
В гипотезе необходимо показать  то, что неочевидно в объекте или предмете, то, что исследователь видит в них такого, чего не видят другие.
Возможны два типа гипотез. Первый тип – описательные гипотезы, в которых описываются причины и возможные следствия. Второй тип – объяснительные: в них дается объяснение возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются условия, п которых эти следствия обязательно возникнут.

Декларация (фр. declaration — заявление): в конституционном праве название нормативно правового акта, имеющее целью придать ему торжественный характер, подчеркнуть его особо важное значение для судеб соответствующего государства 

Идентичность — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

 Изучение литературы – метод исследования, целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.
Один из наиболее широко распространенных методов получения первичной информации на ранних стадиях исследования для предварительного знакомства с объектом.
Служит для анализа истории и современного состояния проблемы, дает возможность отделить известное от неизвестного, изучить мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создать первичное представление об объекте.
Интонация – выражает отношение к тому, о чем идет речь; оттенки речи расширяют смысл сказанного; интонация усиливает воздействие слова; передает оттенки мысли; диапазон интонаций.
Информация:
1.     Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
2.     Проблеме и путях её решения, обнаружить неясности в разработке вопроса.

Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний  о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности.
Коренные народы — народы, которые обитали на определённых землях до прихода туда переселенцев из других мест.

Классификация – упорядоченное разделение множества объектов на группы на основе использования установленной системы признаков деления и совокупности, определенных правил.
 Комментарий –  (заметки, толкование)
1.     Книжный комментарий – пояснения (примечания) к тексту, часть научно-справочного аппарата книги.
2.     Комментарий средств массовой информации – разновидность оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа.
Компетентность – совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности.
Контекст – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельно входящего в него слова или фразы.
Концепция –  система взглядов, принципов в какой-либо области; общий замысел, основная идея труда, произведения.
Креативность – творчество.
Критерий – признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Лексика — совокупность слов того или иного языка, части языка.

Метод –
1.      Совокупность приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
2.      Способ, с помощью которого обеспечивается достижение намеченной цели.  

Национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался  людьми в повседневном и праздничном обиходе.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране.

Традиция

1.то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений

2.Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

Народ

1) в широком смысле слова всё население определенной страны. 

2) Термин, употребляемый  для обозначения  различных форм этнических общностей (племя, народность, нация). 

Национальный язык — форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие и арго.

Респондент — участник социально психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого.

Реформа — изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём.

Тамга — родовой фамильный знак, печать. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её.

Фонетика — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), а также интонацию.

Этнонимы – названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов и тому подобное.

Этнос - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. 

Этнография - наука, изучающая народы, этносы и другие этнические образования, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Этнограф - специалист по этнографии












































Приложение №2


Занятие №8

Тема: Свадьба кряшен – целая опера!

Цель: создать условия для познания детей традиций и обычаев кряшен.

Задачи:

- образовательные: изучить особенности песенного народного творчества кряшенов;

- развивающие: продолжить работу над развитием умения элементам интервьюривания.

- воспитательные: 

-воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и малой родины, населяющих ее народов, толерантность;

-умение толерантно определять своё отношение к разным народам и их культуре.

Ход занятия:

Безусловно, свадьба - это событие яркое, интересное, семейное и чрезвычайно важное для всех без исключения народов. В наше время любят сокрушать традиции, собственно, молодым это было свойственно всегда. Однако, как показывает жизнь, традиции при этом никуда не деваются. Так всё и должно быть, ведь так поддерживается связь времён, связь ушедших поколений с поколениями будущими.

Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила, история которых насчитывает не один век. Создание семьи было сакральным и наполненным особым смыслом действием у всех народов мира.

Сегодня на примере кряшенов увидим, какое значение придавалось свадебным церемониям. Постараемся понять значение такого трепетного отношения семейных уз. Свадьба - это рождение новой семьи, несущее радость, надежду и счастье.

На занятие приглашаются представители кряшенов, которые на практике смогут продемонстрировать фрагменты свадьбы. Или как альтернативу можно использовать видеосюжеты.

Для лучшего восприятия детей темы традиционной свадьбы, накануне следует ознакомить материалом с интернет ресурсов:

http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/svadba-kryashen-tselaya-opera

https://www.youtube.com/watch?v=MLrw5ToZb_I

Дети должны понять что, свадьба  — это праздник начала семейной жизни. «Семья - ячейка общества». Это высказывание популярно и верно не только в России, а во всех мира. Семья является первым и наиболее важным фактором личностного, интеллектуального, духовного развития человека.

Будучи учеником, готовиться быть родителем. Семья в воспитании ребенка имеет огромное значение. Это его место рождения, становления. Это закладка основ творческой личности ребенка.





























Приложение №3

Занятие №10

Тема: Традиционные праздники и их разнообразие

Цель занятия:

Создать условия для знакомства детей с названиями народных праздников, с обрядами и традициями народов Среднего Поволжья

Задачи:
Образовательные:

-устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры народов Среднего Поволжья.

Развивающие:

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

творческой самореализации личности интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
Воспитательные:

-бережно относится к историческому наследию, и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия народов.

Ход занятия

У каждого традиционного праздника есть свое время, своя идея, свое ценностносмысловое содержание. В мире детства праздник можно назвать уникальным педагогическим феноменом. Праздник не дает прерваться связующей нити поколений, помогает детям осознать принадлежность к родной культуре, истории, людям.

Дети объединяются в погруппы по 3 человека и работают по своей тематике, ищут и находят материал в библиотечном фонде и в интернет ресурсах.

1группа традиционные праздники русского народа.

2 группа традиционные праздники кряшенов.

3 группа традиционные праздники татарского народа.

4 группа традиционные праздники башкир.

5 группа традиционные праздники марийцев, мокша.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие отличия у разных народов Поволжья в религиозных праздниках?

  2. К чему приурочены традиционные праздники народов Среднего Поволжья?

  3. Календарные праздники народов Среднего Поволжья, имеют сходства?

  4. Агавайрем у марийцев, Акатуй у чуваш, Сабантуй у татар в какое время года и по какому случаю празднуют такой праздник?

  5. Какие народы празднуют Пасху, Троицу, Крещение?

  6. Какой праздник приурочен ко дню весеннего равноденствия (20-21 марта) и какие народы празднуют?

  7. Какие традиционные национальные праздники широко отмечаются в современном мире?

  8. Есть необходимость возрождения традиционных праздников?

Вывод: народные праздники были и остаются важной частью духовного наследия народа. Они обладают функцией сохранения культурных традиций и переноса их из прошлого в настоящее и будущее.











Приложение №4

Модуль «Национальный костюм кряшенов», занятия № 17-26


Тема

Содержание

Количество часов, фотоотчет

1 Выбор темы, сбор материала по исследованию.



Занятие в краеведческом музее школы № 31

Цель: сформировать интерес у детей к национальной одежде кряшенов Проблемный вопрос: насколько сохранена самобытность культуры кряшенов. Дети знакомятся с экспонатами национальной одежды

1 час


2.Теоретические основы научно-исследовательской деятельности

Цель: знакомство с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности.

постановкой проблемы, выдвижением гипотезы, сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов, способами фиксации результатов. Дети получают индивидуальные практические задания.

1 час

3 занятие. Как вести полевое этнографическое исследование

Цель: знакомство с теоретическими основами полевых этнографических исследований.

Составление вопросов для беседы с представителями кряшенов. Элементы правильного общения с информантом.

1 час

4 занятие. Как одевались девочки -кряшенки



Цель: приобщить детей к культуре народов через общение с представителями народа

Интервью, аудиозапись, видеосъёмка, фотографирование, ведение полевого дневника. После встречи анализ и отчёт о проделанной работе.

1час


5 занятие. Встреча с представителями кряшенов. Изучение одежды.


Цель: приобщить детей к культуре народа через общения с представителем кряшенов; сравнить одежду взрослой женщины Чистопольского и Менделеевского районов.

Интервью, аудиозапись, видеосъёмка, фотографирование, ведение полевого дневника. После встречи анализ и отчёт о проделанной работе.

1час

6 занятие. Встреча с представителями кряшенов. Изучение головных уборов.


Цель: приобщить детей к традиционной культуре через общение с их представителями; сравнение головных уборов взрослой женщины Чистопольского и Менделеевского районов.

Интервью, аудиозапись, видеосъёмка, фотографирование, ведение полевого дневника. После встречи анализ и отчёт о проделанной работе.


1 час


7. Экскурсия в музей национальной одежды кряшенской национальной общины «Сурэкэ»

Цель: создание условий для углубления знаний о национальной одежде.

Интервью, аудиозапись, видеосъёмка, фотографирование, ведение полевого дневника. После встречи анализ и отчёт о проделанной работе. Индивидуальные и групповые консультации, дополнительные рекомендации.

1 час


8. Оформление исследовательской работы.


Оформление работы. Подготовка к представлению результатов работы. Работа над дикцией, интонацией.


1 час

9. Презентация исследовательской работы перед одноклассниками.

Публичная презентация научно-исследовательской работы.

Цель: Публичная презентация исследовательской работы (защита).

Подготовка к представлению результатов работы с использованием наглядного материала. Средства выразительности публичного выступления: интонация, жесты, мимика.

Выступление перед одноклассниками с целью речевой и психологической адаптации, упражнении в ответах на возможные вопросы.

Рефлексия. Самоанализ и анализ публичного выступления.

1 час




1 час

10. Моделирование современной одежды с элементами традиционного костюма. Круглый стол

Реконструкция народного костюма




Приложение №5

Занятие № 27

Тема: Моделирование современной одежды с элементами традиционного костюма

Цель занятия – создать условия для познания культуры народов Среднего Поволжья через трансформацию элементов традиционного народного костюма на современной одежде.


Задачи:
Образовательные:

- формировать навыки использования информационных технологий;

-устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры народов Среднего Поволжья.

Развивающие:

- умение применять полученные знания на практике;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

творческой самореализации личности интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
Воспитательные:

-бережно относится к историческому наследию, и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия народов.

Ход занятия:

У каждого народа мира есть свои особенности и отличия от других: свои традиции, культура, язык, обряды, а также традиционный национальный костюм. Национальный костюм, в первую очередь, является символом национальной идентичности. Традиционная одежда создавалась многими поколениями. Она зависела от климатических условий той местности, где жил данный народ, от того, чем этот народ занимался. Кряшенский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона и отличается особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь новым условиям жизни его носителя.


Руководитель объявляет, что сегодня мы являемся модельерами. Попробуем создать эскизы моделей современной одежды с включением элементов традиционного костюма народов Среднего Поволжья.

Для того чтобы стать модельером дети проходят не большой подготовительный курс.


Они объединяются в погруппы по 5 человек и работают по своей тематике, ищут и находят в интернет ресурсах по заданным темам:

Краткая история развития одежды (1-я группа);

Способы производства одежды сегодня и в прошлом (2-я группа);

Основные понятия об одежде, и ее функции (3-я группа).

Интернет ресурсы для изучения темы:

http://www.hintfox.com/article/narodnij-kostjum-kak-tvorcheskij-istochnik-v-modelirovanii-odezhdi.html

https://sheba.spb.ru/za/konstruir-sapr-1988.htm

https://www.google.ru/search?newwindow=1&hl=ru&tbm=nws&ei=iNq6XqvZHNiEwPAPr4uOwAQ&q=модели+одежды+с+элементом+народного+костьюма&oq=модели+одежды+с+элементом+народного+костьюма&gs_l=psy-ab.12...51669.87066.0.89394.46.46.0.0.0.0.1761.5033.35j2j1j8-1.39.0....0...1c.1.64.psy-ab..7.8.812...0j33i10k1.0.lXPUvXn1qfM

https://cyberleninka.ru/article/n/sopostavlenie-vzglyadov-na-formoobrazovanie-modeley-odezhdy/viewer

Беседа за круглым столом по прочитанному материалу.

Вывод учащихся: анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любой современный костюм можно дополнить элементами народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже.

Затем дети приступают к созданию собственных эскизов моделей современной одежды с включением мотивов традиционной одежды (работают по желанию индивидуально или в группе не более трёх человек).

Данное занятие позволит детям не только познакомиться с основными закономерностями построения одежды народов Среднего Поволжья, увидеть возможности, заложенные в её гармоничности и функциональности для моделирования современного костюма, изучить этапы моделирования одежды по народным мотивам, но и самим практически участвовать в создании современной модели с использованием народных мотивов.

































Приложение №6

Модуль «Письменность кряшенов», занятия № 28-35


Тема

Содержание

Кол-во часов

1 занятие.

Выбор темы, сбор материала по исследованию.


Цель: провести сравнительный анализ письменности двух народов: русских и татар, и субэтнической группы татар кряшенов.

Проблема вопроса, степень его изученности в современном этапе


1 час

2 занятие.

Как вести полевое исследование


Цель: обучение теоретическим аспектам ведения исследования

1 час

3 занятие.

Встреча с носителями кряшенского языка.


Цель: Сбор материала, поиск хранителей оригинальной кряшенской литературы.

Практическое занятие в краеведческом музее СОШ № 31, экспедиции.

Встречи с Байрашовой Марией Николаевной, Федотовой Марией Яковлевной, Стрелковой Екатериной Николаевной, Фокеевой Елизаветой Павловной.

Интервью, аудиозапись, видеосъёмка, фотографирование, ведение полевого дневника. После встречи анализ и отчёт о проделанной работе. После встречи анализ и отчёт о проделанной работе. Индивидуальные и групповые консультации, дополнительные рекомендации.

2 часа

4 занятие.

Кряшенские имена


Цель: сбор материала по теме

Практическое занятие в краеведческом музее СОШ № 31. Встреча с представителями народа.

Интервью, аудиозапись, видеосъёмка, фотографирование, ведение полевого дневника. После встречи анализ и отчёт о проделанной работе. Индивидуальные и групповые консультации, дополнительные рекомендации.

1 час


5 занятие.

Экскурсия в кряшенский приход.


Цель: создание условий для

непосредственного восприятия изучаемого материала

Интервью, аудиозапись, видеосъёмка, фотографирование, ведение полевого дневника. После встречи анализ и отчёт о проделанной работе. Индивидуальные и групповые консультации, дополнительные рекомендации.

6 занятие.

Оформление исследовательской работы.



Оформление работы. Подготовка к представлению результатов работы. Работа над дикцией, интонацией.



7 занятие.

Публичная презентация научно-исследовательской работы.


Цель: Публичная презентация исследовательской работы (защита).

Рефлексия. Самоанализ и анализ публичного выступления.








































Приложение №7

Вопросы для изучения одежды кряшенов (интервью с респондентами)

- Когда и где родились?

- Чью одежду вы храните?

- Как одевались девочки, женщины.

- Из какого материала было сшито платье? Какого цвета? Чем украшали, были ли вышивки?

- Как причесывались? Как закреплялись волосы? С помощью чего? Как это называется? Какой головной убор носили? Какие способы повязывания платков известны? Вместо брюк что носили? Какие носочки?

- Какие украшения были? Из чего были сделаны? Тамакса – откуда такое название?

- Какую обувь носили? Из какого материала, какого цвета? Украшали обувь? Чем ? как?

- Как одевались мальчики? Повторяла ли детская одежда образцы взрослой одежды? Какие варианты исключительно детской одежды известны? Какую обувь носили дети? Лапти каких типов?

– Кто изготавливал одежду для детей?

- Что говорили и как поступали, когда надевали новое платье?

- Что говорили человеку, когда видели его первый раз в новой одежде?

- Где брали одежду?

- Имелись ли какие-либо запреты и почему?

- Как оберегали детей от сглаза? С какого возраста дети помогали родителям по дому?

- С какого возраста можно было заключить брак?

- Девочка готовится быть невестой, как она должна быть одета?

- Прическа какая? Как закрепляли волосы? Во что одевали? Кто готовил одежду? Какого цвета платье надевали? Почему красного цвета больше? Кто сшил это красивое драгоценное платье? Кто носил? Как звали? Дата рождения? Чем украшали платье? Можно ли через одежду или ее часть навести порчу на человека? Как поступали, если это происходило? Всегда ли платье носилась в комплекте с передником?

- В каких случаях рубаху могли носить без передника? Из каких тканей изготовлялся и как назывался женский передник? Встречались ли покупные передники, как они выглядели и как назывались?

- Где брали краску? Корни, каких растений?

- Почему на спинке платья двойная ткань? Почему на этом платье есть воланы? Почему передний подол платья короче, чем сзади? Что надевалось под платье? Какую форму имел нагрудник? Как он назывался и орнаментировался? Из каких тканей и как шились женские штаны?

- Как сушили одежду? Разрешалось ли сушить ее невывернутой, почему?

- Что использовали вместо пуговиц? Как это выглядело? Как располагали нагрудной разрез платья?

-Мэлэнчек, для чего? Как называется козырек из чего сделано? Сколько и когда носили?

- Почему волосы прятали под мэлэнчек? Покрывало (ак яулык) или платок как использовали? Какие зимние головные уборы бытовали в прошлом? Носили ли женщины в прошлом поверх платка зимой шапку?

- Какие украшения должны были быть у невесты, кто их изготавливал и из чего? Почему они из серебра? Почему их так много? Почему они расположены в ряд и накладываются друг на друга?

- Сурэкэ сшито из какого материала, какими нитями? Почему пришиты дополнительные ленты?

- Почему на спинку платья пришита, двухсторонняя ткань?

- Муйтомар почему так называется? Кто и когда надевал?

- Что надевала невеста вместо колготок? Какую обувь надевала?

- Чем отличалась одежда взрослой женщины? Что такое тула оек? Челкэ?

- Кожаные сапоги кто-то мог себе позволить? Кода начали носить?

- Что составляло основу мужского костюма?

- Из какой ткани и какого покроя выполнялись мужские рубахи?

- Разрез у рубахи был с какой стороны? И что это значило?

- Как они орнаментировались?

- Сохранились ли представления о мужских рубахах с отложным воротом?

- Подпоясывалась ли мужская рубаха и в каких случаях?

- Чем подпоясывалась мужская рубаха?

- Из каких тканей шились мужские будничные и праздничные штаны?

- Какие мужские летние и зимние головные уборы бытовали (валяные шляпы, зимние меховые шапки)?

- Как называли разные виды шляп!

- Какую форму и особенности имела местная шляпа?

- Какие шляпы приобретались на ярмарках? Если приобретали…

- Как орнаментировалась традиционная шляпа?

Верхняя одежда.

- Какие варианты мужской и женской верхней одежды известны?

- Бытовал ли и как назывался холщовый распашной кафтан чапан?

- Как широко были распространены женские камзолы?

- Считались ли они только праздничной одеждой или бытовали будничные варианты камзола? Известны ли мужские камзолы?

- Чем отличался мужской камзол от женского?

- Какие кафтаны обозначают терминами букаптан, бешмет., сырма, кэзэкиі

- Какие варианты зимних шуб и под какими названиями известны? Какую одежду надевали в дальнюю дорогу?

- Ткани какой расцветки использовали для пошива мужских и женских холщовых кафтанов? Использовалась ли для орнаментации женских кафтанов техника выборного ткачества (чуплем чыба, кубэлэкле чыба)?

- Как назывался распашной суконный кафтан схожий с кафтаном чыъба ?

- Какие еще варианты кафтана обозначаются термином чикмпні

- Бытовал ли специальный термин для обозначения верхней одежды служителей культа?




28