МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании ШМО филологического цикла протокол №5 от10.02.2021г. | Согласовано: зам. директора по УВР _________/Г. С. Миранова/ 12.02.2021г. | Утверждаю: Директор школы: ______/Т. Н. Мурадханова/ 12.02.2021г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по работе с одаренными детьми
(русский язык 7 класс)
«Готовимся к олимпиаде по русскому языкуые образы откуественной культуры»
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
О. И. Атанасова
2021-2022 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация …………………………………………………………….3
Пояснительная записка……………………………………………….5
Требования к уровню подготовки учащихся………………………7
Содержание курса…………………………………………………….9
Тематическое планирование…………………………………………12
Литература…………………………………………………………….14
Аннотация
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют для этого широкие возможности, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Актуальность введения данного курса определяется необходимостью решать проблемы успешной подготовки к олимпиаде по данному предмету.
В различных методических пособиях недостаточно сведений и приемов решения отдельных лингвистических задач для того, чтобы справиться с заданиями «олимпийского» уровня, высказываются «лишь самые общие соображения методического характера». По уровню сложности вопросы опираются на школьную программу и в то же время содержат элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся.
Нужна специальная подготовка к олимпиаде, т.к. это прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
Таким образом, главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, районным и областным), интеллектуальным и творческим конкурсам.
Работа с группой одарённых учащихся:
-повышает познавательный интерес школьников к предмету;
-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Данный курс будет способствовать расширению знаний и умений учащихся по вопросам, традиционно вызывающим затруднения. Выполняя предложенные задания по русскому языку, обучающиеся повысят свою грамотность, смогут создать высказывание на любую тему в устной и письменной форме, проанализировать особенности употребления основных единиц языка с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи, знать происхождение отдельных слов и фразеологизмов, их морфемный состав, произношение. Вопросы культуры речи. Практические задания и тесты помогут закрепить знания по культуре речи и успешно подготовиться к олимпиаде по русскому языку.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При планировании занятий с одаренными детьми учитель разбивает их на циклы в соответствии с разделами языкознания: история языка, культура речи (фонетика и орфоэпия), лексикология и фразеология, словообразование, морфология, синтаксис. Кроме того, выделен особый цикл занятий. Это обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.
На занятиях школьникам дается как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так в разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обсуждаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний.
В разделе «Лексикология» учитель дает обширный материал по таким понятиям, как омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также рассматривает стилистические приемы, основанные на их применении.
На занятиях по морфологии уделяется внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, историческую морфологию.
В разделе «Синтаксис» большое внимание уделяет разбору сложных синтаксических конструкций.
На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся.
В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы, а так же приемы ораторского мастерства для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание – чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале учителя. Практически на каждом занятии даются задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Например, для выполнения задания: объяснить значение и происхождение слова олимпиада – учащимся, безусловно, требуется толковый и этимологический словари. Для того, чтобы доказать, что слова трясти- трус, нос – заноза, завтрак – утро, горло – ожерелье, дуть - надменный являются этимологическими родственниками, необходимо использовать этимологический словарь.
В качестве материала для занятий используются олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе»), текстов художественной литературы.
Можно включить задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы.
На занятиях имеет место исследовательская и проектная деятельность.
На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая работа.
На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа курса предусматривает задания повышенного уровня сложности. К концу изучения курса учащиеся должны уметь выполнять лингвистические тесты, лингвистические задачи, творческие задания.
Личностные результаты:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Данный курс рассчитан на учащихся 7 класса, занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.
На основе теоретического обоснования материала будут проводиться практические занятия, выполняться тестовые задания. Рекомендуется зачетная тестовая работа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел | Количество часов |
История языка | 13 |
Культура речи | 5 |
Лексикология | 3 |
Орфография | 2 |
Морфология | 2 |
Пунктуация | 1 |
Синтаксис | 3 |
Анализ текста | 5 |
Итого | 34 |
Русский язык: откуда он родом? Славянские языки. Начало славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Старославянский язык. Памятники древнерусской письменности: «Остромирово Евангелие», «Повесть временных лет» Новгородская грамота. Виды словарей, их строение, назначение. Словарная статья. Деятельность М.В.Ломоносова- разработчика теории «Трех штилей» , В.В.Виноградова- деятель отечественного просвещения ,В.И. Даля- составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», А.А.Шахматова- разработчика синтаксиса русского языка, А.Х.Востокова- основоположника «Русской грамматики». И.А. Бодуэн де Куртене-основатель КЛШ. Принципы КЛШ. Наследие Н.В. Крушевского. Сравнение языков. Языковые семьи и группы. Интернациональная лексика. Лингвистическое конструирование (Перевод русских выражений на язык других народов и наоборот). Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена. Когда мы используем фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Исторические, литературные, иноязычные источники.
Нормативное произношение и ударение. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Различие некоторых сочетаний звуков в современном нормативном, в естественном литературном и в разговорном произношении. Обоснование современной орфоэпической нормы с исторической точки зрения. Формообразующие суффиксы. Нулевые суффиксы. Определение количества суффиксов в словах. Нулевые окончания. Омонимия приставок. Способы образования слов. Трудные случаи морфемного и словообразовательного анализа слова в школьном курсе русского языка. Словообразовательная цепочка. Синхронный и диахронический морфемный и словообразовательный анализ слов. Предложно – падежные сочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки, по. Употребление деепричастного оборота. Порядок слов в предложении.
Устаревшая лексика, историзмы, архаизмы. Омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, Ошибки при употреблении паронимов. Неологизмы, иноязычная лексика.
Правописание о, е после шипящих. Правописание н/нн в разных частях речи. Правописание частицы "не" со всеми частями речи. Правописание сложных прилагательных Слова-исключения. Правописание наречий.
Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке. Два типа совпадений: регулярные (наречия, краткие прилагательные и причастия, сравнительные степени наречий и прилагательных) и случайные совпадения слов разных частей речи.
Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.
Именные и глагольные словосочетания. Предложения простые и сложные, повествовательные, вопросительные и побудительные. Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения.
Определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика.
Тексты разных видов. Древнерусский текст, его перевод и анализ. Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
История языка (13 ч.) |
1 | Деятельность Кирилла и Мефодия. Возникновение письменности у восточных славян. | 1 |
2 | Основные памятники письменности восточных славян. Чем отличаются тексты древнерусской литературы от тестов, создаваемых в наши дни. | 1 |
3 | Основные виды словарей, их структура, практическая работа со словарями. | 1 |
4-7 | Выдающиеся лингвисты и их труды | 4 |
8 | Казанская лингвистическая школа. | 1 |
9 | Славянские языки и признаки их родства. | 1 |
10 | Этимология. Происхождение имён и прозвищ. | 1 |
11 | О происхождении имён собственных. | 1 |
12 | Фразеология. Источники фразеологизмов. Значение фразеологических оборотов. | 1 |
13 | Жемчужины народной речи (о пословицах и поговорках) | 1 |
Культура речи (5 ч.) |
14-15 | Орфоэпия. Трудности ударения. | 2 |
16 | Из чего строятся слова? Строительная работа морфем. | 1 |
17 | Выясним словообразовательные отношения. | 1 |
18 | Грамматические нормы | 1 |
Лексикология (3 ч.) |
19 | Лексическое значение слова. Полисемия. | 1 |
20 | Различные лексические группы Синонимы, антонимы. Омонимия. Паронимы. | 1 |
21 | Слова-пришельцы. | 1 |
Орфография (2 ч.) |
22 | Историческое чередование гласных | 1 |
23 | Аукцион орфограмм | 1 |
Морфология (2 ч.) |
24 | Историческая морфология. | 1 |
25 | Омонимия частей речи. | 1 |
Пунктуация (1 ч.) |
26 | Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. | 1 |
Синтаксис (3 ч.) |
27 | Словосочетание и предложение. Виды предложений. | 1 |
28 | Простое предложение. | 1 |
29 | Сложное предложение. | 1 |
Анализ текста (5 ч.) |
30 | Текст и его строение. | 1 |
31-32 | Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). | 2 |
33 | Комплексный анализ текста | 1 |
34 | Итоговая работа. Защита исследовательских работ | 1 |
Литература
1. «Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей» (А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина, 2008 г.)
2. «Система работы с одарёнными детьми» (О.В. Касперская, 2011 г.)
3. «Развитие одарённых детей» (Н.В. Алексеева, 2011 г.)
4. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку. Москва «Глобус» 2008
5. Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
6. Волина В.В. Этимологический словарь. СПб., 2000
7. Вопросы и задания 4 Всероссийской олимпиады школьников по русскому //РЯШ. – 1999. - №4.- С. 46 -51; №5. – С. 46 – 48
8. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии.- М., 1995