СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса в рисовании»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественной направленности

 «Чудеса в рисовании»

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса в рисовании»»

Министерство образования и науки Самарской области

Структурное подразделение «Прометей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области



Принята на заседании педагогического совета от «___» ______________ 20______ г. Протокол № _____________


Утверждаю: Директор ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ____________________Харымова Л.Н. «______» _________________20_____ г.










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественной направленности

«Чудеса в рисовании»

Возраст детей: 7-13 лет

Срок обучения - 1 год





Разработчик:

Мустафина Карина Ильдаровна

Педагог дополнительного образования











с. Клявлино, 2021


Краткая аннотация

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса в рисовании» художественной направленности (далее Программа) включает в себя 5 тематических модуля. В содержание программы включены различные виды художественных работ, способствующих формированию разнообразных практических навыков, воспитанию готовности к проявлению творчества в любом виде труда. На выполнение учебных заданий к каждому из обучающихся используется индивидуальный подход.

Данная программа разработана с учетом интересов обучающихся детей и представляет собой набор творческих направлений, необходимые детям для развития мышления, воображения, правильного изготовления работ, правильное оформление работ и т.д.


1. Пояснительная записка

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, оно выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. Образы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражения жизненные обобщения. Художественные образы аккумулируют достижения детей в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах.

В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей по программе «Чудеса в рисовании» в полной степени удовлетворяют потребность в творчестве.


Программа разработана в соответствии с современными нормативными документами:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

2. Приказ Министерства Просвещения РФ №196 от 29.11.2018 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей"

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

6. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»

7. «Методические рекомендации Министерства образования и науки Самарской области по разработке дополнительных общеобразовательных программ» 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ

8. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ» от 18.11.2015 г.


Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Чудеса в рисовании» художественная.

Актуальность. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, а самое главное его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами, свои фантазии и мысли.

Новизна программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Программа представляет собой синтез разных видов художественного творчества. Знания и умения с одной области переносятся в другую, расширяя и углубляя их. Работа в разных художественных техниках, по своей сути переплетаются между собой, и дополняют друг друга, что позволяет обучающимся создавать индивидуальные и коллективные авторские творческие работы, используя различные виды и техники художественного искусства. Восхождение на вершину мастерства и творчества осуществляется не по инструкции «что дать обучающимся», а на основе инновационных технологий педагогического сотрудничества, самовыражению и самореализации детей.

Основной идеей образовательной программы является идея гуманизма, основанная на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, содружестве между педагогами, детьми и родителями.

Отличительной особенностью программы является то, что обучение направлено не только на овладение основами изобразительной деятельности и приобщению учащихся к активной познавательной и творческой деятельности, но и предоставляет возможность каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные художественные способности, через применение смешанных техник и использование различных дополнительных материалов и инструментов в живописи. Это позволяет получать неординарные визуальные эффекты и существенно расширяет арсенал декоративных, выразительных, содержательных особенностей, импровизации и достижения эффектов в творческих работах учащихся.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к художественному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.

Специфика детского объединения «Чудеса в рисовании» состоит в следующем:

1. Содержание деятельности детского объединения определяет особым видом художественного творчества – рисование в разных техниках, особыми инструментами, работа с бумагой, изготовление мини скульптур и т.д.

2. В основе образовательного процесса заложено формирование и оттачивание художественных умений, овладение детьми специальных художественных технологий.

3. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях разного уровня).

Цель программы - создание условий для развития творческих способностей учащихся посредством приобщения к различным видам изобразительного искусства.




Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с разными видами и жанрами изобразительного искусства (рисунок, живопись, графика, композиции и т.д.);

  • познакомить с творчеством художников, связанных с изображением природы;

  • познакомить с художественными материалами и их выразительными возможностями;

  • формировать представление об искусстве изображения как способе художественного познания мира;

  • обучать практическим навыкам работы с различными художественными материалами(краски, уголь, тушь, пастель, воск, восковые мелки и др.) и графическими материалами и инструментами (перья, палочки, карандаши и т.д.);

  • формировать художественный вкус, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически ее оценивать;

  • обучать бережно и экономно использовать материалы, содержать в порядке рабочее место.

Развивающие:

  • развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества;

  • развивать творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук, навыки самостоятельности, образное мышление, эмоционально-ценностное восприятие мира.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к изобразительному искусству;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;

  • воспитывать активное стремление к творческому поиску и дове­дению начатого до конца;

  • воспитывать ответственность, целеустремленность.

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 7 до 13лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год, объем – 108 часов.

Формы обучения: занятие, практическая работа.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Режим занятий: 3 часа в неделю. Одно занятие длится 40 минут.

Наполняемость учебных групп: составляет 12-15 человек.


Ожидаемые результаты:

Личностные:

- формирование творческого видения и фантазии, изучение истории и происхождении художественного творчества;

- положительное отношение к процессу учения и творчества, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- наличие мотивации к творческому процессу и бережному отношению к окружающему миру;

- развитие творческой активности, проявление инициативы и любознательности;

- начальные навыки самоконтроля и усидчивости;

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

- осознанность в отношении к себе как к индивидуальности и, одновременно, как к члену общества с ориентацией на проявление доброго отношения к сверстникам, уважения к их труду, на участие в совместных делах.

Метапредметные:

- овладение умением творческого видения с позиций творца, т.е. умением анализировать, подбирать материал;

- преобразовывать творческую идею в практическую работу;

- выделять главное, осуществлять выбор наиболее эффективных и доступных способов изготовления;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- использование средств информационных технологий для решения различных творческих задач в процессе поиска дополнительного материала;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Регулятивные:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в творческом процессе создания работы;

- понимать причины успеха/неуспеха творческой деятельности;

- конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха;

- вносить коррективы в процессе создания и после завершения работы, на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей и родителей;

- готовность оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, педагога, родителей.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию;

-приходить к общему решению в совместной работе (сотрудничать с другими ребятами);

- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные: Модульный принцип построения программы предполагает описание предметных результатов в каждом конкретном модуле.


Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы.

Для того чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются следующие методы диагностики: наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных творческих заданий, тестирование, участие в конкурсах, выставках и мастер-классах.

По завершению учебного плана каждого модуля оценивание знаний, умений и навыков проводится посредством изготовления творческих работ, викторин или интерактивных занятий.

Применяется система оценки знаний, умений и навыков обучающихся (выделяется три уровня: ниже среднего, средний, выше среднего). Итоговая оценка результативности освоения программы проводится путём вычисления среднего показателя.

Уровень освоения программы ниже среднего – ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных знаний, умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при изготовлении поделок и творческих работ; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Средний уровень освоения программы – объём усвоенных знаний, приобретённых умений и навыков составляет 50-70%; выполняет работы с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительно владеет техниками изготовления направлений модулей.

Уровень освоения программы выше среднего – учащийся овладел на 70-100% предусмотренным программой учебным планом; выполняет все работы самостоятельно, не испытывает особых трудностей; свободно использует собственные идеи творческой фантазии и воплощает их в жизнь. Активно принимает участие в конкурсах и выставках.




Формы подведения итогов реализации программы.

Основными формами подведения итогов реализации программы являются:

-выставки творческих работ учащихся;

-выставки-конкурсы декоративно прикладного творчества на уровне учреждения, района, округа, области.


2. Учебный план ДОП «Чудеса в рисовании»

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Живопись

24

7

17

2.

Рисунок

21

6

15

3.

Декоративное рисование

32

9

23

4.

Конструирование из бумаги

13

4

9

5.

Выразительные средства графических материалов

18

5

13

Итого

108

31

77


Модуль 1. «Живопись» (24 часа)

Реализация этого модуля направлена на краткое ознакомление с основами живописи, материалами, инструментами, видами красками, бумагой, кистями, правилами техники безопасности, обучении живописи.

Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с произведениями художников, различными техниками живописи, материалами, принадлежностями, инструментами, приемами работы кистью, постановкой руки.

Модуль разработан с учетом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретную работу, наиболее интересную и приемлемую для него.

Цель модуля: развитие интереса к живописи в изобразительном искусстве.

Задачи модуля:

- научить видеть цвет изображаемого предмета во взаимной связи с цветами и оттенками, окружающей среды и других предметов;

- научить начальным сведениям о тоне и о тональных соотношениях, как способе передачи формы и пространства в живописи;

- научить различать и использовать различные живописные техники: акварель и гуашь.

Форма организации занятия: групповая.

Предметные ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

- правила безопасной работы;

- правила поведения и безопасности в ДДТ и в кабинете.

Уметь:

- содержать своё рабочее место в порядке;

- делать наброски к будущему рисунку по образцу;

- правильно оформлять свои работы;

- владеть знаниями о разновидностях красок;

- правильно и самостоятельно подбирать инструмент для работы. Обучающийся должен иметь навык:

- навык общения в коллективе;

- правильное развитие начальных механизмов творческого воображения;

- владеть навыками самообслуживания своего трудового места.


Учебно-тематический план модуля «Живопись»

п\п

Наименование тем

Количество часов

Форма аттестации\контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Наблюдение, беседа, анкетирование

2.

Свойства красок

3

1

2

Наблюдение, беседа, игра.

3.

Королева Кисточка и волшебные превращения красок

5

1

4

Наблюдение, беседа.

4.

Праздник тёплых и холодных цветов

5

1

4

Наблюдение, беседа, игра.

5.

Серо-чёрный мир красок

4

1

3

Наблюдение, беседа.

6.

Красочное настроение.

4

1

3

Наблюдение, беседа, игра.

7.

Итоговое занятие

1

1

-

Выставка, презентация работ.

Содержание программы модуля «Живопись»

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с детьми. Цель, задачи, содержание и результаты программы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе. Планирование работы кружка.

Тема 2. Свойства красок.

Теория: Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практика: Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Тема 3. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Теория: Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практика: Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».

Тема 4. Праздник тёплых и холодных цветов.

Теория: Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практика: Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Тема 5. Серо-чёрный мир красок.

Теория: Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло- серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практика: Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Тема 6. Красочное настроение.

Теория: Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практика: Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Тема 7. Итоговое занятие. Выставка всех работ.


Модуль 2. «Рисунок» (21 час)

Реализация этого модуля направлена на краткое ознакомление с основами изобразительного искусства, правилами техники безопасности при работе с инструментами, обучении рисунку.

Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с произведениями мастеров изобразительного искусства, видами и жанрами изобразительного рисунка, различными материалами, принадлежностями, инструментами, приемами работы карандашом, постановкой руки.

Модуль разработан с учетом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретную работу, наиболее интересную и приемлемую для него.

Цель модуля: формирование и развитие системы компетенций в области основ рисунка по средствам овладения базовыми принципами изобразительного искусства.

Задачи модуля:

- научить правилам построению простых рисунков;

- обучить правилам построения и композиции рисунка;

- сформировать у обучающихся понятие формы окружающего мира.

Форма организации занятия: групповая.

Предметные ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

    • правила безопасной работы;

    • правила поведения и безопасности в ДДТ и в кабинете.

Уметь:

    • содержать своё рабочее место в порядке;

    • делать по всем правилам работы, по представлению, по образцу;

    • правильно оформлять свои работы;

    • владеть знаниями о разновидностях красок;

    • правильно и самостоятельно подбирать инструмент для работы.

Обучающийся должен иметь навык:

    • навык общения в коллективе;

    • правильное развитие начальных механизмов творческого воображения;

    • владеть навыками самообслуживания своего трудового места.


Учебно-тематический план модуля «Рисунок»

п\п

Наименование тем

Количество часов

Форма аттестации\контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Волшебная линия

4

1

3

Наблюдение, беседа.

2.

Точка

4

1

3

Наблюдение, беседа, игра.

3.

Пятно

4

1

3

Наблюдение, беседа.

4.

Форма

4

1

3

Наблюдение, беседа, игра.

5.

Контраст форм

4

1

3

Наблюдение, беседа.

6.

Итоговое занятие

1

1

-

Выставка, презентация работ.


Содержание программы модуля «Рисунок»

Тема 1. Волшебная линия.

Теория: Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практика: Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Тема 2. Точка.

Теория: Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практика: Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».

Тема 3. Пятно.

Теория: Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практика: Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 4. Форма.

Теория: Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практика: Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».

Тема 5. Контраст форм.

Теория: Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Практика: Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод». Выставка работ.

Тема 6. Итоговое занятие. Выставка всех работ.


Модуль 3. «Декоративное рисование» (32 часа)

Реализация этого модуля направлена на обучение навыкам декоративного рисования. Дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, своей национальности.

Осуществление обучение детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с росписями России и народа своей национальности. Выполняют задания по лепке глиняных игрушек.

Модуль разработан с учетом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретную работу, наиболее интересную и приемлемую для него.

Цель модуля: создание механизма развития, реализации творческих способностей детей, психологических процессов (воображения, восприятия и т.д.) и самовыражения. Воспитание художественного вкуса.

Задачи модуля:

- научить видеть цвет изображаемого предмета во взаимной связи с цветами и оттенками, окружающей среды и других предметов;

- научить начальным сведениям о тоне и о тональных соотношениях, как способе передачи формы орнамента, пространства, чёткости и точности нанесённого рисунка, синхронности.

Форма организации занятия: групповая.

Предметные ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

- правила безопасной работы;

- правила поведения и безопасности в ДДТ и в кабинете.

Уметь:

- содержать своё рабочее место в порядке;

- делать по всем правилам работы, по представлению, по образцу;

- правильно оформлять свои работы;

- владеть знаниями о разновидностях красок;

- правильно и самостоятельно подбирать инструмент для работы.

Обучающийся должен иметь навык:

- навык общения в коллективе;

- правильное развитие начальных механизмов творческого воображения.


Учебно-тематический план модуля «Декоративное рисование»

п\п

Наименование тем

Количество часов

Форма аттестации\контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Симметрия


7

2

5

Наблюдение, беседа, игра.

2.

Стилизация

5

1

4

Наблюдение, беседа.

3.

Декоративные узоры

7

2

5

Наблюдение, беседа.

4.

Орнамент

7

2

5

Наблюдение, беседа.

5.

Сказочная композиция

5

1

4

Наблюдение, беседа, викторина.

6.

Итоговое занятие

1

1

-

Выставка, презентация работ.



Содержание программы модуля «Декоративное рисование»

Тема 1. Симметрия.

Теория: Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:

  • одновременное рисование двумя руками сразу;

  • использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

Практика: Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

Тема 2. Стилизация.

Теория: Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).

Практика: Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».

Тема 3. Декоративные узоры.

Теория: Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».

Тема 4. Орнамент.

Теория: Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практика: Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

Тема 5. Сказочная композиция.

Теория: Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практика: Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка». Выставка работ.

Тема 6. Итоговое занятие. Выставка всех работ.


Модуль 4. «Конструирование из бумаги» (13 часов)

Реализация этого модуля направлена на то, чтобы познакомить детей со свойствами бумаги и ее видами, историей возникновения бумаги. Основами цветоведения. Показать им различные техники работы с бумагой.

Осуществление обучения детей по данному модулю дает им возможность познакомиться с бумагой. Учащиеся самостоятельно изготавливают детали объектов и собирают их.

Модуль разработан с учетом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретную работу, наиболее интересную и приемлемую для него.

Цель модуля: приобщение детей к работе с бумагой через знакомство с различными техниками. Формирование навыков и интереса к занятиям по конструированию из бумаги.

Задачи модуля:

- научить детей работать с бумагой, с рваной, с мятой, правильно подбирать по цветовой гамме;

- научить изготовлению как плоских фигур, так и объёмных, делать изделия из свернутых трубочек, чёткости и точности, правильности выполнения заданий.

Форма организации занятия: групповая.

Предметные ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

- правила безопасной работы;

- правила поведения и безопасности в ДДТ и в кабинете.

Уметь:

- содержать своё рабочее место в порядке;

- делать по всем правилам работы, по представлению, по образцу;

- правильно оформлять свои работы;

- владеть знаниями о разновидностях цветовой гаммы;

- правильно и самостоятельно подбирать инструмент для работы.

Обучающийся должен иметь навык:

- навык общения в коллективе;

- правильное развитие начальных механизмов творческого воображения;


Учебно-тематический план модуля

«Конструирование из бумаги»

п\п

Наименование тем

Количество часов

Форма аттестации\контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Работа с рваной бумагой

4

1

3

Наблюдение, беседа.

2.

Работа с мятой бумагой

4

1

3

Наблюдение, беседа.

3.

Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги)

4

1

3

Наблюдение, беседа, игра.

4.

Итоговое занятие

1

1

-

Выставка, презентация работ


Содержание программы модуля «Конструирование из бумаги»

Тема 1. Работа с рваной бумагой.

Теория: Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.

Практика: Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки».

Тема 2. Работа с мятой бумагой.

Теория: Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.

Практика: Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».

Тема 3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).

Теория: Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).

Практика: Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски». Выставка работ.

Тема 4. Итоговое занятие. Выставка всех работ.


Модуль 5. «Выразительные средства графических материалов»

(18 часов)

Реализация этого модуля направлена на обучение первоначальным правилам графики, приобретение навыков работы графическими средствами.

Осуществление обучения детей по данному модулю дает детям возможность выполнять рисунки, используя разные линии. Позволит запомнить их название. В игровой форме тренировать детей в рисовании простым карандашом. Освоить технику цветных карандашей, восковых мелков, угля и другое.

Модуль разработан с учетом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать конкретную работу, наиболее интересную и приемлемую для него.

Цель модуля: создание условий для формирования интереса общего представления о работе с графическими средствами, овладение базовыми теоретическими понятиями и практическими умениями.

Задачи модуля:

- научить ребят работать разными средствами и инструментами, выдерживая цветовую гамму, все законы рисования;

- научить правильно использовать те или иные материалы для рисования, чёткости и точности, правильности выполнения заданий.

Форма организации занятия: групповая.

Предметные ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

- правила безопасной работы;

- правила поведения и безопасности в ДДТ и в кабинете.

Уметь:

- содержать своё рабочее место в порядке;

- делать по всем правилам работы, по представлению, по образцу;

- правильно оформлять свои работы;

- владеть знаниями о разновидностях цветовой гаммы;

- правильно и самостоятельно подбирать инструмент для работы.

Обучающийся должен иметь навык:

- навык общения в коллективе;

- правильное развитие начальных механизмов творческого воображения;


Учебно-тематический план модуля

«Выразительные средства графических материалов»

п\п

Наименование тем

Количество часов

Форма аттестации\контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Цветные карандаши

4

1

3

Наблюдение, беседа.

2.

Гелевые ручки, тушь

4

1

3

Наблюдение, беседа, игра.

3.

Восковые мелки, фломастеры

4

1

3

Наблюдение, беседа, игра.

4.

Пастель, уголь

4

1

3

Наблюдение, беседа, мастер-класс

5.

Итоговое занятие

2

1

1

Выставка, презентация работ.


Содержание программы модуля «Выразительные средства графических материалов»

Тема 1. Цветные карандаши.

Теория: Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практика: Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».

Тема 2. Гелевые ручки, тушь.

Теория: Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Практика: Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».

Тема 3. Восковые мелки, фломастеры.

Теория: Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).

Практика: Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».

Тема 4. Пастель, уголь.

Теория: Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь). Практика: Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».

Тема 5. Итоговое занятие. Подведение итогов за весь год (анализ достижений). Выставка всех работ. Награждение.


3. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Основным условием для занятий изобразительным искусством является творческая, эмоциональная атмосфера, раскрепощающая детей. Ее созданию способствует поэзия и музыка, искусство и архитектура, любование природой и интерьером. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.

В основе программы лежат три методологических принципа гуманистической педагогики: личностный, диалогический и деятельностный. Постижение новых знаний и умений происходит в условиях взаимодействия с педагогом и с товарищами по творческому объединению. Это взаимодействие строится на принципах, составляющих основу гуманистической парадигмы:

Принцип наглядности. В истинности знаний учащихся убеждаются на практике, то, что они усваивают, должно быть подкреплено зрительным восприятием. Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, содействует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.

Принцип доступности. Доступность обучения определяется возрастными особенностями учащихся и зависит от их индивидуальных особенностей, чем выше уровень умственного развития учащихся и больше имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при получении новых знаний.

Последовательности и системности. В ходе обучения следует излагать учебный материал постепенно от простого к сложному, развивать умения учащихся от наипростейших навыков к более сложным приемам работы.

Принцип сознательности и активности обучающихся. Собственная познавательная активность обучающегося является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность усвоения преподаваемого материала.

Принцип связи теории с практикой. Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой, практика является источником познавательной деятельности и областью приложения результатов обучения.

Принцип все более возрастающей индивидуализации учебнотворческих заданий в течение всего периода обучения. Он означает нахождение учащимися, при соответствующей поддержке педагога, своих собственных индивидуальных путей движения к получению качественного образования. Этот принцип позволяет с максимальной полнотой учесть индивидуальные возможности детей.

Обычно обучение характеризуется так: это передача человеку определенных знаний, умений, навыков. Но знания нельзя просто передать и получить, это может произойти только в результате активной деятельности самого ученика. Французский физик Паскаль подметил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Интегрированность занятий позволяет связать в единое индивидуальное образовательное пространство значительный блок школьных дисциплин, придать им направленность на повышение результативности занятий. Занятия проводятся в форме бесед, рассказа с обязательным показом и отработкой трудовых приемов, образцов, использованием на занятиях: презентаций; мини-сообщений, подготовленных учащимися. Основной формой подведения итогов является выполнение итоговых творческих работ.

Структура типичного занятия:

- организационный момент;

- рассмотрение новой темы или повторение;

- показ готовых изделий-образцов;

- мультимедийные презентации (по необходимости);

- работа с технологическими картами; - самостоятельная работа;

- помощь педагога;

- подведение итогов выполненной работы на занятии.

Для более успешного решения задач обучения используются следующие методы и приёмы:

Общение педагога и обучающихся между собой (диалог между ними, направленный на совместное обсуждение работы).

Частично- поисковый метод (развитие познавательной активности и самостоятельности).

Объяснительно- иллюстративный метод (объяснение теоретического материала с наглядным пособием – готовым изделием).

Анализ работ.

На занятиях обучающиеся получают сведения по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности, необходимые для правильного поведения во время работы.


Материально-техническое обеспечение:

1. Кабинет для занятий с хорошим освещением.

2. Столы, стулья.

3. Классная доска.

4. Ноутбук.

5.Бумага разного формата и цвета.

6.Карандаши.

7.Акварельные краски.

8.Гуашевые краски 12-24 цвета.

9.Палитра.

10. Кисти круглые и плоские разного размера.

11.Карандаши разной твердости, ластики.

12.Гелевые ручки, ватные палочки.

13.Фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши.

14.Пластилин, доски для лепки, стеки.

15.Баночки для воды.

16. Салфетки

17. Зубная щетка, губка, полиэтиленовые пакеты


Воспитательная работа.

Реализация образовательной общеразвивающей программы «Чудеса в рисовании» призвана способствовать решению целого ряда воспитательных задач, изложенных выше. Воспитание является неотъемлемой частью процесса социализации, развитие личности ребенка, воспитание его чувств.

Воспитательный процесс включает в себя основные формы деятельности:

• сотрудничество с родителями;

• проведение бесед, посвященных ЗОЖ, профилактике правонарушений;

• организация игр на переменах;

• участие в выставках и выставках-распродажах;

• участие в делах и мероприятиях дополнительного образования;

• анкетирование, наблюдение, психолого-педагогические тренинги;

• беседы на тему «Нормы поведения», правила поведения на улице с незнакомыми людьми;

• мастер-класс.








4. Список использованной литературы


Для педагога:

1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., Рип-Холдинг, 2016

3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008

4. Бесчастнов Н.П. Живопись. Учебное пособие. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001

5. Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих. М., Издательство «АСТРЕЛЬ», 2002

6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008

7. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. М., Астрель: АСТ, 2006

8. Румянцева Е.А. Весёлые уроки рисования. М., Айрис-пресс, 2018

9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008

10. Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005

11. Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006

12. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007

13. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: АСТ, 2002

14. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002

15. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010


Для воспитанников:

1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

2. Большой самоучитель рисования. М.: Росмэн-пресс, 2005.

3. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

4. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2007.

5. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2012.

6. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

7. СэвиджХаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2013.

10. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2012.


Для родителей:

1. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2012.

2. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2011.

3. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

4. Шорыгина Т.А. Эстетические сказки. Беседы с детьми об искусстве и красоте. - М.: ТЦ Сфера, 2014.