СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ТехноКакТУС»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важными приоритетами государственной политики в сфере образования являются поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодёжи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности. Программа  начального технического моделирования и конструирования «ТехноКакТУС» (как творить, уметь, созидать) - это стартовая площадка для будущих конструкторов, инженеров, изобретателей, людей рабочих профессий, владеющих современной техникой.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ТехноКакТУС»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детства и юношества»



ПРИНЯТА

на заседании методического совета

от «____» _______ 2021

Протокол № _________

УТВЕРЖДАЮ

директор ДДЮ

__________ В.Ю. Лагойда

Приказ № ________

от «____» _________ 2021








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«ТехноКакТУС»

Уровень освоения программы: базовый

Возраст учащихся: 5-15 лет

Срок реализации – 1 год



Автор-составитель:

Волкова Елена Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

















Щучье 2021



СОДЕРЖАНИЕ


ПАСПОРТ программы

3

Раздел 1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цель и задачи программы

7

1.3

1.3.1

1.3.2

Содержание программы

Учебно-тематический план

Содержание учебно-тематического плана

7

7

12

1.4

Планируемые результаты

14

Раздел 2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


16

2.1

Условия реализации программы

16

2.2

Формы итоговой/промежуточной аттестаций/контроль

16

2.3

Оценочные материалы

17

2.4

Методическое обеспечение программы

20

2.5

Календарный учебный график

24

2.5.1

Календарный учебный план

25

2.6

2.6.1

2.6.2

2.6.3

Список литературы и источников

Литература для педагога

Литература для учащихся

Электронные образовательные ресурсы


30

30

30

31













Паспорт программы

Ф.И.О. автора- составителя

Волкова Елена Геннадьевна

Учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детства и юношества»


Наименование программы

«ТехноКакТУС» (как творить, уметь, созидать)

Объединение

«ТехноКакТУС»

Тип программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Направленность

Техническая

Образовательная область

Техническое конструирование и моделирование

Вид программы

Модифицированная

Возраст учащихся

5-15 лет

Срок обучения

1 год

Объем часов

144 часа

Уровень освоения программы

общекультурный (базовый)

Цель программы

Приобщение детей к техническому творчеству, формирование системы знаний в области начального технического моделирования и конструирования, ранняя профориентация.

С какого года реализуется программа

2019 г.










Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка

Важными приоритетами государственной политики в сфере образования являются поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодёжи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности. Программа начального технического моделирования и конструирования «ТехноКакТУС» (как творить, уметь, созидать) - это стартовая площадка для будущих конструкторов, инженеров, изобретателей, людей рабочих профессий, владеющих современной техникой.

Прилавки магазинов пестрят обилием самых разнообразных игрушек: от кубиков и конструкторов из дерева, пластика и металла до заводных автомобилей и трансформеров. Тем не менее, некоторые дети отдают предпочтение простым самоделкам, которые в процессе игры можно изменить, дополнить деталями, внести что-то своё в их конструкцию. Это их первые шаги в мире технического творчества.

Программа «ТехноКакТУС» актуальна тем, что раскрывает для обучающегося мир технического конструирования и начального технического моделирования. Программа построена так, что обучающиеся, преодолевая одно затруднение за другим, переходят от одного успеха к другому, в результате чего у них формируется опыт творческого дела, что играет важную роль в развитии личности в процессе технического творчества.

Новизна заключается в том, что настоящая программа отвечает требованиям Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, откуда следует, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость. Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.

Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные, уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей.

Начальный уровень предполагает обеспечение учащихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, приобретение умений и навыков по освоению работы с бумагой и картоном, природным материалом, инструментами при изготовлении простейших изделий. Базовый уровень предполагает углубленное изучение техники конструирования и моделирования, освоение работы с разными материалами, инструментами при изготовлении более сложных технических изделий и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий, умение самостоятельно подбирать для выполнения работы чертежи, схемы.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы «ТехноКакТУС» заключается в том, что занятия в объединении технического творчества – это та среда, где раскрывается талант и дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой личности. Занимаясь техническим творчеством, подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая модель самолета, корабля или ракеты, ребенок превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится.

Адресат программы. Комплектация состава объединения возможна из числа учащихся 5 – 15 лет, состав групп – разновозрастной. Наличие в одной группе детей не только разного возраста, но и разного уровня подготовки определяет выбор дифференцированного подхода и использование на занятиях не только групповой, но и микрогрупповой работы, различных форм индивидуального сопровождения и взаимообучения. При такой организации учебно-воспитательного процесса новый материал всем учащимся дается на одну тему, которая предполагает разный характер заданий для каждого возраста и уровня учащихся. Рекомендуемый состав группы – от 12 до 15 человек. При наборе принимаются все желающие, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья.

Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год – 144 часа: 2 занятия в неделю по 2 академических часа.

Формы обучения: очно-заочная, с применением дистанционных технологий. В организации образовательного процесса предусматриваются различные формы проведения занятий, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой. На занятиях используются следующие формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в подгруппах, микрогруппах.

Формы проведения дистанционных занятий.

1.Веб-занятия. Занятия организовываются с использованием сети Интернет. Реализуются в форме вебинаров, дистанционных лекций на платформе ZOOM. Педагог принимает непосредственное участие в учебном процессе, предполагается двустороннее общение в режиме онлайн.

2. Чат - занятия. Занятия предполагает контакт с помощью голосовой или видио-связи с помощью использование мессенжеров в Viber, WhatsApp или через социальные сети «вконтакте». В данной форме общения ведется диалог между педагогом и учениками непосредственно «здесь и сейчас».

3. Мастер-класс, видеозапись. Педагог отправляет обучающимся по электронной почте или в группу ВК мастер-класс, видеозапись либо ссылки на них. Как вариант, возможно организация единой электронной почты, которая заводится на группу и служит каналом связи между педагогами, родителями и обучающимися. Пароль и логин доступны каждому родителю и администратору группы. На связанный с электронной почтой диск, каждую неделю вносятся ряд образовательных контентов (материалы, задания, рекомендации и прочее). Материалы размещенные на диске доступны для просмотра и скачивания.

Особенностью организации образовательного процесса является то, что занятия строятся на идеях развивающего обучения: если учащийся выполняет задание с дозированной помощью педагога или товарищей (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, обучающийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. При разноуровневом обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития специальных умений и умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более «сильным» детям будет интересна сложная конструкция (с применением наиболее сложных материалов), менее подготовленным можно предложить работу проще по той же тематике (с применением простых материалов, типа бумаги). При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы:

• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;

• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;

• принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение модулей программы;

• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;

• принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.










1.2.Цель и задачи программы

Цель программы: приобщение детей к техническому творчеству, формирование системы знаний в области начального технического моделирования и конструирования, ранняя профориентация. Задачи:

Обучающие:

- обучить приемам работы с инструментами, умению читать простейшие схемы и чертежи;

- обучить приемам и технологиям изготовления несложных моделей из различных материалов;

- обучить технологии создания творческих проектов;

- расширить представление о профессиях технической направленности.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные качества через коллективную творческую деятельность, реализацию коллективных проектов.

- формировать адекватную самооценку через проявление себя в выставках, конкурсах, мероприятиях, подведении итогов деятельности.

- формировать устойчивый интерес к выбранному виду деятельности.

Развивающие:

- содействовать интеллектуальному и духовному развитию личности учащихся;

-развивать основы технического и образного мышления, творческую инициативу, конструкторские способности, навыки самоконтроля.



    1. Содержание программы


1.3.1 Учебно-тематический план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

Информационно – мотивационный блок -2 часа

I.

Вводное занятие. Знакомство с направлениями работы объединения. Техника безопасности.

2

1

1

Беседа. Наблюдение.


Технологический блок – 92 часа

II.


Модуль 1. Конструирование и моделирование из природного материала

20


2


18


Беседа. Наблюдение.

1.

Знакомство с терминологией: гербарий, композиция, композиционный центр и др. Знакомство с технологией сбора, сушки и подготовки природного материала к работе.

2

1

1

Беседа. Наблюдение.

2.

Использование природного материала (ореховая скорлупа, желуди, шишки, крылатки ясеня и клена) для изготовления игрушек.

6

1

5

Беседа. Наблюдение.

2.1

Моделирование различных композиций из засушенных трав, цветов, веток, листьев.

6

0

6

Опрос, наблюдение, самоконтроль.


Конструирование из шишек, желудей, скорлупы грецких орехов и т.д. Мини – проекты: «Яхта», «Крокодил», «Гномики», «Сова», «Лиса», «Ежик».

6

0

6

Опрос, наблюдение, мини-выставка

III.

Модуль 2. Конструирование и моделирование из бумаги и картона.

30

6

24

Наблюдение педагогом, мини-выставка.



Из истории возникновения бумаги, картона, фольги. Знакомство с их свойствами и видами. Техника безопасности при работе с бумагой.


2

1

1

Опрос, наблюдение

2.4

Аппликация, мозаика, коллаж. И др. Изучение различных техник работы с бумагой, картоном, салфеткой, фольгой.


6

1

5

Опрос

2.5

Конструирование из готовых форм (спичечные коробки, картонные упаковки и т. д).

6

1

5

Опрос

2.6

Знакомство с шаблонами. Изготовление технических моделей с помощью шаблонов.

8

2

6

Беседа, наблюдение педагогом, мини-выставка.


Изготовление моделей, поделок из бумаги, картона и фольги в различных техниках плоскостного и объемного моделирования. Мини – проекты: «Елочные игрушки», «Открытки», «Карандашницы», «Лодка», «Дом», «Ракеты», «Автотранспорт».

8

1

7

Опрос, наблюдение

IV.


Модуль3.

Конструирование и моделирование из пластика (бросового материала)

20

3

17


3.1

Из истории возникновения полимерных материалов. Их применение в быту. Особенности технологии работы с синтетическим и полимерным материалом. Техника безопасности.

2

1

1

Опрос, наблюдение


3.2

Изготовление игрушек – сувениров из пластикового бросового материала. Мини – проекты: «Медвежонок», «Котенок», «Матрешка», «Цветы» и т.д.

12

1

11

Опрос, наблюдение, самоконтроль

3.3

Конструирование с применением проволочного каркаса: лошадка, жираф, собачка, котенок.

6

1

5

Опрос, наблюдение


V

Модуль 4. Конструирование и моделирование из готовых деталей конструктора.


22

2

20

Наблюдение, самоконтроль



Работа с набором «Конструктор». Металлические детали. Способы соединения деталей. Инструменты, используемые для выполнения соединения. Создание моделей по образцу. Безопасность при работе.

12

1

11



«Наборы «ЛЕГО». Способы соединения деталей. Сборка простейших узлов, несложных моделей. Изготовление поделок по схемам Изготовление модели по собственному замыслу.

10

1

9

Опрос, наблюдение

Проверочно – результативный блок -14 часов


3.8

Творческая работа по каждому модулю

12

1

11

Мини-выставка, наблюдение, самоанализ, взаимоанализ достижений


Итоговая аттестация. Выставка-защита творческих работ

2

0

2

Выставка, самоанализ, взаимоанализ достижений

Организационно – воспитательный блок- 36 часов

VI.

Изготовление сувениров к праздникам

18

0

18

Выставка, самоанализ,


Организация и проведение праздников

10

10

0

Выставка, самоанализ,


Экскурсии, посещение выставок

6

6

0

Наблюдение, самоконтроль


Итоговое занятие

2

2

0



Итого:

144

32

112




1.3.2 Содержание учебно-тематического плана


Информационно-мотивационный блок – 2 часа


I.Вводное занятие – 2час.

1.Теория (1час):

Инструктаж по технике безопасности. Режим занятий. Знакомство с направлениями работы объединения и планом работы.

Практика (1 час):

Игра - знакомство «Расскажи о себе».

Материалы: выставка готовых работ, спица, клей, бумага, ручки, тетради.

Формы контроля: Беседа, наблюдение.

Технологический блок – 92 час.


II. Модуль 1.

2. Конструирование и моделирование из природного материала - 20 часов.

Теория (2 часа): Знакомство с терминологией: гербарий, композиция, композиционный центр и др. Знакомство с технологией сбора, сушки и подготовки природного материала к работе. Техника безопасности при работе с природными материалами.

Практика (18 часов): Проведение экскурсии в парк с целью сбора природных материалов. Использование природного материала (ореховая скорлупа, желуди, шишки, крылатки ясеня и клена) для изготовления технических игрушек. Моделирование различных композиций из засушенных трав, цветов, веток, листьев. Конструирование из шишек, желудей, скорлупы грецких орехов и т.д. Мини – проекты: «Яхта», «Крокодил», «Гномики», «Сова», «Лиса», «Ежик» и др.

Творческая работа по Модулю Конструирование и моделирование из природного материала – 3 часа.

Воспитательная работа: Беседа «Поведение на природе», тестирование. Первоначальная диагностика практических и организационных навыков и личностных качеств обучающихся методом наблюдения.


III. Модуль 2.

3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона.(30 часов).

Теория (6 часов): Беседа об истории возникновения бумаги, картона, фольги. Знакомство с их свойствами и видами. Знакомство с терминологией: аппликация, мозаика, коллаж, оригами и др. Изучение различных техник работы с бумагой, картоном, салфеткой, фольгой: клеевых и бесклеевых, плоскостных и объемных и др. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с бумагой.

«Виды бумаги», «Шаблоны», «Декупаж», презентация «Поделки из бумаги». Конструирование из готовых форм (спичечные коробки, картонные упаковки). Знакомство с шаблонами. Общее понятие о транспорте, его видах и значении. Автотранспорт и его значение в хозяйстве и жизни человека. Классификация транспорта. Виды самолётов, их название и назначение. Основные части самолётов, их название и назначение.

Практика (24 часа): Игрушки из скрученных полосок, газетных трубочек. Бумажные вертушки. Изготовление технических моделей с помощью шаблонов. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Создание художественных образов. Изготовление моделей, поделок из бумаги, картона и фольги в различных техниках плоскостного и объемного моделирования. Мини – проекты: «Елочные игрушки», «Открытки», «Карандашницы», «Лодка», «Дом», «Ракеты», «Автотранспорт».

Творческая работа по Модулю Конструирование и моделирование из бумаги и картона – 3 часа.

Воспитательная работа: вызвать желание у детей быть самостоятельными, стимулировать стремление к самостоятельному выполнению различных дел.



IV. Модуль 3.

4. Конструирование и моделирование из пластика (бросового материала)- 20 часов.

Теория (2 часа): Интересные факты из истории возникновения полимерных материалов и их применение в быту. Особенности технологии работы с синтетическим и полимерным материалом. Знакомство с терминологией: пластик, полимер, пластмасса и др. Использование инструментов при обработке потолочной плитки.

Практика (20 часов): Изготовление игрушек – сувениров из пластикового бросового материала. Мини – проекты: «Медвежонок», «Котенок», «Матрешка», «Цветы» и т.д. Конструирование с применением проволочного каркаса: лошадка, жираф, собачка, котенок, мышь.

Творческая работа по Модулю Конструирование и моделирование пластика (бросового материала) – 3 часа.

Воспитательная работа: Беседа «Незнайка на улице», «Правила беседы и культура речи», тестирование.


V. Модуль 4.

5. Конструирование и моделирование из готовых деталей конструктора - 22 часа.

Теория (2 часа): «Наборы «Конструктор». Познакомиться с наборами готовых деталей «Конструктор». Наборы металлических деталей. Способы соединения деталей: гайка – винт. Инструменты, используемые для выполнения соединения: отвертка – гаечный ключ. Создание моделей по образцу. «Наборы «ЛЕГО». Наборы пластиковых деталей. Способы соединения деталей. Безопасность при работе.

Практика (20 часов): сборка простейших узлов, несложных моделей. Изготовление поделок по схемам «Конструктора». Изготовление модели по собственному замыслу.

Воспитательная работа: Беседа «Телефонный разговор», тестирование. «По дорогам сказки»

Творческая работа по Модулю Конструирование и моделирование из готовых деталей конструктора – 3 часа.


Проверочно-результативный блок – 14 ч.


6. Творческая работа по каждому модулю – 12 ч.

7. Итоговая аттестация. Выставка-защита творческих работ - 2 часа.


Организационно – воспитательный блок- 36 часов.


8.Изготовление сувениров к праздникам -18 часов.

9. Организация и проведение праздников-10 часов. «День матери», 23 февраля, 8 марта, День космонавтики, 9 мая и др.

10. Экскурсии, посещение выставок - 6 часов. Экскурсии в музей, библиотеку

11. Итоговое занятие - 2 часа. Подведение итогов работы объединения за прошедший учебный год, рефлексия. Беседа о профессиях технической направленности.

    1. Планируемые результаты

К концу первого года обучения

Образовательные результаты: (предметные)

Знания

Умения

Компетенции (навыки)

  • Названий, свойств и назначения инструментов.

  • правил техники безопасности при работе с различными инструментами

  • свойств бумаги, картона и других используемых в творчестве материалов и правил работы с ними

  • ключевых графических понятий, геометрических фигур

  • приемов и технологий изготовления несложных моделей из различных материалов

  • технологии создания творческих проектов

  • иметь представление о профессиях технической направленности.



  • работать с различными инструментами

  • читать простейшие схемы и чертежи;

  • выполнять разметку деталей по шаблону, трафарету

  • осуществлять последовательную сборку простейших моделей из отдельных деталей

  • изготавливать модель по готовому образцу

  • организовать рабочее место и соблюдать порядок на нем во время работы

  • бережно относиться к инструментам и материалам

  • соблюдать правила безопасности труда

  • контролировать правильность выполнения работы

  • слушать и слышать собеседника

  • использовать полученную информацию при планировании

  • пользоваться справочной литературой

  • работать в группах

  • контролировать и оценивать свою деятельность

  • публично представлять, презентовать результаты своего труда


Личностные результаты

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов

  • уважительно относиться к чужому мнению

  • чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности

  • самостоятельная и личная ответственность за свои поступки

  • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в творческой деятельности

  • мотивация к творческой деятельности, работа на результат

  • обеспечения безопасности труда

  • умение организовывать индивидуальную и трудовую деятельность

Метапредметные результаты

  • способность определять и формулировать цель деятельности, выявлять и формулировать учебную проблему совместно с педагогом

  • готовность слушать собеседника и высказывать свое мнение

  • умение предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделия

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручных инструментов

  • работать по составленному совместно с педагогом плану, используя инструкционные карты, схемы, рисунки

  • сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы по их общему признаку






Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ



2.1 Условия реализации программы


Для проведения занятий необходимо иметь следующие материалы и оборудование:

Карандаши простые, краски акварельные, гуашь, клей ПВА, альбомы, цветную бумагу, белый и цветной картон, гофрокартон, пластилин, набор «Конструктор», конструктор Лего, копировальную бумагу, салфетки, гофрированную бумагу, кисточки, грамоты, кусачки, шило, молоток, линейки, проволока, вата, картон, лак, природный, бросовый материал.

Занятия объединения по программе «ТехноКакТУС» проводятся в отдельном кабинете, в котором имеется мебель, образцы разных поделок, моделей, сувениров, панно.

2.2 Формы итоговой /промежуточной / аттестации



Контроль

Форма проведения контроля

Сроки

1

Вводный

  • собеседование

  • наблюдение

сентябрь

2

Промежуточный

  • опрос

  • наблюдение

  • выставка

  • контрольное занятие, задание

в течение учебного года

3

Итоговый

  • выставка

май

















2.3 Оценочные материалы

Диагностическая карта

«Теоретическая, практическая подготовка обучающихся по образовательной программе «ТехноКакТУС»

Группа

дата ______

Критерии



ФИ ребенка

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Итого

Уровень

знания

умения

навыки


Знание названий, свойств и назначения инструментов.


Знание свойств бумаги, картона и других используемых в творчестве материалов и правил работы с ними


Знание ключевых графических понятий, геометрических фигур


Знание приемов и технологий изготовления несложных моделей из различных материалов


Уметь осуществлять последовательную сборку простейших моделей из отдельных деталей


Уметь изготавливать модель по готовому образцу


Уметь выполнять разметку деталей по шаблону, трафарету


Работать с различными инструментами


Читать простейшие схемы и чертежи

Бережно относиться к инструментам и материалам




























































1

Итого











Диагностическая карта

«Общеучебные умения и навыки обучающихся по образовательной программе «ТехноКакТУС»

Дата проведения ___________

Критерии



ФИ ребенка

Учебно-интеллектуальные умения и навыки

Коммуникативные умения и навыки

Организационные умения и навыки

Итого

Уровень

Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Умение писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования

Умение слышать и слушать педагога

Умение выступать перед аудиторией

Умение работать в группе, вести дискуссии

Умение организовать свое рабочее место

Умение аккуратно выполнять работу

Соблюдение правил ТБ
























































































































Результаты: высокий - 5 выше среднего - 4 средний - 3 ниже среднего - 2 низкий- 1







2.4. Методическое обеспечение программы

«ТехноКакТУС»

В процессе реализации программы, воспитательно-образовательной работы с детьми планируется использование педагогических технологий: личностно-ориентированной, здоровьесберегающей, проектной, технологии коллективного творчества и других, которые будут способствовать лучшему освоению материала программы. Реализация технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения планируется через участие в выставках, конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, занятиях, развитие фантазии, воображения. Обучающиеся научатся выражать свои мысли и идеи в изготовлении изделий, доводить начатое дело до конца, реализовывать себя в творчестве, смогут воплотить свои фантазии и идеи в изделии. Реализация технологии коллективного творчества планируется через обучение и общение в группах, учащиеся научатся работать в группе, будут видеть, и уважать свой труд и труд своих сверстников, научатся давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других воспитанников. Здоровьесберегающие технологии реализуются через проведение физкультминуток и релаксирующих пауз, учащиеся научатся управлять своим самочувствием и заботиться о своем здоровье. Использование технологии проектной деятельности пройдет через планирование и организацию изготовления изделия, контроля трудовой деятельности, поиска путей решения поставленной задачи, работу с технологическими картами, схемами повышенной сложности, анализ задания.

Техническое моделирование и прикладное творчество оказывает большое влияние на развитие личности. Работа над изделиями и моделями способствует развитию точности восприятия, наблюдательности, мелкой моторики пальцев рук. Изготовление моделей и конструкций активизирует мышление ребенка. Ведь при постройке моделей необходимо решать ряд практических задач, а это требует сообразительности и смекалки. Удачное решение сложных для ребят технических задач, вызывает у них чувство радости, добавляет уверенности в своих силах. Первые успехи вызывают желание изготовливать новые, более сложные модели, способствуют воспитанию трудолюбия.

Важнейшее требование к занятиям по техническому моделированию и конструированию – дифференцированный подход к воспитанникам с учетом их здоровья, творческих и умственных способностей. При объяснении теории используются наглядные материалы (готовые модели, макеты, иллюстрации, технологические карты и т.д.). Это помогает активизировать у детей дополнительные чувственные анализаторы. При выполнении некоторых заданий используется метод деловых игр. Дети в играх конструируют свой собственный мир, проявляя бурную фантазию. В деловых имитационных играх имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия и т. п. При такой групповой работе, в которой педагог выступает в роли консультанта, коллективные действия, постепенно, способствуют индивидуальному решению учебной задачи.

Методика развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу, как для педагога, так и для обучающегося. При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но и учатся, прежде всего, способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.

Для сильных учеников используется технология проблемного обучения, проектная деятельность. При этом педагог ставит конкретное практическое задание, соответствующее интеллектуальным возможностям воспитанников, а воспитанник сам (с помощью технологических таблиц, схем) или под руководством педагога находит решение и выполняет задание. В процессе такого обучения воспитанники учатся мыслить логически, творчески, они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах. Педагог оказывает педагогическую поддержку развития личности ребенка. Даже к самым слабым ребятам отношение на занятии спокойное и доброжелательное. Учитываются индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов и приемов работы.

На занятии ребенок имеет возможность делать выбор приложения своего мастерства, решает сам, какую модель будет делать, высказывает свою точку зрения о приемах работы. Ребенка сравнивают с самим собой, а не с другими ребятами. У ребенка создается субъективное переживание успеха. Смена деятельности позволяет ребенку не только стать активным участником образовательного процесса, но и развивает самостоятельность в принятии решения. Все дети нуждаются в стимулировании, поэтому, любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методом поощрения. Вся учебная деятельность нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Девиз занятий: «Ты все можешь!». Вместе с тем, требования к тому, чтобы ребенок доводил свою работу до конца, чтобы качество изделия было высоким, чтобы воспитанник преодолевал трудности, помогают воспитывать у него силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, терпение, ответственность за порученное дело.

Формы подведения итогов осуществляется через наблюдение педагогом, бесед, итогового занятия по каждому разделу программы, коллективный анализ выставочных работ, самоанализ, организации выставок, участие в конкурсах.




пп/п

Современные образовательные технологии и методики, использованные при работе с детьми.

Цель использования технологий и ( или) методик

Результат использования технологий и ( или) методик

1

Информационно-коммуникационные технологии


Повышение качества знаний, формирование и развитие информационной и коммуникативной компетенции, к мотивации изучению нового.


Разработка учащимися презентаций по темам: «Моя выставка работ», «Наземный транспорт», «Воздушный транспорт», «Водный транспорт», и др.

Использование сайтов по техническому творчеству, декоративно - прикладному творчеству при изучении тем вариативных модулей программы

Подборка материалов на электронном носителе.


2

Технология личностно-ориентированного обучения

Создание условий для самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и других, необходимых механизмов для становления самостоятельной творческой личности ребенка, развитие творческих способностей.

Успешное участие учащихся в конкурсах, выставках.


3

Здоровьесберегаю-щие технологии

Снижение утомляемости

учащихся, профилактика

заболеваний опорно – двигательной системы и

органов зрения.

Разработка комплекса

упражнений по профилактике

гиподинамии и нарушений

зрения. «Упражнения,

снимающие напряжение

глаз», комплекс упражнений

«Физкультминутка»,

«Пальчиковые игры», игры для динамической паузы.

4

Метод

проектирования


Создание условий для

развития личности ребёнка, его способности ставить перед собой цель

добиваться результата.

Разработка индивидуальных и групповых проектов

учащихся («Путешествие в мир техники», «Мой любимый сказочный герой», «Подарочный сувенир», «Вторая жизнь вещей».

5

Метод

образовательного

путешествия

Формирование образовательных инициатив

учащихся, расширение

спектра образовательных

возможностей.

Реализация индивидуальных и

групповых путешествий:

«Моделирование самолета», «Сувенир», «Мой любимый

транспорт», «Мир

развивающих игрушек»,

«Квиллинг» и др.

Занятия проводятся в следующих формах:

практическое занятие;

занятие с творческим заданием;

игра - путешествие;

занятие-мастерская;

конкурс;

выставка;

праздник;

экскурсия.

В технической творческой деятельности обучающимися выполняется работа по образцу (с творческим переосмыслением), видео (мастер-классу), шаблону, по памяти, техническому рисунку, простейшему чертежу или собственному замыслу.

Используются методы:

- словесные: объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, дискуссия, диалог;

-наглядно-демонстрационные: показ, демонстрация образцов, иллюстраций, рисунков, фотографий, таблиц, схем, чертежей, моделей, предметов видео (мастер-классов);

-практические: практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа (творческие задания, эскизы, проекты);

- метод игры: ролевые, развивающие, викторины, кроссворды, загадки, ребусы;

- метод диагностики: комплекс упражнений на развитие воображения, фантазии, задачи на плоскостное конструирование, творческие задания на рационально – логическое мышление, тесты;

- методы стимулирования поведения и выполнения работы: похвала, поощрение;

- метод оценки: анализ, самооценка, взаимооценка, взаимоконтроль;

- метод проектный.

Работа с родителями воспитанников. Эффективно решить учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года родители знакомятся с содержанием образовательной программы, обсуждаются материально-технические условия её реализации. При организации учебного процесса учитываются интересы, увлечения ребенка, его физические возможности и состояние здоровья. Программа предусматривает совместные наблюдения за деятельностью ребенка во время занятия, обсуждения с педагогом впечатлений помогают родителям видеть не только возможности ребенка, но и перспективы его развития. Основными формами работы с родителями являются индивидуальные формы: консультации для родителей, беседы с родителями; групповые формы: групповые совместные экскурсии, открытые занятия; массовые формы: родительские собрания, традиционные праздники, творческие отчеты. Кроме названных форм работы с семьей, используются такие формы, как вручение благодарственных писем родителям, открытые занятия для родителей, педагогическое просвещение и повышение педагогической культуры родителей. Что способствует не только совершенствованию семейного воспитания, но и влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, повышает уровень положительного отношения и доверия к педагогу. Большое внимание в данной программе уделено тематическим беседам по этическим и эстетическим нормам воспитания, культуре поведения. Подобрана тематика бесед, набор тестов для усвоения и закрепления.

Для каждого уровня освоения программы характерными методами являются:


  • Для стартового уровня: объяснительно-иллюстративные методы обучения. При использовании такого метода обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.


  • Для базового уровня: репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.


    1. Календарный учебный график


Этапы образовательного
процесса

1 год
144 часа

Всего часов по
программе

теория

практика



32

112

Продолжительность
учебного года

36 недель

Начало учебного года

15 сентября 2021 г

1 полугодие

15.09.2021-31 12.2021 г.

Промежуточная
аттестация

Декабрь 2021

2 полугодие

10.01.2022 – 25.05.2022

Итоговая аттестация

Май 2022 г.





2.5.1. Календарный учебный план





Даты проведения

Количество часов

Тема занятия

Форма занятия

Формы аттестации / контроля

1

сентябрь

2

Вводное занятие. Знакомство с направлениями работы объединения. Техника безопасности.

Беседа.

Наблюдение.

Модуль 1. Конструирование и моделирование из природного материала

2

Сентябрь

2

Знакомство с терминологией: гербарий, композиция, композиционный центр и др. Знакомство с технологией сбора, сушки и подготовки природного материала к работе.

Беседа, практика.

Опрос.


3

Сентябрь

2

Экскурсия в пришкольный парк. Инструктаж по ТБ «Поведение на природе».

Экскурсия, практика

Наблюдение,

4-6

Сентябрь

6

Использование природного материала (ореховая скорлупа, желуди, шишки, крылатки ясеня и клена) для изготовления игрушек.

Беседа, практика

Опрос, наблюдение, самоконтроль.

7-9

Октябрь

6

Моделирование различных композиций из засушенных трав, цветов, веток, листьев.

Мастер-класс, практика

Опрос, наблюдение

10-12

Октябрь

6

Конструирование из шишек, желудей, скорлупы грецких орехов и т.д. Мини – проекты: «Яхта», «Крокодил», «Гномики», «Сова», «Лиса», «Ежик».

Мастер-класс, практика

Наблюдение педагогом, мини-выставка.


13

Октябрь

2

Итоговая творческая работа по теме «Конструирование и моделирование из природного материала» (по выбору).

Мастер-класс, практика

Наблюдение педагогом, мини-выставка.


Модуль 2. Конструирование и моделирование из бумаги и картона.

14

Октябрь

2

Из истории возникновения бумаги, картона, фольги. Знакомство с их свойствами и видами. Техника безопасности при работе с бумагой.


Мастер-класс, практика

Наблюдение педагогом,.


15-17

ноябрь

6

Аппликация, мозаика, коллаж. И др. Изучение различных техник работы с бумагой, картоном, салфеткой, фольгой.


Мастер-класс, беседа, практика

Опрос, наблюдение педагогом, мини-выставка.

18-20

Ноябрь

6

Конструирование из готовых форм (спичечные коробки, картонные упаковки и т. д).

Лекция, практическая работа

Опрос, наблюдение


21

Ноябрь

2

Изготовление подарков ко Дню матери

практическая работа

наблюдение, самоконтроль

22

Ноябрь

2

Праздничное мероприятие, посвященное Дню матери


Мини-выставка,

самоанализ, взаимоанализ

23-26

декабрь

8

Знакомство с шаблонами. Изготовление технических моделей с помощью шаблонов.

практическая работа

Опрос, наблюдение, самоконтроль

27

декабрь

2

Изготовление новогодних сувениров и Рождественских подарков.


практическая работа

Мини-выставка, наблюдение

28

Декабрь

2

Новогоднее мероприятие

Игровая программа

Мини-выставка, наблюдение

29-32

Декабрь

январь

8

Изготовление моделей, поделок из бумаги, картона и фольги в различных техниках плоскостного и объемного моделирования. Мини – проекты: «Елочные игрушки», «Открытки», «Карандашницы», «Лодка», «Дом», «Ракеты», «Автотранспорт» и др..

Мастер-класс, беседа, практика

Опрос, наблюдение


33

Январь

2

Рождественские посиделки посиделки


Мастер-класс, беседа, практика

Мини-выставка, наблюдение,

Самоанализ, взаимоанализ

34

Январь

2

Итоговая творческая работа по теме «Конструирование и моделирование из бумаги и картона».

практика

Беседа, опрос, мини-выставка.


Модуль3.

Конструирование и моделирование из пластика (бросового материала)

35

Февраль

2

Из истории возникновения полимерных материалов. Их применение в быту. Особенности технологии работы с синтетическим и полимерным материалом. Техника безопасности.

Мастер-класс, беседа, практика

Наблюдение педагогом, опрос


36-41

Февраль

12

Изготовление игрушек – сувениров из пластикового бросового материала. Мини – проекты: «Медвежонок», «Котенок», «Матрешка», «Цветы» и т.д.

Мастер-класс, беседа, практика

Опрос, наблюдение, самоконтроль

42

Февраль

2

Изготовление «валентинки» на День Святого Валентина

Мастер-класс, беседа, практика

Мини-выставка, наблюдение

43

март

2

Изготовление подарков и сувениров к 23 февраля

Мастер-класс, беседа, практика

Мини-выставка, наблюдение

44-45

Март

4

Конструирование с применением проволочного каркаса: лошадка, жираф, собачка, котенок.

Мастер-класс, беседа, практика

Мини-выставка, наблюдение

46-47

Март

4

Изготовление подарков и сувениров к 8 Марта

Мастер-класс, беседа, практика

Мини-выставка, наблюдение

48

Март

2

Конструирование с применением проволочного каркаса: лошадка, жираф, собачка, котенок.

практика

Мини-выставка, наблюдение

49

Март

2

Итоговая творческая работа по теме «Конструирование и моделирование из пластика» (бросового материала)

практика

Мини-выставка, наблюдение,

Самоанализ, взаимоанализ

Модуль 4. Конструирование и моделирование из готовых деталей конструктора.


50-55

Март

апрель

12

Работа с набором «Конструктор». Металлические детали. Способы соединения деталей. Инструменты, используемые для выполнения соединения. Создание моделей по образцу. Безопасность при работе.

Беседа, практика,

Выставка, беседа, самоанализ, взаимоанализ достижений

56

Апрель

2

Изготовление модели ко Дню космонавтики

Беседа, практика

Выставка, беседа, самоанализ, взаимоанализ достижений

57

Апрель

2

Экскурсия в библиотеку

Беседа, экскурсия

Беседа, наблюдение

58-62

Апрель

май

10

«Наборы «ЛЕГО». Способы соединения деталей. Сборка простейших узлов, несложных моделей. Изготовление поделок по схемам Изготовление модели по собственному замыслу.


Беседа, практика

Беседа, наблюдение

63

Май

2

Мастер-класс Открытка «Солдатский треугольник»

практика

Мини-выставка, наблюдение,

Самоанализ, взаимоанализ

64

Май

2

Праздник, посвященный Дню Победы

Беседа

Наблюдение

65

Май

2

Итоговая творческая работа по теме «Конструирование и моделирование из готовых деталей конструктора»

практика

Мини-выставка, наблюдение,

Самоанализ, взаимоанализ

66-67

Май

4

Подготовка к итоговой аттестации

практика

Наблюдение, самоанализ

68

Май

2

Итоговая аттестация. Выставка-защита творческих работ.

Презентация работ

Наблюдение, самоанализ, выставка-защита

69

Май

2

Посещение выставки детского творчества в ДДЮ

экскурсия

Наблюдение

70

Май

2

Итоговое занятие


Подведение итогов, «круглый стол»

Наблюдение, самоанализ

72

Май

2

Праздник окончания учебного года


Наблюдение, самоанализ













2.6 Список литературы и источников

2.6.1 Литература для педагога

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Игрушки из бумаги – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003 г.

  2. Барта Ч., 200 моделей для умелых рук. - СПб.: «Сфинкс» СПб. – 1997 г.

  3. Гальянц Э.К., Базин И.Я., Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991 г

  4. Докучаева Н., Игрушки из бумаги и картона, СПб.: «Кристалл»; «Валери» СПб.- 1997 г.

  5. Журнал для родителей и педагогов «Детский досуг», № 2,2006; №4,2005

  6. Зенкина С.А. Мониторинг результатов по дополнительной образовательной программе. Социальная сеть работников образования, nsportal.ru, URL: http://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2013/08/22/monitoring-rezultatov-obucheniya-po-dopolnitelnoy.

  7. Игрушки из бумаги, Сборник. - СПб.: «Кристалл»; «Дельта» СПб.- 1996 г

  8. Ковалева Т. М., Долгова, Л. М. Концепция школы «Эврика- развитие» как школы индивидуально ориентированного образования» [Текст] // Управление школой индивидуального образования. – Томск, 2002.

  9. Копцев В.П., Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001 г.

  10. Конышева Н.М., Чудесная мастерская – Изд-во «Ассоциация ХХ! век» - 2003

  11. Молотобарова О.С., Кружек изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 1983 г.

  12. Столярова С.В., Модели кораблей из бумаги. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004 г.

  13. Уваров С.Н., Кунина М.В. Основы творческо-конструкторской деятельности. – М.: Академический проект, 2005

  14. Черныш И.В., Поделки из природных материалов. – М.: АСТ-Пресс, 2000 г.

2.6.2 Литература для учащихся

  1. Альбом-самоделка «Игрушки», Ростов н/Дону: Изд-во «Малыш», 1987

  2. Журналы «Коллекция идей».

  3. Журналы для детей «Лола», Вильнюс: Лама, Тверь: СП Новинтех-Пресс, 1993 г.

4. Научно-познавательная литература, Делай и играй. – Тверь: Изд-во «Росмен», 1995 г.

5. Романовская А.Л., Чезлов Е.М., Забавные поделки, крупные и мелкие. – Мн.: ООО «Харвест», 2005 г.

6. Серия «Поделки своими руками»:

- Перевертень Г.И., Поделки из ракушек, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004 г.

- Перевертень Г.И., Волшебная флористика, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004 г.

- Перевертень Г.И., Чудеса из пуха растений, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005 г.

- Перевертень Г.И., Поделки из шишек, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004 г.

- Перевертень Г.И., Искусные поделки из разных материалов, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004 г.

- Перевертень Г.И., Поделки из орехов, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2002 г.

- Перевертень Г.И., Поделки из желудей, М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2004 г.

7. Серия «Подарок своими руками». Иванова Л.В., Цветы оригами для любимой мамы. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005 г.

8.Серия Журнал «Мастерилка».

9. Хоровод. - Ростов н/Дону: Изд-во «Малыш», 1991 г.

10. Цирулин Н.А., Проснякова Г.Н., Умелые руки. – Самара: Корпорация «Федоров», Изд-во «Учебная литература», 2004 г.

2.6.3 Электронные образовательные ресурсы


1.Умелый терем. Галина Иванова (Оригами)

https://www.youtube.com/channel/UCI9DPFkvdMsQFAIxYXLP_AA

2.Поделки из природного материала:

https://www.youtube.com/watch?v=lklOAI3fNOI – аппликации из осенних листьев.

3.Другие варианты поделок из природного материала:

https://www.youtube.com/watch?v=IRiqWni5t9Y – поделки из листьев

https://www.youtube.com/watch?v=Ne6ttgb_6_4 – поделки из листьев

4.Фантазии из семян, веточек, шишек, желудей

https://www.youtube.com/watch?v=-iyy_Lhk3Ww

5.Мастер-класс изготовления кораблика из грецкого ореха

https://www.youtube.com/watch?v=w_NFfXzE3_Y

6.Ежик

https://www.youtube.com/watch?v=160aejQuHfM

7.Баба Яга

https://www.youtube.com/watch?v=13-boE_wBmY

8.Сова

https://www.youtube.com/watch?v=XQmZ4WWKEss

9.Белка

https://www.youtube.com/watch?v=6ofY_ztsUV0

10.Поделки из желудей

https://www.youtube.com/watch?v=fPumRB2fAs8

11.Осенняя композиция

https://www.youtube.com/watch?v=x70_LxVsDGg

12.Бумага. Виды бумаги.

https://www.youtube.com/watch?v=XkcGPGQU0ao

13.Фиксики. Бумага.

https://www.youtube.com/watch?v=qhXCjtQFwQk&feature=emb_rel_pause

14.Галилео. Бумага.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=102172035378427742&from=tabbar&parent-reqid=1604039911686193-668688078112177716000109-prestable-app-host-sas-web-yp-50&text=Из+истории+возникновения+бумаги+и+картона%2C+фольги.+Знакомство+с+их+свойствами+и+видами.+Техника+безопасности+при+работе+с+бумагой&url=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2F2482654957120963999

15. История бумаги

https://www.youtube.com/watch?v=7hJabTxo0jU

16. Аппликация-мозаика «Рыбка»

https://www.youtube.com/watch?v=zvGHm5hcbSU&list=PLL3qNQRbXsZyi6i_FEQKrpffLAUHundLS&index=50

17. Коллаж в технике журнальной живописи

https://zen.yandex.ru/media/detidoma/kak-delat-kollaji-v-tehnike-jurnalnoi-jivopisi-5c630a360c21d400ae9401ae

18.Объемная аппликация с божьими коровками

https://tratatuk.ru/applikatsii/applikatsiya-s-bozhimi-korovkami.html

19.Овечка из фольги

https://www.youtube.com/watch?v=2i1sbDuexSQ

20. Объемная аппликация Зонтик

https://yandex.ru/video/preview?text=как%20сделать%20многослойную%20аппликацию%20из%20бумаги%20пошагово&path=wizard&parent-reqid=1604649859670954-1062006072972493764300113-production-app-host-vla-web-yp-331&wiz_type=vital&filmId=4591015991233847510

21. Объемная аппликация «Осенние цветы»

https://www.youtube.com/watch?v=75zcRm6-kNI&list=PLL3qNQRbXsZwXDwoz5ktHP90hBu3NQS0B&index=20

22.Объемная аппликация из пряжи и бумаги «Зимний лес»

https://www.youtube.com/watch?v=-zo8CW1XAiw

23. Сообщество родителей и детей объединения ДДЮ ТехноКакТУС

https://vk.com/club198687962
















19