Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Обсуждена и принята на заседании методического совета от 30 августа 2021 г. Протокол №1 | Утверждаю: Директор МБУ ДО ЦРТДЮ ___________ В.Т. Максютов № 103-од от 31 августа 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
музыкальной направленности
объединение «Мир музыки»
Возраст обучающихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Исламова Рамиля Фаниловна
педагог дополнительного образования
г. Дюртюли, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа "Мир музыки" для 7 класса составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.), М.: «Просвещение», 2011г., авторской программы «Музыка» 5-7 классы, авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г., рабочей программы «Музыка» 7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение, 2011г. и в соответствии с ООП ООО школы.
Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков восприятия музыки, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности обучающихся 7 классов в условиях ФГОС общего образования.
Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для конкретной возрастной категории обучающихся.
Изучение музыки в средней школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их обшей духовной культуры;
• воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
• развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
• освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
• овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Цели музыкальною образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий.
Значение внеурочной деятельности в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора обучающихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора.
Роль курса в основной школе состоит в осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургическою развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 12-13 лет.
Режим занятий: каждый четверг месяца, 15.00-15.35
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметны е результаты:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
— сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
— сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Содержание
Творчество классиков европейской музыки
1) Введение. И.С. Бах. Краткий обзор творчества. Органные и клавирные произведения. Сюиты. Полифонические произведения. Месса си минор, Пассионы.
2) Й. Гайдн. Краткий обзор творчества.
Сонатно-симфонический цикл (Симфония №103), сонатная форма (Соната, Ре мажор
3) В.А. Моцарт. Краткий обзор творчества.
Соната для фортепиано, Ля мажор, Симфония № 40, соль минор, Опера «Свадьба Фигаро»
4) Л. Бетховен. Краткий обзор творчества.
Сонаты для фортепиано№№1,8,14,23, Симфония №5, до минор, Увертюра к трагедии Гете «Эгмонт»
5) Обобщение: сонатно-симфонический цикл в творчестве композиторов- «венских классиков»
6) Ф. Шуберт. Краткий обзор творчества.
Песни, Вокальные циклы, фортепианные миниатюры, Симфония №8 «Неоконченная»
7) Ф. Шопен. Краткий обзор творчества
Мазурки, полонезы, прелюдии, этюды, вальсы
№ урока | Наименование разделов, тем | Количе ство часов | Форма и виды занятий |
Творчество классиков европейской музыки | 34 | |
1 | Введение. Зарубежная музыкальна культура XVII - XVIII веков. | 1 | Беседа, презентация Углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; рефлексия способов действия при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкального произведения; постановка учебных задач (целеполага-ние) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе воспри-ятия и музицирования; расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов; воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран. |
2 | И.С. Бах. Краткий обзор творчества | 1 |
3 | Органные и клавирные произведения | 2 |
4 | Сюиты | 1 |
5 | Полифонические произведения | 1 |
6 | Месса си минор | 1 |
7 | Пассионы | 1 |
8 | Й. Гайдн. Краткий обзор творчества | 1 |
9 | Сонатно-симфонический цикл | 1 | Презентация Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания му-зыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы; расширение представлений о музыкаль-ном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; владение умениями и навыками интона-ционно-образного анализа музыкальных сочине-ний; на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах. |
10 | Симфония №103 | 1 |
11 | Сонатная форма | 1 |
12 | Соната, Ре мажор | 1 |
13 | В.А. Моцарт. Краткий обзор творчества | 1 |
14 | Соната для фортепиано, Ля мажор | 1 |
15 | Симфония № 40, соль минор, | 1 |
16 | Опера «Свадьба Фигаро» | 1 |
17 | Л. Бетховен. Краткий обзор творчества | 1 | Презентация,беседа,прослушивание Углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов; оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности |
18 | Сонаты для фортепиано№№1,8, | 1 |
19 | Сонаты для фортепиано 14,23, | 1 |
20 | Симфония №5, до минор, | 1 |
21 | Увертюра к трагедии Гете «Эгмонт» | 1 |
22 | Обобщение: сонатно-симфонический цикл в творчестве композиторов- «венских классиков» | 1 |
23 | Ф. Шуберт. Краткий обзор творчества | 1 | Презентация, лекция, творческое занятие Углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; рефлексия способов действия при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкального произведения; постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов; воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран. |
24 | Песни | 1 |
25 | Вокальные циклы | 1 |
26 | Фортепианные миниатюры | 1 |
27 | Симфония №8 «Неоконченная» | 1 |
28 | Ф. Шопен. Краткий обзор творчества | 1 |
29 | Мазурки | 1 |
30 | Полонезы | 1 |
31 | Прелюдии | 1 |
32 | Этюды | 1 |
33 | Вальсы | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Творчество классиков европейской музыки | 34 | | | |
1 | Введение. Зарубежная музыкальна культура XVII - XVIII веков. | 1 | 07.09 | | |
2 | И.С. Бах. Краткий обзор творчества | 1 | 14.09 | | |
3 | Органные и клавирные произведения | 1 | 21.09 | | |
4 | Органные и клавирные произведения | 1 | 28.09 | | |
5 | Сюиты | 1 | 05.10 | | |
6 | Полифонические произведения | 1 | 12.10 | | |
7 | Месса си минор | 1 | 19.10 | | |
8 | Пассионы | 1 | 26.10 | | |
9 | Й. Гайдн. Краткий обзор творчества | 1 | 09.11 | | |
10 | Сонатно-симфонический цикл | 1 | 16.11 | | |
11 | Симфония №103 | 1 | 23.11 | | |
12 | Сонатная форма | 1 | 30.11 | | |
13 | Соната, Ре мажор | 1 | 07.12 | | |
14 | В.А. Моцарт. Краткий обзор творчества | 1 | 14.12 | | |
15 | Соната для фортепиано, Ля мажор | 1 | 21.12 | | |
16 | Симфония № 40, соль минор, | 1 | 28.12 | | |
17 | Опера «Свадьба Фигаро» | 1 | 18.01 | | |
18 | Л. Бетховен. Краткий обзор творчества | 1 | 25.01 | | |
19 | Сонаты для фортепиано№№1,8, | 1 | 01.02 | | |
20 | Сонаты для фортепиано 14,23, | 1 | 08.02 | | |
21 | Симфония №5, до минор, | 1 | 15.02 | | |
22 | Увертюра к трагедии Гете «Эгмонт» | 1 | 22.02 | | |
23 | Обобщение: сонатно-симфонический цикл в творчестве композиторов- «венских классиков» | 1 | 01.03 | | |
24 | Ф. Шуберт. Краткий обзор творчества | 1 | 15.03 | | |
25 | Песни | 1 | 22.03 | | |
26 | Вокальные циклы | 1 | 12.04 | | |
27 | Фортепианные миниатюры | 1 | 12.04 | | |
28 | Симфония №8 «Неоконченная» | 1 | 19.04 | | |
29 | Ф. Шопен. Краткий обзор творчества | 1 | 26.04 | | |
30 | Мазурки | 1 | 03.05 | | |
31 | Полонезы | 1 | 10.05 | | |
32 | Прелюдии | 1 | 17.05 | | |
33 | Этюды | 1 | 24.05 | | |
34 | Вальсы | 1 | 31.05 | | |