Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 44 им. Деева В. Н.
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по ВР Разумова В.А. ________________________ | Директор МБОУ гимназия №44 Л.С. Жуковская-Латышева ______________________ Приказ № 27 от 19.03.2021 г. |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Здоров будешь – всё добудешь»
(подготовка к выполнению норм ГТО)
(Умные каникулы)
Направление: физкультурно - спортивное
Уровень программы: стартовый
Возраст школьников: 10-11 лет
Срок реализации программы: 16 часов, июнь 2021
Разработчик:
Семенова Елена Александровна, учитель физической культуры
Ульяновск 2021
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования создана для обучения по подготовке выполнению норм ГТО «Здоров будешь - всё добудешь» для учащихся 3-4 классов разработана на основе:
1.Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении государственного стандарта основного общего образования».
3. Указ Президента РФ от 24.03.2014 N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)"
4. Распоряжение правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года №1165-р "Об утверждении плана мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"
5. Приказ. Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области «О комплексе мер по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Ульяновской области. От 11.09.2015 года №19 - №2.
6. Примерная программа основного общего образования «Физическая культура 5-9 классы» М., «Просвещение», 2012г. ФГОС, В.И.Лях
7. Авторская программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классы», В.И. Лях, А. А. Зданевич М., «Просвещение», 2012г.
Даная программа имеет физкультурно – спортивную направленность.
Актуальность программы:
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Новизна программы:
Программа ориентирована на возрастную группу школьников 2 ступени (10-11 лет) согласно Положению о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» и имеет общий объем 16 часов. Режим занятий -4 раза в неделю по 60 минут в течение июня 2021 года.
Дополнительность программы
К выполнению нормативов комплекса ГТО допускаются школьники, относящиеся к основной группе здоровья, на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Школьники, относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в выполнении нормативов и требований комплекса ГТО избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию здоровья, на основании справки терапевта, в которой указывается диагноз и противопоказания к тому или иному виду двигательных действий. К особой группе относятся школьники специальной медицинской группы. Их участие в выполнении нормативов ГТО ограничивается физическими упражнениями малой интенсивности, основной акцент делается на разделы знаний и слагаемые здорового образа жизни.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-11 лет.
Формы и режим занятий.
Данная программа рассчитана на 1 месяц обучения: 5 часов в неделю – 16 часов в месяц.
Расписание: понедельник – 10.00-11.00
вторник – 10.00-11.00
среда - 10.00-11.00
четверг – 10.00-11.00
пятница – 10.00-11.00
суббота – 10.00-11.00
Форма организации: краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа, групповые занятия.
Цель курса летней программы — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. А также устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Подготовка обучающихся к выполнению норм комплекса ГТО.
Основные задачи программы:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
подготовка к выполнению обучающихся возрастной группы с 10 до 11 лет установленных нормативных требований по трем уровням трудности;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Содержание программы
Программа рассчитана на 4 недели, 5 раз в неделю, продолжительность занятия 60 минут.
В программе представлены контрольные тесты для школьников по физической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки определено, исходя из содержания федеральной программы «Готов к Труду и Обороне» (ГТО).
Учебный план
№п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации\контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Основы знаний | 4 | 4 | | Опрос |
2 | Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | 11 | 3 | 8 | Выполнение упражнений. Составление протокола |
3 | Итоговый контроль | 1 | | 1 | Запись результатов протокола |
Раздел «Основы знаний» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как физическое развитие человека, самонаблюдение и самоконтроль, оценка эффективности занятий и техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике упражнений, личная гигиена, предупреждения травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах, совершенствование физических возможностей, адаптивная физическая культура, профессионально-прикладная физическая подготовка. История возникновения и формирование физической культуры, история возникновения комплекса ГТО, БГТО, история возрождения ВФСК ГТО.
Раздел «Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей» содержит знания и основные виды заданий по видам спорта, которые ориентированы на совершенствование физических способностей, развитие двигательных качеств, овладение организаторскими способностями, активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных практических навыков и умений.
Раздел «Итоговый контроль» подразумевает проверку знаний, полученных в ходе занятий за 1 месяц.
Планируемые результаты.
Универсальные учебные действия:
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Подготовка к сдаче комплекса ГТО» являются:
Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели.
Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой, накопление необходимых знаний.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие умения максимально проявлять свои физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Подготовка к сдаче комплекса ГТО» являются следующие умения:
Коммуникативные:
Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления.
Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой.
Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Регулятивные:
Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.
Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.
Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Познавательные:
Объяснять, для чего нужно соблюдать правила техники безопасности, уметь показать технику выполнения беговых упражнений, положения различных стартов.
Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Подготовка к сдаче комплекса ГТО» являются следующие умения:
Знать и понимать требования инструкций по технике безопасности;
Знать правила выполнения комплекса общеразвивающих упражнений;
Знать технику выполнения специальных беговых упражнений;
Знать технику выполнения прыжковых упражнений;
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
Организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр;
В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
Находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Календарный учебный график
№ п\п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Июнь | 02 | 10.00 | лекция | 1 | ТБ на занятиях внеурочной деятельности. Режим дня. Игра «Запрещенное движение». | спортивный зал | опрос |
2 | Июнь | 03 | 10.00 | тренировка | 1 | Обучение бегу на короткие дистанции30,60 м. Игра «Кто быстрее» | спортплощадка | Учет времени, запись в протокол |
3 | Июнь | 04 | 10.00 | тренировка | 1 | Прыжок в длину с места. Игра «Рыбак и рыбаки», «Прыгающие воробушки» | спортивный зал | Измерить длину прыжка |
4 | Июнь | 05 | 10.00 | тренировка | 1 | Комплекс ОРУ. Метание малого мяча. Игра «Метко в цель», «Охотники и утки» | спортплощадка | Измерить расстояние полета мяча |
5-6 | Июнь | 07,08 | 10.00 | тренировка | 1 | Комплекс беговых упражнений. Челночный бег 3x10. Игра «Подвижная цель. Эстафеты с мячами. | спортивный зал | Учет времени |
7 | Июнь | 09 | 10.00 | тренировка | 1 | Комплекс гимнастических упражнений. Наклон вперед. Игра «Совушка» | спортивный зал | Измерить длину наклона |
8 | Июнь | 10 | 10.00 | тренировка | 1 | Комплекс ОРУ. Поднимание туловища за 1 мин. Игра «Пустое место» | спортивный зал | Подсчитать результат |
9 | Июнь | 11 | 10.00 | тренировка | 1 | Кроссовая подготовка. Бег 1 км. Игра «Подвижная цель» | спортплощадка | Учет времени |
10 | Июнь | 12 | 10.00 | тренировка | 1 | ОРУ. Подтягивание из виса лежа, отжимание. Эстафеты с предметами | спортивный зал | Подсчет количество раз |
11 | Июнь | 13 | 10.00 | тренировка | 1 | Специальные беговые упражнения. Упражнения для развития прыгучести. Игра «Рыбак и рыбаки», «Прыгающие воробушки» | спортплощадка | Выполнение упражнений |
12 | Июнь | 14 | 10.00 | тренировка | 1 | Упражнения для развития гибкости. Игра «День и ночь» | спортивный зал | Выполнение упражнений |
13 | Июнь | 15 | 10.00 | тренировка | 1 | ОРУ. Отжимание от пола. Эстафеты с мячами. | спортплощадка | Выполнение заданий |
14 | Июнь | 14 | 10.00 | тренировка | 1 | Специальные беговые упражнения. Бег на короткие дистанции. Челночный бег. Игра «День и ночь» | спортплощадка | Учет времени |
15 | Июнь | 15 | 10.00 | тренировка | 1 | Метание малого мяча на дальность и в цель. «Игра «Метко в цель» | спортплощадка | Измерить расстояние полета |
16 | Июнь | 16 | 10.00 | тренировка | 1 | Итоговый контроль | спортплощадка | Выполнение упражнение. Составление протокола |
Предполагаемые условия реализации программы
Место для выполнения зарядки, разминки.
Коврик для выполнения подъёма туловища, упражнений для развития гибкости и силы, гантели, теннисный мяч или какой-либо другой маленький мяч для тренировки метания, площадь для прыжка в длину с места, какое-либо невысокое препятствие для прыжка в высоту (гимнастические маты, стойки с натянутой резинкой, скамейки).
Формы аттестации:
- выполнение нормативов
- ежедневное выполнение упражнений и запись результатов в журнал
- протокол принятия нормативов.
Оценочные материалы
2 ступень 10-11 лет
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ)
№ | Упражнение | ДЕВОЧКИ | МАЛЬЧИКИ |
бронзовый значок | серебряный значок | золотой значок | бронзовый значок | серебряный значок | золотой значок |
1 | Бег 30 м. или 60 м. | 5,4 | 6,0 | 6,2 | 5,6 | 6,2 | 6,4 |
10,4 | 11,5 | 11,9 | 10,8 | 12,0 | 12,4 |
2 | Бег 1 км. (мин., сек.) | 4,5 | 5,5 | 6,10 | 5,10 | 6,20 | 6,30 |
3 | Подтягивание на высокой планке (кол-во раз) или из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз | 2 | 3 | 5 | 2 | 3 | 5 |
7 | 9 | 15 | 9 | 12 | 20 |
5 | 7 | 13 | 10 | 13 | 22 |
4 | Наклон вперед из положения стоя | +2 | +4 | +8 | +3 | +5 | +11 |
ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) НА ВЫБОР
№ | Упражнение | ДЕВОЧКИ | МАЛЬЧИКИ |
бронзовый значок | серебряный значок | золотой значок | бронзовый значок | серебряный значок | золотой значок |
5 | Челночный бег 3x10 м (сек) | 8,5 | 9,3 | 9,6 | 8,7 | 9,5 | 9,9 |
6 | Прыжок в длину с места (см) | 120 | 130 | 150 | 130 | 140 | 160 |
7 | Метание мяча 150гр. (м) | 13 | 15 | 18 | 19 | 22 | 27 |
8 | Подтягивание туловища (за 1 мин) | 24 | 27 | 36 | 27 | 32 | 42 |
Рекомендации к недельному двигательному режиму (не менее 13 часов)
№ п/п | Виды двигательной активности | Временной объем в неделю, мин. |
1. | Утренняя гимнастика | не менее 105 |
2. | Самостоятельные занятия физической культурой (с участием родителей), в том числе подвижными и спортивными играми, другими видами двигательной активности. В каникулярное время ежедневный двигательный режим должен составлять не менее 4 часов | не менее 160 |
Методическое обеспечение
В соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы основной общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Курс летней внеурочной деятельности проводится с помощью наглядных, словесных, объяснительных и практических методов обучения и воспитания.
Методика работы с детьми строится в направлении системно – деятельностного подхода и личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельную и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Для реализации программы используются спортивные сооружения, оборудование и спортивный инвентарь.
Учебное занятие проводится в форме практического занятия и соревнования с помощью индивидуально-групповой организации.
Во внеурочной деятельности по физической культуре используются следующие педагогические технологии:
с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья).
Технологии разноуровнего обучения (создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для усвоения учебного материала, позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения).
Технология проблемного обучения (необходимость обеспечения более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых).
Список литературы:
1. А.П. Матвеев. Физическая культура. 3-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2013г.
2. Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2010г.).
3. Правительство РФ разработало и приняло ряд документов, направленных на воссоздание комплекса ГТО: Постановление Правительства РФ № 540, Положение о ГТО, Указ Президента о ГТО, 2014г.
4. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. Внеурочная деятельность. Подготовка учащихся к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса ГТО. ФГОС. «Просвещение»., 2016г.
5. Комплекс ГТО: Путь к успеху. Самарское региональное отделение партии «Единая Россия».
6. Жуйков В.П.: Педагогическое и методическое сопровождение регионального физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне". - Белгород: БелГУ, 2006г.
7. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. М.: Просвещение, 2017г.