Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол № 1 от 25.08.2021г | УТВЕРЖДАЮ: директор школы ___________ / А.В. Матяшова/ приказ № 103 от 25.08.2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественнонаучной направленности
«Удивительное рядом»
Возраст обучающихся: 15 - 16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Гордеева Ирина Николаевна,
учитель математики
1квалификационная категория
п. Новокасторное, 2021г.
Пояснительная записка
Программа естественнонаучной направленности «Удивительное рядом»
разработана с учетом федеральных государственных требований к программе дополнительного образования детей:
-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (в редакции от 31.07.2020г.);
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Порядок организации и осуществление деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, утверждён Министерством просвещения РФ от 9.11.2018 г. №196;
-Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014№ 1726-р);
- Санпин. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, письмо Минобрнауки РФ от 18.1.2015г. 09-3242;
а также - Устава муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Новокасторенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области;
-Положения о рабочей программе педагога дополнительного образования муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области;
-Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Новокасторенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области.
- Направленность программы - естественнонаучная
- уровень программы - базовый
Актуальность.
Программа кружка «Удивительное рядом» — прекрасное средство научить старшеклассника не только оперировать цифрами, но и строить умозаключения, делать выводы, уметь обобщать, систематизировать, развивать абстрактное мышление. Какую бы дорогу они не выбрали в дальнейшем, эти умения будут востребованы.
Кроме того, программа кружка по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какойлибо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Адресат программы - дети в возрасте 15 - 16 лет
Цели и задачи программы
Основными целями являются: выявление и поддержка одаренных детей, склонных к изучению математических дисциплин, вовлечение учащихся в научную деятельность по математике. Повышение общего кругозора, культуры мышления, формирование научного мировоззрения.
Задачи:
Обучающие:
- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;
- учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач;
Развивающие:
- повышать интерес к математике через работу в различных секциях;
- развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;
Воспитательные:
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие ;
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели математики, подготовку и представление докладов, решение задач;
- формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
- стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.
Объем и срок реализации программы – программа рассчитана:
Количество учебных недель - 36
Количество часов в неделю – 1
Условия реализации программы - группа формируется из обучающихся 10-11 классов, интересующихся изучением математики.
-необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы - занятия проводятся учителем математики 1 категории на базе кабинета математики.
-Особенности организации образовательного процесса:
Форма обучения – очная.
Место проведения занятий - кабинет математики. Возможно использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
2. Учебный план
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации /контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение. Роль математике в современном мире | 3 | 1 | 2 | Текущий Рубежный |
2 | А зачем нам нужна математика? | 3 | 1 | 2 | Текущий Рубежный |
3 | Тригонометрия вокруг нас | 3 | 1 | 2 | Текущий Рубежный |
4 | Математические методы в правовой деятельности | 3 | 2 | 1 | Текущий Рубежный Итоговый |
5 | «Золотое сечение» | 3 | 1 | 2 | Текущий Текущий Рубежный |
6 | Математика в кулинарии. | 3 | 1 | 2 | Текущий Текущий Рубежный |
7 | Математика в промышленности | 3 | 1 | 2 | Текущий Текущий Рубежный |
8 | Как математика помогает делать жизнь нашу безопасно. | 3 | 1 | 2 | Текущий Рубежный |
9 | Мир математических моделей | 3 | 1 | 2 | Текущий Текущий Рубежный |
10. | Логарифмы в экономике | 3 | 1 | 2 | Текущий Текущий Рубежный |
11. | Математика будущего | 3 | 1 | 2 | Текущий Рубежный |
12. | Защита проекта | 3 | | 3 | Текущий Рубежный Итоговый |
| Итого | 36 | 12 | 24 | |
3. Содержание программы (36часов, 1 час в неделю)
Введение. Роль математике в современном мире (3 часа)
Вводная часть. Знакомство с планами работы на год. Общий инструктаж по технике безопасности. Основные этапы становления математики.
А зачем нам нужна математика? (3 часа)
Математика – царица всех наук. Математика – главенствующая дисциплина в жизни человека. Решая задачи, уравнения, человек использует свою память, напрягает мыслительные процессы и тем самым укрепляет и улучшает свои умственные способности. Благодаря математике, родилась и тактика.
Тригонометрия вокруг нас (3 часа)
Зарождение тригонометрии. Тригонометрия и ее применение в различных сферах науки и жизни.
Математические методы в правовой деятельности (3 часа)
Первое направление – это математическая обработка результатов правовых исследований. Второе – исследование структуры права математическими методами.
«Золотое сечение» (3 часа)
Когда придумали золотое сечение? Что такое золотое сечение простыми словами? В чем смысл золотого сечения? Как использовать правило золотого сечения?
Математика в кулинарии. (3 часа)
Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём.
Математика в промышленности (3 часа)
Современные математические алгоритмы могут кардинально улучшить планирование продаж, оптимизировать производственные линии, вывести на принципиально новый уровень процессы обслуживания производственных мощностей.
Планирование продаж. Оперативное планирование производства. Оптимизация логистики. Предиктивное обслуживание производственных мощностей. Оптимизация состава продукции
Как математика помогает делать жизнь нашу безопасно.(3 часа)
Примеры применения. Опасность линейного мышления: линейная регрессия, как довольно функциональный инструмент математики
Мир математических моделей (3 часа)
Определение. Классификация моделей. Примеры: Модель Мальтуса,
Система хищник-жертва.
Логарифмы в экономике ( 3 часа)
Экономический смысл логарифма . Практическое применение.
Математика будущего (3 часа)
Математические турниры . Математика в моей профессии.
Защита проектов ( 3 часа)
4. Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Универсальные учебные действия
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
- находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию;
- сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;
Учащиеся получат возможность:
- научиться реализовывать собственные творческие замыслы, удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность:
- формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;
- действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
- формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.
Предметные:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- сформулируют представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- разовьют представление о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- сформулируют общие способы интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- овладеют математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создадут фундамент для математического развития
5. Календарный учебный график
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 06 | | беседа | 1 | Вводная часть. Знакомство с планами работы на год. Общий инструктаж по технике безопасности Основные этапы становления математики. | Кабинет математики | вводный |
2 | | 13 | | практикум | 1 | Выбор темы проекта ( по содержанию программы), ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят защиту | текущий |
3 | | 20 | | практикум | 1 | Основные этапы становления математики. Презентация | | текущий |
4 | | 27 | | беседа | 1 | Математика – царица всех наук. Математика – главенствующая дисциплина в жизни человека. Распределение ролей при подготовке к круглому столу | текущий |
5 | Октябрь | 04 | | практикум Подготовительный этап | 1 | Решение задач, уравнений | | рубежный |
6 | | 11 | | практикум Круглый стол | 1 | А зачем нам нужна математика? | рубежный |
7 | | 18 | | лекция | 1 | Зарождение тригонометрии | | текущий |
8 | Ноябрь | 01 | | практикум | 1 | Тригонометрия и ее применение в различных сферах науки и жизни. Сбор информации, распределение тем для докладов | | рубежный |
9 | | 08 | | практика Конференция | 1 | Тригонометрия и ее применение в различных сферах науки и жизни. | | рубежный |
10 | | 15 | | лекция | 1 | Первое направление – это математическая обработка результатов правовых исследований | | текущий |
11 | | 22 | | лекция | 1 | Второе – исследование структуры права математическими методами. | | рубежный |
12 | | 29 | | практикум Вывод, схемы | 1 | Математические методы в правовой деятельности | | рубежный |
13 | Декабрь | 06 | | лекция | 1 | Тема1: «Золотое сечение» | | текущий |
14 | | 13 | | практикум | 1 | Работа с ребятами, которые выбрали данную тему для своего проекта | | текущий |
15 | | 20 | | практикум | 1 | Работа с ребятами, которые выбрали данную тему для своего проекта | | рубежный |
16 | Январь | 10 | | лекция | 1 | Тема2: «Математика в кулинарии» | | текущий |
17 | | 17 | | практикум | 1 | Работа с ребятами, которые выбрали данную тему для своего проекта | | текущий |
18 | | 24 | | практикум | 1 | Работа с ребятами, которые выбрали данную тему для своего проекта | | рубежный |
19 | | 31 | | лекция | 1 | Тема3:« Математика в промышленности» | | текущий |
20 | февраль | 07 | | практикум | 1 | Работа с ребятами, которые выбрали данную тему для своего проекта | | текущий |
21 | | 14 | | практикум | 1 | Работа с ребятами, которые выбрали данную тему для своего проекта | | рубежный |
22 | | 21 | | лекция | 1 | Как математика помогает делать жизнь нашу безопасно | | текущий |
23 | | 28 | | практикум | 1 | Примеры применения. | | текущий |
24 | Март | 07 | | практикум | 1 | Человек рождается и живёт в условиях постоянных излучений. Возникает вопрос: что мы знаем о среде, в которой живем, особенно о механизмах, которые формируют и сохраняют среду? Занятие на тему: «Сбережём наш общий дом». | | рубежный |
25 | | 14 | | лекция | 1 | Мир математических моделей. Определение. Классификация моделей. | | текущий |
26 | | 21 | | практикум | 1 | Примеры: Модель Мальтуса | | текущий |
27 | | 28 | | практикум | 1 | Примеры: Система хищник-жертва. | | рубежный |
28 | Апрель | 04 | | лекция | 1 | Тема4 «Логарифмы в экономике» | | текущий |
29 | | 11 | | практикум | 1 | Работа с ребятами, которые выбрали данную тему для своего проекта | | текущий |
30 | | 18 | | практикум | 1 | Работа с ребятами, которые выбрали данную тему для своего проекта | | рубежный |
31 | | 25 | | лекция | 1 | «Математика будущего» Президент Европейского математического общества Арий Лаптев сказал: «Будущее математики — это уравнение с пятью неизвестными…». Ведь никто не может точно утверждать, в каком направлении, в какой степени и, тем более, с какой скоростью будет развиваться математика. Но как это связано с нашей повседневной жизнью? Прямо перпендикулярно. | | текущий |
32 | май | 02 | | практикум Круглый стол | 1 | Математика в моей профессии | | текущий |
33 | | 16 | | практикум Математический турнир | 1 | Геометрические головоломки | | рубежный |
34 | | 23 | | практикум | 1 | Работа с проектам | | текущий |
35 | Май | | | практикум | 1 | Работа с проектами | | рубежный |
36 | | | | практикум | 1 | Защита проектов | | итоговый |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ
Практикум
Творческие проекты
Пед. наблюдения
Круглые столы
При организации практических занятий и творческих проектов формируются малые группы, состоящие из 2-3 учащихся. Для каждой группы выделяется отдельное рабочее место
Формы контроля и оценки образовательных результатов
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся творческих проектов. Итоговый контроль реализуется в форме соревнований , защите проекта.
Способы проверки знаний:
педагогическое наблюдение;
опрос;
тестирование;
самостоятельная работа;
анализ творческих работ;
участие в конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Способы определения результативности заключаются в следующем:
работы учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент выполнения практимума
фото и видео материалы по результатам работ учеников будут размещаться на официальном сайте школы.
фото и видео материалы по результатам работ учеников будут представлены для участия на фестивалях и олимпиадах разного уровня
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки учащихся, массовость и активность участия учащихся в мероприятиях данной направленности.
Методы обучения
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения материалов);
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе выполнения практических работ)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
Формы организации учебных занятий
урок-лекция
практикум;
урок-проект;
математический турнир;
круглый стол
Материально-техническая база
Ноутбук
Экран
Проектор
Информационное обеспечение
- видеоматериалы,
- фотоматериалы,
- интернет –источники.
Список литературы
Гнеденко Б.В. Математика в современном мире / Б.В. Гнеденко. - Издательство Просвещение. - М.: Просвещение, 1980г.
Энциклопедический словарь юного математика- М.: Педагогика, 2002 г.
. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика.- М.: АСТ 2003 г.
Депман, И.Я.Виленкин За страницами учебника математики- М.: Просвещение,1989 г
Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.В. Примени математику. –М.: Наука. Гл. ред. физ.мат.лит., 1990. – 240с.
Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. – М.: Просвещение, 2013. – 177с.
Дугинова, А. Особая задача/А. Дугинова// За мирный атом.- 2014.-№17.-с.2.
Стивен Вольфрам «Вычисляемые знания и будущее чистой математики»
Брайан Дэвис «Куда движется математика?
«Ливио, Марио. φ – Число Бога. Золотое сечение – формула мироздания»: АСТ; Москва; 2015
Интернет-ресурсы:
http://math4school.ru/citation.html (Цитаты и афоризмы о математике.)
http://www.tspu.tula.ru/
http://charme.ru – сайт по кулинарии
www.referat.niv.ru/view/referat-mathematics/121/120510.htm 6.
www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematik
http://www.virtualacademy.ru/
Приложение 1
Анкета 1
Что больше всего привлекает вас в данном кружке?
(Внимательно прочтите все варианты ответа и выберите не более пяти, наиболее важных для вас)
Возможность получать дополнительные знания.
Интересует данный вид деятельности.
Возможность лучше узнать себя, свои способности.
Возможность применять полученные знания в общении с одноклассниками.
Хочу научиться работать самостоятельно.
Интересует программа кружка.
Возможность общения по интересу.
Здесь можно что-то сделать самому.
Возможность фантазировать, придумывать и реализовывать свои идеи, «задумки».
Лучше сориентироваться с выбором профессии.
Возможность изобрести и помочь этим нашему обществу.
Привлекает личность руководителя кружка, с ним интересно работать.
В кружке много увлечённых ребят, с ними интересно общаться.
Другое.
Приложение 2
Лист оценки эффективности освоения программного материала
Фамилия, имя учащегося: __________________________________________
Наименование программы: _________________________________________
Год обучения _____________________________________________________
Раздел | Название рабо ты | Уровень проявления показателя эффективности освоения программного материала (В – высокий, С – средний, Н – низкий) | Средний уровень |
Показатель самостоятель- ности | Показатель активности | Показатель практического использования |
Самооценка | Оценка педагога | Само оценка | Оценка педагога | Само оценка | Оценка педагога |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Приложение 3
Банк достижений учащихся
ФИО | Участие в конкурсах участие-1 (балл, победа-3 балла) | Участие в мероприятиях кружка (участник -1 балл, организатор- 3 балла) | Посещение занятий: 1 занятие -1 балл | Итог |
| | | | |
19