АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Новогодняя сказка» краткосрочная, представляет собой информационно - познавательный, творческий проект, посвященный празднику - Новый год.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Новогодняя сказка» - социально - гуманитарная. Программа разработана на основе:
Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196, с изменениями от 30.09.2020 г.)
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (утв. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242).
«Правил персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области» (утв. Приказом Министерства образования Саратовской области от 21.05.2019г. № 1077, с изменениями от 14.02.2020 года, от 12.08.2020 года).
Санитарных правил 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28) .
Актуальность программы определяется государственным и региональным заказом на сохранение и восстановление исторической преемственности поколений, на популяризацию традиционной и современной культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе в Саратовской области и Калининском муниципальном районе.
Изучение, сохранение и воплощение традиций празднования Нового года поможет удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику и их потребность к творческой деятельности.
Отличительные особенности программы:
краткосрочность;
реализация в предпраздничные новогодние дни для организации творческого и познавательного досуга обучающихся;
-представляет собой творческий проект, посвященный празднику - Новый год.
Адресат программы: программа адресована обучающимся в возрасте 7 – 11 лет.
Возрастные особенности обучающихся 7 -11 лет.
Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность детей данного возраста - учебно-игровая. В этот период у детей изменяется уклад жизни, расширяется сфера общения, завершается долгий сложный процесс овладения речью. Язык 7-11 – летнего ребёнка становится средством общения, формируется синтезирующее восприятие. Мышление трансформируется в словесно-логическое, память становится произвольной и осмысленной. У ребенка утрачивается детская непосредственность, появляется мотив долга, ответственности, самосовершенствования, достижения успеха и избегания неудач, происходит становление самооценки. Это период рождения социального «Я». Ядром личности становится мотивационная сфера. В этом возрасте необходимо создание в детском коллективе атмосферы психологического комфорта и поддержки.
Срок реализации программы: 1 месяц.
Срок освоения программы: 8 часов.
Режим занятий: 8 раз за период реализации программы по 1 академическому часу в день.
Цель и задачи программы
Цель программы: повышение интереса детей к исследовательской деятельности, формирование социального опыта в процессе реализации краткосрочного проекта «Новогодняя сказка».
Задачи:
обучающие:
-познакомить с историей и традициями праздника Новый год;
-познакомить с элементами исследовательской и проектной деятельности.
Развивающие:
-содействовать социализации обучающихся;
-развивать коммуникативные навыки, в том числе навыки работы в команде, группе.
Воспитательные:
-формировать интерес к истории и культурным традициям государственных праздников.
Планируемые результаты
Предметные: по окончании обучения дети могут знать
- историю и традиции праздника «Новый год»;
- расширят навыки продуктивной работы в рамках проектной деятельности.
Метапредметные: обучающиеся получат опыт эффективной
коммуникации в рамках социального взаимодействия;
- разовьют навыки работы в коллективе.
Личностные: у обучающихся формируется
интерес к изучению истории и культурных традиций проведения государственных праздников.
1.3. Содержание программы.
Учебный план.
№ | Наименование тем | Количество часов | вид контроля/ форма контроля |
всего | теория | практика |
1. | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | входной контроль/ познавательная игровая программа |
2. | Творческий проект « Новогодняя сказка » | 6 | 2 | 4 | текущий контроль/ педагогическое наблюдение, самостоятельная работа |
| | | | | итоговый контроль/ презентация проекта |
| ИТОГО | 8 | 3 | 5 | |
Содержание учебного плана
Введение в программу
Теория: Информация о программе. Праздник «Новый год» - история, культурные традиции. Положение районного конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» - условия участия в конкурсе. Именной указ Петра I № 1736 «О праздновании Нового года» от декабря 1699 года. Традиции праздника до и после указа.
Практика: Познавательная игровая программа «Новый год шагает по планете». Рефлексия.
Творческий проект «Новогодняя сказка»
Теория: Введение в проектную деятельность. Выбор темы. Вовлечение в проектную деятельность родителей (законных представителей).
Практика: Планирование. Игра на командообразование. Работа с источниками информации. Совместная разработка проекта. Разработка презентации проекта. Презентация проекта.
Виды и формы контроля планируемых результатов программы
и их периодичность
Предметные результаты.
Входной контроль проводится в начале обучения, оценка знаний детей осуществляется в ходе проведения познавательной игровой программы.
Текущий контроль проводится в ходе реализации программы, знания детей оцениваются в ходе самостоятельной работы в рамках проектной деятельности.
Итоговый контроль проводится на последнем занятии, оценивание осуществляется по итогам презентации проекта.
Метапредметные и личностные результаты.
Текущий контроль проводится с использованием метода педагогического наблюдения в ходе осуществления проектной деятельности.
Календарный учебный график
№ п/п | Срок реализац ии | Название тем | Количество часов | Вид контроля/ форма контроля |
Всег о | Тео рия | Пра кти ка |
1 | | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | Познавательная Игровая программа |
2 | | Творческий проект «Новогодняя сказка » | 2 | 0,5 | 1,5 | Педагогическое наблюдение |
3 | | 2 | 0,5 | 1,5 | Самостоятельная работа |
4 | | 2 | | 2 | Презентация проекта |
| | Всего: | | | | |
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Методическое обеспечение
Программа является краткосрочной, состоит из двух тем: «Введение в программу» и творческого проекта «Новогодняя сказка».
Тема «Введение в программу» знакомит с целью и задачами программы, правилами поведения обучающимися и осуществления ими учебной деятельности, погружает в историю и традиции праздника Новый год.
В рамках проведения познавательной игровой программы проводится контроль по усвоению материала занятий, осуществляется педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся для определения дальнейших действий по оказанию помощи в выборе тематики проектов, по командообразованию и распределению ролей при осуществлении проектной деятельности.
Предполагается групповая работа обучающихся над творческим проектом по праздничному украшению образовательного учреждения. Итоговый проект демонстрируется в форме презентации.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо наличие кабинета, оргтехники (ноутбука, проектора, экрана и т.п.)
Оценочные материалы.
Познавательная игровая программа применяется как форма проведения входного контроля. В ходе игры оцениваются знания, коммуникационные навыки (в т.ч. при работе в группе), заинтересованность, активность, проявление лидерских качеств.
Критерии оценивания проекта
Наименование критерия | Результат |
Критерий 1. Постановка цели проекта | |
Цель не сформулирована | |
Цель сформулирована не четко | |
Цель сформулирована, но не обоснована | |
Цель четко сформулирована и обоснована | |
Критерий 2. Степень самостоятельности, творческий подход к работе в проектах | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение | |
Проявлен незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрирована самостоятельность в работе, не использованы возможности творческого подхода | |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность, предпринята попытка представить собственный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением авторов к идее проекта | |
Критерий 3. Качество проектного продукта | |
Проектный продукт отсутствует | |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетикой, удобством использования, соответствия заявленным целям) | |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным требованиям) | |
Список литературы
Для педагога
Анастасия Углик «Новый год в России. История праздника» - ООО «Издательство «Э», 2016г., 350с.
Слеткова Ю. «Новогодние традиции. 250 невероятных фактов», 2020г., 48с.
Интернет ресурсы:
Ьир5://шшш.сц11иге.гц/5/уорго5/регуу1-поуу1-до0/
ЬЦр5://12.ги/688269/деогдП-о11аг2ЬеУ5кП/1511ппо-ги55кП-поуу1-до0
Ьрр5://шшш.1иг12т.ги/пешуеаг Щ551а/аг0с1е§/1га6юп ргагёпоуатуа по уодо доёа V гоззн/