№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Содержание | Форма занятия | Виды деятельности | |
1 полугодие | |
1 | Основные понятия и средства графики | | | | | |
1.1 | Вводная беседа. Знакомство с графическими материалами, основными понятиями и средствами графики: линии, пятна, штриха и точки. Входной контроль. | 1 | Задачи: знакомство с новыми понятиями, постановка руки, приобретение навыков работы с новыми материалами. Материалы: бумага А 4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. Входной контроль. | В аудитории по группам Входной контроль. | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.2 | Понятие линии как средства графики. Цветочная симметричная композиция в геометрической плоской фигуре. | 3 | Задачи: знакомство с понятиями «линия» и «симметрия», композиционное решение листа, поиск выразительности рисунка и достижение «живой» линии, работа с калькой для перевода с черновика на мелованную бумагу изображения. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально | Беседа, практическая работа | |
1.3 | Линейные наброски человеческой фигуры | 1 | Задачи: изучение анатомических особенностей строения тела человека, поиск выразительности линии. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.4 | Копирование углового элемента орнамента и создание его продолжения | 3 | Задачи: изучение понятия «раппорт», построение углового элемента орнамента и создание его продолжения с учетом имеющегося изображения и законов орнамента. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.5. | Понятие пятна как средства графики. Разновидность пятна - силуэт. Упражнение - передача освещения и объема по средствам пятна на примере простого предмета (кувшин и т.п). | 1 | Задачи: знакомство с новыми понятиями, попытка перевести реалистичное цветное изображение предмета в декоративное ч/б. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.6 | Изображение персонажа по средствам силуэта (сказочный герой, мифическое существо, исторический костюмированный герой) | 1 | Задачи: композиционное решение листа, поиск выразительности силуэтного образа и его узнаваемости. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории по группам | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.7 | Пейзаж по средствам пятна - перевод цветного изображения в ч/б. . | 2 | Задачи: композиционное решение листа, перевод цветного изображения в ч/б, передача пространства и свето- тени, изучение особенностей изображения пейзажа в графике. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории по группам Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.8 | Наброски фигуры человека по средствам пятна и силуэта | 1 | Задачи: выявление и закрепление полученных навыков, выполнение композиционной работы с учетом анатомических особенностей и выразительности позы и ракурса. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик.. | В аудитории по группам Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.9 | Точка как средство графики. Упражнение на переход пятна в точку . | 1 | Задачи: изучение новых понятий и особенностей различных средств графики в передаче объема, пространства, деталей объектов. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории по группам индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.10 | Изображение цветка (ветки с несколькими листьями) с натуры по средствам точки. | 2 | Задачи: композиционное решение листа, создание и передача формы, объема и освещения цветка в пространстве. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории по группам индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.11 | Штрих как средство графики. Упражнение на различные виды штриха. | 2 | Задачи: получение знаний о штрихе и его видах, передача эмоционального состояния в работе по средствам различного штриха. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории по группам индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого:18 | 18 | | | | |
2 полугодие | |
2. | Виды графики | | | | | |
2.1 | Скетчинг ( техника скоростного рисунка с натуры и по памяти) | 1 | Задачи: знакомство с современной техникой скоростного рисунка с натуры и по памяти. Материалы: бумага А4, планшет, мягкие карандаши, маркеры, ластик. | В аудитории по группам индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2.2 | Техника быстрых зарисовок -иллюстраций. | 2 | Задачи: развитие фантазии и воображения, тренировка руки и композиционного видения. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории по группам индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.12 | Иллюстрация по средством штриха (доработка наиболее удачной иллюстрации из предыдущих). | 3 | Задачи: композиционное решение листа, закрепление навыков работы по средством штриха, создание выразительного образа. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик | В аудитории по группам индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
1.13 | Наброски фигуры человека с передачей светотени и объема через штрих | 1 | Задачи: закрепление знаний об анатомии человека и его пластике, посторенние объемно-пространственного изображения, тренировка глаза и руки. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик | В аудитории по группам индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2 | Виды графики | | | | | |
2.2 | Знакомство с понятиями печатной графики - гравюра, офорт, эстамп. Монотипия акварелью с дорисовкой . | 2 | Задачи: изучение методов печатной графики, приобретение навыков создания монотипии, возможности ее использования в творческом процессе. Материалы: бумага А4, планшет, акварель, стекло, карандаши разной твердости, ластик | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2.3 | Граттаж (воскография) | 2 | Задачи: знакомство с графическим методом нанесения рисунка путем процароапывания, закрепление навыков штриховки. Материалы: картон А4, воск, черная тушь, карандаши разной твердости, острая деревянная палочка. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2.4 | Дудлинг (декоративная графика) | 2 | Задачи: знакомство с современным иррациональным стилем рисования. Материалы:бумага А4, планшет, гелевые ручки, карандаши разной твердости, ластик | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2.5 | Зентангл (заполнение пространства рисунка узорами (танглами)) | 2 | Задачи: знакомство с современным видом графики . Материалы:бумага А4, планшет, гелевые ручки с черными чернилами, карандаши разной твердости, ластик | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
3 | Геральдика. Гербы. Эмблема | | | | | |
3.1 | Самостоятельная работа с выбором средства графического исполнения (например, эмблема или герб своей школы или работа на выставочную тематику) | 3 | Задачи: закрепление полученных знаний и навыков. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого: 18 | 18 | | | | |
| Итого: 36 | 36 | | | | |
2 КЛАСС | |
1 полугодие | |
4. | Работа кистью, пером и тушью | | | | | |
4.1 | Беседа о целях и задачах предмета во 2 классе. Работа кистью и тушью. Зарисовки фигуры человека | 1 | Задачи: Познакомить учащихся с основными способами и приемами работы пером. Объяснить технические способы передачи штрихом основных элементов изображения. Выработать навык моделирования формы посредством штриха. Практическое задание: Рисунок пером и тушью натюрморта с сухими цветами или чучела птицы. Материалы: 1/4 ватманского листа, тушь, перо. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
4.2 | Зарисовки цветов и листьев кистью и тушью - отработка линии, пятна и силуэта | 3 | Задачи: повторение пройденного материала, создание грамотно скомпонованного рисунка с передачей строения, объема и освещения объекта, закрепление навыков работы кистью и тушью. Материалы: бумага А4, планшет, тушь, кисти, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
4.3 | Пейзаж в технике «по-мокрому» - кистью, тушью с возможной доработкой пером и без. | 3 | Задачи: освоение новой техники, ее возможности при передаче настроения и пространства. Материалы: бумага А4, планшет, тушь, кисти, карандаши разной твердости, ластик | В аудитории индивидуально | практическая работа | |
4.4. | Зарисовки лица/фигуры человека в технике «по - мокрому» . | 5 | Задачи: закрепление навыков данной техники и знаний анатомии, особенности передачи объема и пластики человеческого тела в технике «по-мокрому». Материалы: бумага А4, планшет, тушь, кисти, карандаши разной твердости, ластик.. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
5. | Графические композиции | | | | | |
5.1. | Динамичные и статичные композиции из заданных геометрических фигур с самостоятельным выбором средств графики. . | 6 | Задачи: понятие динамики и статики в композиции, создание стилизованных форм или абстрактных композиций. Материалы:бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого: 18 | 18 | | | | |
2 полугодие | |
6. | Мягкие графические материалы | | | | | |
6.1 | Понятие мягких материалов (соус, сангина, уголь, мел, пастель). Принципы работы мягкими материалами. Зарисовки фигуры человека с драпировкой. | 6 | Задачи: освоение новых материалов, особенности работы мягкими материалами, пластика складок одежды и передача позы человека через складки. Материалы: бумага А4, планшет, мягкие материалы, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
6.2 | Серия иллюстраций мягкими материалами (не менее 4 шт.). | 6 | Задачи: композиционное решение листа, соблюдение стилистического единства работ, возможности применения мягких материалов, особенности построения композиции под данную технику. Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
6.3 | Самостоятельная работа с выбором техники и средств графики на заданную тему (выставочная тематика) | 3 | Задачи: самостоятельное создание композиции и выбор наилучших средств решения. Материалы: бумага А4, планшет, мягкие материалы, карандаши разной твердости, ластик | В аудитории индивидуально | практическая работа | |
5. | Графические композиции | | | | | |
5.2 | Графическое изображение натюрморта - различные варианты. | 3 | Задачи: закрепление и выявление навыков предмета, композиционное решение, конструктивное построение предметов, передача объема и формы, освещения и фактуры материала при помощи различных средств и техник графики Материалы: бумага А4, планшет, маркеры черные, карандаши разной твердости, ластик | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого: 18 | 18 | | | | |
| Итого: 36 | 36 | | | | |
3 КЛАСС | |
1 полугодие | |
4. | Работа кистью, пером и тушью | | | | | |
4.5. | Беседа о задачах предмета в 3 классе. Работа с пером и тушью. Элементы книжной графики - виньетки, буквицы и проч. Создание своего варианта буквицы с использованием орнамента определенной эпохи. | 2 | Задачи: изучение элементов книжной графики и орнаментов, их взаимодействия, создание гармоничной композиции, получение навыков работы пером. Материалы: бумага А4, планшет, перо, тушь, карандаши разной твердости, ластик | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
4.6 | Создание сюжетной композиции книги из серии иллюстраций, выполненных пером и тушью . | 9 | Задачи: построение гармоничных взаимосвязанных стилистическим ходом и техникой изображений. Материалы: бумага А4, планшет, перо, тушь, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
4.7 | Наброски фигуры человека - применение нескольких средств графики (различные их комбинации) | 1 | Задачи: передача перспективы и пространства, конструктивное построение фигуры, возможности сочетания разных средств графики и анализ результатов объемно - пространственной композиции. Материалы: бумага А4, планшет, перо, тушь, карандаши разной твердости, ластик | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | практическая работа | |
2 | Виды графики | | | | | |
2.6. | Понятие афишно -плакатной цветной графики. Особенности композиции и выразительности образа, изучение лекционно -показательного материала ( авторская презентация). | 1 | Задачи: знакомство с новы ми понятиями. Материалы: бумага А3, к кнопки, гуашь, кисти, тушь, карандаш, ластик. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2.7 | Афиша (с различными цветовыми вариантами решения) | 2 | Задачи: выбор выразительного образа, варианты цветового и композиционного решения. Материалы: бумага А3, кнопки, гуашь, кисти, тушь, карандаш, ластик | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
2.8 | Плакат на социальную тематику (поиск композиции, цветового решения, взаимосвязи со шрифтом- лозунгом) | 3 | Задачи: поиск выразительного образа и слогана, их взаимосвязь, выбор цветового решения. Материалы: Бумага А3, кнопки, гуашь, кисти, тушь, карандаш, ластик. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого: 18 | 18 | | | | |
2 полугодие | |
5. | Графические композиции | | | | | |
5.3. | Графическое изображение натюрморта цветными карандашами | 3 | Задачи: композиционное решение листа, закрепление навыков работы по средствам штриха, создание выразительного образа. Материалы: бумага А 3, планшет, цветные карандаши разной твердости, ластик | В аудитории по группам индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
5.4 | Графическое изображение пейзажа цветными карандашами | 3 | Задачи: композиционное решение листа, работа по фотографии, передача пространства и светотени, изучение особенностей изображения пейзажа в графике. Материалы: бумага А3, планшет, цветные карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории по группам индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
5.5 | Городские зарисовки – иллюстрации | 3 | Задачи: создание композиции, поиск выразительности образов и нестандартности решения. Материалы: бумага А 4 (несколько листов), планшет, цветные фломастеры, ластик. | индивидуально работа по фотографии или с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
5.6 | Декоративные композиции в стиле дудлинга | 6 | Задачи: создание композиции, поиск выразительности образов и нестандартности решения. Материалы: бумага А 3 (несколько листов), планшет, цветные фломастеры или цветные гелевые ручки, ластик. | В аудитории по группам индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
5.7 | Графические композиции в стиле граттаж | 3 | Задачи: композиционное решение листа, закрепление навыков работы по средствам штриха, создание выразительного образа в графической технике процарапывания. Материалы: картон А 3, острая деревянная палочка, тушь, воск. | В аудитории по группам индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого: 18 | 18 | | | | |
| Итого: 36 | 36 | | | | |
4 КЛАСС | |
1 полугодие | |
5. | Графические композиции | | | | | |
5.8. | Беседа о задачах предмета в 4 классе. Серия быстрых зарисовок -иллюстраций. | 1 | Задачи: создание композиции, поиск выразительности образов и нестандартности решения. Материалы: бумага А 4 (несколько листов), планшет, карандаши разной твердости, ластик. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
5.9 | Выполнение иллюстрации в технике коллаж | 6 | Задачи: изучение новой техники, декоративность подхода к решению образов и композиции Материалы: бумага А4 - А3, планшет, карандаши разной твердости, ластик, цветная бумага, фломастеры, оракал, ткань, клей и прочее | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
5.10 | Работа на заданную тематику с выбором техники и средств (выставочная тематика) | 3 | Задачи: самостоятельное создание композиции и выбор наилучших средств решения. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, гуашь, акварель, маркеры, тушь, кисти, перо и прочее. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
5.11 | Многофигурная композиция с натуры. | 8 | Задачи: пространственно - конструктивное построение композиции с учетом знаний перспективы и анатомического строения людей. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаши разной твердости, ластик, перо, тушь, кисти . | В аудитории индивидуально Занятие с натуры | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого: 18 | 18 | | | | |
2 полугодие | |
7. | Дипломный творческий проект. | | | | | |
7.1. | Самостоятельное выполнение работы на выбранную тематику в любой технике (дипломная или зачетная) 1.Сбор материала. 2.Эскиз. 3.Работа над изделием. 4.Защита проекта. | 18 | Задачи: самостоятельная постановка целей работы, возможных вариантов ее решения, поиск выразительности художественного образа. Возможные варианты – серия иллюстраций, декоративное панно, серия плакатов и другие. Материалы: различные, в зависимости от темы и способа реализации. | В аудитории индивидуально | Беседа, демонстрация практическая работа | |
| Итого: 18 | 18 | | | | |
| Итого: 36 | 36 | | | | |
Всего: 144 | |
1. Основные понятия и средства графики.
2. Принципы построения светотени и моделировки формы предмета
тоном.
3. Способы передачи материальности и плановости.
4. Технические приемы рисунка карандашом, пером, сангиной, углем, пастелью,
5. Законы линейной и воздушной перспективы.
6. Порядок и методы работы над натюрмортом, наброском.
2. Грамотно компоновать натюрморт, пейзаж в листе;
3. Выполнять работу поэтапно – от сбора материала и эскиза до завершения работы;
4. Тонально моделировать объемы предметов натюрморта, подчиняя их пространственным отношениям и планам;
5. Уметь завершать работу, добиваясь богатства и цельности формы.
6. Уметь пластически верно изображать человека.
- осуществлять учебно-исследовательскую работу.
- вести полемику и участвовать в дискуссии.
- навыки работы в коллективе.
Записи в журнале.