Муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации Майского муниципального района»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5
г.Майского»
ПРИНЯТА
на педагогическом Совете
Протокол №_
от 30 мая 2022 г.
СОГЛАСОВАНА
зам.директора
по УВР
30 мая 2022 г
__________ О.П.Гречкина
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ СОШ №5 г. Майского
от 31мая № 211-ОД
__________/Т.М. Корнейчук
ЛЕТНЯЯ КРАТКОСРОЧНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественно-творческая направленность
«Радуга творчества»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 4 недели , 16 часов
Адресат: учащиеся в возрасте 7-9 лет
Фома обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
Карданова Любовь Владимировна,
педагог дополнительного образования
КБР, г. Майский
2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
Учебно-тематический план. Содержание программы.
1.4.Планируемые результаты освоения программы.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Календарный учебный график
2.2.Условия реализации программы
2.3.Формы аттестации
2.4.Оценочные материалы
2.5.Методическое и дидактическое обеспечение программы
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочая программа
Рабочая программа воспитания
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Радуга творчества" имеет художественно-творческую направленность, так как ориентирована на активизацию на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей, самореализации в творческой деятельности. Программа составлена в соответствии с требованиями нормативно - правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273;
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(далее – ФЗ № 273);
Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (далее – Концепция);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ;
Федеральный проект "Успех каждого ребенка", утвержденный 07 декабря 2018 г.;
Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 г. № 170 "Об утверждении методики расчета показателя национального проекта "Образование" "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием"";
Приказ Министерства экономического развития РФ Федеральной службы Государственной статистики от 31 августа 2018 г. № 534 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием детей";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014г. № 2 "Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 103 "Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий" (Зарегистрирован 19.03.2020 № 57788);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 г. № 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г., регистрационный № 25016);
Письмо Минобрнауки РФ "О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей" № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 г.;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ;
Приказ Минобразования КБР № 778 от 17.08.2015 г. "Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике";
Устав МКОУ "Прогимназия №13 г.Майского";
Учебный план МКОУ "Прогимназия №13 г.Майского";
Другие действующие внутренние локальные акты МКОУ "Прогимназия №13 г.Майского".
Направленность программы – художественно-творческая.
Актуальность и новизна программы.
Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений. Используя полученные знания, ученики уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь шаблонами и схемами. Дети с удовольствием создают объёмные фигурки животных, людей, сказочных героев, машинки, фрукты мебель. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Данная программа предлагает широкий спектр деятельности детей (лепка, аппликация, оригами), создание макетов и моделей, игры и соревнования с этими моделями.
Новизна программы - в практической ориентированности изделий, в работе с разными по фактуре и структуре материалами и их сочетанием. Совершенствование мелкой моторики рук происходит наряду с развитием технического сознания. Занятия, полученные на занятиях, учат детей аккуратности, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца, видеть изделие в перспективе, знать основы технической грамоты.
Программа способствует:
развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
формированию культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
формированию навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных особенностей;
выявлению одаренных детей с наклонностями в области технического творчества.
Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность образовательной программы видится в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе, с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных технологий при выполнении индивидуальных заданий.
Отличительные особенности программы. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому учащемуся реально открыть для себя необычный научно – технический мир, проявлять и реализовывать свои научные способности. Программа предоставляет каждому обучающемуся свободу для решения общей задачи. По мере реализации программы способность детей к целенаправленной научной деятельности должна стать критерием научного развития обучающихся.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 7-9 лет в системе дополнительного образования. Особенностью ее также является возможность индивидуального подхода к ребенку в построении траектории личностного развития. Для обучения принимаются все желающие.
Уровень программы ознакомительный.
Объем и сроки реализации программы: 16 часов – 4 недели
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 4 академических часа в неделю по 40 мин.с перерывом 10 мин.
Количество учащихся: 10 - 12 человек.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в творческой работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
закрепление и расширение знаний, полученных на уроках изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствование их систематизации;
обучение различным приемам работы с бумагой и пластилином;
формирование умения следовать устным инструкциям.
Развивающие:
развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков;
развитие у детей способности работать руками, приучение к точным движениям пальцев, совершенствование мелкой моторики рук, развивает глазомер;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
воспитание интереса к художественному творчеству;
гармонизация общения и взаимоотношений детей;
расширение коммуникативных способностей детей. Содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных;
воспитание социальных эмоций, стремления к самореализации социально адекватными способами, стремления соблюдать нравственно – этические нормы;
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Принципы обучения:
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
принцип доступности обучения;
принцип наглядности;
принцип целенаправленности.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Всего | В том числе |
теория | практика | Формы аттестации/ контроля |
Раздел 1. Аппликация (4 ч) |
1 | Знакомство с техникой аппликация. Аппликация "Павлин" | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассуждение, обсуждение, создание модели |
2 | Аппликация "Парусник" | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассуждение, обсуждение, создание аппликации |
Раздел 2. Конструирование (4 ч) | |
3 | Знакомство с техникой конструирования. Развертка. "Автобус" | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассуждение, обсуждение, создание модели |
4 | Развертка. "Корова" | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассуждение, обсуждение, создание модели |
Раздел 3. Оригами (4 ч) | |
5 | Знакомство с техникой оригами. Оригами "Лягушка" | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассуждение, обсуждение, создание модели |
6 | Оригами "Щенок" | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассуждение, обсуждение, создание модели |
Раздел 4. Лепка (4 ч) |
7 | Знакомство со свойством пластилина. "Животные зоопарка" | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассуждение, обсуждение, создание модели |
8 | "Детская площадка" | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассуждение, обсуждение, создание модели |
Итого: | 16 часов | |
Содержание образовательной программы
Аппликация (4 часа)
Теория. Знакомство с правилами поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами. Знакомство с историей бумаги. Беседа по теме занятия. Выбор сюжета композиции, обсуждение деталей выполнения работы.
Практика. Сгибание бумаги на равные части. Работа с ножницами, разрезание бумаги по линиям сгиба, выполнение надреза. Создание плоскостных и объемных композиций. Упражнение в вырезании, надрезании, вырезании мелких деталей, наклеивании. Отработка навыков применения инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.)
Конструирование (4 часа)
Теория. Беседа по теме занятия. Виды конструирования из бумаги. Конструирование поделок и игрушек из разных видов бумаги. Знакомство с практическим применением созданных поделок. Обсуждение этапов выполнения работы.
Практика. Отработка навыков сгибания бумаги в разных направлениях, надрезания, вырезания мелких деталей, склеивания, применения инструментов. Создание поделок, используя готовые развертки.
Оригами (4 часа)
Теория. Знакомство с историей оригами. Термины, принятые в оригами. Понятие "Базовые формы". Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.
Практика. Складывания изделий на основе простых базовых форм.
Лепка (4 часа)
Теория. Знакомство с материалом – пластилином и его видами (кусковой, восковой, шариковый, скульптурный). Изучение свойства и приемы работы с каждым из них. Знакомство с понятием "пропорция", "симметрия". Выбор персонажей. Придумать, как содержание сюжета можно выразить с помощью пластилина.
Практика. Выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Лепка из целого куска, комбинированным и конструктивным способами, используя приемы оттягивания, соединения частей, прижимая и примазывая их. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
1.4.Планируемые результаты освоения программы.
Предметные результаты:
иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое;
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.
Личностные результаты:
познавательная активность, интерес к получению новой информации;
коммуникативная самостоятельность, потребность в деловом общении;
опыт позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
представление детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию; интерес к познанию рукотворного мира.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию);
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Способы выявления – педагогическое наблюдение.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1.Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
4 недели | 01.06.2022 | 31.06.2022 | 4 недели | 16 часов | 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 мин. |
2.2.Условия реализации программы
достаточное количество посадочных мест;
инвентарь для проведения занятий (журналы и книги по работе с бумагой, альбом для лучших работ, белая и цветная бумага, цветной картон, гофрированная бумага, калька, салфетки, линейки, треугольники, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, клей ПВА, бумажные салфетки, пластилин).
В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия. Большая часть дидактического материала изготавливается преподавателем: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.), таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени, альбомы с образцами, фотографиями.
2.3.Формы аттестации
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. После каждого урока дается оценка эффективности занятия, которая предполагает анализ творческой активности учеников, уровня освоения ими способов действия и операций, а также оценку эффективности занятия. Проводятся итоговые занятия по каждому блоку программы с целью закрепления полученных знаний и умений.
2.4.Оценочные материалы
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
2.5.Методическое и дидактическое обеспечение программы
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную работу учащихся по созданию поделок из бумаги.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, демонстрации детских работ, конкурсы. Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий выполнения в рамках изученного содержания.
Выбор исполнения работы зависит от вида и сложности задания.
По способу организации детей, работа на занятиях может быть индивидуальной и коллективной, комплексной (интегрированной).
Процесс обучения данному предмету строится на взаимодействии ребенка с преподавателем и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека, развиваются навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях. Одно из важнейших условий полноценного развития детей в процессе занятий - это осуществление индивидуального подхода, который должен базироваться на знании индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов.
Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им.
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.
2.Горский, В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование.— 2019, №1.
3. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред. сост. З.И. Невдахина.— Вып.3.—М.: Народное образование, 2017.
4. Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: «Просвещение», 1982.
5.Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018.
6. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.
7. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с
8. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с.
Список литературы для обучающихся и родителей
1.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами от простых фигурок до сложных форм. - М.: «Оникс», 2008
2. Выгонов В. Оригами. – М.: Издательский Дом МСП, 2006
3. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. – М.: АСТ, Донецк, Сталкер, 2007
4. Проснякова Т. Забавные фигурки модульного оригами. - М.: «АСТ-Пресс», 2010.
5.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.
6.Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для первого класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.