СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по декоративно-прикладному творчеству «Волшебная ленточка»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, что является одним из целевых ориентиров Концепции развития дополнительного образования.

 

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по декоративно-прикладному творчеству «Волшебная ленточка»»

Комитет по управлению образованием

Администрации муниципального района

«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»




Принята на заседании педагогического совета МБУДО «ДЮЦ»

Протокол№3 от«28»мая 2021г.

Принята с изменениями

на заседании педагогического совета МБУДО «ДЮЦ»

протокол №2 от «12»ноября2021г.

Утверждаю:

Директор МБУДО «ДЮЦ»

КовригинаТ.В.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по декоративно-прикладному творчеству

«Волшебная ленточка»


(Стартовый уровень)




Направленность: художественная.

Возраст обучающихся: 7- 12 лет.

Срок реализации программы:1 год.

Объем программы: 72 часа.


Разработчик: Черных Инна Владимировна, педагог дополнительного образования





КРАСНОКАМЕНСК

2022 год

Оглавление

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 3

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цель и задачи программы 6

1.3. Содержание программы 7

1.4. Планируемые результаты 17

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 18

2.1. Календарный учебный график 18

2.2. Условия реализации программы 21

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы 22

2.4. Методические материалы 24

2.5. Рабочая программа воспитания (приложение 6) 25

Список литературы 26

Приложение 1 27

Критерии оценивания готового продукта творческой деятельности 27

Приложение 2 28

Критерии оценивания 28

Приложение 3 29

Правила безопасности проведения занятий при работе с термоклеевымпистолетом: 29

Приложение 4 29

Правила безопасности проведения занятий при работе с ножницами и колющими предметами: 29

Приложение 5 29

Правила безопасности проведения занятий при работе со свечой и спичками (зажигалкой): 29

Приложение № 6 Рабочая программа воспитания 30




Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству «Волшебная ленточка» составлена в соответствии с

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;

  • Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

  • Письмом Минобрнауки  Российской Федерации  от 11.12.2006 г. № 06-1844  «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»;

  • Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

  • Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226);

  • Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04;

  • Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» города Краснокаменска.

  • Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУДО «ДЮЦ»;

  • Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБУДО «ДЮЦ».

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.


Направленность программы – художественная.

Уровень сложности программы – стартовый. Программа направленна на ознакомление обучающихся с простейшими приемами создания изделий в технике «канзаши».


Для обучения по программе требуется применение средств сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования.


Культура нашей страны велика и многообразна, со своими особенностями, которые необходимо знать каждому гражданину нашей Родины. Однако современный мир в эпоху толерантности не возможен без знания культур других народов мира. Культура Японии одна из интереснейших культур мира, а творческий подход самый интересный способ знакомства с ней. С распространением электронных и компьютерных технологий на второй план отошли творения рук человеческих. Декоративно-прикладное искусство является одним из самых действенных и что очень важно, деятельных средств эстетического воспитания, так как даёт возможность не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками. Именно поэтому я разработала программу кружка где можно было бы синтезировать научный подход с творческим.

Канзаши (Kanzashi) — украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах. В переводе с японского «канзаши» - шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое стало популярным далеко за пределами Японии.

В современное время «канзаши» - это и заколки, и шпильки, и гребни незабываемой красоты, а также различные предметы одежды и интерьера. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Среди известных видов рукоделия «канзаши» занимает особое место. Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на занятиях применяется наглядный метод (демонстрация алгоритма изготовления изделий педагогом), индивидуальные работы с каждым обучающимся, игровые моменты. В ходе занятия осуществляется контроль за соблюдением правил безопасности при работе с инструментами.

Актуальность


Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, что является одним из целевых ориентиров Концепции развития дополнительного образования.


Категория учащихся

Возраст обучающихся от 7 до 12 лет. В группы принимаются все желающие. Для обучения по программе требуется применение средств сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования.


Форма обучения –очная.

Срок реализации программы – 1год.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 72 часа. Количество учебных недель – 36.



Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность академического часа 45 минут, продолжительность перерыва 15 минут.


Максимальная наполняемость групп на стартовом уровне – 15 человек, на базовом уровне – 15 человек.


    1. Цель и задачи программы


Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии путем организации деятельности по созданию изделий в технике «канзаши».


Задачи

  1. Обеспечить освоение обучающимися приемов создания различных изделий в технике «канзаши», с использованием различных материалов.

  2. Обеспечить формирование и развитие творческих способностей, обучающихся путем создания собственных украшений в стиле «канзаши».

  3. Сформировать культурубезопасного труда при обращении со специальными инструментами (игла, ножницы, клеевой пистолет, зажигалка).



    1. Содержание программы


«Знакомство с искусством «канзаши».


Раздел

Тема

Всего часов

Теор.

Кол-во часов

Практ. Кол-во часов

Форма аттестации (контроля)


Комплектование групп


2

0

2


1

Введение. 1 ч.

История возникновения техники

Инструменты и приспособления, оборудование Правила безопасной работы на занятиях

1





0





1






Фронтальный опрос, наблюдение




2

Материалы и заготовки для изготовления поделки на «день учителя»

в технике канзаши

- 2часа

Подборка материалов для поделки



Сборка поделки

1





1

1





0

0





1

Фронтальный опрос




Практическое занятие. (входная диагностика)

3

Изготовление лепестков, используемых для создания цветов, 9 часов














Технология изготовления лепестков


Острый лепесток


Двухцветный острый лепесток (1 вариант)



Изготовление двойных лепестков разными способами


Каникулярное мероприятие 1 час

2




2



2





2




1

2




0



0






0




0

0




2



2





2





1

Фронтальный опрос



Практическое занятие.


Практическое занятие.





Практическое занятие

4

Изготовление поделки ко дню матери с использованием техники «канзаши» 4 часа

Подборка материала


Изготовление открытки (поделки)



2



2











0



0











2



2





Фронтальный

Опрос


Практическое занятие



5

Украшения. Аксессуары

3 часа







Украшение аксессуаров цветами в стиле «канзаши»:


Банты на резинках


1





2




0





0




1





2




Фронтальный опрос




Практическое занятие

6

Новогодние украшения

8 часов













Новогодний шар, изготовление деталей из цветной офисной бумаги


Сборка новогоднего шара


Мастерская Деда Мороза


2







2




4




0







0




0


2







2




0


Практическое занятие.







Практическое занятие



Практическое занятие

7

Мастер – класс по изготовлению поделки на 23 февраля, 2часа

изготовление поделки в технике «канзаши»

2

0

2

Практическое занятие

8

Мастер класс по изготовлению поделки или открытки на 8 марта в технике «канзаши» - 2 часа

Мастер класс по изготовлению поделки или открытки в технике «канзаши»

2

0

2

Показательно – практическое занятие

9

Брошь «канзаши» к 9 мая 6 часа

Знакомство с Георгиевской ленточкой и триколором


Изготовление украшения в виде броши из георгиевской ленты

Изготовление броши из триколора.

2





2






2

2





0






0

0





2






2

Беседа






Практическое занятие




Практическое занятие

10

Изготовление сложного лепестка с «висюльками» 6 часов

Изготовление сложного лепестка


Способы изготовления «висюлек»


Сборка сложного лепестка с висюльками в бант

2




2




2

0




0




0

2




2




2

Практическое занятие



Практическое занятие



Практическое занятие

11

Предметы интерьера по выбору учащихся,

6 часов


Украшение в стиле «канзаши» бытовых предметов и предметов интерьера:

- бокалы;

- рамки для фотографий.

2






2


2

2






0


0

0






2


2

Фронтальный опрос, беседа





Практическое занятие

Практическое занятие

12

Сувениры и подарки 12часов.

Изготовление сувениров в технике «канзаши»:

Шляпки;

Изготовление сувенира на вербное воскресенье;

Подарочные упаковки «Конфетка»;


Изготовление поделки ко дню пожарной охраны

2




2


2





2




4

2




0


0





0




0

0




2


2





2




4

Фронтальный опрос



Практическое занятие


Практическое занятие



Практическое занятие



Практическое занятие

13

Подготовка к последнему звонку в технике «канзаши»

6 часов

Изготовление объемных лепестков для банта


Изготовление «висюлек»


Сборка объемного банта с висюльками

2





2



2

0





0



0

2





2



2

Практическое занятие




Практическое занятие


Практическое занятие


14

Контрольное занятие 2 часа

Выставка работ

1

0

1

Выставка работ. (Промежуточная аттестация).


Каникулярное мероприятие часов 1 час





Просмотр киноурока

1



1

0



1

1



1

Фотоотчет


Итого:


72

11

61




Содержание учебного плана


Раздел 1. Введение – 1 час


Тема 1. История возникновения техники «канзаши». Инструменты и приспособления, оборудование

Теория. Знакомство с теорией возникновения канзаши, с инструментами, которые нужны для изготовления банта – ножницы, игла, зажигалка, клеевой пистолет

Форма контроля. Создание памятки по технике безопасности Фронтальный опрос, наблюдение



Раздел 2. Материалы и заготовки для изготовления поделки на «день учителя» в технике «канзаши» - 2часа

Тема 1. Материалы для изготовления поделки.

Теория. Подборка материала для изготовления поделки из бросового материала с добавлением алиментов канзаши.

Форма контроля. Беседа


Тема 2. Сборка поделки. (входная диагностика).

Практика. Сборка поделки

Форма контроля. Практическое занятие


Раздел 3. Изготовление лепестков, используемых для создания цветов – 9 часов.


Тема 1. Технология изготовления лепестков

Теория. Знакомство с различными видами лепестков (круглые, острые) и технологией их изготовления.

Практика. Создание пошаговой схемы «Создание круглого (острого) лепестка в технике «канзаши».

Форма контроля. Фронтальный опрос. Практическое занятие.


Тема 2. Острый лепесток

Практика. Изготовление острого лепестка из атласной ленты шириной 2,5см.

Форма контроля. Практическое занятие


Тема 3. Двухцветный острый лепесток (1 вариант)

Практика. Изготовление острого лепестка из атласной ленты шириной 2,5 см с комбинированием различных цветов атласной ленты.

Форма контроля. Практическое занятие.


Тема 4. Изготовление двойных лепестков разными способами

Практика. Изготовление двойного лепестка из атласной ленты необычным способом.

Форма контроля. Практическое занятие.


Каникулярное мероприятие – по плану.


Раздел 4. Изготовление поделки ко дню матери с использованием техники «канзаши»- 4 часа


Тема 1. Подборка материала для изготовления поделки

Теория. Подбор по цветовой композиции, подбор дополнений (бусинки, крепление)

Форма контроля. Фронтальный опрос.


Тема 2. Изготовление открытки (поделки)

Практика. Изготовление открытки из фоамирана глитерного.

Форма контроля. Практическое занятие.


Раздел 5. Украшения. Аксессуары 3 часа.

Тема 1. Украшение аксессуаров цветами в стиле «канзаши»

Теория: Способы украшения аксессуаров атласной лентой, знакомство с атласной лентой различной шириной.

Форма контроля. Фронтальный опрос.


Тема 2. Украшения банта на резинке

Практика. Изготовление банта из атласной ленты шириной 2,5см и крепление на резинку

Форма контроля. Практическое занятие.


Раздел 6. Новогодние украшения 8 часов

Тема 1. Новогодний шар, изготовление деталей из цветной офисной бумаги

Теория. Беседу на тему: «Новый год», традиции и украшения.

Практика. Просмотр мастер класса по изготовлению объемного цветка из бумаги, изготовление лепестков по готовому шаблону.

Форма контроля. Фронтальный опрос. Практическое занятие.

Тема 2. Сборка новогоднего шара


Практика. Сборка изготовленных лепестков в новогодний шар.

Форма контроля. Практическое занятие


Тема 3. Мастерская Деда Мороза

Практика. Изготовление поделки с добавлением парчи.

Форма контроля. Практическое занятие


Раздел 7. Мастер – класс по изготовлению поделки на 23 февраля

- 2 часа

Тема 1. Мастер класс по изготовлению поделки в технике «канзаши»

Практика. Изготовление поделок из лент

Форма контроля. Практическое занятие


Раздел 8. Мастер класс по изготовлению поделки или открытки на 8 марта в технике «канзаши» - 2 часа

Тема 1. Мастер класс по изготовлению поделок в технике «канзаши»

Практика. Просмотр мастер класс по изготовлению поделок

Форма контроля. Показательно – практическое занятие


Раздел 9. Брошь «канзаши» к 9 мая 6 часа

Теория. Что означает георгиевская лента? (обсуждение с детьми (9 мая, что с этим днем связано.


Тема 1. Знакомство с Георгиевской ленточкой и триколором.

Теория. Знакомство с новой разновидностью лент.

Форма контроля. Фронтальный опрос. Практическое занятие.


Тема 2. Изготовление украшения в виде броши из георгиевской ленты.

Практика. Изготовление броши из георгиевской ленты и изготовление банта из атласной ленты в трех цветах – белый, красный синий.

Форма контроля. Практическое занятие


Тема 3. Изготовление броши из триколора.

Практика. Изготовление броши из триколора, с добавлением банта из атласной ленты черного и оранжевого цвета.

Форма контроля. Практическое занятие


Раздел 10. Изготовление сложного лепестка с «висюльками»6 часов

Тема 1. Изготовление сложного лепестка.

Практика. Знакомство с новым видам лепестка и технологией его изготовления

Форма контроля. Практическое занятие


Тема 2. Способы изготовления «висюлек».

Практика. Изготовление висюлек из атласной ленты шириной 0,6 см. разными способами их варка (накручивание ленты на трубочку фиксируя края фольгой и варка трубочек 15 минут).

Форма контроля. Практическое занятие


Тема 3. Сборка сложного лепестка с висюльками в бант

Практика. Сборка сложного банта, правильное крепление висюлек к банту, добавление страз, заколки либо резинки по выбору обучающегося.

Форма контроля. Практическое занятие


Раздел 11. Предметы интерьера по выбору учащихся 8 часов

Тема1. Украшение в стиле «канзаши» бытовых предметов и предметов интерьера

Теория.

Форма контроля. Фронтальный опрос


Тема 2. Бокалы.

Практика: просмотр мастер класса «Одежда для бокалов в технике «канзаши»», Изготовление одежды для бокалов и декорирование бокалов стразами, полу бусинами.

Форма контроля. Практическое занятие


Тема 3. Рамки для фотографий.

Практика. Изготовление своими руками рамки для фотографии из плотного картона и атласной ленты.

Форма контроля. Практическое занятие


Раздел 12. Сувениры и подарки 6 часов

Тема 1. Изготовление сувениров в технике «канзаши»

Практика. Просмотр мастер классов по изготовлению различных сувениров в технике «канзаши», обсуждение.

Форма контроля. Практическое занятие


Тема 2. Изготовление сувенира на вербное воскресенье.

Практика. Просмотр мастер классов по изготовлению вербы разными способами


Тема 3. Шляпки.

Практика. Изготовление шляпки из фоамирана глитерного, ее декорирование.

Форма контроля. Практическое занятие


Тема 3. Подарочные упаковки «Конфетка»

Практика. Изготовление подарочной упаковки в виде «конфетки» из креп бумаги.

Форма контроля. Практическое занятие


Тема 4. Изготовление поделки ко дню пожарной охраны

Практика. Изготовление куклы пожарного.


Раздел 13. Подготовка к последнему звонку в технике «канзаши» 6 часов.

Теория. Обсуждение темы «Последний звонок», традиции. Обсуждение нарядов к этому дню и украшения. Просмотр мастер классов


Тема 1. Изготовление объемных лепестков для банта.

Практика. Изготовление лепестков для объемного банта, сборка

Форма контроля. Практическое занятие


Тема 2. Изготовление «висюлек».

Практика.

Форма контроля. Практическое занятие


Тема 3. Сборка объемного банта с висюльками

Практика. Сборка банта, правильное крепление «висюлек» к бантам и крепление банта к резинке. Закрепление.

Форма контроля. Практическое занятие


Раздел 14. Контрольное занятие 2 часа

Практика. Доделывание работ. Оформление выставки детских работ

Форма контроля. Выставка работ. (Промежуточная аттестация).


Раздел 15. Каникулярные мероприятия 1 час.

Экскурсии по городу, посещение выставок и праздников.

Практика. Посещение выставок и праздников с целью сравнения наших работ и работ мастериц. Обсуждение. Фото отчет.

Форма контроля. Фото отчет. Анализ мероприятия















    1. Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- историю возникновения «канзаши»;

- применяемые инструменты и правила безопасной работы с ними

- материалы и их свойства;

- технологический процесс изготовления сувениров в технике «канзаши».

- историю развития народного рукоделия: вышивки, аппликации в технике «канзаши».

- технику выполнения простейших изделий.

- правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.

- что такое сочувствие проявления чувства долга в наше время – в быту и в экстремальных ситуациях

- что такое экология в современном мире, особенностей проявления героизма в наше время – в быту и в экстремальных ситуациях,

Уметь:

- самостоятельно выполнять простейшие лепестки, собирать их в цветок.

- выполнять алгоритм построения композиции.

- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;

- принципы построения композиции.

- изготавливать различные изделия и сувениры в технике «канзаши».

- самостоятельно подбирать цветовую гамму из атласных лент.

- работать с инструментом: иглы, ножницы, зажигалка.

- умение анализировать и оценивать поступки других и свои поступки




Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
    1. Календарный учебный график

Содержание

Возрастные группы





1группа

2группа

3группа

4 группа

5 группа

6 группа

7 группа

8 группа

Уровень программы

Стартовый, базовый

Стартовый, базовый

Стартовый, базовый

Стартовый, базовый

Стартовый, базовый

Стартовый, базовый

Стартовый, базовый

Стартовый, базовый

Возраст обучающихся

7-12

7-12

7-12

7-12

7-12

7-12

7-12

7-12

Дата начала учебного года

06.09.2022

07.09.2022

08.09.2022

09.09.2022


10.09.2022


06.09.2022


07.09.2022


08.09.2022

Дата окончания учебного года

23.05.2023

24.05.2023

25.05.2023


26.05.2023


27.05.2023


23.05.2023


24.05.2023


25.05.2023

Кол-во учебных недель, в том числе

36

36

36

36

36

36

36

36

1 полугодие

17

17

17

17

17

17

17

17

2 полугодие

19

19

19

19

19

19

19

19

Количество учебных дней

72

72

72

72

72

72

72

72

Количество занятий в неделю

1

1

1

1

1

1

1

1

Объем программы

72 часа

72часа

72часа

72часа

72часа

72часа

72часа

72часа

Продолжительность академического часа

45

45

45

45

45

45

45

45

Праздничные дни




4 ноября, 1-9 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая,9мая




Последовательность изучения содержания учебного плана


Тема

Кол-во часов

Сентябрь 5 часов

Раздел 1. Введение. (3 часа)

Комплектование групп

2

История возникновения техники «канзаши». Инструменты и приспособления, оборудование. Правила безопасной работы на занятиях

1

Подборка материалов для поделки

1

Раздел 2. Материалы и заготовки для изготовления канзаши 2часа


Подборка материалов для поделки


Сборка поделки.

1

Раздел 3. Изготовление лепестков, используемых для создания цветов, 9 часов


Октябрь 8 часов


Технология изготовления лепестков

2

Острый лепесток

2

Двухцветный острый лепесток (1 вариант)

2

Изготовление двойных лепестков разными способами

2

Каникулярное мероприятие


Ноябрь 7 часов


Раздел 4. Изготовление поделки ко дню матери с использованием техники «канзаши» - 4 часа


Подборка материала для изготовления поделки

2

Изготовление поделки

2

Раздел 5. Украшения и аксессуары 3 часа


Украшения и аксессуары, выполненные в технике «канзаши»

1

Банты на резинках

2

Декабрь 8 часов


Раздел 6. Новогодние украшения 8 часов


Новогодний шар, изготовление деталей из цветной офисной бумаги

2

Сборка новогоднего шара

2

Мастерская Деда Мороза

4

Январь 2 часа.


Раздел 7. Мастер – класс по изготовлению поделки на 23 февраля – 2 часа


Просмотр мастер классов по изготовлению поделок и изготовление понравившейся (по выбору ребенка)

2

Февраль 10 часов


Раздел 8. Мастер класс по изготовлению поделки или открытки на 8 марта в технике «канзаши» – 2 часа

2

Изготовление поделки на 8 марта

2

Раздел 9. Брошь «канзаши» к 9 мая 6 часа


Знакомство с Георгиевской ленточкой и триколором

2

Изготовление украшения в виде броши из георгиевской ленты

2

Изготовление броши из триколора.

2

Март 10 часов


Раздел 10. Изготовление сложного лепестка с «висюльками» 6 часов


Изготовление сложного лепестка

2

Способы изготовления «висюлек»

2

Сборка сложного лепестка с висюльками в бант

2



Раздел 11. Предметы интерьера по выбору учащихся 8 часов


Украшение в стиле «канзаши» бытовых предметов и предметов интерьера:

2

- бокалы;

2

Апрель 12 часов


- рамки для фотографий.

2

Раздел 12. Сувениры и подарки 12 часов


Изготовление сувениров в технике «канзаши»:

2

Шляпки;

2

Изготовление сувенира на вербное воскресенье

2

Подарочные упаковки «Конфетка»

2

Изготовление поделки ко Дню пожарной охраны

2

Май 6 часов


Раздел 13. Подготовка к последнему звонку в технике «канзаши» 6 часов


Изготовление объемных лепестков для банта

2

Изготовление «висюлек»

2

Сборка объемного банта с висюльками

2

Раздел 14. Контрольное занятие


Выставка работ

2

Раздел 15. Каникулярные мероприятия

1





    1. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение программы. Программу реализует педагог дополнительного образования. Педагог постоянно повышает уровень профессионального мастерства.



Раздел программы

Материально-техническое обеспечение (оборудование, инструменты, материалы)

Информационное обеспечение

«Знакомство с техникой «канзаши»»

Компьютер, проектор, образец


Презентация: «Канзаши – это…».

Наглядные изделия, сделанные в технике «канзаши».

«Работа с атласной лентой»


Компьютер, проектор, образец

Для каждого ребенка: атласная лента разных цветов, фетр или фетровые кружочки, белы резинки, заколочки, простой карандаш, линейка, ножницы, зажигалка, клеевой пистолет, клеевые стержни, шаблоны, трафареты.

Презентация: «Астра из атласной ленты».


«Работа с глитерным фоамираном»


Компьютер, проектор.

Для каждого ребенка: глитерный, зефирный фоамиран разных цветов, белый фетр или фетровые кружочки, простой карандаш, линейка, ножницы, зажигалка, игла, клеевой пистолет, клеевые стержни, шаблоны, трафареты.


Презентация: «Снежинка из парчи и атласной ленты».

«Работа с природным и бросовым материалом»

Для каждого ребенка: простой карандаш, линейка, ножницы, цветной картон, цветная бумага, фломастера, шишки, краски, листья, клеевой пистолет, клеевые стержни, шаблоны, трафареты.


Презентация:

«Вторая жизнь природному и бросовому материалу»



    1. Формы аттестации и оценочные материалы

Основной формой аттестации (текущего контроля) является практическое творческое задание. Результатом выполнения практического творческого задания является продукт творческой деятельности, оцениваемый по критериям (Приложение 1.)


  1. Текущий контроль


Входная диагностика

Проводится с целью определения начального уровня сформированности планируемых результатов образования, предусмотренных программой.

Оценка умений обучающихся


Форма проведения: собеседование, практическое задание.


Практическое творческое задание (возраст детей 7-12 лет).

Изготовить простой бант в технике «канзаши».


Входная диагностика предусматривает оценку творческой активности, целеустремленности, нравственности обучающегося, оцениваемым по критериям (Приложение 2)


Текущий контроль по итогам освоения тем, разделов Программы

Проводится с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов ДООП и индивидуализации форм и методов в дальнейшей организации образовательного процесса в зависимости от уровня освоения обучающимся программного материала.

Основной формой текущего контроля является практическое творческое задание, результаты которого оформляются в форме выставки. Критерии оценивания (Приложение 1).

Промежуточная аттестация

Целью промежуточной аттестации в МБУДО «ДЮЦ» является выявление уровня освоения планируемых результатов ДООП.

Промежуточная аттестация предусматривает оценку достижения планируемых результатов образования по следующим критериям:

  1. Оценка умений обучающихся

Оценка образовательного планируемого результата производится в форме практического творческого задания.

Практическое творческое задание

Изготовить украшение объемный белый бант с висюльками, используя технику «канзаши». Использовать различные виды лент.

Критерии оценивания (Приложение 2).

  1. Творческая активность, целеустремленность, нравственность. (Критерии оценивания в приложении 3).


Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации фиксируются в Мониторинговой карте объединения (см. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУДО «ДЮЦ»)

Оценочные материалы











    1. Методические материалы


Программа предусматривает использование различных методов и приемов обучения и воспитания.

Методы по уровню включения в продуктивную творческую деятельность:

  • объяснительно-иллюстративные;

  • репродуктивные;

  • частично-поисковые.

Методы стимулирования активности детей (познавательной и творческой):

  • игра;

  • создание эмоционально-окрашенных ситуаций;

  • поощрение;

  • чередование видов деятельности.

Методы воспитания и развития:

  • словом, делом, игрой, общением, отношением.

  • развивающая, познавательная игра;

  • самостоятельная работа;

  • коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля:

  • игры, викторины, тесты;

  • самооценка;

  • выставка детских работ.



Методика проведения занятий

Каждое занятие строится по следующей схеме: в начале занятия несколько минут отводится организационному моменту, где проверяется готовность детей к работе, готовится рабочее место. Затем следует само занятие, в котором можно выделить следующие этапы:


1 этап.Беседа или рассказ. Информация по каждой теме программы. Данный этап включает в себя теоретическую и практическую часть. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах прикладного творчества. Теоретическая часть сопровождается показом наглядных пособий, используемых на занятиях и имеет большое значение в усвоении нового материала. Наглядные материалы позволяют учащимся приобрести разносторонние представления о каком-либо образе, способствуют более прочному усвоению знаний. К основным видам наглядных пособий относятся: шаблоны изделий, готовые изделия.

2 этап.Практическая часть – выполнение работы. Это наиболее сложный этап, состоящий из нескольких частей:

  1. Выбор определенной модели банта (при работе с лентой)

  2. Выбор цвета для создания своего банта, композиции.

  3. Изготовление бантов.

  4. Работа с заготовками из лент, с различного шаблона.

  5. Выставки готовых изделий.

Во время практической работы проводятся динамические паузы и минутки фантазии.

  1. этап. Подведение итогов и оценка работы


Педагогические технологии:


1. технология проектного обучения

2. технология сотрудничества

3. используемые дистанционные образовательные технологии.



Правила безопасности проведения занятий при работе с термоклеевым пистолетом. Приложение 4.


Правила безопасности проведения занятий при работе с ножницами и колющими предметами. Приложение 5.


Правила безопасности проведения занятий при работе со свечой и спичками (зажигалкой). Приложение 6.


    1. Рабочая программа воспитания (приложение 6)


Список литературы
  1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации: Методическое пособие. – М., 2016 – 10 с.

  2. Глазатова Я.О. Психологические особенности учащихся подросткового и юношеского возраста и психология педагогической деятельности в дополнительном образовании. Методическое пособие.
    /Министерство образования и науки Челяб. обл.; «Дворец учащейся молодежи «Смена»». – Челябинск, 2016г. - 53 с.

  3. ДонателлаЧоттиил. (Энциклопедия) Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия - М.:АСТ-ПРЕСС,2001.-160с.

  4. Журнал Пуговка № 4 . Выкройки, схемы, идеи, советы2011г.

  5. Зайцева А. Вышивка лентами. Большая энциклопедия. -М.: ЭКСМО,2010. -192с.:

  6. Зайцева О. Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи. Практическое руководство.

  7. Зайцева А. Цветы из ткани. Идеи для декора одежды и интерьера./ Моисеева Е. – М.: издательство, 2000 - 55 с

  8. Токарева Е. Цветы из ткани и лент. Красиво и просто- Эксмо –Пресс, 2014 – 32 с.

  9. Хюбнер Христиане Канзаши. Японские украшения для волос и аксессуары – М.: издательство, 1994.- 77с.


Интернет-ресурсы:

  1. Искусство канзаши для начинающих. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=knAbg2sk0oM

  2. Канзаши для начинающих от Анастасии Куликовой. – Режим доступа:https://www.youtube.com/channel/UC6Is8OSS7fM7GLSHENIexWQ |

  3. Канзаши. – Режим доступа:

https://www.youtube.com/watch?v=1OThMFCchDg

  1. Мастер-класс «Лепестки канзаши». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=06jBbpziU4k

  2. Уроки канзаши для начинающих от Алины Болобан. Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=1OThMFCchDg











Приложение 1 Критерии оценивания готового продукта творческой деятельности
  1. Самостоятельность в работе: 

самостоятельное выполнение работ; (8-10 б.);

- выполнение работ с помощью педагога (5-7 б.);

не может выполнить задание (1-4 б.).

  1. Цветовое решение:

-  гармоничность цветовой гаммы (8-10 б.);

- необычное цветовое решение богатство сближенных оттенков (5-7 б.)

- не гармоничность цветовой гаммы (1-4б.)

  1. Креативность: 

оригинальное исполнение работы сложность в передачи форм (8-10 б.);

- владение изобразительными навыками, самостоятельность замысла (5-7 б.);

- слабое владение изобразительными навыками, требуется помощь педагога (1-4б.).

  1. Качество исполнения:  

- изделие аккуратное (8-10 б.);

- содержит небольшие дефекты (5-7 б.);

- содержит грубые дефекты (1-4б.).

  1. Оригинальность работы: 

оригинальность темы, использование разных вариаций (8-10 б.);

однотипность (5-7 б.);

- простейшее выполнение работы (1-4 б.)

Результаты полученных баллов суммируются и заносятся в таблицу. Итоговая сумма баллов определяет уровень творческих способностей.

Высокий уровень – 40 – 50 баллов

Средний уровень – 30 – 39 баллов

Низкий уровень - 5 - 29 баллов.


Приложение 2 Критерии оценивания

Критерий

Начальный (низкий) уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Форма проведения/ метод оценивания

Творческая активность

Инициативу не проявляет. Поручения не выполняет.

Поручения выполняет без желания. Инициативу проявляет редко. Может придумать интересные идеи, но не может оценить их и выполнить.

Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен решить проблемы с помощью педагога. Может придумать интересные идеи и их реализовать.

Беседа, наблюдение

Достижения

Не принимает участия в конкурсах.

Участие в конкурсах различного уровня.

Значительные результаты на муниципальном уровне.

Журнал

Целеустремленность

Не считает нужным ставить перед собой конкретные цели.

Может поставить перед собой цель, но не всегда добивается ее осуществления.

Умеет ставить перед собой цель и добиваться ее осуществления.

Наблюдение

Гуманность нравственность

В основном действует в соответствии с общественными нормами.


Нравственен при благоприятных условиях и требованиях извне. Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива.

Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых делах, но не пресекает грубость других

Руководствуется общественными нормами морали. Пресекает грубость, недобрые отношения к людям, заботиться об окружающих проявляет человечность, сопереживает, сочувствует товарищам и взрослым, отзывчив, порядочен

по методике Овчаровой Р.В.








Приложение 3 Правила безопасности проведения занятий при работе с термоклеевымпистолетом:
  1. Подготовить рабочее место, защитив рабочую поверхность от попадания клея.

  2. Установить пистолет в правильное положение - то есть откинуть ножку-подставку и поставить на рабочую поверхность

  3. Включить пистолет в розетку, поместить клеевой стержень до упора и подождать 4-5 минут  чтобы клей нагрелся

  4. Для подачи клея нужно плавно нажимать курок, поскольку количество выходящего клея зависит от глубины и количества нажатий

  5. 5) Так как клей моментально высыхает , нужно точно прикладывать деталь к поверхности. Не оставляйте включенный пистолет без присмотра!!!


Приложение 4 Правила безопасности проведения занятий при работе с ножницами и колющими предметами:

1) Прибрать рабочее место, убрать все ненужные предметы со стола
2) Запрещается вкалывать иглы в одежду или брать в рот
3) Хранить иглы с рабочей нитью и булавками в специальной игольнице , а ножницы в чехле и после их использования поместить на свое место
4) Если Вы временно не работаете с ножницами, то следует отложить их на стол острыми краями от себя, обязательно с сомкнутыми лезвиями. Передавать соседу ножницы надо держась за сомкнутые лезвия, кольцами вперед.


Приложение 5
Правила безопасности проведения занятий при работе со свечой и спичками (зажигалкой):


1) Прибрать рабочее место, убрать подальше все ненужные и легковоспламеняющиеся предметы

2) Свечу поставить на керамическое блюдце или подсвечник,во избежание нагревая поверхности стола

3) Не допускать игры с открытым огнем спичек или свечи, а также не трогать расплавленный воск руками

4) При получении ожога немедленно сообщить руководителю!





Приложение № 6

к ДООП по декоративно-прикладному творчеству

«Волшебная ленточка»














РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

























г. Краснокаменск, 2022

Оглавление

Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса

Раздел 2. Цель и задачи воспитания

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности

Модуль «Воспитание на учебном занятии»

Модуль «Воспитание в детском объединении»

Модуль «Ключевые дела»

Модуль «Самоуправление»

Модуль «Выставки, конкурсы, соревнования ...»

Модуль «Профориентация»

Модуль «Медиа»

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Модуль «Работа с родителями»

РАЗДЕЛ 4. Самоанализ воспитательной работы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3………………………………………………………………..



Раздел 1. Особенности организуемого воспитательного процесса


В настоящее время искусство декоративно-прикладного творчества не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий занятия декоративно-прикладным творчеством остаются инструментом творчества, доступного каждому и помогающего ребёнку ощутить себя дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. Воспитательная деятельность девочек нацелена на приобщение к труду, умение следовать общепринятым правилам. Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собой. Труд облагораживает человека!!!


Процесс воспитания в детском объединении «Волшебная ленточка» основывается на следующих принципах взаимодействия педагога и учащихся:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности, обучающегося при нахождении учреждении;

- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагога работников;

- организация основных совместных дел, обучающихся и педагога;

- активное участие в ключевых делах Детско-юношеского центра;

- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности;



Раздел 2. Цель и задачи воспитания


Современный национальный воспитательный идеалэто высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые ценности нашего общества - семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.

Цель воспитания в ОДО исходит из воспитательного идеала, а также основывается на базовых для нашего общества ценностях.

Цельвоспитания:

- усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

- в развитии позитивных отношений, обучающихся к базовым ценностям этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);

- в приобретении обучающимися соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).



Приоритеты в воспитанииобучающихся

младшего школьного возраста

Целевой приоритет: создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Наиболее важные нормы и традиции для воспитания младших школьников:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- - проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание обучающимся младшего школьного возраста данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.


Приоритеты в воспитанииобучающихся

подросткового возраста

Целевой приоритет:создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся.

Приоритетные ценностные отношения:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.


Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач.

Задачи воспитания:

- реализовывать воспитательные возможности учебного занятия, содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная ленточка»;

- реализовывать воспитательный потенциал детского объединения для социализации и самореализации обучающихся;

- реализовывать воспитательный потенциал содержания дополнительных общеобразовательных программ;

- использовать воспитательные возможности воспитательных технологий, форм организации воспитательного процесса;

- инициировать и поддерживать детское самоуправление – на уровне объединения;

- организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

- организовывать профориентационную работу с обучающимися;

- организовать работу медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.


Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ОДО интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.


Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности


Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы педагога.


Модуль «Воспитание на учебном занятии».

Модуль «Воспитание в детском объединении».

Модуль «Ключевые дела».

Модуль «Выставки, конкурсы, соревнования ...».

Модуль «Профориентация».

Модуль «Медиа».

Модуль «Организация предметно-эстетической среды».

Модуль «Работа с родителями».



  • Модуль «Воспитание на учебном занятии»

Целевые ориентиры воспитания на учебных занятиях заключаются в следующем:

    • включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах;

    • реализация важных для личностного развития социально значимых форм и моделей поведения;

    • формирование и развитие творческих способностей;

    • вовлечение девочек к умению украшать интерьер, изготовлению украшений через ручной труд;

    • поощрение педагогами дополнительного образования детских инициатив и детского самоуправления.

Воспитательный потенциал учебных занятий реализуется в деятельностном подходе в опоре на возрастные и индивидуальные особенности учащихся, согласно направленности ДООП.

Приоритетное содержание учебных занятий

Раскрытие художественного творческого потенциала, формирование и развитие эстетической, духовно- нравственной и общей культуры, получение опыта познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты


Формы учебных занятий и образовательные технологии

  • Творческие мастерские

  • Познавательные экскурсии

  • Метод проектов

  • Дистанционно- образовательные технологии

  • Модуль «Воспитание в детском объединении»

Реализация педагогами воспитательного потенциала объединения предполагает следующую деятельность.

Виды и формы деятельности:

- установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному восприятию последними требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания материала через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор содержания в соответствии с направленностью, реализуемой дополнительной общеобразовательной программы;

- применение на занятиях интерактивных форм работы обучающихся: различного рода игр, дискуссий, диспутов, конкурсов, проектов, организация работы в группах и др.;

- организация сотрудничества и взаимной помощи обучающихся;

- создание образовательных ситуаций, дающих возможность генерирования и оформления собственных идей, способствующих формированию навыка уважительного отношения к чужим идеям, навыка публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.


  • Модуль «Ключевые дела»

Ключевые культурно-образовательные события – это главные традиционные культурно- образовательные события учреждения, в которых принимает участие большая часть учащихся и которые планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с педагогами- организаторами, методистами, педагогами дополнительного образования и детьми. Это образовательные, досуговые и просветительские проекты участие в которых объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые культурно-образовательные события обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в учреждении.

Для этого в МБУДО «ДЮЦ» используются следующие формы работы:

На внешнем городском уровне и уровне учреждения:

  • социокультурные проекты – ежегодные разрабатываемые педагогами-организаторами и методистами циклы событий, направленные на просвещение, вовлечение учащихся в образовательный досуг, повышение эрудиции и кругозора, развитие социально-значимых личностных качеств. Данные проекты реализуются для учащихся учреждения и города:

    • социокультурный проект «Мир без опасностей» для учащихся учреждения и города»;

    • Городской конкурс актерского мастерства «Синяя птица»;

    • проведение праздничных мероприятий для классов общеобразовательных школ города и детских объединений «ДЮЦ»;

    • проведение тренингов на сплочение детского коллектива, воспитания лидерских качеств по заявкам классных руководителей общеобразовательных школ города и педагогов руководителей детских объединений учреждения;

  • социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые учащимися и педагогами дополнительного образования комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на реализацию социально-значимых дел:

    • социально-значимая акция «Неделя добра»;

    • социально-значимая кампания «Всем нужен друг».

  • открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни «ДЮЦ», города, страны.

  • участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.

На уровне учреждения:

  • общие праздники учреждения – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все детские объединения «ДЮЦ»:

    • День знаний;

    • День учителя;

    • День матери;

    • Новый год;

    • 23 февраля;

    • 8 марта;

    • День Победы;

    • День Защиты детей

  • общие культурно-образовательных событий – ежегодно проводимые крупные просветительские и презентационные дела, связанные с популяризацией науки, социально-предпринимательского проектирования, художественного творчества и формирования ценностного отношения к здоровью:

  • Научно-практическая конференция;

  • Отчетные мероприятия детских объединений;

  • Участие в областных проектах, творческих конкурсах.

  • Спортивно-развлекательная программа;

  • Выставка детского творчества;

  • Мастер-классы;

  • Акции;

  • церемонии награждения учащихся, педагогов проводятся в рамках определенных дат и событий за активное участие в жизни Дворца творчества и значимый вклад в общественные дела, защиту чести учреждения в конкурсах, соревнованиях. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и детьми, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне детского объединения:

  • открытые досуговые событийные мероприятия и учебные занятия - театрализованные выступления педагогов, родителей и учащихся с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни детских объединений проводятся в детских коллективах как открытые итоговые мероприятия. Они создают атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ учреждения.

На индивидуальном уровне:

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые культурно-образовательные события детских объединений в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых культурно-образовательных событий;

  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых событий, дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими учащимися, с педагогами и другими взрослыми;

  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.



  • Модуль «Выставки, конкурсы, соревнования ...»

Выставки иконкурсы помогают обучающимся реализовать свой творческий потенциал, приобрести важный опыт презентации результатов своей творческой деятельности, а также опыт принятия оценки результатов своего труда другими обучающимися и взрослыми.

Выставки, конкурсы формируют у обучающихся навык самооценки результатов своего труда, способствуют получению опыта его сравнения с результатами других обучающихся.

Выставки, конкурсы обладают значительными воспитательными возможностями, которые реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.


Виды и формы деятельности:

- регулярные выставки, организуемые внутри детского объединения;

- выставки, конкурсы и др., организуемые в рамках ключевых дел в объединении;

- участие в выставках, конкурсах, организуемых совместно с другими учреждениями и организациями, в социуме;

- участие в выставках, конкурсах и пр. на муниципальном, региональном, межрегиональном, федеральном и международном уровнях, в т.ч. в интернет-проектах;

- пополнение личных портфолио творческими работами, а также оценочными материалами (грамотами, дипломами, сертификатами и др.), презентация персональных портфолио;

- летние творческие лагеря, тематические смены, ориентированные на развитие творческого потенциала обучающихся;


  •  Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся.

Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.


Виды и формы деятельности:

- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучащегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

- экскурсии на ярмарки города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в профессиональных организациях среднего и высшего профессионального образования;

- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;

- индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

  • Модуль «Медиа»

Медиа - это совместно создаваемые обучающимися и педагогами средства распространения текстовой, аудио и видео информации.

Цель медиа - развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности.


Виды и формы деятельности:

- интернет-группа - разновозрастное сообщество обучающихся и педагогов, поддерживающее интернет-сайт педагога и группу в социальных сетях с целью освещения деятельности объединения в информационном пространстве, привлечения внимания общественности, информационного продвижения ее ценностей и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися, педагогами и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для объединения вопросы;

- участие обучающихся в конкурсах медиа;

  • Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая обучающихся предметно-эстетическая среда, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающихся, способствует формированию у них чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся организации. Воспитывающее влияние на обучающихся осуществляется через различные виды и формы работы.


Виды и формы деятельности:

- оформление интерьера помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация;

- размещение на стенах регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящегося обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

- благоустройство кабинетов, осуществляемое руководителями объединений вместе с обучающимися, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения педагога со своими воспитанниками;

- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий (праздников, выставок, собраний, конференций и т.п.);

- совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики (эмблем, логотипов и т.п.), используемой как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни объединения – во время праздников, выставок, ключевых дел и иных происходящих в жизни объединения;

- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностей объединения, ее традициях, правилах;


  • Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

  • общий родительский комитет и Управляющий совет учреждения, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

  • мероприятия, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения; индивидуальные консультации в вопросах психологии воспитания детей;

  • открытые учебные занятия и мероприятия, во время которых родители могут видеть образовательный процесс для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в учреждении и образовательные достижения детей обучения по ДООП;

  • организована обратная связь с родителями на интернет-сайте учреждения, где обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

  • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих мероприятий учреждения и мероприятий детского объединения;

  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагога и родителей.

РАЗДЕЛ 4. Самоанализ воспитательной работы


Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы педагога являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, и уважительного отношения к обучающимся;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий педагога на анализ не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий педагога на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий педагога на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором педагог ДЮЦ участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.


Уровень воспитанности обучающегося определяется по методике М.И.Шиловой в ходе входной диагностики и промежуточной аттестации. (Приложение 1)

Анализ воспитательной деятельности педагога осуществляется путем сопоставления результатов входной диагностики и промежуточной аттестации, отслеживается положительная/отрицательная динамика личностного развития по критериям, заложенным в методики. На основе проведенного анализа делается вывод об эффективных/неэффективных формах, методах воспитательной деятельности педагога.



Приложение 1.

Календарный план мероприятий

Модуль

п/п

Название мероприятия продолжительность

Целевые приоритеты

Дата Реализации

Ключевые дела

1

Акция "Шагающий автобус"

Закрепление представления детей о правилах дорожного движения в игровой форме

05.09.2022


2

Общедюцевское мероприятие: Киноурок "Стеша". (14-18 ноября)

Формирование у учащихся представлений о чувстве долга, самоотверженности, верности своим жизненным принципам, понимания экологии как основы взгляда на жизнь в нашу эпоху; формирование основ российской гражданской идентичности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; формирование уважительного отношения к иному мнению, умения вести диалог.

14.11.2022


3

СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: Районный фотоконкурс, посвященный Дню героев Отечества "Герои Родины моей" (к кино уроку "Ванька Адмирал")

Нравственно-эстетическое патриотическое воспитание подрастающего поколения, приобщени молодого поколения к героическому прошлому страны и сохранению памяти о доблестном прошлом своего Отечества

09.12.2022


4

Общедюцевское мероприятие: Киноурок "Новогодний подарок". (12-16 декабря)

Формирование эмоциональных представлений о базовых понятиях праздника, ритуала, дара (подарка), чувстве долга, умение сочувствовать, умении дружить; формирование уважительного отношения к иному мнению, умения вести диалог; формирование основ российской гражданской идентичности, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

12.12.2022


5

Праздник кружковцев «Новогодние приключения или волшебство только начинается!», посвященный встрече Нового года. (в течении недели)

Проявлять чувства коллективизма. Быть уверенным в себе, открытым и общительным

23.12.2022


6

Фестиваль-конкурс театрального творчества «Театральная весна-2023» тема: «Детство – это мы!» (в течении недели)

Отношение к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.

10.04.2023

Экскурсии, экспедиции, походы

1

Концертно-экскурсионная программа «День открытых дверей: "Твори, выдумывай, пробуй!"

Стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; быть вежливым, скромным и приветливым.

10.09.2022

Выставки, концерты, спектакли, конкурсы, соревнования ...

1

Краевой конкурс детского, семейного творчества по безопасности дорожного движения "Рыцари дорожной безопасности"

Пропаганда безопасности дорожного движения, формирование у детей активной жизненной позиции и устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.

12.09.2022


2

Конкурс осенних композиций (флористика): «Цвета осени», для обучающихся 1-7 классов школ города и объединений МБУДО «ДЮЦ» (в течении пяти дней)

Отношение к культуре как духовному богатству общества через творческое самовыражение

12.09.2022


3

Выставка детского творчества «Вот и осень пришла» (ДПИ и ИЗО) (в течении 5-ти недель)

Отношение к культуре как духовному богатству общества через творческое самовыражение

18.09.2022


4

Выставка-конкурс прикладного искусства "Рукотворное очарование народов Забайкалья», посвященная Всемирному дню рукоделия. (в течении 3-х недель)

Отношение к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое даёт ему творческое самовыражение

24.10.2022


5

Интерактивно-познавательная игра «Самый, самый…» для обучающихся МБУДО «ДЮЦ»

Проявлять чувства коллективизма, толерантности и сопереживания через коллективную деятельность. Быть уверенным в себе, открытым и общительным

15.11.2022


6

Выставка-конкурс детского рисунка, посвященного Дню матери «Мама – это целая Вселенная!» (для обучающихся 1-7 классов). (в течении 2-х недель)

Отношение к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; уважение и почитание старших

15.11.2022


7

Районный фотоконкурс, посвященный Дню героев Отечества ""Герои Родины моей"

Нравственно-эстетическое патриотическое воспитание подрастающего поколения, приобщени молодого поколения к героическому прошлому страны и сохранению памяти о доблестном прошлом своего Отечества

09.12.2022


8

Выставка детского художественного творчества «Зима во всей своей красе…» (ДПИ и ИЗО) (в течении месяца)

Отношение к культуре как духовному богатству общества через творческое самовыражение

18.12.2022


9

Выставка-конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества для объединений МБУДО ДЮЦ: «Есть такая профессия – Родину защищать». (в течении трёх недель)

Отношение к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать

01.02.2023


10

Конкурс рисунков " Есть такая профессия - Родину защищать!", посвященная Дню вывода войск из Афганистана. (в течении двух недель)

- опыт изучения и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

01.02.2023


11

VII Всероссийский героико-патриотический фестиваль детского и юношеского творчества "Звезда спасения" (первый этап, краевой) (в течении месяца)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах мужества и героизма сотрудников МЧС России в условиях чрезвычайных ситуации и ликвидации их последствии.

февраль-март


12

Краевой гуманитарно-просветительский конкурс "Полиция Забайкалья-вчера и сегодня"

Воспитание у детей и молодежи активной жизненной позиции, патриотизма и гражданской ответственности, создание положительного образа сотрудника правоохранительных органов

февраль-март


13

Выставка творческих работ объединений МБУДО «ДЮЦ»: «Как к лицу женщине весна» (в течении месяца) (ДПИ и ИЗО)

Отношение к культуре как духовному богатству общества через творческое самовыражение

01.03.2023


14

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности "НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА" (муниципальный уровень) (в течении 3-х недель)

Создание условий для творческой самореализации детей и подростков, развитие их творческого потенциала

01.03.2023


15

Интеллектуальная игра "Спасибо женщине!", посвященная Международному женскому дню

- опыт изучения истории государства, воинских традиций, направленных на проявление патриотического чувства; опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

06.03.2023


16

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности "НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА" (краевой уровень)

Пропаганда пожарно-технических знаний и реализация иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать в экстремальных ситуациях.

20.03.2023


17

Конкурс детского творчества «Космос моими глазами» (в течении двух недель)

Стимулирование познавательных интересов в области космонавтики через творческое самовыражение

12.04.2023


18

Выставка «Пасхальная феерия» (в течении недели) (ДПИ и ИЗО)

Отношение к культуре как духовному богатству общества через творческое самовыражение; почитание семейных и национальных традиций

10.04.2023


19

Выставка рисунков «Славим годы те былые!» (в течении двух недель) (ДПИ и ИЗО)

Отношение к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать

01.05.2023


20

Итоговая выставка детских работ «Творение рук прекрасных» (в течении двух недель)

Отношение к культуре как духовному богатству общества через творческое самовыражение

16.05.2023

Профориентация

1

Мероприятие общедюцевское с использованием сетевых коммуникаций: Конкурс-викторина «Шаг к профессии» (обучающиеся 15-18 лет)

Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о мире профессий; формирование активной гражданской позиции; опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

18.11.2022

Медиа

1

Фотоконкурс "Мир глазами детей" (в течении 3-х недель)

отношение к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

01.03.2023

Работа с родителями

1

Акции «Спасибо, мама, что ты есть!».

Отношение к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья

26.11.2022


2

Концертная программа «Свет материнской любви!» для матерей обучающихся МБУДО «ДЮЦ»

Отношение к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших.

26.11.2022


3

«Мастерская Деда Мороза» для детей и родителей детских объединений МБУДО «ДЮЦ» - СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА (К киноуроку "Новогодний подарок")

Отношение к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; уверенность в себе, открытость и общительность. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развитие эмоциональных мотивов деятельности и формирование личностного смысла деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях.

17.12.2022


4

Выставка фотоконкурс совместного творчества детей и родителей «Волшебство под новый год!» Объединения МБУДО «ДЮЦ» (в течении 2-х недель)

Укрепление и поддержка института семьи на основе творческого потенциала и семейных традиций

10.01.2023


5

Конкурс фото-открыток к 23 февраля "Мой папа - солдат" (в течении двух недель)

Отношение к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; создание условий для повышения престижа семьи, преемственности поколений.

16.02.2023


6

Спортивно-развлекательная программа «Дочки-матери»

Создание условий для повышения престижа семьи, преемственности поколений.

04.03.2023


7

Конкурс «Причёска моей дочери»

Укрепление и поддержка института семьи на основе творческого потенциала и семейных традиций.

18.03.2023






























Приложение 2

Анализ воспитательного мероприятия


  1. Название мероприятия.

  2. Дата и место его проведения. Кто проводит?

  3. Состав группы учащихся: мальчики, девочки по интересам и др.

  4. Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.

  5. Цель мероприятия: на решение каких задач коллектива обучающихся и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие в соответствии с приоритетными направлениями рабочей программы воспитания.

  6. Задачи:


№ п/п

Задача

Мероприятие

Результат






























  1. Выводы: (описать плюсы и минусы мероприятий).

  2. Отзывы детей, родителей.




















Приложение 3

Анализ воспитательной деятельности

  1. Цель воспитательной деятельности

  2. Задачи

  3. Приоритетные направления

  4. Анализ развития коллектива

  5. Анализ участия обучающихся в жизнедеятельности объединения и ОУ

  6. Достижения объединения и обучающихся в мероприятиях различного уровня

  7. Взаимодействие с семьёй

  8. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса

  9. Выводы

  10. Перспективные цели, ведущие задачи и приоритетные направления воспитательной работы на новый учебный год.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!