АДМИНИСТРАЦИЯ БАГАНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАГАНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-педагогической направленности
«Клуб юных интеллектуалов»
Базовый уровень
Возраст обучающихся:11-17 лет
Срок обучения: 4 года
Автор-составитель: Бабий Ольга Евгеньевна, педагог дополнительного
образования
С. БАГАН, 2021
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
1.Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клуб юных интеллектуалов», составлена с учетом следующей нормативно-правовой базы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09. 2014 № 1726-р).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
Распоряжение правительства Новосибирской области от 31.10. 2018 г.№ 404-рп (с изменениями на 2 июля 2019 года) «О реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в Новосибирской области.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Баганского Дома детского творчества (утвержден Постановлением администрации Баганского района Новосибирской области от 24.12.2019 г. № 1065).
9. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Баганского Дома детского творчества (утверждено приказом МБОУ ДО Баганского Дома детского творчества 22.03.2021 г. № 31а).
10.Положение о режиме занятий, обучающихся МБОУ ДО Баганского Дома детского творчества (утверждено приказом МБОУ ДО Баганского Дома детского творчества 22.03.2021 г. № 31а).
Методические рекомендации
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 N ВК-641/09 О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).
Программа «Клуб юных интеллектуалов» - это программа базового уровня, социально-педагогической направленности и она является модифицированной.
Игра является основой работы объединения «Интеллектуальные игры» в Савкинской средней общеобразовательной школе. Игра, как вид деятельности, представляет собой уникальный феномен действительности. Её многоплановость и функциональность вызывает глубокий интерес в различных областях знаний – философии, этнографии, искусстоведении, психологии. Для ребёнка игра может выступать, как средство саморазвития, самореализации, саморегуляции, стрессового контроля.
Игра способствует раскрытию различных сторон личности, сплочению коллектива, является стимулом неигровых видов деятельности, таких как учёба, труд и т.д. Используя такие игровые формы, как обучающие игры, игровой тренинг, личностно-диагногические игры, социально-ориентационные игры, можно широко вовлекать в игровую деятельность ребят, как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Особое внимание программа уделяет развитию в играх интеллектуальных характеристик личности: памяти, внимания, способности к релаксации и коммуникативности, эрудиции и логики.
Программа рассчитана на учащихся средних и старших классов, имеющих склонность к интеллектуальным занятиям и достаточный уровень усвоения общеобразовательных программ по истории, географии, литературе и др. областям знаний. Реализация программы создаёт необходимые условия для развития умственных способностей учащихся, их свободного самовыражения и творчества.
Направленность. Программа отнесена к социально-педагогической направленности, так как процесс обучения в клубе направлен на то, чтобы ребята научились успешно выходить из любой жизненной ситуации, используя весь свой творческий потенциал, логику, воображение, интеллект и навыки общения с другими людьми.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
А) Особенностью современной ситуацииОбучающиеся находят свой круг общения, в котором основными являются общечеловеческие ценности, а система приоритетов ориентирована на знания и культуру (культуру личности, культуру мышления, культуру общения).
Б)Возрастными психологическими особенностями детей.
11-14 лет:
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости у детей этого возраста требует от педагога внимательного, доброго отношения к ним.
Замкнутость и чувство одиночества – стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.
Непослушание, действия наперекор, частые ссоры – вникать в интересы детей, сотрудничать с ними.
Появление тайн, озорство, шалости – сохранять тайны в секрете, разумно их использовать. Организовывать интересные игры.
15-17 лет:
Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство, действия опережают мысли. В этих случаях педагогу необходимо стремиться понять подростков, разобраться в мотивах их поведения, сотрудничать с ними.
Замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе находить у подростка лучшие качества и подчеркивать их.
Появление чрезмерной самостоятельности – учитывать это и предоставлять этим учащимся как можно больше подконтрольной самостоятельности.
В)Особенностями микросоциума.
Одним из наиболее важных психологических условий в развитии интеллектуальной культуры личности школьника является его эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт, сопровождающий процесс познания. От этого зависит самооценка ребенка, его отношение к осваиваемым видам познавательной деятельности. Эмоциональное благополучие определяется также положительной оценкой окружающих. Для школьников очень важно почувствовать себя взрослыми, им важен приобретаемый статус в мире взрослых, важен социальный опыт, ставящий их, условно говоря, на одну ступеньку с состоявшимися в интеллектуальном отношении людьми. Детям важна также практическая значимость их деятельности. Клуб интеллектуальных игр дает, поэтому, ценный опыт социодействия, помогает процессу самопознания среди участников интеллектуальной игры.
Основная заповедь клуба – "Нам не нужны умные, нам нужны сообразительные" – может показаться шокирующей, но современный человек должен строить свою жизнь не на мертвом грузе накопленных и неприменяемых знаний, а на умении применить известное, придумать новое, быстро и правильно ориентироваться в потоке информации, находить место себе и своему интеллекту в непрерывно изменяющейся жизни.
Новизна. Настоящая программа является уникальной для образовательного учреждения, в котором она реализуется. Детям впервые предлагается в игровой форме разобрать теоретические основы решения интеллектуальных задач с целью применения приобретенных знаний в других сферах деятельности.
Отличительная особенность программы в том, что она уделяет внимание не только развитию эрудиции и навыков работы в команде, но и знакомит с различными формами клубных интеллектуальных игр.
Цель программы: создание условий для интеллектуального развития и становления личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить ребят с различными интеллектуальными играми, способами тренировки памяти, внимания, интеллектуальными играми и занятиями различных времен и народов.
2.Научить ведению, созданию и использованию интеллектуальных игр.
3.Пополнить знания ребёнка более широкими и углубленными сведениями из различных областей знаний, искусства, философии, краеведения.
Развивающие:
1.Способствовать развитию речевых навыков:
- умение правильно формулировать и излагать свои мысли.
- отстаивать свою точку зрения.
- находить аргументы и контраргументы в диалогах и спорах.
2. Развивать умение логически мыслить и решать различные проблемы и задачи.
3.Создать для ребёнка интеллектуальную развивающую среду, способствующую всестороннему развитию его личности.
4.Сформировать у ребёнка потребность к пополнению своего кругозора новой информацией.
5.Развитие коммуникативных навыков.
6.Стимулировать субъективное осмысление каждым ребёнком реальной действительности и своей сопричастности с окружающим миром.
7.Организовать коллективную творческую деятельность на основе взаимной поддержки, дружелюбия, умения договариваться и находить общий язык и интересы.
8.Стимулировать развитие рефлексивных способностей детей, их отношение к себе, как к субъекту общества.
Воспитательные:
1.Формировать командный дух.
2.Воспитывать информационную культуру, как составляющую общей культуры современного человека.
3.Воспитывать чувство ответственности за свою работу.
Направления работы клуба:
-проведение и подготовка различных игровых программ;
-разработка новых интеллектуальных программ;
-развитие общего интеллектуального уровня ребят в процессе занятий;
-организация содержательного досуга и общения ребят;
-осуществление связи с интеллектуальными объединениями в школах района;
-участие в областных и районных состязаниях интеллектуалов.
Адресат программы. Программа предназначена для детей и подростков 11-17 лет и рассчитана на 4 года. На программу в разновозрастные группы зачисляются все желающие.
Объем и срок освоения программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Клуб юных интеллектуалов» рассчитана на детей в возрасте от 11 до 17 лет. Срок реализации 4 года. Количество часов в год:
1 год обучения -136 часов;
2 год обучения -136 часов;
3 год обучения -136 часов;
4 год обучения -136 часов.
Итого:544 часа.
Режим проведения занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Академический час – 45 минут, перерыв 15 минут. Режим занятий соответствует СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Формы обучения: очная.
Форма проведения занятий: аудиторная и внеаудиторная.
Формы организации образовательного процесса:
Фронтальная (коллективная, массовая), групповая, индивидуально-групповая и индивидуальная (при выполнении индивидуальных заданий), товарищеские встречи с командами других образовательных учреждений, районные и областные конкурсы интеллектуальных игр. Реализация программы предполагает использование дистанционных образовательных технологий, а также сетевую форму работы.
Количество обучающихся в группе: 8-15 чел. Состав группы постоянный.
Основой в организации занятий клуба является такое их построение, которое было бы отлично от школьных занятий, позволяло бы ребятам отдохнуть, пообщаться, расширить кругозор по различным областям знаний, проявить себя. С этой целью широко используются всевозможные игры различного назначения, содержания, формы: это викторины, конкурсы, брейн-ринги, тесты, психологический тренинг, игры на общение, на развитие речи, мышления, памяти, внимания, логики, познавательно-обучающие игры и т.д. Особое внимание уделяется развитию речевых навыков, применяются упражнения по риторике, умению логически мыслить, аргументировано спорить, излагать свои мысли последовательно. Наряду с этим ведется тренинг на развитие всех видов памяти, на её объем и готовность. Часть занятий проводится в форме «заметок» - обмена познавательными сведениями, в котором участвуют и педагог и дети. Часть занятий проводится в форме подготовки к играм, анализа игровых программ. Есть также занятия - отдых – это дни именинников, различные праздники. В их программах сочетаются как познавательные, так и коммуникативные цели.
2.Учебный план
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 г. об. | 2 г. об. | 3 г. об. | 4 г. об. |
теория | прак тика тика | теория | прак тика | теория | прак тика | теория | прак тика |
1. | Введение в программу. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. | Теория интеллектуальных игр. | 2 | 0 | 2 | 0 | 6 | 0 | 4 | 0 |
3. | Малые формы интеллектуальных игр. | 8 | 18 | 4 | 12 | 2 | 6 | 2 | 10 |
4. | Игры на развитие интеллекта и его составляющих. | 0 | 20 | 4 | 20 | 4 | 15 | 2 | 16 |
5. | Игры на расширение и углубление объема информации. | 20 | 30 | 10 | 30 | 10 | 26 | 10 | 25 |
6. | Психологический тренинг, тестирование. | 0 | 12 | 2 | 6 | 1 | 10 | 1 | 10 |
7. | Досуговые программы. | 0 | 10 | - | 10 | - | 10 | 0 | 10 |
8. | Практические занятия, самостоятельная и творческая работа учащихся: разработка игровых программ; подготовка к участию в игровых программах; подготовка и проведение игровых программ. | - - - - | 12 - 14 - | 7 1 4 2 | 25 - 20 6 | 6 2 2 2 | 36 10 16 12 | 6 2 2 2 | 36 10 16 12 |
ИТОГО: | 31 | 105 | 30 | 106 | 30 | 106 | 26 | 110 |
136 | 136 | 136 | 136 |
Количество часов, отведенное на тот или иной вид деятельности, является приблизительным и может изменяться согласно годовому плану деятельности.
Формы аттестации и контроля уровня освоения программы
Включают в себя упорядоченную последовательную систему индивидуального рейтинга каждого учащегося, который складывается из следующих составляющих:
1.Успешность выступления команды, в состав которой он входит (на школьных, районных, товарищеских и областных состязаниях)
2.Качество и количество представленных вопросов или игровых программ (оценивается коллективным способом)
З.Успешность в роли ведущего (организатора, ассистента, эксперта, члена жюри) игровых программ
4.Результативность участия в конкурсах на индивидуальное первенство («Интеллект десятка года», заочные конкурсы эрудитов, чемпионаты по логическим играм)
5.Результаты тестирования характеристик интеллекта (памяти, внимания, логики, эрудиции, скорости мыслительных реакций, коэффициента интеллектуальности)
Часть этих составляющих имеют эквивалент в баллах и заносятся в отдельный журнал занятий.
Результаты рейтинга доступны только педагогу. Часть этих результатов оглашается при необходимости отбора в сборную команду лучших игроков объединения.
3. Содержание программы
1 год обучения
Введение в программу предполагает знакомство учащихся с понятием «интеллектуальные игры» (в виде практических заданий и упражнений), знакомство с объединением интеллектуальных игр, его историей.
Теория интеллектуальных игр для начинающих занятия в объединении занимает небольшой объём в силу особенностей психологического и эмоционального восприятия ребят среднего школьного возраста. Учащиеся получают сведения о ряде интеллектуально-логических игр разных времен и народов (в основном правила), знакомятся с рядом телевизионных интеллектуальных игр («Звездный час», «Брейн-ринг», «Счастливый случай»), осваивают правила традиционных интеллектуальных игр - викторин, конкурсов, шарад и т.д.
Малые формы интеллектуальных игр: занятия представляют собой знакомство и выполнение различных упражнений, развивающих характеристики интеллекта в несложных игровых формах (загадки, палиндромы, дуплеты, шарады, ребусы и т.д.), что позволяет уже с первых занятий привить интерес к знаниям, учитывая постоянное желание ребенка играть.
Психологический тренинг, тестирование - наиболее приемлемая форма для снятия напряжения, релаксации. Для первого года эти упражнения проводятся с элементами подвижных игр и направлены не только на отдых, но и на сплочение команд, на тренировку коммуникативных навыков: «Термометр», «Путешествие», «Цветоскоп» и др. Тестирование в основном не сложное, в форме игр, шуток, хотя и предполагающее выявление уровня развития интеллекта, эрудиции, черт характера: «Сова и жаворонок», «Ты не верблюд?», «Знакомство».
Игры на развитие различных характеристик интеллекта: всех видов памяти, внимания, быстроты реакции, логического и ассоциативного мышления также предполагают большее количество игровых моментов в сравнении с последующими годами обучения, разнообразие и частую смену форм упражнений, их сравнительно небольшую длительность: «Кто быстрее», «Вопрошайка», «Сходство-различие», «Сообщение по алгоритму».
Игры на углубление и расширение информации планируются с опорой на уже имеющиеся знания, на углубление учебного материала, школьных программ по различным учебным дисциплинам (география, литература, история). Для первого года игры по разделам: «История древнего мира», «Физическая география», «Природоведение» и т.д. Темы игр: «Листопад», «Открытый мир», «Говорим по-русски» и т.д.
Досуговые программы также в большей степени состоят из элементов коммуникативных, сплочающих игр, предполагающих большую подвижность и эмоциональность учащихся. Например: «Поиск клада», «Веселые испытания».
Подготовка и проведение игровых программ в первый год обучения занимает минимальный объем времени. В основном ребята готовятся к школьным и районным интеллектуальным играм, согласно учебного и воспитательного плана, учатся работать со справочным материалом, запоминать и воспроизводить обширный объем информации.
2 год обучения
В целом является переходным от младшего клубного возраста к старшему. Увеличивается почасовая нагрузка на ребят, появляются новые виды деятельности, предполагающие большую самостоятельность учащихся, большую теоретическую и практическую нагрузку.
Теория интеллектуальных игр - увеличивается объем информации, кроме новых игр учащиеся знакомятся с формами построения вопросов, историей интеллектуальных игр: «Дуплеты», «Пексесо», «Шахматы», «Рендзю», «Кроссворд».
Малые формы интеллектуальных игр – по-прежнему, широко используются на занятиях группы, так как являются универсальными для развития интеллекта ребят. Подвижные игры постепенно вытесняются играми с большим упором на логическое мышление, словарный запас, эрудицию: «Да-нетки», «Лже-загадки», «Наборщик», «Эрудит-лото».
Психологический тренинг, тестирование - в этом году делает упор на развитие а
ссоциативного мышления, релаксацию, на акцентирование определенных черт личности (уверенность, настойчивость, уравновешенность и т.д.), что предполагает использование ролевых игр: «Я-хозяин», «Мафия», «Слепец и поводырь», «Обвинители и защитники»; тестов на определение психологического типа, упражнений на снятие напряжения: «Психологический тип» (по Айзенку), «Игрушки», «Релаксация».
Игры на развитие различных характеристик интеллекта - становятся более сложными, но по-прежнему, с большим количеством иллюстративного манипулятивного учебного материала: «Корректура», «Путанка», «Опечатка», «Поиск звеньев».
Игры на углубление и расширение информации - увеличивается общий объем игр в программе на год, информация привязана к школьной программе, но с большим углублением. При подготовке к таким играм учитель по-прежнему играет большую роль в отборе и закреплении информационного материала, но часть его ребята осваивают самостоятельно, темы игр дополняются в связи с календарными датами: «Три поля Отечественной славы», «Зоомозаика», «Какого цвета радуга?», «Москва».
Досуговые программы в основном не отличаются по построению от первого года обучения. Разница лишь в степени участия ребят в подготовке этих мероприятий. Большую часть этих мероприятий составляют игры коммуникативно-лингвистического направления: «Желание», «За что мы любим»; игры для активного отдыха: «Тактильный телеграф», «Групповой рассказ» и т.д.
Разработка игровых программ - в этом году учащиеся составляют блоки вопросов к играм серии «Брейн-ринг», принимают участие в подготовке игр на досуговые программы «День именинника», «Новогодний калейдоскоп» и др., привлекаются к изготовлению игрового реквизита.
3 год обучения
Теория интеллектуальных игр — учащиеся знакомятся с классификацией интеллектуальных игр, принципами и алгоритмами построения вопросов. Осваивают правила более сложных и интеллектуально-логических игр разных времен и народов: «Силлогизмы», «Болотуду», «Реверси», «Сиджа», «Сканворд» и т.д.; знакомятся с методиками составления игровых программ.
Малые формы интеллектуальных игр - увеличивается объем упражнений в форме мини-игр, они носят в основном релаксирующий характер: «Миш-маш», «Магический квадрат», «Загаданное слово».
Психологический тренинг, тестирование - чаще используются игры носящие эмоциональную наполненность, тестирование психологических состояний, характерных для подросткового возраста: «Пиктограмма», «Чувствование», «Журналисты», «Перевоплощение», «Здравствуйте»; тесты, позволяющие более вдумчиво и глубоко оценивать свои способности, чувства, цели и действия: «Я-лидер», «Будущий бизнесмен», «Счастье».
Игры на развитие интеллекта и его составляющих - усложняются задачи, предполагается больший запас знаний, более высокий уровень памяти, внимания и других характеристик интеллекта: «Муха», «Калейдоскоп», особенное внимание уделяется играм на формирование речевых навыков: «Домино», «Формулирование определений».
Игры на расширение и углубление объема информации - от расширения и углубления знаний, получаемых в школе, ребята постепенно переходят к новым для себя областям и разделам знаний: «Выдающиеся личности», «Оружие», «Театр», «Классическая и современная музыка», «Философия» и т.д. Темы игр: «Герои чести и меча», «Оружейная палата», «Рок-урок», «Лабиринт». Больше времени отводится на самостоятельную работу с литературой.
Досуговые программы имеют всё большую направленность на использование коммуникативно-лингвистических, ролевых игр: «Фанты», «ары», «Чрезвычайная ситуация».
Практические занятия - ребята активно привлекаются к разработке игровых программ, подготовке и проведению клубных и общественных мероприятий. Подготовка программ ведется по всем направлениям: разработка сценария, информационное содержание, изготовление игрового реквизита, оформление игры, разработка системы оценки участия, музыкальное оформление, ведение игровых программ в роли экспертов, судей и т.д.
4 год обучения
Сохраняется та же тенденция, что и на третьем году обучения, остаются те же разделы, сохраняется тот же объем времени. Изменяется лишь содержание и формы проведения занятий. Планирование учебных занятий по всем направлениям и видам деятельности направлено не столько на усложнение и увеличение объема учебного материала, сколько на постепенное количественное накопление новой информации, закрепление и совершенствование уже полученных навыков умственного труда.
1. Теория интеллектуальных игр — продолжается более углубленное знакомство с технологией создания и вариантами построения интеллектуальных игр. Учащиеся знакомятся с более сложными интеллектуально-логическими играми: «Реверси», «Мельница», «Логические игры Льюиса Керрола», «Японские кроссворды».
Малые формы интеллектуальных игр по-прежнему присутствуют на занятиях в виде разминки перед серьезной темой или игрой: «Ребусы», «Дуплеты», «Обратное слово» и т.д.
Психологический тренинг — тестирование. Учащиеся привлекаются к составлению и апробированию психологических и интеллектуальных тестов на своих товарищах, проводится тестирование на профориентацию. Психологические игры, позволяющие проявить свои чувства, проанализировать их: «Красное - черное», «Катастрофа», «Могу ли представить?» и т.д.
Игры на развитие интеллекта и его составляющих - ставятся более сложные по форме и объему задачи, развивающие память, внимание, ассоциативное мышление, речь: «Разведчик», «Тахистоскоп», «Ассоциация», «Сокращение рассказа», «Перечень возможных причин».
Игры на расширение и углубление объема информации проводятся по разделам, не изучаемым в школе: «Олимпийское движение», «Искусство возрождения», «Выдающиеся личности в истории России», «Современный мир». Темы игр: «Река времени», «Парадокс», «Триумф XX века», «Китайская стена», «След» и т.д.
По-прежнему подготовка к играм предполагает полную самостоятельность.
Досуговые программы традиционны для объединения, их характер отличается совмещением интеллектуальных, коммуникативных, ролевых и других видов игр с празднованием определенных поводов (День рождения, Новый год, 8 марта и т.д.). Темы программ: «Марафон для именинников», «Под ёлочкой», «О, женщина!», «Школа выживания» и т.д.
Практические занятия - ребята разрабатывают досуговые и интеллектуальные программы, готовят и проводят игры с родителями, с одноклассниками. Участвуют в районных конкурсах интеллектуальных программ. Готовят материал к разделам: «Своя игра», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Викторины» и т.д.
4.Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Интеллектуальные игры» является формирование следующих умений:
-построение системы нравственных ценностей, как основания морального выбора;
- нравственная оценка принятых решений с точки зрения моральных норм;
- осуществление личностного морального выбора.
Метапредметными результатами изучения курса «Интеллектуальные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
-эффективные стратегии решений в трудных жизненных ситуаций;
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы;
- получение информации из различных источников.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества, совершенствование речевых навыков ( логически выстроить свою речь);
- умение отстаивать свою позицию и точку зрения;
-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться.
Предметными результатами изучения дополнительной общеобразовательной программы «Интеллектуальные игры» является формирование следующих знаний и умений :
* К концу первого года учащиеся должны знать:
правила ряда логических игр (рендзю, пексесо, болотуду, реверси, сиджа);
правила телевизионных игр;
правила малых форм интеллектуальных игр.
Уметь:
разгадывать загадки, ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы, палиндромы;
решать магические квадраты, задачи на смекалку;
составлять слова из набора букв;
отвечать на вопросы викторин, опросников;
пользоваться литературой в подготовке к игровым программам, запоминать и воспроизводить информацию.
* К концу второго года учащиеся должны знать:
историю интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», логические игры народов мира);
правила игр («Счастливый случай», «Наобу», «Синегальские шашки» и т.д.);
информацию к разделам «Древний мир», «Изобретения и открытия», «Живая природа», «Русский фольклор» и т.д.
Уметь:
подбирать материал к простейшим игровым программам;
составлять различные вопросы, кроссворды, ребусы;
разрабатывать простейшие интеллектуальные программы;
самостоятельно готовиться к интеллектуальным играм.
* К концу третьего года учащиеся должны знать:
классификацию интеллектуальных игр;
принципы и алгоритмы построения вопросов;
методики составления и требования к игровым программам;
информацию к программным играм.
Уметь:
проводить несложные тестовые программы для оценки своих способностей и оценки своих товарищей;
выполнять упражнения для развития характеристик интеллекта в форме мини-игр;
участвовать в разработке общешкольных и районных игровых программ;
разрабатывать сценарии игр, системы оценки участия в играх;
изготавливать реквизит;
участвовать в игровых программах в роли игроков, судей, экспертов.
* К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
запланированную программой информацию о истории, литературе, физике, географии, биологии (в учебном объеме школьных программ 10-11 классов, но с углублением);
правила проведения игровых программ, углубленные требования к составлению игровых программ, оценки качества игровых программ.
Уметь:
составлять всевозможные интеллектуально-игровые программы с применением современных технологий;
вести игровые программы;
пользоваться справочной литературой, самостоятельно отбирать необходимый материал к играм.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
1.Календарный учебный график
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составлен календарный учебный график, который в себя включает 144 недели. Начало занятий в соответствии с расписанием с 01.09.2020г. по 15.05.2024г.
Календарный учебный график первого года обучения
сроки | Название темы | Часов | Форма контроля |
Всего | Теория | Прак тика |
сентябрь | Введение. Определение стиля обучения и восприятия при помощи тестов. | 5 | 1 | 4 | Тестовые задания, опрос |
Определение уровня общих знаний учащихся при помощи тестов. | 2 | ---- | 2 | Тесты |
Психологический практикум. | 4 | 1 | 3 | Тесты, наблюдение |
Виды памяти. Определение вида памяти. Тренинг. | 6 | 1 | 5 | Тесты, наблюдение |
октябрь | Виды мышления. Тренинг различных форм. | 4 | 1 | 3 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения заданий |
Развитие логического мышления. Логические игры. | 12 | 2 | 10 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе игр. |
ноябрь | Эрудиция – ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки. | 6 | 2 | 4 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения заданий. |
Вопрос – основа игры. Требования к вопросам. Составление вопросов. | 5 | 1 | 4 | Наблюдение и изучение способностей ребят в ходе выполнения заданий |
декабрь | Нетрадиционные формы интеллектуальных игр. | 8 | 2 | 6 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе участия в играх. |
Подготовка к участию в играх, конкурсах, турнирах. | 10 | 2 | 8 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения. |
январь | Алгоритм поиска ответов. Основные приёмы. | 8 | 2 | 6 | Наблюдение |
Как работать с книгой. Основные приёмы. | 4 | 2 | 2 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения. |
февраль | Игра «Эрудит – лото». | 6 | 2 | 4 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе участия в играх. |
Игры с буквами и словами. | 9 | 1 | 8 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе участия в играх. |
март | Принципы игры в команде. | 3 | 1 | 2 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения. |
Отработка игры в тройках. | 10 | 2 | 8 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе участия в играх. |
апрель-май | Основные особенности «Брейн-ринга». | 10 | 2 | 8 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе участия в играх. |
Тренировочные занятия (мини – игры). | 18 | 4 | 14 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе участия в играх. |
Мониторинг деятельности клуба. Создание «банка идей» к следующему учебному году. | 4 | 2 | 2 | Наблюдение и изучение способностей ребят в ходе выполнения заданий |
| Итого | 136 | 31 | 105 | |
Календарный учебный график второго года обучения
сроки | Название темы | Часов | Форма контроля | |
Всего | Теоретических | Практических |
Сентябрь Сентябрь-октябрь-ноябрь Ноябрь | Вводное занятие. Игра – дело серьезное | 50 | 8 | 42 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе игр. |
Декабрь | Что такое интеллект? | 4 | 4 | ---- | Тесты |
Работа с литературой. | 6 | 1 | 5 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе работы |
Январь- Февраль | Магия интеллекта. | 30 | 6 | 24 | Наблюдение Тестирование |
Март | Любое дело на радость людям, иначе зачем! | 10 | 2 | 8 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения. | |
Апрель | Повышение уровня IQ. | 20 | 5 | 15 | Тестирование |
Май | Работа ведущего. | 10 | 2 | 8 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе участия в играх. |
Изготовление реквизита к коллективным делам. | 6 | 2 | 4 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе работы |
| Итого | 136 | 30 | 106 | | |
Календарный учебный график третьего года обучения
сроки | Название темы | Часов | Форма контроля | | |
Всего | Теоретических | Практических | |
Сентябрь | Введение. Определение уровня интеллектуальных способностей с помощью соответствующих методик. | 10 | 3 | 7 | Тестовые задания, опрос | | | |
Развитие интеллектуальных способностей. | 8 | 2 | 6 | Тесты | | |
Октябрь Ноябрь | Интеллектуально-развлекательные игры. | 10 | 2 | 8 | Наблюдение и Изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе игр. | | |
Лингвистические игры. | 7 | 1 | 6 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе игр. | | |
Викторины. | 9 | 1 | 8 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения заданий | | |
| Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр. | 8 | 2 | 6 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе игр. | | | |
Декабрь | Разбор проведенных игр. | 2 | 2 | ---- | Анкетирование | | |
Подготовка к участию в играх, конкурсах, турнирах. | 8 | 2 | 6 | Наблюдение и изучение способностей ребят в ходе выполнения заданий | | |
Январь | Конкурсы эрудитов. | 10 | 2 | 8 | Викторины | | | |
Февраль март | Логические игры. | 14 | 3 | 11 | Наблюдение и изучение способностей ребят в в ходе участия в играх | | |
Источники составления вопросов. | 2 | 2 | ---- | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в процессе работы | | |
Март | Конкурсы составления вопросов. | 4 | ---- | 4 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе участия в играх. | | |
Игры на вопросы членов клуба. | 4 | ------ | 4 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе игр | | |
Тренинг творческого мышления. | 8 | 1 | 7 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе участия в играх. | | | |
Апрель | Психологический практикум. Тренинг психологической совместимости. | 2 | 1 | 1 | Тесты | | |
Командные игры. | 10 | 2 | 8 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе участия в играх. | | |
Май | Организация и проведение игр «Что? Где? Когда?» | 16 | 2 | 14 | Наблюдение и изучение способностей ребят в ходе участия в играх | | |
Мониторинг деятельности клуба. Создание «банка идей» к следующему учебному году. | 2 | 2 | --- | | | |
| Итого | 136 | 30 | 106 | | | | |
Календарный учебный график четвёртого года обучения
сроки | Название темы | Часов | Форма контроля | | |
Всего | Теоретических | Практических | |
Сентябрь | Введение. Определение уровня интеллектуальных способностей с помощью соответствующих методик. | 8 | 1 | 7 | Тестовые задания, опрос | | | |
Развитие интеллектуальных способностей. | 8 | 2 | 6 | Тесты | | |
Октябрь Ноябрь | Интеллектуально-развлекательные игры. | 10 | 2 | 8 | Наблюдение и Изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе игр. | | |
Лингвистические игры. | 8 | 1 | 6 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе игр. | | |
Викторины. | 9 | 1 | 8 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения заданий | | |
| Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр. | 8 | 2 | 6 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе игр. | | | |
Декабрь | Разбор проведенных игр. | 2 | 2 | 2 | Анкетирование | | |
Подготовка к участию в играх, конкурсах, турнирах. | 8 | 2 | 6 | Наблюдение и изучение способностей ребят в ходе выполнения заданий | | |
Январь | Конкурсы эрудитов. | 10 | 2 | 8 | Викторины | | | |
Февраль март | Логические игры. | 14 | 3 | 11 | Наблюдение и изучение способностей ребят в в ходе участия в играх | | |
Источники составления вопросов. | 2 | 2 | ---- | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в процессе работы | | |
Март | Конкурсы составления вопросов. | 4 | ---- | 4 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе участия в играх. | | |
Игры на вопросы членов клуба. | 4 | ------ | 4 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе игр | | |
Тренинг творческого мышления. | 8 | 1 | 7 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе участия в играх. | | | |
Апрель | Психологический практикум. Тренинг психологической совместимости. | 3 | 1 | 2 | Тесты | | |
Командные игры. | 10 | 1 | 9 | Наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе участия в играх. | | |
Май | Организация и проведение игр «Что? Где? Когда?» | 15 | 1 | 14 | Наблюдение и изучение способностей ребят в ходе участия в играх | | |
Мониторинг деятельности клуба. Создание «банка идей» к следующему учебному году. Презентация итогов года | 4 | 2 | 2 | | | |
| Итого | 136 | 26 | 110 | | | | |
2.Условия реализации программы
Помещение для занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим нормативам правилам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете:
-удобная мебель и её правильная расстановка;
-воздушно-тепловой режим (поддерживается оптимальная температура 19-21 градусов и относительная влажность 50-60%, используется естественная вентиляция при проветривании кабинета);
- хорошая освещённость;
-чистота кабинета (проводится ежедневная влажная уборка);
-эстетика кабинета (использована краска, не дающая бликов, спокойные цвета для окраски мебели, стен и потолка);
-грамотное оформление кабинета (имеются в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, комплексы упражнений для снятия напряжения).
Методическое обеспечение программы.
1. Методические разработки интеллектуальных программ, сценарии игр, заложенных в программу.
2. Дидактический материал по разделам «Тесты», «Ребусы», «Конкурсы», «Занимательные задачи и головоломки», «Викторины», «Кроссовки», «Кроссворды», «Сценарии», «Загадки, скороговорки», «Интеллектуальные игры», «Игры, общение, отдых», «Новый год», «КВН», «Своя игра».
3. Реквизит к игровой программе: Имеются разнообразные игровые пособия, игровые снаряды, игровой стол, табло, фишки.
4. Технические средства: кабинет оснащён компьютером, проектором, интерактивной доской, принтером, сканером.
Набор вопросов из серии «АМКИР», периодические издания: «Сканворд», «Молодость Сибири», «Вокруг света», «Всемирный следопыт».
Настольные игры: «Лото», «Пексесо», «Домино», «Карты», шахматы, шашки и т.д.
Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории.
Формы аттестации. В качестве контрольных мероприятий используются следующие формы аттестации: наблюдение, контрольные занятия, творческое задание, тренинги, опрос, отзывы родителей и детей. Формами подведения итогов реализации программы являются игры среди команд района.
Оценочные материалы. Для определения достижения обучающимися планируемых результатов, используются диагностические методики, позволяющие определить достижение учащимися планируемых результатов. Для отслеживания и анализа предметных результатов обучения педагогом ведётся мониторинг результативности. Данные фиксируются в картах индивидуального и группового контроля.
Мониторинг результативности реализации программы проводится по следующим параметрам:
высокий уровень (оптимальный) - отлично усваивает материал, проявляет творческую инициативу;
средний уровень (достаточный) - хорошо усваивает материал, проявляет небольшую творческую инициативу;
• низкий уровень (недостаточный) - плохо справляется с учебной нагрузкой, учебный материал усваивает не полностью.
Для определения достижения личностных результатов используется «Диагостика личностного роста обучающегося».
Технология «Портфель достижений» является формой представления метапредметных результатов.
Методические материалы
На занятиях активно используются современные методы обучения:
1.Тренинг
2.Кейс-стади
3.Коучинг
4. Разбор «завалов»
5.Метод рефлексии
6. Метод ротаций
7. Метод «Летучка»
8.Мозговой штурм
Среди психолого-педагогических технологий, используемых при реализации программы, можно выделить следующие:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
коллективную систему обучения;
технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии и др.
3.Список литературы, цифровых ресурсов
Литература, использованная при составлении программы
Алексеев Е. В., Белкин В. Г., Курмашева Н. А., Поташёв М. О., Тюрикова И. К. «Что? Где? Когда?». - М.: Рольф, 2000. – 217 с .
Василюк Юлия Сергеевна «Развиваем интеллект. Логические игры и головоломки». - Эксмодетство, 2017 .
Волченко Ю. С. Интеллектуальные игры. - ЭКСМО ,2017 год
Зубанова С.Г. Интеллектуальные игры для школьников. - ФЕНИКС, 2016 г.
Майерс Бернар. Интеллектуальные игры- М.: Академик, 2017.
Литература для учащихся и родителей.
Анашина Н.Ю. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР, "Умные" игры и развлечения для старшеклассников. - ВКТ, Академия Развития, 2018.
Баландин Б.Б. Большая книга интеллектуальных игр и занимательных вопросов для умников и умниц. -Литмир, 2019.
Пашнина В. "Умные" игры и развлечения для старшеклассников. - ВКТ, Академия Развития, 2018.
Шейнов В.П. Развиваем мышление, сообразительность, интеллект. Книга-тренажер. –С-П.: Питер-Трейд»; 2018.
Интернет-источники
https://www.yakaboo.ua/ua/umnye-igry-i-razvlechenija-dlja-starsheklassnikov.html
https://b-trainika.com/games/igry_na_intellekt
https://cepia.ru/brain/game
http://www.zanimatika.ru/psihologicheskie-testyi/opredelitel-vozrasta-mozga.html
https://razlich.ru/trenazhjory-dlya-mozga