СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даная програма расчитана на детей 6-10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»»

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №7 г. Ярцево




«Рассмотрено»

На Методическом совете

Протокол № 1

от «29» августа 2022 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МБОУ СШ № 7 г. Ярцева

__________ / Ларченкова Е. Н.

от «29» августа 2022 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ № 7 г. Ярцева

___________ /Кузнецова И. В.

Приказ № 207

от «31» августа 2022 г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Волейбол»






Возраст обучающихся: 13–17 лет

Срок реализации: 1 год


Автор-составитель:

Кузьменко Наталья Константиновна,

учитель физической культуры






г. Ярцево, 2022 год




СОДЕРЖАНИЕ Стр.


Пояснительная записка ……………………………………………3

Учебный план ………………………………………………………8

Содержание учебного плана ……………………………………....9

Календарный учебный график………………………………….....12

Методическое обеспечение программы………………………….20

Информационное обеспечение программы……………………...23





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Волейбол» составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17декабря 2010 г. N 1897 с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577

- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.

- " Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". Постановлением Главного государственного санитарного врача  России от 28 сентября 2020 г. N 28.

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) – письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»;

- Письмом Минобрнауки от 18.08 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»,

- Концепцией развития дополнительного образования детей утверждѐнной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р,

- Основной образовательной программы основного, среднего общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева

- Рабочей программой в соответствии с ФГОС. «Физическая культура 5 – 9 классы» (В.И. Лях. – М. : Просвещение, 2016).

Рабочей программой в соответствии с ФГОС. Предметная линия учебников В. И. Ляха. «Физическая культура» 10-11 классы. (В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2016.)

Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/ Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. – М.: Просвещение, 2012. – (Работаем по новым стандартам).

Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации/ авт.-сост. А. Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2010.

- Устава школы.

- Требованиям Положения о рабочей программе ОУ.


Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Направленность (профиль) программы: физкультурно-спортивная.

Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка, проявившего выдающиеся способности, находящегося в трудной жизненной ситуации и обучающегося, проживающего в сельской местности.



Актуальность программы.

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия позволят обучающимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, осуществляет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования, поиска информации в Интернет, видеоматериала ит.д.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основе ее - личностно-ориентированный подход. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что при системном подходе процесс подготовки рассматривается, в первую очередь, в оздоровительном аспекте от первоначального отбора, и при выявлении интереса к данному виду спорта, до завершения спортивной деятельности волейболиста с учетом единства тренировок, соревнований и усиливающих их эффект восстановительных действий.

Программа организована согласно содержанию и соответствует «ознакомительному» уровню сложности.


Адресат программы.

Данная программа предназначена для учащихся возраста от 14 до 17 лет. В секцию принимаются все желающие, обучающиеся данного возраста, допущенные по состоянию здоровья врачом.


Объем программы – 102 учебных часов, необходимых для освоения программы.


Формы организации образовательного процесса: Занятия проводятся в очном режиме учебно-тренировочного процесса.


Виды занятий по программе.

Основными видами занятий по программе «Волейбол» являются:

  • Теоретический

  • Практический

  • Контрольный

  • Тренировочный

Срок освоения программы: 102 часа.


Режим занятий3 часа в неделю (2 раза в неделю по 1,5 уч. часа), 102 ч. в год.


Цели программы: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.


Задачи программы:

Образовательные задачи:

  1. формирование двигательных качеств;

  2. получение новых знаний.

  3. обучение игре в волейбол (техника, тактика).

Воспитательные задачи:

  1. воспитание интереса детей к спорту и приобщение их волейболу;

  2. воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и в коллективе (подвижные игры, мини-волейбол)

  3. воспитание силы воли, самоорганизованности, дисциплины.

Развивающие задачи:

  1. развитие физических навыков; закаливание;

  2. развитие эстетических качеств (красивая осанка, культура движений).

  3. развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики волейбола.


Планируемые результаты:

Личностные:

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;

- проговаривать последовательность действий;

- уметь высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;

- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

Познавательные УУД:

- находить новые знания: ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами освоения учебного предмета являются:

-планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

-изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

-измерение (познание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;

-представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

-оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

-организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;

-бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;

-организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;

-характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;

-взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

-объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;

-подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

-нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;

-выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;

-выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами в различных условиях.


Условия реализации программы.

Занятия проходят в спортивном зале, который отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Оборудование: мячи волейбольные, насос с иглой, сетка для переноса и хранения мячей, сетка волейбольная, стойки волейбольные, свисток судейский, секундомер, набивные мячи весом 1-2 кг, скамейки гимнастические, скакалки гимнастические.


Формы аттестации/контроля.

Промежуточная аттестация проходит в форме тестирования. Оно позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 8 – 11 класса по курсу внеурочной деятельности «Волейбол». Работа составлена на основе содержания курса и с учетом требований нормативных документов.


Оценочные материалы.

Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по курсу «Волейбол» рассматривается на методическом Совете школы и утверждается приказом директора школы.




УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

теория

практика

Всего


1

Основы знаний

6


6

Устный опрос

2

Физическая подготовка:

Общая;


В процессе учебно - тренировочных занятий

19


19


Тестирование,

сдача нормативов.

Специальная.

28

28

4

Техническая подготовка

28

28

Устный опрос, игра.

5

Тактическая подготовка

18

18

Устный опрос, игра.

6

Контрольные игры, соревнования

3

3

Разбор игр, соревнований.

ИТОГО:

102 ч.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Материал программы дается в разделах: основы знаний; техника и тактика игры в баскетбол, соревнования, оценка динамики физического развития и физической подготовленности, контрольные игры, соревнования.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований, сведения по гигиеническим требованиям. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

Основы знаний (в процессе учебно-тренировочных занятий).

Инструктаж по технике безопасности: правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, волейболом: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.

Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.

Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки.

Основы техники и тактики игры. Понятие о технике и тактике. Анализ технических приёмов. Анализ тактических действий в нападении и защите.

Общая физическая подготовка (21ч).

-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;

-совершенствование навыков естественных видов движений;

-подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.

Строевые упражнения.

Гимнастические упражнения.

-Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

-Упражнения для туловища и шеи.

-Упражнения для мышц ног и таза.

Акробатические упражнения.

Легкоатлетические упражнения.

- Бег.

- Прыжки.

- Метания.

Спортивные игры.

Подвижные игры и эстафеты.

Тестовый контроль.

Специальная физическая подготовка (30 ч).

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий

Упражнения для развития прыгучести.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.

Техническая подготовка. (30 ч).

Действия без мяча. Перемещения и стойки: - стартовая стойка (И.п.) в сочетании с перемещениями;

- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;

- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.

Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками: - передача на точность, с перемещением в парах; передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи; встречная передача, передача в треугольнике, отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.

Приём мяча: приём снизу двумя руками, приём сверху двумя руками, приём мяча, отражённого сеткой.

Подача мяча: - нижняя прямая на точность, верхняя прямая.

Нападающие удары: прямой нападающий удар (по ходу).

Практические занятия по технике защиты.

Действия без мяча. Перемещения и стойки.

Действия с мячом. Приём мяча.

Блокирование (одиночное). Страховка при блокировании.

Тактическая подготовка (18 ч).

Практические занятия по тактике нападения.

Индивидуальные действия.

Групповые действия.

Командные действия.

Практические занятия по тактике защиты.

Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;

Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Контрольные игры и соревнования, сдача нормативов(3 ч)

Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.

Судейская практика. Контрольные нормативы по общей и специальной подготовке.



КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


п/п

Месяц число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

прове дения

Форма

контроля

1


В течение занятий

Лекция

6

Теоретические сведения в соответствии с программой. Организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила и судейство игр по волейболу.

Спортзал

Устный опрос

2


Беседа

Техника безопасности: правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, волейболом.

Спортзал

Устный опрос


3


Беседа

Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма.

Спортзал

Устный опрос

4


Лекция

Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.

Спортзал

Устный опрос

5


Беседа


Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.

Спортзал

Устный опрос


6


Беседа


Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма.

Спортзал

Устный опрос

7



Беседа. Практическое занятие

1

Стойка игрока. Перемещения в защитной стойке: вперед, назад, вправо, влево

Игры «Перестрелка», «Пионербол».

Спортзал

Выполнение действий

8



Практическое занятие

1

Бег: лицом вперед, приставными шагами в стороны, вперед и назад, спиной вперед. Скоростные рывки из различных исходных положений. Подвижные игры и эстафеты.

Спортзал

Выполнение действий

9



Практическое занятие

1

Общая и специальная физическая подготовка. Остановки: двумя шагами, прыжком. Прыжки, повороты вперед, назад. Подвижные игры и эстафеты.

Спортзал

Выполнение действий

10



Практическое занятие

1

Стойки и перемещения. Правила игры. Подвижные игры и эстафеты


Спортзал

Выполнение действий

11



Практическое занятие

1

Подвижные игры и эстафеты.

Игры, развивающие физические способности

Спортзал

Выполнение действий

12

13



Беседа.

Практическое занятие

2

Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)

Игры «Перестрелка», «Футбол».

Спортзал

Выполнение действий

14,

15



Практическое занятие

2

Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)

Игры «Перестрелка», «Футбол».

Спортзал

Выполнение действий

16

17



Практическое занятие

2

Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх)

Игра «Футбол».

Спортзал

Выполнение действий

18

19



Беседа.

Практическое занятие

2

Передача мяча сверху двумя руками:

а) из глубины площадки для нападающего удара;

Спортзал

Выполнение действий

20,

21



Практическое занятие

2

б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению;

Спортзал

Выполнение действий

22

23



Практическое занятие

2

в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх).

Спортзал

Выполнение действий

24





1

Игровое занятие. Правила игры

Спортзал

Выполнение действий

25

26



Беседа.

Практическое занятие

2

Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом. Передача мяча сверху двумя руками.

Подвижные игры и эстафеты.

Спортзал

Выполнение действий

27,

28



Беседа.

Практическое занятие

2

Разучивание передача мяча сверху двумя руками в парах, в тройке. Введение в начальные игровые ситуации.

Подвижные игры и эстафеты.

Спортзал

Выполнение действий

29,

30



Практическое занятие

2

Общая физическая подготовка. Эстафеты с различными способами перемещений.

Спортзал

Выполнение действий

31,

32



Практическое занятие

2

Правила игры. Игровое занятие

Спортзал

Выполнение действий

33,

34



Беседа.

Практическое занятие

2

Игровые упражнения. Разучивание нижней прямой подачи с середины площадки.

Спортзал

Выполнение действий

35,

36



Практическое занятие

2

Общая физическая подготовка, нижняя прямая подача с середины площадки.

Спортзал

Выполнение действий

37,38



Беседа.

Практическое занятие

2

Общая физическая подготовка. нижняя прямая подача с середины площадки.

Спортзал

Выполнение действий

39



Практическое занятие

1

Правила игры. Игровое занятие.

Спортзал

Выполнение действий

40,

41



Практическое занятие

2

Приём мяча:

снизу двумя руками;

Спортзал

Выполнение действий

42,

43



Практическое занятие

2

Приём мяча:

нижняя передача на точность;

Спортзал

Выполнение действий

44

45



Практическое занятие

2

Приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2;

Спортзал

Выполнение действий

46

47



Практическое занятие

2

Приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.

Спортзал

Выполнение действий

48

49



Практическое занятие

2

Правила игры. Игровое занятие

Спортзал

Выполнение действий

50

51



Практическое занятие

2

Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.

Прием и передача мяча снизу двумя руками.

Спортзал

Выполнение действий

52

53



Практическое занятие

2

Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.

Прием и передача мяча снизу двумя руками.

Спортзал

Выполнение действий

54

55




Практическое занятие

2

Игровые упражнения. Прием и передача мяча снизу двумя руками.

Спортзал

Выполнение действий

56

57




Практическое занятие

2

Подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола. Игровое занятие

Спортзал

Выполнение действий

58

59



Практическое занятие

2

Подача мяча – разучивание верхней прямой подачи.

Спортзал

Выполнение действий

60

61



Практическое занятие

2

Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом. Игровое занятие

Спортзал

Выполнение действий

62

63



Практическое занятие

2

Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.

Прием и передача мяча сверху и снизу двумя руками. Работа в парах, в тройке.

Спортзал

Выполнение действий


64

65



Беседа.

Практическое занятие

2

Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.

Прием и передача мяча сверху и снизу двумя руками. Работа в парах, в тройке.

Спортзал

Выполнение действий

66

67



Практическое занятие

2

Прием и передача мяча снизу и сверху двумя руками. Подвижные игры.

Спортзал

Выполнение действий

68

69




Практическое занятие

2

Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом.

Прием и передачи мяча. Эстафеты с элементами волейбола.

Спортзал

Выполнение действий

70

71



Практическое занятие

2

Общая и специальная физическая подготовка. Игровое занятие.

Спортзал

Выполнение действий

72

73




Практическое занятие

2

Тестирование,

контрольная игра

Спортзал

Выполнение действий

74

75

76

77



Практическое занятие

4

Нападающие удары. Имитация. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач.


Спортзал

Выполнение действий

78

79




Беседа.

Практическое занятие

2

Индивидуальные действия:

Выбор места при приёме нижней и верхней подач

Спортзал

Выполнение действий

80

81



Беседа.

Практическое занятие

2

Индивидуальные действия:

Оопределение времени для отталкивания при блокировании

Спортзал

Выполнение действий

82

83




Практическое занятие

2

Индивидуальные действия:

выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением)

Спортзал

Выполнение действий

84-

87



Беседа.

Практическое занятие

4

Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов.

Спортзал

Выполнение действий

88-

91



Беседа.

Практическое занятие

4

Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий.

Спортзал

Выполнение действий

92-

95



Практическое занятие

2

Игровое занятие Двухсторонняя игра в волейбол.

Спортзал

Выполнение действий, разбор игр.

96-

99



Практическое занятие

4

Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Игры и эстафеты с элементами волейбола.

Спортзал

Выполнение действий, разбор игр.

100101



Практическое занятие

4

Подвижные, учебные и

контрольные игры.

Спортзал

Выполнение действий

102



Практическое занятие


Итоговое занятие. Двухсторонняя игра в волейбол.

Спортзал

Выполнение действий













Техническая подготовленность


№ п/п


Содержание требований (виды испытаний)


Количественный показтель


1

Вторая передача на точность: из зоны 2 в зону 4

3

2

Из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению)

3

3

Через сетку из зоны 4 в зону 4 в прыжке

4

4

Передача сверху, снизу (стоя у стенки)

5

5

Подача на точность

4

6

Нападающий удар прямой из зоны 4 в зоны 5 и 6

3

7

Блокирование (вдвоем) нападающего удара из зоны 4 (2)

3





















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы организации работы:

Программа предусматривает проведение занятий в форме учебно-тренировочных занятий, сдачи контрольных нормативов, теоретических занятий, товарищеских игр, соревнований, просмотров и анализа игр профессиональных спортсменов, беседы о спорте, встречи с ветеранами спорта и ныне действующими спортсменами, спортивных праздников, дня Здоровья, «Веселые старты», конкурсов и викторин.

Формы проведения занятия и виды деятельности

Однонаправленные занятия

Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техническому, тактическому или физическому

Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по правилам.

Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.


Методы и технологии воспитания:

1. Методы для развития физических качеств и функциональных возможностей (равномерный, повторный, переменный, интервальный, больших усилий, круговой, сопряженный, игровой, соревновательный).

2. Методы для обучения и совершенствования технических приемов волейбола (объяснение, показ, разучивание в целом и по частям, исправление ошибок, анализ выполнения, использование технических средств).

3. Методы для обучения и совершенствования тактики игры (разучивание тактических элементов по частям, в целом; анализ действий; совершенствование действий, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности; задания на тренировках и соревнованиях).

4. Методы психологической подготовки (убеждение, разъяснение, пример, поощрение, самостоятельное выполнение заданий, усложнение условий при выполнении упражнений, введение в тренировку «сбивающих» факторов, самовнушение, создание соревновательных условий).

5. Методы интегральной подготовки (игровой, соревновательный, методы сопряженных воздействий - Метод сопряженного воздействия применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий.).



Формы организации взаимодействия с социальными партнерами и родителями.

Сотрудничество с Ярцевским центром тестирования испытаний ВФСК ГТО.

Товарищеские встречи с командами школ г. Ярцева.

Соревнования по волейболу среди девушек, юношей в городской Спартакиаде школьных лиг

Проведение лектория для родителей;

анкетирование родителей обучающихся;

привлечение родителей школьников на соревнования различного уровня.

Технические средства и наглядности:

компьютер;

мультимедийный проектор;

флеш-носители.





По результатам курса обучающиеся должны:

знать:

  • значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

  • правила безопасного поведения во время занятий волейболом;

  • названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;

  • наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;

  • упражнения для развития физических способностей;

  • контрольные упражнения для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

  • основное содержание правил соревнований по волейболу;

  • жесты волейбольного судьи;

  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;

уметь:

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;

  • выполнять технические приемы и тактические действия;

  • контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;

  • играть в волейбол с соблюдением основных правил;

  • демонстрировать жесты волейбольного судьи;

  • проводить судейство по волейболу.

Методы и средства организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся:

  • Словесные методы (устное разъяснение теоретического материала);

  • Наглядные методы (демонстрация, наблюдение, просмотр видео материалов, раскадровка, схемы, рисунки);

  • Практические (самостоятельные работы)

Диагностический инструментарий:

Контрольные испытания

Общефизическая подготовка

Бег 30 м б х 5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии -стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

Метание набивого мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх замахом назад за голову, испытуемый производит бросок вперед.


Техническая подготовка

Испытания на точность передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественные результаты: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи - рейки, цветные ленты, обручи (гимнастические), наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зоны 2 и 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничивается 3 м, расстояние от сетки - не более 1,5 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток; учитывается количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передачи с нарушением правил не засчитываются).

Испытание на точность передачи через сетку. На противоположной стороне площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч: в зоне 4 — размером 2 х 1, в зоне 1 и в зоне 6 - размером 3 х 3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и качественная сторона исполнения.

Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зоны 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 и 1-2 (размером 6 х 2 м), в зоне 6 у лицевой линии размером 3 х 3 м. Каждый учащийся исполняет 3 попытки (в учебно-тренировочных группах - 5 попыток).

Испытания на точность нападающего удара. Требования к этим испытаниям состоят в том, чтобы испытуемые качественно, в техническом отношении, смогли выполнить тот или иной способ нападающего удара в три зоны: 1, 6, 5 из зон 4,2.

Испытание в защитных действиях (“защита зоны”). Испытуемый находится в зоне G в круге диаметром 2,5 м. Стоя на подставке, учащийся ударом с собственного подбрасывания посылает мяч через сетку из зон 4 и 2.


Тактическая и интегральная подготовка.

Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) Выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток, а с 14-16 лет - 15 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) Выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.




ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Основная литература

  1. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., -- М.: «Физкультура, образование, наука», 2000.

  2. Железняк Ю. Д. “Юный волейболист”. Учебное пособие для тренеров. - М.: «Физкультура и спорт», 1988.

  3. Загорский Б. И., Залетаев И. П., Пузырь Ю. П. и др. “Физическая культура”. Высшая школа. 1989 г.

  4. Ивойлов А. В. Волейбол: [Учебник для »ус..». пед. ин-тов].-- Мн.: Выш. школа, физ. воспитания 1979.

  5. Ковалев В.Д. Спортивные игры; М., 1988

  6. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николаенко Н. Г. “Физическое воспитание”. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. Высшая школа 1984 г.

7.Д.Железняк -«подготовка юных волейболистов», М. просвещение. 1989г

8. А.Г. Фурманов. Игра в мини-волейбол. М.

9. Ю.О. Чехов. Основы волейбола. М. ФИС. 1979 г.


2.Дополнительная литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  3. Приказ Министерства просвещения Российской федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  4. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-Р)

  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"

  6. Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»

  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК- 641/09 "О направлении методических рекомендаций"

  8. Письмо Министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 №МО-16-09-01/826-ТУ








42



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!