СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Солнышко в ладошке» (базовый уровень)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возраст детей:7-8 лет.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Солнышко в ладошке» (базовый уровень)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сатинская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрена на заседании Утверждена приказом

педагогического совета № от

Протокол № от Директор школы В.В.Ветров






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Солнышко в ладошке»

(базовый уровень)



Возраст учащихся: 7-8 лет.

Срок реализации: 1 год.




Автор-составитель:

Каширина Светлана Алексеевна,

педагог дополнительного образования



п. Сатинка

2021 г.



Информационная карта


ФИО педагога


Каширина Светлана Алексеевна

Вид программы


модернизированная

Тип программы


общеразвивающая

Образовательная область


духовно-нравственные ценности

Направленность деятельности


социально-педагогическое

Способ освоения содержания образования


практический

Уровень освоения содержания образования


базовый

Уровень реализации программы


начальное общее образование

Форма реализации программы


групповая

Продолжительность реализации

программы


1 год

















Блок 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

    1. Пояснительная записка

Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на формирование у младших школьников основ духовно-нравственных ценностей и идеалов, народной культуры и традиций через познавательно-творческую деятельность ключевых компетенций в сфере общения, толерантного поведения, сознательного отношения к труду, учебе. Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Солнышко в ладошке» заключается в создании образовательного пространства, ориентированного на духовно–нравственное развитие личности ребенка.

Актуальность. Духовно-нравственное воспитание – это сложный и многогранный процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека. Духовность не дается человеку изначально, она воспитывается, в том числе, в школе и семье, путем включения ребенка в систему человеческой культуры и общечеловеческих ценностей, существенным звеном которой является Книга.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что равнодушие, нетерпимость, отсутствие доброжелательной атмосферы во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками и близкими, неумение контролировать свое поведение, к сожалению, становятся обыденностью в нашей жизни.

Сегодня в семье собираются вместе, но в основном, около телевизора. К сожалению, большая часть современных детских телепередач далеко не всегда способствует становлению лучших сторон человеческой души, а традиции семейного чтения сохранены, увы, не во всех семьях.

Увлечение чтением по своей сути всегда благородно. Это особенно актуально в отношении формирования морали и нравственности юного поколения граждан обновленной России. Из художественного произведения ребенок постигает духовный смысл человеческих ценностей через опыт переживания, сочувствия и сострадания.

Педагогу важно укрепить и развить этот опыт путем активизации эмоциональной памяти, помочь ребенку – читателю пережить волнение, радость и боль от соприкосновения с чьей-то судьбой, жизнью, поступком. Чем глубже сила чувств, вызванных прочитанным произведением, тем эффективнее процесс превращения почерпнутых из книг нравственных истин и ценностей в личностные убеждения.

Человек бывает счастливым, когда живет добрыми воспоминаниями о своем доме, своей семье. Мир детских впечатлений является опорой в жизни каждого из нас.

Жизнь взрослого – это разрешение одной проблемы за другой, а жизнь ребенка – это всегда ожидание праздника.

Праздники бывают разные: красные дни календаря, знаменательные даты. А еще – семейные и православные, светлые. Главный смысл этих праздников – чтобы ребенок почувствовал высокий дух семьи. Ведь отец, мать, дети – это воплощенный образ Святой Троицы на земле. «Есть непостижимая  для нас связь родителей и детей.  Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях», - писал Феофан Затворник.

Педагогическая целесообразность.

Сегодня в современных семьях много внимания уделяют интеллектуальному развитию маленького человека, зачастую забывая о воспитании души. А ведь именно в семье закладываются основные нравственные ценности, утверждаются духовные ориентиры разумной и добродетельной жизни. В одной из бесед Преподобный Серафим Саровский напутствовал: «Матушка, не торопись учить детей по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложиться потом».

Душа ребенка впечатлительна: нравственные качества, приобретенные человеком в детстве в семье, как правило, остаются с ним на всю жизнь.

Поэтому ,действительно, как считал старец Паисий Афонский, «единственной ценностью жизни остается семья: как только погибает семья, погибает и мир». Православные традиции наполняют мир семьи душевной теплотой, вниманием и заботой. Педагог дополнительного образования может помочь родителям и детям вспомнить замечательную традицию, которая существовала на Руси – всей семьей готовиться к встрече православных праздников: Пасхи, Рождества Христова, Вербного Воскресенья, Радоницы, Троицы. Это приобщит детей родителей к общечеловеческим  и православным ценностям, к сердечному размышлению о Вечных истинах.

Среди ежедневной суеты, забот, тревог и разочарований, светлые праздники высоко проникают в душу, озаряя ее тихим светом благодати и любви. И тогда захочется произносить высокие слова, творить добрые дела, обнять всех близких, знакомых и незнакомых, словом, весь мир.

Если проблемы, поднятые автором рассказа, стихотворения, волнуют читателя, если поступки, мысли, чувства литературных героев заставляют рассуждать, задумываться, сопереживать – значит, встреча состоялась, и она, возможно, станет отправным моментом в духовно-нравственном становлении личности ребенка.

Данная программа педагогически целесообразна, так как образовательный процесс её реализации построен на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребенка и учитывает социальную ситуацию его развития, а также на взаимодействии с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка.



Программа ориентирована на применение широкого комплекса принципов:

оступности: содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития и познавательным возможностям, а также индивидуальным особенностям ребенка.

- Наглядности: ознакомление с материалом начинается с чувственного восприятия или с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте. Наглядность мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к образовательной деятельности, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.

- Систематичности и последовательности: образовательная деятельность строится по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на имеющиеся знания детей. Ребенок закрепляет ранее полученные знания и в то же время приобретает элементы новых знаний.

-Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.

-Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Отличительные особенности программы.

Отличительная особенность дополнительной образовательной программы «Солнышко в ладошке» заключается в создании особенной образовательно-воспитательной среды, стимулирующей духовно-нравственное развитие детей.

Данная программа способствует формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта,милосердие, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой в содружестве с текстами литературных произведений.

В структуру программы входят 3 образовательных блока:

- историческое краеведение;

- природно-географическое краеведение;

- художественное и духовное краеведение.

Работа осуществляется в 2-х направлениях:

1. Теоретическом (беседы, викторины, самостоятельные работы, презентации, ролевые игры, турниры знатоков, просмотры видео материалов).

2. Практическом (театральные постановки, экскурсии, практикумы в библиотеке, зарисовки…)

Теория-35ч, практика-37ч. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В основе практических работ лежит выполнение творческих заданий по созданию книжек-малышек ,зарисовок, поделок,проектов.

Для того, чтобы подвести учащихся 6-7лет к освоению некоторых тем, предлагается исследовательский метод. Его особенностью является получение новых знаний не в готовом виде, а в процессе исследовательской работы.

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования, программа дополнительного образования «Солнышко в ладошке» охватывает следующие образовательные области:

- познавательное духовно-нравственное развитие;

- коммуникативно-личностное развитие;

-художественное творчество.

Адресат программы.

Программа адресована детям от 7 до 8 лет.

Для того, чтобы данная программа была результативной, она составлена с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста.

Условия набора учащихся.

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).



Количество учащихся.

В группе одного года обучения –12-15 человек.

Объём и срок освоения программы.


Образовательная деятельность по программе дополнительного образования социально-педагогической направленности «Солнышко в ладошке» рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 1 год обучения, занятие проводится 2 раза в неделю : 72 ч в год.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе - максимально компактная и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

индивидуальная,

групповая,

работа по подгруппам,

творческая,

самостоятельная.

Методические условия реализации программы

В процессе реализации данной программы используются методики личностного развития учащихся:

«Психодиагностика творческого мышления» (Е.Е.Туник);

«Методика определения самооценки детей» (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн); «Цветовой тест Люшера».

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, педагогика сотрудничества, групповые технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, проектная технология.

Приемы и методы организации образовательного процесса: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, проблемный, проектный, игровой.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы организации учебного занятия: В проведении занятий используются формы: коллективное творчество и индивидуальная работа.

Теоретическая часть дается в форме совместного прочтения с детьми тематически подобранных рассказов, бесед по прочитанному, разбор произведений устного народного творчества (пословицы, поговорки), прочтение и анализ стихотворений русских и зарубежных авторов, которые органично входят в круг чтения детей школьного возраста. Это позволяет активизировать труд ума и души ученика, которые принесут ему радость самостоятельных духовных открытий и находок. Обогащению творческой природы ребенка способствует педагогическая организация таких видов его деятельности: подготовка иллюстраций к отдельным эпизодам рассказов, сочинений, чтение стихов, посещение музеев. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве  психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Основной формой работы являются учебные занятия:

- занятия-беседы,

- импровизации,

- занятия-образы по сценарию со специальной подготовкой детей,

- занятия-праздники,

- занятия-путешествия.

-занятие-конкурс,

-занятие-презентация;

-занятие-спектакль;

-занятие-защита проектов.



1.2 Цель программы: духовно-нравственное воспитание личности на основе приобщения к книге.

Задачи обучения:

Обучающие:

- формировать устойчивый интерес к художественной литературе,

- приобщить детей к книге как главному средству интеллектуального и духовного развития,

- обогащать опыт детей через посещение библиотеки, выставок работ.



Развивающие:

- развивать у ребенка интерес к внутреннему миру человека,

- развивать умения контролировать свои мысли и поступки,

- развивать умения и навыки строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы

Воспитывающие:

- воспитывать аккуратность, целеустремленность, толерантность, стремление к разумной организации своего свободного времени,

- воспитывать чувство сострадания, милосердия, любви к своей семье и малой родине.








1.3 Содержание программы


Учебный план


п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика

Формы аттестации

/контроля

1.

Вводное занятие. Диагностика. Вводный инструктаж по ТБ.


1


0


Анкетирование

2,3

Наполним смыслом каждое мгновенье!

Знакомьтесь. Это - я!

18ч


2



1



1

 

4,5

Как я понимаю, что такое «совесть». Совесть в наших маленьких сердцах.

2

1

1


5,6

Где мы – там доброе начало!

 

2

1

1

Конкурс поделок

7,8

Семья вместе – душа на месте.

 

2

1

1

Конкурс рисунков, проект.

9,10

Кто родителей почитает – вовек не погибает!

2

1

1

Конкурс рисунков, праздник

11,12

Великая сила любви!

2

1

1

Творческая работа

13,14

Как много в мире слов прекрасных!

 

2

1

1

Экскурсия в библиотеку

15,16

Умейте радоваться свету…

 

2

1


1

Конкурс стихов и рисунков

17,18


Мы – маленькие лучики солнца!


2


1


1

Творческая работа

III.

19,20

Настоящие друзья.

Настоящий друг верен в счастье и беде.

4 ч

2


1


1

Конкурс стихов

21,22

Учимся ценить дружбу.

 

2

1

2

Конкурс рисунков

IY.

23,24

Жизнь дана на добрые дела.

Учимся красиво говорить.

 

12 ч

2


1


1


25,26

Жизнь дана на добрые дела.

 

2

1

1

Конкурс фотографий добрых дел.

27,28

Природа – твой дом и ты хозяин в нем!

 

2

1

1

Конкурс рисунков о природе

29,30

Мы любим трудиться

 

2

0

2

Творческая работа

31,32

Делаем чудеса своими руками!

 


2


0


2

Выставка поделок

Y.

33,34


Делая счастливыми других, мы счастливы сами!

Мы в ответе за тех, кого приручили!

 

14 ч


2




1





1

Конкурс книжек-малышек

35,36

Совесть в наших маленьких сердцах!

2

1

1


37,38,39

Делая счастливыми других, мы счастливы сами!

3

2

1

Конкурс рисунков

40,41,42

Знакомимся с понятием «милосердие»

3

2

1

Творческая работа

43,44,45

Ты всегда любим, храним добрым Ангелом своим!

3

2

1

Выставка поделок

46,47,48


Спешите делать добрые дела!

3



2

1

Конкурс проектов

49,50,51

Давайте жить в мире и согласии.

3

2

1


52,53,54

Умеем радоваться свету!

3

1

2

Спектакль

YI.

55,56

С чего начинается Родина?

Дом, в котором ты живёшь.

5 ч

2


1


1


57,58

Всё здесь для нас родное.

2

1

1

Конкурс рисунков «Моя родина»

59

Обобщение. Проект «Моя малая родина».

1

0

1

Проект «Моя малая родина».

YII.

60,61

Книга-источник знаний и добра.

Чему нас учат книги?

6 ч

2


2


0

Работа с выставкой книг

62,63

Книга - наш лучший друг!

2

1

1


64,65

Любите книгу!

2

1

1

«Книжкина больница»

YIII.

66,67

Что я оставлю на свете?

Счастливый ли я человек?

6 ч

2


0


2

Конкурс творческих работ

68,69

Что я оставлю на свете?

2

1

1

Конкурс проектов

70,71

Наполни жизнь светом добра.


2


0


2


IX.

Обобщение теоретических знаний. Итоговое занятие.

1

0

1

Спектакль


Итого:


72

35

37




Содержание учебного плана


1.Вводное занятие.

Теория. Наше творческое объединение. Техника безопасности. Входное тестирование.

2. Наполним смыслом  каждое мгновенье.


Теория: Знакомьтесь. Это - я! Как я понимаю, что такое «совесть». Совесть в наших маленьких сердцах. Где мы – там доброе начало! Семья вместе – душа на месте. Кто родителей почитает – вовек не погибает! Великая сила любви! Как много в мире слов прекрасных! Умейте радоваться свету… Мы – маленькие лучики солнца!

 

Практика: игра «Знакомьтесь, это я»,конкурс поделок «Доброе начало»,конкурсы рисунков «Моя семья», «Радуемся свету»,творческая работа «Великая сила любви», экскурсия в библиотеку.

3 . Настоящие друзья.

Теория: Настоящий друг верен в счастье и беде. Учимся ценить дружбу.

Практика: Беседа, игровые ситуации, иллюстрирование пословиц, конкурс рисунков «Мой друг», конкурс стихов о дружбе.

4. Жизнь дана на добрые дела.

Теория: Учимся красиво говорить. Жизнь дана на добрые дела. Природа - твой дом и ты хозяин в нем.Мы любим трудиться. Делаем чудеса своими руками.

Практика: беседа, трудовой десант, изготовление подарков, добрые дела, конкурс рисунков о природе, творческая работа «Своими руками».

5. Делая счастливыми других, мы счастливы сами.

Теория: Мы в ответе за тех, кого приручили! Совесть в наших маленьких сердцах! Делая счастливыми других, мы счастливы сами! Знакомимся с понятием «милосердие». Ты всегда любим, храним добрым Ангелом своим! Спешите делать добрые дела! Давайте жить в мире и согласии. Умеем радоваться свету!

 Практика: конкурс книжек-малышек, конкурс рисунков «Твори добро»,конкурс проектов «Спешите делать добрые дела».

6. С чего начинается Родина?

Теория: Дом, в котором ты живёшь. Всё здесь для нас родное.

Практика: конкурс рисунков «Моя родина», коллективный проект «Моя малая родина».

7. Книга-источник знаний и добра.

Теория: Чему нас учат книги? Книга - наш лучший друг! Любите книгу!

Практика: беседа, ремонт книг.

8. Что я оставлю на свете?

Теория: Счастливый ли я человек? Что я оставлю на свете? Наполни жизнь светом добра.

Практика: конкурс творческих работ и проектов «Наполни жизнь светом добра».

9. Обобщение теоретических знаний.

Практика: спектакль

 



1.4. Планируемые результаты


Личностные результаты

- учащиеся  усвоят свою значимость в современной жизни, а значит, поймут, что у них есть определенные обязанности. Они научатся общаться друг с другом, уважать мнение товарища, уважительно относиться к старшим, своим родным и близким, научатся ценить прекрасное, любить родной край, свою Родину.

- приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям;

- воспитание любви к Отечеству;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру, людям, своей семье и самому себе;

- развитие толерантности, сочувствия, сорадования;

- добродетельное отношение к труду;

- проявление постоянного внимания  и заботы о животных и окружающей природе;

- чувство ответственности за свои дела и поступки

Метапредметные результаты:

- развит интерес к внутреннему миру человека,

- умение контролировать свои мысли и поступки,

- умение строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы,

Предметные результаты:

- сформирован устойчивый интерес к художественной литературе.



Результаты изучения курса

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися

5. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.

Для оценки результативности программы используются следующие методики и диагностики:

- тест на оценку духовно-нравственного развития личности (В.И. Андреева);

- методика определения уровня нравственной воспитанности учащихся (по С.М. Петровой).

По окончании года обучения учащиеся будут

знать:

- значение слов «совесть», «дружба», «добрые дела», «милосердие», «согласие», «добро»;

- историю и назначение семьи;

- правила «хорошего друга»;

-вежливые слова;

-как значит –«приручить» животных;

- правила милосердия;

-значение книги.

называть:

-добрые дела и хорошие поступки;

- своих родителей и членов семьи по именам;

-профессии людей;

-произведения художественной литературы о добрых делах и поступках.

уметь:

-рассматривать книгу, определять её содержание, называть автора, определять нравственные ценности, заложенные в литературных произведениях;




Блок 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1. Календарный учебный график



п/п

Дата проведения занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма

контроля

I.1


Беседа.

1

Вводное занятие. Диагностика. Вводный инструктаж по ТБ.

Начальная диагностика (анкетирование)


II.

2


Беседа.

1

Наполним смыслом каждое мгновенье.

Знакомьтесь. Это – я!

Педагогическое наблюдение.

3


Интерактивное занятие.



1





Игра «Знакомьтесь. Это – я!

Самостоятельная работа.

4


Беседа.


1

Как я понимаю, что такое совесть».Совесть в наших маленьких сердцах.

Опрос.

5


Практическое занятие.

1

Чтение и анализ рассказа «Совесть».

Коллективная работа.

6


Видеоурок.

1

Где мы – там доброе начало!

Педагогическое наблюдение.

7


Занятие-исследование.

1

Семья вместе - душа на месте.

Самостоятельная работа.

8


Практическое занятие

1

Конкурс рисунков «Моря семья».

Самостоятельная работа.

9.


Беседа.

1

Кто родителей почитает – вовек не погибает!

Педагогическое наблюдение.

10.



Конкурс.

1

Конкурс рассказов о своих родителях.

Педагогическое наблюдение.

11


Презентация.

1

Великая сила любви!

Педагогическое наблюдение.

12


КТД

1

КТД «Великая сила любви».

КТД

13


Презентация

1

Как много в мире слов прекрасных!

Педагогическое наблюдение.

14


Практическое занятие


1

Экскурсия в библиотеку .

Встреча с библиотекарем.

15


Презентация.

1

Умейте радоваться свету…

Педагогическое наблюдение.

16


Конкурс


1

Конкурс стихов и рисунков «Радоваться за ближнего»

Конкурс.

17


Беседа


1

Мы – маленькие лучики солнца!

Коллективная работа.


18


Практическое занятие.



1

Коллективная работа «Мы - маленькие лучики солнца»

Коллективная работа.




III.

19


Беседа.

1

Настоящие друзья.

Настоящий друг верен в счастье и беде.

Встреча с героями любимых книг.

20


Мультфильм

1

Просмотр мультфильма о дружбе.

Самостоятельная работа.

21


Беседа

1

Учимся ценить дружбу.


Педагогическое наблюдение.

22


Конкурс



1

Конкурс рисунков «Мой друг».


Конкурс

IY.

23



Беседа

1

Жизнь дана на добрые дела.

Учимся красиво говорить.

Самостоятельная работа.

24


Практическое занятие.

1

Конкурс загадок «Вежливые слова».

Конкурс.

25


Дидактическая игра

1

Жизнь дана на добрые дела.

Викторина

26


Конкурс

1

Конкурс фотографий добрых дел.

Конкурс

27


Беседа

1

Природа - твой дом и ты хозяин в нём.

Самостоятельная работа

28


Конкурс

1

Конкурс рисунков о природе.

Защита индивидуального проекта.

29


Дидактическая игра

1

Мы любим трудиться.

Опрос.

30


Беседа

1

Рассказы «Мы любим трудиться».

Коллективная работа

31


Практическое занятие

1

Делаем чудеса своими руками!

Индивидуальная работа

32


Практическое занятие

1

Творческая работа «Своими руками».

Индивидуальная работа

Y.

33


Беседа

1

Делая счастливыми других, мы счастливы сами!

Мы в ответе за тех ,кого приручили!

Педагогическое наблюдение

34


Практическое занятие

1

Конкурс книжек-малышек «Братья наши меньшие».



Педагогическое наблюдение.

35


Игра-викторина.

1

Совесть в наших маленьких сердцах!

Интеллектуальная игра.

36


Гостиная.

1

Чтение и обсуждение рассказов о хороших поступках.

Самостоятельная работа.

37


Беседа.

1

Делая счастливыми других, мы счастливы сами!

Педагогическое наблюдение

38


Видеоурок

1

Просмотр видеофильма «Помощники».

Опрос.

39


Конкурс

1

Конкурс рисунков «Помощники».

Самостоятельная работа.

40


Беседа

1

Знакомимся с понятием «милосердие».

КВН

41


Видеоурок

1


Просмотр мультфильма о милосердии.

Опрос

42


Игра

1

Игра «Милосердие».

Педагогическое наблюдение

43


Беседа

1

Ты всегда любим, храним добрым Ангелом своим!

Самостоятельная работа.

44


Беседа

1

Ты всегда любим, храним добрым Ангелом своим!

Опрос

45


Интерактивное занятие

1

Спешите делать добрые дела!

Индивидуальная работа.

46


Практическое занятие.

1

Подготовка к проекту «Спешите делать добрые дела».

Защита проекта.

47


Практическое занятие.

1

Подготовка к проекту «Спешите делать добрые дела».

Выпуск газеты.

48


Практическое занятие.

1

Защита проекта «Спешите делать добрые дела».

Выпуск газеты.

49


Беседа

1

Давайте жить в мире и согласии.

Игра.


50


Беседа.

1

Давайте жить в мире и согласии.

Самостоятельная работа.

51


Аудио урок

1

Прослушивание аудио рассказов «В мире и согласии».

Педагогическое наблюдение.

52


Презентация.

1

Умеем радоваться свету!

Педагогическое наблюдение.

53


Практическое занятие.

1

Подготовка к спектаклю.

Самостоятельная работа.

54


Практическое занятие.

1

Инсценирование «Свет добра».

Индивидуальная работа.

YI.

55


Беседа.

1

С чего начинается Родина?

Дом, в котором ты живёшь.

Самостоятельная работа.

56


Конкурс

1

Конкурс рисунков «Мой дом».

Конкурс.

57


Беседа.

1


Всё здесь для нас родное.

Педагогическое наблюдение.

58


Конкурс

1

Конкурс рисунков «Моя Родина».

Опрос.

59


Обобщающее занятие

1

Обобщение. Проект «Моя Родина».

Практическая работа.

YII.

60


КТД

1

Книга-источник знаний и добра.

Чему нас учат книги?

Коллективная работа

61


Практическая работа

1

Работа с выставкой книг.

Опрос.

62


Беседа.

1

Книга - наш лучший друг!

Опрос.

63


Видеоурок.

1

Игровая программа «В мире книг».

Опрос.

64


Презентация.

1

Любите книгу!

Опрос.

65


Практическая работа

1

«Книжкина больница».

Самостоятельная работа.

YIII.

66


Презентация.

1

Что я оставлю на свете?

Счастливый ли я человек?

Самостоятельная работа.

YII.


67


Фестиваль.

1

Конкурс творческих работ.

Итоговый контроль:выставка проектов, тестирование и анкетирование.

68


Круглый стол.

1

Что я оставлю на свете?

Итоговый контроль: коллективный анализ работ.

69



Игра

1

Игра «Да или нет».

Итоговый контроль: игра

70.


Круглый стол.

1

Наполни жизнь светом добра.

Итоговый контроль.

71.


Фестиваль работ

1

Выставка творческих работ и проектов «Наполни жизнь светом добра».

Итоговый контроль.

72.


Спектакль

1

Обобщение теоретических знаний. Итоговое занятие.

Спектакль.

Портфолио.

2.2 Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение программы


Занятия проводятся в учебном кабинете начальных классов №56 (инвентарный номер № 1101060545) без подсобных помещений.



Оборудование кабинета



п/п

Наименование оборудования

Инвентарный номер

Число единиц

1.

Стол учительский


1

2.

Стол компьютерный


1

3.

Стул учительский


1

4.

Стол ученический


13

5.

Стул ученический


27

6.

Шкаф для учебных пособий

1101060801

3

7.

Полка навесная


3

8.

Тумба для учебных пособий


3

9.


Доска магнитно-меловая

745

1


10.

Моноблок DELL



1

11.

Мультимедийный проектор acer


1

12.

Колонки


1

13.

Мышь


1

14.


Клавиатура


1

15.

Сенсорная доска.


1

16.

Инструменты и приспособления

Цветные карандаши, бумага, клей, ножницы, цветной картон,

пластилин, линейка, угольник.


15 комплектов





Методическое обеспечение программы

Вид

Тематика


1.Презентации и разработки занятий

«Что такое совесть», «Великая сила любви!», «Как много в мире слов прекрасных!», «Умейте радоваться свету…», «Жизнь дана на добрые дела.», «Мы в ответе за тех ,кого приручили!», «Милосердие», «Умеем радоваться свету», «В мире книг», «Счастливый ли я человек?»


2.Исследовательские проекты

«Мы – маленькие лучики солнца!», «Мой друг», «Природа - твой дом и ты хозяин в нём», «Делаем чудеса своими руками!», «Братья наши меньшие»,»Спешите делать добрые дела», «свет добра», «Моя Родина», «Наполни жизнь светом добра».


3.Видеофильмы

«Где мы – там доброе начало!», мультфильм о дружбе, «Помощники»,мультфильм о милосердии,»Спешите делать добрые дела», «Давайте жить в мире и согласии», «Дом, в котором ты живёшь», «Книга - наш лучший друг»



4.Аудиозаписи.

Прослушивание аудио рассказов «В мире и согласии». «Времена года» Вивальди, Прокофьев «Детский альбом», «Звуки леса», «Шум дождя», «Голоса птиц»


7.Предметные картинки ,фотографии и репродукции картин.

«Моя семья»,солнышко, ладошки, времена года, профессии людей, домашние животные, добрые дела, дом, родная природа, дерево добра.

Репродукции картин А.К Саврасова, В.А. Серова, М.А Врубеля, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, И.И. Шишкина, В.М.Васнецова.


8. Художественная литература

Рассказы: В.Осеева«Совесть» ,Н. Абрамова «Про сову», И. Скребцова «Учитесь доброму – плохое на ум не пойдёт»,С.Баруздин «За обедом»,В.Сухомлинский «Как белочка дятла спасала»,Л.Толстой «Два товарища», В.Осеева «Хорошее», «Синие листья».

Стихотворения: Я.Аким «Яблоко», С.Михалков «Хорошие товарищи».

Сказки: Е.Алябьева «Волшебная страна Вежливости», «Путешествие эльфов в страну Грубости», «Рукавичка»(русская народная сказка), «Доброе слово»(русская народная сказка), «Заюшкина избушка»(русская народная сказка), китайская сказка «Добро без ума».


9. Дидактические игры






«Хорошо-плохо»; «Игра в слова»; «Угадай –ка» ;« Д/И с мячом «Бывает - не бывает»; «Да или нет», «Ромашка добрых дел».


10. Подвижные игры (разработки)

«Найди доброе слово»; «Птица и птенчики», «Раз ,два, три – говори!»




Тематика исследовательской работы

п/п

Тема занятия-исследования

1.

Семья вместе - душа на месте.

2.

Великая сила любви.

3.

Спешите делать добрые дела.

4.

Свет добра.

5.

Моя Родина.

6.

Наш край.

7.

Наполни жизнь светом добра.



2.3 Формы аттестации


Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы осуществляется в форме коллективного анализа работ, театрализованного спектакля.

В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных творческих проектов.

В конце года готовится большая выставка творческих работ и спектакль, в которых участвуют все обучающиеся.





Время проведения

Цель проведения

Формы контроля



В начале учебного года

Начальный или входной контроль

Определение уровня развития детей, их творческих способностей, знаний духовно-нравственного направления.



Анкетирование


В течение всего учебного года

Текущий контроль

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала.

Определение готовности детей к восприятию нового материала.

Выявление детей, отстающих и опережающих обучение.

Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.


Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа.


По окончании изучения раздела, в конце полугодия.

Промежуточный контроль

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.



Викторина, конкурс, самостоятельная работа, игра, путешествие, защита творческих работ и проектов.


В конце курса обучения

В конце курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей, уровня знаний духовно-нравственного направления с опорой на тексты художественной литературы. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.


Выставка проектов, праздник, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, анкетирование, портфолио.



2.4 Оценочные материалы


Перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

Развитие познавательных процессов:

«Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия);

«Пиктограмма» (А.Р. Лурия);

Личностное развитие учащихся:

«Психодиагностика творческого мышления» (Е.Е.Туник);

«Методика определения самооценки детей» (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

«Цветовой тест Люшера».


Характеристика уровня освоения программы учащимися

высокий уровень – навык развит хорошо, четко выражен, владение им проявляется стабильно в произведениях разного уровня сложности;

достаточно высокий - владеет навыком хорошо, но произведения повышенного уровня сложности в отношении данного навыка вызывают затруднения в процессе освоения;

средний уровень – навык выражен нечетко, владение им проявляется эпизодически;

ниже среднего – владение навыком проявляется редко в произведениях ( фрагментах) низкого уровня сложности;

низкий уровень - навыком не владеет, самый незначительный результат требует больших эмоциональных и временных затрат.

 

Все выше перечисленные качественные характеристики условно можно отразить по 10-балльной шкале:

9-10 баллов – высокий уровень

7-8 баллов – достаточно высокий уровень

5-6 баллов – средний уровень

3-4 балла - ниже среднего уровня

1-2 балла – низкий уровень



2.5 Методические материалы


Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.


п/п

Название раздела

Формы занятий

Методы и приёмы

Дидактический материал, техническое оснащение

Форма контроля

1.

Вводное занятие. Диагностика. Вводный инструктаж по ТБ.

Беседа.


Методы Словесный

Приёмы

Тренинг,анкетирование.


Анкета.


Анкетиро-вание.

2.

Наполним смыслом каждое мгновенье!

Беседа, интерактивное занятие, видео-урок, занятие-исследование, практическое занятие.

Методы Наблюде-ния,исследовательс-кий проблем-ный,

игровой.

Приёмы

Игра-тренинг, пары и группы, проекты,

рассужде-ние.

Презентация «Что такое совесть», «Великая сила любви!», «Как много в мире слов прекрасных!», «Умейте радоваться свету…», проект «Мы – маленькие лучики солнца!». Моноблок DELL, мультимедий-ный проектор acer,колонки, сенсорная доска,альбомы,карандаш.



Коллективная работа, самостоя-тельная работа, педагогическое наблюдение..

3.

Настоящие друзья.

Беседа, интерактивное занятие, видео-урок, занятие-исследование, практическое занятие, презентация, конкурс, игра, творческая работа, дидактическая игра.

Методы Словесный,частично-поисковый,,игровой,

наглядный практичес-кий.

Приёмы

Устный опрос, самостоятельная работа, игровые приёмы.

Исследовательский проект «Мой друг».

Мультфильмы о дружбе, картин-ки-раскраски.

Моноблок DELL, мультимедий-ный проектор acer,колонки, сенсорная доска.

альбомы, фломастеры, ватман.


Самостоя-тельная работа, конкурс, творческая работа.

4.

Жизнь дана на добрые дела.

Беседа, интерактивное занятие, видео-урок, практическое занятие, конкурс фотографий добрых дел,конкурс рисунков о природе.

Методы Наглядный практичес-кий, игро-вой, наблюдения, проектный ,исс ледовательский.

Приёмы

Рисование, игры, найди ошибки.

Презентация«Жизнь дана на добрые дела», видеофильмы «Спешите делать добрые дела», «Давайте жить в мире и согласии», Моноблок DELL, мультимедий-ный проектор acer,колонки, сенсорная доска.


Цветные карандаши,

Альбомы, ножницы, клей.

Конкурс, защита проектов, защита творческих работ.

5.

Делая счастливыми других, мы счастливы сами!

Беседа, интерактивное занятие, видео-урок, занятие-исследование, практическое занятие, презентация.

Методы Проект-ный, иссле-довательс-кий.

Приёмы

Общая дискуссия,игровые приёмы.

Презентации «Мы в ответе за тех ,кого приручили!», «Милосердие», «Умеем радоваться свету»,видеофильмы , «Спешите делать добрые дела», «Давайте жить в мире и согласии», мультфильм о милосердии ,аудио рассказы «В мире и согласии».

Мультимедий-ный проектор acer,колонки, сенсорная доска.

Защита творческих работ и проектов, конкурс

6.

С чего начинается Родина?


Беседа, видео-урок, презентация.

Методы Исследовательский проблем-ный, словес-ный, наглядный практичес-кий, игро-вой.

Приёмы

Дидактическая игра, сравнение.

Видеофильм «Моя Родина», презентация «Наш край». ». Аудиозаписи «Времена года» Вивальди, Прокофьев «Детский альбом», «Звуки леса», «Шум дождя», «Голоса птиц» Репродукции картин А.К Саврасова, В.А. Серова, М.А Врубеля, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, И.И. Шишкина, В.М.Васнецова.

Мультимедийный проектор acer,колонки, сенсорная доска.

Конкурс, защита проектов..

7.

Книга-источник знаний и добра.

Выставка, беседа, викторина

Методы Игровой, интерак-тивное обучение.

Приёмы

Дидактическая игра. Классифи-кация.

Презентация «В мире книг»,видеофильм «Книга - наш лучший друг».

Моноблок DELL, мультимедий-ный проектор acer,колонки, сенсорная доска.


Игра, викт орина, практическое занятие.

8.

Что я оставлю на свете?

Конкурс, викторина, праздник, спектакль.

Методы Игровой,

наблюде-ния.

Приёмы

Дидактическая игра, рисование.

Презентация «Счастливый ли я человек?»Видеофильм «Дом, в котором ты живёшь».

Моноблок DELL, мультимедий-ный проектор acer,колонки, сенсорная доска.

Альбомы ,карандаши, клей, ножницы.



Выставка проектов, праздник, спектакль,презента-ция творческих работ, коллектив-ный анализ работ, тестирова-ние, анкетиро-вание.



Алгоритм учебного занятия.

1этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического

настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этan - проверочный

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего

задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап -   подготовительный   (подготовка   к   восприятию   нового

содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап  -  основной.   В   качестве  основного   этапа   могут  выступать следующие:

  1. Усвоение новых знаний и способов действии.

  2.  Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная   проверка   понимания  

 Задача:    установление    правильности    и осознанности   усвоения   нового   учебного   материала,   выявление   неверных представлений,  их  коррекция.   Применяют  пробные  практические задания, которые    сочетаются     с    объяснением    соответствующих     правил    или обоснованием.

3   Закрепление    знаний    и    способов    действий     Применяют   тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

VI        этап итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить

перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII        этап рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться

работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,

содержание и полезность учебной работы.

VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании (если

необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий.






Входное диагностическое анкетирование для обучающихся объединения "Солнышко в ладошке" социально-педагогической направленности.

Задания для определения уровня имеющихся знаний обучающихся о нравственных качествах и поступках человека.
Цель диагностики –выявление уровня духовно-нравственных знаний и начальных представлений обучающихся о хороших и плохих поступках.

Вопросы диагностики.

Анкета «Я в мире людей».

1.Что такое «совесть»?

2.Что значит «доброе начало»?

3.Назови вежливые слова.

4.Что такое «дружба»?

5.Умеешь ли ты дружить?

6.Какие дела могут быть добрыми?

7.Назови место, где ты живёшь.

8.Какие домашние животные у тебя живут?

9.Какие книги тебе читали твои родители? Назови твои самые любимые.

10.Что такое «счастье»?



Требования к уровню подготовки.
Знать:
-значение слов «совесть; «добро»;

-что такое «дружба»;

-правила общения со взрослыми;


Уметь называть:
-добрые и вежливые слова;

- имена своих родителей, место, где живёшь;

-домашних животных;

-прочитанные книги родителями для детей.

Итоговое диагностическое анкетирование для обучающихся объединения "Солнышко в ладошке" социально-педагогической направленности.

Цель диагностики – определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей, уровня развития духовно-нравственных ценностей. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Анкета «Наполни жизнь светом добра».

1.Что значит «поступать по совести»?

2.Назови правила доброго человека.

3.Какие ты знаешь законы семьи?

4.Назови слова приветствия, прощания.

5.Перечисли,какие бывают добрые поступки.

6.Что ты можешь сделать хорошего для сохранения родной природы?

7.Как приручить домашних животных?

8.Назови ,какие ты знаешь рассказы, стихи, сказки о хороших и добрых поступках?

9.Что такое «милосердие»?

10.Как ты можешь наполнить жизнь светом добра?

Требования к уровню подготовки:

знать:

- значение слов «совесть», «дружба», «добрые дела», «милосердие», «согласие», «добро»;

- историю и назначение семьи;

- правила «хорошего друга»;

-вежливые слова;

-как значит –«приручить» животных;

- правила милосердия;

-значение книги.

называть:

-добрые дела и хорошие поступки;

- своих родителей и членов семьи по именам;

-профессии людей;

-произведения художественной литературы о добрых делах и поступках.

уметь:

-рассматривать книгу, определять её содержание, называть автора, определять нравственные ценности, заложенные в литературных произведениях;



Диагностическая методика, позволяющая определить достижения обучающимися планируемых результатов в личностном развитии

(методика используется на вводном и итоговом занятии)


Методика определения самооценки детей. (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)



Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

1. Самые здоровые
2. Очень здоровые
3. Здоровые
4. Более или менее здоровые.
5. Среднего здоровья
6. Более или менее больные 
7. Больные 
8. Очень больные
9. Самые больные


1. Самые умные
  2. Очень умные        
 3. Умные         
  4. Более, менее умные        
  5. Среднего ума                             
  6. Более, менее неумные        
  7. Неумные 
  8. Глупые                            
 9. Самые глупые    







 

 


1. С прекрасным характером 
2. С хорошим характером
3. С более или менее хорошим
       характером                              
4. С неплохим характером
5. С обычным характером 
6. С неважным характером
7. С плохим характером
8. С очень плохим характером
9. С тяжелым характером


 1. Чрезмерно счастливы
 2. Очень счастливы
 3. Счастливы
4. Более или менее счастливы
5. Не очень счастливы
6. Мало счастливы
7. Несчастливы
8. Очень несчастливы
9. Самые несчастные








После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы "счастье". Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?  

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки.

Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки.

Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).


2.6 Список литературы для педагогов:

 

1. Алексеева Н.А. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания в современном образовании  //Оренбургские епархиальные ведомости. – 2005. -  №12. - с.14.

2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань, 2000.

3. Беребешкина З.А. Совесть как этическая категория. - М.: Высш. шк., 1986.

4. Журкина А.В. Духовное воспитание в системе дополнительного образования детей: проблемы, опыт //Вечное слово. – 2003. - №3.

5. Максимова В.Д. В начале пути… (Методические рекомендации классному руководителю). - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.

6. Максимова В.Д. Лекарство для сердца. Рассказы для детей. - Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2006.

7. Максимова В.Д. Спаси и сохрани. Рассказы для детей. - Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2006.

8. Максимова В.Д. И добрым будет день. Рассказы для детей. - Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2006.

9. Максимова В.Д. Развитие творческой активности учащихся сельской школы: Методические рекомендации для организаторов воспитательного процесса. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.

 



Список литературы для обучающихся:

1. Максимова В.Д. Лекарство для сердца. Рассказы для детей. - Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2006.

2. Максимова В.Д. Спаси и сохрани. Рассказы для детей. - Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2006.

3. Максимова В.Д. И добрым будет день. Рассказы для детей. - Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2006.

4. Уроки добра и милосердия / Сост. Т.С. Роткина. - Оренбург: «Детство», 2006.


Для родителей:

1. Хрестоматия по эстетическому воспитанию / Сост. С.П. Максимюк. - Киев: Высш. шк., 1986.




2.7. Глоссарий (понятийный аппарат)

Совесть- это способность человека критически оценивать свои поступки.

Дружба  - это отношения между людьми, основанные на взаимной симпатии и уважении. Людей, которые состоят в дружеских отношениях, объединяют общие интересы, жизненные ценности, хобби, а также увлечения.

Милосердие – это черта личности, проявляющаяся во внутренней готовности помочь, простить, посочувствовать, не преследуя собственных интересов, а руководствуясь исключительно бескорыстными побуждениями.

Доброта – это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. 

Любовь – это длительное и сильное чувство привязанности . 

Счастье – это волшебное чувство, которое возникает в человеке, которого в этот момент переполняет чувство радости и искреннего восторга, он словно светится изнутри.