Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №400 имени Александра Невского
Колпинского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено Методическим советом ГБОУ школы №400 им. Александра Невского Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 27.08.2021 г. | Принято Педагогическим советом ГБОУ школы №400 им. Александра Невского Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 03.08.2021 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ школы №400 им. Александра Невского Санкт-Петербурга ___________Н.А. Труфанова Приказ № 103 от 30.08.2021г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Легкая атлетика»
Возраст обучающихся 7 - 11лет
Срок реализации 2 года
Разработчик программы:
педагог дополнительного
образования
Гагина Марина Андреевна
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья детей. Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.
Занятия легкой атлетикой развивают силу, быстроту, выносливость, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, воспитывают волевые качества. Они имеют также большое оздоровительное значение и способствуют достижению совершенства.
Разнообразие легкоатлетических упражнений и возможность варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках позволяют успешно использовать их в занятиях с детьми разного возраста и пола. Многие из этих упражнений не сложны по технике, просты для обучения и могут выполняться на простейших площадках и местности.
Легкая атлетика требуют от спортсмена развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и очень разнохарактерных видах спортивных упражнений.
Одним из необходимых условий роста спортивного мастерства является многолетняя планомерная тренировка. Причем в процессе этой подготовки следует, строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и методы тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности детей
Содержание программы входит техника легкоатлетических видов, специальных упражнений, применяемых для обучения и для развития физических качеств. Подробно рассматривается методика обучения технике легкоатлетических упражнений. Немаловажное значение имеет изучение истории развития видов легкой атлетики и истории формирования техники упражнений. Изучение и практическое использование различных тестов, позволяющих оценить все стороны физического развития, физической подготовленности, динамики физических качеств, эффективности различных методик обучения и тренировки. На базе изучения курса «Легкая атлетика» создаются возможности для формирования гармонично развитой личности, умеющей не только выполнять физические упражнения, но и обладающей педагогическими способностями для того, чтобы привлечь и научить других людей легкоатлетическим видам спорта, тем самым, способствуя оздоровлению и развитию человеческого общества.
Направленность: физкультурно-спортивная Уровень освоения: общеразвивающий
Актуальность обусловлена тем, что программа решает проблемы повышения мотивации здорового образа жизни, популяризации ценностей физической культуры и спорта среди подрастающего поколения, тем самым отвечает на запросы государства и общества.
Отличительные особенности: программы заключается в том, что в группу зачисляются дети желающие заниматься легкой атлетикой независимо от их одаренности, способности, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие, медицинских противопоказаний.
Адресат программы: программа предназначена для обучения учащихся в возрасте от 7 до 11 лет (учащихся 1-4 классов).
Сроки реализации: 1раз в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями на 10-15 минут программа рассчитана на два года: 1 год обучения на 72 часов, 2 год обучения 72 часов.
Объем и срок реализации программы: программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов - 144.
Цель: закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего и гармоничного физического развития, через обучение детей школьного возраста легкой атлетики.
Задачи:
I год обучения
Образовательные:
- обучить основным элементам техники бега на средние и длинные дистанции;
- обучить технике низкого и высокого старта;
- обучить прыжкам с места и прыжкам в длину с разбега
Развивающие:
- развить физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость);
- развить двигательную активность детей;
- способствовать развитию навыков личной гигиены;
- способствовать развитию костно-мышечного корсета;
- развить координационные возможности, умение владеть своим телом;
Воспитательные:
- воспитывать моральные и волевые качества, способствовать становлению спортивного характера;
- воспитывать у детей самостоятельность и организованность;
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
- воспитывать интерес к занятиям физической культуры.
II год обучения
Образовательные:
- совершенствование основным элементам техники бега на средние и длинные дистанции;
- совершенствовать технику низкого и высокого старта;
- совершенствовать прыжки с места и прыжки в длину с разбега
- углубленное изучение основных элементов лёгкой атлетики;
- выявление задатков и способностей и спортивной одарённости;
- привитие интереса к тренировочным занятиям;
Развивающие:
- развить физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость);
- развить двигательную активность детей;
- раскрытия потенциала каждого ребенка;
- способствовать развитию костно-мышечного корсета;
- развить координационные возможности, умение владеть своим телом;
Воспитательные:
-воспитывать моральные и волевые качества, способствовать становлению спортивного характера;
- воспитывать у детей самостоятельность и организованность;
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
- воспитывать интерес к занятиям физической культуры.
Условия реализации программы
Условия набора в коллектив: в группу обучения принимаются все желающие заниматься в данном объединении, на основании письменного заявления родителей. Также необходим допуск врача, к занятиям допускаются учащиеся не имеющиеся медицинских противопоказаний.
Условия формирования групп: разновозрастные. Дополнительный набор учащихся происходит в следующем году, учащиеся которые прошли первый год обучения, переводятся на второй, т. к. программа рассчитана на два года обучения.
Количество детей в группе: 1 год обучения — не менее 15 человек в группе, 2 год обучения — не менее 12.
Организация образовательного процесса: происходит в сформированных разновозрастных группах; состав группы – постоянный; занятия групповые; виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривает лекции, беседы, практические занятия, мастер-классы, выездные занятия и соревнования.
Формы проведения занятий: урок, секционные занятия, самостоятельные занятия, учебно-тренировочные занятия, соревнования. Формы организации деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная. Материально-техническое оснащение:
Оборудование, спортивный инвентарь, необходимый для учебно-тренировочных занятий:
Спортивный зал с гладким покрытием;
- инвентарь (эстафетные палочки, мячи, стойки, колодки);
- раздевалки для учащихся.
Пришкольный стадион:
- игровое поле для футбола;
- легкоатлетическая дорожка;
- гимнастическая стенка.
Дидактический материал:
- учебно-наглядные пособия
- видеоматериалы по легкой атлетике Планируемые результаты освоения программ
I год обучения
Личностные результаты:
- приобщить обучающихся к культуре здорового образа жизни;
- сформировать потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Метапредметные результаты:
- уметь пробегать дистанции 100 – 1000 м за максимально короткое время;
- выполнять старты, прыжки в длину с места и с разбега;
- прыжки в длину и высоту с разбега различными способами
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях;
- эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Предметные результаты:
- знать основы техники безопасности на занятиях;
- иметь представление об основных приемах бега;
- способы укрепления и сохранения здоровья, повышения физической подготовленности;
- правила личной гигиены и закаливание, предупреждение и профилактика травматизма, обеспечение безопасности на воде.
II год обучения:
Личностные результаты:
- проявление волевых качеств, самоорганизации, самодисциплины, трудолюбия;
- проявление нравственных и ценностных ориентаций;
- установление доброжелательных межличностных отношений, овладение навыками межличностной коммуникации и работы в команде.
Метапредметные результаты:
- преодолевать: дистанцию 100-3000м за минимально короткое время;
выполнять старты;
-бегать на скорость с преодолением препятствий высотой 30-40 см, преодолевать низкие барьеры;
- выполнять технику выполнения прыжка в длину с разбега;
- совершенствовать двигательные умения легкоатлета;
- самостоятельно осуществлять занятие по легкой атлетике;
- контролировать свое самочувствие.
Предметные результаты:
- технику бега на короткие и длинные дистанции;
- правила поведения, технику безопасности;
значение легкой атлетики в системе оздоровления организма;
- основы техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность применять их на практике.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I года обучения
№ п/п | Название раздела, тема | Кол-во часов | Формы контроля |
всего | практика | Теория |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | беседа |
2 | Общеразвивающие и спец. беговые упражнения | 10 | 9 | 1 | тестирование |
3 | Обучение техники бега на короткие дистанции | 14 | 13 | 1 | тестирование |
4 | Обучение техники бега на средние дистанции | 15 | 14 | 1 | зачет |
5 | Обучение техники прыжка в длину с разбега | 15 | 14 | 1 | тестирование |
6 | Эстафеты, спортивные игры | 10 | 9 | 1 | Результаты соревнований |
7 | Контрольные старты | 6 | 5 | 1 | Промежуточная аттестация |
| Всего | 72 | 64 | 8 | |
II год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля |
всего | практика | Теория |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | беседа |
2 | Общефизическая подготовка | 10 | 9 | 1 | тестирование |
3 | Совершенствование техники бега на короткие дистанции | 10 | 9 | 1 | фронтальный опрос |
4 | Совершенствование техники бега на средние дистанции | 10 | 9 | 1 | тестирование |
5 | Обучение техники прыжка в длину с разбега | 10 | 9 | 1 | тестирование |
6 | Обучение низкому и высокому старту | 10 | 9 | 1 | практическая работа |
7 | Обучение техники эстафетного бега | 10 | 9 | 1 | тестирование |
8 | Эстафеты, спортивные игры | 8 | 7 | 1 | Игра Результаты соревнований |
9 | Контрольные старты. | 2 | 1 | 1 | Контрольные старты |
| Всего | 72 | 63 | 9 | |
III. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Опрос, сдача нормативов, визуальный контроль, соревнование, тестирование (Приложение 1)
- вводная аттестация уровня подготовки обучающегося;
- промежуточная аттестация по разделам и темам программы I и II полугодия;
Тестирование физической подготовленности позволяет с помощью контрольных упражнений – стандартизированных по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий – определить уровень развития отдельных физических качеств, т.е. уровень физической подготовленности занимающихся. (Приложение 2).
Информационные источники
1. Волков А.Е. /Легкая атлетика/ Поурочная программа для детско – юношеских спортивных школ и специализированных детско – юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спот, 20011. – 279 с.
2. Ивочкин В.В., Ю.Г.Травин /Легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба)/ «Советский спорт» М.: 2014.-51 с.
3. Ильин И.С., В.П. Черкашин /Легкая атлетика (барьерный бег)/ М.: ТЦ Сфера, 2011.-57
4. Ильин И.С., В.П. Черкашин. Легкая атлетика (барьерный бег) Примерная программа
5. Никитушкин В.Г., В.Б. Зеличенок /Легкая атлетика (бег на короткие дистанции) / «Советский спорт» М.: 2011.-75 с.
6. Селуянов В.Н. /Подготовка бегуна на средние дистанции/ ТВТ Дивизион М.: 2012. – 127 с.
7. Лахов В.И., В.И.Коваль, В.Л.Сечкин. /Организация и судейство соревнований по легкой атлетике/ Учебно-методическое пособие. М.:
8. Локтев С.А., Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007
9. Никитушкин В.Г., В.Б. Зеличенок и др. Легкая атлетика (бег на короткие дистанции) Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СЖЮШОР «Советский спорт» Москва, 2004
10. Пьянзин А.И. /Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов/ Теория и практика физической культуры Москва, 2004
11. Селуянов В.Н. /Подготовка бегуна на средние дистанции/ ТВТ Дивизион М.: 2007. -
12. Слимейкер Роб, Рэй Браунинг /Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость/ Мурманск, 2007. – 89 с.
13. Ушаков А.А., И.Ю. Радчич /Легкая атлетика (многоборье)/ Примерная программа спортивной подготовки для спортивных школ «Советский спорт» М.:, 2005.- 56 с.
- www.referator.com.ua/free/referat/223763_plavanie
- www.xreferat.com/103/350-1-plavanie.html
- www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14636
- www.bestreferat.ru/referat-60068.html
- www.referatwork.ru/refs/source/ref-41415.html
Для детей:
1. Бегай! Прыгай! Метай! Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике / под общ. ред. В. В. Балахничева, В. Зеличенка. — М.: Человек, 2013.-213 с
2. Ваигеманн, Б. Детская легкая атлетика: Программа междунар. ассоц. легкоатлет, федераций : практ. рук. для организаторов занятий / ИААФБ. Вангеманн [и др.] ; Гос. комитет Российской Федерации по физ. культуре и спорту, Моек, регион, центр развития легкой атлетики. — М. : Терра- Спорт ; Олимпия Пресс, 2002. — 71 с.
3. Врублевский, Е. П. Индивидуализация тренировочного процесса спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Е. П. Врублевский. — М.: Советский спорт, 2009. — 232 с.
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ школы №400 им. Александра Невского Санкт-Петербурга ___________Н.А. Труфанова Приказ № 103 от 30.08.2021 г. |
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Общая физическая подготовка» на 2021-2022 учебный год
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2021 | 25.05.2022 | 36 | 72 | 72 | 2 часа 1 раз в неделю |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №400 имени Александра Невского
Колпинского района Санкт-Петербурга
| | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ школы №400 им. Александра Невского Санкт-Петербурга ___________Н.А. Труфанова Приказ № 103 от 30.08.2021г. |
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Легкая атлетика»
Разработчик программы: Гагина Марина Андреевна
педагог дополнительного
образования
2021 - 2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Особенности организации образовательного процесса конкретного года обучения: Занятия проводятся на основе общих методических принципов. Используются методы наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), игровой и соревновательный. При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение – элементарным и простым.
Задачи конкретного года обучения:
Образовательные задачи:
освоение жизненно важных двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков и метаний;
расширение двигательного фонда учащихся на базе легкоатлетических упражнений;
овладение основными теоретическими сведениями о легкой атлетике
Развивающие задачи:
развитие, закрепление и совершенствование физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, скорости, координации, выразительности движений.
развитие двигательных способностей, преимущественно обеспечивающих выполнение легкоатлетических упражнений;
повышение функциональных возможностей организма, преимущественно аэробных.
Воспитательные задачи:
формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, в том числе упражнениям на базе легкой атлетики;
воспитание морально-нравственных и личностных качеств;
формирование первоначальных навыков сотрудничества при выполнении легкоатлетических упражнений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I год обучения
Направленность: физкультурно-спортивная
Вводное занятие (2ч.)
Теория (1ч): инструктаж по технике безопасности. Соблюдение мер безопасности на занятиях в спортивном зале и на спортивной площадке:
дисциплина, регулярные медицинские осмотры, предупреждение охлаждения и перегрева.Предупреждение травм несчастных случаев во время занятий легкой атлетикой. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам.
Гигиена, режим питания спортсмена; закаливание и укрепление здоровья.
Практика (1ч.): ОФП и СФП.
Общеразвивающие и специально беговые упражнения (10ч.)
Теория (1ч): ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы; уметь выполнять двигательные действия в движении и на месте; осуществлять индивидуальные и групповые действия; выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости).
Практика (9ч.)
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, челночный бег, выполнение упражнений на развитие мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Прыжковые упражнения: прыжки через скакалку, прыжки через барьеры. Выполнение акробатических упражнений – перекаты, кувырки, стойки. Подвижные игры.
Обучение техники бега на короткие дистанции(14ч.)
Теория (1ч.): техника бега на отрезках 30-60 м.Изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног. Низкий старт и стартовый разбег. Финиширование.
Практика(13ч.): кросс в умеренном темпе, короткие ускорения по 60-100 м с выходом в поворот. Подвижные игры”.
Обучение техники бега на средние дистанции(15ч.)
Теория (1ч.): техника бега на отрезках 800-1500 м. Работа рук, в сочетании с движениями ног,определение маховой и толчковой ноги. Техника бега по повороту. Финиширование.
Практика (14ч.): кросс в умеренном темпе, длинные свободные ускорения по 200-400 м. Спортивные игры.
Обучение техники прыжка в длину с разбега (15ч.)
Теория (1ч.): изучение специальных упражнений прыгунов, для совершенствования двигательных действий. Прыжки в длину с разбега изученными способами с повышенной точностью выполнения.
Практика (14ч.): упражнения на развитие прыгучести, изучение техники отталкивания, полета и приземления. Эстафеты в прыжках.
Эстафеты. Спортивные игры (10ч.)
Теория (1ч.): развитие физических способностей в спортивных и подвижных играх с элементами легкой атлетики. Спортивные игры и эстафеты для группы начальной подготовки обучения.
Практика (9ч.): спортивные игры: футбол, волейбол, пионербол, мини-футбол. Эстафеты: «Смена мест», «Передача мяча над головой», «Встречная эстафета», «Челнок», «Старт с выбыванием», «Подвижная цель»
Контрольные старты (6ч.)
Теория (1ч.): контрольные старты и нормативы для группы начальной подготовки обучения.
Практика (5ч.): пробегание дистанций от 100-1000м за максимально короткое время, выполнение прыжков в длину с разбега на результат. Выполнение стартов. Участие в городских и районных соревнованиях.
II год обучения
Вводное занятие (2ч.)
Теория (1ч.): инструктаж по технике безопасности. Соблюдение мер безопасности на занятиях в спортивном зале и на спортивной площадке:
дисциплина, регулярные медицинские осмотры, предупреждение охлаждения и перегрева на улице. Предупреждение травм, несчастных случаев во время занятий легкой атлетикой. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам.
Гигиена, режим питания спортсмена; закаливание и укрепление здоровья.
Практика (1ч.)
- первая помощь при ушибах и травмах
- выполнение режима питания.
Общефизическая подготовка (ОФП) (10ч.)
Теория (1ч.): комплексы ОРУ, направленные на развитие гибкости, силовой выносливости. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с разбега, прыжки через препятствие, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств.
Практика (19ч.): комплексы ОРУ, направленные на развитие гибкости, силовой выносливости. Упражнения для развития скорости: кроссовый бег, челночный бег, спортивная ходьба. Прыжковые упражнения: прыжки через скакалку, прыжки через барьеры. Выполнение акробатических упражнений – лазанье, кувырки, стойки. Подвижные игры.
Совершенствование техники бега на короткие дистанции (14ч.)
Теория (1ч.): техника бега на отрезках 100-400 м. Совершенствование работы рук в сочетании с движениями ног. Финиширование.
Практика (13ч.): кросс в умеренном темпе, короткие ускорения по 60 м. Эстафеты.
Совершенствование техники бега на средние дистанции (15ч.)
Теория (1ч.): совершенствование бега на отрезках 1500-3000 м. Совершенствование работы рук в сочетании с движениями ног. Финиширование.
Практика (14ч.): кросс в быстром темпе, длинные ускорения по 800 м. Подвижные игры с элементами бега.
Совершенствование техники прыжков (10ч.)
Теория (1ч.): совершенствование специальных упражнений прыгунов. Прыжки в длину с разбега изученными способами, тройной прыжок с места.
Практика (14ч.): упражнения на развитие прыгучести, изучение техники отталкивания, полета и приземления. Эстафеты в прыжках.
Совершенствование низкого и высокого старта
Теория (1ч.): высокий старт на коротких дистанциях и высокий старт на средних дистанциях
Практика (9ч): упражнения для низкого старта: и. п.- стоя в наклоне вперед. Сильнейшая нога (толчковая) впереди, имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с работой рук. Упражнения для высокого старта: принятие высокого старта с опорой на одну руку, толчковая нога ставится на расстоянии 1-1,5 стопы от стартовой линии. Масса равномерно распределяется на обе ноги.
Обучение техники эстафетного бега (10ч.)
Теория (1ч.): эстафетный бег и передача эстафетной палочки «снизу» и «сверху».
Практика(9ч.): И. П. - занимающихся строятся в две разомкнутые шеренги на расстоянии 1—2 м друг от друга, уступами вправо или влево, в зависимости от того, какой рукой передается эстафетная палочка. По команде преподавателя стоящие в первой шеренге принимающие отводят выпрямленную левую (правую) руку назад, а стоящие во второй шеренге передающие, с небольшой паузой после команды, передают палочку.
И.П. - старт из положения с опорой на одну руку на прямой, затем на повороте перед выходом на прямую и на прямой при входе в поворот.
И.П.- стартующий ставит левую ногу вперед и опирается правой рукой о дорожку, левая рука отведена вверх — назад. Опустив голову вниз, бегун смотрит за подходом передающего партнера к контрольной отметке.
И.П. - стартующий держит палочку мизинцем и безымянным пальцем за нижний конец. Руку необходимо ставить у стартовой линии, опираясь о дорожку большим пальцем — с одной стороны, указательным и средним пальцами — с другой. После отрыва руки от дорожки эстафетную палочку нужно держать всеми пальцами.
Эстафеты, спортивные игры (8ч.)
Теория (1ч.): развитие физических способностей в спортивных и подвижных играх с элементами легкой атлетики. Спортивные игры и эстафеты для группы начальной подготовки обучения.
Практика (7ч.): Спортивные игры: футбол, волейбол, пионербол, мини-футбол. Эстафеты: «Смена мест», «Передача мяча над головой», «Встречная эстафета», «Челнок», «Старт с выбыванием», «Подвижная цель».
Контрольные старты
Теория (1ч.): контрольные старты и нормативы для группы начальной подготовки обучения.
Практика (1ч.): Пробегание дистанций от 100-1500м за максимально короткое время, выполнение прыжков в длину с разбега на результат. Выполнение стартов. Участие в соревнованиях.
Эстафеты, спортивные игры (10ч.)
Теория (1ч.): высокий старт на коротких дистанциях и высокий старт на средних дистанциях.
Практика (9ч.): упражнения для низкого старта: и. п.- стоя в наклоне вперед. Сильнейшая нога (толчковая) впереди, имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с работой рук. Упражнения для высокого старта: принятие высокого старта с опорой на одну руку, толчковая нога ставится на расстоянии 1-1,5 стопы от стартовой линии. Масса равномерно распределяется на обе ноги.
Контрольные старты (6ч.)
Теория (1ч.): контрольные старты и нормативы для группы начальной подготовки обучения.
Практика (5ч.): пробегание дистанций от 100-1500м за максимально короткое время, выполнение прыжков в длину с разбега на результат. Выполнение стартов. Участие в соревнованиях.
Планируемые результаты
Личностные:
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные:
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
• видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
• оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильно выполнять приемы настольного тенниса, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные:
• представлять легкую атлетику как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
• организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ школы №400
им. Александра Невского
Санкт-Петербурга
___________Н.А. Труфанова
Приказ № 103
от 30.08.2021г.
Календарно-тематический план
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Легкая атлетика»
2021-2022
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата |
Теория | Практика | Всего | План | Факт |
1 | Вводное занятие. Правила поведения. Техника безопасности в спортивном зале и на улице. | 1 | 1 | 2 | | |
Общеразвивающие и специальные беговые упражнения (10ч.) |
2 | Гигиена физических упражнений | 1 | 1 | 2 | | |
3 | Общефизическая подготовка | 2 | 2 | | |
4 | Специальная физическая подготовка | 2 | 2 | | |
5 | Спортивные и подвижные игры с элементами легкой атлетики | 2 | 2 | | |
6 | Комбинированный бег | 2 | 2 | | |
Обучение техники бега на короткие дистанции (14ч.) |
7 | Контрольные старты. Пробегание отрезков на короткие 30-60м дистанции. | 1 | 1 | 2 | | |
8 | Постановка стопы на грунт (опору) | 2 | 2 | | |
9 | Кроссовая подготовка | 2 | 2 | | |
10 | Спецбеговые упражнения: с высоким подниманием бедра, с захлестом голени. | 2 | 2 | | |
11 | Спортивные и подвижные игры с элементами легкой атлетики | 2 | 2 | | |
12 | Работа рук на отрезках 30-60 м | 2 | 2 | | |
13 | Эстафеты. Веселые старты | 2 | 2 | | |
Обучение техники бега на средние дистанции (15ч.) |
14 | Контрольные старты. | 1 | 1 | 1 | | |
15 | Ускорения по дистанции. Спецбеговые упражнения: с высоким подниманием бедра, с захлестом голени | | 1 | 2 | | |
16 | Согласованные движения рук и ног на отрезках100-400 м. Ускорение по дистанции. | 2 | 2 | | |
17 | Ускорения по дистанции с выходом в поворот. Упражнения на дыхание | 2 | 2 | | |
18 | Выпрямление толчковой ноги в сочетании с выпадом вперед бедра маховой ноги. Постановка стопы на грунт, наклон туловища | 2 | 2 | | |
19 | Ускорения по дистанции с выходом в поворот. Свободные ускорения по 400-600м . | 2 | 2 | | |
20 | Комбинированный бег. Кроссовый бег | 2 | 2 | | |
21 | Пробегание отрезков на 800-1500м. Согласованные движения рук и ног на отрезках100-400 м | 2 | 2 | | |
Обучение техники прыжка в длину с разбега (15ч.) |
22 | Прыжки через скакалку. Подводящие упражнения | 1 | 1 | 1 | | |
23 | Прыжки через препятствия. | 1 | 2 | | |
24 | Техника прыжка в длину с разбега. | 2 | 2 | | |
25 | Совершенствование техники отталкивания в прыжках в длину с разбега | 2 | 2 | | |
26 | Совершенствование техники приземления в прыжках в длину с разбега | 2 | 2 | | |
27 | Обучение технике разбега в сочетании с отталкиванием | 2 | 2 | | |
28 | Закрепление техники изученных элементов прыжка в длину с разбега | 2 | 2 | | |
29 | Совершенствование техники отталкивания и правильного выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании | 2 | 2 | | |
Эстафеты, спортивные игры (10ч.) |
30 | Игры с элементами баскетбола. Бег на короткие дистанции | 1 | 1 | 2 | | |
31 | Игры с элементами волейбола. Бег на средние дистанции | 2 | 2 | | |
32 | Эстафеты. Бег на средние дистанции, учет времени. | 2 | 2 | | |
33 | Эстафеты. Бег на короткие дистанции, учет времени | 2 | 2 | | |
34 | Игры с элементами флорбола. | 2 | 2 | | |
Контрольные старты (6ч.) |
35 | Бег на короткие дистанции с учетом времени. Игры с элементами легкой атлетики. | 1 | 1 | 2 | | |
36 | Бег на средние дистанции с учетом времени. Игры с элементами легкой атлетики. | 2 | 2 | | |
37 | Бег на длинные дистанции без учета времени. | 2 | 2 | | |
II год обучения
№п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата |
Теория | Практика | Всего | План | Факт |
1 | Вводное занятие. Правила поведения. Техника безопасности в спортивном зале и на улице. Гигиена физических упражнений | 1 | 1 | 2 | | |
Общефизическая подготовка (10ч.) |
2 | СБУ: бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестом голени, прыжки в шаге, подскоки. Движение рук как при беге на месте | 1 | 1 | 2 | | |
3 | СБУ: бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестом голени, прыжки в шаге, подскоки. Беговые движение ног лежа на спине | 2 | 2 | | |
4 | Движение рук как при беге на месте. Беговые движение ног лежа на спине. | 2 | 2 | | |
5 | Прыжковый бег, прыжки на 1,2 ногах. | 2 | 2 | | |
6 | Эстафеты | 2 | 2 | | |
Совершенствование техники бега на короткие дистанции (10ч.) |
7 | Совершенствование техники бега с низкого старта | 1 | 1 | 2 | | |
8 | Совершенствование техники бега с низкого старта | 2 | 2 | | |
9 | Совершенствование физических качеств в контрольных упражнениях | 2 | 2 | | |
10 | Совершенствование техники бега с низкого старта | 2 | 2 | | |
11 | Обучение технике стартового разгона и бега по дистанции с максимальной скоростью | 2 | 2 | | |
Совершенствование техники прыжков (10ч.) |
12 | Совершенствование техники отталкивания с разбега | 1 | 1 | 2 | | |
13 | Совершенствование техники отталкивания с разбега | 2 | 2 | | |
14 | Обучение технике разбега в сочетании с отталкиванием | 2 | 2 | | |
15 | Совершенствование техники разбега в сочетании с отталкиванием | 2 | 2 | | |
16 | Совершенствование техники разбега в сочетании с отталкиванием | 2 | 2 | | |
Совершенствование низкого и высокого стартов (10ч.) |
17 | Совершенствование техники бега с низкого старта | 1 | 1 | 2 | | |
18 | Обучение технике стартового разгона и бега по дистанции с максимальной скоростью | 2 | 2 | | |
19 | Совершенствование техники стартового разгона и бега по дистанции с максимальной скоростью | 2 | 2 | | |
20 | Обучение технике движения рук в беге | 2 | 2 | | |
21 | Закрепление техники элементов бега на короткие дистанции. | 2 | 2 | | |
Обучение техники эстафетного бега (10ч.) |
22 | Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 400-500 м. Подвижная игра. | 1 | 1 | 2 | | |
23 | Кроссовая подготовка. Эстафетный бег на средние дистанции 300-500 м | 2 | 2 | | |
24 | Передача эстафетной палочки. Бег на средние дистанции | 2 | 2 | | |
25 | Передача эстафетной палочки. Бег на средние дистанции | 2 | 2 | | |
26 | Контрольное занятие: эстафета 4 по 100. | 2 | 2 | | |
Эстафеты, спортивные игры (8ч.) |
27 | Упражнения и игры с элементами прыжков. | 1 | 1 | 2 | | |
28 | Эстафета с передачей гимнастической палки | 2 | 2 | | |
29 | Встречные эстафеты с предметами | 2 | 2 | | |
30 | Эстафеты с мячами и гимнастическими обручами | 2 | 2 | | |
Контрольные старты (2ч.) |
31 | Сдача нормативов с учетом времени | 1 | 1 | 2 | | |