СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Практическая биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа "Практическая биология" реализует естественнонаучную направленность в области дополнительного образования для обучающихся 5-6 классов 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Практическая биология»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Татарско –Шмалакская средняя школа



Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета МБОУ Татарско –Шмалакская средняя школа

от «__26__»_08_2022г.

Протокол № ___1_______

Утверждаю:

Директор МБОУ Татарско –Шмалакская средняя школа

___________ Г.Р. Акчурина

Приказ № « 73 » _26_августа_ 2022 г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естесственнонаучной направленности

«Практическая биология»







Возраст обучающихся: 12-13 лет

Срок реализации: 1 учебный год

Уровень: стартовый




Автор-разработчик: педагог дополнительного образования

Мигунова Ирина Ивановна

Соавтор: учитель биологии МБОУ Татарско –Шмалакской средней школы Мадифурова Рауза Мансуровна








с. Татарский Шмалак , 2022 г.




Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»


1.1.Пояснительная записка

2 стр

1.2.Содержание программы

6 стр

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»


2.1.Календарный учебный график (КУГ)

8 стр

2.2.Условия реализации программы

11стр

2.3.Формы аттестации и оценочные материалы

12стр

2.4.Методические материалы

11стр

Список литературы

12стр




I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

  • Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

  • Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

  • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

  • Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

  • «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

  • Локальные акты ОО

  • Положение об организации образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий МБОУ Татарско –Шмалакская средняя школа

  • Устав МБОУ Татарско –Шмалакская средняя школа

- Правила приёма, перевода и отчисления обучающихся в МБОУ Татарско –Шмалакская средняя школа

- Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных программ в МБОУ Татарско –Шмалакская средняя школа

- Правила внутреннего распорядка для обучающихся в МБОУ Татарско –Шмалакская средняя школа


Направленность (профиль) программы - Программа «Практическая биология» реализует естественнонаучную направленность в области дополнительного образования для обучающихся в 5-6 классах.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Занятия по программе призваны на расширение знаний из царства живой природы, направлена на обучающихся проявляющих интерес к экспериментальной биологии.

На занятиях можно не только повторить и углубить знания по определённым разделам биологии ученикам 5-6 классов, а также сформировать практические навыки работы со световыми и цифровыми микроскопами и развить исследовательские умения обучающихся.

Мельчайшие представители живого мира – бактерии, низшие грибы, простейшие животные и одноклеточные растения изучаются в школьном курсе на протяжении небольшого количества учебных часов, поэтому занятия позволят углубить знания учащихся по данным разделам биологии на экспериментальном уровне

Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес, особенно работа с новыми ИКТ технологиями. Благодаря использованию данных технологий учащиеся имеют возможность не только наблюдать объекты живой природы, но и записывать видео, наблюдать циклы развития, которые описаны в учебнике. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов активизируют познавательную деятельность школьников, развивают экспериментальные умения и навыки, углубляют связь теории с практикой, помогут учащимся определиться с выбором профессии.

По уровню освоения программа имеет стартовый уровень.

Актуальность программы обусловлена, во-первых, тем, что современный экологически и биологически грамотный человек не может не уметь работать с микроскопом и не иметь должного представления о микромире; во-вторых, востребованностью у студентов биологических специальностей ВУЗов, техникумов и академий навыков работы с микроскопом; и, в-третьих, многочисленными открытиями, сделанными благодаря применению микроскопа, в области микробиологии, генетики, биоинженерии (клонирование и создание генетически модифицированных организмов, расшифровка генома человека и т.п.). Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей. Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний по биологии в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.

Обучаясь по данной программе, учащиеся познакомятся с историей биологии, биографией великих естествоиспытателей, освоят теоретические основы биологии, приобретут практический опыт по приготовлению микропрепаратов.

Новизна и отличительная особенность данной программы заключается в недостатке аналогов данной программы в системе дополнительного образования детей. Поэтому настоящая программа призвана устранить противоречие между актуальностью и востребованностью данного аспекта биологического образования и отсутствием возможности для заинтересованных в таком образовании школьников приобрести систематизированные навыки работы с микроскопом для изучения микромира.

Адресат программы

Программа рассчитана на детей от 12 до 13 лет, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изучение биологии по предлагаемой программе

Комплектование групп

В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. Группы составляются примерно одного возраста (разница в возрасте допускается). Состав группы – постоянный.

Объем и срок освоения программы: Общее количество часов: 34 часа. Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма обучения: Базовая форма обучения данной программы – очная, но в случаях невозможности проведения занятий в очном режиме доступно осуществление некоторого числа дистанционных занятий с использованием электронно-коммуникационных технологий, в том числе сети интернет.

Формы занятий:

- индивидуально-групповая;

- индивидуальная;

- групповая.

- в организации дистанционного обучения по программе использовуются следующие платформы и сервисы: сетевой город, Googl Form, чаты в Viber ,WatsApp, ВКонтакте и т.д.

В процессе обучения прослеживаются межпредметные связи: с искусством для развития воображения и рисования объектов с микроскопа, визуальных способностей, эстетического восприятия мира; с математикой и ИКТ для развития счетных способностей и логического мышления; с моторикой и риторикой для разработки кисти рук детей и развития навыков речи и письма, умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Содержание программы включает теоретические и практические занятия.

Особенности организации образовательного процесса - проводится один раз в неделю, длительность занятия: 1 час.

(очно) – 45 мин. занятие / 10 мин. перерыв

(дистанционно) – 30 мин. занятие / 10 мин. перерыв

Педагогическая целесообразность. Программа ориентирована на обучающихся 5-6 классов, предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а также настойчивости в достижении цели.


Цель и задачи программы

В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Практическая биология» реализует следующие цели:

- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;

-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:

Образовательные:

- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; прово­дить наблюдения за культурными растениями.

- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.

-Использование новейших электронных и компьютерных технологий для изучения и получения учащимися биологических знаний.

Развивающие:

- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.

- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.

- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школь­нику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспе­риментов, работы с различными источниками информации.

- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.

- Развитие монологической устной речи.

- Развитие коммуникативных умений.

- Развитие нравственных и эстетических чувств.

- Развитие способностей к творческой деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.-- -

- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

-Воспитание общекультурных компетенций: умение применять на практике полученные знания.

- Воспитание и развитие интереса учащихся науке, к самостоятельной работе и творчеству.

- Формирование высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России.

- Формирование социально-нравственных и культурных ценностей человека.

- Пропаганда ЗОЖ.





1.2. Содержание программы.


Учебный план

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

0

Беседа

От микроскопа до микробиологии

2

0

2

Практическое занятие

Приготовление микропрепаратов

4

2

2

Практическое занятие

Бактерии

5

1

4

Практическое занятие

Плесневые грибы

4

1

3

Практическое занятие

Водоросли

3

1

2

Практическое занятие

Лишайники

2

1

1

Практическое занятие

Одноклеточные животные

5

1

4

Практическое занятие

Зоопланктон и фитопланктон аквариума

2

1

1

Практическое занятие

Микроскопические животные

3

2

1

Практическое занятие

Подготовка мини-проектов

3

1

2

Защита проектов


ИТОГО

34

12

22



Содержание программы


Тема 1. Вводное занятие.

Вводное занятие. Краткое изложение изучаемого курса. Организация рабочего места. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности с инструментами.


Тема 2. От микроскопа до микробиологии

История открытия микроскопа. Ученые исследователи, внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822–1895г), немецкий ученый Роберт Кох (1843–1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов, очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с лабораторным оборудованием.

Практическое занятие №1. «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».

Практическое занятие № 2. Правила работы с цифровым микроскопом.


Тема 3. Приготовление микропрепаратов

Правила приготовления микропрепаратов.

Практическая работа: №3 Приготовление микропрепаратов »Кожица лука».

Практическая работа № 4 «Микромир аквариума».


Тема 4. Бактерии

Условия жизни бактерий. Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние структуры. Поведение бактерий. Способы питания. Распространение и значение бактерий.

Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии почвенные – почвообразование; бактерии азотфиксирующие – обогащение почвы азотом; цианобактерии.

Значение бактерий в жизни человека - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные бактерии возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями. Пастеризация, стерилизация, дезинфекция.

Практическая работа №5 «Посев и наблюдение за ростом бактерий».

Практическая работа № 6 «Бактерии зубного налёта».

Практическая работа №7 «Бактерии картофельной палочки».

Практическая работа № 8 «Бактерии сенной палочки».


Тема 5. Плесневые грибы

Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов. Классификация грибов Особенности плесневых грибов.

Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека.

Практическая работа № 9 «Мукор».

Практическая работа № 10 «Пеницилл».

Практическая работа № 11 «Влияние температуры на рост плесневых и дрожжевых грибов».

Тема 6. Водоросли

Микроскопические водоросли – группа низших растений.

Одноклеточные, многоклеточные и колониальные водоросли.

Особенности строения и жизнедеятельности. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Практическая работа № 12 «Изучение одноклеточных водорослей» по готовым микропрепаратам препаратам».

Практическая работа № 13 «Водоросли – обитатели аквариума».


Тема 7. Лишайники

Лишайники – симбиотические организмы. Строение лишайников. Классификация слоевища. Особенности размножения. Значение и роль лишайников в природе. Лишайники как биоиндикаторы окружающей среды.

Практическая работа № 14 «Изучение внешнего и микроскопического строения лишайников. Срез лишайника».


Тема 8. Одноклеточные животные

Классификация одноклеточных представителей царства животных. Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Способы передвижения. Раздражимость. Простейшие одноклеточные животные – обитатели водной среды, возбудители заболеваний человека и животных. Простейшие – симбионты.

Практическая работа №15. «Изучение простейших одноклеточных организмов в сенном настое».

Практическая работа № 16 «Реакция простейших на действие различных раздражителей»

Практическая работа № 17 «Поглощение веществ и образование пищеварительных вакуолей»

Практическая работа № 18. Практическая работа «Смена видового состава простейших в сенном настое».


Тема 9.Зоопланктон и фитопланктон аквариума

Практическая работа № 18 «Зоопланктон и фитопланктон аквариума»


Тема 10. Микроскопические животные

Микроскопические домашние клещи. Значение этих организмов для жизни человека.

Паутинный клещ, щитовка, тля – паразиты растений. Меры борьбы с вредителями и защита растений.

Практическая работа № 19 «Изучение внешнего строения паутинного клеща, тли, трипсов».


Тема № 11. Подготовка мини-проектов

Подготовка проекта по исследуемой теме. Консультирование. Защита мини-проектов. Экскурсия на природу


Планируемые результаты

После окончания обучения обучающиеся осваивают умения и навыки

Предметные:

- умеют применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; прово­дить наблюдения за культурными растениями.

- могут использовать новейшие электронные и компьютерные технологий для изучения и получения учащимися биологических знаний.

Метапредметные:

- развивать умения и навыки обучающихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умения практически применять физические знания в жизни;

- формировать у обучающихся активность и самостоятельность, инициативность, повышать культуру общения и поведения.

Личностные:

- воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;

- воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к биологии как к элементу общечеловеческой культуры.


5. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 34

Количество учебных дней – 34

Период обучения: 04.09.2022-29.05.2023


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля




Беседа об истории биологии,

1

Вводное занятие

Каб. Биологии

Беседа




Устный опрос

2

От микроскопа до микробиологии. Увеличительные приборы

Каб Биологии.

Практическое занятие




Работа с микроскопом

4

Правила приготовления микропрепаратов Приготовление микропрепарата «Кожица лука»

«Микромир аквариума»

Каб. Биологии

Практическое занятие




Первичный контроль знаний.

1


Строение и жизнедеятельность бактерий

Каб. Биологии

Практическое занятие




Индивидуальная работа.

2

«Посев и наблюдение за ростом бактерий

Каб. Биологии

Практическое занятие




Индивидуальная работа


2

« Посев и наблюдение за ростом бактерий зубного налёта»

« Посев и наблюдение за ростом картофельной палочки

« Посев и наблюдение за ростом сенной палочки»

Каб. Биологии

Практическое занятие




Практическое занятие

4

Строение жизнедеятельность плесневых грибов.

Значение плесневых грибов. Дрожжи

Каб. Биологии

Практическое занятие




Практическое занятие

1

Общая характеристика

Одноклеточные зелёные водоросли, их строение и питание

«Изучение одноклеточных водорослей» по готовым микропрепаратам

Каб. Биологии

Практическое занятие




Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника.

Работа с микроскопом

2

Многоклеточные зелёные водоросли

«Строение многоклеточной водоросли спирогиры.

«Водоросли-обитатели водоемов».

Каб. Биологии

Практическое занятие




Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника.

Сообщения учащихся

2

Внешнее строение лишайников.

Значение лишайников«Изучение внешнего и микроскопического строения лишайников. Срез лишайника»

Каб. Биологии

Практическое занятие




Презентация.

Сообщения учащихся.

Работа с микроскопом.

Групповая, фронтальная. Проектный метод.

2

Особенности строения и жизнедеятельности простейших.

«Изучение простейших

одноклеточных организмов в сенном настое»

Каб. Биологии

Практическое занятие




Презентация.


3

Значение одноклеточных организмов в природе и жизни человека.

Каб. Биологии

Практическое занятие




Работа с микроскопом.

2

Зоопланктон аквариума.

Полезные и вредные гости аквариума. «Зоопланктон и фитопланктон аквариума.

Каб. Биологии

Практическое занятие




Фронтальная работа с классом, работа с дополнительной литературой

1

Микроскопические домашние клещи.

Каб. Биологии

Практическое занятие




Фронтальная работа с классом, работа с дополнительной литературой

1

Паразиты растений

Каб. Биологии

Практическое занятие




Презентация.


1

Меры борьбы с вредителями и защита растений

Каб. Биологии

Практическое занятие




Групповая, фронтальная. Проектный метод.

1

Подготовка проекта по исследуемой теме: «Изучение поведения простейших»

Консультирование

Каб. Биологии

Защита проекта




Работа с дополнительной литературой.

1

Подготовка проекта по исследуемой теме: «Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников»

Консультирование мини-проектов

Каб. Биологии

Защита проекта




Работа с компьютером.

1

Защита мини-проектов.

Каб. Биологии

Защита проекта





ИТОГО

34





2.2. Условия реализации программы

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.

Материально-техническое обеспечение:

Сведения о помещении, в котором проводятся занятия: учебный кабинет, лаборантская.

Перечень оборудования учебного кабинета: демонстрационная доска, учебные столы и стулья, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, персональный компьютер (1 шт.), проектор.

Учебный комплект на каждого учащегося: рабочая тетрадь, задачники (в соответствии с годом обучения), ручка, цветные карандаши.

Печатные пособия

Комплект таблиц «Ботаника Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения,

«Ботаника Строение и систематика цветковых растений»,

«Зоология». Наборы картинок в соответствии с тематикой

. Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Раздаточные

1. Микроскопы

2.Чашка Петри

Демонстрационные

1. Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

2. Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями

3. Лупа ручная


Технические средства обучения

  1. Компьютер.

  2. Проектор.

  3. Настенная доска.

  4. Цифровой микроскоп

  5. Цифровая лаборатория по биологии

Информационное обеспечение:

Методическая литература для педагога

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005.

  2. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. № 6.

  3. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, № 6-7.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.

  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  6. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006, № 6.

  7. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.

  8. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006.


Кадровое обеспечение:

  • педагог дополнительного образования


2.3.Формы аттестации

При реализации программы проводится входной, текущий и итоговый контроль над усвоением пройденного материала учащимися.

Входной контроль проводится при зачислении ребёнка на обучение по программе с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы. Входной контроль проводится в форме собеседования, или тестирования.

Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления правильности применения теоретических знаний на практике. Текущий контроль может быть реализован посредством следующих форм: наблюдение, индивидуальные беседы, практические работы и т. д. Комплексное применение различных форм позволяет своевременно оценить, насколько освоен учащимися изучаемый материал, и при необходимости скорректировать дальнейшую реализацию программы.

Итоговый контроль проводится по итогам окончания курса дополнительного образования в форме презентации индивидуального мини-проекта .

Сроки проведения аттестации:

- промежуточная аттестация учащихся проводится в апреле – мае;

- итоговая аттестация проводится в мае.

2.4. Методические и оценочные материалы

УМК программы, дидактические материалы, технологические и инструкционные карты, презентации по программе.

Диагностика результатов освоения программы способом определения результативности реализации программы служит мониторинг образовательного процесса. Процедура мониторинга проводится в начале, в середине и в конце учебного курса на основе диагностических методик определения уровня развития ключевых и специальных компетентностей, контрольных опросов, тестирования и педагогического наблюдения.


Приложение 1

Входной контроль.

Тест «Моя личность»

Варианты ответов:

- всегда

- часто

- иногда

- редко

- никогда

1. Мне не хватает уверенности в себе

2. Я ценю критичность

3. Я боюсь отличаться от других

4. Мои родители поощряли мою креативность

5. Я чувствую себя некомфортно в ситуации неопределенности

6. Мне нравятся новые лица, места

7. Я нуждаюсь в постоянном ощущении порядка в моей жизни

8. Я считаю, что грезы, мечты – дело стоящее

9. Я чувствую себя неловко, когда люди проявляют свои чувства

10. Я получаю удовольствие, играя роли

11. Я достигаю большего, когда следую правилам

12. Я позволяю моим чувствам руководить мною

13. Мне нравится, когда меня считают независимым

14. Мне нравится быть вместе со свободно мыслящими людьми

15. Я скорее реактивен, чем активен

16. Мне нравится заглядывать далеко вперед


Приложение 2

Текущий контроль

Тест

1.Что изучает биология? (10 б)

А) живые организмы;

Б) окружающую среду;

В) вещества и их превращения.

  1. 2.Как называется прибор, с помощью которого можно увидеть клетку? (10 б)

А) телескоп; Б) микроскоп; В) лупа.

  1. 3.Основная структурная единица жизни – это? (10 б)

А) ткань;

Б) орган;

В) клетка;

Г) организм.

  1. 4.Как называется наука, изучающая растения?(10 б)

А) зоология;

Б) ботаника;

В) микология;

Г) анатомия.



5.Строение шляпочного гриба?(10 б)

6. Животные – это? (10 б)

А) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;

Б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы;

В) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы.

7.Какой простейший организм изображен на рисунке? (10 б)

А) инфузория-туфелька;

Б) эвглена зеленая;

В) амеба обыкновенная.





8. Как называется список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных? (10 б)

А) Черная книга;

Б) Красная книга;

В) Зеленая книга.



Итого: Если обучающийся набрал 80б – высокий уровень освоения материала

. 60б-50б – средний,

40б и меньше – низкий.

Приложение 3

Информационная карта освоения обучающимися разделов общеобразовательной программы

Название программы:

Фамилия, имя, отчество педагога:

Год обучения по программе____Дата заполнения __________

ФИ обучающегося

Уровень результативности освоения программы

Раздел ____________

Общая сумма баллов

опыт освоения теории

опыт освоения практической деятельности

опыт творческой деятельности

опыт эмоционально- ценностных отношений

опыт социально- значимой деятельности.

1








2








3








4








5








Обработка анкет и интерпретация результатов: каждый критерий оценивается по 3 бальной системе (max-3).

1-4 балла – раздел в целом освоен на низком уровне,

5-10 баллов – раздел в целом освоен на среднем уровне,

11-15 баллов - раздел в целом освоен на высоком уровне.



Список литературы.

Для педагога:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

  4. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.



  1. Для детей и родителей: Сонин Н. В. . Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.

  2. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  3. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2010.

  4. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.

  5. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.

  6. Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2000.


Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304 с.

  2. Акимушкин И.И.Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 234 с.

  3. Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).- М.: Мысль, 2004 г. - 318 с.

  4. Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 213 с.

  5. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005 г.-142 с.

  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.

  7. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.

  8. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 19



Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/

http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6-klass.html

15