Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №10
| Утверждено Приказом МАОУ СШ №10 от 31.08.2022 г. №____ |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Общая физическая подготовка»
(физкультурно - спортивная направленность)
(в рамках внеурочной деятельности - спортивно - оздоровительное направление)
Срок реализации 1 год
Группа: 5-6 классы
Руководитель:
Петренко Дмитрий Павлович,
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
МАОУ СШ №10
г. Володарск, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы физической подготовки» для 5-7 классов составлена на основе: программы «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение — 2012; примерной программы начального общего образования по физической культуре УМК «Школа России» М: Просвещение 2009г; допущенной Министерством образования и науки РФ и в соответствии: с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897» с приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 9 марта 2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
Направленность образовательной программы:
Направленность дополнительной и образовательной программы учебного курса «ОФП» (общефизической подготовки) - одно из важных средств - всестороннего воспитания детей школьного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Урок общей физической подготовки является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.
Общая характеристика программы ОФП (общая физическая подготовка)
Занятия направлены на то, чтобы развить у занимающего такие качества, как: сила, выносливость, резкость, прыгучесть, гибкость, координация. Эти физические качества преимущественно осуществляются с помощью спортивных, подвижных игр и эстафет определенной направленности. Все эти качества необходимы для гармоничного развития физических качеств и здоровья младших школьников.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Педагогическая целесообразность: занятия ОФП дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений, проводятся занятия с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся, достижения всестороннего развития.
Адресат программы: Данная программа разработана для группы: 5-6 классов, желающих обучаться общей физической подготовкой независимо от уровня способностей. Срок обучения по программе составляет 1 год, процесс обучения осуществляется в группе. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Цель физического воспитания:
Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задачи образовательной программы
Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;
Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;
Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;
Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки;
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;
Воспитание нравственных и волевых качеств;
Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;
Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;
Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;
Развитие физических качеств и психических свойств личности.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.
Отличительные особенности данной программы
В отличие от основной образовательной программы, рабочая программа по общей физической подготовке дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Включено большое количество подвижных игр.
Главным направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности занимающихся.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной
гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности.
4. Формирование знаний, умений и навыков при выполнении упражнений.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
Условия реализации программы
Набор детей в группу осуществляется с 11-12 лет, с различным уровнем физической подготовки, относящихся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющих медицинский допуск врача. Наполняемость группы – 15 человек.
Принципы реализации программы:
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
Формы проведения занятий
Групповые, теоретические и практические занятия,
Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные),
Подвижные игры,
Эстафеты.
Структура спортивного занятия
Занятие состоит из трех частей: вводная (разминка – разогревание мышц); основная (работа-отработка определенного двигательного действия); заключительная (закрепление пройденного материала).
В программе использованы различные методы работы, такие как наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический. Данные методы способствуют целостному развитию обучающихся, формированию у них практических умений и навыков, представлений, развитию креативности.
Для повышения общего творческого потенциала учеников, стимулирования их деятельности важным моментом является участие в соревнованиях районного уровня.
Кадровое и материально-техническое обеспечение программы
Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:
Кадровое обеспечение:
Педагог, владеющий следующими профессиональными и личностными качествами:
обладает специальным спортивным - педагогическим образованием;
хорошо знает технические особенности при выполнении заданных упражнений, владеет методикой преподавания;
владеет навыками и приёмами организации спортивных занятий;
знает физиологию и психологию детского возраста;
умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
умеет создать комфортные условия для успешного развития личности обучающихся;
умеет видеть и раскрывать творческие способности обучающихся;
систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.
Для успешной реализации данной программы необходима заинтересованная и профессиональная работа.
Техническое и материальное обеспечение:
Наличие спортивного зала;
Наличие спортивного инвентаря.
Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования. Образовательный процесс строится так, чтобы учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях.
Ожидаемые результаты освоения программы обучающимися
Общие:
Правила техники безопасности при проведении занятий;
- будут овладевать основами техники всех видов двигательной деятельности;
- будут развиты физические качества (выносливость, быстрота, скорость и др.);
-будет укреплено здоровье;
-будет сформирован устойчивый интерес, мотивация к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
-будут сформированы знания об основах физкультурной деятельности
Промежуточные:
- будет расширен и развит двигательный опыт,
- будут сформированы навыки и умения самостоятельного выполнения физических
упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения,
формирование правильной осанки и культуры движений.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
положительное отношение школьников к занятиям двигательной деятельностью, накопление необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности.
-владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о способах профилактики заболеваний средствам физической культуры
В области нравственной культуры:
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям;
- соблюдать технику безопасности на уроке, в школе, вне школы;
В области эстетики:
- красивая и правильная осанка, умение ее длительно сохранять при разных формах движений и передвижений;
-хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
В области коммуникативной культуры:
- анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
-находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, а различных изменяющихся внешних условий;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические качества при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты:
В области познавательной культуры:
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и (отклоняющегося) поведения;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий.
В области эстетической культуры:
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Содержание программы (36 часов)
Раздел 1. Знания о физической культуре
Зарождение спортивных игр и волейбола в России. Инструктаж по Т.Б. при занятиях волейболом. Организационно-методические требования во время проведения внеклассных часов. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Цель: Ознакомление с историей развития спортивных игр и волейбола в России. Изучить основные способы регулирования физической нагрузки; вредные привычки, режим дня и здоровый образ жизни; правила гигиены; уметь оказывать доврачебную помощь, планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры.
Раздел 2.Физическое совершенствование.
1.1.Баскетбол. Стойки и передвижения игрока. Передача мяча различным способом. Быстрый прорыв 2х1. Ведение мяча с сопротивлением. Развитие координационных способностей. Штрафной бросок. Тактические действия в игре.
1.2.Волейбол. Правила игры. Тактические действия в игре. Стойка и передвижения игрока. Передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); Нижняя и верхняя подачи. Тактические действия в игре.
Цель: Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни посредством углубленного изучения спортивной игры волейбол и баскетбол.
Методы и приемы обучений
Методы
Словесный;
Наглядный;
Игровой;
Практический
Формы занятий
Формами организации деятельности учащихся на занятиях
Виды и формы контроля освоения программы
Предметная диагностика проводиться в форме
Тесты;
Открытые занятия;
Подвижные игры;
Соревнования;
Контрольные упражнения.
Педагогическая диагностика предполагает
Беседы с детьми;
Анализ тестирования.
Формы подведения итогов реализации программы
Участие в школьных олимпиадах;
Участие в соревнованиях разного уровня.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Основы знаний о физической культуре | 1 |
2 | Волейбол | 20 |
3 | Баскетбол | 13 |
| ИТОГО: | 36 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Знания о физической культуре (1час) |
1 | Зарождение спортивных игр на территории Древней Руси. Инструктаж по Т.Б. на уроках физической культуры. Организационно-методические требования во время проведения внеклассных часов. ТБ при занятиях игровыми видами спорта. | 1 | | |
Раздел 2.Физическое совершенствование (35 часа) Волейбол (20) |
2 | Инструктаж по ТБ при занятиях волейболом. | 1 | | |
3 | Передачи и ловля мяча в парах. Стойка волейболиста. Подача через волейбольную сетку. Разучивание правил игры «Мини-волейбол» | 1 | | |
4 | Подача через волейбольную сетку. Передача мяча, подброшенного партнёром. Правила игры «Мини-волейбол». | 2 | | |
5 | Передачи у стены, в парах, в парах через сетку. Игра «Мини-волейбол». | 2 | | |
6 | Разучивание правил игры Волейбол Учебная игра. | 2 | | |
7 | Стойка игрока (исходное положение). Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд Правила игры в «Мини-волейбол» | 2 | | |
8 | Стойка игрока (исходное положение). Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд Правила игры в «Мини-волейбол» | 2 | | |
9 | Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Эстафеты с мячом. Учебная игра «Мини-волейбол» | 2 | | |
10 | Совершенствование элементарных умений в работе с волейбольным мячом. Учебная игра «Мини-волейбол» | 2 | | |
11 | Совершенствование элементарных умений в работе с волейбольным мячом. Учебная игра «Мини-волейбол» | 2 | | |
12 | Совершенствование элементарных умений в работе с волейбольным мячом. Учебная игра «Мини-волейбол» | 2 | | |
Подвижные игры с элементами баскетбола (13часов) |
13 | Инструктаж по Т.Б. при занятиях баскетболом. | 1 | | |
14 | Развитие координационных способностей. | 1 | | |
15 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте, в движении. | 1 | | |
16 | Ведение мяча на месте и в движении с высоким, средним и низким отскоком. Развитие координационных способностей | 2 | | |
17 | Закрепление держания, ловли, передачи, бросков и ведения мяча. Игра "Снайперы" Учебная игра. | 2 | | |
18 | Совершенствование тактических действий в защите и нападении, бросков. Учебная игра мини баскетбол. | 2 | | |
19 | Закрепление держания, ловли, передачи, бросков и ведения мяча. Учебная игра. | 2 | | |
20 | Учебная игра мини-баскетбол. | 2 | | |
Информационные источники
Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 2016.
Коротков Н. М. Подвижные игры для детей. -М.: Советская Россия, 2017.
Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2014.
Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. –М.: Просвещение,2017.
Литвинов Е. Н. Физкультура. Учебник для учащихся 1-11 классов. -М.: Просвещение,2014.
Столбов В. В. История физической культуры и спорта – М.: Физкультура и спорт, 2014.
Талага Е. Энциклопедия физических упражнений./Пер. с польского –М:
Физкультура и спорт, 2018.
Чесноков Н. Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: Учебно-методическое пособие.- М.: Спорт Академ. Пресс, 2014.
Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов.- 4-е изд., стереотипное; СПб ГУФК им П.Ф. Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. -СПб., Изд-во Олимп_СПб,2018
Большая олимпийская энциклопедия. – М.: Физкультура и спорт, 2017.
Родиченко В.С Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России. – 17 изд. -М.: Физкультура и спорт, 2015.
Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2014.
Столбов В. В. История физической культуры и спорта. -М.: Физкультура и спорт, 2015.
Талага Е. Энциклопедия физических упражнений./Пер. с польского –М.: Физкультура и спорт, 2016.
Интернет-ресурсы
1.festival.1september.ru
2.www.metod-kopilka
3.http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию, физической культуре, упражнениям, здоровому образу жизни.