СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ОФП" (5-6 классы)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

-

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ОФП" (5-6 классы)»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №10



Утверждено

Приказом МАОУ СШ №10

от 31.08.2022 г. №____



Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

«Общая физическая подготовка»

(физкультурно - спортивная направленность)

(в рамках внеурочной деятельности - спортивно - оздоровительное направление)


Срок реализации 1 год



Группа: 5-6 классы



Руководитель:

Петренко Дмитрий Павлович,

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

МАОУ СШ №10
















г. Володарск, 2022 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Основы физической подготовки» для 5-7 классов составлена на основе: программы «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение — 2012; примерной программы начального общего образования по физической культуре УМК «Школа России» М: Просвещение 2009г; допущенной Министерством образования и науки РФ и в соответствии: с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897» с приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 9 марта 2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,


Направленность образовательной программы:

Направленность дополнительной и образовательной программы учебного курса «ОФП» (общефизической подготовки) - одно из важных средств - всестороннего воспитания детей школьного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Урок общей физической подготовки является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.

Общая характеристика программы ОФП (общая физическая подготовка)

Занятия направлены на то, чтобы развить у занимающего такие качества, как: сила, выносливость, резкость, прыгучесть, гибкость, координация. Эти физические качества преимущественно осуществляются с помощью спортивных, подвижных игр и эстафет определенной направленности. Все эти качества необходимы для гармоничного развития физических качеств и здоровья младших школьников.

Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Педагогическая целесообразность: занятия ОФП дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений, проводятся занятия с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся, достижения всестороннего развития.

Адресат программы: Данная программа разработана для группы: 5-6 классов, желающих обучаться общей физической подготовкой независимо от уровня способностей. Срок обучения по программе составляет 1 год, процесс обучения осуществляется в группе. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами.

Цель физического воспитания:

Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Задачи образовательной программы

  • Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;

  • Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

  • Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;

  • Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;

  • Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки;

  • Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

  • Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;

  • Воспитание нравственных и волевых качеств;

  • Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;

  • Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;

  • Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;

  • Развитие физических качеств и психических свойств личности.


  • Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.


Отличительные особенности данной программы

В отличие от основной образовательной программы, рабочая программа по общей физической подготовке дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Включено большое количество подвижных игр.

Главным направлением учебно-тренировочного процесса является:

1. Создание условий для развития личности занимающихся.

2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной

гигиены, организация врачебного контроля.

3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности.

4. Формирование знаний, умений и навыков при выполнении упражнений.

5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.


Условия реализации программы

Набор детей в группу осуществляется с 11-12 лет, с различным уровнем физической подготовки, относящихся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющих медицинский допуск врача. Наполняемость группы – 15 человек.

Принципы реализации программы:

  • принцип гармонического воспитания личности;

  • принцип постепенности и последовательности, от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

  • принцип творческого развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности и способности

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.

Формы проведения занятий

  • Групповые, теоретические и практические занятия,

  • Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные),

  • Подвижные игры,

  • Эстафеты.

Структура спортивного занятия

Занятие состоит из трех частей: вводная (разминка – разогревание мышц); основная (работа-отработка определенного двигательного действия); заключительная (закрепление пройденного материала).

В программе использованы различные методы работы, такие как наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический. Данные методы способствуют целостному развитию обучающихся, формированию у них практических умений и навыков, представлений, развитию креативности.

Для повышения общего творческого потенциала учеников, стимулирования их деятельности важным моментом является участие в соревнованиях районного уровня.


Кадровое и материально-техническое обеспечение программы


Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:

Кадровое обеспечение:

Педагог, владеющий следующими профессиональными и личностными качествами:

  • обладает специальным спортивным - педагогическим образованием;

  • хорошо знает технические особенности при выполнении заданных упражнений, владеет методикой преподавания;

  • владеет навыками и приёмами организации спортивных занятий;

  • знает физиологию и психологию детского возраста;

  • умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;

  • умеет создать комфортные условия для успешного развития личности обучающихся;

  • умеет видеть и раскрывать творческие способности обучающихся;

  • систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.

Для успешной реализации данной программы необходима заинтересованная и профессиональная работа.

Техническое и материальное обеспечение:

  • Наличие спортивного зала;

  • Наличие спортивного инвентаря.

Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования. Образовательный процесс строится так, чтобы учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях.


Ожидаемые результаты освоения программы обучающимися

Общие:

Правила техники безопасности при проведении занятий;

- будут овладевать основами техники всех видов двигательной деятельности;

- будут развиты физические качества (выносливость, быстрота, скорость и др.);

-будет укреплено здоровье;

-будет сформирован устойчивый интерес, мотивация к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

-будут сформированы знания об основах физкультурной деятельности

Промежуточные:

- будет расширен и развит двигательный опыт,

- будут сформированы навыки и умения самостоятельного выполнения физических

упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения,

формирование правильной осанки и культуры движений.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

положительное отношение школьников к занятиям двигательной деятельностью, накопление необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

В области познавательной культуры:

- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности.

-владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о способах профилактики заболеваний средствам физической культуры

В области нравственной культуры:

- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

В области трудовой культуры:

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям;

- соблюдать технику безопасности на уроке, в школе, вне школы;

В области эстетики:

- красивая и правильная осанка, умение ее длительно сохранять при разных формах движений и передвижений;

-хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

В области коммуникативной культуры:

- анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

-находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, а различных изменяющихся внешних условий;

- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

- умение максимально проявлять физические качества при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные результаты:

В области познавательной культуры:

- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и (отклоняющегося) поведения;

- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека.

В области нравственной культуры:

- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий.

В области эстетической культуры:

- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме;

- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.


Содержание программы (36 часов)

Раздел 1. Знания о физической культуре

Зарождение спортивных игр и волейбола в России. Инструктаж по Т.Б. при занятиях волейболом. Организационно-методические требования во время проведения внеклассных часов. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физиче­ских упражнений.

Цель: Ознакомление с историей развития спортивных игр и волейбола в России. Изучить основные способы регулирования физической нагрузки; вредные привычки, режим дня и здоровый образ жизни; правила гигиены; уметь оказывать доврачебную помощь, планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры.

Раздел 2.Физическое совершенствование.

1.1.Баскетбол. Стойки и передвижения игрока. Передача мяча различным способом. Быстрый прорыв 2х1. Ведение мяча с сопротивлением. Развитие координационных способностей. Штрафной бросок. Тактические действия в игре.

1.2.Волейбол. Правила игры. Тактические действия в игре. Стойка и передвижения игрока. Передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); Нижняя и верхняя подачи. Тактические действия в игре.

Цель: Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни посредством углубленного изучения спортивной игры волейбол и баскетбол.



Методы и приемы обучений

Методы

  • Словесный;

  • Наглядный;

  • Игровой;

  • Практический

Формы занятий

  • Тренировки;

  • Эстафеты;

  • Соревнования;

  • Подвижные игры;

  • Показательные выступления.

Формами организации деятельности учащихся на занятиях

  • В группах

  • В подгруппах.


Виды и формы контроля освоения программы

Предметная диагностика проводиться в форме

  • Тесты;

  • Открытые занятия;

  • Подвижные игры;

  • Соревнования;

  • Контрольные упражнения.

Педагогическая диагностика предполагает

  • Беседы с детьми;

  • Анализ тестирования.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Участие в школьных олимпиадах;

  • Участие в соревнованиях разного уровня.

Тематическое планирование



п/п


Название раздела, темы

Количество часов

1

Основы знаний о физической культуре

1

2

Волейбол

20

3

Баскетбол

13


ИТОГО:

36









Календарно-тематическое планирование


п/п


Название раздела, темы

Количество часов

Дата

План

Факт

Раздел 1. Знания о физической культуре (1час)

1

Зарождение спортивных игр на территории Древней Руси.

Инструктаж по Т.Б. на уроках физической культуры. Организационно-методические требования во время проведения внеклассных часов. ТБ при занятиях игровыми видами спорта.


1



Раздел 2.Физическое совершенствование (35 часа)

Волейбол (20)

2

Инструктаж по ТБ при занятиях волейболом.



1



3

Передачи и ловля мяча в парах. Стойка волейболиста. Подача через волейбольную

сетку. Разучивание правил игры «Мини-волейбол»


1



4

Подача через волейбольную сетку.

Передача мяча, подброшенного партнёром.

Правила игры «Мини-волейбол».

2



5

Передачи у стены, в парах, в парах через сетку.

Игра «Мини-волейбол».



2



6

Разучивание правил игры Волейбол

Учебная игра.

2



7

Стойка игрока (исходное положение). Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд

Правила игры в «Мини-волейбол»



2



8

Стойка игрока (исходное положение). Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд

Правила игры в «Мини-волейбол»


2



9

Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Эстафеты с мячом. Учебная игра «Мини-волейбол»

2



10

Совершенствование элементарных умений в работе с волейбольным мячом. Учебная игра

«Мини-волейбол»


2



11

Совершенствование элементарных умений в работе с волейбольным мячом. Учебная игра

«Мини-волейбол»

2



12

Совершенствование элементарных умений в работе с волейбольным мячом. Учебная игра

«Мини-волейбол»


2



Подвижные игры с элементами баскетбола (13часов)

13

Инструктаж по Т.Б. при занятиях баскетболом.

1



14

Развитие координационных способностей.

1



15

Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте, в движении.

1



16

Ведение мяча на месте и в движении с высоким, средним и низким отскоком. Развитие координационных способностей

2



17

Закрепление держания, ловли, передачи, бросков и ведения мяча. Игра "Снайперы" Учебная игра.

2



18

Совершенствование тактических действий в защите и нападении, бросков. Учебная игра мини баскетбол.


2



19

Закрепление держания, ловли, передачи, бросков и ведения мяча. Учебная игра.

2



20

Учебная игра мини-баскетбол.

2









Информационные источники


  1. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 2016.

  2. Коротков Н. М. Подвижные игры для детей. -М.: Советская Россия, 2017.

  3. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2014.

  4. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. –М.: Просвещение,2017.

  5. Литвинов Е. Н. Физкультура. Учебник для учащихся 1-11 классов. -М.: Просвещение,2014.

  6. Столбов В. В. История физической культуры и спорта – М.: Физкультура и спорт, 2014.

  7. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений./Пер. с польского –М:

Физкультура и спорт, 2018.

  1. Чесноков Н. Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: Учебно-методическое пособие.- М.: Спорт Академ. Пресс, 2014.

  2. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов.- 4-е изд., стереотипное; СПб ГУФК им П.Ф. Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. -СПб., Изд-во Олимп_СПб,2018

  3. Большая олимпийская энциклопедия. – М.: Физкультура и спорт, 2017.

  4. Родиченко В.С Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России. – 17 изд. -М.: Физкультура и спорт, 2015.

  5. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2014.

  6. Столбов В. В. История физической культуры и спорта. -М.: Физкультура и спорт, 2015.

  7. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений./Пер. с польского –М.: Физкультура и спорт, 2016.


Интернет-ресурсы


1.festival.1september.ru

2.www.metod-kopilka

3.http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию, физической культуре, упражнениям, здоровому образу жизни.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!