СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ОФП" (7-8 классы)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

-

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ОФП" (7-8 классы)»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №10



Утверждено

Приказом МАОУ СШ №10

от 31.08.2022 г. №____



Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

«Общая физическая подготовка»

(физкультурно - спортивная направленность)

(в рамках внеурочной деятельности - спортивно - оздоровительное направление)


Срок реализации 1 год



Группа: 7-8 классы



Руководитель:

Петренко Дмитрий Павлович,

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

МАОУ СШ №10
















г. Володарск, 2022 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Основы физической подготовки» для 5-7 и 8-9 классов составлена на основе: программы «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение — 2012; примерной программы начального общего образования по физической культуре УМК «Школа России» М: Просвещение 2009г; допущенной Министерством образования и науки РФ и в соответствии: с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897» с приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 9 марта 2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,


Направленность образовательной программы:

Направленность дополнительной и образовательной программы учебного курса «ОФП» (общефизической подготовки) - одно из важных средств - всестороннего воспитания детей школьного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Урок общей физической подготовки является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.

Общая характеристика программы ОФП (общая физическая подготовка)

Занятия направлены на то, чтобы развить у занимающего такие качества, как: сила, выносливость, резкость, прыгучесть, гибкость, координация. Эти физические качества преимущественно осуществляются с помощью спортивных, подвижных игр и эстафет определенной направленности. Все эти качества необходимы для гармоничного развития физических качеств и здоровья младших школьников.

Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Педагогическая целесообразность: занятия ОФП дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений, проводятся занятия с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся, достижения всестороннего развития.

Адресат программы: Данная программа разработана для группы: 7-8 классов, желающих обучаться общей физической подготовкой независимо от уровня способностей. Срок обучения по программе составляет 1 год, процесс обучения осуществляется в группе. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами.

Цель физического воспитания:

Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Задачи образовательной программы

  • Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;

  • Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

  • Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;

  • Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;

  • Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки;

  • Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

  • Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;

  • Воспитание нравственных и волевых качеств;

  • Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;

  • Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;

  • Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;

  • Развитие физических качеств и психических свойств личности.


  • Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.


Отличительные особенности данной программы

В отличие от основной образовательной программы, рабочая программа по общей физической подготовке дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Включено большое количество подвижных игр.

Главным направлением учебно-тренировочного процесса является:

1. Создание условий для развития личности занимающихся.

2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной

гигиены, организация врачебного контроля.

3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности.

4. Формирование знаний, умений и навыков при выполнении упражнений.

5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.


Условия реализации программы

Набор детей в группу осуществляется с 13-15 лет, с различным уровнем физической подготовки, относящихся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющих медицинский допуск врача. Наполняемость группы – 15 человек.

Принципы реализации программы:

  • принцип гармонического воспитания личности;

  • принцип постепенности и последовательности, от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

  • принцип творческого развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности и способности

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.

Формы проведения занятий

  • Групповые, теоретические и практические занятия,

  • Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные),

  • Подвижные игры,

  • Эстафеты.

Структура спортивного занятия

Занятие состоит из трех частей: вводная (разминка – разогревание мышц); основная (работа-отработка определенного двигательного действия); заключительная (закрепление пройденного материала).

В программе использованы различные методы работы, такие как наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический. Данные методы способствуют целостному развитию обучающихся, формированию у них практических умений и навыков, представлений, развитию креативности.

Для повышения общего творческого потенциала учеников, стимулирования их деятельности важным моментом является участие в соревнованиях районного уровня.


Кадровое и материально-техническое обеспечение программы


Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:

Кадровое обеспечение:

Педагог, владеющий следующими профессиональными и личностными качествами:

  • обладает специальным спортивным - педагогическим образованием;

  • хорошо знает технические особенности при выполнении заданных упражнений, владеет методикой преподавания;

  • владеет навыками и приёмами организации спортивных занятий;

  • знает физиологию и психологию детского возраста;

  • умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;

  • умеет создать комфортные условия для успешного развития личности обучающихся;

  • умеет видеть и раскрывать творческие способности обучающихся;

  • систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.

Для успешной реализации данной программы необходима заинтересованная и профессиональная работа.

Техническое и материальное обеспечение:

  • Наличие спортивного зала;

  • Наличие спортивного инвентаря.

Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования. Образовательный процесс строится так, чтобы учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях.


Ожидаемые результаты освоения программы обучающимися

Общие:

Правила техники безопасности при проведении занятий;

- будут овладевать основами техники всех видов двигательной деятельности;

- будут развиты физические качества (выносливость, быстрота, скорость и др.);

-будет укреплено здоровье;

-будет сформирован устойчивый интерес, мотивация к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

-будут сформированы знания об основах физкультурной деятельности

Промежуточные:

- будет расширен и развит двигательный опыт,

- будут сформированы навыки и умения самостоятельного выполнения физических

упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения,

формирование правильной осанки и культуры движений.


Планируемые результаты


Личностные результаты:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.


Содержание программы (36 часов)

Основы знаний Понятие о физической культуре: развитие физической культуры в современном обществе. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования. Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Правила проведения соревнований.

Баскетбол: стойки, передвижения, остановки, передачи и ловля мяча, ведение мяча правой и левой рукой, бросок мяча одной и двумя с места и в движении; индивидуальные и групповые атакующие и защитные действия; двусторонняя игра.

Футбол: удары по неподвижному и катящему мячу; удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, передней частью подьема и подошвой, ведение мяча носком и наружной стороной стопы; ловля и отбивание мяча вратарем; двусторонняя игра.

Волейбол: стойка игрока, верхняя, средняя, нижняя, передвижения игрока; верхняя передача мяча; нижняя подача; прием снизу; двусторонняя игра. Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование.

Легкая атлетика: бег 60, 300, 100, 1500 м; низкий старт и стартовый разгон; преодоление низких барьеров; прыжки в высоту и длину с разбега, тройной прыжок с места; метание мяча в цель и на дальность с разбега, передача эстафеты; специальные беговые упражнения. 


Специальная физическая подготовка:

- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.

Гимнастика с основами акробатики:

Развитие гибкости

- наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;

- упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты);

- комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба.

- комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;

- упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).

Развитие координации движений

- преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;

- броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с места и разбега;

- разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;

- прыжки на точность отталкивания и приземления.

Развитие силы

- подтягивание в висе и отжимание в упоре;

- подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);

- отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;

- поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;

- метание набивного мяча из различных исходных положений;

- комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).


Методы и приемы обучений

Методы

  • Словесный;

  • Наглядный;

  • Игровой;

  • Практический

Формы занятий

  • Тренировки;

  • Эстафеты;

  • Соревнования;

  • Подвижные игры;

  • Показательные выступления.

Формами организации деятельности учащихся на занятиях

  • В группах

  • В подгруппах.


Виды и формы контроля освоения программы

Предметная диагностика проводиться в форме

  • Тесты;

  • Открытые занятия;

  • Подвижные игры;

  • Соревнования;

  • Контрольные упражнения.

Педагогическая диагностика предполагает

  • Беседы с детьми;

  • Анализ тестирования.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Участие в школьных олимпиадах;

  • Участие в соревнованиях разного уровня.

Тематическое планирование



п/п


Название раздела, темы

Количество часов

1

Основы знаний

1

2

Баскетбол

8

3

Футбол

9

4

Волейбол

8

5

Легкая атлетика

7

6

Специальная физическая подготовка

3


ИТОГО:

36





Календарно-тематическое планирование


п/п


Название раздела, темы

Количество часов

Дата

План

Факт

Основы знаний (1 час)

1

Инструктаж по Т.Б и П.П на занятиях. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на организм.

1



Легкая атлетика (7 часов)

2

Низкий старт. Бег на короткие дистанции – техника бега. Эстафетный бег 4х60м.

1



3

Бег на средние дистанции 300-500м. Линейные эстафеты.

1



4

Техника метания мяча на дальность-совершенствование. Встречные эстафеты.

1



5

Прыжок в длину с разбега. Совершенствование передачи эстафетной палочки.

1



6

Челночный бег 3х10м, 6х10м. Развитие выносливости, бег 800м.

1



7

Круговая тренировка. Соревнования в парах.

2



Волейбол (8 часов)

8

Стойки и перемещения волейболиста. Передача мяча сверху на месте, над собой.

1



9

Учебная игра волейбол.

1



10

Передачи мяча сверху после перемещения.

1



11

Нижняя прямая подача мяча. Учебная игра волейбол.

2



12

Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча двумя руками снизу. Учебная игра волейбол.

1



13

Прием мяча двумя руками снизу с подачи. Передача из 1,6,5 в зону 3. Учебная игра волейбол.

2



СФП (3 часа)

14

ОРУ с гантелями. Подъем туловища, сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

1



15

ОРУ на гимнастической скамейке. Подтягивание в висе; прыжки через скакалку.

1



16

Упражнения в парах с палкой, с мячами. Мониторинг физической подготовки.

1



Баскетбол (8 часов)

17

Техника передвижения, ведения, передач, бросков. Ловля и передача мяча в парах, на месте.

1



18

Ведение мяча с разной высотой отскока. Остановки двумя шагами и прыжком. Игра мини – баскетбол.

1



19

Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскоком от пола.

1



20

Бросок мяча после ведения два шага; штрафной бросок. Игра мини – баскетбол.

2



21

Ведение мяча с изменением направления. Бросок мяча после ловли и ведения мяча.

1



22

Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Игра мини – баскетбол.

2



Футбол (9 часов)

23

Ведение и обводка. Отбор мяча. Вбрасывание мяча. Правила игры футбол.

1



24

Игра вратаря. Командно – тактические действия в защите. Игра мини – футбол.

1



25

Удары по мячу внутренней и внешней стороны стопы. Тренировочная игра.

1



26

Вбрасывание мяча. Игра вратаря. Двусторонняя игра футбол.

2



27

Командно – тактические действия в нападении. Учебная игра.

1



28

Совершенствование техники ударов по мячу. Тренировочная игра.

1



29

Соревнования. Игра футбол по правилам.

2





Информационные источники


  1. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 2016.

  2. Коротков Н. М. Подвижные игры для детей. -М.: Советская Россия, 2017.

  3. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2014.

  4. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. –М.: Просвещение,2017.

  5. Литвинов Е. Н. Физкультура. Учебник для учащихся 1-11 классов. -М.: Просвещение,2014.

  6. Столбов В. В. История физической культуры и спорта – М.: Физкультура и спорт, 2014.

  7. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений./Пер. с польского –М:

Физкультура и спорт, 2018.

  1. Чесноков Н. Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: Учебно-методическое пособие.- М.: Спорт Академ. Пресс, 2014.

  2. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов.- 4-е изд., стереотипное; СПб ГУФК им П.Ф. Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. -СПб., Изд-во Олимп_СПб,2018

  3. Большая олимпийская энциклопедия. – М.: Физкультура и спорт, 2017.

  4. Родиченко В.С Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России. – 17 изд. -М.: Физкультура и спорт, 2015.

  5. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2014.

  6. Столбов В. В. История физической культуры и спорта. -М.: Физкультура и спорт, 2015.

  7. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений./Пер. с польского –М.: Физкультура и спорт, 2016.


Интернет-ресурсы


1.festival.1september.ru

2.www.metod-kopilka

3. http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию, физической культуре, упражнениям, здоровому образу жизни.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!