Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №10
| Утверждено Приказом МАОУ СШ №10 от 31.08.2022 г. №____ |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Общая физическая подготовка»
(физкультурно - спортивная направленность)
(в рамках внеурочной деятельности - спортивно - оздоровительное направление)
Срок реализации 1 год
Группа: 7-8 классы
Руководитель:
Петренко Дмитрий Павлович,
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
МАОУ СШ №10
г. Володарск, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы физической подготовки» для 5-7 и 8-9 классов составлена на основе: программы «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение — 2012; примерной программы начального общего образования по физической культуре УМК «Школа России» М: Просвещение 2009г; допущенной Министерством образования и науки РФ и в соответствии: с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897» с приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 9 марта 2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
Направленность образовательной программы:
Направленность дополнительной и образовательной программы учебного курса «ОФП» (общефизической подготовки) - одно из важных средств - всестороннего воспитания детей школьного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Урок общей физической подготовки является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.
Общая характеристика программы ОФП (общая физическая подготовка)
Занятия направлены на то, чтобы развить у занимающего такие качества, как: сила, выносливость, резкость, прыгучесть, гибкость, координация. Эти физические качества преимущественно осуществляются с помощью спортивных, подвижных игр и эстафет определенной направленности. Все эти качества необходимы для гармоничного развития физических качеств и здоровья младших школьников.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Педагогическая целесообразность: занятия ОФП дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений, проводятся занятия с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся, достижения всестороннего развития.
Адресат программы: Данная программа разработана для группы: 7-8 классов, желающих обучаться общей физической подготовкой независимо от уровня способностей. Срок обучения по программе составляет 1 год, процесс обучения осуществляется в группе. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Цель физического воспитания:
Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задачи образовательной программы
Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;
Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;
Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;
Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки;
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;
Воспитание нравственных и волевых качеств;
Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;
Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;
Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;
Развитие физических качеств и психических свойств личности.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.
Отличительные особенности данной программы
В отличие от основной образовательной программы, рабочая программа по общей физической подготовке дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Включено большое количество подвижных игр.
Главным направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности занимающихся.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной
гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности.
4. Формирование знаний, умений и навыков при выполнении упражнений.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
Условия реализации программы
Набор детей в группу осуществляется с 13-15 лет, с различным уровнем физической подготовки, относящихся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющих медицинский допуск врача. Наполняемость группы – 15 человек.
Принципы реализации программы:
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
Формы проведения занятий
Групповые, теоретические и практические занятия,
Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные),
Подвижные игры,
Эстафеты.
Структура спортивного занятия
Занятие состоит из трех частей: вводная (разминка – разогревание мышц); основная (работа-отработка определенного двигательного действия); заключительная (закрепление пройденного материала).
В программе использованы различные методы работы, такие как наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический. Данные методы способствуют целостному развитию обучающихся, формированию у них практических умений и навыков, представлений, развитию креативности.
Для повышения общего творческого потенциала учеников, стимулирования их деятельности важным моментом является участие в соревнованиях районного уровня.
Кадровое и материально-техническое обеспечение программы
Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:
Кадровое обеспечение:
Педагог, владеющий следующими профессиональными и личностными качествами:
обладает специальным спортивным - педагогическим образованием;
хорошо знает технические особенности при выполнении заданных упражнений, владеет методикой преподавания;
владеет навыками и приёмами организации спортивных занятий;
знает физиологию и психологию детского возраста;
умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
умеет создать комфортные условия для успешного развития личности обучающихся;
умеет видеть и раскрывать творческие способности обучающихся;
систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.
Для успешной реализации данной программы необходима заинтересованная и профессиональная работа.
Техническое и материальное обеспечение:
Наличие спортивного зала;
Наличие спортивного инвентаря.
Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования. Образовательный процесс строится так, чтобы учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях.
Ожидаемые результаты освоения программы обучающимися
Общие:
Правила техники безопасности при проведении занятий;
- будут овладевать основами техники всех видов двигательной деятельности;
- будут развиты физические качества (выносливость, быстрота, скорость и др.);
-будет укреплено здоровье;
-будет сформирован устойчивый интерес, мотивация к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
-будут сформированы знания об основах физкультурной деятельности
Промежуточные:
- будет расширен и развит двигательный опыт,
- будут сформированы навыки и умения самостоятельного выполнения физических
упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения,
формирование правильной осанки и культуры движений.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание программы (36 часов)
Основы знаний Понятие о физической культуре: развитие физической культуры в современном обществе. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования. Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Правила проведения соревнований.
Баскетбол: стойки, передвижения, остановки, передачи и ловля мяча, ведение мяча правой и левой рукой, бросок мяча одной и двумя с места и в движении; индивидуальные и групповые атакующие и защитные действия; двусторонняя игра.
Футбол: удары по неподвижному и катящему мячу; удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, передней частью подьема и подошвой, ведение мяча носком и наружной стороной стопы; ловля и отбивание мяча вратарем; двусторонняя игра.
Волейбол: стойка игрока, верхняя, средняя, нижняя, передвижения игрока; верхняя передача мяча; нижняя подача; прием снизу; двусторонняя игра. Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование.
Легкая атлетика: бег 60, 300, 100, 1500 м; низкий старт и стартовый разгон; преодоление низких барьеров; прыжки в высоту и длину с разбега, тройной прыжок с места; метание мяча в цель и на дальность с разбега, передача эстафеты; специальные беговые упражнения.
Специальная физическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Гимнастика с основами акробатики:
Развитие гибкости
- наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
- упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты);
- комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба.
- комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
- упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
- преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;
- броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с места и разбега;
- разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
- прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
- подтягивание в висе и отжимание в упоре;
- подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
- отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
- поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
- метание набивного мяча из различных исходных положений;
- комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).
Методы и приемы обучений
Методы
Словесный;
Наглядный;
Игровой;
Практический
Формы занятий
Формами организации деятельности учащихся на занятиях
Виды и формы контроля освоения программы
Предметная диагностика проводиться в форме
Тесты;
Открытые занятия;
Подвижные игры;
Соревнования;
Контрольные упражнения.
Педагогическая диагностика предполагает
Беседы с детьми;
Анализ тестирования.
Формы подведения итогов реализации программы
Участие в школьных олимпиадах;
Участие в соревнованиях разного уровня.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Основы знаний | 1 |
2 | Баскетбол | 8 |
3 | Футбол | 9 |
4 | Волейбол | 8 |
5 | Легкая атлетика | 7 |
6 | Специальная физическая подготовка | 3 |
| ИТОГО: | 36 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Основы знаний (1 час) |
1 | Инструктаж по Т.Б и П.П на занятиях. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на организм. | 1 | | |
Легкая атлетика (7 часов) |
2 | Низкий старт. Бег на короткие дистанции – техника бега. Эстафетный бег 4х60м. | 1 | | |
3 | Бег на средние дистанции 300-500м. Линейные эстафеты. | 1 | | |
4 | Техника метания мяча на дальность-совершенствование. Встречные эстафеты. | 1 | | |
5 | Прыжок в длину с разбега. Совершенствование передачи эстафетной палочки. | 1 | | |
6 | Челночный бег 3х10м, 6х10м. Развитие выносливости, бег 800м. | 1 | | |
7 | Круговая тренировка. Соревнования в парах. | 2 | | |
Волейбол (8 часов) |
8 | Стойки и перемещения волейболиста. Передача мяча сверху на месте, над собой. | 1 | | |
9 | Учебная игра волейбол. | 1 | | |
10 | Передачи мяча сверху после перемещения. | 1 | | |
11 | Нижняя прямая подача мяча. Учебная игра волейбол. | 2 | | |
12 | Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча двумя руками снизу. Учебная игра волейбол. | 1 | | |
13 | Прием мяча двумя руками снизу с подачи. Передача из 1,6,5 в зону 3. Учебная игра волейбол. | 2 | | |
СФП (3 часа) |
14 | ОРУ с гантелями. Подъем туловища, сгибание и разгибание рук в упоре лежа. | 1 | | |
15 | ОРУ на гимнастической скамейке. Подтягивание в висе; прыжки через скакалку. | 1 | | |
16 | Упражнения в парах с палкой, с мячами. Мониторинг физической подготовки. | 1 | | |
Баскетбол (8 часов) |
17 | Техника передвижения, ведения, передач, бросков. Ловля и передача мяча в парах, на месте. | 1 | | |
18 | Ведение мяча с разной высотой отскока. Остановки двумя шагами и прыжком. Игра мини – баскетбол. | 1 | | |
19 | Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскоком от пола. | 1 | | |
20 | Бросок мяча после ведения два шага; штрафной бросок. Игра мини – баскетбол. | 2 | | |
21 | Ведение мяча с изменением направления. Бросок мяча после ловли и ведения мяча. | 1 | | |
22 | Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Игра мини – баскетбол. | 2 | | |
Футбол (9 часов) |
23 | Ведение и обводка. Отбор мяча. Вбрасывание мяча. Правила игры футбол. | 1 | | |
24 | Игра вратаря. Командно – тактические действия в защите. Игра мини – футбол. | 1 | | |
25 | Удары по мячу внутренней и внешней стороны стопы. Тренировочная игра. | 1 | | |
26 | Вбрасывание мяча. Игра вратаря. Двусторонняя игра футбол. | 2 | | |
27 | Командно – тактические действия в нападении. Учебная игра. | 1 | | |
28 | Совершенствование техники ударов по мячу. Тренировочная игра. | 1 | | |
29 | Соревнования. Игра футбол по правилам. | 2 | | |
Информационные источники
Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 2016.
Коротков Н. М. Подвижные игры для детей. -М.: Советская Россия, 2017.
Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2014.
Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. –М.: Просвещение,2017.
Литвинов Е. Н. Физкультура. Учебник для учащихся 1-11 классов. -М.: Просвещение,2014.
Столбов В. В. История физической культуры и спорта – М.: Физкультура и спорт, 2014.
Талага Е. Энциклопедия физических упражнений./Пер. с польского –М:
Физкультура и спорт, 2018.
Чесноков Н. Н. Тестирование уровня знаний по физической культуре: Учебно-методическое пособие.- М.: Спорт Академ. Пресс, 2014.
Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов.- 4-е изд., стереотипное; СПб ГУФК им П.Ф. Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. -СПб., Изд-во Олимп_СПб,2018
Большая олимпийская энциклопедия. – М.: Физкультура и спорт, 2017.
Родиченко В.С Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России. – 17 изд. -М.: Физкультура и спорт, 2015.
Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2014.
Столбов В. В. История физической культуры и спорта. -М.: Физкультура и спорт, 2015.
Талага Е. Энциклопедия физических упражнений./Пер. с польского –М.: Физкультура и спорт, 2016.
Интернет-ресурсы
1.festival.1september.ru
2.www.metod-kopilka
3. http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию, физической культуре, упражнениям, здоровому образу жизни.