Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Криволесская основная школа»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Маленькие роли»
Составитель: Афонина Е.Л.
2019
Программа арт-студии «Маленькие роли»
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно- ориентированный, компетентностный подход. Согласно новому подходу необходимо формировать у учащихся духовно-нравственную и творческую деятельность. Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Детям свойственно эмоциональное восприятие мира.
В.А.Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Создать такой мир для детей и, что очень важно, вместе с ними, можно средствами театра. Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Театральное искусство в настоящее время выступает как средство познания мира и тех качеств личности, которые определяют эстетические потребности человека. Через театральное искусство учащиеся входят в мир чувств, в их сознание входит добро и зло, представления о гуманизме, высших человеческих качествах: совести, чести, достоинстве. Театральное искусство опирается на эмоциональную сферу человека, его душу, духовность и является «почвой», на которой могут произрастать духовный, нравственно-эстетический потенциал учащихся.
Поэтому так важно сегодня средствами театрального искусства формировать и утверждать в подрастающем поколении эти качества как определяющие факторы личности. Театр выработал собственные средства влияния на человека. Этот вид искусства формирует умение видеть и понимать прекрасное, поскольку является особым видом искусства, синтезирующим в себе музыку, художественное слово, живопись, хореографию и многое другое. Поэтому влияние театра на человека многогранно: он действует на разные стороны человеческого восприятия комплексно, вызывая игру воображения, формируя образное мышление, что очень важно в пору становления личности.
Актуальность театрального искусства обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально- активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству.
Целью театрального воспитания учащихся является гармоническое развитие природных способностей учащихся средствами всех искусств через приобщение к театральной культуре, истории и литературы путем обучения навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики, развития коммуникабельности.
Программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (учителей, родителей) на создание условий для активизации у обучающихся эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность ребят к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, он учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир с помощью фантазии.
Сверхзадача представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения учащегося с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Исходя из этого основного положения, задачи курса формулируются следующим образом:
= развитие эстетических способностей;
= развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
= активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
= овладение навыками общения и коллективного творчества.
Место драматического кружка в учебном плане.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Индивидуальные занятия и общие репетиции проводятся также 1 раз в неделю не более 40 минут.
Содержание программы
Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается в течение трех лет.
1-й раздел – «Театральная игра» - направлен не столько на приобретение обучающимся профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
2-й раздел – «Ритмопластика» - включают в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие свободы и выразительности телодвижений.
3-й раздел – «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять рассказы и сказки, подбирать рифмы.
4-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
5-й раздел «Работа над спектаклем» - базируется на сценариях.
Формы и методы работы.
Театральные занятия по программе включены в общую стратегию воспитательной работы ОУ. Они проводятся со всеми детьми школы.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в музеи, спектакль как итоговый проект.
Постановки сказок, эпизодов из литературных произведений помогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобрести опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке обучающиеся учатся коллективной работе, работе с партнером, общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Они обучаются выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Обучающиеся привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, обучающийся учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а также координировать свои функции. Искусство театральной деятельности влияет на сложную систему чувств человека, вовлекает зрителя в действие, заставляет сопереживать, то есть принимать героя, оправдывать или осуждать его действия, мысли.
Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать, что крайне необходимо в процессе воспитания характера личности. Соглашаясь или не соглашаясь с героем, принимая его позицию и принципы, зритель сопоставляет происходящее с собой, собственным опытом, приходит к определенным выводам, дает мотивированную оценку не только сценическому действию, но и своим поступкам, убеждаясь или сомневаясь в их правильности. Таким образом, роль, происходящая на сцене для реализации формулы «понято» – «пережито», «принято – «сделано», становится очевидной. Театральное искусство, демонстрируя мастерство творческого перевоплощения, вызывает потребность зрителя в собственном перевоплощении, в реализации собственных идей, то есть в творчестве. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.
Освоение театрального искусства происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Театральная деятельность основана на сотрудничестве, сотворчестве и содружестве педагогов, детей и их родителей. Различные формы игровой деятельности позволяют педагогу и ребенку почувствовать себя в различных социальных ролях и сделать смысл вещей наиболее явным для ребенка. Ведущей формой реализации театральной деятельности является игра-перевоплощение, когда ребенок выступает в той или иной роли в зависимости от ситуации, предлагаемой педагогом. В основе концепции литературно-драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих искусства: театральной деятельности и литературы.
В основу театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности школьника, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, мы стремимся воспитывать в учениках самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в их деятельности, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей.
В конце каждого года обучения обучающиеся студии представляют на суд зрителей отчетный спектакль.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Ожидаемые результаты и формы их предъявления:
Предметные результаты
формирование представления об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония
формирование первоначальных представлений о роли театрального искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
ознакомление учащихся с выразительными средствами театрального искусства и освоение некоторых из них.
Личностные результаты
• формирование у обучающихся ценностных ориентиров в области театрального искусства;
• воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
• развитие самостоятельности в поиске решения различных задач;
• формирование духовных и эстетических потребностей;
• овладение различными приёмами и техникой театральной деятельности;
• воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
• овладение навыками самостоятельной и групповой работы.
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД:
• умение последовательности действий на занятии;
• умение работать по предложенному плану;
• умение отличать верно выполненное задание от неверного;
• умение давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
• умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
• умение с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
• умение готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы.
Познавательные УУД:
• умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• умение делать предварительный отбор источников информации;
• умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке изобразительного искусства; пользоваться памятками;
• умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
• умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
• умение преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
• умение пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в действиях;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме;
• уметь слушать и понимать речь других;
• уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
• умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях театрального искусства и следовать им;
• умение учиться согласованно, работать в группе:
а) умение учиться планировать свою работу в группе;
б) умение учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учебно-тематический план работы
1. Учебно-тематический план первого года занятий сценическим искусством
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | из них, в том числе |
теоретических занятий | практических занятий |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Основы сценической речи | 14 | 5 | 9 |
2.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2.2 | Культура речи | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Дыхание и голос | 5 | 2 | 3 |
2.4 | Дикция | 6 | 1 | 5 |
3. | Актерское мастерство и основы сценической грамоты | 14 | 1 | 13 |
3.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
3.2 | Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах | 13 | - | 13 |
4. | Ритмопластика | 16 | 4 | 12 |
4.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
4.2 | Ритмика | 5 | 1 | 4 |
4.3 | Пластика | 5 | 1 | 4 |
4.4 | Танцевальная азбука | 5 | 1 | 4 |
5. | Репетиционно - постановочные работы | 20 | 1 | 19 |
6. | Концертная деятельность | 2 | - | 2 |
7. | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
| ИТОГО: | 68 | 13 | 55 |
2. Учебно-тематический план второго года занятий сценическим искусством
№ | Наименование Разделов и тем | Общее количество часов | из них, в том числе |
теоретических занятий | практических занятий |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Основы сценической речи | 11 | 3 | 8 |
2.1 | Культура речи | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Дыхание и голос | 1 | - | 1 |
2.3 | Дикция | 2 | - | 2 |
2.4 | Орфоэпия | 3 | 1 | 2 |
2.5 | Работа над текстом | 3 | 1 | 2 |
3. | Актерское мастерство и основы сценической грамоты | 11 | 2 | 9 |
3.1 | Наблюдательность | 2 | - | 2 |
3.2 | Сценическое действие | 5 | 1 | 4 |
3.3 | Сценическое внимание | 4 | 1 | 3 |
4. | Ритмопластика | 10 | 2 | 8 |
4.1 | Ритмика | 3 | - | 3 |
4.2 | Пластика | 3 | 1 | 2 |
4.3 | Танцевальная азбука | 4 | 1 | 3 |
5. | Репетиционно - постановочные работы | 30 | 1 | 29 |
5.1 | Основные этапы работы над театральным действием | 29 | 1 | 29 |
6. | Концертная деятельность | 4 | - | 4 |
7. | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
| ИТОГО: | 68 | 9 | 59 |
3. Учебно-тематический план третьего года занятий сценическим искусством
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | из них, в том числе |
теоретических занятий | практических занятий |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Основы сценической речи | 7 | 1 | 6 |
2.1 | Дыхание и голос | 1 | - | 1 |
2.2 | Дикция | 1 | - | 1 |
2.3 | Орфоэпия | 2 | - | 2 |
2.4 | Работа над текстом | 3 | 1 | 2 |
3. | Актерское мастерство и основы сценической грамоты | 8 | 2 | 6 |
3.1 | Сценическое воображение | 4 | 1 | 3 |
3.2 | Сценическое общение | 4 | 1 | 3 |
4. | Ритмопластика | 8 | 2 | 6 |
4.1 | Пластика | 4 | 1 | 3 |
4.2 | Танцевальная азбука | 4 | 1 | 3 |
5. | Репетиционно - постановочные работы | 37 | - | 37 |
5.1 | Основные этапы работы над театральным действием | 37 | - | 37 |
6. | Концертная деятельность | 6 | - | 6 |
7. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
| ИТОГО: | 68 | 7 | 61 |