СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Изостудия»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Изостудия»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУХОРШИБИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»



СОГЛАСОВАНО:

Методический совет

Протокол №______ от

«___» _________2022г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ МСОШ №2

_________ Л. Г. ОСИПОВА

«___» ________2022г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

художественной направленности

«Изостудия»






Возраст детей: 9 - 11 лет

Срок реализации: 1 год

Общее количество часов - 36

Составитель программы:

Мурзин Сергей Алексеевич,

учитель ИЗО















с. Мухоршибирь, 2022 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Титульный лист

1

Образовательное учреждение

МБОУ ДО «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2»

2

Согласовано:

.

На методическом совете 4 октября 2022г.

3

Утверждаю:

Директор МБОУ Мухоршибирская СОШ №2 Л.Г. Осипова

4

ДОП, Название

Дополнительная общеобразовательная программа

«Изостудия»

5

Направленность ДОП

Художественной направленности


6

Охват по возрасту детей:

9-11 лет

7

Срок реализации:

1 год

8

Автор - разработчик, ФИО, должность

Мурзин Сергей Алексеевич, учитель изобразительного искусства

9

Территория, год

с. Мухоршибирь, 2022г.

I. Основные характеристики программы

I-1. Пояснительная записка

1.1

Название ДОП

Дополнительная общеобразовательная программа «Изостудия»


Направленность

Художественная направленность

1.2

Актуальность

Актуальность программы обусловлена целями, которые заложены в Концепции развития дополнительного образования: создание условий для творческого развития личности ребенка, мотивация личности к познанию и творчеству. Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития ребёнка, как умственного, так эстетического и нравственного.

Изобразительное искусство в жизни детей имеет большое значение. Помимо того, что у ребенка развивается творческая фантазия, занятия в студии развивают память, сосредоточенность, мелкую моторику, учат вдумываться, анализировать; они влияют на развитие речи и словарного запаса (многообразие предметов и форм, разные величины, разнообразие цветов и оттенков, пространственных обозначений).

В работе студии используются различные материалы (простой карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, фломастеры и карандаши), а также различные техники, в том числе и нетрадиционные. Занятия позволяют детям овладеть художественными материалами и техниками, совершенствовать свои умения и поддерживать интерес к искусству и к творческой деятельности.

1.3

Отличительные особенности ДОП

Отличительной особенностью программы является включение в процесс нетрадиционных техник рисования. В работе используется смена основных предметов изобразительного искусства (живопись, рисунок, композиция) и принцип "от простого к сложному". Все это позволяет ребенку всесторонне развиваться, а педагогу находить подход к детям.

1.4

Педагогическая целесообразность:

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она дает основные теоретические и практические знания по изобразительному искусству. Дети совершенствуют свои навыки, развивают коммуникативные способности, повышают самооценку. Обучение изобразительному мастерству в рамках дополнительного образования дает много возможностей для роста творческого потенциала ребенка, его гармоническому развитию, появлению художественного вкуса.

1.5

Цель программы

Цель программы: обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью.

1.6

Задачи: обучение, воспитание, развитие детей

образовательные

- знакомство с жанрами изобразительного искусства;

- обучение работе с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

- освоение элементарных приемов рисования (с натуры, наброски, сюжетное и декоративное рисование);

- освоение художественных терминов;

- знакомство с некоторыми видами русской народной росписи;

- знакомство с творчеством некоторых художников;

развивающие

- развитие мелкой моторики, памяти, творческой фантазии, наблюдательности;

- развитие колористического видения;

- развитие художественного вкуса, понимания прекрасного в окружающем мире;

- развитие коммуникативных умений и навыков.

воспитательные

-воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия, терпения, внимания, организованности;

- воспитание уважительного отношения к искусству и к русскому народному творчеству.

1.7

Возраст обучающихся, согласно дифференциации

9-11 лет

1.9

Формы занятий

Групповые. Количество обучающихся в группе 12 человек.


I-2. Объём программы

2.1

Объём программы (кол-во час на весь период обучения)

36 часов

2.2

Срок реализации ДОП (кол. недель, мес., лет)

Программа разработана на 36 недель.



2.3

Режим занятий

(ск.раз в нед., всего по годам обучения)

Занятия 1 раз в неделю 1 академический час
(1 академический час = 45 мин.)

I-3. Планируемые результаты

3.1

Планируемые результаты


Планируемые результаты обучения включают в себя знакомство с различными жанрами изобразительного искусства; знакомство с творчеством некоторых художников; владение различными материалами и техниками (в том числе и нетрадиционными); закрепление знаний об основных и производных цветах, умение получать цвета путем смешивания и видеть их характер (теплые и холодные цвета); умение передавать общую форму предмета и дополнять его деталями; умение соблюдать пропорции; умение передавать характер образа, персонажа.


3.2

Формы контроля по разделам и уровням: стартовый, базовый.


Формы контроля уровня достижений учащихся

- наблюдение;

- беседа;

- анализ;

- выставки творческих работ.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практических заданий.

Усвоение теоретической части курса проверяется устно и тестированием.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме итоговой выставки работ.

II. Содержание программы

2.1.Учебно – тематический план


Перечень разделов, тем, всего часов.

(см. УТП на 36 недель)

III. Организационно-педагогические условия и формы аттестации

3.1.

Методическое обеспечение ДОП (методики, технологии)

Игровые технологии

Здоровье сберегающие

ИКТ-технологии

Личностно-ориентированные

3.2

Метод. виды продукции

- участие в районных и республиканских конкурсах по изобразительному искусству;

- проведение выставки творческих работ;

3.3

Условия реализации ДОП (ресурсы для проведения мероприятий)

- кабинет

-компьютер, проектор

- средства наглядности

- Акварельные краски, Цветные карандаши, фломастеры

- Формат акварельной бумаги А3

- наглядные, мультимедийные, пособия для проведения практических занятий, иллюстрации.


3.4.

Используемая литература

Учебные пособия для педагога:

1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Начальный рисунок. – М.: Изд-во Академии акварели и изящных искусств акварели С. Андрияки, 2013

2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 2015.

3. Дудас А., Каплан В., Охримович Н., Черняк В. Каллиграфия и леттеринг. – М.: АСТ,

4. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

5. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009

6. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М: Белый город, 2008

7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010.

8. Озерова М. О детском рисовании/ М. Озерова. - М.: Студия Артемия Лебедева, 2012

9. Харрис Д. Искусство каллиграфии: практическое руководство по приемам и техникам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019

10. Энциклопедия рисования/ Перевод с англ. Т. Покидаевой. - М.: РОСМЭН, 2003


3.3.

Интернет ресурсы для учащихся и родителей

Образовательные Интернет - порталы

1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru

3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru

6. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru

7. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru

8. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru

9. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru

10.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru

11.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://festival.1september.ru/articles/213234/

12. Искусство http://www.websib.ru/noos/mhk/index.php

13. Музеи мира http://www.museum.ru





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



1. 1.Основные характеристики программы.

1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Изостудия» составлена в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;

  • Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»;

  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

  • Письмом Минобрнауки  Российской Федерации  от 11.12.2006 г. № 06-1844  «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»;

  • Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

  • Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04;

  • Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2»;

1.2 Актуальность программы.

Актуальность программы обусловлена целями, которые заложены в Концепции развития дополнительного образования: создание условий для творческого развития личности ребенка, мотивация личности к познанию и творчеству. Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития ребёнка, как умственного, так эстетического и нравственного.

Изобразительное искусство в жизни детей имеет большое значение. Помимо того, что у ребенка развивается творческая фантазия, занятия в студии развивают память, сосредоточенность, мелкую моторику, учат вдумываться, анализировать; они влияют на развитие речи и словарного запаса (многообразие предметов и форм, разные величины, разнообразие цветов и оттенков, пространственных обозначений).

В работе студии используются различные материалы (простой карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, фломастеры и карандаши), а также различные техники, в том числе и нетрадиционные. Занятия позволяют детям овладеть художественными материалами и техниками, совершенствовать свои умения и поддерживать интерес к искусству и к творческой деятельности.

1.3 Отличительная особенность программы.

Отличительной особенностью программы является включение в процесс нетрадиционных техник рисования. В работе используется смена основных предметов изобразительного искусства (живопись, рисунок, композиция) и принцип "от простого к сложному". Все это позволяет ребенку всесторонне развиваться, а педагогу находить подход к детям.

1.4 Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она дает основные теоретические и практические знания по изобразительному искусству. Дети совершенствуют свои навыки, развивают коммуникативные способности, повышают самооценку. Обучение изобразительному мастерству в рамках дополнительного образования дает много возможностей для роста творческого потенциала ребенка, его гармоническому развитию, появлению художественного вкуса.


1.5 Цель программы:
обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью.


1.6. Задачи:
образовательные

- знакомство с жанрами изобразительного искусства;

- обучение работе с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

- освоение элементарных приемов рисования (с натуры, наброски, сюжетное и декоративное рисование);

- освоение художественных терминов;

- знакомство с некоторыми видами русской народной росписи;

- знакомство с творчеством некоторых художников;

развивающие

- развитие мелкой моторики, памяти, творческой фантазии, наблюдательности;

- развитие колористического видения;

- развитие художественного вкуса, понимания прекрасного в окружающем мире;

- развитие коммуникативных умений и навыков.

воспитательные

-воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия, терпения, внимания, организованности;

- воспитание уважительного отношения к искусству и к русскому народному творчеству.


1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа.
Данная программа адресована учащимся 9-11 лет.

1.8. Формы занятий.

Групповые. Количество обучающихся в группе 12 человек.

2. Объем программы.
2.1. Общее количество часов на весь период обучения по программе составляет 36 часов.

2.2. Срок реализации программы
1 год обучения: в течение 9 месяцев, ежемесячно по 4 недели (36 учебных недель).

2.3. Режим занятий:
Занятия 1 раза в неделю 1 академический час = 45 минут астрономического часа для обучающихся 9-11 лет.


3. Планируемые результаты.

3.1. Планируемые результаты обучения включают в себя знакомство с различными жанрами изобразительного искусства; знакомство с творчеством некоторых художников; владение различными материалами и техниками; закрепление знаний об основных и производных цветах, умение получать цвета путем смешивания и видеть их характер (теплые и холодные цвета); умение передавать общую форму предмета и дополнять его деталями; умение соблюдать пропорции; умение передавать характер образа, персонажа.


Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

- правила эксплуатации и ухода за приспособлениями и рабочими инструментами;

- особенности работы различными материалами и техниками;

- основные средства выразительности в рисунке и живописи;

- правила плоскостного изображения;

- основные правила композиции;

- основы цветоведения;

- основные жанры изобразительного искусства;

- пропорции лица и фигуры человека;

- основную терминологию и значение понятий штрих, тон, светотень, мазок, заливка, растяжка, композиционный центр, цветовая гамма, симметрия, асимметрия, контраст, эскиз, сюжет, и т.д.;

- некоторые виды русской народной росписи.


Обучающиеся будут уметь:

- пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями для различных видов художественных работ;

- выполнять работу в определенной последовательности (от общего к частному);

- использовать различные техники изобразительного искусства, в том числе нетрадиционные;

- работать в различных жанрах;

- выполнять рисунок по образцу, по творческому замыслу и по заданной тематике;

- различать и передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние предметы (дальше, ближе)

- наблюдать натуру с целью передачи в рисунке ее особенностей;

- работать индивидуально и в коллективе;

- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;


Личностными результатами обучения в студии являются:

- формирование уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

-понимание этических норм поведения;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- развитие духовных и эстетических потребностей;

- умение работать в коллективе.


Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

-учиться работать по предложенному педагогом плану;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-отличать новое от уже известного с помощью педагога;

-добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;

- перерабатывать полученную информацию;

- делать выводы в результате совместной работы всей группы;

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других:

-оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;


3.2. Способы и формы проверки результатов

Проверка теоретических знаний осуществляется путем устного опроса и тестирования Практические знания проверяются путем наблюдения за работой, обсуждения, проведения внутристудийных выставок, анализа работ.


3.3. Содержание программы
Вводный урок . «Виды изобразительного искусства» (1 ч.)


Раздел 1. Рисунок (8 часов)

- Рисунок - основа  изобразительного творчества.

- Чем и как работают художники. Любимый сказочный персонаж.
- Линия   и ее   выразительные   возможности.

- Сказочная птица «Жар птица» (работа по представлению).

- Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. «Сказочное дерево».

- Композиция, как ритм пятен. «Волшебный мир аквариума».


Раздел 2. Натюрморт (4 часа)

- Натюрморт. «Овощи и фрукты».

- Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника».


- Раздел 3. Живопись. (5 ч)

- Акварель. «Зимний пейзаж».

- Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке).

- Символ года по восточному гороскопу. Эскиз Новогодней открытки.


Раздел 4. Нетрадиционные техники рисования (4ч)

- Кляксография.

- Монотипия.

- Рисование солью.

- Ниткография.

Раздел 5. Портрет 3ч

- Учимся у мастеров. Портрет.

- Автопортрет.

- Портрет героя.


Раздел 6. Графика 4ч

Мы рисуем домашних животных.

Веселый человек.

Транспорт.


Раздел 7. Обобщение

- Живопись. Композиция «Весна».

- Графика. Набросок фигуры человека.

- Композиция ко Дню Победы.

- Натюрморт.

- Выставка творческих работ.


Примерный план построения занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка темы и цели занятия.

  3. Изучение нового материала. Организация практической деятельности.

  4. Анализ работ. Подведение итогов.


Техническое оснащение занятий:

- ПК для педагога, с подключением к интернету.

- мультимедийный проектор, экран.

- бумага формата А-3, ватман.
- материалы для рисования (акварельные краски, кисти, карандаши, фломастеры).

- наглядные, мультимедийные, пособия для проведения практических занятий, иллюстрации.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема занятия.


Дата

1

Вводное занятие. Виды изобразительного искусства.

9.09

Раздел 1. Рисунок 8ч

2

Рисунок - основа  изобразительного творчества.
«Осенние листочки» (работа с натуры)

16.09

3

Чем и как работают художники. «Любимый сказочный персонаж».

23.09

4

Линия   и ее   выразительные   возможности.

30.09

5

Сказочная птица «Жар птица» (работа по представлению)

7.10

6

Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи.

«Сказочное дерево»

14.10

7

Композиция, как ритм пятен. «Волшебный мир аквариума».


21.10

8

28.10

Раздел 2. Натюрморт 4ч

9

Натюрморт. «Овощи и фрукты»


4.11

10

11.11

11

Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника»

18.11

12

25.11

Раздел 3. Живопись 5ч

13

Акварель. «Зимний пейзаж»

2.12

14

9.12

15

Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке)

16.12

16

Символ года по восточному гороскопу. Эскиз Новогодней открытки.

23.12

17

30.12

Раздел 4. Нетрадиционные техники рисования 4 ч.

18

Кляксография.

13.01

19

Монотипия.

20.01

20

Рисование солью.

27.01

21

Ниткография.

3.02

Раздел 5. Портрет 3ч

22

Учимся у мастеров. Портрет.

10.02

23

Автопортрет.

17.02

24

Портрет героя.

24.02

Раздел 6. Графика 4ч

25

Мы рисуем домашних животных.

3.03

26

10.03

27

Веселый человек.

17.03

28

Транспорт.

24.03

Раздел 7 Обобщение

29

Живопись. Композиция «Весна».

31.03

30

7.04

31

Графика. Набросок фигуры человека.

14.04

32

21.04

33

Композиция ко Дню Победы.

28.04

34

5.05

35

Натюрморт.

12.05

36

Выставка творческих работ.

19.05




ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Методическое обеспечение ДОП (методики, технологии)

  1. Игровые технологии

  2. Здоровье сберегающие

  3. ИКТ-технологии

  4. Личностно-ориентированные


Методическое обеспечение
 по данному направлению включает в себя:

- Наглядные, мультимедийные пособия для проведения практических занятий и иллюстрации теоретического материала;

- Слайдовые презентации, видеофильмы;



Метод. виды продукции

- участие в районных и республиканских конкурсах по изобразительному искусству;

- проведение выставки творческих работ;



Используемая литература

Учебные пособия для педагога:

1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Начальный рисунок. – М.: Изд-во Академии акварели и изящных искусств акварели С. Андрияки, 2013

2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 2015.

3. Дудас А., Каплан В., Охримович Н., Черняк В. Каллиграфия и леттеринг. – М.: АСТ,

4. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

5. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009

6. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М: Белый город, 2008

7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010.

8. Озерова М. О детском рисовании/ М. Озерова. - М.: Студия Артемия Лебедева, 2012

9. Харрис Д. Искусство каллиграфии: практическое руководство по приемам и техникам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019

10. Энциклопедия рисования/ Перевод с англ. Т. Покидаевой. - М.: РОСМЭН, 2003




Образовательные Интернет - порталы

1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru

3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru

6. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru

7. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru

8. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru

9. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru

10.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru

11.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://festival.1september.ru/articles/213234/

12. Искусство http://www.websib.ru/noos/mhk/index.php

13. Музеи мира http://www.museum.ru


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!