МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУХОРШИБИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
СОГЛАСОВАНО: Методический совет Протокол №______ от «___» _________2022г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ МСОШ №2 _________ Л. Г. ОСИПОВА «___» ________2022г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
художественной направленности
«Изостудия»
Возраст детей: 9 - 11 лет
Срок реализации: 1 год
Общее количество часов - 36
Составитель программы:
Мурзин Сергей Алексеевич,
учитель ИЗО
с. Мухоршибирь, 2022 год
№ | ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ |
Титульный лист |
1 | Образовательное учреждение | МБОУ ДО «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2» |
2 | Согласовано: . | На методическом совете 4 октября 2022г. |
3 | Утверждаю: | Директор МБОУ Мухоршибирская СОШ №2 Л.Г. Осипова |
4 | ДОП, Название | Дополнительная общеобразовательная программа «Изостудия» |
5 | Направленность ДОП | Художественной направленности |
6 | Охват по возрасту детей: | 9-11 лет |
7 | Срок реализации: | 1 год |
8 | Автор - разработчик, ФИО, должность | Мурзин Сергей Алексеевич, учитель изобразительного искусства |
9 | Территория, год | с. Мухоршибирь, 2022г. |
I. Основные характеристики программы |
I-1. Пояснительная записка |
1.1 | Название ДОП | Дополнительная общеобразовательная программа «Изостудия» |
| Направленность | Художественная направленность |
1.2 | Актуальность | Актуальность программы обусловлена целями, которые заложены в Концепции развития дополнительного образования: создание условий для творческого развития личности ребенка, мотивация личности к познанию и творчеству. Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития ребёнка, как умственного, так эстетического и нравственного. Изобразительное искусство в жизни детей имеет большое значение. Помимо того, что у ребенка развивается творческая фантазия, занятия в студии развивают память, сосредоточенность, мелкую моторику, учат вдумываться, анализировать; они влияют на развитие речи и словарного запаса (многообразие предметов и форм, разные величины, разнообразие цветов и оттенков, пространственных обозначений). В работе студии используются различные материалы (простой карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, фломастеры и карандаши), а также различные техники, в том числе и нетрадиционные. Занятия позволяют детям овладеть художественными материалами и техниками, совершенствовать свои умения и поддерживать интерес к искусству и к творческой деятельности. |
1.3 | Отличительные особенности ДОП | Отличительной особенностью программы является включение в процесс нетрадиционных техник рисования. В работе используется смена основных предметов изобразительного искусства (живопись, рисунок, композиция) и принцип "от простого к сложному". Все это позволяет ребенку всесторонне развиваться, а педагогу находить подход к детям. |
1.4 | Педагогическая целесообразность: | Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она дает основные теоретические и практические знания по изобразительному искусству. Дети совершенствуют свои навыки, развивают коммуникативные способности, повышают самооценку. Обучение изобразительному мастерству в рамках дополнительного образования дает много возможностей для роста творческого потенциала ребенка, его гармоническому развитию, появлению художественного вкуса. |
1.5 | Цель программы | Цель программы: обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью. |
1.6 | Задачи: обучение, воспитание, развитие детей | образовательные - знакомство с жанрами изобразительного искусства; - обучение работе с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; - освоение элементарных приемов рисования (с натуры, наброски, сюжетное и декоративное рисование); - освоение художественных терминов; - знакомство с некоторыми видами русской народной росписи; - знакомство с творчеством некоторых художников; развивающие - развитие мелкой моторики, памяти, творческой фантазии, наблюдательности; - развитие колористического видения; - развитие художественного вкуса, понимания прекрасного в окружающем мире; - развитие коммуникативных умений и навыков. воспитательные -воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия, терпения, внимания, организованности; - воспитание уважительного отношения к искусству и к русскому народному творчеству. |
1.7 | Возраст обучающихся, согласно дифференциации | 9-11 лет |
1.9 | Формы занятий | Групповые. Количество обучающихся в группе 12 человек. |
I-2. Объём программы |
2.1 | Объём программы (кол-во час на весь период обучения) | 36 часов |
2.2 | Срок реализации ДОП (кол. недель, мес., лет) | Программа разработана на 36 недель. |
2.3 | Режим занятий (ск.раз в нед., всего по годам обучения) | Занятия 1 раз в неделю 1 академический час (1 академический час = 45 мин.) |
I-3. Планируемые результаты |
3.1 | Планируемые результаты | Планируемые результаты обучения включают в себя знакомство с различными жанрами изобразительного искусства; знакомство с творчеством некоторых художников; владение различными материалами и техниками (в том числе и нетрадиционными); закрепление знаний об основных и производных цветах, умение получать цвета путем смешивания и видеть их характер (теплые и холодные цвета); умение передавать общую форму предмета и дополнять его деталями; умение соблюдать пропорции; умение передавать характер образа, персонажа. |
3.2 | Формы контроля по разделам и уровням: стартовый, базовый. | Формы контроля уровня достижений учащихся - наблюдение; - беседа; - анализ; - выставки творческих работ. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практических заданий. Усвоение теоретической части курса проверяется устно и тестированием. Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме итоговой выставки работ. |
II. Содержание программы |
2.1.Учебно – тематический план |
| Перечень разделов, тем, всего часов. | (см. УТП на 36 недель) |
III. Организационно-педагогические условия и формы аттестации |
3.1. | Методическое обеспечение ДОП (методики, технологии) | Игровые технологии Здоровье сберегающие ИКТ-технологии Личностно-ориентированные |
3.2 | Метод. виды продукции | - участие в районных и республиканских конкурсах по изобразительному искусству; - проведение выставки творческих работ; |
3.3 | Условия реализации ДОП (ресурсы для проведения мероприятий) | - кабинет -компьютер, проектор - средства наглядности - Акварельные краски, Цветные карандаши, фломастеры - Формат акварельной бумаги А3 - наглядные, мультимедийные, пособия для проведения практических занятий, иллюстрации. |
3.4. | Используемая литература | Учебные пособия для педагога: 1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Начальный рисунок. – М.: Изд-во Академии акварели и изящных искусств акварели С. Андрияки, 2013 2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 2015. 3. Дудас А., Каплан В., Охримович Н., Черняк В. Каллиграфия и леттеринг. – М.: АСТ, 4. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009 г. 5. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009 6. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М: Белый город, 2008 7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010. 8. Озерова М. О детском рисовании/ М. Озерова. - М.: Студия Артемия Лебедева, 2012 9. Харрис Д. Искусство каллиграфии: практическое руководство по приемам и техникам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019 10. Энциклопедия рисования/ Перевод с англ. Т. Покидаевой. - М.: РОСМЭН, 2003 |
3.3. | Интернет ресурсы для учащихся и родителей | Образовательные Интернет - порталы 1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru 2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru 6. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru 7. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru 8. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru 9. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru 10.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru 11.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://festival.1september.ru/articles/213234/ 12. Искусство http://www.websib.ru/noos/mhk/index.php 13. Музеи мира http://www.museum.ru |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. 1.Основные характеристики программы.
1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Изостудия» составлена в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»;
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
Письмом Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»;
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04;
Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2»;
1.2 Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена целями, которые заложены в Концепции развития дополнительного образования: создание условий для творческого развития личности ребенка, мотивация личности к познанию и творчеству. Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития ребёнка, как умственного, так эстетического и нравственного.
Изобразительное искусство в жизни детей имеет большое значение. Помимо того, что у ребенка развивается творческая фантазия, занятия в студии развивают память, сосредоточенность, мелкую моторику, учат вдумываться, анализировать; они влияют на развитие речи и словарного запаса (многообразие предметов и форм, разные величины, разнообразие цветов и оттенков, пространственных обозначений).
В работе студии используются различные материалы (простой карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, фломастеры и карандаши), а также различные техники, в том числе и нетрадиционные. Занятия позволяют детям овладеть художественными материалами и техниками, совершенствовать свои умения и поддерживать интерес к искусству и к творческой деятельности.
1.3 Отличительная особенность программы.
Отличительной особенностью программы является включение в процесс нетрадиционных техник рисования. В работе используется смена основных предметов изобразительного искусства (живопись, рисунок, композиция) и принцип "от простого к сложному". Все это позволяет ребенку всесторонне развиваться, а педагогу находить подход к детям.
1.4 Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она дает основные теоретические и практические знания по изобразительному искусству. Дети совершенствуют свои навыки, развивают коммуникативные способности, повышают самооценку. Обучение изобразительному мастерству в рамках дополнительного образования дает много возможностей для роста творческого потенциала ребенка, его гармоническому развитию, появлению художественного вкуса.
1.5 Цель программы:
обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью.
1.6. Задачи:
образовательные
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- обучение работе с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- освоение элементарных приемов рисования (с натуры, наброски, сюжетное и декоративное рисование);
- освоение художественных терминов;
- знакомство с некоторыми видами русской народной росписи;
- знакомство с творчеством некоторых художников;
развивающие
- развитие мелкой моторики, памяти, творческой фантазии, наблюдательности;
- развитие колористического видения;
- развитие художественного вкуса, понимания прекрасного в окружающем мире;
- развитие коммуникативных умений и навыков.
воспитательные
-воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия, терпения, внимания, организованности;
- воспитание уважительного отношения к искусству и к русскому народному творчеству.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа.
Данная программа адресована учащимся 9-11 лет.
1.8. Формы занятий.
Групповые. Количество обучающихся в группе 12 человек.
2. Объем программы.
2.1. Общее количество часов на весь период обучения по программе составляет 36 часов.
2.2. Срок реализации программы
1 год обучения: в течение 9 месяцев, ежемесячно по 4 недели (36 учебных недель).
2.3. Режим занятий:
Занятия 1 раза в неделю 1 академический час = 45 минут астрономического часа для обучающихся 9-11 лет.
3. Планируемые результаты.
3.1. Планируемые результаты обучения включают в себя знакомство с различными жанрами изобразительного искусства; знакомство с творчеством некоторых художников; владение различными материалами и техниками; закрепление знаний об основных и производных цветах, умение получать цвета путем смешивания и видеть их характер (теплые и холодные цвета); умение передавать общую форму предмета и дополнять его деталями; умение соблюдать пропорции; умение передавать характер образа, персонажа.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
- правила эксплуатации и ухода за приспособлениями и рабочими инструментами;
- особенности работы различными материалами и техниками;
- основные средства выразительности в рисунке и живописи;
- правила плоскостного изображения;
- основные правила композиции;
- основы цветоведения;
- основные жанры изобразительного искусства;
- пропорции лица и фигуры человека;
- основную терминологию и значение понятий штрих, тон, светотень, мазок, заливка, растяжка, композиционный центр, цветовая гамма, симметрия, асимметрия, контраст, эскиз, сюжет, и т.д.;
- некоторые виды русской народной росписи.
Обучающиеся будут уметь:
- пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями для различных видов художественных работ;
- выполнять работу в определенной последовательности (от общего к частному);
- использовать различные техники изобразительного искусства, в том числе нетрадиционные;
- работать в различных жанрах;
- выполнять рисунок по образцу, по творческому замыслу и по заданной тематике;
- различать и передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние предметы (дальше, ближе)
- наблюдать натуру с целью передачи в рисунке ее особенностей;
- работать индивидуально и в коллективе;
- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
Личностными результатами обучения в студии являются:
- формирование уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
-понимание этических норм поведения;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- развитие духовных и эстетических потребностей;
- умение работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
-проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
-учиться работать по предложенному педагогом плану;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
-отличать новое от уже известного с помощью педагога;
-добывать новые знания;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;
- перерабатывать полученную информацию;
- делать выводы в результате совместной работы всей группы;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других:
-оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
3.2. Способы и формы проверки результатов
Проверка теоретических знаний осуществляется путем устного опроса и тестирования Практические знания проверяются путем наблюдения за работой, обсуждения, проведения внутристудийных выставок, анализа работ.
3.3. Содержание программы
Вводный урок . «Виды изобразительного искусства» (1 ч.)
Раздел 1. Рисунок (8 часов)
- Рисунок - основа изобразительного творчества.
- Чем и как работают художники. Любимый сказочный персонаж.
- Линия и ее выразительные возможности.
- Сказочная птица «Жар птица» (работа по представлению).
- Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. «Сказочное дерево».
- Композиция, как ритм пятен. «Волшебный мир аквариума».
Раздел 2. Натюрморт (4 часа)
- Натюрморт. «Овощи и фрукты».
- Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника».
- Раздел 3. Живопись. (5 ч)
- Акварель. «Зимний пейзаж».
- Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке).
- Символ года по восточному гороскопу. Эскиз Новогодней открытки.
Раздел 4. Нетрадиционные техники рисования (4ч)
- Кляксография.
- Монотипия.
- Рисование солью.
- Ниткография.
Раздел 5. Портрет 3ч
- Учимся у мастеров. Портрет.
- Автопортрет.
- Портрет героя.
Раздел 6. Графика 4ч
Мы рисуем домашних животных.
Веселый человек.
Транспорт.
Раздел 7. Обобщение
- Живопись. Композиция «Весна».
- Графика. Набросок фигуры человека.
- Композиция ко Дню Победы.
- Натюрморт.
- Выставка творческих работ.
Примерный план построения занятия:
Организационный момент.
Постановка темы и цели занятия.
Изучение нового материала. Организация практической деятельности.
Анализ работ. Подведение итогов.
Техническое оснащение занятий:
- ПК для педагога, с подключением к интернету.
- мультимедийный проектор, экран.
- бумага формата А-3, ватман.
- материалы для рисования (акварельные краски, кисти, карандаши, фломастеры).
- наглядные, мультимедийные, пособия для проведения практических занятий, иллюстрации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия. | Дата |
1 | Вводное занятие. Виды изобразительного искусства. | 9.09 |
Раздел 1. Рисунок 8ч |
2 | Рисунок - основа изобразительного творчества. «Осенние листочки» (работа с натуры) | 16.09 |
3 | Чем и как работают художники. «Любимый сказочный персонаж». | 23.09 |
4 | Линия и ее выразительные возможности. | 30.09 |
5 | Сказочная птица «Жар птица» (работа по представлению) | 7.10 |
6 | Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. «Сказочное дерево» | 14.10 |
7 | Композиция, как ритм пятен. «Волшебный мир аквариума». | 21.10 |
8 | 28.10 |
Раздел 2. Натюрморт 4ч |
9 | Натюрморт. «Овощи и фрукты» | 4.11 |
10 | 11.11 |
11 | Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника» | 18.11 |
12 | 25.11 |
Раздел 3. Живопись 5ч |
13 | Акварель. «Зимний пейзаж» | 2.12 |
14 | 9.12 |
15 | Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке) | 16.12 |
16 | Символ года по восточному гороскопу. Эскиз Новогодней открытки. | 23.12 |
17 | 30.12 |
Раздел 4. Нетрадиционные техники рисования 4 ч. |
18 | Кляксография. | 13.01 |
19 | Монотипия. | 20.01 |
20 | Рисование солью. | 27.01 |
21 | Ниткография. | 3.02 |
Раздел 5. Портрет 3ч |
22 | Учимся у мастеров. Портрет. | 10.02 |
23 | Автопортрет. | 17.02 |
24 | Портрет героя. | 24.02 |
Раздел 6. Графика 4ч |
25 | Мы рисуем домашних животных. | 3.03 |
26 | 10.03 |
27 | Веселый человек. | 17.03 |
28 | Транспорт. | 24.03 |
Раздел 7 Обобщение |
29 | Живопись. Композиция «Весна». | 31.03 |
30 | 7.04 |
31 | Графика. Набросок фигуры человека. | 14.04 |
32 | 21.04 |
33 | Композиция ко Дню Победы. | 28.04 |
34 | 5.05 |
35 | Натюрморт. | 12.05 |
36 | Выставка творческих работ. | 19.05 |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Методическое обеспечение ДОП (методики, технологии)
Игровые технологии
Здоровье сберегающие
ИКТ-технологии
Личностно-ориентированные
Методическое обеспечение по данному направлению включает в себя:
- Наглядные, мультимедийные пособия для проведения практических занятий и иллюстрации теоретического материала;
- Слайдовые презентации, видеофильмы;
Метод. виды продукции
- участие в районных и республиканских конкурсах по изобразительному искусству;
- проведение выставки творческих работ;
Используемая литература
Учебные пособия для педагога:
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Начальный рисунок. – М.: Изд-во Академии акварели и изящных искусств акварели С. Андрияки, 2013
2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 2015.
3. Дудас А., Каплан В., Охримович Н., Черняк В. Каллиграфия и леттеринг. – М.: АСТ,
4. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
5. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009
6. Клиентов А. Е. Народные промыслы. – М: Белый город, 2008
7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010.
8. Озерова М. О детском рисовании/ М. Озерова. - М.: Студия Артемия Лебедева, 2012
9. Харрис Д. Искусство каллиграфии: практическое руководство по приемам и техникам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019
10. Энциклопедия рисования/ Перевод с англ. Т. Покидаевой. - М.: РОСМЭН, 2003
Образовательные Интернет - порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
6. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
7. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
8. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
9. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
10.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
11.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://festival.1september.ru/articles/213234/
12. Искусство http://www.websib.ru/noos/mhk/index.php
13. Музеи мира http://www.museum.ru