СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа "Юные исследователи природы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная Общеобразовательная  Общеразвивающая программа . Естественнонаучной направленности "Юные исследователи природы"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа "Юные исследователи природы"»

Чистоозерный район Новосибирской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Чистоозёрного района Новосибирской области

«Утверждаю»

Приказ№ _________________

Директор МБОУ ДО ДДТ

______________О.В. Бондарь

Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета МБОУ ДО ДДТ

Протокол №1 от « » 2020г
















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

естественнонаучнойнаправленности



«Юные исследователи природы »

(название)



Возраст обучающихся: 10 -14 лет.

Срок реализации программы: 1 год.






Автор-составитель программы: Прхоренко Н.Ю.

Педагог дополнительного образования,

Первая категория.











Населенный пункт, 2020г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Направленность – естественнонаучная.



Уровень освоения программы – общекультурный.



Актуальность программы

Программа разработана в связи с растущим интересом обучающихся к освоению естественнонаучных дисциплин, познанию окружающего мира через исследовательскую и проектную деятельность, необходимостью развития практических умений и навыков наблюдения и изучения природных явлений и объектов.

Актуальность данной программы заключается в том, что обучающиеся вовлекаются в социальные отношения через отношение к природе, обществу. Это должно способствовать активной образовательной и поисковой деятельности, развитию знаний о методах познания природы и умений представить результаты исследований и проектов. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучающихся, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.

Программа направлена на формирование экологической культуры обучающихся, приобретение навыков научного анализа явлений природы, осмысление взаимодействия общества и природы, осознание значимости своей практической помощи природе.

Изучая природу родного края, обучающиеся получат опыт практической деятельности по изучению и охране окружающей среды.



Адресат программы – обучающиеся среднего и старшего школьного возраста, проявляющие интерес к изучению живой природы, имеющие базовые знания по учебному предмету «биология».



Объем и срок реализации программы – 1 год, 128 акад. часа.



Цель программы – развитие познавательного интереса детей к изучению мира природы через вовлечение их в проектную и исследовательскую деятельность.



Задачи:

Личностные:

  • расширить знания обучающихся в области биологии и экологии;

  • сформировать представление о биоразнообразии живой природы;

  • расширить представления об охране окружающего мира и об особо охраняемых природных территориях;

  • сформировать представления об основных законах и закономерностях биологической науки;

  • сформировать представление о разнообразных доступных методиках изучения природных объектов;

  • ознакомить обучающихся с правилами проведения наблюдений и методами обработки данных, полученных в результате исследований;

  • познакомить с инструментальными способами работы с объектами;

  • обучить основным методам и способам исследовательской деятельности в области биологии и экологии;

  • сформировать навыки использования определителей и справочников;

  • научить работать с микроскопом, выполнять биологический рисунок;

  • научить составлению проектов, их презентации;

  • научить различным видам оформления исследовательских работ и проектов.


Метопредметные:

  • способствовать развитию у обучающихся исследовательских умений и навыков;

  • способствовать формированию умения презентовать свою деятельность;

  • способствовать социализации и обретению опыта работы в творческих группах, в том числе проектных;

  • способствовать развитию интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.

Предметные:

  • способствовать воспитанию эколого-эстетического мировоззрения обучающихся через познание красоты, гармонии и целесообразности в окружающем мире;

  • способствовать воспитанию чувства уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих;

  • способствовать воспитанию ответственности и бережного отношения к окружающему миру;

  • способствовать воспитанию ответственности, целеустремленности.



Условия реализации программы

Условия набора детей в коллектив:принимаются все желающие в возрасте 10-14 лет, проявляющие интерес к естественнонаучным знаниям иимеющих склонность к исследовательской деятельности, имеющие базовые знания по учебному предмету «биология».

Условия формирования групп: разновозрастные. Количество детей в группе: не менее10человек.



Отличительные особенности организации образовательного процесса

Программа разработана в соответствии с концепцией современного естествознания и экологического воспитания.

Обучение по данной программе осуществляется в форме лабораторных и практических работ, интерактивных семинаров, экскурсий. Возможно проведение занятий на базе музеев, в природе. В течение учебного года обучающиеся занимаются проектной и исследовательской деятельностью, принимают участие в городских конкурсах. Имеется возможность выбора различных вариантов практической деятельности обучающихся, обеспечивая свободный выбор тем исследовательской и проектной деятельности, что, безусловно, предполагает развитие самостоятельности и креативности у обучающихся, повышает мотивацию к самообучению, работе с литературными источниками и использованию информационных технологий.



Формы проведения занятий

Практическое занятие. Используется для углубления, расширения и конкретизации теоретических знаний; формирования и закрепления практических умений и навыков; приобретения практического опыта; проверки теоретических знаний.

Лабораторный практикум. Позволяет определить параметры и свойства явления, объекта экспериментальным путем, получить практические навыки исследователя.

Исследовательская работа. Направлена на проведение исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, формирования навыков самостоятельной работы.

Семинар. Позволяет представить заранее подготовленные сообщения и выступления в группе, обобщить изученный материал, обсудить проблемы.

Круглый стол. Позволяет обсудить проблемы, выбрать область исследования, составить план и график исследовательской работы, изучить информационные источники, разработать и оценить гипотезу, поставить экспериментальные задачи.

Экскурсия. Предусматривает активную образовательную деятельность школьников исследовательского характера, выработку познавательных навыков и оздоровление обучающихся.

Игра (турниры знатоков, викторины и т.д.). Позволяет создавать определённые ситуации, чтобы выяснить причинно-следственные связи явления, события, провести занятие в увлекательной игровой форме.

Конференция. Позволяет провести совещание участников проекта для обсуждения различных тем и выработки решения.

Устный журнал. Это форма проведения информационно-аналитической деятельности обучающихся, в ходе которой собирается, обрабатывается информация о важных событиях, о каком-то объекте.

Конкурс. Проведение конкурсов способствует выявлению и развитию творческих способностей обучающихся, повышению уровня учебных достижений, стимулирует познавательную активность, инициативность, самостоятельность ребят.

Презентация материалов по теме исследования и другой тематике. Позволяет публично продемонстрировать результаты, полученные в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Защиты проекта. Позволяет обосновать целесообразность проделанной работы, сопоставить изначально выдвинутую гипотезу с результатами экспериментов, оценить решения, основанные на экспериментальных данных, сделать выводы и продемонстрировать конечный продукт проектной деятельности.

В зависимости от тематики на занятии может быть использована одна или несколько форм

работы на усмотрение педагога.



Формы организации деятельности обучающихся на занятии

. фронтальная – при беседе, показе, объяснении;

. коллективная – при организации проблемно-поискового или творческого взаимодействия между детьми;

. групповая (работа в малых группах, парах) – при выполнении лабораторных опытов, исследовательских работ.

Условия реализации программы

Условия набора детей в коллектив:принимаются все желающие в возрасте 10-14 лет, проявляющие интерес к естественнонаучным знаниям и склонность к исследовательской деятельности, имеющие базовые знания по учебному предмету «биология».

Условия формирования групп: разновозрастные. Количество детей в группе: не менее 10 человек.



Отличительные особенности организации образовательного процесса

Программа разработана в соответствии с концепцией современного естествознания и экологического воспитания.

Обучение по данной программе осуществляется в форме лабораторных и практических работ, интерактивных семинаров, экскурсий. Возможно проведение занятий на базе музеев, в природе. В течение учебного года обучающиеся занимаются проектной и исследовательской деятельностью, принимают участие в городских конкурсах. Имеется возможность выбора различных вариантов практической деятельности обучающихся, обеспечивая свободный выбор тем исследовательской и проектной деятельности, что, безусловно, предполагает развитие самостоятельности и креативности у обучающихся, повышает мотивацию к самообучению, работе с литературными источниками и использованию информационных технологий.



Формы проведения занятий

Практическое занятие. Используется для углубления, расширения и конкретизации теоретических знаний; формирования и закрепления практических умений и навыков; приобретения практического опыта; проверки теоретических знаний.

Лабораторный практикум. Позволяет определить параметры и свойства явления, объекта экспериментальным путем, получить практические навыки исследователя.

Исследовательская работа. Направлена на проведение исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, формирования навыков самостоятельной работы.

Семинар. Позволяет представить заранее подготовленные сообщения и выступления в группе, обобщить изученный материал, обсудить проблемы.

Круглый стол. Позволяет обсудить проблемы, выбрать область исследования, составить план и график исследовательской работы, изучить информационные источники, разработать и оценить гипотезу, поставить экспериментальные задачи.

Экскурсия. Предусматривает активную образовательную деятельность школьников исследовательского характера, выработку познавательных навыков и оздоровление обучающихся.

Игра (турниры знатоков, викторины и т.д.). Позволяет создавать определённые ситуации, чтобы выяснить причинно-следственные связи явления, события, провести занятие в увлекательной игровой форме.

Конференция. Позволяет провести совещание участников проекта для обсуждения различных тем и выработки решения.

Устный журнал. Это форма проведения информационно-аналитической деятельности обучающихся, в ходе которой собирается, обрабатывается информация о важных событиях, о каком-то объекте.

Конкурс. Проведение конкурсов способствует выявлению и развитию творческих способностей обучающихся, повышению уровня учебных достижений, стимулирует познавательную активность, инициативность, самостоятельность ребят.

Презентация материалов по теме исследования и другой тематике. Позволяет публично продемонстрировать результаты, полученные в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Защиты проекта. Позволяет обосновать целесообразность проделанной работы, сопоставить изначально выдвинутую гипотезу с результатами экспериментов, оценить решения, основанные на экспериментальных данных, сделать выводы и продемонстрировать конечный продукт проектной деятельности.

В зависимости от тематики на занятии может быть использована одна или несколько форм

работы на усмотрение педагога.



Формы организации деятельности обучающихся на занятии

- фронтальная – при беседе, показе, объяснении;

- коллективная – при организации проблемно-поискового или творческого взаимодействия между детьми;

- групповая (работа в малых группах, парах) – при выполнении лабораторных опытов, исследовательских работ.



Материально-техническое оснащение программы.

Для проведения занятий необходим учебный кабинет.



Мебель кабинета:

Учебные столы – 6.

Стол педагога – 1.

Стол демонстрационный – 1.

Стулья – 12.

Шкафы лабораторные – 3.

Стенд информационный – 1.

Стенд выставочный – 1



Оборудование:

Компьютер – 1.

Проектор – 1.

Магнитно-маркерная доска (магниты, маркеры) – 1.

Ноутбук – 2.

Калькулятор – 8.

Цифровой фотоаппарат – 1.





Лабораторная посуда, оборудование для исследований:

Монометр – 1.

Весы -1

Лупа – 5.

Скальпель – 10.

Микроскоп – 4.

Палочка стеклянная – 8.

Пинцет – 8.

Пипетка аптечная – 10.

Пресс для сбора и сушки гербария – 5.

Пробирки – 20.

Рулетки – 2.

Секундомер – 3.

Склянка с меткой 2,5 мл – 8.

Стекло покровное – 20

Стекло предметное – 20.

Химический стакан на 250 мл – 8.

Химический стакан на 100 мл – 8.

Химический стакан на 50 мл – 8.

Цилиндр мерный – 3.

Чашки Петри – 05.

Штатив для пробирок – 5.



Модели, муляжи:

Модель скелета человека – 1. Муляжи внутренних органов (сердце, желудок, головной мозг, легкие) – по 1 шт.



Реактивы:

Агар-агар или желатин – 10уп.

Активированный уголь – 2 уп.

Перекись водорода – 2.

Жидкое мыло – 2 фл.

Йод – 4фл.

Клей ПВА – 10фл.

Сода – 2 уп.

Этиловый спирт – 0,2 л.



Канцелярские принадлежности и расходные материалы:

Алюминиевая фольга – 2 уп.

Булавки – 10 уп. Бумага цветная – 10уп.

Ватманы – 5.

Ватные палочки – 4уп.

Газеты (для гербария) Гуашь – 4 уп.

Картон белый – 16 уп. Кнопки – 5 уп.

Краски – 8 уп. Линейка – 10.

Мешок полиэтиленовый объемом 3–5 л – 8.

Наждачная бумага – 4 листов.

Перчатки полиэтиленовые – 5уп.

Салфетки бумажные – 8 уп.

Скотч – 4.

Скрепки – 5уп. Чернила – 4 фл.



Оборудование для цветоводства:

Горшочки для рассады

Горшки для растений

Грунт универсальный

Дренаж

Лейки

Листья или побеги традесканции или другого растения Лопатки

Луковицы растений

Образцы почвы

Совочки

Цветочные горшки

Удобрения (разные)



Планируемые результаты Личностные:

-любовь к Родине, природе родного края;

-чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих;

-ответственность и бережное отношение к окружающему миру;

ответственность, целеустремленность.

Метопредметные:

- развитие исследовательских умений и навыков; интеллектуальных, творческих, коммуникативных (работа в группах, в том числе проектных; выступления) и организаторских способностей;

- умение осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием справочной, научной, научно-популярной литературы, информационных технологий; презентовать свою деятельность.

Предметные:

-представление о многообразии организмов в природе, их строении,

- особенностях жизнедеятельности, местах обитания и приспособленности к условиям существования;

-об охране окружающего мира и об особо охраняемых природных территориях;

- знание правил проведения наблюдений; основ систематики организмов в природе; способов обработки информации и систематизации ее в виде таблиц, схем, рисунков;

- умение самостоятельного готовить микропрепараты, выполнять биологический рисунок; выстраивать план исследования или подготовки проекта;

-владение основными методами изучения природных объектов и способами фиксации материалов; практическими навыками работы с микроскопом.













УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика


Вводное занятие

Инструментальные исследования в природе

2

1

1

устный опрос

1.

История науки




опрос, тестирование, защита реферата

1

Основные вехи в становлении естественных наук

8

4

4

2

Научные организации

2

-

2

3

Основоположники медицины

2

1

1


Итого:

12

5

7

2.

Лабораторный практикум




устный опрос, выполнение практических заданий, конкурс, тестирование

1

Методы исследований

4

2

2

2

Фенологические наблюдения

2

1

1

3

Исследование растений

16

5

11

4

Одноклеточные животные

2

1

1







Итого:

24

9

15

3.

Живая природа




устный опрос, выполнение практических заданий

1

Биогеография и систематика

8

4

4

2

Вирусы и бактерии

2

1

1

3

Грибы

4

1

3

4

Строение растений

2

1

1

5

Фаунистические экскурсии

4

1

3

6

Редкие виды Новосибирской области

2

1

1

7

Весенние наблюдения в природе

2

1

1


Итого:

24

10

14

4.

Анатомия и физиология человека




устный опрос, выполнение практических заданий

1

История медицины

2

1

1

2

Анатомия человека

2

1

1

3

Виды паразитов, встречающиеся у человека

2

1

1

4

Строение скелета человека

2

1

1

5

Рефлекторная деятельность

2

1

1

6

Развитие нервной системы

2

1

1

7

Строение мозга. Анализаторы

2

1

1

8

Физиологические показатели

2

1

1

9

Составляющие здорового образа жизни

4

2

2







Итого:

20

10

10

5.

Природа и искусство




устный опрос, выполнение практических и творческих заданий,

1

Природа в искусстве

2

1

1

2

Правда и вымысел о тайнах природы

2

1

1

3

Оформление фотовыставок и поделок о природе

2

-

2

конкурс


Итого:

6

2

4

6.

Полевая практика




выполнение практических заданий

1

Экскурсии в природу

4

-

4

2

Методы полевых исследований

6

-

6


Итого:

10

-

10

7.

Охрана природы




устный опрос, выполнение практических заданий

1

Жизненные стратегии организмов

2

1

1

2

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Новосибирской области

2

1

1


Итого:

4

2

2

8.

Подготовка кконкурсам естественнонаучного направления




участие в конкурсе






1

Конкурс «Микромир»

2

1

1

2

Конкурс «Новый век – новые ресурсы»

2

1

1

3

Конкурс «Первые шаги естествоиспытателя»

2

1

1

4

Конкурс «День птиц»

2

-

2


Итого:

8

3

5

9.

Проектная работа




защита проекта

1

Способы презентации проектноисследовательской деятельности обучающихся

6

-

6

2

Применение и создание мультимедийных материалов по биологии

2

-

2

3

Систематизация материалов исследований обучающихся за учебный год

2

-

2

4

Разработка маршрута экологической тропы

2

-

2

5

Создание мультимедийной презентации по материалам исследовательской работы объединения за год

2

-

2


Итого:

14

-

14

10

Промежуточная аттестация, итоговый контроль

4

-

4



Итоговое занятие

2

-

2



Итого:

128

41

87








Календарный учебный график

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные исследователи природы» на __2020 -2021______ учебный год


Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1



32

128

2 раза в неделю по 2 акад. часа






Содержание программы



Вводное занятие

Инструментальные исследования в природе

Теория: Цели и задачи программы. Вводный инструктаж. Инструментальные исследования в природе. Методы изучения природных объектов. Практика:



Раздел 1. История науки

Тема 1. Основные вехи в становлении естественных наук

1.1. Развитие естественных наук в средние века Теория: Развитие естественных наук в средние века. Открытие клетки Р. Гуком.

Практика: Зарисовка строения растительной и животной клеток.

1.2. Вклад ученых в развитие науки биологии

Теория: Становление биологической науки. Вклад известных ученых в развитие знаний о природе с доисторического периода до наших дней.

Практика: Прослушивание сообщений об истории развития науки, подготовленных обучающимися.

1.3. Открытие микроскопа и клеточная теория

Теория: Устройство первых микроскопов. Открытия Антони ван Левенгука. Клеточная теория от Т. Шванна и М. Шлейдена до наших дней.

Практика: Знакомство с устройством и моделями микроскопов. Отработка навыков работы с микроскопом.

1.4. Работы К.А. Тимирязева

Теория: К.А. Тимирязев и его работы: «Солнце, жизнь и хлорофилл», «Растения-сфинксы». Н.И. Вавилов – гордость русской науки. Всероссийский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова.

Практика: Просмотр и анализ фильма о научной деятельности К.А. Тимирязева. Знакомство с работами К.А. Тимирязева по фотосинтезу.



Тема 2. Научные организации Практика: Знакомство с деятельностью научной организации.



Тема 3. Основоположники медицины

3.1. История медицины. Н.И. Пирогов

Теория: Медицина в зеркале истории. Древняя медицина и средние века. Н.И. Пирогов – основоположник военной хирургии.

Практика: Виртуальная экскурсия по музею Н.И. Пирогова в Виннице, знакомство с экспонатами музея.

3.2. Русская школа физиологов. И.П. Павлов

Теория: И.П. Павлов и русская школа физиологов хирургии. Значение открытий в биологии и медицине. Практика: Выступление обучающихся с докладами о научной деятельности И.П. Павлова.



Раздел 2. Лабораторный практикум

Тема 1. Методы исследований

1.1. Методы исследований: наблюдение, опыт, моделирование, ведение дневника наблюдений Теория: Методы изучения живой природы (наблюдение, опыт, моделирование).

Практика: Оформление и ведение дневника наблюдений.

1.2. Правила работы с увеличительными приборами

Теория: Основные виды увеличительных приборов и правила работы с ними. Техника работы с микроскопом. Техника микроскопии живых объектов.

Практика: Практическая работа с микропрепаратами.



Тема 2. Фенологические наблюдения

Теория: Понятие «фенологические наблюдения». Осенние изменения в природе.

Практика: Ведение дневника фенологических наблюдений, знакомство с условными обозначениями.



Тема 3. Исследование растений

3.1. Морфология растений Теория: Внешнее строение растений.

Практика: Изготовление гербария цветковых растений.

3.2. Приготовление и изучение препарата клетки растения Теория: Клеточное строение живых организмов. Строение растительной клетки.

Практика: Приготовление и изучение препарата кожицы лука.

3.3. Ткани растений Теория: Ткани растений: виды, особенности, функции.

Практика: Лабораторная работа «Строение корня растений».

3.4. Микроскопия живых объектов

Практика: Изучение техники микроскопии живых объектов. Лабораторная работа «Поперечный срез листа».

3.5. Классификация плодов и семян растений Теория: Строение плодов. Строение семян. Типы и классификация плодов.

Практика: Составление коллекции семян.

3.6. Пересадка комнатных растений

Практика: Пересадка рассады комнатных растений с учетом вида грунта, материала и размера горшка и освещенности. Полив и опрыскивание растений, внесение удобрений. 3.7. Определение древесно-кустарниковой флоры

Практика: Определение древесно-кустарниковой флоры по морфологическим признакам в природе.

3.8. Ядовитые растения Теория: Яды и их свойства.

Практика: Знакомство с ядовитыми растениями.



Тема 4. Одноклеточные животные Теория: Одноклеточные животные.

Практика: Лабораторная работа «Сравнение амебы и инфузории». Выполнение рисунка простейших.



Раздел 3. Живая природа

Тема 1. Биогеография и систематика

1.1. Деление организмов по средам обитанияТеория: Биосфера.Среды жизни организмов. В.И. Вернадский. Биогеография.

Практика: Составление конструктора «Систематика растений и животных».

1.2. К. Линней и его вклад в появление систематики. Систематика растений Теория: Систематика – наука о классификации. К. Линней.Систематика растений.

Практика: Отработка алгоритма морфологического описания растений по отдельным семействам.

1.3. Ареалы обитания организмов Теория: Ареал обитания. Эндемики и космополиты.

Практика: Изучение и описание насекомых основных отрядов. Изучение биогеографии растений и животных, в том числе охраняемых, с использованием карт Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

1.4. Современные таксоны, систематика лишайников Теория: Современные таксоны. Систематика лишайников. Практика: Знакомство с лихенологическими коллекциями.



Тема 2. Вирусы и бактерии

2.1. Бактерии и вирусы, их открытие и разнообразие

Теория: Микромир. Царство Бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов.

Практика: Практическая работа «Посев культуры молочнокислых бактерий в чашку Петри».

2.2. Изучение препаратов микроскопических организмов Теория: Особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов.

Практика: Изучение и микроскопирование препаратов мха и микроскопических животных в капле болотной воды.



Тема 3. Грибы

3.1. Разнообразие грибов

Теория: Царство Грибов. Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты.

Практика: Практическая работа «Микропрепараты грибов».

3.2. Изготовление влажных препаратов грибов

Практика: Определение грибов по коллекциям и влажным препаратам. Знакомство с грибамипаразитами и техникой приготовления срезов пораженных грибами-паразитами листьев основных плодовых деревьев и кустарников.



Тема 4. Строение растений

Теория: Царство Растений. Особенности строения и жизнедеятельности растений. Практика: Практическая работа «Срез ткани растения».



Тема 5. Фаунистические экскурсии

5.1. Видовое разнообразие фауны Новосибирского зоопарка Теория: История Новосибирского зоопарка.

Практика: Изучение фауны Новосибирского зоопарка.

5.2. Приспособление организмов к водной среде обитания

Практика: Знакомство с приспособлениями организмов к водной среде обитания.



Тема 6. Редкие виды Новосибирской области

Теория: Природа Новосибирской области. Редкие виды. Практика: Составление картотеки исчезающих видов животных и растений.



Тема 7. Весенние изменения в природе Теория: Вестники весны. Эфемеры и эфемероиды.

Практика: Изучение коллекции первоцветов Ботанического сада им. Петра Великого.



Раздел 4. Анатомия и физиология человека

Тема 1. История медицины Теория: История развития медицины.

Практика: Изучение истории развития медицины и строения тела человека.



Тема 2. Анатомия человека

Теория: Загадки человеческого тела. Строение органов человека. Практика: Зарисовка строения органов человека с иллюстраций и таблиц.



Тема 3. Виды паразитов, встречающиеся у человека Теория: Паразитические организмы, поражающие человека. Практика: Практическая работа «Микропрепарат гриба-паразита.



Тема 4. Строение скелета человека Теория: Скелет человека. Практика: Знакомство со строением скелета человека.



Тема 5. Рефлекторная деятельность Теория: Рефлексы.

Практика: Практическая работа «Анализ реакций человека на различные виды раздражителей».



Тема 6. Развитие нервной системы Теория: Основные системы органов.

Практика: Изучение эволюционного развития нервной системы позвоночных животных.



Тема 7.Строение мозга. Анализаторы Теория: Строение мозга. Анализаторы.

Практика: Практические работы «Проверка работы органа слуха», «Проверка остроты зрения человека».



Тема 8. Физиологические показатели

7.1. Функционирование органов при разных состояниях человека Теория: Ткани и органы.

Практика: Практическая работа «Измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания и температуры при разных состояниях и физической нагрузки у человека».

7.2. Строение клеток крови. Первая помощь при кровотечении Теория: Строение и свойства крови.

Практика: Зарисовка клеток крови с электронных изображений. Практическое занятие по оказанию первой помощи при кровотечении.



Тема 9. Составляющие здорового образа жизни 9.1. Значение физических нагрузок в развитии школьника Теория: Гимнастика. Значение физических нагрузок.

Практика: Выполнение физических упражнений для укрепления мышц спины и конечностей человека.

9.2. Оздоровительный массаж

Теория: Значение массажа для здорового образа жизни, спортивный массаж.

Практика: Практическая работа: выполнение упражнений для укрепления позвоночника и мышц спины.

9.3. Методы сохранения здоровья человека Теория: Понятие «Здоровый образ жизни». Практика: Практическая работа «Натуральная косметика от природы».



Раздел 5.Природа и искусство

Тема 1. Природа в искусстве Теория: Природа и искусство. Практика: Выполнение творческого задания «Изобрази красоту природы!».



Тема 2. Правда и вымысел о тайнах природы

Теория: Природа в русских киносказках. Правда и вымысел. Народные приметы.

Практика: Работа над проектами о явлениях природы, животных и растениях с точки зрения науки, искусства и религии.



Тема 3. Оформление фотовыставок и поделок о природе

Практика: Подготовка выставки фоторабот «Природа и времена года», «Священное животное». Выставка фоторабот и поделок из природного материала.



Раздел 6. Полевая практика

Тема 1. Экскурсии в природу

1.1. Исследование природы парка Практика: Экскурсия в парк на тему «Сезонные изменения в природе».

1.2. Разработка экскурсионного маршрута по экологии

Практика: Разработка экскурсионных маршрутов по ознакомлению с флорой и фауной родного края.



Тема 2. Методы полевых исследований

2.1. Методы наблюдения, описания, фиксирования информации Практика: Наблюдения, описание и фиксация информации в природе.

2.2. Распознавание обитателей биогеоценоза по определителям

Практика: Составление описания биогеоценоза. Работа с определителями растений и животных.

2.3. Определение птиц по описанию и голосам

Практика: Подготовка видео-визиток птиц. Наблюдение за птицами в природе. Определение птиц по силуэтам и описанию. Работа с определителями птиц.



Раздел 7. Охрана природы

Тема 1. Жизненные стратегии организмов Теория: Живые организмы разных сред обитания и борьба за существование. Практика: Изучение различных типов жизненных стратегий организмов.



Тема 2. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Новосибирской области Практика: Изучение видового состава ООПТ. Чистоозерного района.



Раздел 8.Подготовка к конкурсам естественнонаучного направления




Тема 1. Конкурс «Микромир»

Теория: История возникновения конкурса. Положение о проведении конкурса «Микромир». Практика: Практическая работа «Микроскопическое исследование природных объектов».



Тема 2. Конкурс «Новый век – новые ресурсы»

Практика: Создание обучающимися экспозиции или коллекции из природных материалов для участия в конкурсе «Новый век – новые ресурсы».



Тема 3. Конкурс «Первые шаги естествоиспытателя»

Теория: История возникновения конкурса. Положение о проведении конкурса «Первые шаги естествоиспытателя». Практика: Выбор объекта наблюдений и разработка методики исследовательской работы.



Тема 5. Конкурс «День птиц»

Создание отчета о природоохранной деятельности за год.



Раздел 9. Проектная работа

Тема 1. Способы презентации проектно-исследовательской деятельности обучающихся

1.1. Создание биологической игры Практика: Создание познавательной игры биологического содержания.

1.2. Создание стендового доклада на тему исследовательской работы

Практика: Составление таблиц, диаграмм и графиков на тему исследовательской работы, распечатка и оформление стендового доклада.

1.3. Оформление мультимедийной презентации по материалам исследования Практика: Оформление мультимедийной презентации по материалам исследования.



Тема 2.Применение и создание мультимедийных материалов по биологииПрактика: Создание электронных презентаций с заданиями по определенным темам.



Тема 3. Систематизация материалов исследований обучающихся за учебный год Практика: Систематизация материалов исследований обучающихся за учебный год. Подготовка к защите проекта.



Тема 4. Разработка маршрута экологической тропы

Практика: Подбор заданий для составления экологической тропы. Составление экологической тропы.



Тема 5. Создание мультимедийной презентации по материалам исследовательской работы объединения за год

Практика: Отбор тематического материала для создания презентаций и видеоролика по итогам проектов.



Промежуточная аттестация (декабрь) Практика: Тестирование по пройденному материалу. Практическая работа.



Итоговый контроль (май) Практика: Тестирование,защита исследовательских работ.



Итоговое занятие

Практика: Подведение итогов года, награждение обучающихся и родителей.

Календарно-тематический план на 2020__-20_21_учебный год

«Юные исследователи природы»

1 год обучения, количество часов в год (128ч.)

№ зан.

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

план.

факт.

1

02.10.


Вводное занятие.

Инструментальные исследования в природе


1/1


Теория: Цели и задачи программы.

Вводный инструктаж.

Инструментальные исследования в природе. Методы изучения природных объектов.

Практика: Входная диагностика.



Раздел 1. История науки

2

06.10.


Развитие естественных наук в средние века


1/1


Теория: Развитие естественных наук в средние века. Открытие клетки Р. Гуком.

Практика: Зарисовка строения растительной и животной клеток.

3

09.10.


Вклад ученых в развитие науки биологии


1/1


Теория: Становление науки биологии. Вклад известных ученых в развитие знаний о природе с доисторического периода до наших дней.

Практика: Прослушивание рефератов об истории развития науки, подготовленных обучающимися.



4

13.10.


Открытие микроскопа и клеточная теория

1/1

Теория: Устройство первых микроскопов. Открытия Антони ван

Левенгука. Клеточная теория от Т. Шванна и М. Шлейдена до наших дней.

Практика: Знакомство с устройством и моделями микроскопов. Отработка навыков работы с микроскопом.

5

16.10.


Работы К.А. Тимирязева


1/1


Теория: К.А. Тимирязев и его работы: «Солнце, жизнь и хлорофилл», «Растения-сфинксы». Н.И. Вавилов – гордость русской науки. Всероссийский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова. Практика: Просмотр и анализ фильма о научной деятельности К.А. Тимирязева. Знакомство с работами К.А. Тимирязева по фотосинтезу.







6

20.10.


История медицины.

Н.И. Пирогов






1/1


Теория: Медицина в зеркале истории. Древняя медицина и средние века. Н.И. Пирогов – основоположник военной хирургии. Практика: Виртуальная экскурсия по музею Н.И. Пирогова в Виннице, знакомство с экспонатами музея.

7

23.10.


Русская школа физиологов.

И.П. Павлов


1/1


Теория: И.П. Павлов и русская школа физиологов хирургии. Значение открытий в биологии и медицине.







Практика: Выступление обучающихся с докладами о научной деятельности И.П. Павлова.

Раздел 2. Лабораторный практикум

8

27.10.


Методы исследований:

наблюдение, опыт,

моделирование, ведение дневника наблюдений

1/1


Теория: Методы изучения живой природы (наблюдение, опыт, моделирование).

Практика: Оформление и ведение дневника наблюдений.

9

30.10.


Правила работы с увеличительными приборами





1/1


Теория: Основные виды увеличительных приборов и правила работы правила работы с ними. Техника работы с микроскопом. Техника микроскопии живых объектов. Практика: Практическая работа с микропрепаратами.

10

03.11.


Фенологические наблюдения

1/1


Теория: Понятие «фенологические наблюдения». Осенние изменения в природе.

Практика: Ведение дневника фенологических наблюдений, знакомство с условными обозначениями.

11

06.11.


Морфология растений

1/1


Теория: Внешнее строение растений.

Практика: Изготовление гербария цветковых растений.

12

10.11.


Приготовление и изучение препарата клетки растения



1/1


Теория: Клеточное строение живых организмов. Строение растительной клетки.

Практика: Приготовление и







изучение препарата кожицы лука.

13

13.11.


Ткани растений


1/1

Теория: Ткани растений: виды, особенности, функции.

Практика: Лабораторная работа «Строение корня растений».

14

17.11.


Микроскопия живых объектов




2


Практика: Изучение техники микроскопии живых объектов.

Лабораторная работа «Поперечный срез листа».

15

20.11.


Классификация плодов и семян растений


1/1


Теория: Строение плодов. Строение семян. Типы и классификация плодов. Практика: Составление коллекции семян.

16

24.11.


Пересадка комнатных растений


2

Практика: Пересадка рассады комнатных растений с учетом вида грунта, материала и размера горшка и освещенности. Полив и опрыскивание растений, внесение удобрений.

17

27.11.


Определение древеснокустарниковой флоры



2

Практика: Определение древеснокустарниковой флоры по морфологическим признакам в природе.

18

01.12.


Ядовитые растения


1/1

Теория: Яды и их свойства.

Практика: Знакомство с ядовитыми растениями.

19

04.12.


Одноклеточные животные


1/1


Теория: Одноклеточные животные.

Практика: Лабораторная работа

«Сравнение амебы и инфузории».







Выполнение рисунка простейших.










Раздел 9. Проектная работа

20

08.12.


Создание биологической игры





2


Практика: Создание познавательной игры биологического содержания.



21

11.12.


Создание стендового доклада на тему исследовательской работы



2


Практика: Составление таблиц, диаграмм и графиков на тему исследовательской работы, распечатка и оформление стендового доклада.


22

15.12.


Оформление мультимедийной презентации по материалам

исследования

2


Практика: Оформление мультимедийной презентации по материалам исследования.


23

18.12.


Промежуточная аттестация

2

Практика: Тестирование по пройденному материалу.

Практическая работа.



Раздел 3. Живая природа

24

22.12.


Деление организмов по средам обитания





1/1


Теория: Биосфера.Среды жизни организмов. В.И. Вернадский.

Биогеография.

Практика: Составление конструктора «Систематика растений и животных».

25

25.12.


К. Линней и его вклад в появление систематики. Систематика растений



1/1


Теория: Систематика – наука о классификации. К. Линней.

Систематика растений.

Практика: Отработка алгоритма морфологического описания растений по отдельным семействам.

26

29.12.


Ареалы обитания организмов







1/1


Теория: Ареал обитания. Эндемики и космополиты.

Практика: Изучение и описание насекомых основных отрядов. Изучение биогеографии растений и животных, в том числе охраняемых, с использованием карт

Новосибирской области.

27

12.01.


Современные таксоны, систематика лишайников



1/1


Теория: Обзор современных таксонов.

Практика: Знакомство с лихенологическими коллекциями.

28

15.01.


Бактерии и вирусы, их открытие и разнообразие




1/1


Теория: Микромир. Царство Бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов.

Практика: Практическая работа «Посев культуры молочнокислых бактерий в чашку Петри».














29

19.01.


Разнообразие грибов





1/1


Теория: Царство Грибов. Грибы съедобные и ядовитые. Грибыпаразиты.

Практика: Практическая работа «Микропрепараты грибов».

30

22.01.


Изготовление влажных препаратов грибов


2

Практика: Определение грибов по коллекциям и влажным препаратам. Знакомство с грибами-паразитами и техникой приготовления срезов пораженных грибами-паразитами листьев основных плодовых деревьев и кустарников.

31

26.01


Строение растений


1/1

Теория: Царство Растений. Особенности строения и жизнедеятельности растений. Практика: Практическая работа «Срез ткани растения».

32

29.01.


Видовое разнообразие фауны

Новосибирского зоопарка


1/1

Теория: История Новосибирского зоопарка.

Практика: Изучение фауны Новосибирского зоопарка.

33

02.02.


Приспособление организмов к водной среде обитания


2

Практика: Изучение приспособлений организмов к водной среде обитания.








34

05.02.


Редкие виды Новосибирской области


1/1

Теория: Природа Новосибирской области. Редкие виды.

Практика: Составление картотеки исчезающих видов животных и растений.

Раздел 4. Анатомия и физиология человека

35

09.02.


История медицины

1/1

Теория: История развития медицины.

Практика: Практическая работа «Микропрепараты тканей человека».

36

12.02.


Анатомия человека

1/1

Теория: Загадки человеческого тела.

Строение органов человека. Практика: Зарисовка строения органов человека с иллюстраций и таблиц.

37

16.02.


Виды паразитов, встречающиеся у человека



1/1

Теория: Паразитические организмы, поражающие человека.

Практика: Практическая работа

«Микропрепарат гриба-паразита.

















Раздел 4. Анатомия и физиология человека

38

19.02.


Строение скелета

1/1

Теория: Скелет человека. Практика: Знакомство со строением скелета человека.


39

26.02.


Рефлекторная деятельность

1/1

Теория: Рефлексы.

Практика: Практическая работа «Анализ реакций человека на различные виды раздражителей».


40

02.03.


Развитие нервной системы


1/1

Теория: Основные системы органов. Практика: Изучение

эволюционного развития нервной системы позвоночных животных.


41

05.03.


Строение мозга. Анализаторы


1/1

Теория: Строение мозга.

Анализаторы.

Практика: Практические работы

«Проверка работы органа слуха», «Проверка остроты зрения человека».


42

09.03.


Функционирование органов при разных состояниях человека


1/1

Теория: Ткани и органы.

Практика: Практическая работа «Измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания и температуры при разных состояниях и физической нагрузки у человека».


43

12.03.


Строение клеток крови.

Первая помощь при кровотечении

1/1

Теория: Строение и свойства крови. Практика: Зарисовка клеток крови с электронных изображений. Практическое занятие по оказанию первой помощи при кровотечении.




Раздел 8. Конкурсы естественнонаучного направления

44

16.03.


Конкурс

«Микромир»




1/1


Теория: История возникновения конкурса. Положение о проведении конкурса «Микромир». Практика: Практическая работа «Микроскопическое исследование природных объектов».

Раздел 4. Анатомия и физиология человека

45

19.03.


Значение физических нагрузок в развитии школьника


1/1

Теория: Гимнастика. Значение физических нагрузок.

Практика: Выполнение физических упражнений для укрепления мышц спины и конечностей человека.

46

23.03.


Оздоровительный массаж



1/1

Теория: Значение массажа для здорового образа жизни, спортивный массаж.

Практика: Практическая работа: выполнение упражнений для укрепления позвоночника и мышц спины.

47

26.03.


Методы сохранения здоровья человека


1/1

Теория: Понятие «Здоровый образ жизни».

Практика: Практическая работа «Натуральная косметика от природы».









Раздел 8. Конкурсы естественнонаучного направления


48

30.03.


Конкурс «Новый век

новые ресурсы»


2


Практика: Создание обучающимися экспозиции или коллекции из природных материалов для участия в конкурсе «Новый век – новые ресурсы».



Раздел 5. Природа и искусство


49

02.04.


Природа в искусстве

1/1

Теория: Природа и искусство. Практика: Выполнение творческого задания «Изобрази красоту природы!».


50

06.04.


Правда и вымысел о тайнах природы


1/1

Теория: Природа в русских киносказках. Правда и вымысел.

Народные приметы.

Практика: Работа над проектами о явлениях природы, животных и растениях с точки зрения науки, искусства и религии.


51

09.04.


Оформление фотовыставок о природе


2

Практика: Подготовка выставки фоторабот «Природа и времена года», «Священное животное». Выставка фоторабот и поделок из природного материала.



Раздел 3. Живая природа


52

13.04.


Весенние изменения в природе


1/1

Теория: Вестники весны. Эфемеры и эфемероиды.

Практика: Изучение коллекции первоцветов Ботанического сада им.

Петра Великого.



Раздел 8. Конкурсы естественнонаучного направления


53

16.04.


Конкурс «Первые шаги естествоиспытателя»

1/1

Теория: История возникновения конкурса. Положение о проведении









городского конкурса «Первые шаги естествоиспытателя». Практика: Выбор объекта наблюдений и разработка методики исследовательской работы.



Раздел 9. Проектная работа


54

20.04.


Применение и создание мультимедийных материалов по биологии


2

Практика: Создание презентаций с заданиями по определенным темам с использованием компьютерных технологий.



Раздел 6. Полевая практика


55

23.04.


Исследование природы парка


2

Практика: Экскурсия в парк на тему «Сезонные изменения в природе».


56

27.04.


Разработка экскурсионного маршрута по экологии


2

Практика: Разработка экскурсионных маршрутов по ознакомлению с флорой и фауной родного края.


57

30.04.


Методы наблюдения, описания, фиксирования информации

2

Практика: Наблюдения, описание и фиксация информации в природе.




Раздел 8. Конкурсы естественнонаучного направления










Раздел 7. Охрана природы


58

04.05.


Жизненные стратегии организмов


1/1

Теория: Живые организмы разных сред обитания и борьба за существование.

Практика: Изучение различных








типов жизненных стратегий организмов.

59


07.05.


Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Новосибирской области

1/1

Практика: Изучение видового состава ООПТ Г.Новосибирска (Чистоозерного района)







60

11.05.


Итоговый контроль

2

Практика: Тестирование,защита исследовательских работ.

61

14.05.


Разработка маршрута экологической тропы


2

Практика: Подбор заданий для составления экологической тропы.

Составление экологической тропы.

62

18.05.


Распознавание обитателей биогеоценоза по

определителям


2

Практика: Составление описания

биогеоценоза. Работа с определителями растений и животных.







Раздел 9. Проектная работа

63

21.05.


Создание мультимедийной презентации по материалам

исследовательской работы объединения за год

2

Практика: Отбор тематического материала для создания презентаций и обучающего ролика по итогам проектов.

64

25.05.


Итоговое занятие

2

Практика: Подведение итогов года, награждение обучающихся и родителей.






ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Оценочные материалы

Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:

Текущий контроль (в течение всего учебного года) – проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся, заканчивается коррекцией усвоенного материала. Формы проведения: опрос, реферат, игра, выполнение практических заданий, конкурс, тестирование, решение исследовательских задач, участие в выставке, создание биологических игр, наглядных пособий.

Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе и позволяет оценить уровень результативности усвоения программы. Форма проведения: тестирование, защита исследовательской работы (приложение № 1 ,2).

В течение учебного года лучшие работы обучающихся участвуют в районных и областных

конкурсах.



Методические материалы

Педагогические методики и технологии

При реализации программы используются следующие методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, метод проектов.

Словесный метод обучения (беседа) позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.Наглядный метод обучения (демонстрация схем, рисунков, видеоматериалов) предназначен для наглядно-чувственного ознакомления обучающихся с явлениями, процессами, объектами. Практический метод обучения (практическое задание) используется с целью формирования навыков и умений, углубления знаний обучающихся.

С целью создания условий для активной совместной деятельности обучающихся, обучающихся и педагога в разных учебных ситуациях используются приемы технологии сотрудничества.

При реализации программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, фото и видеоматериалы, естественнонаучные журналы и книги, материалы на электронных носителях, медицинское и лабораторное оборудование.

Обучающиеся выполняют домашние задания по некоторым разделам программы, участвуют в конкурсах различного уровня, презентуя результаты своей проектноисследовательской деятельности.



Дидактические средства

п/п

Название раздела

Дидактический материал


Вводное занятие

Инструментальные исследования в природе

Презентация «Техника безопасности» Инструкции по ОТ. Настольная игра «Лесные пожары»

1.

История науки

Портреты ученых. Презентации о биографии ученых

2.

Лабораторный практикум

Определители растений, подборка иллюстраций по темам.

Коллекции плодов.

Наборы открыток «Комнатные растения».




Карта Новосибирской области

Видеоматериалы на электронных носителях – СD, DVD:Энциклопедия школьника. Животные и растения

Презентация «Яды в природе»

3.

Живая природа

Коллекция фотографий и рисунков животных; коллекции плодов, лишайников. Портреты ученых.

Карты Ленинградской области.

Определители насекомых, грибов, растений.

Презентации:

-Строение вирусов и бактерий;

  • Царство Бактерий;

  • Биосфера;

  • Разнообразие лишайников;

  • Строение Грибов. Разнообразие грибов; - Разнообразие строения растений.

  • Растения Красной Книги Новосибирской области; - Животные Красной Книги Новосибирской области; - ООПТ Новосибтрской области.

Настольные игры: «Рыбы Финского залива», «Чей след?».

Коллекция следов жизнедеятельности животных

(перья, шерсть, чучела, погрызы, гнезда, домики) Наборы открыток «Грибы», «Деревья», «Комнатные растения».

Видеоматериалы на электронных носителях – СD, DVD: Энциклопедия «В мире животных».

Энциклопедия школьника «Животные и растения».

4.

Анатомия и физиология человека

Анатомический атлас, подборка иллюстраций на медицинские темы.

Презентации:

  • История развития медицины;

  • Скелет человека;

  • Виды рефлексов. Выработка условных рефлексов; - Здоровый образ жизни.

Образцы медицинских лабораторных исследований

5.

Природа и искусство

Коллекция фотографий и рисунков животных.

Коллекции плодов.

Видеоряд о природных явлениях.

Видеоматериалы на электронных носителях – СD, DVD: Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.

Наборы открыток «Деревья», «Грибы», «Ягоды»,

«Лекарственные растения»

Фотографии растений и животных по сезонам.

Гербарий деревьев и трав.

Подборка иллюстраций по темам

6.

Охрана природы

Схемы «Биоценоз», «Экосистема».

Презентации:

  • Жизненные стратегии организмов;

  • ООПТ Новосибирской области;



  • Редкие и исчезающие виды организмов

Новосибирской области;

  • Водоемы Новосибирскойобласти. Коллекции плодов

7.

Полевая практика

Определители растений.

Коллекции плодов.

Набор открыток «Поведение в природе», «Деревья», «Грибы».

Видеоряд о природных явлениях.

Гербарий, фотографии растений, фотографии животных по сезонам.

Видеоматериалы на электронных носителях – СD, DVD: Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире определители птиц.

Аудиозаписи голосов птиц. Видеоматериалы на электронных носителях – СD, DVD: «Голоса птиц и зверей», Энциклопедия «В мире животных».

8.


Подготовка к конкурсам естественнонаучной направленности

Положения к конкурсам.

Гербарий, фотографии местности.

Схемы «Биоценоз», «Экосистема», определители растений.

подборка иллюстраций по темам

Видеоматериалы на электронных носителях – СD, DVD: Голоса птиц и зверей»: Энциклопедия «В мире животных»,

Энциклопедия школьника «Животные и растения»

9.

Проектная работа

Презентации:

  • Методы экологических исследований» ;

  • Проектная деятельность школьника; - Этапы проекта; - Виды проектов.

Определители растений


Итоговое занятие

Презентация о проектно-исследовательской деятельности коллектива за год







Информационные источники

Микробиология Для педагога:

Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 2. Ботаника. Оникс. 2009. – 544 с.

Заварзин Г.А. Бактерии и состав атмосферы / Г.А. Заварзин. – М.: ИЛ, 1984. – 199 c.

Общая биология и микробиология: учебное пособие / А. Ю. Просеков. – Санкт–Петербург:

Проспект науки, 2012. – 318 с. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных. – М., 2002. – 592 с.



Для обучающихся:

Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2008. – 316 с.

Дубинина Н. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс /, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2010. – 743c.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2006. – 304 c.

Пасечник В.В. Биология. 5кл. Бактерии, грибы, растения / В.В. Пасечник. – М.: Наука, 1999. – 272 c. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения / В.В. Пасечник. – М.: Мир, 2007. – 272 c.

Поль Де Крюи Охотники за микробами. – М., «Амфора», 2006. – 202 с.

Шапиро Я.С., Панина Г.Н., Микробиология 10-11 классы; учебное пособие. – Вентана-Граф, 2008. – 272 с.



Зоология беспозвоночных

Для обучающихся:

Акимушкин И.И. Приматы моря. 2011. – 108 с.

Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Беспозвоночные. 7 класс. Издательства: АСТ, Астрель, 2002. – 212 с.

Дольник В.Р., Козлов М.А. Биология: Беспозвоночные животные: пособие для обучающихся. – М.: «Просвещение», 2005 – 158 с.

Кипятков В.Е. Мир общественных насекомых. Изд. 2-е – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 408 с.

Козлов М.А. Не просто букашки. – Гидрометеоиздат. 1994. – 224 с.

Островский А.Н. Повелители бездны. – М.: изд-во КМК. 2009. – 232 с.

Фабр Ж.А. Инстинкт и нравы насекомых. В 2-х томах. – М.: «Терра», 1993. – 617 с.



Зоология позвоночных

Для обучающихся:

Брэм А.Э. Жизнь животных. В трех томах: 1 т. – млекопитающие, 2 т. – Птицы, 3 т. – Пресмыкающиеся. – М.: «Терра», 1992.

Дольник В.Р., Козлов М.А. Биология. Позвоночные животные: пособие для обучающихся. – М., «Просвещение», 2005. – 142 с.

Для педагога: Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 3. Зоология. Оникс. 2009. – 544 с.Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. В 2-х томах. – М.: «Высшая школа», 1979. – 272 с.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2-х томах. – М.: Мир. 1992. – 358 с.


Анатомия и физиология человека

Для обучающихся:

Барабанов С.В. Атлас. Биология. Человек. – М.: Просвещение, 2007. – 80 с.

Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С., Сергеев Б.Ф. Биология. Человек. 9 класс, 7-е издание. – М.: Дрофа, 2005. – 240 с.

Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. – М.: «Педагогика-Пресс»,1994. – 208 с.

Рассел Джесси. Здоровый образ жизни / Джесси Рассел. – М.: Книга по Требованию, 2015.732c.

Текучева Лариса. Здоровый образ жизни. Правильное питание / Лариса Текучева. – М.: DrugoeReshenie, 2015. – 449 с.



Для педагога:

Агаджанян Н.А. и др., Основы физиологии человека, 2-е изд., исправленное. – М.: РУДН, 2001. – 408 с.Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. В 3-х томах. Том 1. Анатомия. Оникс. 2009. – 864 с.

Физиология человека: В 3-х томах. Пер. с англ. под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Мир», 2005. Том 1 – 323 с., Том 2 – 314 с., Том 3 – 228 с.





Экология

Для педагога:

Бродский А.К. Введение в проблемы биоразнообразия. Издательство С.-Петербургского университета. 2002. – 144 с.

Гиляров А.М. Популяционная экология. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 191 с.

Голицын А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды: Учебник / А.Н.Голицын. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 336 с.

Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288 с.

Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю. Клемяшова Е.М. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.

Нинбург Е.А. Введение в общую экологию (подходы и методы). – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. – 246 с.

Пехов А.П. Биология с основами экологии: Учебник. 7-е изд., стер. – СПб.: Изд-во «Лань», 2007. – 688 с.

Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.

Чернухин, О.А. Организация исследовательской деятельности школьников естественнонаучной и экологической тематики. Образовательные программы. – Новосибирск: Немо-Пресс, 2013. –

80 с.

Для обучающихся:

Алексеев С.В. Экология. – СПб.: СМИО Пресс, 1997. – 320 с.

Бабакова Т. Л., Момотова А.П. 500 экологических задач. – М., 1991. – 121 с.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. – М., 2012 – 160 с. Самкова В. А., Шурхал Л.И. Экология. Природа, человек, культура. – М.: Академкнига, 2010. – 208 с.

Смирнова Н.З. Экологическая азбука. – Красноярск: КГПУ, Бонус, 1996. – 128 с. Миркин Б.М. Что такое растительные сообщества. М., «Наука». 1986. – 164 с.





Интернет-источники

  1. Биология. Электронный школьника. Животные и растения (для обучающихся младшей и средней школы). – М.: ООО «Белый город», 2007.

учебник. 2004. URL:http://www.ebio.ru/zoo60.html

Водная жизнь. Полезная вода: [Электронный ресурс]. 2001. URL:

http://dokonline.com/dokumentalnie-filmi/6035-vodnaya-zhizn-water-life-poleznaya-voda.htmlГалерея живой природы: [Электронный ресурс]. 2005. URL: http://gallery.new-ecopsychology.org/ru/voices-of-nature.htm

Дикая природа России: [Электронный ресурс]. 2000. URL: http://nnmclub.ru/forum/viewtopic.php?t=329244

Документальные фильмы BBC: [Электронный ресурс]. 2000. URL: http://nnm-club.ru/forum/tracker.php?f=577

Документальные фильмы AnimalPlanet: [Электронный ресурс]. 2002. URL: http://nnm-club.ru/forum/tracker.php?f=706

Документальные фильмы Discoverу: [Электронный ресурс]. 2003. URL: http://nnm-club.ru/forum/tracker.php?f=578Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета». [Электронный ресурс]. 2003.

URL:http://lifeplanet.orgи

Портал о живой природе: [Электронный ресурс]. 2000. URL:http://www.apus.ru

Птицы нашей родины: [Электронный ресурс]. 2004. URL: http://www.ornithologist.ru/index.htmlСайт для орнитологов-любителей: [Электронный ресурс]. 2005. URL: http://ornitolog.ucoz.ru/Справочник по орнитологии: [Электронный ресурс]. 2004. URL: http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/morf/morf5.htm

Юный натуралист: [Электронный ресурс]. 2019. URL:http://unnaturalist.ru/ Экологический центр «Экосистема»: [Электронный ресурс]. 2001. URL: http://www.ecosystema.ru/









Приложение № 1 аттестация обучающихся за I полугодие



Форма проведения: тестирование, практическая работа.




Тестирование

Задание 1: выбрать один правильный вариант ответа из предложенных.

Критерии оценки:

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

За неправильный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 30 б.



1.Тип плода арахиса – это:

1. орех; 2. боб;

3. стручок; 4. Ягода

. 2. Кладонию альпийскую относят к: 1. папоротникам; 2.лишайникам;

3. водорослям; 4. простейшим.

3. Осоковые – растения:

  1. преимущественно с трехгранным стеблем;

  2. стебель имеет полые междоузлия; 3. содержат мало механических тканей; 4. не образуют корневищ.

4. Вещество соланин характерно растениям: 1. Сем. Крестоцветные; 2.Сем. Пасленовые; 3. Сем. Злаковые; 4. Сем. Розовые

. 5. К двулетним растениям относится:

1. овес и горох; 2. укроп и кукуруза; 3. сельдерей и свекла; 4.морковь и барбарис.

6. Антони ван Левенгук в 17 веке:

  1. открыл существование бактерий и простейших;

  2. описал принципы классификации;

  3. открыл мейоз животной клетки;

  4. доказал механизм дробления зиготы.

7. Для декоративных посадок из-за красноватой листвы в Санкт-Петербурге используют:

  1. сирень и жимолость;

  2. акацию и лох;

  3. рябинник и барбарис;

  4. рябину и иву.

8. Люцерна посевная характеризуется:

  1. непарно-перистосложными листьями;

  2. развитием клубеньковых бактерий на корнях;

  3. яркими плодами – ягодами;

  4. 6-лепестковыми правильными цветками

  5. . 9. Спорофит кукушкина льна развивается:

  1. как коробочка со спорангием на гаметофите;

  2. как отдельное листостебельное растение со спорангиями;

  3. как половое поколение;

  4. при отмирании гаметофита

10. Лист имеет параллельное жилкование:

  1. сирень и аспарагус;

  2. подорожник и рис;

  3. осока и овес; 4. лилия и орешник.

11. К паразитическим простейшим принято относить:

  1. лямблии;

  2. радиолярии;

  3. ночесветки;

  4. фораминиферы.

12. Одно из ядер «поделено на четки»:

  1. у инфузории-туфельки;

  2. у сувойки;

  3. у инфузории-трубача

  4. у всех инфузорий.

13. Из кремнезема построен скелет:

  1. стеклянных губок;

  2. споровиков;

  3. бадяги;

  4. аурелии.

14. В Африке обитают:

  1. колибри;

  2. нектарница;

  3. глухарь;

  4. лирохвост

  5. . 15. Вертикальный зрачок имеют:

  1. лисы;

  2. козы;

  3. лошади;

  4. волки.

16. Клеточная стенка грибной клетки содержит:

  1. муреин;

  2. хитин;

  3. только целлюлозу;

  4. крахмал.

17. На земле или очень близко к ней вьют гнездо:

  1. зимородок и козодой;

  2. пеночка и соловей;

  3. голубь и стриж;

  4. сорока и ласточка.

18. Камбий обеспечивает:

  1. появление почек;

  2. цветение;

  3. рост стебля в толщину;

  4. рост корня в длину.

  5. 19. Наиболее многочисленные из всех клеточных типов у гидры:

  1. железистые;

  2. мускульные;

  3. нервные;

  4. стрекательные.

20. К голосеменным из ниже названных современных растений относятся:

  1. лиственница, тис, барбарис;

  2. агава, самшит, саксаул;

  3. инжир, можжевельник, баньян;

  4. кипарис, секвойя, тис.



Ключ ответов:




А) Назови объект и сделай подписи к рисунку (органоиды).

Б) Укажи тип и способ питания объекта.

В) Укажи тип и способ размножение объекта. Г) Что можно сказать о цитоплазме (однородность, движение, значение).


А. Амеба протей.

  1. ядро;

  2. пищеварительная вакуоль;

  3. сократительная вакуоль;

  4. псевдоподии или ложноножки;

  5. фагоцитоз (выброс непереваренных остатков пищи). Б. Гетеротрофный фагоцитоз.

В. Бесполое деление клетки – митоз.

Г. Неоднородна (эктоплазма и эндоплазма), движение, образование ложноножек и придание формы тела, связь между органоидами клетки, место обменных процессов.

Д. Способ перенесения неблагоприятных условий среды – циста.

Максимально 10 баллов (каждый правильный ответ – 1 балл)



Практическая работа Изготовление наглядного пособия био- или эко- направленности.

Критерии оценивания:

  1. Выбрана интересная актуальная экологическая проблема, дано оригинальное название, отражающее главную идею – 1 балл.

  2. Использованы разнообразные материалы, соответствующие выбранной теме, эстетика оформления (стиль, креативность) – 1 балл.

  3. Качество презентации созданного продукта (оригинальность, четкость) – 1 балл.

  4. Практическая ценность изделия – 1 балл.

  5. Инструкция по использованию – 1 балл.



Максимальное количество баллов – 5.



Баллы, полученные за тестирование и практическую работу, суммируются. Максимальное количество баллов – 35 баллов.



Критерии уровня обученности по сумме баллов:

от 28 баллов и более – высокий уровень; от 18 баллов до 27 баллов – средний уровень; до 17 баллов – низкий уровень.




























Приложение 2.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

обучающихся

Форма проведения: тестирование, защита исследовательской работы.



Тестирование



Вариант 1.

Задание 1. Выбрать один правильный вариант ответа.

А1. Практически все животные питаются

  1. автотрофно

  2. гетеротрофно

  3. в процессе фотосинтеза

  4. в процессе хемосинтеза

А2. Нервная система имеется у представителей царства:

1) грибов 2) бактерий

  1. растений

  2. животных

А3. Из одной клетки состоит тело:

  1. мхов

  2. лишайников

  3. шляпочных грибов

  4. простейших животных

А4. Ложноножки простейших животных представляют собой

  1. пластиды

  2. ядерное вещество

  3. вырост цитоплазмы

  4. запас питательных веществ

А5. Органоид выделения непереваренных остатков пищи у простейших животных — это

  1. ядро

  2. циста

  3. жгутик

  4. порошица

А6. Размножение простейших животных в основном происходит путем

  1. фагоцитоза

  2. пиноцитоза

  3. деления клетки

  4. образования цисты

А7. Постоянная форма тела отсутствует у

  1. фораминиферы

  2. инфузории-туфельки

  3. эвглены зеленой

  4. амебы обыкновенной

А8. Только в клетках простейших животных, которые питаются автотрофно, имеется 1) хлорофилл

  1. цитоплазма

  2. жгутик

  3. ядро

А9. Два ядра находятся в клетках животного

  1. инфузории

  2. эвглены

  3. вольвокса 4) амебы



Задание 2. Выбрать верные утверждения.

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Многие простейшие животные входят в состав планктона.

Б. Фагоцитоз простейших животных связан с образованием сократительной вакуоли.

  1. Верно только А

  2. Верно только Б

  3. Верны оба суждения

  4. Неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Амеба захватывает пищу ложноножками.

Б. Среди представителей простейших животных существуют многоклеточные организмы. 1) Верно только А

  1. Верно только Б

  2. Верны оба суждения

  3. Неверны оба суждения

Б3. Выберите три верных утверждения. В клетках животных отсутствует

  1. клеточная стенка

  2. хлоропласт

  3. цитоплазма

  4. ядро

  5. наружная мембрана

  6. крупная вакуоль

Б4. Установите соответствие животного и его видом.

Особенность строения

А. Наличие ресничек

Б. Светочувствительный глазок

В. Ложноножки

Г. Хлоропласт Д. Два ядра

Вид животного

1.Амеба 2. Эвглена

3. Инфузория-туфелька



Вариант 2.

Задание 1. Выбрать один правильный вариант ответа.

A1. В отличие от растений для большинства животных характерны

  1. автотрофное питание

  2. ограниченный рост

  3. неограниченный рост

  4. неподвижность

А2. Симметрия тела характерна для

  1. водорослей

  2. животных

  3. бактерий гниения

  4. плесневых грибов

А3. Орган передвижения инфузорий — это

  1. клешни

  2. реснички

  3. конечности

  4. мускульное волокно

А4. Захватывает пищу ложноножками

  1. гриб

  2. эвглена

  3. амеба

  4. инфузория

А5. В неблагоприятных условиях простейшие животные образуют

  1. цисту

  2. глотку

  3. порошицу

  4. сократительную вакуоль

А6. Избыток воды из тела простейшего животного удаляет

  1. циста

  2. ложноножка

  3. сократительная вакуоль

  4. светочувствительный глазок

А7. Специальные органоиды питания отсутствуют у

  1. амебы обыкновенной

  2. инфузории-туфельки

  3. эвглены зеленой 4) вольвокса

А8. Организмы, которые способны к фотосинтезу и питаются готовыми веществами, называют 1) автотрофы

  1. гетеротрофы

  2. миксотрофы

  3. фотосинтезирующие

А9. Органом пищеварения у инфузории является

  1. глотка

  2. ресничка

  3. малое ядро

  4. сократительная вакуоль



Задание 2. Выбрать верные утверждения.

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Среди простейших животных отсутствуют паразиты.

Б. Простейшие животные способны размножаться половым путем.

  1. Верно только А

  2. Верно только Б

  3. Верны оба суждения

  4. Неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Эвглена зеленая перемещается к освещенным местам.

Б. Малярийный плазмодий — простейшее паразитическое животное.

  1. Верно только А

  2. Верно только Б

  3. Верны оба суждения

  4. Неверны оба суждения

Б3. Выберите три верных утверждения. Для животных характерны особенности жизнедеятельности 1) ограниченный рост

  1. неподвижность

  2. активное передвижение

  3. неограниченный рост

  4. питание готовыми веществами

  5. образование веществ на свету

Б4. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности животного и его видом.

Процесс жизнедеятельности

А. Фагоцитоз — захват пищи ложноножками

Б. Непереваренные остатки удаляются через порошицу

В. Фотосинтез

Г. Движение с помощью ресничек


Амеба Описание 1.

Стебли четырехгранные, цепляющиеся и вьющиеся, высотой 15-20 см. (до 1,5 м.).

Боковые ветви быстро обгоняют в росте основной стебель. Листья однопарноперистые, реже 24 парные, продолговато-ланцетовидные или ланцетные, оканчивающиеся зеленым ветвистым усиком, острием или шипиком. Прилистники листовидные, меньше листочков, редко почти равные им. Цветки мотылькового типа. Соцветие из одного, пурпурово-фиолетовых, цветков. Плод – боб. Описание 2.

Листопадный кустарник до 2,5 м. высотой, с бурой продолговато-растрескивающейся корой, которая отслаивается. Продолжительность жизни – 20-30 лет. Листья эллиптические, почти сидячие, супротивные, 4-6 см. длиной и 3 см. шириной. Соцветия в пазухах 1-3 пар нижних листьев. Цветки бледно-желтые, почти правильные, колокольчатые. Плод – продолговато-эллиптическая темно-голубая с сизым налетом ягода. Ягоды съедобны и ценятся за тонкий аромат и горьковато-кислый вкус, напоминающий чернику. Описание 3.

Травянистое многолетнее растение, достигающее высоты 70-110 см. Листья обычно значительно короче стебля, линейные, зеленые, не жёсткие, до 50-80 см длиной и 4 мм. шириной. Цветки 4-7 см. в диаметре, фиолетово-синие, часто с бледно-молочным или желтоватым центром, с наружными долями характерной удлинённой формы без резкого перехода пластинки в ноготок. Описание 4.

Имеет корневище. Стебли высотой от 20-50 см., по всей длине железисто опушенные. В средней части спирально расположены 2-4 листа. Листья очередные сидячие, опушенные, эллиптической формы с заострёнными концами и ровным краем. Длина 10-16 см. Соцветие 13х цветковое. Цветки со слабым приятным сладковатым ароматом. Листочки околоцветника темно красновато-коричневые или каштановые, редко зеленовато-бурые. Боковые лепестки ланцетные, тычинки бледно желтые. Плод – коробочка. Описание 5.

Многолетник высотой 5-10 см. с многоглавым корневищем, из которого вырастают листовая розетка и цветки. Листья с обеих сторон пушистые, длинночерешковые, яйцевидные или треугольно-сердцевидные, около 4 см в длину с мелкогородчатой каймой. Цветки на длинных цветоножках, обоеполые, симметричные, без запаха. Чашелистики яйцевидные, тупые, с коротко закругленными придатками. Плод – коробочка.

Ответы: Чина горная, Жимолость голубая, Ирис сибирский, Башмачок настоящий Фиалка опушенная.

Определить по описанию растения на слайдах. За каждое совпадение 1 балл. Всего

за задание – 0-5 баллов.



Защита исследовательской работы.

Ребята представляют проекты, которые они выполняют в течение учебного года.


Оцениваемый параметр

Критерии оценки параметров

Баллы

1. Качество доклада

Материал изложен в логической последовательности, все доводы аргументированы

3

доклад четко выстроен

2

материал изложен, но без объяснения сути работы

1

2. Использование демонстрационного материала

автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался

2

представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно

1

3. Владение специальной терминологией

грамотное владение терминологией

3

использованы общенаучные и специальные термины

2

владение базовым аппаратом

1

4.Четкось выводов

выводы четкие и соответствуют поставленным задачам

3

выводы нечеткие

2

имеются, но не обоснованы

1

5. Практическая значимость работы

высокая

3

значительная

2

незначительная

1

6. Качество ответов на вопросы


правильно отвечает на все вопросы

3

не может ответить на большинство вопросов

2

не может четко ответить на вопросы

1

ИТОГО:


17



Максимальное количество баллов за защиту исследовательской работы – 17.



Баллы, полученные за тестирование и защиту исследовательской работы, суммируются. Максимальное количество баллов – 41.



Критерии уровня обученности по сумме баллов:

от 33 баллов и более – высокий уровень; от 21 до 32 баллов – средний уровень; до 20 баллов – низкий уровень.