СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги в мир Arduino» технологической направленности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги в мир Arduino» технологической направленности»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) «Первые шаги в мир Arduino» технологической направленности,  модифицированная, создана на основе авторской программы Вики от Амперки «Первые шаги в мир Arduino», базовая.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

5. Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

7. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019
№ МР-81/02вн);

8. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

10. Устав Учреждения.


Актуальность программы заключается в том, что в рамках курса «Первые шаги в мир Arduino» учащимися на практике рассматривается процесс проектирования и изготовления роботизированных систем и элементы «умного дома». Учащиеся постигают принципы работы радиоэлектронных компонентов, электронных схем и датчиков. На доступном уровне изучаются основы работы техники и микроэлектроники, иллюстрируется применение микроконтроллеров в быту и на производстве.


Отличительные особенности программы

  1. формирование инженерного подхода к решению практических задач по изготовления роботизированных систем с использованием платы Arduino UNO;

  2. развитие компетентности в микроэлектронике, схемотехнике, электротехнике.

  3. изучение основ программирование на языке C++.


Адресат программы

В объединение принимаются обучающиеся 15-16 лет.

Запись и прием в объединение осуществляется на добровольной основе при наличии заявления родителей.

Количество обучающихся в объединении – 10 человек


Объём программы 34 часа

Форма организации образовательного процесса - очная

Виды занятий по программе: лекции и практические работы

Срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 года.

1 год обучения: 34 часа в год,

Режим занятий - количество часов в неделю 1, 1 раза в неделю по 45 минут, 34 часа в год.


Цель программы: научить конструировать и программировать управляемые электронные устройства на базе вычислительной платформы Arduino.


Задачи

Образовательные (предметные): развитие познавательного интереса к конструированию и программированию управляемых электронных устройств, включение в познавательную деятельность, приобретение первоначальных знаний по основным законам электричества и электротехнике, научить основам программирования микроконтроллера Arduino на языке C++

Развивающие (метапредметные): развитие мотивации к самостоятельному проектированию и программированию устройства, которое решает практическую задачу, развить интерес к научно-техническому творчеству

Воспитательные (личностные): формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, воспитать ценностно-личностные качества: трудолюбие, ответственность.


Планируемые результаты:

Предметные результаты: конструирование и программирование управляемых электронных устройств на базе вычислительной платформы Arduino, наличие первоначальных знаний по основным законам электричества и электротехнике, умение программирования микроконтроллера Arduino на языке C++

Метапредметные результаты: самостоятельное проектирование и программирование устройства, которое решает практические задачи; интерес к научно-техническому творчеству

Личностные результаты: общественная активная личность, гражданская позиция, культура общения и поведения в социуме, ценностно-личностные качества: трудолюбие, ответственность; готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; способность ставить цели и строить жизненные планы; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознания.


Условия реализации программы:

- кабинет физики «Точка роста»

- учебный кабинет для проведения диагностических исследований «Точка роста»

- платы ArduinoUNO с многочисленными радиокомпонентами (резисторы, светодиоды, пьезодинамик, реле, датчики, и другие исполняющие элементы)

- выставочные стенды и справочная литература

- интернет-ресурс: «Амперка _ Вики» http://wiki.amperka.ru/


Формы аттестации/ контроля

  1. Зачет

  2. Практическая работа

  3. Творческая работа


Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов


Формы
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика


1

Введение. Знакомство с

Arduino

7

3,5

3,5

Зачёт

2

Мини-пректы с Arduino

22

11

11

Практическая работа

3

3

Проектная

деятельность

5

2,5

2,5

Творческая работа

Итого

34

17

17



Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение Модуль «Знакомство с Arduino» (7 часов).

Теория. Правила поведения обучающихся в МБОУ Татарская школа им. В. А. Матросова. Вводный инструктаж. Инструкция по ТБ, ПБ. Игра «Знакомство». Презентация ПДД. Устройство компьютера. Операционная система Windows и набор стандартных программ. Что такое электричество? Первое подключение платы Arduino к компьютеру, принцип работы и условные обозначения радиоэлементов.


Практика. Первая установка драйверов для платы Arduino. Первый шаги по использованию программного обеспечения Arduino IDE. Чтение и сборка электрической схемы: «Маячок».


Раздел 2. Мини-проекты с Arduino (22 часов).

Теория. Что такое алгоритм в робототехнике. Виды алгоритмов: линейные, разветвляющиеся и циклические. Плата Arduino, как пользоваться платформой: устройство и программирование микропроцессора на языке C++. Устройство пьезоизлучателей, назначение процедуры void setup и void loop, а также свойство функции tone () в языке C++. Цифровые и аналоговые выходы Arduino, чем отличается цифровой сигнал от аналогового сигнала. Операторы int и if в языке C++. Аналоговые выходы с «широтно импульсной модуляцией» на плате Arduino. Устройство и распиновка полноцветного (RGB) светодиода. Аналоговые порты на плате Arduino A0-A5. Принцип работы аналоговых портов. Как подключить датчик к аналоговому порту на Arduino. Команды Serial.begin и Serial.print в языке программирования C++. Принцип работы полупроводниковых приборов и фоторезисторной автоматики. Тип данных unsigned int в языке C++. Устройство и назначение транзисторов. Применение транзисторов в робототехнике.

Практика. Написание линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов. Сборка схемы с мигающим светодиодом на Arduino, пьезоизлучателем, программирование микропроцессора «Светофор». Сборка электрической схемы из двух светодиодов, плавное регулирование яркости свечения светодиодов, подключение RGB светодиод и использование директивы #define в языке программирования C++. Сборка электрической схемы светильника с управляемой яркостью от потенциометра на макетной плате. Написание скетча для вывода показаний датчика протечки воды на серийный монитор порта Arduino. Сборка электрической схемы светильника с автоматическим включением, а также с автоматическим изменением яркости светодиода. Сборка электрической схемы с использованием транзисторов. Чтение и сборка различных электрических схем на Ардуино с последующим программированием микропроцессора.


Раздел 3. Проектная деятельность (5 часа).

Теория. Введение в проектную деятельность.

Практика. Создание автономного умного устройства «Умная квартира» и защита в виде проекта. Чтение и сборка различных электрических схем на Ардуино с последующим программированием микропроцессора.





Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

сент

16

15:00-15:45

комбинированное

1

Вводное занятие.

Мир информационных

технологий.

Кабинет физики, «Точка роста»

Творческая работа

2


23

15:00-15:45

комбинированное

1

Компьютеры вокруг нас.

Кабинет физики, «Точка роста»

Творческая работа

3


30

15:00-15:45

комбинированное

1

Знакомство с Arduino.

Кабинет физики, «Точка роста»

Творческая работа

4

окт

7

15:00-15:45

комбинированное

1

Электричество вокруг нас.

Кабинет физики, «Точка роста»

Творческая работа

5


14

15:00-15:45

комбинированное

1

Эксперимент 1. Маячок.

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

6


21

15:00-15:45

комбинированное

1

Написание кода программы для

эксперимента «Маячок».

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

7


28

15:00-15:45

комбинированное

1

Выполнение самостоятельного

задания по теме «Маячок»

Кабинет физики, «Точка роста»

Зачёт

8

нояб

11

15:00-15:45

комбинированное

1

Эксперимент 2. Маячок с

нарастающей яркостью.

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

9


18

15:00-15:45

комбинированное

1

Написание кода программы для

эксперимента «Маячок с

нарастающей яркостью».

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

10


25

15:00-15:45

комбинированное

1

Выполнение самостоятельного

задания по теме «Маячок с нарастающей яркостью»

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

11

дек

2

15:00-15:45

комбинированное

1

Эксперимент 3. Аналоговый и

цифровой выход на Arduino.

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

12


9

15:00-15:45

комбинированное

1

Написание кода программы для

эксперимента «Аналоговый и

цифровой выход на Arduino».

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

13


16

15:00-15:45

комбинированное

1

Выполнение самостоятельного

задания по теме «Аналоговый и

цифровой выход на Arduino

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

14


23

15:00-15:45

комбинированное

1

Эксперимент 4. Подключение RGB

светодиода к Arduino.

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

15

янв

13

15:00-15:45

комбинированное

1

Написание кода программы для

эксперимента «1Подключение RGB

светодиода к Arduino».

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

16


20

15:00-15:45

комбинированное

1

Выполнение самостоятельного

задания по теме «Подключение

RGB светодиода к Arduino»

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

17


27

15:00-15:45

комбинированное

1

Чтение и сборка электрических

схем на Arduino.

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

18

фев

3

15:00-15:45

комбинированное

1

Эксперимент 5. Светильник с

управляемой яркостью.

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

19


10

15:00-15:45

комбинированное

1

Написание кода программы для

эксперимента «Светильник с

управляемой яркостью».

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

20


17

15:00-15:45

комбинированное

1

Выполнение самостоятельного

задания по теме «Светильник с

управляемой яркостью»

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

21


24

15:00-15:45

комбинированное

1

Эксперимент 6. Подключение

датчика воды к Arduino.

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

22

март

3

15:00-15:45

комбинированное

1

Написание кода программы для

эксперимента «Подключение

датчика воды к Arduino».

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

23


10

15:00-15:45

комбинированное

1

Выполнение самостоятельного

задания по теме «Подключение

датчика воды к Arduino»

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

24


17

15:00-15:45

комбинированное

1

Эксперимент 7. Терменвокс

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

25

апр

7

15:00-15:45

комбинированное

1

Написание кода программы для

эксперимента «Терменвокс».

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

26


14

15:00-15:45

комбинированное

1

Выполнение самостоятельного

задания по теме «Терменвокс»

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

27


21

15:00-15:45

комбинированное

1

Эксперимент 8. Ночной

светильник.

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

28


28

15:00-15:45

комбинированное

1

Написание кода программы для

эксперимента «Ночной

светильник».

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

29

май

5

15:00-15:45

комбинированное

1

Выполнение самостоятельного

задания по теме «Ночной

светильник»

Кабинет физики, «Точка роста»

Практическая работа

30


12

15:00-15:45

комбинированное

1

Защита проекта «Умная квартира»

Кабинет физики, «Точка роста»

Творческая работа

31


12

15:00-15:45

комбинированное

1

Защита проекта «Умная квартира»

Кабинет физики, «Точка роста»

Творческая работа

32


19

15:00-15:45

комбинированное

1

Творческая работа

Кабинет физики, «Точка роста»

Творческая работа

33


19

15:00-15:45

комбинированное

1

Творческая работа

Кабинет физики, «Точка роста»

Творческая работа

34


26

15:00-15:45

комбинированное

1

Итоговое занятие

Кабинет физики, «Точка роста»

Творческая работа




Методическое обеспечение программы

Программа будет обеспечена всеми необходимыми материалами

На занятиях используются инструкции по ТБ, задания из учебника, теоретический материал по ведению занятий, интернет-ресурсы по темам занятий. Для подготовки материала к уроку (презентации, задания для самостоятельной работы, творческой работы, теоретический материал) используется Интернет-ресурс: «Амперка_Вики» http://wiki.amperka.ru/

Перечень методических пособий:

  1. Онлайн программа на сайте роботехника18.рф

  2. Справочник по C++ на сайте http://wiki.amperka.ru

  3. Справочник по Arduino на сайте http://wiki.amperka.ru

Перечень методических материалов:

  1. Канал об Ардуионо на youtube.com «Заметки Ардуинщика»

  2. Канал об Ардуионо на youtube.com «Учимся программировать Arduino на визуальном языке Scratch с командой робототехников Карандаш и Самоделкин».

а) методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный) и воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация;

б) формы организации учебного занятия: беседа, защита проектов, лекция, практическое занятие, представление.

в) педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления, технология портфолио, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология.

Содержание и материал программы будет организован по принципу дифференциации

Первый год обучения

Формируется интерес к выбранному направлению деятельности, приобретаются основы деятельности, обеспечивается подготовка к последующему изучению предмета.


Список литературы

  • Электронные ресурсы

Ссылка на сайт в целом:

  1. База знаний Амперки. Справочник по C++: [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.amperka.ru

  2. База знаний Амперки. Справочник по Arduino [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.amperka.ru

  3. Робототехника18.рф. Онлайн программа [Электронный ресурс]. URL: http://робототехника18.рф

  4. ARDUINO. Канал об Ардуионо [Электронный ресурс]. URL: youtube.com «Заметки Ардуинщика»

  5. ARDUINO. Канал об Ардуионо [Электронный ресурс]. URL: youtube.com «Учимся программировать Arduino на визуальном языке Scratch с командой робототехников Карандаш и Самоделкин».











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!