Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Эколята" как организационно-методический ресурс эффективной воспитательной работы учителя.
(СЛАЙД 1)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» с 2019 года реализовывалась в рамках внеурочной деятельности, с 2021 года в рамках мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В 2021 м году наша школа стала участником Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята». (СЛАЙД 2) Мы направили письмо в программный комитет Проектов о желании стать участником Проекта и о внесении организации во Всероссийский реестр участников Проектов. После положительного ответа провели акцию посвящения детей в «Эколята – Молодые защитники Природы». (СЛАЙД 3) Акция посвящения- обязательное условие вступления в ряды эколят. Только после этого возможно использовать логотип Эколят и атрибутику. У нас- это зелёные галстуки.
После проведения Акции начали осуществлять свою деятельность согласно Положению Проекта.
Мною была составлена Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята», которая размещена в навигаторе дополнительного образования детей Кузбасса.
Задачи программы представлены на слайде (СЛАЙД 4)
Цель программы:
Подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологической оценки состояния окружающей среды в целях повышения экологической культуры учащихся, , активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде.
Задачи программы: (ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СЛАЙДЕ)
1. Личностные:
-создать условия для воспитания в учащихся лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
2. Метапредметные:
-способствовать развитию у учащихся познавательного интереса;
-создать условия для развития у учащихся потребности общения с природой;
-создать условия для развития у учащихся эмоционально доброжелательное отношение к природе, нравственные и эстетические чувства;
-способствовать формированию у учащихся умения анализировать, проектировать, практиковать;
-способствовать развитию у учащихся коммуникабельности;
-способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы;
-способствовать развитию у учащихся навыка публичных выступлений при защите творческих проектов;
3. Предметные (образовательные):
-создать условия для формирования у учащихся навыков экологически грамотного и безопасного поведения;
-создать условия формирования умений и навыков наблюдений за природными объектами;
-создать условия для формирования у учащихся представление о народных традициях и природных богатствах родного края;
Для эффективной реализации программы использую различные технологии, но предпочтение отдаю интерактивным. Интерактивные технологии – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника, а также воспитанников друг с другом.
Программа состоит из 8 разделов, они представлены на слайде. (СДАЙД 5)
№ п/п | Наименование раздела |
1 | Раздел 1.Место человека в природе. |
2 | Раздел 2.Здоровье человека и окружающая среда. |
3 | Раздел 3:Влияние человека на окружающую среду. |
4 | Раздел 4:Что такое экологическая катастрофа. |
5 | Раздел 5:Я – юный исследователь. |
6 | Раздел 6.Природные катаклизмы. |
7 | Раздел 7 :Красная книга России. |
8 | Итоговое занятие. Защита исследовательских работ или творческих проектов учащихся. |
В 2022 году моя программа заняла 2 место в региональном этапе конкурса Био ТОП ПРОФИ в номинации "Эколого- биологическая". (СЛАЙД 6) Это Всероссийский конкурс дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности. Цель- выявление и масштабирование в практику деятельности образовательных организаций и профессионального педагогического сообщества лучших образовательных практик дополнительного образования естественнонаучной направленности.
Работу по экологическому образованию ведут все образовательные учреждения. Но моя работа отличается тесным сотрудничеством с родителями . (СЛАЙД 7)
Родители и дети - равноправные участники Проекта. Родители- идейные вдохновители многих акций, помимо разработанного мною плана, они вносят свои идеи, мысли и мы их реализуем, так как вместе с ними мы являемся участниками Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята».
В связи с различными жизненными ситуациями многие родители отдалены от школы, но благодаря моей системе работы, родители проявляют заинтересованность к школьной жизни ребёнка как к урочной, так и внеурочной, что сказывается на успешной успеваемости учащихся в целом, на сплочении детского коллектива, на укрепление взаимоотношений в семье. В этом учебном году у меня уже второй набор учащихся, которые участвуют в Проекте.
В рамках реализации программы работа ведётся в разных формах и направлениях деятельности: кружок "Эколята"- 2 часа в неделю, участники кружка- все учащиеся класса.(СЛАЙД 8)
У нас проходят занятия в разных формах: подготовка к участию и участие в акциях, например, "Вместе ярче"- акция по энергосбережению в рамках Всероссийского фестиваля энегосбережения", (СЛАЙД 9) неделя всемирной акции "Мы чистим мир", акция "Каждой пичужке- наша кормушка", "Встречаем пернатых друзей".(СЛАЙД 10). Всероссийская экологическая акция "Вода России" (СЛАЙД 11). Так же проводим всероссийские уроки эколят. В этом году привлекла своих выпускников- пятиклассников к проведению занятий в рамках Всероссийского проекта "Экоход". (СЛАЙД 12) Есть сайт с таким же названием, где размещён материал к урокам. Ребятам дала ссылку, они сами выбрали себе материал и представили его творчески первоклашкам. Тема занятия была "Что такое отходы, откуда они появляются и что с ними делать?" Понравилось всем!
Выстроена работа с социальными партнёрами : с культурно- досуговым центром "Творчество", (СЛАЙД 13) городской библиотекой-филиалом №2, (СДАЙД 14), Кузбасским естественнонаучным центром "Юннат", который проводит региональные экологические конкурсы и конференции.
У нас оформлен стенд совместно с родителями. Данный стенд принял участие в конкурсе уголков Эколят. ( СЛАЙД 15)
За два года работы в Проекте мы имеем следующие результаты:
1. Конкурс творческих отчётов о проведении Дня птиц- 2022 - й год 3 место, 2023 -й - участник. (СЛАЙД 16)
2. Акция "Помоги птице зимой" номинация "Каждой пичужке наша кормушка" , одно первое, два вторых и два третьих места на муниципальном уровне, на региональном- участники. (СЛАЙД 17)
3. Областной конкурс творческих работ "Календарь здоровья" 2 место в номинации "Будь здоров!" (СЛАЙД 18)
4. Конкурс листовок "Встречаем пернатых друзей" в рамках областной экологической акции "Птицеград" 1,2,3 места. (СЛАЙД 19)
5. Конкурс листовок "Вы в ответе за тех, кого приручили" в рамках муниципального конкурса "Жизнь в гармонии с природой". 3 место на муниципальном уровне (СЛАЙД 20)
6. Конкурс "Зеркало природы". Муниципальный уровень- 1 место, региональный - третье. (СЛАЙД 21)
7. Муниципальная конференция исследовательских работ и проектов "Я и природа" - 1 место. (СЛАЙД 22)
8. Мои эколята ежегодно участвуют во Всероссийской олимпиаде "Эколята - молодые защитники природы", имеем призовые места. (СЛАЙД 23)
9. Второй год мы участники Международной научно-практической полевой конференции «По следам динозавров», (СЛАЙД 24) которую проводит «Кузбасский естественнонаучный центр «Юннат». В прошлом году у нас были первое и третье места, (СЛАЙД 25) в этом году ученик первого класса Симаков Артур занял 1 место. А меня пригласили в жюри. (СЛАЙД 26)
Наш Проект с каждым годом объединяет всё больше учащихся нашей школы. В проводимых нами Акциях- сбор батареек, например, сделаем мир чище, уборка школьной территории и школьного сада- который у нас уже не просто сад, а экологическая тропа, включаются учащиеся из средних и старших классов. Дни проведения акций становятся общешкольными экологическими праздниками.
Сегодня на уровне начального общего образования большое внимание уделяется развитию функциональной грамотности, одной из составляющих которой является естественно -научная грамотность. Поэтому работа по дополнительному образованию помогает достигать учащимся планируемых результатов, определённых стандартами начального общего образования.
Спасибо за внимание! (СЛАЙД 27)
8