СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Тайны Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования, которая  расчитана на любознательных детей

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Тайны Земли"»

Управление образования муниципального образования Лабинский район

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» г. Лабинска муниципального образования Лабинский район



Принята на заседании

педагогического совета

от «___»__________20__ г

Протокол №___________


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО "ЭБЦ"

г. Лабинска

_____________Н.Г. Герасимова

«__»________________ 20___ г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«Тайны Земли»

(наименование программы)

Уровень программы: ознакомительный

(краткосрочная ,ознакомительный, базовый или углублённый)

Срок реализации программы: 1 год (72 часа)


Возрастная категория: от 7 до 12 лет


Вид программы: модифицированная

(количество лет, общее количество часов)

Программа реализуется: на бюджетной основе


ID-номер программы в Навигаторе: 46548



Составитель:

Смольникова Любовь Михайловна

Педагог дополнительного образования


г. Лабинск

2022 год.


Содержание


Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» ………………………......................... 3

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации» ……………………………………………..14

Список использованной литературы……………………………………….…..23

Приложение 1………………………………………………………………..…..25

Приложение 2……………………………………………………………………33

Приложение 3…………………………………………………………………....34

.































Раздел 1

«Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемый результаты»


  1. Пояснительная записка.

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. Новый федеральный государственный стандарт предполагает формирование у учащихся познавательных мотивов. Чтобы решить эту проблему необходимо как можно раньше вовлечь учащихся в познание окружающего мира, что возможно на основе программы дополнительного образования «Тайны Земли».

Дополнительная образовательная программа «Тайны Земли» естественнонаучной направленности, так как позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы и удовлетворить любопытство учащихся в познании окружающего их мира. В свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Программа направлена на овладение основами практико-ориентированных знаний о планете Земля, человеке, природе. Учит осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире живой и неживой природы, деятельности человека и природы. Обладает широкими возможностями для формирования у детей фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Образовательная программа «Тайны Земли» разработана на основании нормативно правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  3. Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 N 533«О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  4. Приказ Министерство просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р

  6. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).

  7. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016).

  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4 3646-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

  9. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию допол­нительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

  10. Федеральный проект "Успех каждого ребенка" от 07 декабря 2018 г.

  11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей"

  12. Краевые методические рекомендации по организации образовательного процесса в организациях реализующих дополнительные общеобразовательные программы, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период режима «повышенной готовности», Краснодар, 2020 г.

  13. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, 2020 г.

  14. Устав и локальные акты МБУ ДО «Эколого-биологического центра» г. Лабинска.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации детей не только к познанию окружающего их мира, истории образования нашей планеты, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе. Программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития, формирования у детей активной жизненной позиции, воспитания любви к природе. Благодаря включению учащихся в освоение данной программы они получают знания о взаимосвязи живой и неживой природы, роль природы в жизни человека, развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть прекрасное в природе, умение оказывать окружающей среде посильную помощь, развивается умение видеть связь между действиями человека и влиянием этих действий на природу. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, любовь к родному краю, умение работать в коллективе.

Актуальность программы «Тайны Земли» в том, что она несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Воспитание экологической культуры невозможно без системы знаний, понимания закономерностей, существующих в живой природе, взаимосвязи и взаимозависимости, существующей между живой и неживой природой, знаний истории и последовательности развития планеты. Знания, формируемые в рамках данной программы, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью детей, так как все, что они встречают в течении своей жизни, кажется им загадками, тайной (осадки, молнии, вулканы, тайны океана и т.д.). Программа дополнительного образования «Тайны Земли» дает им ответы на эти вопросы. Дети учатся вести себя в соответствии с законами природы. Они узнают, что все в этом мире взаимосвязано. Вредишь природе - наносишь ущерб себе.

Новизна программы дополнительного образования «Тайны Земли» заключается во введении ранней профориентационной работы. Это дает возможность учащимся познакомится с некоторыми профессиями.

Отличительные особенности данной программы состоят в том, что программа захватывает обширный спектр изучения материала: от первой жизни на земле до космических спутников. Программа включает в себя проектно-исследовательскую деятельность учащихся, лабораторные исследования, наглядные опыты. Что дает детям возможность развивать творческую и поисковую активность. Так же многообразие видов активной познавательной деятельности учащихся влияет на развитие у учащихся сотрудничество, умения работать в команде, стимуляции активной коммуникации. Занятия по программе дополнительного образования «Тайны Земли» дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственное представление, воображение, сообразительность, фантазия, творчество, расширяются знания по зоологии, биологии и экологии. Так же отличительной особенностью программы является ее универсальность. Возможность её реализации, как в очной, так и в заочной форме с использованием технологий дистанционного обучения.

Адресат программы.

Программа "Тайны Земли" разработана для детей 7-12 лет. Условиями отбора детей в объединение является желание общаться с природой и окружающим миром. Программа учитывает психофизические и возрастные особенности обучающихся и предназначена для обучающихся общеобразовательных школ.

Формирование учебных групп объединения осуществляется на добровольной основе. Количество обучающихся в группе определяется в соответствии с Уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями. Наполняемость в группах до 15 человек.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

При проведении занятий строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы.

Данная программа может быть вариативной и предполагает возможность работы, как с обычными детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, которым рекомендовано инклюзивное обучение.

Уровень программы, объём и сроки реализации образовательной программы: ознакомительный, 1 год обучения -72часа.

Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная.

Режим занятий:

1 раз в неделю по 2 часа.

Формы проведения занятий:

  • семинар, лабораторная работа, практическая работа;

  • познавательная, обобщающая игра;

  • экскурсия

  • защита творческих работ;

  • наглядные опыты и эксперименты

  • выставки

Особенности организации образовательного процесса.

Программа «Тайны Земли» рассчитана на год обучения и построена на принципе постепенное усложнение материала от простого к сложному с учетом возрастающей детской компетентности. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, предоставление самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами, рациональное сочетание разных видов деятельности (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки), обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей, отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу, сотрудничество между детьми и педагогами.

При проведении занятий широко используются новые информационные технологии. Использование мультимедийного оборудования обеспечивает формирование побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций). Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

-демократичность и гуманизма (взаимодействие педагога и обучающегося в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, обучающийся применять свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Методы:

- наглядно- действенный (практический показ с объяснением);

- наглядный (демонстрация карточек);

- словесный (рассказ, инструктаж, беседа);

- практический (работа по заданию педагога и по замыслу);

- индивидуальность –дифференциальный подход (учитывает возможности, способности обучающихся);

- метод проектирования (от планирования до контроля);

- проблемный (метод проб и ошибок).

Приемы:

- наглядно- действенный (показ: частичный, полный);

- наглядный (демонстрация образа, шаблона, иллюстрации, фотографии);

- совестный (совет, пояснение, указание, объяснение);

- индивидуальная работа.

-лабораторно-исследовательский (проведение наглядных опытов и лабораторных работ)

Занятия с обучающимися проводится по следующий схеме:

1.Организационный момент

2.Актуализация занятий обучающихся

3.Сообщение темы и цели занятий

4. Подготовка к самостоятельной работе

5. Практическая работа

6. Итог занятия


Цель: формирование у детей системы элементарных естественно - научных знаний и представлений, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в области живой и неживой природы, природных явлений, развития планеты и ее истории.

В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Образовательные (предметные):

- научить детей конкретизировать представления о том, как человек приспособился использовать факторы природной среды для удовлетворения своих потребностей.

- дать представление о развитии нашей планеты от первых живых организмов до современной цивилизации.

- учить детей исследовать, проводить опыты и делать выводы.

- дать представления о земле, как части солнечной системы.

- дать представления о климатических явлениях нашей планеты, как и почему они происходят

Воспитательные (личностные):

- Учить детей гуманно относиться к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать вымирающие растения, животных, сохранять заповедные места.

- Воспитывать желание трудиться.

- Воспитывать желание делать добро.

- Воспитывать интерес к своему краю.

- Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.

Метапредметные (развивающие):

- Развивать умение сравнивать объекты и явления природы по признакам различия и сходства.

- Развивать умение связно рассказывать о наблюдаемых явлениях, объяснять их.

- Развивать чувство ответственности за свои поступки, умение связывать свои действия в природе с последствиями этих действий.

- Развивать желание узнавать, делиться своими маленькими открытиями.




Учебный план


п/п

Названия темы

Всего часов

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Экскурсия

1.

Вводное занятие.

2

2



тестирование

2.

Планета по имени Земля.

8

6

2



Устный опрос

Наблюдение

Кроссворд

Ребус

3.

Загадки природы.


14



6



6



2

Выполнение практических заданий

Защита творческих работ

Наблюдение

Защита проектов

Викторина

4.

Человек и природа.

6

5

1


Наблюдение

Кроссворд

Тестирование

5.

Голубая планета.

14

7

7


Защита проектов

Карточки Наблюдение

6.

Планета насекомых.

8

4

4



Наблюдение

Викторина

7.

Мир животных.

10

7

3



Защита творческих проектов

Тематический кроссворд

Наблюдение

8.

Загадочный мир растений.

8

5

3


Наблюдение

9.

Итоговое занятие.

2


2


Конференция

Тестирование


Итого:

72

42

28

2




Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы «Тайны Земли»

1. «Вводное занятия» (2 ч.)

Теория:

Введение в программу «Тайны Земли». Инструктаж по технике безопасности. Викторина «Можно - нельзя». (2 ч.)

2. «Планета по имени Земля» (8 ч.)

Теория:

Земля – планета солнечной системы. (1 ч.)

Практика:

Времена года и время суток. (1 ч.)

Теория:

Воздушная оболочка земли. Значение воздуха на земле. (2 ч.)

Теория:

Как все начиналось. Первые жители планеты Земля. (1 ч.)

Практика:

Профессия археолог. (1 ч.)

Теория:

Почему вымерли динозавры. Профессия палеонтолог. (2 ч.)

3. «Загадки природы» (14 ч.)

Теория:

Ветер и грозы. Как рождается ветер. Как возникают грозы. (2 ч.)

Практика:

Атмосферные осадки. (1 ч.)

Теория:

Облака. Профессия гидрометеоролог. (1 ч.)

Теория:

Тайны камней. (1 ч.)

Практика:

Профессия геолог. (1 ч.)

Теория:

Вулканы и землетрясения. (2 ч.)

Практика:

Проектная деятельность «Загадки природы». (2 ч.)

Практика:

Игра-викторина «Голубая планета». (2 ч.)

Экскурсия:

Экскурсия в «Эколого-биологический центр». (2 ч.)

4. «Человек и природа» (6 ч.)

Теория:

История развития человека. (2 ч.)

Теория:

Человек-часть природы. Влияние природы на здоровье человека. (2 ч.)

Теория:

Экология и человек. (1 ч.)

Практика:

Влияние человека на экологию планеты. Профессия эколог. (1 ч.)

5. «Голубая планета» (14 ч.)

Теория:

Что находится на дне океана. Загадки морей и океанов. Профессия океанолог. (2 ч.)

Теория:

Морские рептилии. (2 ч.)

Теория:

Дельфины. Киты. Акулы. (1 ч.)

Практика:

Что общего и в чем различие. (1 ч.)

Теория:

Такие необычные рыбы. Почему рыбы покрыты чешуёй. (2 ч.)

Практика:

Суперспособности морских обитателей. (2 ч.)

Практика:

Проектная деятельность «Загадки подводного царства». (2 ч.)

Практика:

Викторина « По морям и океанам». (2 ч.)

6. «Планета насекомых» (8 ч.)

Теория:

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. (1 ч.)

Практика:

Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. (1 ч.)

Теория:

Разнообразие пауков. (1 ч.)

Практика:

Как пауки плетут свою паутину? (1 ч. )

Теория:

Пчелы, их особенность и уникальность. Профессия энтомолог. (2 ч.)

Практика:

Викторина «Что? Где? Когда?» (2 ч.)

7. Мир животных (10 ч.)

Теория:

Путешествие по природным зонам планеты. (1ч.)

Практика:

Животные природных зон. (1 ч.)

Теория:

Загадки животных. Профессия зоолог. (2 ч.)

Теория:

Млекопитающие и птицы Красной книги Краснодарского края. (2 ч.)

Теория:

Охрана животных в нашей стране. Звери, которых больше нет. (2 ч.)

Практика:

Проектная деятельность «Разноцветные страницы красной книги». (2 ч.)

8. «Загадочный мир растений» (8 ч.)

Теория:

Растительное царство. Почему жизнь на Земле невозможна без растений.

(2 ч.)

Теория:

Зеленая аптека. Роль растений в жизни человека. (2 ч.)

Теория:

Грибы. Лишайник. Водоросли. (1 ч.)

Практика:

Интересные факты. (1 ч.)

Практика:

Сбор и оформление гербария лекарственных трав. Профессия ботаник. (2 ч.)

9. «Итоговое занятие» (2 ч.)

Практика:

Конференция. Подведение итогов, вручение грамот и благодарностей. (2 ч.)

Планируемые результаты.

обучающиеся должны:

-уметь конкретизировать представления о том, как человек приспособился использовать факторы природной среды для удовлетворения своих потребностей;

- иметь представление о развитии нашей планеты от первых живых организмов до современной цивилизации;

- иметь представление о земле, как части солнечной системы;

- иметь представления о климатических явлениях нашей планеты, как и почему они происходят;

-правильно оформлять проекты и исследовательские и лабораторные работы;

обучающиеся должны уметь:

- сравнивать объекты и явления природы по признакам различия и сходства;

- связно рассказывать о наблюдаемых явлениях, объяснять их;

- связывать свои действия в природе с последствиями этих действий;

- самостоятельно искать информацию в предоставленном перечне информационных онлай-платформ, контентах, сайтах, блогах и т. д;

- работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно и коллективно бесконтактно.

















Раздел №2

«Комплекс организационно- педагогических условий, включающих формы аттестации»


Календарный учебный график

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Тайны Земли»


№п/п

Дата:

Месяц,

число

Тема

Кол-во часов

Время

проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля


1.



Вводное занятия

2





1.1


Введение в программу «Тайны Земли». Инструктаж по технике безопасности. Викторина

« Можно-нельзя»

2


Беседа


Тестирование

2.


Планета по имени Земля

8



2.1


Земля – планета солнечной системы. Времена года и время суток.

2


Беседа

Лабораторная работа


Наблюдение

2.2


Воздушная оболочка земли. Значение воздуха на земле.

2


Диспут


Ребус, тестирование

2.3


Как все начиналось. Первые жители планеты Земля. Профессия археолог.

2


Беседа

Практика


Кроссворд

2.4


Почему вымерли динозавры. Профессия палеонтолог.

2


Беседа


Устный опрос

3.


Загадки природы

14





3.1


Ветер и грозы. Как рождается ветер. Как возникают грозы.


2


Беседа


Выполнение практических заданий

3.2


Атмосферные осадки. Облака. Профессия гидрометеоролог.

2


Беседа

Лабораторная работа


Выполнение практических заданий

3.3


Тайны камней. Профессия геолог. Профессия геолог.

2


Беседа

Исследование


Защита творческих работ

3.4


Вулканы и землетрясения.

2


Беседа


Наблюдение

3.5


Проектная деятельность

« Загадки природы»

2


Практика


Защита проектов

3.6


Игра-викторина « Голубая планета»

2


Игра-викторина


Викторина

3.7


Экскурсия в «Эколого-биологический центр»

2


Экскурсия



4.


Человек и природа

6





4.1


История развития человека

2


Беседа

Наблюдение

4.2


Человек-часть природы. Влияние природы на здоровье человека.

2



Беседа


Кроссворд

4.3


Экология и человек. Влияние человека на экологию планеты . Профессия эколог.

2


Беседа

Лабораторная работа


Тестирование

5.


Голубая планета

14





5.1


Что находится на дне океана. Загадки морей и океанов. Профессия океанолог.

2


Беседа


Карточки

5.2


Морские рептилии.

2


Беседа


Ребусы

5.3


Дельфины. Киты. Акулы.

Что общего и в чем различие.

2


Беседа

Практика


Защита творческих проектов

5.4


Такие необычные рыбы. Почему рыбы покрыты чешуёй.

2


Беседа


Наблюдение

5.5


Суперспособности морских обитателей.

2


Беседа

Практика


Карточки

5.6


Проектная деятельность

« Загадки подводного царства»

2


Практика


Защита проектов

5.7


Викторина « По морям и океанам».

2


Викторина


Викторина

6.


Планета насекомых

8





6.1


Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Необычные насекомые и их способности.

2


Беседа

Практика


Наблюдение

6.2


Разнообразие пауков. Как пауки плетут свою паутину?

2


Беседа

Практика


Наблюдение

6.3


Пчелы, их особенность и уникальность. Профессия энтомолог.

2


Беседа


Наблюдение

6.4



Викторина

«Что? Где? Когда?»

2


Викторина


Викторина

7.


Мир животных

10





7.1


Путешествие по природным зонам Земли. Разнообразие животного мира.

2


Игра-путешествие


Кроссворд

7.2


Животные загадки.

Профессия зоолог.


2


Беседа


Защита творческих проектов

7.3


Млекопитающие и птицы Красной книги Краснодарского края.

2


Беседа


тематический кроссворд

7.4


Охрана животных в нашей стране. Звери, которых больше нет

2


Беседа


Наблюдение

7.5


Проектная деятельность

« Разноцветные страницы красной книги»

2


Практика


Защита проектов

8.


Загадочный мир растений

8





8.1


Растительное царство. Почему жизнь на Земле невозможна без растений.

2


Беседа


Наблюдение

8.2


Зеленая аптека. Роль растений в жизни человека.

2


Беседа

Практика


8.3


Грибы. Лишайник. Водоросли. Интересные факты.

2.


Беседа

Лабораторная работа


Наблюдение

8.4


Сбор и оформление гербария лекарственных трав. Профессия ботаник.

2.


Практика


Наблюдение

9.


Итоговое занятие

2





9.1


Конференция. Подведение итогов, вручение грамот и благодарностей.

2


Практика


Конференция, Тестирование



Итого:

72









Условия реализации программы.

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

1.Организационое обеспечение:

Кабинет, содержащий ученические столы;

Классная доска;

Выставочный комплект дидактического материала.

Общие требования к обстановке в кабинете:

- надлежащие санитарное состояние помещения: (освещенность, проветриваемость помещения);

- компьютерное оборудование, наличие интернет браузера, подключение к сети интернет.

2.Кадровое обеспечение:

Педагог объединения, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:

- умение вызывать интерес к себе и преподаваемому предмету;

- умение создавать комфортные условия для усвоения новой информации, и успешного развития личности обучающегося;

-умение увидеть и раскрыть творческие способности учащихся;

-постоянно совершенствование педагогического мастерства и повышения уровня квалификации по специальности.

3.Методическое обеспечение программы:

Методические разработки: «Обитатели морей и океанов», «Царство животных», «Красная книга», «Загадки природы», викторины про животных. Пословицы и поговорки, загадки о животных.

Дидактические материалы для учащихся:

Иллюстративный и демонстрационный материал:

- книги: «Царство животных», «Красная книга», «Многообразие животных», «Большая энциклопедия опытов для детей», «Большая книга научных опытов для школьников», пословицы и поговорки, загадки о животных;

Раздаточный материал:

- природные материалы: камни, ветки, листья;

- искусственный материалы: пластик, стекло; справочная литература (определители, атласы, пособия);

- лабораторные колбы и емкости;

- пробирки для проведения опытов;

- лупа, микроскоп;

- воронки; картотека опытов и экспериментов.

Оборудование и материалы:

-тематические папки,

-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые

наглядные пособия,

-методические разработки занятий.

-компьютер, фотоаппарат, микроскопы, микропрепараты, коллекции, наборы

таблиц и др.

-канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, клей, тетради).

-справочная литература (определители, атласы, пособия).

-видеофильмы по направлению деятельности.

Формы аттестации.

Для отслеживания результативности программы «Тайны Земли» диагностика образовательного процесса проводится на различных этапах усвоения материала. Диагностируются два аспекта: уровень обученности и уровень воспитанности учащихся.

Диагностика обученности - это оценка уровня сформированности знаний, умений и навыков, учащихся на момент диагностирования, включающая в себя:

1. начальный контроль (сентябрь);

2.промежуточный (декабрь)

3. итоговый контроль (апрель).

В ходе реализации программы успешность ее освоения выявляется с помощью форм диагностик. Диагностика и контроль знаний и умений, приобретенных при реализации программы, осуществляется с помощью графических тестов в начале (входящая диагностика) и в конце года (итоговая диагностика). После каждого раздела программы предполагается проверка полученных знаний в игровой форме – викторина или итоговая игра, которые предполагают ряд вопросов, на который учащийся должен ответить в свободной форме.

Приобретенные практические навыки диагностируются методом проведения проектной деятельности.

Важной составляющей реализации программы является комплекс досуговых мероприятий. В их числе можно назвать: викторины, конкурсы (рисунков, поделок), выходы на природу, экскурсии в живой уголок Эколого-биологического центра, экологические акции («Покормите птиц зимой», «Здравствуй весенняя птица»).

Формы проведения итогов работы по теме, разделу: выставка, игра, тест, презентация, реферат, проектная работа.



Виды контроля

Вид контроля.

Содержание

Месяц

Методы


Вводный

Определение уровня развития детей.


Сентябрь


Тестирование, наблюдение.

Промежуточный

Определение степени усвоения учебного материала. Определение степени готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.


Декабрь

Наблюдение, проектные задания, практические работы, тестирование.

Итоговый

Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения.


Апрель

Творческая работа, выставка, презентация, ролевая игра, практикум, тестирование, анкетирование.

Способы организации контроля:

- индивидуальный;

-групповой;

-коллективный;

-фронтальный.

Оценка результативного процесса обучения по программе осуществляется по следующим направлениям:

1.Коммуникабельность;

2. Социальная активность;

3.Эмоциально- психическое развитие.


Оценочные материалы.


Оценочные материалы: тест (приложение №1), педагогическое наблюдение.

Формой оценки учащихся при проведении аттестации служит балльная система.

13-12 баллов (высокий уровень усвоения) - задание выполнено без ошибок или есть одна ошибка.

11-10 баллов (уровень усвоения программного материала выше среднего) -  выполнена работа с двумя ошибками.

9-6 баллов (средний уровень) -  выполнена только половина задания.

5-1 баллов (низкий уровень усвоения программного материала) - если нет ответа ни на одно из заданий.







Аттестация учащихся

Объединение______________________________________________________

Группы, год обучения_______________________________________________

Ф.И.О. руководителя________________________________________________

№ п\п, кол-во уч-ся

Фамилия, имя

Начальная


Промежуточная

Итоговая

Форма аттестации

Оценка уровня выполнения

Форма аттестации

Оценка уровня выполнения

Форма аттестации

Оценка уровня выполнения

1








2








3








4








5









Анализ начальной аттестации

Всего аттестовано____________учащихся;

Высокий уровень______________чел;

Средний уровень_____________чел;

Низкий уровень_______________чел;

Причины низкого уровня аттестации______________________________________________


Анализ промежуточной аттестации

Всего аттестовано____________учащихся;

Высокий уровень______________чел;

Средний уровень_____________чел;

Низкийуровень_______________чел;

Причины низкого уровня аттестации______________________________________________


Анализ итоговой аттестации

Всего аттестовано____________учащихся;

Высокий уровень______________чел;

Средний уровень_____________чел;

Низкий уровень_______________чел;

Причины низкого уровня аттестации______________________________________________


____________________ ________________

Ф.И.О. ПДО подпись




Таблица методического обеспечения дополнительной общеобразовательной программы

Раздел программы

Формы занятий

Приемы и методы организации и учебно-воспитательного (образовательного процесса)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Теория


Инструкции, памятки


Тестирование

2

Планета по имени Земля


Теория, практика.

Объяснительно иллюстративный, наглядный практический, беседа, игра, диспут, лабораторная работа

Дидактическая игра

Мультимедийный проектор

Практическая работа

3

Загадки природы

Теория, практика.

Объяснительно иллюстративный, наглядный практический

Карточки

Мультимедийный проектор

Практическая работ , викторина

4

Человек и природа

Теория, практика.

Объяснительно иллюстративный, наглядный практический

Наглядные пособия

Мультимедийные материалы

Практическая работа

5

Голубая планета

Теория, практика.

Объяснительно иллюстративный, наглядный практический

Карточки, наглядные пособия

Мультимедийные материалы, лабораторное оборудование

Практическая работа

6

Планета насекомых

Теория, практика.

Объяснительно иллюстративный, наглядный практический

Дидактическая игра

Мультимедийные материалы

Практическая работа, тестирование

7

Мир животных

Теория, практика.

Объяснительно иллюстративный, наглядный практический

Наглядные пособия

Мультимедийные материалы, лабораторное оборудование

Практическая работа

8

Загадочный мир растений

Теория, практика.

Объяснительно иллюстративный, наглядный практический

Наглядные пособия

Мультимедийные материалы, лабораторное оборудование

Практическая работа

9

Итоговое занятие

Практика.

Практический

Карточки

Мультимедийный проектор

Конференция, тестирование






Список использованной литературы для педагога

Основная литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Феде­ рации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.

4. Краевые методические рекомендации по проектированию

общеобразовательных общеразвивающих программ (2016 г.).

Список литературу для педагога

1. Бухвалов В.А., Богданова Л.В. Введение в антропоэкологию. - М., ЛА «Варяг», 1995.

2. Бухвалов В.А., Богданова Л.В., Купер Л.З. Методы экологических исследований. - М., ЛА «Варяг», 1995.

3. Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися. Школьный экологический мониторинг. - Чебоксары, 2002.

5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. - М., 1981, 1991.

6. Полянский И.Н. Ботанические экскурсии. М., 1996.

8. Игорь Акимушкин «Мир животных» Москва 1988г.

9. В.А. Алексеев – «300 вопросов и ответов о животных», Ярославль: «Академия развития», 2005г.

10. Р. Моррис – «Тайны живой природы», М., «РОСМЕИ», 2005г.

11. С.В. Сабунаев – Энциклопедия для детей «Удивительные животные» М.А. с Ги «Астрель», 2003г.

12. Л.И. Коваленко – «Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в средней школе», дидактический материал для учителей. Саратов, «Лицей», 2003г.

13. С.В. Болушевский, В. Г. Зарапин, А.О. Караваева – «Большая энциклопедия занимательных опытов для детей», Москва, 2016г.

14. Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.

15. Дитрих А., Юрмин С., Кошурникова Н. Почемучка.Л., 1987.

16.Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.


Список литературу для детей

1. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2008.-203 с.

2. Гиряев Д.М. Юные лесоводы. - М., 1988.

3. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. - М., 1967.

4. Плечова З.Н., Репина Р.К. Экологический практикум. - Издательство «КЛИО», Чебоксары, 1998.

5. Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес. - М., 2003.

1.Г.К. Плотников «Животный мир Краснодарского края»

2.Рик Моррис «Тайна живой природа»

3.Сэнтон Томпсон – «Животные герои», М., 1985г.

4.О. Молис – «Книга для чтения по зоологии», 1981г.

5. Энциклопедия для детей. Мир энциклопедии. Аванта+, 2007.

6. Энциклопедия. Неизвестное об известном. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему?

7.Энциклопедия.Что есть что. Слово / Slovo? 1994-2000. Москва. Издательский дом «Дрофа». 1995.

8. Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.


Образовательные Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/user/drobyazko-viktoriya-aleksandrovna

https://www.maam.ru/users/2172771

https://nsportal.ru/

https://www.youtube.com/watch?v=7qBfdcI-d1Q





Приложение №1

Оценочные материалы.



Вводная аттестация:

Тест к программе «Тайны Земли»



  1. Назови какие климатические зоны ты знаешь.

а) __________________________________________________

в) __________________________________________________

с) __________________________________________________

д) __________________________________________________

е) __________________________________________________


  1. Какое животное может обходиться без пищи несколько дней?

а) жираф

в) верблюд

с) носорог


  1. Кто самое быстрое существо на планете?

а) антилопа

в) гепард

с) страус

д) я, когда опаздываю на уроки



  1. 2. Кто закапывает орехи в землю, а потом забывает о месте "тайника"?

а) Бобры

в) Белки

г) Зайцы


  1. 3. Какое животное обладает уникальным отпечатком носа, как и человек - отпечатками пальцев?

а) Кошка

в) Собака

г) Черепаха


  1. Кто чувствует вкус еды при помощи... задних лапок?

а) Божья коровка

в) Бабочка

г) Пчела


  1. Кто является самым шумным млекопитающим, производящим низкочастотные звуковые волны, которые можно воспринимать на расстоянии 805 км?

а) Слон

в) Синий кит

г) Горилла


  1. Какой хищник может разогнаться до 96 км/ч всего за 3 секунды?

а) Ягуар

в) Красная лиса

г) Гепард


  1. 7. А кто из них моногамен на протяжении всей жизни?

а)Медузы

в)Морские звезды

г)Морские коньки








11.

1 2.









13.



















Промежуточная аттестация:


Тест к программе «Тайны Земли»

1




.


2. Волокна растительного происхождения получают из:

а) крапивы

б) льна

в) шерсти

г) хлопка

3. Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. О какой лечебной ягоде идёт речь?

а) черника

б) земляника

в) клюква


4. Какой зверь самый чистоплотный?

а) Ёж

б) Заяц

в) Барсук


5. Кто закапывает орехи в землю, а потом забывает о месте "тайника"?

а) бобры

б) белки

в) зайцы


6. Из какого металла не изготавливают олимпийские медали?

а) серебро

б) золото

в) алюминий

г) бронза


7. Что поможет увидеть невидимое?

а) микроскоп

в) карта

г) атлас автомобильных дорог


8. Среди утверждений найди верное:

а) карта изображает форму Земли и её

поверхность

в) глобус имеет довольно мелкий масштаб

и может показать какую-либо местность

подробно

г) карты, на которых изображены разные

страны, называются политическими


9. Сколько океанов на Земле?

а) 5

в) 4

г) 3


10. Сколько на Земле материков?

а) 4

2) 5

3) 6


11. Какой материк самый большой на Земле?

а) Австралия

в). Евразия

г). Африка


12. На каком материке находится наша Родина?

а) Евразия

в) Азия

г) Австралия


13.



Итоговая аттестация:


Тест к программе «Тайны Земли» (итоговый)


1.Назови первых жителей Земли

_________________________________________________________________


2.Назови соседей планеты Земля

____________________________________________________________


3.Назови группу животных:

а) Животные, которые имеют три части тела, 6 ножек - это_____________________________


б) Животные, у которых тело покрыто чешуёй, дышат жабрами - это____________________


в) Животные, которые часть жизни проводят на суше, а часть – в воде это______________________


г) Животные, у которых тело покрыто шерстью, кормят детенышей молоком - это_________

д) Животные, у которых тело покрыто перьями, имеют пару крыльев – это________________


е) Животные, которые ползают по земле, тело покрыто сухой чешуёй или панцирем – это__________________________


4. Зачеркни в каждой группе «лишнее» животное:

Воробей, кузнечик, синица, свиристель, дятел, снегирь.

Карась, лещ, щука, сом, жаба, окунь.

Белка, лиса, волк, гадюка, заяц, мышь.


5. Кто чем защищается? Соотнеси стрелочками.

Оса рога

Черепаха панцирь

Бык иголки

Ёж жало


6. Запиши названия 5 лекарственных растений


_________________________________________________________________


7. Соедини животное с климатической зоной обитания






8. Напиши 5 животных занесенных в Красную книгу

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________


9.Почему некоторых животных заносят в Красную книгу?

а) Они не умеют защищать себя.

б) Они редкие и исчезающие.

в) Они очень красивые.

7. Рыбы дышат:

а) лёгкими б) жабрами в) лёгкими и жабрами

8. Соедини правильно стрелками:

10. Как называется наука, которая изучает взаимосвязь природы и человека?

__________________________________________________________________


11. Что изучает археолог?

__________________________________________________________________

12. Что изучает палеонтолог

__________________________________________________________________

13. Назови 4 научных версии почему вымерли динозавры

а)______________________________________

в)______________________________________

г)______________________________________

с)______________________________________


Приложение 2

План воспитательной работы объединения

«Тайны Земли»

Пояснительная записка

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка, всё большее значение приобретает духовно- нравственное и военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Только через системный подход к организации воспитательного процесса, возможно, обеспечить целостность становления личности обучающегося. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Воспитание в системе дополнительного образования, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей дополнительного образования считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.

Цель: Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Задачи:

-Воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.

-Формирование нравственных понятий, стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде. Помочь каждому ребенку определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

-Привить детям любовь, интерес к окружающему миру. Сохранение природы как одно из важнейших факторов культурно-этического развития.



Мероприятие

Сроки

1.

Беседа «Беслан- мы не забудем»

сентябрь

2.

Беседа по ПДД «Дорога в школу и домой»

октябрь

3.

Конкурс рисунков посвященных «Всемирному дню животных»

октябрь

4.

Устный журнал « День народного единства»

ноябрь

5.

Беседа «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях? «Конвенция о правах ребенка»

декабрь

6.

Урок мужества «Герои России»

декабрь

7.

Мероприятие « Рождественские посиделки»

январь

8.

Урок мужества «Воинская слава России»

февраль

9.

Пятиминутка «Крым-Россия – вместе навсегда»

март

10.

Конкурс рисунков , посвященных

«Дню Земли»

март

11.

Акция « Покорми птиц» , приуроченная к

Международному дню птиц

апрель

12..

Конкурс рисунков , посвященных Дню космонавтики «Космические фантазии»

апрель

13.

Конкурс стихов « Спасибо ветераны»

май

14.

Конкурс рисунков «Никогда не забудем»

май



Приложение 3


Карточки:

































Дневники наблюдения