Управление образования и молодёжной политики администрации Большемурашкинского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мастерица»
(базовый уровень)
Срок реализации 2 года
Возраст детей 8-12 лет
Составитель:
Березина Любовь Николаевна,
педагог дополнительного образования
Большое Мурашкино
2022 год
Содержание
1. Пояснительная записка ________________________________ 2-6
2. Учебный план ________________________________________ 7-9
3. Содержание учебного плана ____________________________ 10-14
4. Календарный учебный график ___________________________ 15-17
5. Формы аттестации _____________________________________ 18
6. Оценочные материалы _________________________________ 18
7. Методические материалы _______________________________ 19-20
8. Условия реализации программы _________________________ 21
9. Список литературы ____________________________________ 22
Приложение 1. Анкета «Мои интересы»_____________________ 23
Приложение 2. Оценочные материалы промежуточной ________ 24
аттестации (1 год обучения)
Приложение 3. Оценочные материалы промежуточной ________ 25
аттестации (2 год обучения)
Приложение 4. Показатели результативности освоения ________ 26
программы
Приложение 5. План воспитательной работы _________________ 27
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерица» художественной направленности базового уровня, направлена на формирование художественно-творческих способностей, положительно-эмоционального восприятия окружающего мира.
Актуальность.
Программа «Мастерица» дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, кулинарии, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать в нем свои способности. Лоскутное шитьё, вязание крючком, кулинария, изготовление сувениров – интересные и творческие занятия. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Работа по программе позволяет педагогу дополнительного образования создать необходимые условия для социализации личности ребенка, расширения и углубления знаний, умений и навыков, развитее самостоятельности, индивидуальных, изобразительных, художественно - конструкторских способностей учащихся. А так же удовлетворения их интересов, обеспечения активного и разумного досуга, что вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми и с окружающим миром.
За время обучения дети знакомятся с тремя модулями программы «Мастерица: «Лоскутное шитьё», «Вязание крючком», «Кулинария». Обучение проходит поэтапно. Программа составлена с учетом завершенности по каждому из модулей.
Особое место в программе уделяется отработке практических навыков и умений обучающихся. В процессе занятий немаловажное значение уделяется вопросам техники безопасности. Программа дает возможность изучить историю различных видов рукоделия, освоить основные приемы по их выполнению, выполнять художественную обработку материалов. В процессе практической деятельности учащиеся овладевают приемами работы в различных техниках вязания, шитья, кулинарии с учетом традиций и современных технологий, приобретают навыки работы с тканью. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело.
Посещая занятия, ребята знакомятся с инструментами (иглы, крючки, различные виды пряж и ниток, ленты, различные виды ткани т. д.). У них развивается моторика кисти рук, и глазомер воспитывается терпение, аккуратность, художественный вкус и фантазия. Возможность применять различные виды рукоделий в сочетании дает больше вариантов для усиления привлекательности и декоративности работ.
Изделия, изготовленные детьми, могут служить наглядными пособиями, выставленными экспонатами, оформительским материалом.
Новизна. Программа реализуется на селе в сетевом взаимодействии МБУ ДО ЦРТДЮ и МБОУ Советской СШ. При реализации программы используются современные технологии в декоративно-прикладном творчестве, кулинарии, индивидуальный подход педагога к ребенку в обучении.
Педагогическая целесообразность программы заключается в правильно выбранных приемах, формах, средствах и методах деятельности и применение их в соответствии с целью и задачами программы, привития стартовых навыков профессиональной деятельности: трудовой, исследовательской, поисковой. Реализация задач идет через коллективную и индивидуальную работу.
Уникальность программы – развитие индивидуальных творческих способностей воспитанников. Многие ребята шьют, вяжут дома, у них есть желание и время. Но не знают, как технически правильно изготовить то или иное изделие. Поэтому данная программа помогает каждому развить свои способности, приобрести знания, умения и навыки, используя правильную технологию изготовления, удовлетворить свои запросы и потребности.
Программа способствует развитию настойчивости, терпения, формированию эстетического вкуса, обогащению собственного досуга рукоделием, развитию творческих и коммуникативных способностей.
Адресат программы. Обучающиеся 8 – 12 лет. Обучение ведется в разновозрастных группах. Количество обучающихся в группе до 15 человек.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития учащихся. Набор ребят в объединение осуществляется без специальной подготовки и не требуется специальных знаний и умений. В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации педагог излагает новый материал всем воспитанникам одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Цель: создание благоприятных условий для творческого развития личности через приобщение детей к ценностям декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
– познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
– обучить технологиям различных видов рукоделия;
– обучить детей различным техникам работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
– обучить практическим навыкам работы в различных видах рукоделия и кулинарии.
Воспитательные:
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
– воспитывать умение довести начатое дело до конца;
– воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность.
Развивающие:
– развивать эстетический и художественный вкус;
– развивать умение создавать интересные образы, композиции;
– развивать инициативность и самостоятельность.
Объем и срок реализации программы. Общий объем программы составляет 360 ч. Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год – 144 ч.
2 год –216 ч.
Форма обучения: очная. Возможно обучение с применением дистанционных технологий.
Режим занятий: 5 раз в неделю по 2 часа. (10 ч.)
Формы и методы обучения: групповые и индивидуальные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Причем большее количество времени занимает практическая часть: изготовление поделок, сувениров, приготовление кулинарных блюд.
Используемые методы обучения:
– словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
– наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
– практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
– объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
– репродуктивный – ребята воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Планируемые результаты:
Модуль «Лоскутное шитьё»
Обучающиеся будут знать:
– инструменты и материалы, используемые при шитье, технику безопасности при работе;
– виды тканей и их происхождение;
– холодные и теплые цвета и их сочетания;
– названия основных способов лоскутного шитья;
– технику выполнения простых блоков в лоскутном шитье.
Обучающиеся будут уметь:
– правильно пользоваться инструментами (ножницами, булавками, иголками, шаблонами) и оборудованием (швейными машинами);
– выполнять основные блоки лоскутного шитья;
– подбирать материал, нитки по цвету и толщине;
– выполнять правильный раскрой изделия;
– выполнять изделия: сувениры, прихватку, салфетку с элементами лоскутного шитья.
Модуль «Вязание крючком»
Обучающиеся будут знать:
– историю ручного художественного вязания и ассортимент современных вязаных изделий.
– инструменты, виды пряжи и её свойства, правила безопасности труда;
– приёмы вязания крючком, условные обозначения на схемах узоров вязки;
- правильное положение рук при вязании крючком.
Обучающиеся будут уметь:
– правильно держать крючок, пользоваться инструментами;
– чётко и правильно выполнять основные приёмы вязания;
– применять полученные знания на практике, выполнять упражнения из столбиков и воздушных петель по схемам;
- работать по шаблону;
– изготавливать сувенирные изделия.
Модуль «Кулинария»
Обучающиеся будут знать:
– правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов;
– санитарные требования к помещению кухни;
- безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
– виды бутербродов и горячих напитков;
– виды нарезки и правила первичной обработки овощей;
– виды сладких блюд, технологию приготовления сладких блюд;
– эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к оформлению блюд.
Обучающиеся будут уметь:
– работать с кухонным оборудованием, определять качество продуктов;
– работать с бытовыми электроприборами, мыть посуду, применять моющие средства;
– выполнять нарезку овощей, соблюдать технику безопасности при приготовлении блюд;
– сервировать стол, оформлять блюда.
2. Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Мастерица»
1 год обучения
Наименование раздела | 1 полугодие | 2 полугодие | Всего недель/ часов |
Всего недель | Всего часов | Атт. | Всего недель | Всего часов | Атт. |
Модуль «Лоскутное шитьё» |
1.Вводное занятие. История лоскутного шитья. | 1 | 4 | | - | - | | 1/4 |
2.Инструменты и материалы. Правила безопасности. | 1 | 4 | | - | - | | 1/4 |
3.Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. | 1 | 4 | | - | - | | 1/4 |
4.Раскрой лоскутков. | 2 | 8 | | - | - | | 2/8 |
5.Цветовые сочетания. Техника «квадрат». | 2 | 8 | | - | - | | 2/8 |
6.Техника «Полоска». | 3 | 12 | | - | - | | 3/12 |
7.Изготовление творческого изделия. | 3 | 12 | | - | - | | 3/12 |
Всего: | | | | | | | 13/51 |
Модуль «Вязание крючком» |
8.Вводное занятие. История вязания крючком. Правильное положение рук. | 1 | 4 | | - | - | | 1/4 |
9. Основы вязания крючком. | 3 | 12 | 1 | - | - | | 3/13 |
10.Техника вязания крючком. Основные правила и приёмы. | - | - | | 4 | 16 | | 4/16 |
11.Упражнения из столбиков и воздушных петель. | - | - | | 2 | 8 | | 2/8 |
12.Вязание узорного полотна. | - | - | | 2 | 8 | | 2/8 |
13.Правила чтения схем. Условные обозначения на схемах. | - | - | | 1 | 4 | | 1/4 |
14.Сувениры. | - | - | | 3 | 14 | - | 3/14 |
Всего: | | | | | | | 16/65 |
Модуль «Кулинария» |
15.Вводное занятие. История кулинарного искусства. | - | - | | 1 | 4 | | 1/4 |
16.Пища и ее предназначение в жизни человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни | - | - | | 1 | 4 | | 1/4 |
17.Первичная обработка овощей. Техника безопасности при работе. | - | - | | 1 | 4 | | 1/4 |
18.Нарезка овощей. Техника безопасности при работе в кабинете кулинарии. | - | - | | 1 | 4 | | 1/4 |
19.Приготовление салатов. | - | - | | 1 | 4 | | 1/4 |
20.Виды бутербродов. Способы приготовления. | - | - | | 1 | 4 | | 1/4 |
21.Виды сладких блюд и напитков: компоты, чай, какао Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Сервировка стола. | - | - | | 1 | 4 2 | 1 | 1/4 |
Всего: | | | | | | | 7/28 |
Всего по программе | Всего недель/ часов за 1 год обучения (с учетом часов на аттестацию) | 36/144 |
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Мастерица»
2 год обучения
Наименование раздела | 1 полугодие | 2 полугодие | Всего недель/ часов |
Всего недель | Всего часов | Атт. | Всего недель | Всего часов | Атт. |
Модуль «Лоскутное шитьё» |
1.Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности. | 1 | 6 | | - | - | | 1/6 |
2. Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. | 1 | 6 | | - | - | | 1/6 |
3. Изготовление изделия из квадратов и треугольников. | 2 | 12 | | - | - | | 2/12 |
4. Пошив лоскутного узора из многоугольников. | 2 | 12 | | - | - | | 2/12 |
5.Узор из многоугольников. Изготовление изделия. | 4 | 24 | | - | - | | 4/24 |
6.Изготовление творческого изделия. | 4 | 22 | | - | - | | 4/22 |
Всего: | | | | | | | 14/82 |
Модуль «Вязание крючком» |
7.Вводное занятие. Техника безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания крючком» | 1 | 6 | | - | | | 1/6 |
8. Основные приемы вязания крючком | 3 | 18 | 1 | - | - | | 3/19 |
9.Упражнения из столбиков и воздушных петель. Полустолбик с накидом. Столбик с накидом. Столбик с двумя накидами. Столбик с тремя накидами. | - | - | | 3 | 18 | | 3/18 |
10.Вязание узорного полотна. | - | - | | 1 | 6 | | 1/6 |
11.Правила чтения схем. Условные обозначения на схемах. Понятие «раппорт». | - | - | | 1 | 6 | | 1/6 |
12.Сувениры. | - | - | | 4 | 24 | - | 4/24 |
Всего: | | | | | | | 13/79 |
Модуль «Кулинария» |
13.Вводное занятие. Техника безопасности и санитарии при работе. | - | - | | 1 | 6 | | 1/6 |
14. Хлеб. Сложные бутерброды Культура питания как составляющая здорового образа жизни | - | - | | 1 | 6 | | 1/6 |
15.Блюда из яиц. Использование яиц в кулинарии. Приготовление блюд. | - | - | | 1 | 6 | | 1/6 |
16.Крупы и макароны. Использование в кулинарии. Приготовление блюд. | - | - | | 2 | 12 | | 2/12 |
17. Молоко и молочные продукты. Кисломолочные продукты. Приготовление блюд. | - | - | | 1 | 6 | | 1/6 |
18.Виды сладких блюд и напитков: компоты, чай, какао Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Сервировка стола. | - | - | | 3 | 16 2 | 1 | 3/19 |
Всего: | | | | | | | 9/55 |
Всего по программе | Всего недель/ часов за 1 год обучения (с учетом часов на аттестацию) | 36/216 |
3. Содержание учебного плана
1-го года обучения
Содержание модуля «Лоскутное шитьё»
Вводное занятие.
Теория: Выявление уровня знаний и интересов детей. Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности. Знакомство с планом работы. Знакомство с материалами и инструментом. Правила поведения на занятиях. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. История лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитьё в России.
Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода. Просмотр презентации.
Инструменты и материалы.
Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.
Объекты труда: Шаблоны и трафареты.
Цвет. Цветовые сочетания
Теория: Цветовой круг. Основные, дополнительные. Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.
Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.
Шаблоны. Раскрой лоскутков.
Теория: Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.
Объекты труда: шаблоны, ткани.
Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат»
Теория: Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.
Орнамент. Виды орнаментов.
Теория: Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.
Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты.
Техника «полоска». Изготовление творческого изделия в технике «полоска».
Теория: Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно.
Содержание модуля «Вязание крючком»
Вводное занятие.
Теория: Выявление уровня знаний и интересов детей. Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности. Знакомство с планом работы. Знакомство с материалами и инструментом. Правильное положение рук при работе. Значение вязаной одежды в быту. Просмотр презентации вязаных изделий.
Вязание крючком.
Теория: История возникновения вязания крючком. Виды крючков. Особенности вязания крючком. Начало работы, начальная петля. Основные виды петель. Основные приемы вязания крючком: цепочка, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли, вязание по кругу. Условные обозначения. Пряжа, применяемая при работе. Натяжение нити при вязании. Заправка нити по окончании изделия.
Практика: Выполнение первой петли и вывязывание цепочки из воздушных петель. Вязание цепочек. Картины из цепочек. Двойная цепочка. Вывязывание закладок из двойных цепочек. Вязание образцов: полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли, пико. Вязание по кругу. Вязание образцов ажурных узоров. Сужение и расширение полотна. Выполнение петель для пуговиц.
Основы вязания крючком.
Теория: Видовое разнообразие узоров. Понятие «раппорт» узора. Отделочные элементы. Условные обозначения при вязании крючком. Сокращения петель. Определение плотности вязания. Обозначение элемента вязания на схеме.
Практика: Вывязывание полотен различной формы: треугольник, квадрат от угла, квадрат из центра. Вязание салфетки. Столбики без накида, полустолбики. Изготовление круглой салфетки из воздушных петель и полустолбиков. Вывязывание подставки под горячее из цветных ниток. Столбики с накидом, с двумя и тремя накидами. Вязание образцов с накидами. Вязание мини-мочалки. Вязание цветов. Работа со схемами. Вязаные сувениры. Составление презентации на изготовление изделия.
Содержание модуля «Кулинария»
Вводное занятие
Теория: Значение питания для жизнедеятельности организма. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ. Современная бытовая техника для приготовления пищи в домашних условиях.
Практика: Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиене. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах и других травмах.
Пища и ее предназначение в жизни человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни.
Теория: История развития и расширение пищевого рациона человека. Характеристика пищи как одной из существенных составляющих материальной культуры человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни.
Практика: Выявление потребности человека в применении кулинарного искусства. Составление правильного меню.
Первичная обработка овощей
Теория: Сортировка, мойка, очистка и нарезка. Формы простой, сложной, фигурной нарезки овощей и их применение. Правила обработки овощей с целью сохранения витаминов. Техника безопасности при работе в кабинете кулинарии.
Практика: очистка и нарезка овощей кружочками, соломкой, брусочками, кубиками, дольками и ломтиками.
Приготовление салатов
Теория: Витамины, их классификация, содержание в продуктах питания. Особенности приготовления пищи для сохранения витаминов. Рецептура приготовления салатов.
Практика: Приготовление простых салатов. Техника безопасности при нарезке овощей. Техника безопасности при работе с электроприборами.
Перечень блюд: «Оливье», «Витаминный», «Капустный», «Праздничный», «Винегрет».
Виды бутербродов. Способы приготовления.
Теория: Классификация бутербродов открытые, закрытые (сандвичи) и слоеные. Хлеб в питании человека. Технология приготовления бутербродов. Виды и оформление бутербродов.
Практика: Используемые инструменты, посуда, продукты, предназначенные для бутербродов. Оформление и подача бутербродов.
Виды сладких блюд и напитков
Теория: Виды сладких блюд и напитков: компоты, чай, какао. Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Сервировка стола.
Практика: Технология приготовления сладких блюд. Техника безопасности при работе с электроприборами. Правила безопасной работы в кабинете кулинарии.
Перечень блюд: гренки, изделия из яблок, пирог «Шорлотка»
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Презентация творческих работ.
Аттестация
Содержание учебного плана
2-го года обучения
Содержание модуля «Лоскутное шитьё»
Вводное занятие.
Теория: Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.
Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода. Просмотр презентации.
Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников.
Теория: Законы и правила орнаментальной композиции. Составление узора из квадратов и треугольников. Изготовление шаблонов. Подбор материалов. Раскрой лоскутных деталей. Пошив узора.
Объекты труда: Лоскутный узор.
Изготовление изделия из квадратов и треугольников.
Теория: Технология пошива. Выполнение узора из квадратов и треугольников. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, коврик на стул, салфетка.
Пошив лоскутного узора из многоугольников.
Узор из многоугольников. Изготовление изделия.
Теория: Изготовление шаблона. Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора из многоугольников. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная подушка, салфетка, подушка-игрушка «черепаха».
Изготовление творческого изделия.
Теория: Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.
Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
Содержание модуля «Вязание крючком»
Вводное занятие.
Теория: Правила поведения и техника безопасности при работе. Беседа «Художественные возможности вязания крючком». Просмотр презентации вязаных изделий.
Основные приемы вязания крючком
Теория: Особенности вязания различных узоров. Обучение основным приемам вязания крючком.
Объекты труда: Образцы различных вязок
Упражнения из столбиков и воздушных петель. Полустолбик с накидом.
Столбик с накидом. Столбик с двумя накидами. Столбик с тремя накидами.
Теория: Понятия «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида», «столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами»
Объекты труда: Мини сувениры, Образцы различных вязок.
Вязание узорного полотна.
Теория: Основные приемы вязания крючком. Особенности вязания круга и многоугольников. Вязание образцов ажурных узоров. Сужение и расширение полотна. Выполнение петель для пуговиц.
Объекты труда: Виды изделий, оформление дизайн-папки.
Условные обозначения на схемах. Понятие «раппорт». Правила чтения схем.
Теория: Работа со схемами. Чтение «раппорта»
Сувениры
Теория: Теория изготовления сувениров.
Объекты труда: Игольница, кухонная прихватка, диванные подушки.
Содержание модуля «Кулинария»
Вводное занятие
Теория: Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ.
Практика: Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиене. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах и других травмах.
Хлеб. Сложные бутерброды. Культура питания как составляющая здорового образа жизни.
Теория: Продукты, используемые для приготовления сложных бутербродов. Подсушивание хлеба для бутербродов. Сочетание продуктов по вкусу в бутербродах «ассорти на хлебе».
Практика: приготовление сложных бутербродов: бутерброд с маслом и зеленью,
закрытый бутерброд с сыром, гренки.
Блюда из яиц. Использование яиц в кулинарии. Приготовление блюд.
Теория: Использование яиц в кулинарии. Технология приготовления фаршированных яиц. Виды омлетов. Приготовление омлета.
Практика: приготовления фаршированных яиц с зеленью. приготовление омлета с зеленым луком.
Крупы и макароны. Использование в кулинарии. Приготовление блюд.
Теория: Виды круп. Их первичная обработка. Виды макаронных изделий и их первичная обработка. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления каш. Способы варки макаронных изделий. Процессы, происходящие при варке круп и макаронных изделий. Причины увеличения объема при варке. Соотношение крупы и макаронных изделий и жидкости при варке. Технология приготовления каш и макарон.
Практика: подготовка круп и макарон к тепловой обработке, приготовление манной каши, приготовление макарон с сыром.
Молоко и молочные продукты. Кисломолочные продукты. Приготовление блюд.
Теория: Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока. Способы определения качества молока. Сроки хранения молока. Санитарно-гигиенические требования при приготовлении блюд из молока. Технология приготовления молочных супов и каш.
Практика: приготовление молочной лапши.
Виды сладких блюд и напитков: компоты, чай, какао Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу.
Сервировка стола. Практика: Технология приготовления сладких блюд. Техника безопасности при работе с электроприборами. Правила безопасной работы в кабинете кулинарии.
Перечень блюд: гренки, печёное яблока, яблочные розочки из слоёного теста.
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Презентация творческих работ.
Аттестация
4. Календарный учебный график
№ пп | Дата проведения занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
Модуль «Лоскутное шитьё» - 51 ч. |
1 4 | | Вводное занятие. История лоскутного шитья. | 4 | Беседа, практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
5 8 | | Инструменты и материалы. Правила безопасности. | 4 | Беседа, практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Опрос |
9 13 | | Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. | 4 | Уч. занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
14 21 | | Раскрой лоскутков. | 8 | Уч. занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
22 30 | | Цветовые сочетания. Техника «квадрат». | 8 | Уч. занятие Практикум | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение. |
31 42 | | Техника «Полоска». | 12 | Уч. занятие Практикум | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение. |
43 51 | | Изготовление творческого изделия. Прихватка для кухни, салфетка, панно | 12 | Уч. занятие Практикум | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение.Выставка |
Модуль «Вязание крючком» - 65 ч. |
53 57 | | Вводное занятие. История вязания крючком. Правильное положение рук. | 4 | Уч. занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Опрос |
58 68 | | Основы вязания крючком. | 12 | Уч.занятие. Практикум | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение. |
69 83 | | Техника вязания крючком. Основные правила и приёмы. | 16 | Уч.занятие Практикум | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение. |
84 90 | | Упражнения из столбиков и воздушных петель. | 8 | Уч. занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение. |
91 97 | | Вязание узорного полотна. | 8 | Уч. занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Опрос Обсуждение. |
98 101 | | Правила чтения схем. Условные обозначения на схемах. | 4 | Уч. занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение. |
102 115 | | Сувениры. | 14 | Уч.занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Опрос Обсуждение. Выставка |
3. Модуль «Кулинария» - 28 ч |
116 119 | | Вводное занятие. История кулинарного искусства. | 4 | Занятие. | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
120 123 | | Пища и ее предназначение в жизни человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни | 4 | Уч.занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
124127 | | Первичная обработка овощей. Техника безопасности при работе. | 4 | Занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
128 131 | | Нарезка овощей. Техника безопасности при работе в кабинете кулинарии. | 4 | Практическое занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
132135 | | Приготовление салатов. | 4 | Практическое занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
136 138 | | Виды бутербродов. Способы приготовления. | 4 | Уч. занятие Практическое занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
139 142 | | Виды сладких блюд и напитков: компоты, чай, какао Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Сервировка стола. | 4 | Уч. занятие Практическое занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
144 | | Итоговое занятие. Подведение итогов. Презентация творческих работ. Аттестация | 2 | Беседа | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение Выставка |
| | Итого | 144 ч. | | | |
Календарный учебный график
2 год обучения
№ пп | Дата проведения занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
Модуль «Лоскутное шитьё» - 82 ч. |
1 6 | | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности. | 6 | Беседа, практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
7 12 | | Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. | 6 | Беседа, практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Опрос |
13 24 | | Изготовление изделия из квадратов и треугольников. | 12 | Уч. занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
25 36 | | Пошив лоскутного узора из многоугольников. | 12 | Уч. занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
37 60 | | Узор из многоугольников. Изготовление изделия. | 24 | Уч. занятие Практикум | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение. |
61 82 | | Изготовление творческого изделия. | 22 | Уч. занятие Практикум | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение. Выставка |
Модуль «Вязание крючком» - 79 ч. |
83 89 | | Вводное занятие. Техника безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания крючком» | 6 | Беседа. Уч. занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Опрос |
90 107 | | Основные приемы вязания крючком | 18 | Уч.занятие. Практикум | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение. |
108 125 | | Упражнения из столбиков и воздушных петель. Полустолбик с накидом. Столбик с накидом. Столбик с двумя накидами. Столбик с тремя накидами. | 18 | Уч.занятие Практикум | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение. |
126 131 | | Вязание узорного полотна. | 6 | Уч. занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение. |
132 137 | | Правила чтения схем. Условные обозначения на схемах. Понятие «раппорт». | 6 | Уч. занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Опрос Обсуждение. |
138 161 | | Сувениры. | 24 | Уч. занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение. Выставка |
3. Модуль «Кулинария» - 55 ч |
162 167 | | Вводное занятие. Техника безопасности и санитарии при работе. | 6 | Занятие. | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
168 173 | | Хлеб. Сложные бутерброды Культура питания как составляющая здорового образа жизни | 6 | Уч.занятие практич. занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
174179 | | Блюда из яиц. Использование яиц в кулинарии. Приготовление блюд. | 6 | Занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
180 191 | | Крупы и макароны. Использование в кулинарии. Приготовление блюд. | 12 | Практическое занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
192197 | | Молоко и молочные продукты. Кисломолочные продукты. Приготовление блюд. | 6 | Практическое занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
198 213 | | Виды сладких блюд и напитков: компоты, чай, какао Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Сервировка стола. | 16 | Уч. занятие Практическое занятие | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение |
214 216 | | Итоговое занятие. Подведение итогов. Презентация творческих работ. Аттестация | 2 | Беседа | МБОУ Сов.СШ | Обсуждение. |
| | Итого | 216 ч. | | | |
Формы аттестации
Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель − определить исходный уровень знаний воспитанников. Форма контроля: опрос.
Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения индивидуальной и совместных творческих работ, степени самостоятельности в их реализации.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Форма контроля: мастер-класс, участие в выставках.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Форма контроля: тест, выставка работ «Мастерица».
Оценочные материалы
Основными способами оценки реализации программы являются:
Начальный опрос «Мои интересы» (Приложение 1)
Промежуточный контроль: отслеживание результатов осуществляется с помощью мастер-классов по модулям программы (по выбору)
Оценочные материалы аттестации 1-го года обучения (Приложение 2)
Оценочные материалы аттестации 2-го года обучения (Приложение 3)
7. Методические материалы
Прохождение программы предполагает овладение воспитанниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
Программа предполагает работу с детьми в форме практических занятий, совместной работы детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыков. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
На ознакомительном этапе важно научить ребенка анализировать результаты своей деятельности. Развитию пространственного воображения способствует работа с тканью, пряжей, цветных ниток.
Для развития двигательной ловкости и снятия усталости на занятиях применяются здоровье сберегающие технологии. Они позволяют активизировать внимание детей и снять напряжение. В конце каждого занятия необходимо фиксировать внимание детей на достигнутом результате.
Во время реализации программы используются такие формы работы:
– занятия по группам, индивидуальные;
– мастер-классы с методическим сопровождением;
– беседы с воспитанниками и их родителями;
– изучение литературы журналов, связанных с рукоделием и кулинарией;
– просмотр видеороликов по теме занятий;
– участие в школьных, районных выставках.
Все формы работы объединены творческой деятельностью, т.е. созданием оригинальных творческих работ. Все поделки, изделия функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
Основная форма проведения занятий – групповая, что создаёт возможность коллективного творчества детей под руководством педагога и повышает интерес к творчеству. Для наиболее полного усвоения изучаемого материала используется преимущественно комбинированный тип занятий (сочетание теории и практики). На занятиях проводятся беседы, показ, игры, конкурсы, выставки.
Использование методов обучения:
Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы в процессе изучения темы.
Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных пособий, презентаций и видеофильмов по теме.
Практический: индивидуальное и совместное выполнение заданий по изучаемым темам (Изготовление сувениров, приготовление кулинарного блюда);
Игровой: создание специальных игровых заданий, моделирующих реальную жизненную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
Интерактивный: отражение мнения ребят и их самоопределение в различных формах работы − дискуссиях, мастер-классов, КТД.
Технологии:
Технология коллективной творческой деятельности. (Совместно выполненная работа – приготовление кулинарного блюда, выполнение подарков учителям и т.д.)
Игровая технология. Игровая форма создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с ребятами.
Элементы здоровьесберегающих технологий являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки воспитанников.
Оздоровительные моменты на занятиях:
1. физкультминутки
2. минутки релаксации
3. дыхательная гимнастика
4. гимнастика для глаз
Необходимо на каждом занятии проводить профилактику нарушения осанки и зрения.
Условия реализации программы
Программа реализуется на базе МБОУ Советской СШ. Для проведения занятий используется учебный класс, в котором есть необходимое пространство для групповой работы, рассчитанное на 15 посадочных мест, мебель – столы и стулья. Светотехнические приборы, позволяющие создать мягкий свет. Проветривание класса проводится по графику.
Для проведения занятий имеется необходимое оборудование: наглядный материал, карточки, инструменты и приспособления для работы для творческой деятельности – швейные электрические машины, виды ткани, ножницы для работы с тканью и бумагой, швейные иглы, нитки швейные, цветная пряжа, вязальные крючки.
Так же используется кабинет «Кулинария», в котором имеется всё необходимое оборудования для занятий по модулю «Кулинария».
Реализацией программы занимается педагог дополнительного образования, имеющий педагогический стаж более тридцати лет, что способствует более качественной и профессиональной подаче материала на занятиях.
Список литературы
Нормативно-правовые акты и документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Литература для педагога:
Еременко Т.И. Вышивка крестом. - Москва. 2000.
Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы.
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - Москва. Новая школа. 2010.
Максимова М., Кузмина М. Вязание крючком. - Москва. 2012.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль. 2013.
Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка. - Москва. 2017.
Шевченко М.С. Волшебный крючок. - Ростов-на-Дону. 2003.
Гукасова А. М. «Рукоделие в начальных классах». М., Просвещение, 2018.
Гусакова М. А. «Аппликация». М.. Просвещение, 2014.
Гусакова М. А. «Подарки своими руками». М., Сфера, 2017.
Богатая Л.М. Книга о вкусной и здоровой пище. – М: ВО, АГРОПРОМИЗДАТ, 2014.
Бутейкис Н.Г. Организация производства предприятий общесвтенного питания. М., 2010
Воробьева Т.М. Секреты русской кухни. М., 2011
Гришин П.Д., Ковалев Н.И. Технология приготовления пищи. М., 2011.
Для обучающихся:
Велхина Н.Н. Выпечка домашнего приготовления. М., 2010
Вишняченко Т.Н.Тайны кулинарии. М., 2019
Жукова В.Н. Здоровое питание. М., 2010
Конышев В А. Всё о правильном питании. — М., 2012.
3