СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерица» (базовый уровень)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерица» (базовый уровень)»

  1. Управление образования и молодёжной политики администрации Большемурашкинского муниципального района

  2. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»








Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Мастерица»

(базовый уровень)


Срок реализации 2 года

Возраст детей 8-12 лет






Составитель:

Березина Любовь Николаевна,

педагог дополнительного образования











Большое Мурашкино

2022 год


Содержание



1. Пояснительная записка ________________________________ 2-6

2. Учебный план ________________________________________ 7-9

3. Содержание учебного плана ____________________________ 10-14

4. Календарный учебный график ___________________________ 15-17

5. Формы аттестации _____________________________________ 18

6. Оценочные материалы _________________________________ 18

7. Методические материалы _______________________________ 19-20

8. Условия реализации программы _________________________ 21

9. Список литературы ____________________________________ 22

Приложение 1. Анкета «Мои интересы»_____________________ 23

Приложение 2. Оценочные материалы промежуточной ________ 24

аттестации (1 год обучения)

Приложение 3. Оценочные материалы промежуточной ________ 25

аттестации (2 год обучения)

Приложение 4. Показатели результативности освоения ________ 26

программы

Приложение 5. План воспитательной работы _________________ 27








  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерица» художественной направленности базового уровня, направлена на формирование художественно-творческих способностей, положительно-эмоционального восприятия окружающего мира.

Актуальность.

Программа «Мастерица» дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, кулинарии, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать в нем свои способности. Лоскутное шитьё, вязание крючком, кулинария, изготовление сувениров – интересные и творческие занятия. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Работа по программе позволяет педагогу дополнительного образования создать необходимые условия для социализации личности ребенка, расширения и углубления знаний, умений и навыков, развитее самостоятельности, индивидуальных, изобразительных, художественно - конструкторских способностей учащихся. А так же удовлетворения их интересов, обеспечения активного и разумного досуга, что вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми и с окружающим миром.

За время обучения дети знакомятся с тремя модулями программы «Мастерица: «Лоскутное шитьё», «Вязание крючком», «Кулинария». Обучение проходит поэтапно. Программа составлена с учетом завершенности по каждому из модулей.

Особое место в программе уделяется отработке практических навыков и умений обучающихся. В процессе занятий немаловажное значение уделяется вопросам техники безопасности. Программа дает возможность изучить историю различных видов рукоделия, освоить основные приемы по их выполнению, выполнять художественную обработку материалов. В процессе практической деятельности учащиеся овладевают приемами работы в различных техниках вязания, шитья, кулинарии с учетом традиций и современных технологий, приобретают навыки работы с тканью. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело.

Посещая занятия, ребята знакомятся с инструментами (иглы, крючки, различные виды пряж и ниток, ленты, различные виды ткани т. д.). У них развивается моторика кисти рук, и глазомер воспитывается терпение, аккуратность, художественный вкус и фантазия. Возможность применять различные виды рукоделий в сочетании дает больше вариантов для усиления привлекательности и декоративности работ.

Изделия, изготовленные детьми, могут служить наглядными пособиями, выставленными экспонатами, оформительским материалом.

Новизна. Программа реализуется на селе в сетевом взаимодействии МБУ ДО ЦРТДЮ и МБОУ Советской СШ. При реализации программы используются современные технологии в декоративно-прикладном творчестве, кулинарии, индивидуальный подход педагога к ребенку в обучении.

Педагогическая целесообразность программы заключается в правильно выбранных приемах, формах, средствах и методах деятельности и применение их в соответствии с целью и задачами программы, привития стартовых навыков профессиональной деятельности: трудовой, исследовательской, поисковой. Реализация задач идет через коллективную и индивидуальную работу.

Уникальность программы – развитие индивидуальных творческих способностей воспитанников. Многие ребята шьют, вяжут дома, у них есть желание и время. Но не знают, как технически правильно изготовить то или иное изделие. Поэтому данная программа помогает каждому развить свои способности, приобрести знания, умения и навыки, используя правильную технологию изготовления, удовлетворить свои запросы и потребности.

Программа способствует развитию настойчивости, терпения, формированию эстетического вкуса, обогащению собственного досуга рукоделием, развитию творческих и коммуникативных способностей.

Адресат программы. Обучающиеся 8 – 12 лет. Обучение ведется в разновозрастных группах. Количество обучающихся в группе до 15 человек.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития учащихся. Набор ребят в объединение осуществляется без специальной подготовки и не требуется специальных знаний и умений. В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации педагог излагает новый материал всем воспитанникам одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Цель: создание благоприятных условий для творческого развития личности через приобщение детей к ценностям декоративно-прикладного творчества.

Задачи:
Обучающие:

– познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
– обучить технологиям различных видов рукоделия;
– обучить детей различным техникам работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
– обучить практическим навыкам работы в  различных видах рукоделия и кулинарии.
Воспитательные:
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
– воспитывать умение довести начатое дело до конца;
– воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность.
Развивающие:
– развивать эстетический и художественный вкус; 
– развивать умение создавать интересные образы, композиции;
– развивать инициативность и самостоятельность.

Объем и срок реализации программы. Общий объем программы составляет 360 ч. Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год – 144 ч.

2 год –216 ч.

Форма обучения: очная. Возможно обучение с применением дистанционных технологий.

Режим занятий: 5 раз в неделю по 2 часа. (10 ч.)

Формы и методы обучения: групповые и индивидуальные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Причем большее количество времени занимает практическая часть: изготовление поделок, сувениров, приготовление кулинарных блюд.

Используемые методы обучения:

– словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

– наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

– практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

– объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

– репродуктивный – ребята воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Планируемые результаты:

Модуль «Лоскутное шитьё»

Обучающиеся будут знать:

– инструменты и материалы, используемые при шитье, технику безопасности при работе;

– виды тканей и их происхождение;

– холодные и теплые цвета и их сочетания;

– названия основных способов лоскутного шитья;

– технику выполнения простых блоков в лоскутном шитье.

Обучающиеся будут уметь:

– правильно пользоваться инструментами (ножницами, булавками, иголками, шаблонами) и оборудованием (швейными машинами);

– выполнять основные блоки лоскутного шитья;

– подбирать материал, нитки по цвету и толщине;

– выполнять правильный раскрой изделия;

– выполнять изделия: сувениры, прихватку, салфетку с элементами лоскутного шитья.

Модуль «Вязание крючком»

Обучающиеся будут знать:

– историю ручного художественного вязания и ассортимент современных вязаных изделий.

– инструменты, виды пряжи и её свойства, правила безопасности труда;

– приёмы вязания крючком, условные обозначения на схемах узоров вязки;

- правильное положение рук при вязании крючком.

Обучающиеся будут уметь:

– правильно держать крючок, пользоваться инструментами;

– чётко и правильно выполнять основные приёмы вязания;

– применять полученные знания на практике, выполнять упражнения из столбиков и воздушных петель по схемам;

- работать по шаблону;

– изготавливать сувенирные изделия.

Модуль «Кулинария»

Обучающиеся будут знать:

– правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов;

– санитарные требования к помещению кухни;

- безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
– виды бутербродов и горячих напитков;
– виды нарезки и правила первичной обработки овощей;
– виды сладких блюд, технологию приготовления сладких блюд;

– эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к оформлению блюд.
Обучающиеся будут уметь:

– работать с кухонным оборудованием, определять качество продуктов;

– работать с бытовыми электроприборами, мыть посуду, применять моющие средства;
– выполнять нарезку овощей, соблюдать технику безопасности при приготовлении блюд;

– сервировать стол, оформлять блюда.


2. Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы «Мастерица»

1 год обучения

Наименование раздела

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель/

часов

Всего недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.

Модуль «Лоскутное шитьё»

1.Вводное занятие. История лоскутного шитья.

1

4


-

-


1/4

2.Инструменты и материалы. Правила безопасности.

1

4


-

-


1/4

3.Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны.

1


4



-

-


1/4

4.Раскрой лоскутков.

2

8


-

-


2/8

5.Цветовые сочетания. Техника «квадрат».

2

8


-

-


2/8

6.Техника «Полоска».

3

12


-

-


3/12

7.Изготовление творческого изделия.

3

12


-

-


3/12

Всего:







13/51

Модуль «Вязание крючком»

8.Вводное занятие. История вязания крючком. Правильное положение рук.

1

4


-

-


1/4

9. Основы вязания крючком.

3

12

1

-

-


3/13

10.Техника вязания крючком.

Основные правила и приёмы.

-

-


4

16


4/16

11.Упражнения из столбиков и воздушных петель.

-

-


2

8


2/8

12.Вязание узорного полотна.

-

-


2

8


2/8

13.Правила чтения схем.

Условные обозначения на схемах.

-

-


1

4


1/4

14.Сувениры.

-

-


3

14

-

3/14

Всего:







16/65

Модуль «Кулинария»

15.Вводное занятие. История кулинарного искусства.

-

-


1

4


1/4

16.Пища и ее предназначение в жизни человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни

-

-


1

4


1/4

17.Первичная обработка овощей. Техника безопасности при работе.

-

-


1

4


1/4

18.Нарезка овощей. Техника безопасности при работе в кабинете кулинарии.

-

-


1

4


1/4

19.Приготовление салатов.

-

-


1

4


1/4

20.Виды бутербродов. Способы приготовления.

-

-


1

4


1/4

21.Виды сладких блюд и напитков: компоты, чай, какао Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу.

Сервировка стола.

-

-


1

4




2

1

1/4




Всего:







7/28

Всего по программе


Всего недель/ часов за 1 год обучения (с учетом часов на аттестацию)

36/144




Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы «Мастерица»

2 год обучения

Наименование раздела

1 полугодие

2 полугодие

Всего недель/

часов

Всего недель

Всего часов

Атт.

Всего недель

Всего часов

Атт.

Модуль «Лоскутное шитьё»

1.Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности.

1

6


-

-


1/6

2. Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников.

1

6


-

-


1/6

3. Изготовление изделия из квадратов и треугольников.

2


12



-

-


2/12

4. Пошив лоскутного узора из многоугольников.

2

12


-

-


2/12

5.Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

4

24


-

-


4/24

6.Изготовление творческого изделия.

4

22


-

-


4/22

Всего:







14/82

Модуль «Вязание крючком»

7.Вводное занятие. Техника безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания крючком»

1

6


-



1/6

8. Основные приемы вязания крючком

3

18

1

-

-


3/19

9.Упражнения из столбиков и воздушных петель. Полустолбик с накидом.

Столбик с накидом.

Столбик с двумя накидами. Столбик с тремя накидами.

-

-


3

18


3/18

10.Вязание узорного полотна.

-

-


1

6


1/6

11.Правила чтения схем.

Условные обозначения на схемах. Понятие «раппорт».

-

-


1

6


1/6

12.Сувениры.

-

-


4

24

-

4/24

Всего:







13/79

Модуль «Кулинария»

13.Вводное занятие. Техника безопасности и санитарии при работе.

-

-


1

6


1/6

14. Хлеб. Сложные бутерброды Культура питания как составляющая здорового образа жизни

-

-


1

6


1/6

15.Блюда из яиц. Использование яиц в кулинарии. Приготовление блюд.

-

-


1

6


1/6

16.Крупы и макароны. Использование в кулинарии. Приготовление блюд.

-

-


2

12


2/12

17. Молоко и молочные продукты. Кисломолочные продукты. Приготовление блюд.

-

-


1

6


1/6

18.Виды сладких блюд и напитков: компоты, чай, какао Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу.

Сервировка стола.

-

-


3

16




2

1

3/19




Всего:







9/55

Всего по программе


Всего недель/ часов за 1 год обучения (с учетом часов на аттестацию)

36/216



3. Содержание учебного плана

1-го года обучения


Содержание модуля «Лоскутное шитьё»

Вводное занятие.

Теория: Выявление уровня знаний и интересов детей. Знакомство с прави­лами поведения и техникой безопасности. Знакомство с планом работы. Знакомство с материалами и инструментом. Правила поведения на занятиях. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. История лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитьё в России.

Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода. Просмотр презентации.

Инструменты и материалы.

Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.

Объекты труда: Шаблоны и трафареты.


Цвет. Цветовые сочетания

Теория: Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.

Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов. 


Шаблоны. Раскрой лоскутков.

Теория: Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.

Объекты труда: шаблоны, ткани.


Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат»

Теория: Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.


 Орнамент. Виды орнаментов. 

Теория: Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.

Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты.


Техника «полоска». Изготовление творческого изделия в технике «полоска».

   Теория:  Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно.


Содержание модуля «Вязание крючком»

Вводное занятие.

Теория: Выявление уровня знаний и интересов детей. Знакомство с прави­лами поведения и техникой безопасности. Знакомство с планом работы. Знакомство с материалами и инструментом. Правильное положение рук при работе. Значение вязаной одежды в быту. Просмотр презентации вязаных изделий.

Вязание крючком.

Теория: История возникновения вязания крючком. Виды крючков.  Особенности вязания крючком. Начало работы, начальная петля. Основные виды петель. Основные приемы вязания крючком: цепочка, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли, вязание по кругу. Условные обозначения. Пряжа, применяемая при работе. Натяжение нити при вязании. Заправка нити по окончании  изделия.

Практика: Выполнение первой петли и вывязывание цепочки из воздушных петель. Вязание цепочек. Картины из цепочек. Двойная цепочка. Вывязывание закладок из двойных цепочек. Вязание образцов: полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, длинные петли, пико. Вязание по кругу. Вязание образцов ажурных узоров. Сужение и расширение полотна. Выполнение петель для пуговиц.

Основы вязания крючком.

Теория: Видовое разнообразие узоров. Понятие «раппорт» узора. Отделочные элементы. Условные обозначения при вязании крючком. Сокращения петель. Определение плотности вязания. Обозначение элемента вязания на схеме.

Практика: Вывязывание полотен различной формы: треугольник, квадрат от угла, квадрат из центра. Вязание салфетки. Столбики без накида, полустолбики. Изготовление круглой салфетки из воздушных петель и полустолбиков. Вывязывание подставки под горячее из цветных ниток. Столбики с накидом, с двумя и тремя накидами. Вязание образцов с накидами. Вязание мини-мочалки. Вязание цветов. Работа со схемами. Вязаные сувениры. Составление презентации на изготовление изделия.


Содержание модуля «Кулинария»

Вводное занятие 

Теория: Значение питания для жизнедеятельности организма. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ. Современная бытовая техника для приготовления пищи в домашних условиях.

Практика: Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиене. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах и других травмах.

Пища и ее предназначение в жизни человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни.

Теория: История развития и расширение пищевого рациона человека. Характеристика пищи как одной из существенных составляющих материальной культуры человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни.

Практика: Выявление потребности человека в применении кулинарного искусства. Составление правильного меню.


Первичная обработка овощей

Теория: Сортировка, мойка, очистка и нарезка. Формы простой, сложной, фигурной нарезки овощей и их применение. Правила обработки овощей с целью сохранения витаминов. Техника безопасности при работе в кабинете кулинарии.

Практика: очистка и нарезка овощей кружочками, соломкой, брусочками, кубиками, дольками и ломтиками.

Приготовление салатов

Теория: Витамины, их классификация, содержание в продуктах питания. Особенности приготовления пищи для сохранения витаминов. Рецептура приготовления салатов.

Практика: Приготовление простых салатов. Техника безопасности при нарезке овощей. Техника безопасности при работе с электроприборами.

Перечень блюд: «Оливье», «Витаминный», «Капустный», «Праздничный», «Винегрет».

Виды бутербродов. Способы приготовления.

Теория: Классификация бутербродов открытые, закрытые (сандвичи) и слоеные. Хлеб в питании человека. Технология приготовления бутербродов. Виды и оформление бутербродов.

Практика: Используемые инструменты, посуда, продукты, предназначенные для бутербродов. Оформление и подача бутербродов.

Виды сладких блюд и напитков

Теория: Виды сладких блюд и напитков: компоты, чай, какао. Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Сервировка стола.

Практика: Технология приготовления сладких блюд. Техника безопасности при работе с электроприборами. Правила безопасной работы в кабинете кулинарии.

Перечень блюд: гренки, изделия из яблок, пирог «Шорлотка»

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Презентация творческих работ.

Аттестация


Содержание учебного плана

2-го года обучения


Содержание модуля «Лоскутное шитьё»

Вводное занятие.

Теория: Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.

Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода. Просмотр презентации.


Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников.

Теория:  Законы и правила орнаментальной композиции. Составление узора из квадратов и треугольников. Изготовление шаблонов. Подбор материалов. Раскрой лоскутных деталей.  Пошив узора.

Объекты труда: Лоскутный узор.

Изготовление изделия из квадратов и треугольников.

Теория: Технология пошива. Выполнение узора из квадратов и треугольников. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

Объекты труда: Лоскутная прихватка, коврик на стул, салфетка.


Пошив лоскутного узора из многоугольников.

Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

Теория: Изготовление шаблона. Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора из многоугольников. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

 Объекты труда: Лоскутная подушка, салфетка, подушка-игрушка «черепаха».


Изготовление творческого изделия.

Теория:  Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.


Содержание модуля «Вязание крючком»

Вводное занятие.

Теория: Прави­ла поведения и техника безопасности при работе. Беседа «Художественные возможности вязания крючком». Просмотр презентации вязаных изделий.

Основные приемы вязания крючком

Теория: Особенности вязания различных узоров. Обучение основным приемам вязания крючком.

Объекты труда: Образцы различных вязок

Упражнения из столбиков и воздушных петель. Полустолбик с накидом.

Столбик с накидом. Столбик с двумя накидами. Столбик с тремя накидами.


Теория: Понятия «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида», «столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами»

Объекты труда: Мини сувениры, Образцы различных вязок.


Вязание узорного полотна.

Теория: Основные приемы вязания крючком. Особенности вязания круга и многоугольников. Вязание образцов ажурных узоров. Сужение и расширение полотна. Выполнение петель для пуговиц.

Объекты труда: Виды изделий, оформление дизайн-папки.


Условные обозначения на схемах. Понятие «раппорт». Правила чтения схем.

Теория: Работа со схемами. Чтение «раппорта»


Сувениры

Теория: Теория изготовления сувениров.

Объекты труда: Игольница, кухонная прихватка, диванные подушки.


Содержание модуля «Кулинария»

Вводное занятие 

Теория: Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ.

Практика: Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиене. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах и других травмах.


Хлеб. Сложные бутерброды. Культура питания как составляющая здорового образа жизни.

Теория: Продукты, используемые для приготовления сложных бутербродов. Подсушивание хлеба для бутербродов. Сочетание продуктов по вкусу в бутербродах «ассорти на хлебе».

Практика: приготовление сложных бутербродов: бутерброд с маслом и зеленью,
закрытый бутерброд с сыром, гренки.

Блюда из яиц. Использование яиц в кулинарии. Приготовление блюд.

Теория: Использование яиц в кулинарии. Технология приготовления фаршированных яиц. Виды омлетов. Приготовление омлета.

Практика: приготовления фаршированных яиц с зеленью. приготовление омлета с зеленым луком.


Крупы и макароны. Использование в кулинарии. Приготовление блюд.

Теория: Виды круп. Их первичная обработка. Виды макаронных изделий и их первичная обработка. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления каш. Способы варки макаронных изделий. Процессы, происходящие при варке круп и макаронных изделий. Причины увеличения объема при варке. Соотношение крупы и макаронных изделий и жидкости при варке. Технология приготовления каш и макарон.

Практика: подготовка круп и макарон к тепловой обработке, приготовление манной каши, приготовление макарон с сыром.


Молоко и молочные продукты. Кисломолочные продукты. Приготовление блюд.

Теория: Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока. Способы определения качества молока. Сроки хранения молока. Санитарно-гигиенические требования при приготовлении блюд из молока. Технология приготовления молочных супов и каш.

Практика: приготовление молочной лапши.

Виды сладких блюд и напитков: компоты, чай, какао Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу.

Сервировка стола.

Практика: Технология приготовления сладких блюд. Техника безопасности при работе с электроприборами. Правила безопасной работы в кабинете кулинарии.

Перечень блюд: гренки, печёное яблока, яблочные розочки из слоёного теста.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Презентация творческих работ.

Аттестация


4. Календарный учебный график

пп

Дата проведения занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

  1. Модуль «Лоскутное шитьё» - 51 ч.

1

4



Вводное занятие. История лоскутного шитья.

4

Беседа, практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

5

8


Инструменты и материалы. Правила безопасности.

4

Беседа, практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Опрос

9

13


Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны.

4

Уч. занятие практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

14

21


Раскрой лоскутков.

8

Уч. занятие практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

22

30


Цветовые сочетания. Техника «квадрат».

8

Уч. занятие

Практикум

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение.

31

42


Техника «Полоска».

12

Уч. занятие

Практикум

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение.

43

51


Изготовление творческого изделия.

Прихватка для кухни, салфетка, панно

12

Уч. занятие

Практикум

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение.Выставка

  1. Модуль «Вязание крючком» - 65 ч.

53

57



Вводное занятие. История вязания крючком. Правильное положение рук.

4

Уч. занятие практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Опрос

58

68


Основы вязания крючком.

12

Уч.занятие.

Практикум

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение.

69

83


Техника вязания крючком.

Основные правила и приёмы.

16

Уч.занятие

Практикум

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение.

84

90


Упражнения из столбиков и воздушных петель.

8

Уч. занятие практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение.

91

97


Вязание узорного полотна.

8

Уч. занятие практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Опрос Обсуждение.

98

101


Правила чтения схем.

Условные обозначения на схемах.

4

Уч. занятие практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение.

102

115


Сувениры.

14

Уч.занятие

практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Опрос

Обсуждение. Выставка

3. Модуль «Кулинария» - 28 ч

116

119


Вводное занятие. История кулинарного искусства.

4

Занятие.

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

120

123


Пища и ее предназначение в жизни человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни

4

Уч.занятие практич. занятие


МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

124127


Первичная обработка овощей. Техника безопасности при работе.

4

Занятие


МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

128

131


Нарезка овощей. Техника безопасности при работе в кабинете кулинарии.

4

Практическое занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

132135


Приготовление салатов.

4

Практическое занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

136

138


Виды бутербродов. Способы приготовления.

4

Уч. занятие

Практическое занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

139

142


Виды сладких блюд и напитков: компоты, чай, какао Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу.

Сервировка стола.


4

Уч. занятие

Практическое занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

144


Итоговое занятие.

Подведение итогов. Презентация творческих работ.

Аттестация

2

Беседа

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение Выставка



Итого

144 ч.






Календарный учебный график

2 год обучения

пп

Дата проведения занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

  1. Модуль «Лоскутное шитьё» - 82 ч.

1

6



Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности.

6

Беседа, практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

7

12


Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников.

6

Беседа, практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Опрос

13

24


Изготовление изделия из квадратов и треугольников.

12


Уч. занятие практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

25

36


Пошив лоскутного узора из многоугольников.

12

Уч. занятие практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

37

60


Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

24

Уч. занятие

Практикум

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение.

61

82


Изготовление творческого изделия.

22

Уч. занятие

Практикум

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение. Выставка

  1. Модуль «Вязание крючком» - 79 ч.

83

89


Вводное занятие. Техника безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания крючком»

6

Беседа.

Уч. занятие практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Опрос

90

107


Основные приемы вязания крючком

18

Уч.занятие.

Практикум

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение.

108

125


Упражнения из столбиков и воздушных петель. Полустолбик с накидом.

Столбик с накидом.

Столбик с двумя накидами. Столбик с тремя накидами.

18

Уч.занятие

Практикум

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение.

126

131


Вязание узорного полотна.

6

Уч. занятие практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение.

132

137


Правила чтения схем.

Условные обозначения на схемах. Понятие «раппорт».

6

Уч. занятие практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Опрос Обсуждение.

138

161


Сувениры.

24

Уч. занятие практич. занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение. Выставка

3. Модуль «Кулинария» - 55 ч

162

167


Вводное занятие. Техника безопасности и санитарии при работе.

6

Занятие.

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

168

173


Хлеб. Сложные бутерброды Культура питания как составляющая здорового образа жизни

6

Уч.занятие практич. занятие


МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

174179


Блюда из яиц. Использование яиц в кулинарии. Приготовление блюд.

6

Занятие


МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

180

191


Крупы и макароны. Использование в кулинарии. Приготовление блюд.

12

Практическое занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

192197


Молоко и молочные продукты. Кисломолочные продукты. Приготовление блюд.

6

Практическое занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

198

213


Виды сладких блюд и напитков: компоты, чай, какао Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу.

Сервировка стола.

16





Уч. занятие

Практическое занятие

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение

214

216


Итоговое занятие.

Подведение итогов. Презентация творческих работ.

Аттестация

2

Беседа

МБОУ Сов.СШ

Обсуждение.



Итого

216 ч.






  1. Формы аттестации

Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель − определить исходный уровень знаний воспитанников. Форма контроля: опрос.

Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения индивидуальной и совместных творческих работ, степени самостоятельности в их реализации.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Форма контроля: мастер-класс, участие в выставках.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Форма контроля: тест, выставка работ «Мастерица».


  1. Оценочные материалы

Основными способами оценки реализации программы являются:

  • Начальный опрос «Мои интересы» (Приложение 1)

  • Промежуточный контроль: отслеживание результатов осуществляется с помощью мастер-классов по модулям программы (по выбору)

  • Оценочные материалы аттестации 1-го года обучения (Приложение 2)

  • Оценочные материалы аттестации 2-го года обучения (Приложение 3)


7. Методические материалы


Прохождение программы предполагает овладение воспитанниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме практических занятий, совместной работы детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыков. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

На ознакомительном этапе важно научить ребенка анализировать результаты своей деятельности. Развитию пространственного воображения способствует работа с тканью, пряжей, цветных ниток.

Для развития двигательной ловкости и снятия усталости на занятиях применяются здоровье сберегающие технологии. Они позволяют активизировать внимание детей и снять напряжение. В конце каждого занятия необходимо фиксировать внимание детей на достигнутом результате.

Во время реализации программы используются такие формы работы:

– занятия по группам, индивидуальные;

– мастер-классы с методическим сопровождением;

– беседы с воспитанниками и их родителями;

– изучение литературы журналов, связанных с рукоделием и кулинарией;

– просмотр видеороликов по теме занятий;

– участие в школьных, районных выставках.

Все формы работы объединены творческой деятельностью, т.е. созданием оригинальных творческих работ. Все поделки, изделия функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

Основная форма проведения занятий – групповая, что создаёт возможность коллективного творчества детей под руководством педагога и повышает интерес к творчеству. Для наиболее полного усвоения изучаемого материала используется преимущественно комбинированный тип занятий (сочетание теории и практики). На занятиях проводятся беседы, показ, игры, конкурсы, выставки.

Использование методов обучения:

  • Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы в процессе изучения темы.

  • Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных пособий, презентаций и видеофильмов по теме.

  • Практический: индивидуальное и совместное выполнение заданий по изучаемым темам (Изготовление сувениров, приготовление кулинарного блюда);

  • Игровой: создание специальных игровых заданий, моделирующих реальную жизненную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;

  • Интерактивный: отражение мнения ребят и их самоопределение в различных формах работы − дискуссиях, мастер-классов, КТД.

Технологии:

  • Технология коллективной творческой деятельности. (Совместно выполненная работа – приготовление кулинарного блюда, выполнение подарков учителям и т.д.)

  • Игровая технология. Игровая форма создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с ребятами.

  • Элементы здоровьесберегающих технологий являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки воспитанников.

Оздоровительные моменты на занятиях:

1.  физкультминутки

2.  минутки релаксации

3.  дыхательная гимнастика

4.  гимнастика для глаз

Необходимо на каждом занятии проводить профилактику нарушения осанки и зрения.

  1. Условия реализации программы

Программа реализуется на базе МБОУ Советской СШ. Для проведения занятий используется учебный класс, в котором есть необходимое пространство для групповой работы, рассчитанное на 15 посадочных мест, мебель – столы и стулья. Светотехнические приборы, позволяющие создать мягкий свет. Проветривание класса проводится по графику.

Для проведения занятий имеется необходимое оборудование: наглядный материал, карточки, инструменты и приспособления для работы для творческой деятельности – швейные электрические машины, виды ткани, ножницы для работы с тканью и бумагой, швейные иглы, нитки швейные, цветная пряжа, вязальные крючки.

Так же используется кабинет «Кулинария», в котором имеется всё необходимое оборудования для занятий по модулю «Кулинария».

Реализацией программы занимается педагог дополнительного образования, имеющий педагогический стаж более тридцати лет, что способствует более качественной и профессиональной подаче материала на занятиях.


  1. Список литературы

Нормативно-правовые акты и документы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».


Литература для педагога:


  1. Еременко Т.И. Вышивка крестом. - Москва. 2000.

  2. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы.

  3. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. - Москва. Новая школа. 2010.

  4. Максимова М., Кузмина М. Вязание крючком. - Москва. 2012.

  5. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль. 2013.

  6. Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка. - Москва. 2017.

  7. Шевченко М.С. Волшебный крючок. - Ростов-на-Дону. 2003.

  8. Гукасова А. М. «Рукоделие в начальных классах». М., Просвещение, 2018.

  9. Гусакова М. А. «Аппликация». М.. Просвещение, 2014.

  10. Гусакова М. А. «Подарки своими руками». М., Сфера, 2017.

  11. Богатая Л.М. Книга о вкусной и здоровой пище. – М: ВО, АГРОПРОМИЗДАТ, 2014.

  12. Бутейкис Н.Г. Организация производства предприятий общесвтенного питания. М., 2010

  13. Воробьева Т.М. Секреты русской кухни. М., 2011

  14. Гришин П.Д., Ковалев Н.И. Технология приготовления пищи. М., 2011.


Для обучающихся:

  1. Велхина Н.Н. Выпечка домашнего приготовления. М., 2010

  2. Вишняченко Т.Н.Тайны кулинарии. М., 2019

  3. Жукова В.Н. Здоровое питание. М., 2010

  4. Конышев В А. Всё о правильном питании. — М., 2012.






3