СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности театральная студия "Экспромт"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - воспитание человека, способного создавать прекрасное в себе и вокруг себя. Формировать творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности театральная студия "Экспромт"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОГОРОДИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Театральная студия «Экспромт»



Направленность: культурно - просветительская

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся 12-14 лет

Срок реализации 1 год









Автор-составитель:

БЕССАРАБОВА Светлана Михайловна

Учитель музыки высшей категории







д. Богородицкое

Пояснительная записка
Основная масса учащихся, как известно, начинает приобщение к театру вместе с поступлением в школу. Именно школа берет на себя функцию массового целенаправленного приобщения к театру, т. к. театр приносит радость соучастия сотворчества.

Непреодолимая и естественная склонность подростков к театральной игре – главная черта детского состояния.

Программа театральной студии «ЭКСПРОМТ» способна развить у подростков восприятие прекрасного в себе, и к созданию прекрасного в себе и вокруг себя. Это духовное и пластическое развитие школьника (любого возраста). Это обязательно граничит и проникает в нравственную задачу – воспитание духовных ценностей. Появление духовных ценностей органично связано с процессами критического мышления и самосознания. А, если принять за аксиому, что люди могут жить сообща, то надо еще формировать способность к деятельности в группе, т. е. коммуникативные способности. Это осознается особенно важно при работе с программой эстетического воспитания.

 

Направленность образовательной программы

Художественно – эстетическая направленность, ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

 

Новизна, актуальной программы

Общеобразовательное учреждение дает нужный объем знаний, умений и навыков школьнику в рамках школьной программы. Но современный выпускник должен не только хорошо владеть этими знаниями, но и ориентироваться и общаться в той ситуации, в которую он попадает, входя во взрослую жизнь. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, продумывать и выбирать варианты действий. Выпускник должен развить в себе творческие способности, чтобы решать новые для себя задачи. Театральные занятия – одни из самых творческих возможностей самореализации школьника. Здесь творчество и фантазия соседствуют друг с другом. Реализуя гуманистическую направленность процессов воспитания и развития личности ребенка в современном обществе, необходимо так же уделять особое внимание духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности ребенка.

Школьный театр базируется на единстве коллективного творчества, подчиненности общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя – с другой, имеет опыт индивидуализации и социализации.

Используя на занятиях театральной деятельности музыку, изобразительное искусство, литературу – решаются сразу ряд проблем, предоставляя в наш педагогический арсенал:

1.  Принцип синтеза различных видов искусств.

2.  Режиссуру построения игровой ситуации, в которой возможно подключение собственного опыта ребенка.

3.  Технологию развития воображения на основе игрового ассоциативного тренинга.

Весь курс делится на теоретическую и практическую части. Само занятие включает в себя одновременно и теорию, о чем – либо, и различные тренинги (речевой, пластический, физический), этюды, ролевые игры. При постановки какого спектакля, сценок отводится время на репетиции, прогоны, сдачу и саму премьеру – выступление. Дети в студии набираются по желанию.

 

Цели, задачи программы

Цель программы: формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, способной к самореализации. Развитие понимания и любви к искусству во всех ее проявлениях.

Задачи:

* развитие у учащихся высоких эстетических чувств и вкуса;

* приобщение учащихся Лицея к эстетической культуре;

* развитие творческих способностей, фантазии;

* вовлечение учащихся в художественно–творческую деятельность Лицея;

* расширение общего и интеллектуального кругозора;

* воспитание трудолюбия, последовательности действий, умения доводить начатое действие до конца;

* воспитание взаимопомощи и выручки, культуры общения между собой;

* раннее выявление способных и одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности;

* изучение истории театрального искусства и костюма, умение различать виды театра и искусства;

* расширение знаний о литературе, драматургией и различной режиссерской постановки;

* формирование у детей уверенность в себе, стремления преодолевать собственную скованность, закомплексованность.

 

 

Возраст детей.

Программа адресована учащимся 6-7 классов. Дети в студию набираются по потребности и своему желанию, на основании заявления родителей (законных представителей).

 

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения (68 часов), в неделю – 2 часа.

 

Форма и режим занятий.

В театральную студию дети приходят с большим желанием приобщиться к прекрасному, играть и выступать. Атмосфера театральных занятий пробуждает в детях их творческое, художественное начало. Создается деловое сотрудничество – учитель – ученик, режиссер – актер. Здесь каждый сможет полно выразить свои мысли и чувства, свои желания и возможности. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьника – индивидуальную, групповую или коллективную.

Групповая работа предпочтительнее для ребят. Они с удовольствием общаются между собой, распределяя данные задания, роли. Это возможность не только хорошо узнать друг друга, но и сравнить себя с ними. Кроме того, этот принцип работы требует внимание, уважение и терпимость к чужой точке зрения, умение отстаивать свою. Ребята приходят к выводу, что их успех зависит от совместной коллективной работы, от их партнерства. Особенно это важно во время постановки спектакля. От этого зависит его результат. Поэтому обучающий процесс строится на основе групповых занятий, обеспечивая для них разнообразие ролевых игр, тренингов.

Основной формой учебного процесса является кружковое занятие. Курс рассчитан на занятия по 1 часу в неделю.

Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 часа.

Программа реализуется в течение одного учебного года. Учебно-тематический план соотнесен с целями и задачами программы, сроками, этапами и порядком её реализации.

Учебная группа формируются из мальчиков и девочек разного возраста с учетом уровня их общего развития. Однако, желательно, чтобы разница в возрасте обучающихся в группе не превышала одного-двух лет. Оптимальная численность группы 12 человек.

Система занятий – групповая. Режим – один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 1 ч 20 минут.

Занятия театральной студии состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

 

Форма работы

Форма занятий – групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены, театральные игры, беседы, спектакли, праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

 

Методы работы

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральной студии дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Ребята привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

 

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

* текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

* промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

* итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьес для свободного просмотра.

 

Прогнозируемый результат

В начальный период обучения ребята должны научиться понимать:

* значение и многообразие театра;

* умение тщательно работать над ролью: раскрыть тему, конфликт, события, характер персонажей, жанр.

* постепенно в течение года при систематической работе, дети осваивают актерское мастерство;

* чувство партнерства, техника общения;

* умение двигаться – пластика тела;

* умение говорить, управлять своим голосом;

* умение полностью раскрепощаться – легко и непринужденно держаться на сцене;

* умение импровизировать во время репетиций и игры на сцене.

Итог проделанной в течение года работы – это постановка спектакля.

 

Виды выполнений итоговой работы

Итоговая работа театральной студии – коллективная постановка спектакля, вечера или праздника, результат участия в конкурсах художественной направленности.

Самостоятельная работа ученика проявляется на сцене, как освоения актерского мастерства. Театральная постановка осуществляется под руководством педагога. Актерская игра на сцене дает возможность наблюдать за умениями и навыками, которые приобрел ученик, восхищаться его талантом, творческой игрой импровизации (которые он «отточил» в процессе обучения). Это своего рода отчет итоговой работы в участии в создании спектакля (театрализованного представления) на районных и школьных мероприятиях.

Динамика интереса учащихся к данному курсу отслеживается с помощью опроса.

Обучающиеся научатся:
*включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

* работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

*обращаться за помощью;

*формулировать свои затруднения;

*предлагать помощь и сотрудничество;

* слушать собеседника;

* договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;•

* формулировать собственное мнение и позицию;

* осуществлять взаимный контроль;адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающиеся получат возможность научиться:

* читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

* выразительному чтению;

* различать произведения по жанру;

* развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

* видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

* сочинять этюды по сказкам;

*умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение.

 

  Раздел 2.

Содержание программы

Азбука театра .

Теория: Знакомство с группой. Права и обязанности кружковцев. Знакомство с правилами поведения в кружке, с техникой безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе, правилами противопожарной безопасности.

Введение в программу. Знакомство с программой кружка, основные моменты. Беседа на тему «Что мы знаем о театре?» Краткое содержание тем программы. Презентация о театральной жизни. Театр как вид искусства. Практика: Театр вокруг нас. Путешествие по театральным картинкам и программкам. Ролевая игра «Мы идем в театр». Импровизация «Кто какую роль играет в жизни».

Актер – главное «чудо» театра. Беседа «Почему актера называют чудом?» О профессии актера и его способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку», «Одно и то же по-разному».

Формирование навыка творческой мобилизации .

Практика: упражнения на развитие зрительного внимания «Повтори позу», «Зеркало», «Равномерно занять класс», «Кто во что одет», «Круг» и т.д. Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений «Послушаем тишину», «Воробей-ворона», «Летает не летает», «Узнай товарища», «Увидеть пальцами», «Цветочный магазин», «Душ», «Кондитерская» и т.д.

Память физических действий .

Практика: Правильное распределение внимания и мускульных напряжений в процессе работы с воображаемыми предметами. Где глаза? Какая мускулатура работает. Индивидуальные задания на память физических действий. Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

Перевоплощение. Превращение .

Теория: Формирование первоначального представления о перевоплощении.

Практика: Выполнение этюдов через пластические характеристики растительного мира: этюды «Я – дерево, цветок, травинка, листик на ветру» и т.п. Упражнения «Превращение предмета», «Превратился сам», «Действие – подражание».

Пространство.

Практика: Сочинение и исполнение этюдов «Я в море», «Я в дремучем лесу», «Я в горах», «Я в пустыне». Упражнение «Эхо». Упражнения на звукоподражание.

Звучание .

Практика: Выполнение упражнений на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн, вой ветра и т.д. Голоса птиц, кошек, собак, лошадей, коров и т.д. Голос медведя, тигра, волка. Разговор обезьян. Жужжание мух, комара, пчел, кваканье лягушек и т.д. Этюд «Птичий переполох».

Сценическое движение .

Практика: Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук «Волна», «Подводные растения» «Деревья», «Плавники» и т.д. Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом.

Сценическая речь. Развитие речевого аппарата .

Практика: Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная сетка», «Покусывание», «Лопатки – жало», «Лошадки» и т.д. Упражнения «и,э,а,о,у,ы»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы- ббы» и т.п. Сказ о том, как была придумана азбука ( по сказке Р.Киплинга). Знакомство с русским детским фольклором через работу над скороговорками типа: Добры бобры идут в боры.

Распределение звука в сценическом пространстве .

Практика: Освоение пространства через звук (навык «посыла»); игры с мячом, бросание слогов вперед-вдаль с помощью руки; произношение скороговорок шепотом с посылом на дальнее расстояние. Упражнение «Эхо».

 

Промежуточная аттестация обучающихся. Контроль знаний в виде теста. Выполнение индивидуальных заданий.

Словесное действие.

Практика: Формирование первоначального представления о словесном действии. Выполнение одной и той же скороговоркой разных действенных задач (например, просить, приказывать, одобрять, звать, спрашивать и т.д) Выполнение одной и той же скороговоркой противоположных по смыслу действий (например, объяснять – переспрашивать, просить – отказывать, упрекать – умолять, одобрять – критиковать и т.д). Овладение формой диалога: -исполнение этюдов в форме вопроса-ответа, просьбы-ответа, предложения- ответа и т.д.

Придумывание этюдов на словесное действие.

Художественное слово .

Практика: Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков). Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения, задачи. Подготовка чтецов.

Постановка миниспектакля .

Практика: Первоначальное представление о поэтапной работе над спектаклем: работа за столом, репетиции на сцене, выпуск спектакля, показ спектакля (зритель как обязательный компонент творчества).Умение жить в режиме работы над спектаклем.

Коллективная особенность театра .

Теория: Знакомство с театром как коллективным видом искусства.

Практика: Коллективные упражнения. Игры на взаимодействие.

Формирование умения работать не только на себя (свою роль), но и общую «копилку». Подчинять свои интересы интересам коллектива.

Выразительные средства театра .

Теория: Первоначальное представление о видах и жанрах театрального творчества. Связь театра с другими видами искусства: литературой, музыкой, танцем, ИЗО.

Практика: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Выполнение этюдов с использованием различных костюмов, декораций, музыки, танцев, реквизита. Связь театра с другими видами искусства: литературой, музыкой, танцем, ИЗО.

Театр-экспромт .

Теория: Что такое «экспромт»?

Практика: Разыгрывание такого вида театральных сюжетов.


Теория: Правила поведения в зрительном зале.

Практика: Посещение, просмотр и обсуждение спектаклей самодеятельных и профессиональных театров. Просмотр и обсуждение видеоспектаклей.

Итоговое занятие
«Творческий отчет» в течение года .

Показ мини-спектакля, сценок для зрителей.
Анализ своих собственных работ и товарищей. Умение адекватно воспринимать замечания


Рабочая программа

№ п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

 

1.

Азбука театра. Права и обязанности кружковцев.

1

1

-

 

2.

Мир фантазии и воображения

2


2


3.

Культура и техника речи

3

1

2


4.

Формирование навыка творческой мобилизации

2

 

2

 

5.

Мини -сценка. Выбор актеров. Репетиции. Работа над образом, речью

4


4


6.

Память физических действий

1

 

1

 

7.

Импровизация

2

1

1


8.

Скороговорки. Чистоговорки

2


2


9.

Дикция

1


1


10.

Сценическое движение

3

1

2


4.

Перевоплощение. Превращение

2

1

1

 

5.

Пространство

1

 

1

 

6.

Звучание

2

 

2

 

7.

Сценическое интонирование, тембрирование

2

 

2

 

8.

Сценическая речь. Развитие речевого аппарата

2

 

2

 

9.

Распределение звука в сценическом пространстве

2

 

2

 

10.

Промежуточная аттестация обучающихся.

 1

 

 

Тест

11.

Этюд – сценическое действие с одним событием

2


2


12.

Сценки. Подбор актеров. Репетиция

4

1

3


13.

Совмещение речи и движения

2

 

2

 

14.

Художественное слово

4

 

4

 

15.

Игровая программа

3

1

2


16.

Проведение игровой программы

2


2

Творческий отчет

17.

Постановка мини спектакля

4

1

3

 

18.

Реквизит. Костюмы. Игра с предметами

3


3


19.

Выступление

4


4

 Творческий отчет

20.

Обсуждение

1

1



21.

Выразительные средства театра

2

1

1

 

22.

Театр - экспромт

2

1

1

 

23.

Театральный кроссворд

1

1


Игра

24.

Эмоциональная выразительность

4

1

3

Сюжетная игра

25.

Итоги





 

Всего за год

72



 

 



Планируемые результаты

Личностные:

-стремление к развитию творческих способностей;

-умение управлять своим эмоциональным состоянием;

-умение доводить дело до конца;

-способность проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников;

-способность высказывать свое мнение.

Метапредметные:

-успешное выполнение заданий;

-умение делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы;

-проявление организаторских способностей;

-способность адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;

-способность к рефлексии;

Предметные:

-знания об основных театральных понятиях и определениях;

-знания основ внешней и внутренней техники актера;

-навыки игры на развитие актерских способностей;

-навыки основ публичного выступления;

-возможность воплотить свои способности в различных ролях.

 

 

Методическое обеспечение программы

Условия реализации программы

Программа построена на принципах разноуровневости, вариативности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет корректировать ее, согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка в творческом развитии.

Принципы дидактики:

-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

-принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами театральной культуры;

-принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение теоретического и практического материала;

-принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;

-принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

При освоении программы соблюдаются требования преемственности усвоения материала внутри разделов, прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности требуют от педагога применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки личностных данных уровня их подготовки.

Применение личностно-ориентированных технологий (игровые, проблемное обучение, деятельностный подход), ИКТ способствует достижению эффективности освоения программы.

Оценочные материалы.

Формы контроля: наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ просмотренного, презентация, консультация.

Формой подведения итогов реализации программы является индивидуальная работа обучающихся над созданием сценических образов, показы мини спектаклей.

Аттестационным материалом для учащегося является тестирование, а также защита мини спектакля.

Наряду с лекционными формами применяются тренинги, этюды, ролевые игры, творческие задания, публичные выступления: театрализованные представления, мини спектакли. Занятия проводятся коллективно и индивидуально. Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе тренинг (не более 10-15 минут) и практическую деятельность, связанную с репетицией театральной постановки.

Участие в работе над театральной постановкой, позволяет формировать у обучающихся умения анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, конфликты, в разрешении которых важны не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения работы над театральной постановкой показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, творческому развитию.

Защита творческих заданий (этюдов) проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументировано). Данная форма формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.

Проектирование и моделирование - реализуются с целью создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой.

Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри творческого объединения направлен на самопознание себя путем сравнения себя и сверстника. Результативность участия в конкурсах позволяет реализовать «ситуацию успеха».

Театральная постановка (этюд, мини спектакль, театрализованное представление) - основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. Она ориентирована на получение результата своего труда

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

раздел, тема

Формы, методы и приёмы обучения

Дидактическое и техническое обеспечение

Формы контроля

1

Азбука театра.

коллективная беседа, самостоятельная работа

Дидактический материал, ручки, карандаши, столы, стулья

Анкетирование

2

Элементы внешней и внутренней техники актера.

коллективная беседа, упражнения, этюды, ролевые игры, подготовка мини спектакля

Дидактический материал, реквизит для показа этюдов, ролевых игр, мини спектакля, столы, стулья

Наблюдение, анализ, коллективная работа, мини спектакль

3

Промежуточная аттестация.

Тестирование, этюды

Бланк тестов для каждого учащегося

Контрольное тестирование,

4

Этика творчества.

коллективная беседа, тренинг, упражнения, творческие задания

Дидактический материал, реквизит для показа этюдов, ролевых игр, столы, стулья

Наблюдение,

анализ

 

Итоговая аттестация.

коллективная работа, анализ

Реквизит, необходимый для выступления

творческий отчет, анализ

 

 

Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Для оценки эффективности реализации внеурочной деятельности по программе «Театральная студия. Муза», проводятся следующие виды контроля:

-текущий контроль,

-промежуточная аттестация,

-итоговая аттестация.

Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения и результатам показа этюдов и миниатюр, выполнения специальных игр и упражнений.

Промежуточная аттестация в объединении проводится с целью повышения эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и повышения качества образовательного процесса.

Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год как оценка результатов обучения за 1 и 2 полугодия в период с 20 по 30 декабря и с 20 по 30 апреля.

Промежуточная аттестация в театральной студии «Муза» включает в себя проверку практических умений и навыков.

Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, театральные миниатюры.

Для оценки результатов обучения разработаны контрольно - измерительные материалы с учетом программы детского объединения.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце прохождения программы внеурочной деятельности «Театральная студия. Муза».

Итоговая аттестация проводится в форме творческого отчета.

 

Уровни освоения программы

Уровни освоения внеурочной деятельности театральной студии «Муза» определяются по критериям в пределе от 0 до 3 баллов.

3 балла - высокий (характерна творчески преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации).

2 балла - средний (активная познавательная деятельность, проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий).

1 балл - начальный (репродуктивный, мотивированный на обучение, занимаются с интересом, нуждаются в помощи педагога).

0 баллов - низкий уровень.

 

Контрольные критерии промежуточной аттестации

Контрольный критерий № 1

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

Обучающийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое пространство вместе с другими, или выполнить действие один.

Контрольно-измерительный материал:

Текущий контроль - игра «Японская машинка»: все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина). Когда группа овладела набором и последовательностью движений и выполняет их ритмично и синхронно, меняется темп движений, согласно темпу, задаваемому ведущим. После овладения этим вводится и речь. Упражнение тренирует координацию движений, слов, внимания.

 

 

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

обучающийся не понял смысл задания, начал движение не со всеми, закончил не по команде.

Обучающийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, но закончил не по команде.

Обучающийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры, но не справился с самостоятельным вступлением.

Обучающийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры, справился с самостоятельным вступлением.

 

Контрольный критерий № 2

Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству

Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению актерским мастерством и развитию познавательного интереса.

Контрольно-измерительный материал: - музыкально-театральные миниатюры. 

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Отсутствие всякой мотивации к изображению и представлению различных сценических персонажей.

Низкий уровень мотивации.

Низкий уровень познавательной деятельности.

Проявляет активность на занятии. Есть мотивация к сценическому искусству, но не высокая.

Высокий уровень познавательной деятельности. С интересом изучает, играет различные роли. Высокая мотивация. Проявляет активность на занятии. Проявляет творческую мыслительную активность.

 

Контрольный критерий № 3

Действие с воображаемым предметом

Обучающийся должен представить воображаемый предмет и совершить простейшие физические действия с ним.

Контрольно-измерительный материал:

Текущий контроль - игра «Память физических действий»: дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные действия: готовят еду, шьют одежду, делают медицинские процедуры и т.д.

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Обучающийся не представляет воображаемый предмет.

Обучающийся представил воображаемый предмет, но с неправильными формами и неточными движениями.

Обучающийся представил воображаемый предмет, правильно показал его формы и произвел точные действия с ним.

Обучающийся представил воображаемый предмет, правильно показал его формы и произвел действия с ним в согласованности с партнером

 

Контрольный критерий №4

Действие в предлагаемых обстоятельствах

Умение представить себя и партнера в предлагаемых обстоятельствах, выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.

Контрольно-измерительный материал:

Текущий контроль - игра «Превращение комнаты»: обучающиеся действуют по группам или по одному, детям предлагается выполнить такие движения, действия, которые бы подсказали на определенные предлагаемые обстоятельства, например: вы находитесь в лесу, на необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Обучающиеся должны уметь представить себя и других в предлагаемых обстоятельствах и разыграть историю.

Промежуточная аттестация - этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах (индивидуальные и групповые).

 

Контрольный тест

Выберите правильный вариант ответа

1.      Театр - это...

а)искусство                 б)наука                      в)учение

2.      Театр - это искусство.

а)пения                        б)действия    в)изобразительного творчества

3.      В театре выпускают.

а)модели одежды      б)спектакли  в)книги          г)кино

4.      Постановкой спектакля занимается...

а)оператор      б)режиссер   в)композитор           г)продюсер

5.      Выберите театральные профессии

а)учитель        б)режиссер   в)композитор           г)костюмер

6.      Выразительными средствами спектакля являются.

а)песня             б)музыка       в)декорации             г)картина

7.      Кого называют «главным чудом» театра?

а)гардеробщицу        б)актера        в)художника            г)гримера

8.      Как называется театр, где актеры куклы?

а)марионеток             б)театра юного зрителя     в)кукольный г)драматический

9.      Выберите подходящую одежду для похода в театр

а)пляжный костюм б)спортивная форма

в)парадная форма г)нарядное платье, костюм

10.    Что самое главное во время просмотра спектакля?

а)разговоры с соседом         б)внимание   в)смех            г)мысли о буфете

 

 Список литературы

1     Ганелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства.- Метод. пособ.:СПб, 2002.- 29 с.

2     Магия театра. Метод.пособ.- Министерство культуры РФ ФГБОУ ВО Театр. Институт им. Б.Щукина.- М,2022.- 47с.

3     Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных организациях школьных театров. Метод. рек. Разработаны авторским коллективом ФГБУК «ВЦХТ» Львова Л.С., Криницкая Г.М., Крылов А.В., Лавренова Т.С., Дунаева Т.В./под науч. Рук. Львовой Л.С.- ФГБУК ВЦХТ, 2022.- 21 с.

 

Для обучающихся

1.  Алянский Ю. «Азбука театра». Л. Детская литература, 1990

2.  Детская энциклопедия. Театр. М., Астрель 2002