© 2023, Романенко Данил Кириллович 95 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предлагаемая программа расчитана на 1 год обучения, из расчета 210 часов в год. Возраст обучающихся 11-16 лет
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Челябинска»
454014, г. Челябинск, ул. Захаренко, д. 3-А. Тел./факс (351) 742-84-01, E-mail: mou13-74@mail.ru
Рассмотрено Утверждаю
на Педагогическом Совете Директор
МАОУ СОШ № 13 г. Челябинска МАОУ СОШ № 13 г. Челябинска
05.09.2023 г. _________________ Л.И. Рушанина
05.09.2023 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«ФУТБОЛ»
Возраст обучающихся 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Романенко Данил Кириллович,
учитель физической культуры
г. Челябинск, 2023 г.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Футбол» разработана на основе следующих нормативно-правовых актов:
Закона Федерального Закона №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК 2563/05
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
9.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, (утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41);
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Футбол» имеет физкультурно-спортивную направленность, способствует выявлению и развитию спортивного интереса ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала, направлена на физическое развитие и приобщение к здоровому образу жизни.
Приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни. Развивать физические качества, необходимые для овладения игрой футбол, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности учебного процесса. Данная программа направлена на привитие учащимися умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения.
Актуальность программы. Данная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует формированию и развитию творческих способностей учащихся, выявлению, развитию и поддержке талантливых учащихся.
Выдающиеся политические деятели, военачальники и писатели, музыканты, ученые видели и видят в футболе не просто отдых и развлечение, но и развитие двигательных качеств, эффективное средство воспитания и развития человека. К числу наиболее в активных социальных функций футбола относится функция педагогическая, развития познавательной активности обучающихся, их самостоятельности в принятии оптимальных решений в самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания, ответственности, высокой культуры и дисциплины мыслительной и физической деятельности. Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, футбол вносит вклад во всестороннее гармоничное развитие человека, независимо от возраста, профессии, спортивной футбольной квалификации. Во всем мире растет понимание того, что школа не может обеспечить знаниями своих учащихся на все случаи жизни. Поэтому центральное место в системе дополнительного образования занимает развитие обучающихся, формированию у них таких качеств личности, которые помогли бы им активно участвовать в последующей учебной и трудовой деятельности. Теоретически и практически обоснована не только целесообразность, но и сама возможность использования футбола в формировании элементов научного стиля мышления творческих способностей, эстетических взглядов, повышение успеваемости детей по всем предметам. Футбол – школа творчества и коммуникации детей. Это уникальный инструмент развития творческого и физического мышления. «Вкладывая в детей, в футбол, мы вкладываем в наше будущее» (В. Мутко).
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Новизна программы заключается в том, что она направлена не только на развитие физических и технических, но и личных качеств личности ребенка, помогает ему заранее определиться в той или иной будущей сфере деятельности, профессии и помогает сделать для себя (совместно с родителями) соответствующий выбор.
Вместе с тем, систематические занятия футболом оказывает на организм учащихся всестороннее влияние, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие, способствую укреплению самодисциплины и самоорганизованности, проявлению навыков содержательного проведения досуга, позволяют формировать у учащихся практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что в ходе занятий футболом у учащихся:
– достигается физическое совершенствование в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей;
– развивается дыхательная система ребенка, улучшается сердечно-сосудистая система, повышается иммунитет и общее состояние здоровья за счет эмоционального напряжения, испытываемого во время игры;
– улучшается глубинное и периферическое зрение, развивается точность и ориентировка в пространстве вследствие постоянного взаимодействия с мячом; развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы, повышается мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц;
– происходят качественные изменения в двигательном аппарате: прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании, укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц;
– повышается стрессоустойчивость, самоконтроль, развиваются морально-волевые качества личности.
Программа адресована мальчикам младшего и среднего школьного возраста (11-16 лет), построена с учетом возрастных особенностей, учащихся на основе планомерного и преемственного формирования и развития экологических знаний и научных фактов.
Учащиеся этого возраста способны выполнять предлагаемые задания по освоению основных приемов владения мячом, бросков, разнообразных тактических действий в обороне и нападении. При этом для достижения положительных результатов при реализации программы учитываются возрастные характеристики учащихся, их общее физическое развитие, психологическая устойчивость, желание заниматься игровыми видами спорта, умение учитывать мнение своих сверстников, определенный уровень знаний и умений.
Объем и срок освоения программы. Предлагаемая программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 210 часов в год.
Форма обучения – очная.
Организационно-педагогическая основа обучения. Данная программа ориентирована на достижение определенных задач, исходя из психолого-возрастных особенностей ребенка и времени результативности обучения.
Наполняемость в группах составляет 20 человек. Любой ученик имеет право быть зачисленным в состав учебной группы на основе медицинских показаний. Набор в группу проводится независимо от уровня подготовки и пола учащихся. Для детей, зачисляемых в объединение, предусматривается обследование в медицинском учреждении один раз в год по месту регистрации с последующим получением медицинской справки о допуске к занятиям по избранному виду спорта. Накануне соревнований учащиеся проходят текущий осмотр врача терапевта для получения справки по допуску к соревнованиям.
Режим занятий: 3 занятия в неделю по 2 учебного часа Продолжительность одного учебного часа – 45 минут.
Для успешной реализации программы необходимы материально-технические условия:
Материально-техническое обеспечение | Информационное обеспечение |
спортивный зал, футбольное поле , футбольная сетка – 2, футбольные ворота – 2, комплект мячей – 10, демонстрационная доска – 1, судейский свисток – 1, фишки – 10, медицинская аптечка – 1, футбольная форма – 11, манишки - . | фильмы о великих игроках, портреты лучших игроков мира.
|
1.2. Цель и задачи
Цель программы: формирование здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения детей и подростков через развитие устойчивого интереса к игре в футбол и создания благоприятных условий для дальнейших занятий спортом.
Задачи программы: | |
Обучающие
| -ознакомить с историей и основными понятиями о футболе, создать у учащихся общее представление о структуре выполнения основных технических приемов игры в футбол. -разучить историю легенд мирового футбола, совершенствовать терминологию футбола и технику игры. -совершенствовать специальные технические умения, овладеть индивидуальными методами действий в игре |
Развивающие | -развивать разностороннюю физическую подготовку, детально изучать основные технические приемы; развивать потребность в самообразовании. -приобщать детей к истокам советского и российского спорта, формировать основы здорового образа жизни. -развивать двигательные качества, раскрывать спортивные способности детей. |
Воспитывающие | -формировать мировоззрения гражданской и нравственной позиции на основе изучения достижений российских футболистов, патриотизм, культуру общения с микро- и макро-коллективами, воспитывать чувства гордости и ответственности за спортивное наследие. -приобщать детей к истокам советского и российского спорта, формировать самодисциплину и ответственность. -формировать чувство коллективизма, развивать чувство толерантности, формировать потребность добросовестного отношения к занятиям футболу. |
Предметные компетенции:
знание истории развития футбола в России; значение занятий футбола для организма человека; роль и значение занятий в укреплении здоровья; индивидуальные особенности физического и психического развития организма и их связь с регулярными занятиями футболом; умения вести контроль за индивидуальным физическим развитием, соблюдать правила личной гигиены, выполнять ведение и передачи мяча, соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма. знание основной терминологии футбола и имена мировых звёзд футбола; упражнений общефизической подготовки и подвижных игр с элементами футбола; умения выполнять элементы технической оснащенности футболиста, самостоятельно проводить разминку, проводить самоконтроль, пользоваться инвентарём для тренировок. знание упражнений специальной физической подготовки, особенностей развития футбола, особенностей выполнения технических навыков в футболе и финтов; умения выполнять обводку в игре, свободно жонглировать мячом, применять финты в игре и технически правильно осуществлять двигательные действия. |
1.3. Учебный план
№ | Изучаемый материал | Кол-во часов |
1 | Правила поведения. Техника безопасности. Правила игры. | 2 |
2 | Быстрое нападение. Игровое поле. | 4 |
3 | Закрепление быстрого нападения. Маневрирование. | 4 |
4 | Совершенствование быстрого нападения. Совершенствование маневрирования. | 2 |
5 | Резаные удары. Подстраховка. | 4 |
6 | Закрепление резаных ударов. Закрепление подстраховки. | 2 |
7 | Совершенствование резаных ударов. Совершенствование подстраховки. | 2 |
8 | Удар по опускающемуся мячу через голову. Переключение. | 2 |
9 | Закрепление удара по опускающемуся мячу. Закрепление переключения. | 2 |
10 | Удар носком. Удар серединой подъёма. | 2 |
11 | Закрепление удара носком. Закрепление удара серединой подъёма. | 2 |
12 | Совершенствование удара носком. Совершенствование удара серединой подъёма. | 2 |
13 | Ведение мяча внешней частью подъёма. | 2 |
14 | Закрепление ведения мяча внешней частью подъёма. | 2 |
15 | Совершенствование ведения мяча внешней частью подъёма. | 2 |
16 | Удар-откидка мяча подошвой. Ведение мяча серединой подъёма. | 2 |
17 | Закрепление удара-откидки мяча подошвой. Закрепление ведения мяча серединой подъёма. | 2 |
18 | Совершенствование удара-откидки подошвой. Совершенствование ведения мяча серединой подъёма. | 2 |
19 | Ведение мяча внутренней частью подъёма. Удар пяткой. | 2 |
20 | Закрепление ведения мяча внутренней частью подъёма. Закрепление удара пяткой. | 2 |
21 | Совершенствование ведения мяча внутренней частью подъёма. Совершенствование удара пяткой | 2 |
22 | Удар-бросок стопой. Ведение внутренней стороной стопы. | 2 |
23 | Закрепление удара-броска стопой. Закрепление ведения внутренней стороной стопы. | 2 |
24 | Совершенствование удара-броска стопой. Совершенствование ведения внутренней стороной стопы. | 2 |
25 | Ведение мяча носком. Приём катящихся мячей внутренней стороной стопы с переводом за спину. | 2 |
26 | Закрепление ведения мяча носком. Закрепления приёма внутренней стороной стопы с переводом за спину. | 2 |
27 | Совершенствование ведения мяча носком. Совершенствование приёма внутренней стороной стопы с переводом за спину. | 2 |
28 | Ведение мяча подошвой. Приём летящих на высоте бедра мячей внутренней стороной стопы. | 2 |
29 | Закрепление ведения мяча подошвой. Закрепление приёма летящих на высоте бедра мячей внутренней стороной стопы. | 2 |
30 | Совершенствование ведения мяча подошвой. Совершенствование приёма летящих на высоте бедра мячей внутренней стороной стопы. | 2 |
31 | Приём опускающихся мячей серединой подъёма. Удар с лёту внутренней стороной стопы. | 2 |
32 | Закрепление приёма опускающихся мячей серединой подъёма. Закрепление удара с лёту внутренней стороной стопы. | 2 |
33 | Совершенствование приёма опускающихся мячей серединой подъёма. Совершенствование удару с лёту внутренней стороной стопы. | 2 |
34 | Приём летящего на игрока мяча грудью. Удар с лёту серединой подъёма. | 2 |
35 | Закрепление приёма летящего на игрока мяча грудью. Закрепление удара с лёту серединой подъёма. | 2 |
36 | Совершенствование приёма летящего на игрока мяча грудью. Совершенствование удара слёту серединой подъёма. | 2 |
37 | Приём опускающегося мяча бедром. Удар с лёту внешней частью подъёма. | 2 |
38 | Закрепление приёма опускающегося мяча бедром. Закрепление удара с лёту внешней частью подъёма. | 2 |
39 | Совершенствование приёма опускающегося мяча бедром. Совершенствование удара с лёту внешней частью подъёма. | 2 |
40 | Финт «уходом». Групповые действия в обороне. | 2 |
41 | Закрепление финта «уходом». Закрепление групповых действий в обороне. | 2 |
42 | Совершенствование финта «уходом». Совершенствование групповых действий в обороне. | 2 |
43 | Финт «уходом с убиранием мяча внутренней частью подъёма». Подстраховка. | 2 |
44 | Закрепление финта «уходом с убиранием мяча внутренней частью подъёма». Закрепление подстраховки. | 2 |
45 | Совершенствование финта «уходом с убиранием мяча внутренней частью подъёма». Совершенствование подстраховки. | 2 |
46 | Финт «уходом с ложным замахом на удар». Комбинации «смена мест». | 2 |
47 | Закрепление финта «уходом с ложным замахом на удар». Закрепление комбинации «смена мест». | 2 |
48 | Совершенствование финта «уходом с ложным замахом на удар». Совершенствование комбинации «смена мест». | 2 |
49 | Финт «остановка мяча подошвой». Комбинация «пропускание мяча». | 2 |
50 | Закрепление финта «остановка мяча подошвой». Закрепление комбинации «пропускания мяча». | 2 |
51 | Совершенствование финта «остановка мяча подошвой». | 2 |
52 | Финт «убирание мяча подошвой». | 2 |
53 | Закрепление финта «убирание мяча подошвой». | 2 |
54 | Совершенствование финта «убирание мяча подошвой». | 4 |
55 | Финт «проброс мяча мимо соперника». | 4 |
56 | Закрепление финта «проброс мяча мимо соперника». | 4 |
57 | Совершенствование финта «проброс мяча мимо соперника». | 4 |
58 | Отбор мяча накладыванием стопы. | 4 |
59 | Закрепление отбора мяча накладыванием стопы. | 4 |
60 | Совершенствование отбора мяча накладыванием стопы. | 4 |
61 | Отбор мяча выбиванием. | 4 |
62 | Закрепление отбора мяча выбиванием. | 4 |
63 | Совершенствование отбора мяча выбиванием. | 4 |
64 | Отбор мяча перехватом. | 4 |
65 | Закрепление отбора мяча перехватом. | 4 |
66 | Совершенствование отбора мяча перехватом. | 4 |
67 | Индивидуальные действия без мяча в атаке «открывание». | 4 |
68 | Закрепление индивидуальных действий без мяча в атаке «открывание». | 4 |
69 | Совершенствование индивидуальных действий без мяча в атаке «открывание». | 4 |
70 | «Отвлечение соперников». Действия обороняющегося против соперника без мяча. | 4 |
71 | Закрепление «отвлечение соперников». Закрепление разбора игроков. Закрепление действий обороняющегося против соперника без мяча. | 4 |
72 | Совершенствование «отвлечения соперников». Совершенствование разбора игроков. Совершенствование действий обороняющегося против соперника без мяча. | 4 |
73 | Создание численного преимущества в отдельных зонах игрового поля. Комбинация «игра в одно касания» | 4 |
74 | Закрепление создания преимущества в отдельных зонах игрового поля. Закрепление комбинации «игра в одно касание». | 4 |
75 | Совершенствование создания преимущества в отдельных зонах игрового поля. Совершенствование комбинации «игра в одно касание». | 4 |
76 | Позиционное нападение. Подведение итогов. | 4 |
Всего |
| 210 |
1.4. Содержание программы
1.4.1. Теоретическая подготовка.
Тема 1. Физическая культура и спорт в России.
Спорт в России. Массовый народный характер спорта. Единая спортивная классификация и её значение. Разрядные нормы и требования по футболу. Международные связи Российских спортсменов. Олимпийские игры. Российские спортсмены на Олимпийских играх.
Тема 2. Развитие футбола в России и за рубежом.
Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: Чемпионаты и Кубки России. Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА, лучшие Российские команды, тренеры, игроки.
Тема 3. Сведения о строении и функциях организма человека.
Опорно-двигательный аппарат. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма. Влияние физических упражнений на организм ребёнка. Влияние физических упражнений на дыхательную систему, кровообращение, укрепление здоровья. Развитие физических способностей
и достижение высоких спортивных результатов.
Тема 4. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питание спортсмена. Гигиена. Личная гигиена, уход за кожей головы, тела, ног. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна. Режим дня и гигиена юного футболиста. Закаливание, роль закаливания для повышения работоспособности организма. Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) для закаливания.
Тема 5. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Врачебный контроль при занятиях футболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, рост, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, настроение, работоспособность.
Тема 6. Физиологические основы спортивной тренировки.
Мышечная деятельность. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков. Утомление и причины. Нагрузка и отдых. Восстановление физиологических функций.
Тема 7. Общая и специальная физическая подготовка (ОФП и СФП).
Значение ОФП – важного фактора укрепления здоровья и повышения функциональных способностей организма. Краткая характеристика средств и методов ОФП и СФП. Утренняя зарядка, разминка перед тренировкой и игрой.
Тема8. Техническая подготовка.
Понятия спортивной техники. Классификация и терминология технических приёмов. Техника владения мячом основы спортивного мастерства футболиста.
Тема 9. Тактическая подготовка.
Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры. Тактические варианты игры. Тактика отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих).
Перспективы развития тактики игры. Тактика игры в нападении (атакующие комбинации флангом и центром). Тактика игры в защите (зонная, персональная опека, комбинированная оборона).
Тема 10. Планирование спортивной тренировки.
Роль и значение планирования как основы управления процессом тренировки. Периодизация тренировочного процесса. Сроки, задачи и средства тренировочных этапов и периодов. Дневник спортсмена.
Тема 11. Правила игры. Организация и проведение соревнований.
Разбор правил игры. Права и обязанности игроков, роль капитана. Обязанности судей, способы судейства. Замечания, предупреждения, удаления игроков с поля. Система розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Положение о соревнованиях. Заявки, их форма и оформление,
представление заявок. Назначение судей.
Тема 12. Место занятий, оборудование и инвентарь.
Футбольное поле для проведения занятий и тренировок, требования к его состоянию. Тренировочный городок. Подсобное оборудование: щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и их применение.
1.4.2. Общая физическая подготовка
1. Упражнения для развития силы:
Силы мышц рук
Силы мышц ног
Силы мышц туловища (брюшного пресса, спины)
Развитие силовой выносливости
2.Упражнения для развития быстроты:
ОРУ для развития быстроты
Упражнения для разгибателей туловища
Упражнения для разгибателей ног
Упражнения общего воздействия
3. Упражнения для развития гибкости:
Гибкости плечевого сустава
Гибкости спины
Гибкости ног (тазобедренный, коленный, голеностопный суставы)
4. Упражнения для развития ловкости:
Главным условием развития ловкости является приобретение большого запаса двигательных навыков и умений.
5. Упражнения с предметом
С набивными мячами
Упражнения с гантелями и штангами
6. Акробатические упражнения
Кувырки
Перекаты, перевороты
Упражнения на батуте
7. Беговые упражнения
Бег (30,60,100,400,500, 800м)
Бег (6 минут, 12 минут)
8. Спортивные игры
Баскетбол
Волейбол
Ручной мяч
9. Подвижные игры и эстафеты.
1.4.3. Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты;
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств;
Упражнения для вратарей;
Упражнения для развития специальной выносливости;
Упражнения для развития ловкости;
1.4.4. Техническая и тактическая подготовка
Техника передвижений;
Удары по мячу ногой;
Удары по мячу головой;
Остановка мяча;
Ведение мяча;
Обманные движения (финты);
Отбор мяча;
Вбрасывание мяча из-за боковой линии;
Техника игры вратаря;
1. Тактика нападения:
Индивидуальные действия без мяча;
Индивидуальные действия с мячом;
Групповые действия;
2. Тактика защиты:
Индивидуальные действия;
Групповые действия;
Тактика вратаря;
Ведение учебных игр по избранной тактической системе.
1.5. Планируемые результаты
Планируемые результаты
В результате освоения дополнительной общеобразовательной программы «Футбол» у учащихся формируются
Личностные (социально-личностные) компетенции: | Метапредметные компетенции:
|
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; умение оказывать помощь своим сверстникам.
| умения определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; умение объективно оценивать результаты собственного труда; понятия о роли игры в укреплении здоровья; умение рационально распределять свое время в режиме дня; умение вести наблюдение за показателями своего физического развития. |
Ожидаемые результаты:
- достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе;
- победы на соревнованиях районного и областного уровня;
- повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта до уровня I спортивного разряда;
- присвоение спортивных разрядов учащимся;
- устойчивое овладение умениями и навыками игры;
- развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы;
- укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма;
- умение контролировать психическое состояние.
- историю развития футбола и воздействие этого вида спорта на организм человека;
- правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта;
- правила игры.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
вынесено в отдельный документ (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материально-техническая база.
Наличие:
спортивного зала для занятий с детьми;
спортивной площадки на улице;
спортивного инвентаря.
Наглядное обеспечение
1.Альбомы.
2.Слайд-фильм.
3.Учебные фильмы.
2.3. Формы аттестации
Два раза в год во всех группах проводится промежуточная и итоговая аттестация, которая отслеживает личностный рост ребёнка по следующим параметрам:
усвоение знаний по базовым темам программы;
овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
развитие скоростно-силовых качеств;
формирование трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки: сдача нормативов.
Методы проверки: сдача нормативов.
Итоговая аттестация осуществляется в форме сдачи нормативов.
2.4. Методическое обеспечение программы
В работе с учащимися, преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические.
Методы обучения и воспитания. При реализации программы используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, игровой, проектный. А также следующие методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса. При планировании и организации учебного процесса предусматриваются групповая и индивидуально-групповая формы обучения. При наличии в объединении детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ОВЗ) возможно использование индивидуальной формы обучения, по индивидуальному образовательному маршруту.
Формы организации учебного занятия. Возрастные особенности учащихся требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми. Предусмотрены: учебно-тренировочные занятия (тренинги), учебные игры, беседы, мастер-классы, соревнования, контрольные занятие, зачеты, праздники.
Педагогические технологии. В ходе реализации программы «Футбол»» используются следующие педагогические технологии: группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, проблемного обучения, игровой деятельности, здоровье сберегающая технология.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала. Этому способствуют совместные обсуждения техники игры, выполнения упражнений, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, командный дух соревнований.
Главным направлением учебно-тренировочного процесса является: создание условий для развития личности юных футболистов, сохранения и укрепления их здоровья; соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля; воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности; привитие любви к систематическим занятиям спортом; формирование знаний, умений и навыков по футболу и достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовки.
Структура занятия и его этапов. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Занятия футболом носят тренировочную, методическую деятельность. В процессе тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры. На занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры.
Основой подготовки учащихся является овладение технико-тактическими приёмами игры. Для их реализации используется упражнение избирательного характера. Особенностью этих упражнения является то, что они обладают способностью избирательного воздействия на определенные функции обучаемых, чтобы данная функция попадала под максимальную «нагрузку» в зависимости от подготовки обучаемых. Эти упражнения не требуют большого уровня футбольных знаний и навыков. Этим они отличаются от упражнений, которые используются в тренировочном процессе, где успешность разучивания различных футбольных упражнений, тактических навыков, комбинаций определяются не только уровнем способностей, но и объемом имеющихся у него знаний и умений.
Особенно полезны они для детей с задержками и отклонениями в физическом развитии, помогают им лучше усваивать школьные дисциплины.
Игра в футбол дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает внимание.
п/п | Название раздела | Формы организации занятий | Методы и приёмы обучения |
1. | Развитие футбола в России | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, работа в парах | Словесный, наглядно- зрительный, упражнения в парах, тренировки, видеоматериал. |
2. | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, работа в парах | Словесный, наглядно- зрительный, упражнения в парах, тренировки, видеоматериал. |
3. | Оборудование мест занятий | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, работа в парах | Словесный, наглядно- зрительный, упражнения в парах, тренировки, видеоматериал. |
4. | Правила игры | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, работа в парах | Словесный, наглядно- зрительный, упражнения в парах, тренировки, видеоматериал. |
5. | Общая и специальная физическая подготовка | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, работа в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом, видеоматериал. |
6. | Основы техники и тактики игры | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, работа в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом, видеоматериал. |
7. | Контрольные игры и соревнования | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, работа в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом, видеоматериал. |
8. | Тестирование | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, работа в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом, видеоматериал. |
2.6. Рабочая программа
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ
3. Список литературы
Для педагога
Асович, А. А. Гуминский, Ю.П Ильичев и др.; Футболист в игре и тренировке / Под общей ред. кан. пед. наук С. А. Савина. – М.: Физкультура и спорт, 1975 – 108 с.: ил.
Лях.В.И. Зданевич.А.А. – комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.- Москва «Просвещение», 2006-128с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физическая культура и спорт, 1976. – стр. 109-113, 120-122.
Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с., ил.
Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол. – М.: Физкультура и спорт, 1982, 2-е исправл. и дополн идз., - 207 с., ил. – Азбука спорта.
Чирва Б. Г. – Построение технической подготовки юных футболистов с учетом сенситивных периодов становления технического мастерства. Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. № 4-2007. с 15.
Для учащихся
Алтановский «Методические рекомендации». - М.: Физкультура и спорт, 1997-2005 г.
Ашмарин Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пос., гл. IV. М., 1979. С.65-75.
Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. – М.: Физкультура и спорт, 1980 – 127 с.; 20 см.
Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
Голомазов С. Меткость, точность и техника действий с мячом и принципиальные подходы к тренировке точности быстрых движений. С. Голомазов, В. Зациорский, Б. Чирва. Теория и практика футбола. – 2004. № 1. – С. 33-35.
Голомазов С. Футбол. Тренировка точности юных спортсменов. С. Голомазов, Б.Чирва. – М.:РГАФК, 1994. – 80 с.
Козловский «Юный футболист». - М. 1974 г.
Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко «Физическое воспитание».-М. 1989 г.
Лаптев А.П. Режим футболиста. – 2-е изд., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 80 с.
4. Приложения
Приложение №1
Контрольные испытания
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГРУППЫ
( 11-16 лет)
Упражнения | УТГ-4 (16лет) | УТГ – 5 (17-18 лет) | ||||
| ||||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
ОФП: 1. бег 30м (сек.) | 4,4 | 4,6 | 4,8 | 4,3 | 4,4 | 4,8 |
2. 400м-(сек) | 61,0 | 64,0 | 65,0 | 59,0 | 61,0 | 64,0 |
3.12-минутный бег (м) | 3150 | 3100 | 3000 | 3200 | 3150 | 3000 |
4. прыжок в длину (см) | 225 | 220 | 210 | 230 | 225 | 210 |
СФП: для полевых игроков 5.бег 30м с ведением мяча(сек) 6.Бег 5х30м с ведением мяча (сек) |
5,2
27,0 |
5,4
28,0 |
5,8
30,0 |
4,8
26,0 |
5,2
27,0 |
5,4
29,0 |
7.удары по мячу на дальность – сумма ударов правой и левой ногой (м) | 65 | 60 | 55 | 75 | 70 | 65 |
8.вбрасывание мяча руками на дальность (м) | 21 | 19 | 15 | 23 | 21 | 19 |
Техническая подготовка: для полевых игроков 9.удары по мячу на точность (число попаданий) 10.ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек) |
6
8,7
|
5
9,0
|
4
9,5
|
7
8,5
|
6
8,7
|
5
9,0
|
Техническая подготовка: для вратарей с УТГ-2 11. удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м) |
40
|
38
|
34
|
43
|
40
|
35
|
12. бросок мяча на дальность (м) | 30 | 26 | 24 | 32 | 30 | 26 |
Упражнения | УТГ-1 (11-13лет) | УТГ – 2 (14 лет) | УТГ-3 (15 лет) | ||||||
Показатели в баллах | |||||||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
ОФП: 1. бег 30м (сек.) | 5,0 | 5,1 | 5,5 | 4,8 | 4,9 | 5,1 | 4,6 | 4,8 | 5,0 |
2. бег 300м (сек.)400м- (УТГ-2) | 57,0 | 59,0 | 65,0 | 65,0 | 67,0 | 70,0 | 64,0 | 65,0 | 67,0 |
3. 6-минутный бег (м), 4.12-минутный бег – (с УТГ-2) | 1400 | 1350 | 1100 | 3000 | 2800 | 2500 | 3100 | 3000 | 2500 |
5. прыжок в длину (см) | 180 | 170 | 160 | 210 | 200 | 180 | 220 | 210 | 200 |
СФП: для полевых игроков 6.бег с ведением мяча (сек) 7.Бег 5х30м с ведением мяча (сек) (с УТГ-2) |
6,1 |
6,2 |
6,4 |
5,8
30,0 |
6,0
35,0 |
6,2
40,0 |
5,4
28,0 |
5,8
30,0 |
6,0
35,0 |
8.удары по мячу на дальность – сумма ударов правой и левой ногой (м) | 45 | 39 | 34 | 55 | 50 | 45 | 60 | 55 | 50 |
9.вбрасывание мяча руками на дальность (м) | 14 | 13 | 10 | 17 | 15 | 13 | 19 | 17 | 14 |
Техническая подготовка: для полевых игроков 10.удары по мячу на точность (число показаний из 10 ударов) 11.ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек) (с УТГ-2) |
7 |
6 |
5 |
8
9,5 |
6
10 |
5
14 |
8
9,0 |
7
9,5 |
6
12 |
12.жонглирование мячом (кол-во раз) | 12 | 9 | 7 | 25 | 20 | 12 |
|
|
|
Техническая подготовка: для вратарей с УТГ-2 13. удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м) |
|
|
|
34 |
30 |
25 |
38 |
34 |
30 |
14. бросок мяча на дальность (м) |
|
|
| 24 | 20 | 18 | 26 | 24 | 20 |
Таблица результатов по бальной системе
Возраст (лет) | Количество упражнений | Сумма баллов |
9-10 | 7 | 21 |
11 | 7 | 21 |
12 | 9 | 27 |
13 | 13 | 39 |
14 | 13 | 39 |
15 | 12 | 36 |
16 | 12 | 36 |
17 | 12 | 38 |
18 | 12 | 38 |
Тестирование по учебным контрольным нормативам проводится в форме соревнований два раза в год в сентябре-октябре, апреле-мае каждого учебного года (весеннее, осеннее тестирование).
Приложение №1
Восстановительные мероприятия и медицинское обслуживание
Обучающиеся групп спортивно-оздоровительного этапа обучения представляют в учебную часть спортивной школы медицинские справки, в которых значится: «ребёнок здоров».
Одним из важнейших условий интенсификации тренировочного процесса и дальнейшего повышения спортивной работоспособности является широкое и систематическое использование восстановительных средств. Вместе с тем утомление в трудовой и спортивной деятельности нельзя рассматривать как всегда вредное и нежелательное явление. Оно является важнейшей предпосылкой роста работоспособности. Постоянное чередование утомления и восстановления составляет физиологическую основу повышения работоспособности спортсмена.
Восстановление спортивной работоспособности - неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама спортивная тренировка. В настоящее время всё многообразие средств и методов восстановительных мероприятий можно разделить на три группы:
1. Педагогические средства восстановления:
Варьирование интервалов отдыха между выполнением отдельных заданий, соревнований
Варьирование планирования нагрузок в рамках отдельного занятия, недельного, месячного, годового циклов
Использование различных сочетаний упражнений активного отдыха и тренировок
Переключение с одних упражнений на другие
Рациональная организация всего режима дня в целом.
2. Психологические средства восстановления:
Аутогенная тренировка
Психорегулирующая тренировка
Применение мышечной релаксации
Разнообразные виды досуга
Просмотр кинофильмов, прослушивание музыки
3. Медико-биологические средства восстановления:
Рациональное питание
Витаминизация
Разнообразные виды массажа
Разнообразные виды гидропроцедур
Физиотерапия
Ультрафиолетовое облучен
Приложение №2
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ
АНКЕТА для родителей
Выбор учреждения дополнительного образования
Отметьте знаком «+» выбранный вами ответ.
1. Что способствовало выбору вами данного УДОД?
- близкое расположение к дому;
- хорошие отзывы о нем ваших знакомых;
- реклама данного учреждения, увиденная вами в СМИ;
- что-то еще_________________
2. Что привлекает вас в образе руководителя выбранного вами УДОД?
- профессионализм;
- интеллигентность;
- высокий рейтинг среди других руководителей;
- что-то еще_________________
3. Как вы оцениваете качество образовательных услуг данного УДОД?
- высоко;
- средне;
- удовлетворительно;
- низко.
4. Удовлетворяет ли вас уровень комфортности образовательной среды?
- полностью;
- частично;
- не удовлетворяет.
5. Удовлетворяет ли вас стиль взаимоотношений участников образовательного процесса (оцените по пятибалльной системе)?
- ученик-учитель_______
- учитель-учитель_______
- учитель-родитель_______
6. Реализуются ли ваши целевые установки от посещения УДОД?
- выбор будущей профессии;
- заполнение досуга;
- укрепление здоровья;
- возможность самоутверждения ребенка среди сверстников.
7. Удовлетворяют ли вас условия, в которых занимается ваш ребенок (оцените по пятибалльной системе)?
- материально-техническое обеспечение__________
- санитарно-гигиенические условия______________
- учебное обеспечение__________________________
Обработка анкеты
№п/п | Вопросы анкеты | Общее количество опрошенных | % от общего кол-ва |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
Виды оценки: количественная (% соответствия) и качественная (ранжирование по 10-ти балльной шкале (1 место, 2 место и т.д.)
Алгоритм обработки результатов:
1. Расчет процентного соотношения ответов по каждой их позиции от общего числа респондентов.
2. Распределение полученных данных по критериям исследования (см. задачи исследования).
3. Анализ данных по каждой исследуемой группе.
4. По результатам исследования составить аналитический отчет, разработать рекомендации.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Приглашаем вас принять участие в исследовании, результаты которого позволят в дальнейшем более квалифицированно и с большей пользой для вашего ребенка решать вопросы образования и воспитания!
В какой степени Вы удовлетворены качеством образовательных услуг данного объединения? (Чтобы ответить на этот вопрос, отметьте, пожалуйста, каждый пункт таблицы соответствующей оценкой - по 5-балльной шкале слева.) Справа запишите Ваши предложения. Поставьте
5 баллов - если Вы полностью удовлетворены;
4 балла - скорее удовлетворены, чем нет;
3 балла - трудно сказать (и да, и нет);
2 балла - скорее не удовлетворены;
1 балл - совсем не удовлетворены.
Оценка | Показатели | Ваши предложения |
| Перечень изучаемых предметов |
|
| Содержание изучаемых предметов, насыщенность их новым, интересным материалом |
|
| Формы и методы обучения |
|
| Культура общения между педагогами и детьми |
|
| Уровень квалификации и качество работы педагогов |
|
| Условия, в которых занимается ребенок |
|
| Культура общения между педагогами и родителями |
|
| Организация разнообразной деятельности детей (тренировки, соревнования и др.) |
|
| Результаты занятий Вашего ребенка (изменения в его личности, физические и спортивные достижения и пр.) |
|
| Режим работы коллектива |
|
Спасибо!
Обработка анкеты
Виды оценки: качественная (5-ти бальная шкала).
Алгоритм обработки результатов:
1. Расчет балльного соотношения ответов по каждой их позиции от общего числа респондентов.
2. Распределение полученных данных. Анализ данных по каждой исследуемой группе.
3. По результатам исследования составить аналитический отчет, разработать рекомендации.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Дорогой друг!
Прослушай следующие утверждения и оцени степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 5 - совершенно согласен; 4 – согласен; 3 - трудно сказать; 2 – не согласен; 1 - совершенно не согласен.
Оценка | Показатели | Твои предложения |
| Знания и умения, которые я здесь получаю, имеют значение для моей будущей профессии. |
|
| Считаю, что объединение по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. |
|
| Получаю возможность поднять свой авторитет среди друзей. |
|
| Здесь всегда хорошие отношения между взрослыми и ребятами. |
|
| Постоянно узнаю много нового. |
|
| Занятия в коллективе дают возможность лучше понять самого себя. |
|
| Считаю, что в нашем коллективе созданы все условия для развития моих способностей. |
|
| Я доволен своими достижениями. |
|
| К нашим педагогам можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. |
|
| Я иду в объединение с радостью. |
|
Обработка анкеты
Виды оценки: качественная (5-ти бальная шкала).
Алгоритм обработки результатов:
1. Расчет балльного соотношения ответов по каждой их позиции от общего числа респондентов.
2. Распределение полученных данных. Анализ данных по каждой исследуемой группе.
3. По результатам исследования составить аналитический отчет, разработать рекомендации.
33