СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов). Исследовательская и проектная деятельность обучающихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«ЭкоМир»
(разноуровневая, базовый уровень)
возраст учащихся 10-15 лет
срок реализации программы 2 года
СОДЕРЖАНИЕ
1. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Цель и задачи программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3. Содержание программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.4. Планируемые результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» . . . . . . . . . .
2.1. Календарный учебный график . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.2. Условия реализации программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.3. Формы аттестации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2.4. Оценочные материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.5. Методические материалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.6. Рабочая программа воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
2.7. Календарный план воспитательной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Приложения
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЭкоМир» (далее – Программа) естественнонаучной направленности.
Программа направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов). Исследовательская и проектная деятельность обучающихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.
Программа создает основу для формирования ответственного отношения к окружающей среде, природе Земли как среде обитания и жизнедеятельности человека, способствует формированию бережного отношения к природным ресурсам своего региона, России и всей Земли.
Актуальность Программы
Актуальность Программы обусловлена необходимостью формирования у обучающихся экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.
К числу наиболее актуальных проблем относится привлечение внимания обучающихся к экологическим проблемам Новосибирской области. Программа дает возможность участия в рамках реализации Всероссийских природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята», «Молодые защитники природы» и позволяет комплексно изучать и сохранять природное наследие Новосибирской областиЗдвинского района, воспитывать у подрастающего поколения ценностное отношение к природному окружению.
Отличительные особенности Программы
Программа - модифицированная, составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эколог», педагога дополнительного образования МКУ ДО ДДТ г. Татарск, Дамм Т.Н.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экомир» от данной программы является то, что Программа построена на трёх важнейших принципах: краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим является экологический принцип. Кроме того, программа предусматривает осознанное участие обучающихся в практических природоохранных акциях. Предлагаемые формы освоения учебного материала в сочетании с различными видами деятельности обучающихся позволяют педагогу полнее учитывать интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:
1. Использованы интересные методы и формы работы с обучающимися (экскурсии, викторины, соревнования и т.д.);
2. Затрагиваются проблемы, особо волнующие обучающихся (экология села, района, страны) (исследовательская деятельность);
3. Изучено большое количество специальной литературы, подобран материал для проведения практических работ с учетом имеющихся средств для проведения данных работ.
Адресат Программы
В соответствии с учебным планом объединения обучающиеся объединения сформированы в группы разного возраста от 10 – 15 лет. Состав группы постоянный.
Этот возраст является активным периодом для развития креативности, творческого мышления. Подростки интенсивно и эмоционально общаются со сверстниками. Характерна типично подростковая «реакция группирования». Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Примерно в 14 лет после поисков себя формируется «Я-концепция», которую можно считать центральным новообразованием всего подросткового периода. Продолжает развиваться интеллектуальная сфера: теоретическое рефлексивное мышление (умение оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи). Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п.
Объем программы. Программа естественнонаучной направленности (базовый уровень) рассчитана на 2 года обучения и реализуется в объёме 72 часа в год.
Формы обучения. Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Уровень программы – базовый.
Обучающиеся, занимающиеся по Программе, имеют равные возможности для проявления своих творческих способностей, получают возможность индивидуального выбора видов деятельности, а также могут сравнить свои достижения с успехами других ребят. Занятия по настоящей Программе обеспечивают «ситуацию успеха» указанной категории детей, что создает благоприятные условия для социализации ребенка. Уровень развития обучающихся соответствует возрасту, необходимо желание заниматься в объединении «ЭкоМир», интерес кокружающему миру, экологии. На протяжении всего обучения проводиться мониторинг уровня развития учащихся, зачисленных на обучение, и уровень развития обучающиеся, освоивших Программу.
Круг интересов, обучающихся по Программе, не должен исключать интерес к изучению естественных наук, сельскому хозяйству, медицине, экологии, компьютерным технологиям и т.д.
По темпераменту, характеру, способностям обучающихся могут быть разнообразными. Потенциальные обучающиеся объединения должны проявлять бережное отношение к объектам природы, иметь направленность (мотивацию) к изучению живой или неживой природы, экологии, природных взаимосвязей, особенностей животных, экологических проблем.
Количество обучающихся в группе - 10 человек. Как правило, занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным графиком. Группа может сформироваться как разновозрастная, так и одновозрастная, в зависимости от спроса на Программу. Обучающиеся, проявляющие выдающие способности, могут обучаться по индивидуальному образовательному маршруту, реализуя и проявляя себя в учебно-исследовательской деятельности естественнонаучной направленности.
Режим занятий
Расписание занятий организуется в течении первой учебной недели.
Установленная неделя учебная нагрузка обучения – 2 академических часа;
Установленная продолжительность одного занятия – 45 минут;
Установленная продолжительность времени отдыха между занятиями – 5 минут;
Обучение на базовом уровне отведено 72 учебных часа в году. Группа занимается 1 раз в неделю по 2 академических часа.
1.2.Цели и задачи
Цель Программы: Привитие экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
Задачи:
личностные:
- формирование и развитие способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие внимания, способности самостоятельно выявлять свойства предметов, явлений, делать выводы на основе наблюдений;
- формирование и развитие системы интеллектуальных и практических умений и навыков по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
- развитие коллективизма, умения взаимодействовать в группе;
- развитие потребности в создании благоприятной среды жизнедеятельности;
метапредметные:
- воспитание бережного отношения к своей Родине;
- развитие качеств, необходимых для продуктивной учебно-исследовательской деятельности естествоиспытателя:
- приобретение способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностных и социально значимых проблем;
- формирование у учащихся психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как задаче деятельности;
- развитие мотивации личности ребенка к саморазвитию и самореализации, готовность к профессиональному самоопределению;
предметные:
- знакомство обучающихся с многообразием обитателей природы и взаимодействиями, взаимозависимости живых организмов;
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- формирование знаний о факторах, наносящих вред окружающей среде, результатах антропогенного воздействия на живую природу и способах экологической защиты;
- формирование представлений о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
1.3. Содержание программы
Учебно - тематический план 1-го года обучения
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | |||
Теория | Практика | Всего | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 | Рефлексия настроения и Эмоционального состояния | |
2 | Мой дом - планета Земля
| 2 | 3 | 5 | Рефлексия содержания учебного материала, вводное тестирование | |
3 | Вода на Земле | 4 | 2 | 6 | Рефлексия деятельности, опрос | |
4 | 3еленые друзья человека
| 2 | 3 | 5 | Рефлексия содержания учебного материала, экологическая игра | |
5 | Обитатели природы –животные | 4 | 4 | 8 | Рефлексия деятельности, Выставка рисунков | |
6 | Птицы - наши друзья | 2 | 1 | 3 | Рефлексия настроения, Опрос | |
7 | Пресмыкающиеся иземноводные | 2 | 2 | 4 | Рефлексия деятельности, экологическая игра | |
8 | Насекомые в природе | 2 | 1 | 3 | Рефлексия деятельности, тестирование | |
9 | Путешествие по материкам Земли | 2 | 4 | 6 | Рефлексия настроения и Эмоционального состояния, брейн-ринг. | |
10 | Флора и фауна Новосибирской области | 2 | 5 | 7 | Рефлексия деятельности, презентация.
| |
11 | Обитатели водоемов Здвинскогорайона | 2 | 2 | 4 | Рефлексия настроения, викторина. | |
12 | Экологический светофор | 2 | 4 | 6 | Рефлексия настроения, экологическая акция. | |
13 | XXI век: природа ичеловек | 2 | 1 | 3 | Рефлексия деятельности, тестирование. | |
14 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 | Защита проектов. Промежуточная аттестация. | |
15 | Воспитательная работа | - | 8 | 8 | Мероприятия модулей рабочей программы воспитания | |
| ИТОГО | 30 | 42 | 72 |
|
Учебно - тематический план 2-го года обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | |||
Теория | Практика | Всего | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 | Рефлексия настроения и эмоционального состояния | |
2 | Окружающая среда и экология | 2 | - | 2 | Тестирование | |
3 | Экосистемы и экологические связи | 2 | 3 | 5 | Рефлексия деятельности | |
4 | Природные ресурсы их значение для человека | 2 | 1 | 3 | Рефлексия настроения и эмоционального состояния, кейс | |
5 | Среды обитания и их охрана | 4 | 5 | 9 | Рефлексия деятельности Практическая работа | |
6 | Мир растений | 2 | 4 | 6 | Викторина | |
7 | Животный мир | 2 | 4 | 6 | Рефлексия деятельности опрос | |
8 | Человек в системе живой природы | 2 | 4 | 6 | Рефлексия настроения и эмоционального состояния, опрос | |
9 | Здоровье человека и окружающая среда | 4 | 4 | 8 | Тестирование | |
10 | Правильное питание | 2 | 3 | 6 | Викторина | |
11 | Вода источник жизни | 2 | 1 | 3 | Коллективный анализ работы | |
12 | Экологические проблемы родного края | 2 | - | 2 | Рефлексия настроения и эмоционального состояния | |
13 | Мы и будущее планеты Земля | 2 | 1 | 3 | Рефлексия деятельности Презентации | |
14 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 | Защита проектов. Итоговый контроль. | |
15 | Воспитательная работа | - | 9 | 9 | Мероприятия модулей рабочей программы воспитания | |
| ИТОГО | 32 | 40 | 72 |
|
Содержание Программы
1год обучения
Вводное занятие - 2ч.
Теория: Экология – очень важная наука. Инструктаж по технике безопасности.
Мой дом – планета Земля - 5ч.
Теория: Солнечная система. Многообразие жизни на планете Земля
Практические занятия: « Земля - мой дом» - игра – путешествие. «Прекрасный мир природы» - конкурс рисунков.
Контроль: Вводное тестирование
Вода на Земле - 6ч.
Теория: Океаны и моря Земли. Озера и реки. Круговорот воды в природе. Чем в природе вода загрязняется и как очищается?
Практика: Лабораторное занятие «Свойства воды. Озёрная вода»
Контроль: Опрос
Зеленые друзья человека – 5ч.
Теория: Растительный покров Земли. Красная книга растений. Охрана растений.
Практические занятия: «Роль растительного покрова для всего живого» - конкурс знатоков Экскурсия «Радуга осенних красок» - экскурсия на природу.
Контроль: Экологическая игра
Обитатели природы – животные – 8ч.
Теория: Многообразие животных. Среда обитания, приспособления животных к различным условиям жизни. Экологическое проблемы, их влияние на фауну Земли. Красная книга и охрана природы
Практические занятия: Уход за домашними животными. «Мое любимое животное» - конкурс рисунков. «Что вы знаете о заповеднике?» - викторина.
Контроль: Выставка рисунков
Птицы – наши друзья – 3ч.
Теория: Птицы, их многообразие птиц, связь человека с птицами.
Практические занятия: Изготовление кормушек для птиц.Подготовка листовок «Поможем зимующим птицам». Акция: «Поможем зимующим птицам».
Контроль: Опрос
Пресмыкающиеся и земноводные – 4ч.
Теория: Пресмыкающиеся и земноводные, виды, биологические особенности, среда обитания.
Практика: Экскурсия.
Контроль: Экологическая игра
Насекомые в природе -3ч.
Теория: Насекомые: строение, биологические особенности. Значение насекомых в природе.
Практика:Мини-проект «Моё любимое насекомое»
Контроль: Защита мини-проектов
Путешествие по материкам Земли – 6ч.
Теория: Особенности животного и растительного мира материков Земли.
Практические занятия: Виртуальная экскурсия «Животные, живущие на разных материках Земли».
Контроль: Игра брейн-ринг
Флора и фауна Новосибирской области -7ч.
Теория: Разнообразие растений и животных в Новосибирской области.
Практические занятия: «Путешествие по страницам Красной книги» - игра-путешествие. Моя Родина, ее природные богатства и экологические проблемы.
Контроль: Кроссворд - презентация «Моя малая Родина»
Обитатели водоемов Здвинскогорайона – 4ч.
Теория: Экологические проблемы водоемов Здвинского района.
Практические занятия: Брейн-ринг: «Обитатели водоемов Звинского района».
Контроль: Викторина
Экологический светофор – 6ч.
Теория: Ценность природы для человека. Правила поведения в природе.
Практические занятия: Разработка и создание экологических знаков. Акция: «Мир без мусора».
Контроль: Беседа
XXI век: природа и человек – 3ч.
Теория: Человек - вершина эволюции царства животных. Экологические проблемы современности.
Практические занятия: «Увлечения, интересы, отношения к сверстникам».«Экодом» - разработка проектов.
Контроль: тестирование
Итоговое занятие – 2ч.
Подведение итогов работы объединения. «Экодом» - защита проектов. Промежуточная аттестация.
15. Воспитательная работа – 8ч: Мероприятия модулей рабочей программы воспитания
Содержание учебного плана
2 год обучения
Вводное занятие -2ч.
Теория: Знакомство с планов работы объединения на второй год обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Окружающая среда и экология -2ч.
Теория: Окружающая среда и экология. Роль экологии в современном мире.
Контроль: Тест
Экосистемы и экологические связи - 5ч.
Теория: Экосистемы. Пищевые цепи в природе. Экологическая пирамида.
Практика: Экологическая акция«Чистые дворы», «Чистое село»
Контроль: Беседа
Природные ресурсы, их значение – 3ч.
Теория: Состояние природной среды и природных ресурсов, необходимость их сохранения.
Практическое занятие: «Изучение особо охраняемых территорий».
Контроль:Кейс-задание "Экологический бумеранг, или Поиски трех аргументов"
Среды обитания и их сохранение -9ч.
Теория: Среды обитания: почвенной и наземно-воздушной, водной, в живом организме иного вида. Влияние живых организма на окружающую среду. Почвы. Сельскохозяйственное значение почв. Рациональное использование и охрана земель.
Практика: исследование «Источники загрязнения атмосферы. Влияние загрязнения атмосферы на животных и человека», «Состав почвы. Виды почв. Живые организмы, живущие в почве».
Контроль: Беседа
Мир растений - 6ч.
Теория: Растения – источники кислорода. Состояние лесов на Земле. Охрана лесов, хозяйственных и редких видов растений.
Практическое занятие. Работа над презентацией: «Редкие и исчезающие растения Новосибирской области».
Контроль: викторина
Мир животных-6ч.
Теория: Современное состояние животного мира. Рациональное использование и охрана животных. Охрана животных, занесенных в Красную книгу.
Практическое занятие: Работа над презентациями: «Редкие и исчезающие животные Новосибирской области», «Животные, занесённые в Красную книгу».
Контроль: Опрос
Человек в системе живой природы – 6ч.
Теория: Систематическое положение человека в царстве животных. Влияние факторов окружающей среды на человека.
Практическое занятие: «Антропогенное воздействие человека на
биосферу». Подготовка листовок к экологическому мероприятию: «Нам жить на этой Земле!». Экскурсия в историко-краеведческий музей.
Контроль: Опрос
Здоровье человека и окружающая среда – 8ч.
Теория: Экологические проблемы и здоровье человека. Химическое загрязнение окружающей среды. Проблемы отходов и бытового мусора.
Практика: Лабораторная работа«Определение уровня загрязнения, температуры, влажности воздуха». Практическое занятие: «Здоровый образ жизни школьника. Составление режим дня школьника».
Контроль: Тест
Правильное питание – 6ч.
Теория: Зачем мы едим и зачем? Химия в продуктах питании. Экологически чистые продукты.
Практическое занятие: «Правильное питание. Составление меню на день». Практическое занятие: «Определение нитратов в овощах и фруктах».
Контроль: Викторина
Вода – источник жизни – 3ч.
Теория: Значение воды для жизни и здоровья человека. Питьевая вода. Причины загрязнения воды.
Практическое занятие «Определение качества воды. Способы очистки воды».
Контроль: Опрос
Экологические проблемы родного края –2 ч.
Теория: Экологические проблемы Здвинского района: транспорт, бытовые отходы, свалки мусора.
Практика: Поделки из бросового материал
Контроль: Выставка поделок
Мы и будущее планеты Земля - 3ч.
Теория: Экологические проблемы Земли. Пути их решения. «Мы в ответе за будущее Земли».
Практическое занятие - работа над проектами: тема «Экология и здоровьечеловека».
Контроль: Защита проектов
Итоговое занятие – 2ч.
Подведение итогов работы объединения. Защита проектов учащихся. Экологическийквест «Знатоки природы». Итоговый контроль.
15. Воспитательная работа – 9ч.: Мероприятия модулей рабочей программы воспитания
1.4. Планируемые результаты
После окончания обучения по Программе обучающиеся должны показать следующие результаты:
личностные:
- будут сформированы и развиты способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- будет развито внимание, способность самостоятельно выявлять свойства предметов, явлений, делать выводы на основе наблюдений;
- будут сформированы и развиты системы интеллектуальных и практических умений и навыков по изучению, оценки и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
- будет развито умение работать в коллективе, умение взаимодействовать в группе;
- будут развиты потребности в создании благоприятной среды жизнедеятельности;
метапредметные:
- будет воспитано бережное отношение к своей Родине;
- будут развиты качества, необходимые для продуктивной учебно-исследовательской деятельности естествоиспытателя:
- будут приобретены способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностных и социально значимых проблем;
- будут сформирована психологическая готовность к восприятию проблемной ситуации как задаче деятельности;
- будут развиты мотивации личности ребенка к саморазвитию и самореализации, готовность к профессиональному самоопределению;
предметные:
- познакомятся с многообразием обитателей природы и взаимодействиями, взаимозависимости живых организмов;
- будут сформированы знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- будутсформированы знания о факторах, наносящих вред окружающей среде, результатах антропогенного воздействия на живую природу и способах экологической защиты;
- будет сформировано представление о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования Чумакина Любовь Анатольевна.
Образование высшее, педагогический стаж 15 лет.
Первая квалификационная категория.
Курсы повышения квалификации:
- «Инструментарий проектной деятельности педагога - 2020» в объёме 72 часов;
- "Современная дидактика дополнительного образования" 72 часа;
- «Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования в условиях ФГОС» 72 часа.
.
.
2.2.Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет 50 кв. м.; 7 учебных столов, 14 стульев, 4 шкафа, ноутбук, мультимедийный проектор.
В классе установлено искусственное освещение с использованием ламп общего накаливания в количестве 8 штук.
Классная доска освещается лампой дневного света, расположенной в верхней части доски.
Канцелярские принадлежности: картон, цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши, гуашь, акварельные краски и т. д.
Информационное обеспечение
- Инструкции по охране труда и технике безопасности
- компьютер;
- проектор;
- СD диски с фильмами о природе:
- Коллекция документальных фильмов № 6, 9, 10, 13
- Энциклопедия животных
- Национальное географическое общество № 2, 5, 6,7
- Земля. Происхождение человека.
- Природное наследие Новосибирской области.
- BBC «Невидимая жизнь растений. Эволюция жизни».
- BBC «Голубая планета. Силы природы».
- Детская энциклопедия.
- Комплекс методических материалов «Путешествие в мир живой природы».
- Видеофильмы «Путешествие в мир живой природы».
2.3. Форма аттестации
Текущий контроль:
Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование), промежуточная аттестация и др.
Промежуточная аттестация:
- по индивидуальным картам учёта усвоения знаний, умений и навыков (приложение 2)
Итоговая аттестация:
- по индивидуальным картам учёта усвоения знаний, умений и навыков;
- участие в конкурсах, выставках районного, областного, регионального уровня.
Для определения результативности в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком разработаны формы аттестации, отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению программы: экологические игры, викторины, упражнения, тесты, мини-выставки, экологические акции и природоохранные мероприятия, исследовательская деятельность,практическая и творческая работа, направленная на развитие необходимых навыков.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по Программе: готовая работа, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, портфолио.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по Программе: аналитический материал по итогам проведения стартовой и итоговой диагностики, аналитическая справка, диагностические карты, результаты участия в конкурсных событиях различного уровня, портфолио.
Метапредметные результаты (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) отслеживаются на протяжении всего обучения через наблюдение за детьми в разных моментах жизнедеятельности: экскурсии, игры, общение, практическая работа, творческие задания и т.д.
2.4.Оценочные материалы
Для оценки эффективности освоения учащимися программного материала разработан мониторинг сформированности ключевых образовательных компетенций (Приложение 1).
Мониторинг осуществляется по ключевым образовательным компетенциям: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-гражданские, компетенции личностного роста и самосовершенствования.
Оцениваемые компетенции представлены несколькими критериями оценки и уровнями их сформированности. Для оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций учащихся используется определенная формула.
Уровни определяются педагогом на основе данных, полученных путем педагогического наблюдения, тестирования, контрольных опросов, собеседований, анализа выполненных работ и т.п.
Для оценки эффективности освоения учащимися программного материала разработан мониторинг результатов обучения (Приложение 2).
Мониторинг осуществляется по следующим параметрам: теоретическая подготовка, практическая подготовка, общеучебные умения и навыки учащихся. Оцениваемые параметры представлены несколькими критериями. Степень выраженности критериев оценивается по уровням проявления. Оценка вносится в индивидуальную карту учета динамики результатов обучения (Приложение 3).
Отслеживание и фиксирование результатов личностного развития учащихся осуществляется через проведение мониторинга развития личности учащихся в процессе освоения программы (Приложение 4)
Метапредметные результаты (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) отслеживаются на протяжении всего обучения по данной программе через наблюдение за детьми в разных моментах жизнедеятельности: экскурсии, игры, общение, практическая работа, творческие задания и т.д.
Для выявления динамики развития, учащихся предусматривается проведение стартового, промежуточного и итогового мониторингового исследования.
2.5.Методические материалы
Методы обучения:
Образовательный процесс осуществляется в очной форме.
Используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, игровой, проектный.
Для повышения мотивации к занятиям применяются методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование.
Выбор формы организации образовательного процесса зависит от содержания и реализации системно-деятельностного подхода: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.
Формы учебного занятия:
Формы проведения учебных занятий: Беседы, викторины, виртуальные экскурсии, лабораторные занятия, интерактивные игры, брейн-ринги, акции.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Алгоритм учебных занятий
Алгоритм учебного занятия (наиболее часто используемый)
1. Инициация (приветствие)
- Создание эмоционального настроя
2. Вхождение или погружение в тему (целеполагание)
- Формулирование цели и содержание деятельности занятия
3. Формирование ожиданий учащихся
- Выяснение ожиданий и опасений предстоящей деятельности
4. Теоретическая часть
- Объяснение нового материала, лекция, интерактивная лекция, мультимедийная презентация и т.п.
5. Динамическая пауза
- Снятие напряжения, усталости
6. Практическая часть
- Игра, работа над творческим проектом, конкурс и т.п.
7. Подведение итогов
- Рефлексия, анализ и оценка занятия.
Дидактические материалы:
Информационно – коммуникационные средства: DVD диски «Экология», «Великие чудеса света», «Энциклопедия животных», «Коллекция документальных фильмов ВВС».
Разработки из опыта работы педагога. Мультимедийные презентации по темам.
Наглядные пособия: карта особо охраняемых природных территорий НСО, настольная игра «Мобильные технологии для экологии»
2.6. Рабочая программа воспитания
Цель программы воспитания: воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, саморазвитию, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры
Задачи программы воспитания:
Развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности; доброты; совести; ответственности, чувства долга;
Развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности; дисциплинированности; инициативности; принципиальности, самоотверженности, организованности;
Воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
Приобщение обучающихся детей к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
Формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе;
Воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.
7. Создание условий для участия семей в воспитательной деятельности МКОУ ДО ДДТ.
Особенности воспитательного процесса:
Программа реализуется в МКОУ ДО ДДТ в детском объединении «ЭкоМир». Режим занятий по программе включает в себя проведение педагогом дополнительного образования не менее одного воспитательного мероприятия в месяц. Общий объем учебных часов на реализацию программы на каждый учебный год определяется в учебном тематическом плане. Для более эффективного достижения цели и реализации задач воспитательной работы, обозначенных в настоящей программе, рекомендовано активизировать деятельность обучающихся в части их участия в организационно-массовой работе.
Виды, формы и содержания деятельности
Формы и виды проводимых воспитательных мероприятий, а так же методы воспитательной деятельности, определяются педагогом дополнительного образования в зависимости от особенностей реализуемой им основной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся, по согласованию с методистом МКОУ ДО ДДТ.
Виды деятельности – познавательная, трудовая, экскурсионная, досугово-развлекательная.
Формы деятельности – беседа, трудовой десант, экскурсия, игра, конкурсы, тематические беседы, выставки, социальные акции и д.р.
Содержание воспитательной работы:
Воспитательная система сориентирована на личность обучающегося, развитие его природных задатков и способностей, творческое содружество и осуществляется по следующим направлениям:
Инвариантные модули | Направление деятельности |
«Ключевые дела» | Социальное |
«Профессиональное самоопределение» | Профориентационное |
«Каникулы» | Досуговое |
«Добровольчество и волонтерство» | Духовно-нравственное |
«Я – гражданин России» | Гражданско-патриотическое |
«Родник здоровья» | Оздоровительное |
«Наш общий дом» | Экологическое |
«Разговоры о важном» | Общеразвивающее |
Планируемые результаты:
1.Увеличение положительной динамики воспитанности, уровня личностного развития обучающихся, познавательной самостоятельности и качества дополнительного образования.
2. Максимальное раскрытие потенциала личности каждого ребёнка, формирование определённых творческих, социальных и нравственных качеств, самореализация в условиях комфортного воспитательного пространства МКОУ ДО ДДТ.
3. Рост результативности достижений и успехов детей.
4. Повышение профессионального уровня педагогических работников.
5. Выпуск методической продукции для педагогов по вопросам воспитания.
6. Расширение и укрепление сотрудничества с родителями.
7. Увеличение положительной динамики состояния здоровья всех субъектов образовательного процесса.
8. Увеличение доли педагогов, использующих современные педагогические технологии воспитания.
9. Укрепление и обновление партнёрских связей с образовательными учреждениями, общественными организациями, с государственной и муниципальной властью.
10. Рост рейтинга МКОУ ДО ДДТ в социуме.
Календарный план воспитательной работы
Первый год обучения
модуль | мероприятия | сроки |
«Ключевые дела» | Подготовка листовок «Поможем зимующим птицам». Изготовление кормушек для птиц. | Январь |
«Профессиональное самоопределение» | Насекомые: строение, биологические особенности. Значение насекомых в природе | Февраль |
«Каникулы» | «Изучение озёрной воды под микроскопом» | Октябрь |
«Добровольчество и волонтерство» | Экологическая акция «Мир без мусора». | Апрель |
«Я – гражданин России» | Разнообразие растений и животных в НСО. | Март |
«Родник здоровья» | Уход за домашними животными. «Мое любимое животное» - конкурс рисунков. | Декабрь |
«Наш общий дом» | «Прекрасный мир природы» - конкурс рисунков. | Сентябрь |
Растительный покров Земли. Красная книга растений. Охрана растений. | Ноябрь | |
«Разговоры о важном» | Темы регионального компонента: «Наш край родной! История Новосибирской области», «Обитатели рек и озёр НСО» Темы муниципального компонента «Обитатели водоёмов Звинского района», «Красная книга Здвинского района. Животные». | Сентябрь Октябрь Январь
Апрель |
Календарный план воспитательной работы
Второй год обучения
модуль | мероприятия | сроки |
«Ключевые дела» | Экологическая акция «Чистое село» | Октябрь |
Выпуск листовок «Нам жить на этой Земле!». | Февраль | |
«Профессиональное самоопределение» | Современное состояние животного мира. Рациональное использование и охрана животных. Охрана животных, занесённых в Красную книгу | Декабрь |
«Каникулы» | «Правильное питание. Составление меню на день». | Апрель |
«Добровольчество и волонтерство» | Экологическая акция «Чистые дворы» | Сентябрь |
«Я – гражданин России» | «Редкие и исчезающие животные Новосибирской области» | Январь |
«Родник здоровья» | Составление памятки «Здоровый образ жизни школьника». | Март |
Работа над проектом «Экология и здоровье человека». | Май | |
«Наш общий дом» | «Влияние загрязнения атмосферы на животных и человека» | Ноябрь |
«Разговоры о важном» | Темы регионального компонента: «Заказники НСО», «Экологические проблемы НСО» Темы муниципального компонента: «Здвинский район – мой край родной», «Экология Здвинского района» | Сентябрь Октябрь Январь
Апрель |
3. Список литературы
Нормативные документы
Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изм. 01.07.2020);
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 30.04.2021 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ-127);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678) (далее -Концепция);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок).
Устав МКОУ ДО ДДТ.
Локальный акт о промежуточной аттестации и итоговом контроле обучающихся в МКОУ ДО ДДТ.
Список используемой литературы
1. Бабенко В. «Птицы России и Европы» - Малая энциклопедия «Мирвокруг нас» – М.: «ОНИКС 21 век», 2001. - 95 с.
2. Витульская Н. В. «Прикладная экология»: учебное пособие. -Краснодар, 2001. - 272 с.
3. Вершинин А.О. «Жизнь Черного моря». – М.6 «МАКЦЕНТР.Издательство», 2003. - 176 с.
4. Плотников Г.К. «Азовское море» - Краснодар: Кубанское книжное изд - во, 2008.- 120с
5. Голиков В.И. «Фауна Кубани: видовой состав и экология». –Краснодар: Изд. «Традиция», 2007. - 97 с.
6. Зауэр Ф. «Птицы - обитатели озер, болот и рек». - М.: ООО «Издательство АСТ»:«ИздательствоАстрель», 2002. - 287 с.
7. Калашников В. И., Лаврова С. А. «Чудеса живой природы» - М.: Изд. «Белый город». 2009. – 192 с.
8. Кремер Б. П. «Деревья. Местные и завезенные виды Европы» - М.:ООО «Издательство Астрель», 2002. - 288 с. (Путеводитель поприроде).
9. Литвинская С. А. «Экологическая энциклопедия деревьев и кустарников». - Краснодар: Изд. «Традиция», 2006. - 360 с.
10. Михайлов В. В., СуховольскаяН. П. «Анапа. Природа, история, хозяйство, население». - Ростов на Дону: «Издательство БАРО -ПРЕСС», - 2004. - 280 с.
11. Новиков В.С. «Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения». – М.: «Дрофа», 2004. – 416с.
12. Павлинов И.Я. «Природа России: жизнь животных. Млекопитающие» (часть 1,2). – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 1999.
13. Плотников Г.К. «Животный мир Кубани». Т. 1. - Краснодар: «Кубанское книжное издательство», 2006. 121-122 с.13
14. Феоктистова Н.Ю., МещерскийИ.Г, «Ядовитые животные России» Справочное пособие – М: Изд. «Чистые пруды», 2006. – 32 с.
15. Доклад «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2008 году», - Краснодар, 2009. - 328 с.
16. «Практикум по лесной энтомологии»: учебн. пособие. Сост. Е. Г. Мозолевская, Н. К. Белов и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
17. Справочник-определитель «Птицы Европы». - Минск: Изд. «Харвест», 2003. - 416 с.
Литература, рекомендуемая учащимся и родителям
1. Плотников Г.К. «Азовское море» - Краснодар: Кубанское книжное изд-во, 2008.- 120с
2. Ласуков Р. Ю. «Звери и их следы: Карманный определитель» - М.: «Рольф», 2000. - 128 с
3. Ласуков Р. Ю. «Птицы: Карманный определитель» - М.: «Рольф», 2000. - 160 с.
4. Рой Маккалистер «Все о растениях в легендах и мифах» - СПб: ООО «СЗКО «Кристалл», 2007. - 192 с.
5. Рохлов В, Теремов А., Петросова Р. «Занимательная ботаника». - М.: Изд. АСТ-ПРЕСС, 2002. - 432 с.
6. Сергеева М. Н. «Растительный мир: Книга рекордов» - М.: Изд. ОЛИСС, «Эксмо». 2009. 128 с.
7. Тихонов А. В., Рысакова И. В. «Природа России. Определитель». – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009. – 160 с.
8. «Растения и человек» (Е. Н. Наумова «Пищевые растения», О. А. Короткова «Ядовитые растения»). - М.: Изд. СЛОВО, 2002. - 96 с.
9. «Тайны живой природы» /авт.-сост. А. С. Бернацкий. – М.: АСТ: Зебра Е, 2007. 448 с.
2.1. Календарный учебный график
Приложение 1
Календарно-учебный график 1-го года обучения
№ п/п
Месяц
Число
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
1. Вводное занятие (2 часа)
сентябрь
8
15.30
Беседа
2
Экология – как наука.
Инструктаж по ТБ
Кабинет биологии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
2. Мой дом – планета земля (6 часов)
сентябрь
15
15.30
Беседа
2
Солнечная система. Многообразие жизни на планете Земля.
Кабинет биологии
Рефлексия содержания учебного материала, вводное тестирование
сентябрь
22
15.30
Викторина
2
«Земля – мой дом» - игра – путешествие.
Кабинет биологии
Обсуждение
сентябрь
29
15.30
Творческая работа
2
«Прекрасный мир природы» - конкурс рисунков. Модуль «Наш общий дом»
Кабинет биологии
Выставка рисунков
3. Вода планеты Земля (10 часов)
октябрь
6
15.30
Беседа
2
Океаны и моря Земли. Озера и реки.
«Обитатели рек и озёр НСО» Модуль «Разговоры о важном»
Кабинет биологии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
октябрь
13
15.30
Беседа
2
Круговорот воды в природе. Чем в природе вода загрязняется и как очищается?
Кабинет биологии
Обобщающие вопросы
октябрь
20
15.30
Виртуальная экскурсия
2
«За чистое будущее озеро Байкал!»
Кабинет биологии
Обсуждение
октябрь
27
15.30
Лабораторное занятие
2
«Свойства воды. Озёрная вода»
Кабинет биологии
Педагогические наблюдения
ноябрь
3
15.30
Лабораторное занятие
2
«Изучение озёрной воды под микроскопом» Модуль «Каникулы»
Кабинет биологии
Педагогические наблюдения
4. Экология растений и животных (34 часа)
ноябрь
10
15.30
Беседа
2
Растительный покров Земли. Красная книга растений. Охрана растений. Модуль «Наш общий дом»
Кабинет биологии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
ноябрь
17
15.30
Викторина
2
«Роль растительного покрова для всего живого» - конкурс знатоков
Кабинет биологии
Обсуждение
ноябрь
24
15.30
Экскурсия
2
Экскурсия «Радуга осенних красок» - экскурсия на природу. «Наш край родной! История Новосибирской области». Модуль «Разговоры о важном»
Кабинет биологии
Рефлексия настроения и
эмоционального состояния
декабрь
1
15.30
Беседа
2
Многообразие животных. Среда обитания, приспособления животных к различным условиям жизни.
Кабинет биологии
Беседа по вопросам
декабрь
8
15.30
Беседа
2
Экологическое проблемы, их влияние на фауну Земли. Красная книга и охрана природы
Кабинет биологии
Обсуждение
декабрь
15
15.30
Творческая работа
2
Уход за домашними животными. «Мое любимое животное» - конкурс рисунков. Модуль «Здоровье»
Кабинет биологии
Выставка рисунков
декабрь
22
15.30
Викторина
2
«Что вы знаете о заповеднике?» - викторина.
Кабинет биологии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
декабрь
29
15.30
Беседа
2
Птицы, их многообразие птиц, связь человека с птицами.
Кабинет биологии
Беседа по вопросам
январь
12
15.30
Творческая работа
2
Подготовка листовок «Поможем зимующим птицам». Изготовление кормушек для птиц. Модуль «Ключевые дела»
Кабинет биологии
Обсуждение
январь
19
15.30
Беседа
2
Пресмыкающиеся и земноводные, виды, биологические особенности, среда обитания.
Кабинет биологии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
январь
26
15.30
Виртуальная экскурсия
2
«Нелюбимые животные»
Кабинет биологии
Беседа по вопросам
февраль
2
15.30
Беседа
2
Насекомые: строение, биологические особенности. Значение насекомых в природе. Модуль «Профессиональное самоопределение»
Кабинет биологии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
февраль
9
15.30
Беседа
2
Особенности животного и растительного мира материков Земли.
Кабинет биологии
Педагогические наблюдения
февраль
16
15.30
Виртуальная экскурсия
2
«Животные, живущие на разных материках Земли».
Кабинет биологии
Беседа по вопросам
март
1
15.30
Интерактивная игра
2
«Кто где живёт?»
Кабинет биологии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
март
15
15.30
Беседа
2
Разнообразие растений и животных в НСО. Модуль «Я – гражданин России»
Кабинет биологии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
март
22
15.30
Викторина
2
«Путешествие по страницам Красной книги» - игра-путешествие. «Красная книга Здвинского района. Животные». Модуль «Разговоры о важном»
Кабинет биологии
Обсуждение
март
29
15.30
Практическая работа
2
Моя Родина, ее природные богатства и экологические проблемы. Модуль «Я – гражданин России»
Кабинет биологии
Обсуждение
апрель
5
15.30
Виртуальная экскурсия
2
Экскурсия в отдел природы краеведческого музея.
Кабинет биологии
Беседа по вопросам
апрель
12
15.30
Беседа
2
Экологические проблемы водоемов Здвинского района.
Кабинет биологии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
апрель
19
15.30
Брейн-ринг
2
«Обитатели водоёмов Звинского района». Модуль «Разговоры о важном»
Кабинет биологии
Беседа по вопросам
5. Экология и человек (12 часов)
апрель
28
15.30
Беседа
2
Ценность природы для человека. Правила поведения в природе.
Кабинет биологии
Рефлексия настроения
май
3
15.30
Творческая работа
2
Разработка и создание экологических знаков.
Кабинет биологии
Обсуждение представленных работ
май
10
15.30
Акция
2
«Мир без мусора». Модуль «Добровольчество и волонтёрство»
Кабинет биологии
Экологическая акция.
май
17
15.30
Беседа
2
Человек - вершина эволюции царства животных.
Кабинет биологии
Рефлексия деятельности,
тестирование.
май
24
15.30
Разработка проектов.
2
«Экодом»
Кабинет информатики
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
май
21
15.30
Защита проектов
2
«Экодом»
Кабинет биологии
Защита проектов.
Календарно-учебный график 2-го года обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. Вводное занятие (2 часа) | ||||||||
| Сентябрь | 7 | 15.30 | Беседа | 2 | Охрана окружающей среды. Инструктаж по ТБ | Кабинет биологии | Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
Окружающая среда и экология (2 часа) | ||||||||
2 | Сентябрь | 14 | 15.30 | Беседа | 2 | Окружающая среда и экология. Роль экологии в современном мире. | Кабинет биологии | Обобщающие вопросы |
3.Экосистемы и экологические связи (20 часов) | ||||||||
| Сентябрь | 21 | 15.30 | Беседа | 2 | Экосистемы. Пищевые цепи в природе. Экологическая пирамида. | Кабинет биологии | Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
| Сентябрь | 28 | 15.30 | Экологическая акция | 2 | «Чистые дворы» Модуль «Добровольчество и волонтёрство» | Кабинет биологии | Педагогические наблюдения |
| Октябрь | 5 | 15.30 | Экологическая акция | 2 | «Чистое село» Модуль «Ключевые дела» | Кабинет биологии | Педагогические наблюдения |
| Октябрь | 12 | 15.30 | Беседа | 2 | Состояние природной среды и природных ресурсов, необходимость их сохранения. | Кабинет биологии | Обсуждение |
| Октябрь | 19 | 15.30 | Практическое занятие | 2 | «Изучение особо охраняемых территорий». «Заказники НСО» Модуль «Разговоры о важном»
| Кабинет биологии | Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
| Октябрь | 26 | 15.30 | Беседа | 2 | Среды обитания: почвенной и наземно-воздушной, водной, в живом организме иного вида. Влияние живых организма на окружающую среду. | Кабинет биологии | Беседа по вопросам |
| Ноябрь | 1 | 15.30 | Беседа | 2 | Почвы. Сельскохозяйственное значение почв. Рациональное использование и охрана земель. | Кабинет биологии | Обсуждение |
| Ноябрь | 8 | 15.30 | Практика | 2 | «Источники загрязнения атмосферы» «Экологические проблемы НСО» Модуль «Разговоры о важном» | Кабинет биологии | Обобщающие вопросы |
| Ноябрь | 15 | 15.30 | Практика | 2 | «Влияние загрязнения атмосферы на животных и человека» Модуль «Наш общий дом» | Кабинет биологии | Педагогические наблюдения |
| Ноябрь | 22 | 15.30 | Практика | 2 | «Состав почвы. Виды почв» | Кабинет биологии | Педагогические наблюдения |
| Ноябрь | 29 | 15.30 | Практика | 2 | «Живые организмы, живущие в почве» | Кабинет биологии | Обсуждение |
4. Охрана животного мира (12 часов) | ||||||||
| Декабрь | 6 | 15.30 | Беседа | 2 | Растения – источники кислорода. Состояние лесов на Земле. Охрана лесов, хозяйственных и редких видов растений. | Кабинет биологии | Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
| Декабрь | 13 | 15.30 | Работа над презентацией | 2 | «Редкие и исчезающие растения Новосибирской области». | Кабинет биологии | Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
| Декабрь | 20 | 15.30 | Работа над презентацией | 2 | «Редкие и исчезающие растения Новосибирской области». | Кабинет биологии | Беседа по вопросам |
| Декабрь | 27 | 15.30 | Беседа | 2 | Современное состояние животного мира. Рациональное использование и охрана животных. Охрана животных, занесённых в Красную книгу. Модуль «Профессиональное самоопределение» | Кабинет биологии | Педагогические наблюдения |
| Январь | 10 | 15.30 | Работа над презентацией | 2 | «Редкие и исчезающие животные Новосибирской области» Модуль «Я – гражданин России» | Кабинет биологии | Педагогические наблюдения |
| Январь | 27 | 15.30 | Работа над презентацией | 2 | «Животные, занесённые в Красную книгу». | Кабинет биологии | Педагогические наблюдения |
5. Экология и здоровье человека (32 часа) | ||||||||
| Январь | 24 | 15.30 | Беседа | 2 | Систематическое положение человека в царстве животных. Влияние факторов окружающей среды на человека. | Кабинет биологии | Обобщающие вопросы |
| Январь | 31 | 15.30 | Практическое занятие | 2 | «Антропогенное воздействие человека на биосферу». | Кабинет биологии | Педагогические наблюдения |
| Февраль | 7 | 15.30 | Подготовка листовок | 2 | «Нам жить на этой Земле!». Модуль «Ключевые дела» | Кабинет биологии | Педагогические наблюдения |
| Февраль | 14 | 15.30 | Беседа | 2 | Экологические проблемы и здоровье человека. Химическое загрязнение окружающей среды. Проблемы отходов и бытового мусора. | Кабинет биологии | Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
| Февраль | 21 | 15.30 | Лабораторная работа | 2 | «Определение уровня загрязнения, температуры, влажности воздуха». | Кабинет биологии | Обсуждение |
| Февраль | 28 | 15.30 | Практическое занятие | 2 | «Здоровый образ жизни школьника». Модуль «Родник здоровья» | Кабинет биологии | Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
| Март | 7 | 15.30 | Практическое занятие | 2 | «Составление режим дня школьника». | Кабинет биологии | Беседа по вопросам |
| Март | 14 | 15.30 | Беседа | 2 | Зачем мы едим и зачем «Химия в продуктах питании. Экологически чистые продукты. | Кабинет биологии | Обсуждение |
| Март | 21 | 15.30 | Практическое занятие | 2 | «Правильное питание. Составление меню на день». Модуль «Каникулы» | Кабинет биологии | Обобщающие вопросы |
| Март | 28 | 15.30 | Практическое занятие | 2 | «Определение нитратов в овощах и фруктах». | Кабинет биологии | Педагогические наблюдения |
| Апрель | 4 | 15.30 | Беседа | 2 | Значение воды для жизни и здоровья человека. Питьевая вода. Причины загрязнения воды. «Экология Здвинского района» модуль «Разговоры о важном» | Кабинет биологии | Педагогические наблюдения |
| Апрель | 11 | 15.30 | Практическое занятие | 2 | «Определение качества воды. Способы очистки воды». | Кабинет биологии | Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
| Апрель | 25 | 15.30 | Беседа | 2 | Экологические проблемы Здвинского района: транспорт, бытовые отходы, свалки мусора. | Кабинет биологии | Обсуждение |
| Май | 16 | 15.30 | Беседа | 2 | Экологические проблемы Земли. Пути их решения. «Мы в ответе за будущее Земли». | Кабинет биологии | Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
| Май | 23 | 15.30 | работа над проектами | 2 | «Экология и здоровье человека». Модуль «Родник здоровья» | Кабинет информатики | Беседа по вопросам |
| Май | 30 | 15.30 | Защита проектов | 2 | Экологический квест «Знатоки природы». «Здвинский район – мой край родной» Модуль «Разговоры о важном» | Кабинет биологии | Защита проектов |