СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Авангард»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа разработана в соответствии с целями и задачами положений о проведении городской комбинированной военно-спортивной игры «Зарница» и состязаний отрядов Почётного караула за право несения Вахты памяти на Посту №1 у Вечного огня. Программа обеспечивает определённый уровень готовности к к участию в соревнованиях разного уровня и позволяет реализовать интересы юношей и девушек.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Авангард»»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию администрации г. Улан-Удэ

МАОУ ДО «Городской дворец детского (юношеского) творчества» г. Улан-Удэ





«Принято»

на Педагогическом совете

МАОУ ДО «ГДДЮТ»

Протокол №1

«30» августа 2023 г.



«Утверждаю»

Директор МАОУ ДО «ГДДЮТ»

___________ Пихеева О.Я.

Приказ № 46

от «30» августа 2023 г.












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА


«АВАНГАРД»



Направленность: социально - гуманитарная


Возраст учащихся: 14 - 17


Срок реализации программы: 1 год (144 часа)

количество лет обучения







Автор программы:

ПАШИНОВ ШАГДАР-ЖАП ЦЫДЫНОВИЧ,

учитель ОБЖ











г. Улан-Удэ

2023


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


  1. Основные характеристики программы:

    1. Дополнительная общеразвивающая программа «Авангард» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конвенции о правах ребёнка;

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31 марта 2022 года №678-р;

  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (с изменениями на 27 октября 2020 года) «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки России от 18.11.2015 года № 09-3242;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ»;

  • Устава МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ;

  • Локальных нормативных актов МАОУ ДО «ГДДЮТ» г. Улан-Удэ.


Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Патриот» имеет социально - педагогическую направленность.

    1. Актуальность программы

В реализации данной программы нуждаются подростки 11-17 лет, так как она предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют

патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

    1. Отличительные особенности программы, новизна

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Работа по военно-патриотическому воспитанию проводится комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

Все, что они узнают и чему научатся на занятиях, они могут применить в быту. Настоящая программа разработана в соответствии с целями и задачами положений о проведении городской комбинированной военно-спортивной игры «Зарница» и состязаний отрядов Почётного караула за право несения Вахты памяти на Посту №1 у Вечного огня. Программа обеспечивает определённый уровень готовности к к участию в соревнованиях разного уровня и позволяет реализовать интересы юношей и девушек.

    1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:


      1. Патриотическое воспитание учащихся, готовность их к служению Отечеству и его вооружённой защите.

      2. Привлечение школьников к занятиям в военном кружке, их интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие.

      3. Участие в реализации программы комбинированной военно-спортивной игры

«Зарница» и в соревнованиях отрядов Почётного караула за право несения Вахты памяти на Посту №1 у Вечного огня на площади Славы.



    1. ЗАДАЧИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


      1. Подготовка учащихся к службе в рядах Российской Армии, содействие в выборе воинской специальности, рода войск.

      2. Формирование качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условия, службе в Вооружённых Силах РФ и других силовых структурах.

      3. Развитие инициативы и самостоятельности на основе игровой деятельности.

      4. Проверка уровня знаний, навыков и умений по основам военной службы, основам безопасности жизнедеятельности и прикладной физической подготовке.

      5. Подготовка к участию в проведении комбинированной военно-спортивной игры

«Зарница» и к соревнованиям отрядов Почётного караула за право несения Вахты памяти на Посту №1 у Вечного огня.

    1. Возраст учащихся, которым адресована программа


Программа адресована детям от 11 до 17 лет. В этом возрасте начинают развиваться гражданско-патриотическое сознание. Программа будет интересна и мальчикам и девочкам. Предполагается активное вовлечение в работу родителей. Для обучения принимаются все желающие. Количество обучающихся в группе до 15 человек.


    1. Формы занятий: Программа «Патриот» предполагает групповую форму обучения.


  1. Объем программы:

    1. Объем программы – настоящая программа рассчитана на 144часа (4 часа в неделю) «Подготовка к участию в соревнованиях отряда Почётного караула и команды

«Патриот»). Для реализации программы в школе формируются команды учащихся: 7 - 11 классы – отряд Почётного караула; спартакиада допризывной молодежи и комбинированной военно-спортивной игры «Зарница».

    1. Срок реализации программы 1 год


    1. Режим занятий: 2 раз в неделю по 2 часа.


  1. Планируемые результаты

    1. Планируемые результаты Личностные:

ответственность за принятые решения, самовоспитание и самореализация умений и навыков;

умение работать в группе, выполнять общие задачи, быть терпимыми к чужому мнению, позиции, проявляют доброжелательные отношения друг другу, умеют слушать и слышать другого, проявляют такт и уважение к окружающим.

Метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

формирование целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

формирование способности к проектированию. коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. познавательные универсальные учебные действия:

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

  • развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

  • практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

Предметные:

В результате обучающиеся должны знать:

название страны, региона, где живет учащийся, родного города;

символику страны, области, города, школы;

государственные праздники и Дни воинской Славы ВС РФ;

имена великих полководцев и названия Городов-героев;

ордена и медали, знаки доблести и отличия ВС РФ;

основы оказания первой медицинской помощи;

средства индивидуальной защиты и область их применения;

основы автономного существования человека;

правила безопасного обращения со стрелковым оружием;

сигналы гражданской обороны и порядок действия по ним должны уметь:

описывать изученные события истории Отечества;

оценивать поступки других с позиции добра и зла;

уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

правильно использовать средства индивидуальной защиты;

оказывать первую медицинскую помощь;

выполнять команды управления строем;

использовать навыки стрельбы из стрелкового оружия;

поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях

    1. Способы и формы проверки результатов

Программой предусмотрены зачетные занятия приобретенных практических навыков и умений, а также защита проекта.

Неотъемлемой частью воспитания будущих защитников Отечества является нравственное воспитание, поэтому, особое внимание при реализации программы должно обращаться на воспитание Человека – Патриота.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


РАЗДЕЛ №1. ОСНОВЫ СТРОЕВОГО ОБУЧЕНИЯ.


Глава №1. Строи и управление ими.


    1. Строй и его элементы (ст. 1-15 СУ).

Основные понятия и определения. Одношереножный и двухшереножный строи; колонна. Развёрнутый и походный строи. Элементы строя (шеренга, фланг, фронт, интервал, дистанция, тыльная сторона строя, ширина строя, глубина строя, ряд, направляющий, замыкающий)

    1. Управление строем (ст. 16-24 СУ). Предварительная и исполнительная команды и действия по ним обучаемых. Выполнение команд при управлении строем.

    2. Обязанности обучаемых перед построением и в строю (ст. 25, 26 СУ).

Обязанности командира перед построением и в строю. Обязанности подчиненных перед построением и в строю.

ГЛАВА №2. Строевые приёмы и движения без оружия и с оружием. (Одиночная строевая подготовка).

    1. Строевая стойка. (ст. 27-29 СУ).


Элементы строевой стойки. Порядок принятия строевой стойки по команде и без команды. Отработка выполнения команд :становись, смирно, вольно, заправиться, головной убор (головные уборы) снять, головной убор (головные уборы) надеть.

    1. Повороты на месте. (ст. 30 СУ).

Приёмы выполнения поворотов на месте. Отработка выполнения команд: направо, налево, кругом.

    1. Движение. Строевой и походный шаг. (ст. 31, 32 СУ).


Параметры движения шагом и бегом. Строевой и походный шаг, их назначение. Методика отработки строевого шага. Порядок перехода со строевого шага на походный и обратно. Отработка выполнения команд: строевым шагом – марш, шагом – марш, смирно, вольно.

    1. Обозначение шага на месте; прекращение движения; перемещение одиночных обучаемых в сторону, вперёд, назад. (ст. 34-37).

Команды, применяемые для обозначения шага на месте, прекращения движения и перемещения обучаемых в строну, вперёд, назад и методика их выполнения. Особенности действий обучаемых при перемещении вправо, влево и назад.

    1. Повороты в движении. (ст. 38 СУ).


Цели применения поворотов в движении. Методика отработки элементов строевых приёмов при поворотах в движении. Отработка выполнения команд: направо, налево, кругом – марш.

    1. Строевые приёмы с оружием. (ст. 39, 40, 46, 48, 49, 50, 52 СУ).


Строевая стойка с оружием. Выполнение приёмов с оружием на месте. Отработка выполнения команд: автомат на грудь, на ремень, ремень - отпустить (подтянуть), оружие

  • за спину, оружие на – ремень, поправить – оружие.


Глава №3. Выполнение воинского приветствия. Выход из строя, возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

    1. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. (ст. 60-63 СУ). Отработка выполнения воинского приветствия на месте вне строя без головного убора и в головном уборе. Отработка выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора и в головном уборе, в том числе при обгоне начальника (старшего).

    2. Выход из строя и возвращение в строй. (ст. 69,70 СУ).

Отработка выполнения строевых приёмов при выходе из строя (одношереножного, двухшереножного, колонны) по командам, например: «Кадет Иванов. ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ НА СТОЛЬКО-ТО ШАГОВ» или «Кадет Иванов. КО МНЕ (БЕГОМ КО МНЕ).

Отработка выполнения строевых приёмов при возвращении обучаемого в строй по командам, например: «Кадет Иванов. СТАТЬ В СТРОЙ» или только «СТАТЬ В СТРОЙ».

    1. Подход к начальнику и отход от него. (ст. 71-73 СУ).

Отработка строевых приёмов и действий при подходе к начальнику вне строя. Отработка строевых приёмов и действий при отходе обучаемого от начальника. Действия начальника при подаче команды на возвращение подчинённого в строй.

Глава №4. Строи отделения (взвода).


    1. Развёрнутый строй. (ст. 74 СУ).


Отработка построения отделения (взвода) в одношереножный (двухшереножный) строй. Порядок выполнения команд: отделение (взвод) в одну шеренгу (в две шеренги) – становись. Действия командира и подчиненных.

    1. Отработка выполнения команд в развёрнутом строю в составе отделения (взвода). (ст. 75, 76-80 СУ).

Отработка действий обучаемых при выравнивании строя по командам: равняйсь или налево-равняйсь; выполнении команд: смирно, вольно, заправиться, отделение – разойдись, отделение – ко мне; размыкании и смыкании отделения на месте по командам: отделение, вправо (влево, от средины) на столько-то шагов, разомкнись; отделение, вправо (влево, к средине), сомкнись.

Отработка выполнения команд: отделение, шагом (строевым шагом) – марш; отделение – стой.

    1. Перемещение отделения (взвода) на несколько шагов в сторону. (ст. 82 СУ).


Отработка выполнения строевых приёмов для перемещения на несколько шагов в сторону в строю на месте по командам: отделение, направо (налево); столько-то шагов вперёд, шагом – марш; налево (направо).

    1. Перемена направления движения захождением. (ст. 84 СУ).

Отработка перемены направления захождением с места и в движении.. Выполнение команд: отделение, правое (левое) плечо вперед, шагом – марш; отделение, правое (левое) плечо вперед - марш (на ходу); прямо; отделение – стой.

    1. Расчет отделения на первый и второй, и по общей нумерации. (ст. 85 СУ).


Отработка расчёта отделения на первый и второй, и по общей нумерации по командам: Отделение, на первый и второй – рассчитайсь; отделение, по порядку – рассчитайсь.

    1. Перестроение отделения на месте из одной шеренги в две и обратно. (ст. 86, 87 СУ).


Отработка перестроения отделения на месте из одной шеренги в две и обратно. Выполнение команд: отделение, в две шеренги – стройся; отделение в одну шеренгу – стройся. Методика строевых приёмов при перестроениях.

    1. Выполнение строевых приёмов с оружием в составе отделения. (ст. 88, 89).


Отработка выполнения строевых приёмов с оружием в составе отделения.

Выполнение команд: отделение, положить – оружие; отделение – к оружию; в ружьё.


    1. Походный строй. Построение отделения в колонну. ( ст. 90).


Походный строй отделения (взвода). Отработка построения отделения в колонну по одному (по два; по три; по четыре). Выполнение команд: отделение, в колонну по одному (по два; по три; по четыре) – становись. Особенности построения отделения численностью четыре человека и менее.

    1. Перестроение отделения из развёрнутого строя в колонну и обратно. (ст. 91, 92 СУ).


Отработка перестроения отделения из развёрнутого строя в колонну и обратно. Выполнение команд: отделение, направо; отделение, налево. Действия командира отделения при перестроении отделения из развёрнутого строя в колонну и обратно.

    1. Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два и обратно. (ст. 93, 94 СУ).

Отработка перестроения отделения из колонны по одному в колонну по два обратно. Выполнение команд. Отделение, в колонну по два, шагом – марш (на ходу – марш); прямо; отделение - стой; отделение, в колонну по одному, шагом – марш (на ходу

– марш).

    1. Перемена направления движения колонны. (ст.95 СУ).


Отработка перемены направления движения колонны. Выполнение команд: отделение, правое (левое) плечо вперёд – марш; прямо; отделение, за мной – марш.

    1. Выполнение воинского приветствия в строю на месте. (ст. 96, 97 СУ).


Отработка выполнения воинского приветствия в строю на месте. Выполнение команд: отделение, смирно, равнение на – право (на – лево, на – средину); вольно.

    1. Выполнение воинского приветствия в строю в движении. (ст. 98 СУ).


Отработка выполнения воинского приветствия в строю в движении. Выполнение команд: отделение, смирно, равнение на – право (на – лево); вольно.

    1. Ответ на приветствие или благодарность начальника. (ст. 99 СУ).


Отработка ответа на приветствие начальника и ответа при объявлении благодарности на месте и в движении.

Глава №5. Прохождение торжественным маршем и с песней в составе отделения (взвода).

    1. Отработка выполнения команды «СЧЁТ».


    1. Отработка всего комплекса команд и строевых приёмов при прохождении торжественным маршем в составе отделения (взвода).

    2. Отработка прохождения с песней в составе отделения.




РАЗДЕЛ №2. ПОДГОТОВКА К УЧАСТИЮ В СОРЕВНОВАНИЯХ ОТРЯДА ПОЧЁТНОГО КАРАУЛА И КОМАНДЫ «ПАТРИОТ».

Глава №6. Ритуал отряда Почётного караула.


    1. Церемониальный шаг (одиночная подготовка).


Отработка церемониального шага по элементам (одиночная подготовка).

    1. Повороты в движении церемониальным шагом.


Отработка поворотов направо (налево) в движении церемониальным шагом.


    1. Прохождение ступенек (одиночная подготовка).


Отработка прохождения ступенек в движении церемониальным шагом (одиночная подготовка).

    1. Отработка церемониального шага составом смены караула в шеренге.


    1. Отработка церемониального шага составом смены караула в колонне по одному.


    1. Построение смены караула в колонну по одному. Отработка поворотов направо (налево) при движении смены караульных на пост (с поста).

    2. Отработка прохождения ступенек составом смены караула при движении церемониальным шагом.

    3. Отработка элементов расхождения (схождения) при движении смены караула на пост (с поста).

    4. Отработка элементов движения в составе смены: подход к посту; остановка; поворот кругом.

    5. Отработка действий часовых при подходе очередной смены к посту.


    1. Отработка действий заступающей смены при восхождении на пост.


    1. Отработка элементов сдачи-приёма поста часовыми и караульными.


    1. Отработка действий сменяющейся и заступающей смен караула по команде: «Смена, с Поста №1, шагом – МАРШ».

    2. Отработка строевых элементов при движении смены с поста, остановки движения, смыкания строя.

    3. Отработка строевых приёмов и действий часовыми при снятии их с поста.


    1. Отработка последовательности выполнения ритуала заступления на пост, смены часовых на посту и снятия часовых с поста.

    2. Отработка составом караула последовательности выполнения строевых приёмов и действий в соответствии с Положением о проведении смотра-конкурса: построение в

развёрнутый строй; прохождение торжественным маршем; заступление первой смены на пост; смена часовых на посту, снятие часовых с поста; перестроения караула.

    1. Занятие. Организация несения караульной службы на Посту №1.


      1. Задачи караульной службы.


      1. Организация караульной службы, внутренний порядок в карауле при несении службы, распорядок дня. Организация пропускного режима в карауле.

      2. Обязанности должностных лиц и караульных в день несения караульной службы.


      1. Порядок заступления на пост сменой караульных (построение; инструктаж; переход на площадь; заступление смены на пост; переход сменившейся вахты в караульное помещение.

      2. Организация и порядок приёма пищи в день несения караульной службы.


      1. Организация воспитательной работы в карауле и обеспечение.


    1. Тренировки караула на месте проведения окружного смотра-конкурса отрядов Почётного караула ( площадь).

Участие в соревнованиях отрядов Почётного караула школ г. Улан - Удэ.


    1. Тренировки караула у мемориального комплекса на площади Славы г. Улан - Удэ.


Участие в городском смотре-конкурсе отрядов Почётного караула за право несения Вахты памяти у «Вечного огня» мемориального комплекса Славы.

    1. Несение караульной службы на Посту №1 у Вечного огня мемориального комплекса Славы.

Глава №7. Конкурс «Статен, строен, уважения достоин».


Отработка последовательности действий отделения в строевом конкурсе в соответствии с требованиями Положения: построение отделения в две шеренги; расчёт по порядку номеров в отделении; доклад о готовности к смотру-конкурсу; ответ на приветствие; выполнение команд; равняйсь, смирно, вольно, заправиться, разойдись; построение отделения в одну шеренгу; расчёт отделения на первый и второй; перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно; повороты на месте; построение отделения в двухшереножный строй, смыкание строя; одиночная строевая подготовка (выход из строя;

повороты на месте; движение строевым шагом; повороты в движении; постановка в строй); прохождение отделения с песней.

Глава №8. Стрелковая подготовка.


    1. Материальная часть автомата Калашникова, пневматической винтовки ИЖ-38. Правила стрельбы из стрелкового оружия.

    2. Отработка и контрольное снятие нормативов по стрельбе из пневматической винтовки ИЖ-38.

    3. Отработка и контрольное снятие нормативов по неполной разборке и сборке автомата Калашникова.

    4. Выполнение стрелкового упражнения из автомата Калашникова на стрелковом полигоне (по согласованию с воинской частью).

Глава №9. Прикладная физическая подготовка.


    1. Контрольное снятие нормативов по выполнению комплексного силового упражнения.


    1. Контрольное снятие нормативов по эстафете «И один в поле воин».


    1. Отработка техники действий при перетягивании каната.


Примечание. Отработка нормативов комплексного силового упражнения, эстафеты и других спортивных показателей может выполняться во время проведения уроков по физической культуре.

Глава №10. Страницы истории Отечества.


    1. Ордена, медали, воинские звания и знаки различия периода Великой Отечественной Войны.

    2. Города – герои Великой Отечественной Войны.


    1. Полководцы и герои. Великие битвы.


    1. Учёные – конструкторы оружия. Военная техника и вооружение.


    1. Вооружённые конфликты (история и современность).


Примечание. Страницы военной истории России могут изучаться на уроках истории России.

Глава №11. Правовые основы военной службы.


    1. Государственная и военная символика – история и современность (сущность и значение государственных символов Российской Федерации – Флага, Герба и Гимна Российской Федерации.

    2. Основы обороны государства. Вооружённые Силы Российской Федерации (предназначение, состав, традиции).

    3. Воинская обязанность и военная служба граждан (подготовка, прохождение службы по призыву и контракту).

    4. Общевоинские Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации (права и обязанности военнослужащих; старшие и младшие; начальники и подчинённые; сущность воинской дисциплины; обязанности и действия лиц суточного наряда; обязанности и практические действия караула и др.).

Глава №12. Военно-спортивный сбор.


    1. Туристическое многоборье.


Ориентирование на местности; поиск предметов по карте; установка двухместной палатки; разжигание костра и приготовление пищи; оказание первой медицинской помощи раненым и поражённым; транспортировка раненого; преодоление препятствий.

    1. Военно-спортивный марш-бросок.


Преодоление заражённого участка местности и использованием индивидуальных средств защиты (противогаз, общевойсковой защитный комплект); разборка и сборка автомата и снаряжение магазина к нему; метание гранаты; обнаружение и преодоление минно-взрывных заграждений; передвижение на местности перебежками и ползком; использование средств связи.

Глава 13. Представление команды.


Подготовка в художественной форме представления своего края, его обычаев и традиций, народных героев и полководцев, своего учебного заведения, команды. Подготовка эмблемы команды, штандарта. Подготовка формы одежды.

Глава №14. Комбинированная военно-спортивная игра «Патриот».

Принятие участия в комбинированной военно-спортивной игре «Патриот» в соответствии с положением о проведении игры. Итоги работы.

Примечание: В конце учебного года подводятся итоги, производится анализ результатов, составляется отчёт руководителем кружка.

Приложение: Тематический план учебных занятий военного кружка «Патриот».

































Тематический план


№ п/п

Наименование темы

Количество



часов

Примечан ие

1

Глава №1. Строй и управление ими.

4


1.1

Строй и его элементы

1


1.2

Управление строем (ст. 16-24 СУ). Предварительная и исполнительная команды и действия по ним обучаемых. Выполнение команд при управлении строем.

1


1.3

Обязанности обучаемых перед построением и в строю (ст. 25, 26 СУ).

1


1.4

Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества. Функции и основные задачи ВС РФ.

1


2

Глава №2. Строевые приѐмы и движения без оружия и с оружием

6


2.1.

Строевая стойка.

1


2.2.

Повороты на месте

1


2.3.

Движение. Строевой и походный шаг.

1


2.4.

Обозначение шага на месте; прекращение движения; перемещение одиночных обучаемых в сторону, вперѐд, назад.

1


2.5.

Повороты в движении.

1


2.6.

Строевые приѐмы с оружием.

1


3.

Глава №3. Выполнение воинского приветствия. Выход из строя, возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

3


3.1.

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

1


3.2.

Выход из строя и возвращение в строй.

1


3.3.

Подход к начальнику и отход от него.

1



Глава №4. Строи отделения (взвода).

14


4.1.

Развѐрнутый строй.

1


4.2.

Отработка выполнения команд в развѐрнутом строю в составе отделения (взвода).

1


4.3.

Перемещение отделения (взвода) на несколько шагов в сторону.

1


4.4.

Перемена направления движения захождением.

1


4.5.

Расчет отделения на первый и второй, и по общей нумерации.

1


4.6.

Перестроение отделения на месте из одной шеренги в две и обратно.

1


4.7.

Выполнение строевых приѐмов с оружием в составе отделения.

1


4.8.

Походный строй. Построение отделения в колонну.

1


4.9.

Перестроение отделения из развѐрнутого строя в колонну и обратно.

1



4.10.

Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два и обратно.

1


4.11.

Перемена направления движения колонны.

1


4.12.

Выполнение воинского приветствия в строю на месте.

1


4.13.

Выполнение воинского приветствия в строю в движении.

1


4.14.

Ответ на приветствие или благодарность начальника.

1



Глава №5. Прохождение торжественным маршем и с песней в составе отделения (взвода).

3


5.1.

Отработка выполнения команды «СЧЁТ».

1


5.2.

Отработка всего комплекса команд и строевых приѐмов при прохождении торжественным маршем в составе отделения (взвода).

1


5.3.

Отработка прохождения с песней в составе отделения.

1





30


Глава №6. Ритуал отряда Почѐтного караула.

22


6.1.

Церемониальный шаг (одиночная подготовка).

1


6.2.

Повороты в движении церемониальным шагом.

1


6.3.

Прохождение ступенек (одиночная подготовка).

1


6.4.

Отработка церемониального шага составом смены караула в шеренге.

1


6.5.

Отработка церемониального шага составом смены караула в колонне по одному.

1


6.6.

Построение смены караула в колонну по одному.

1


6.7.

Отработка прохождения ступенек составом смены караула при движении церемониальным шагом.

1



6.8.

Отработка элементов расхождения (схождения) при движении смены караула на пост (с поста).

1


6.9.

Отработка элементов движения в составе смены: подход к посту; остановка; поворот кругом.

1


6.10.

Отработка действий часовых при подходе очередной смены к посту.

1


6.11.

Отработка действий заступающей смены при восхождении на пост.

1


6.12.

Отработка элементов сдачи-приѐма поста часовыми и караульными.

1


6.13.

Отработка действий сменяющейся и заступающей смен караула по команде: «Смена, с Поста №1, шагом – МАРШ».

1


6.14.

Отработка строевых элементов при движении смены с поста, остановки движения, смыкания строя.

1


6.15.

Отработка строевых приѐмов и действий часовыми при снятии их с поста.

1


6.16.

Отработка последовательности выполнения ритуала заступления на пост, смены часовых на посту и снятия часовых с поста.

1


6.17.

Отработка составом караула последовательности выполнения строевых приѐмов и действий в соответствии с Положением о проведении смотра-конкурса: построение в развѐрнутый строй; прохождение торжественным маршем; заступление первой смены на пост; смена часовых на посту, снятие часовых с поста; перестроения караула.

1


6.18.

Занятие. Организация несения караульной службы на Посту

№1.

1



6.19.

Тренировки караула на месте проведения окружного смотра- конкурса отрядов Почѐтного караула ( площадь).

1


6.20.

Тренировки караула у мемориального комплекса на площади Славы г. Улан - Удэ.

1


6.21.

Несение караульной службы на Посту №1 у Вечного огня мемориального комплекса Славы.

2



Глава №7. Конкурс «Статен, строен, уважения достоин».

8



Глава №8. Стрелковая подготовка.

16


8.1.

Материальная часть автомата Калашникова, пневматической винтовки ИЖ-38. Правила стрельбы из стрелкового оружия.

4


8.2.

Отработка и контрольное снятие нормативов по стрельбе из пневматической винтовки ИЖ-38.

4


8.3.

Отработка и контрольное снятие нормативов по неполной разборке и сборке автомата Калашникова.

4


8.4.

Выполнение стрелкового упражнения из автомата Калашникова на стрелковом полигоне (по согласованию с воинской частью).

4



Глава №9. Прикладная физическая подготовка.

24


9.1.

Контрольное снятие нормативов по выполнению комплексного силового упражнения.

8


9.2.

Контрольное снятие нормативов по эстафете «И один в поле воин».

8


9.3.

Отработка техники действий при перетягивании каната.

8



Глава №10. Страницы истории Отечества.

20


10.1.

Ордена, медали, воинские звания и знаки различия периода Великой Отечественной Войны.

2


10.2.

Города – герои Великой Отечественной Войны.

4



10.3.

Полководцы и герои. Великие битвы.

4


10.4.

Учѐные – конструкторы оружия. Военная техника и вооружение.

4


10.5.

Вооружѐнные конфликты (история и современность).

2


10.6

Подготовка к игре

2


10.7

Игра

2



Глава №11. Правовые основы военной службы.

4


11.1.

Государственная и военная символика – история и современность (сущность и значение государственных символов Российской Федерации – Флага, Герба и Гимна Российской Федерации.

1


11.2.

Основы обороны государства. Вооружѐнные Силы Российской Федерации (предназначение, состав, традиции).

1


11.3.

Воинская обязанность и военная служба граждан (подготовка, прохождение службы по призыву и контракту).

1


11.4.

Общевоинские Уставы Вооружѐнных Сил Российской Федерации (права и обязанности военнослужащих; старшие и младшие; начальники и подчинѐнные; сущность воинской дисциплины; обязанности и действия лиц суточного наряда; обязанности и практические действия караула и др.).

1



Глава №12. Военно-спортивный сбор.

12


12.1.

Туристическое многоборье.

6


12.2.

Военно-спортивный марш-бросок.

6



Глава 13. Представление команды.

2



Глава №14. Комбинированная военно-спортивная игра

«Зарница».

6




144 часа




3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

В конце учебного года подводятся итоги, производится анализ результатов, составляется отчѐт руководителем кружка.

    1. Методическое обеспечение программы:

Дидактические материалы

  1. Начальная военная подготовка (под редакцией Науменко Ю.А.), учебник для средних учебных заведений. М.: "Просвещение", 2012 г.

  2. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание). Луйк В.Э.

  3. Боевой устав сухопутных войск (часть 2 и 3). М.: "Военное издательство", 2012.

  4. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). М.: "Военно- топографическое управление генерального штаба", 2015.

  5. Условные знаки топографических карт (справочник). М.: "Военнотопографическое управление генерального штаба", 2012.

  6. Комплект плакатов по начальной военной подготовке (с наличием в нем таблиц):

      • устройство и тактико-техническая характеристика мин, гранат;  устройство компаса;  силуэты и опознавательные знаки самолетов и вертолетов возможного противника;  приемы и правила метания ручных гранат;  фортификационные сооружения (окопы, траншеи, щели, ниши, блиндажи, укрытия);  минно-взрывные заграждения.

  1. Плакаты по устройству:  7,62 (5,45) мм автомата Калашникова  7,62 мм пулемета Калашникова  5,62 мм малокалиберной винтовки ТОЗ-8

  2. Плакаты (таблицы):  основы и правила стрельбы из стрелкового оружия  меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

  3. ММГ АК-74;

  4. Пневматическая винтовка ИЖ-512

  5. Видеофильмы: «В зоне особого внимания», «Ответный ход», «Голубые молнии», «Пятеро с неба», «Марш-бросок», «Грозовые ворота», «Честь имею»,

«Спецназ», «Охотники за караванами», «Один шанс из тысячи».


    1. Условия реализации программы

Занятия и тренировки по разделам и темам программы спланированы для проведения во внеурочное время в соответствии с графиком проведения занятий и тренировок. Отработка и снятие нормативов по физической подготовке может осуществляться в ходе проведения уроков физкультуры.

Обучение стрельбе из пневматической винтовки осуществлять в оборудованном для стрельбы месте с соблюдением мер безопасности. Место и организация учебных стрельб из пневматической винтовки определяется приказом директора учебного заведения.

Ответственный за реализацию настоящей программы, организацию проведения занятий и тренировок преподаватель-организатор ОБЖ (военный руководитель).


    1. Список литературы для педагога Нормативные документы:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);


  1. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);

  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации»;

  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»

  5. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

  6. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);

  7. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

  8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».

  9. Устав ВВПОД «Юнармия» 2017 г


Пособия:


  1. Проект МБОУ Кубинской СОШ №1 имени Героя РФ И.В.Ткаченко «Гренадѐр школы».

  2. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г.

  3. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной памяти юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток». 2008г.

  4. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.


  1. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г. 10


  1. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного искусства).

  • Мн.: Литература, 1998. – 544 с.


  1. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -160с.

  2. Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военнопатриотическое воспитание).

  3. Луйк С.С. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурноэстетический блок I часть.

  4. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001) - М.: Воениздат, 2001.

  5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.

  6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226

  7. Петров В.В. Снайперы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. – 624 с.

  8. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.


  1. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.


  1. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000.


  1. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с – (Настольная книга будущего командира).

  2. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО

«Издательский дом «Проспект-АП»,2005-288.


  1. Ревинв Е.В. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурноэстетический блок II часть сборник сценариев военно-патриотических мероприятий).

  2. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военнотопографическое управление генерального штаба, 1966.

  3. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с.


  1. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. – 608 с.

Список литературы для учащихся и родителей:


  1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военно- топографическое управление генерального штаба, 1966.

  2. Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. – 100с.


  1. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977.

  2. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.

  3. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992 - 226с.

  4. Полезные советы воину. Учебное пособие – М.: Воениздат, 1994 - 552с.


  1. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.


  1. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000. 11


  1. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с. – (Настольная книга будущего командира)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!