СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Доброволец» социально-педагогической направленности.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Доброволец»  разработана педагогом дополнительного образования Мерзляковой Оксаной Викторовной. Организационная структура образовательной программы «Доброволец»  соответствует требованиям, рассчитана на 2   года и обучение воспитанников   с 10-17 лет.

        Программа включает в себя пояснительную записку, информационную карту, цели и задачи, формы и методы обучения, тематическое планирование, содержание и перечень используемой литературы.

        В пояснительной записке раскрыта актуальность, новизна и педагогическая целесообразность данной программы. Подробно освещены цели: обучающие, развивающие и воспитательные.

        В программе отражена педагогическая концепция в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности, дано краткое систематическое изложение содержания курса и его объемов, раскрыта последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение, предполагаемый конечный результат.

       Представленная программа включает в себя также теоретическую и практическую деятельность, разно уровневое  обучение с учётом возрастных особенностей детей. Подбор заданий позволяет решать поставленные задачи и  формировать необходимый уровень знаний и умений на определенном уровне обучения: ознакомительном, репродуктивном, творческом.

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Доброволец» соответствует социально-педагогической направленности. Содержание программы направлено на развитие мотивации к познанию и творчеству, положительную социализацию воспитанников.

 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Доброволец» социально-педагогической направленности.»



Муниципальное учреждение дополнительного образования

Новоспасский Центр детского творчества

МО «Новоспасский район» Ульяновской области


Утверждаю

Директор

УДО ЦДТ

Зимина М.Н.

«___»__________2016 г.













Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Доброволец»

социально-педагогической направленности

    

                                                    


          

Возраст обучающихся: 10-17 лет

Срок реализации программы: 2 год

1 год –72 часа

2 год - 144часа

Программу разработала

педагог дополнительного

образования,

высшая категории,

Мерзлякова Оксана Викторовна,

с педагогическим стажем

22 года




Программа рассмотрена

и утверждена на заседании

педсовета УДО ЦДТ

Протокол № ___

От «___» ____________2016 г.



Информационная карта

дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы


1.направленность: социально-педагогическая


2. Учебное объединение: «Доброволец»


3.Ф.И.О. педагога: Мерзлякова Оксана Викторовна


4. Название программы: «Доброволец»


5. Вид программы:

- типовая

- авторская

- модифицированная +

6. Продолжительность освоения программы: 2 года


7.Возрастной диапазон освоения программы: 10- 17 лет


8.Обязательная область:

- искусство+

- техника

- естествознание

- математика и информатика

- обществознание

- языки

- досуговая

- туризм


9. Уровень усвоения:

- общекультурный +

- углубленный

- профессионально-ориентированный


10. Форма организации образовательного процесса:

- индивидуальная;

- групповая;

- коллективная





Рецензия

на дополнительную общеобразовательную

общеразвивающую программу

УДО Новоспасский ЦДТ


Программа «Доброволец» разработана педагогом дополнительного образования Мерзляковой Оксаной Викторовной. Организационная структура образовательной программы «Доброволец» соответствует требованиям, рассчитана на 2 года и обучение воспитанников с 10-17 лет.

Программа включает в себя пояснительную записку, информационную карту, цели и задачи, формы и методы обучения, тематическое планирование, содержание и перечень используемой литературы.

В пояснительной записке раскрыта актуальность, новизна и педагогическая целесообразность данной программы. Подробно освещены цели: обучающие, развивающие и воспитательные.

В программе отражена педагогическая концепция в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности, дано краткое систематическое изложение содержания курса и его объемов, раскрыта последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение, предполагаемый конечный результат.

Представленная программа включает в себя также теоретическую и практическую деятельность, разно уровневое обучение с учётом возрастных особенностей детей. Подбор заданий позволяет решать поставленные задачи и формировать необходимый уровень знаний и умений на определенном уровне обучения: ознакомительном, репродуктивном, творческом.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Доброволец» соответствует социально-педагогической направленности. Содержание программы направлено на развитие мотивации к познанию и творчеству, положительную социализацию воспитанников.





Руководитель РМО

педагогов дополнительного образования

туристско-краеведческой направленности Аюпова Г.А.




Подпись Аюпова Г.А.

верна

Директор УДО ЦДТ Зимина М.Н.




СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

    1. Пояснительная записка 3 стр.

    2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 5 стр.

    3. Цель и задачи программы 6 стр.

    4. Условия реализации образовательной программы 7 стр.

    5. Формы и методы проведения занятий 7 стр.



  1. Содержание программы

    1. Учебно-тематический план 1год обучения 10 стр.

    2. Учебно-тематический план 2 год обучения 16 стр.

    3. Ожидаемый результат 22 стр.

    4. Критерии и формы оценки качества знаний 23 стр.

2.5 Материально-техническое обеспечение 24 стр.

2.6. Методическое обеспечение программы 24 стр.

Список литературы 27 стр.

.

































1.ВВЕДЕНИЕ

1.1 Пояснительная записка

         Рабочая программа дополнительного образования «Доброволец» является модифицированной, разработана на основе авторских программ «Дополнительная образовательная программа «Волонтеры»» автор составитель Березина А.Н. и «Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности» автор составитель Костылева Т. П.

         Программа дополнительного образования «Доброволец» по пропаганде здорового образа жизни, формирования ценностей в молодежной культуре, направленных на неприятие социально опасных привычек и оказание социальной помощи, имеет социально-педагогическую направленность.

Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. Принимая активное участие в реализации социально-значимых видах деятельности, подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.

           Программа «Доброволец» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

         Актуальность программы. Стремительные политические, социально- экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретѐнном опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

«Стратегия модернизации содержания общего образования» определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды.

Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно- политической жизни страны и государственной деятельности.

Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтѐрское движение может стать одной из таких форм работы. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни.

Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Миссия нашего волонтерского отряда «Доброволец» – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

       Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. По принципу “равный -равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.

Социально - активная деятельность в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и в то же время научится проявлять толерантность и уважение к окружающим.

Новизна программы. Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.

Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности молодого человека, улучшению морально-психологического состояния молодежи, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.









1.3. Цель и задачи программы

Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;

- обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;

- знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;

- обучение основам работы с различными видами информации;

- знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;

- обучение методике социального проектирования;

- расширение навыков работы с информацией;

-специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).

Развивающие:

- формирование первичных организаторских умений и навыков, дальнейшее развитие лидерских качеств;;

- развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.

- развитие уверенности в себе;

- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;

-развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.

Воспитывающие:

- воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;

- воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;

- формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;

- содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;

- воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;

- создание комфортной обстановки на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

- развитие активной деятельности;

- формирование общественной активности и самореализации в социуме.

Отличительная особенность программы заключается в развитие молодежного добровольческого движения, в получении молодежью новых знаний, развитии навыков общественной деятельности, формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции.

 1.4.  Условия реализации образовательной программы      

Возраст детей участвующих реализации дополнительной образовательной программы: 10-17 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа «Доброволец» разработана на 2 год обучения, всего 216 часов.

Занятия проводятся:

- 1 год обучения по 2 часа в неделю, 72 часа в год;

- 2 год обучения по 4 часа в неделю, 144 часа в год.

Режим занятий подчиняется требованиям СанПин. Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий. Оптимальная наполняемость группы – 15 человек.

1.5 Формы и методы проведения занятий

      Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно- познавательную деятельность ребенка.

Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируются в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход. Путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально.



Основная форма

Образовательная

задача, решаемая

на   занятиях

Методы

1.Познавательное

занятие

Передача информации

Беседа, рассказ, доклад,

прослушивание,

информационная акция,

лекция.

2 Практическое занятие

по отработке определенного умения

Обучение. Вырабатывать умение применять

теорию на практике

Встреча, «трудовой десант», тренинг,

конференция,

мастер- класс, трудовая акция,

уличная акция.

3.Самостоятельная

деятельность

.

Поиск

решения проблемы самостоятельно

Встреча, «трудовой десант», тренинг,

конференция, мастер-

класс, трудовая акция

4.Творческие

упражнения

Применение

знаний в новых условиях.

Обмен идеями, опытом

Свободные дискуссии, мастер-класс, творческая

мастерская, конференция

5 Игровая форма

Создание ситуаций занимательности

Игра

6.Конкурсы

Контроль знаний, развитие

коммуникативных отношений.

Корректировка знаний, умений,

развитие ответственности, самостоятельности.

Игра

7.Занятие - соревнование

Закрепление умений, знаний, навыков

Игра

8.Занятие – деловая

(ролевая) игра

Усиление мотивации учения. Формирование познавательной деятельности, углубление

и расширение знаний,

перенос теоретического

учебного материала в

практическую деятельность

Игра

9 Экскурсии

Массовая информация и наглядная информация

Экскурсия, встреча

10.Занятие лекция

Формирование мотивации, установка на прослушивание,

активное восприятие

Беседа, рассказ, доклад, информационная акция.,

лекция.

11.Модульное занятие

Способствует пооперационному

усвоению материала, контроль

знаний, умений, навыков, их коррекция.

Самостоятельная

деятельность

        



Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности – один из важнейших принципов работы.

Формы проведения занятий: дискуссии, беседа, игра, мастер-класс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг, практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция, встреча, экскурсия в краеведческий музей, «трудовой десант», практикум, лекция, форумы. Формы организации учебной работы:

- коллективная;

- групповая,

- индивидуальная.

    Формы подведения итогов реализации программы:  итоговое занятие, беседа, контрольное задание, наблюдение, презентация.





















































2 . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела

1-й год


Введение в образовательную программу

«Доброволец»

2

1.

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

10

2.

Игровые технологии в работе волонтера

6

3.

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

6

4.

Информационные технологии в работе волонтеров

8

5.

Основы проведения социальных дел

20

6.

Психологическая подготовка волонтеров

10

7.

Специальная подготовка волонтеров

8

8.

Итоговое занятие

«Я доброволец = Я волонтер»

2

ИТОГО:

72


2.1.Календарный учебный план программы «Юный доброволец» учебного волонтерского отряда «Доброволец»

(1 год обучения)

Темы занятий


Дата

Кол-во часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

Контроль


Раздел 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

1

Введение в образовательную программу «Доброволец». Инструктаж по ТБ.


2

2



2

История волонтерской (добровольческой), благотворительной деятельности в России и за рубежом.


2

2



3

Социальные аспекты и виды волонтерской (добровольческой)

деятельности в молодежной среде.


2

2



4

Маршрут в образовательном пространстве:

-Кто такой волонтёр?;

- Кодекс волонтёра, Устав школьного волонтерского отряда.


2

2



5

Организационно-правовые аспекты деятельности волонтеров.

Локальная нормативно-правовая база организации работы волонтерской (добровольческой) группы.


2

2



6

Принципы волонтерской (добровольческой) деятельности.

Компетентность и личностные качества волонтеров (добровольцев).


2

2




Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера

7

Игры-адаптации на сплочение и знакомство.


2

1

1


8

Игровая (сценическая ) программа проведения праздников и мероприятий.


2

1

1


9

Организация игровых переменок, детских праздников.


2


2



Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

10

Виды зависимостей. Влияние алкоголя на организм Акция «Мир без алкоголя».


2

1

1


11

Влияние курения на организм человека. Акция «Скажи, нет сигарете!».


2

1

1


12

Влияние наркотиков на судьбу человека. Акция «Красный тюльпан», выставка рисунков и плакатов «Арт- удар».


2

1

1

2


Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров

13

Информационный буклет. Принципы создания и оформления. Технология и дизайн.


4

2

2


14

Листовка - логическая схема составления. Технология и дизайн.


4

2

2



Раздел 5. Основы проведения социальных дел

15

Организация социальных дел духовно-нравственного направления «Я научу тебя любить». Инструктаж по ТБ


4


4


16

Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности «Нам жить и помнить!». Инструктаж по ТБ


4


4


17

Организация социальных дел спортивно-оздоровительной направленности «ВФСК ГТО к новым олимпийским рекордам ведет!». Инструктаж по ТБ .


4


4


18

Организация социальных дел экологического направления «Мы в ответе за нашу планету». Инструктаж по ТБ.


4


4


19

Социально – общественная и проектно-исследовательская деятельность «Будущее начинается сегодня!».


4

2

2

2


Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров

20

Особенности работы с младшими школьниками и психологическая помощь.

Проблемы младших школьников и новообразования.


2

1

1


21

Психологические особенности людей пожилого возраста.

Социальный возраст людей пожилого возраста и отношение к ним в обществе «Свои –чужие».


2

2

0


22

Тренинг личностного роста:

- «Каков я на самом деле» и «Моя семья, ее слабые стороны»;

- «Уверенное и неуверенное поведение», «Эмоции и чувства»


2

1

1


23

Тренинг коммуникативных навыков:

- Эффективные приемы общения;

-Бесконфликтное общение, приемы и выходы из конфликтных ситуаций. Игра «Воздушный шар»


2

1

1


24

Тренинг толерантности. Социальные стереотипы поведения. Ролевая игра «Свои и чужие». Неформальные молодежные объединения.


2


2



Раздел 7. Специальная подготовка волонтеров

25

«Урок Добра» по организации досуга и в оказании помощи пожилым людям, по направлению «Ветеран живет рядом».


4


4


26

«Урок Добра» в организации мероприятий для многодетных и малообеспеченных семей, по направлению «Семейное счастье».


4

1

3


27

Итоговое занятие

«Я доброволец = Я волонтер».


2


2

2

Итого:


72

29

43




Содержание программы

(1-йгод обучения)

Раздел 1.Волонтерская деятельность как одна

из форм социального служения

       Занятие 1-2. Введение в образовательную программу «Доброволец». Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. Инструктаж по ТБ. Вид занятия: 2ч.- теоретическое.

       Занятие 3-4.   История волонтерской (добровольческой), благотворительной деятельности в России и за рубежом. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Детские и молодежные добровольческие организации России. Вид занятия: 2ч. - теоретическое.

Занятие 5-6.  Социальные аспекты и виды волонтерской (добровольческой) деятельности в молодежной среде.   Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря. Вид занятия: 2ч.- теоретическое.

Занятие 7-8. Маршрут в образовательном пространстве: Кто такой волонтёр?; Кодекс волонтёра; Устав школьного волонтерского отряда. Концепция развития добровольчества в России. Вид занятия: 2ч.- теоретическое.

    Занятие 9-10. Организационно-правовые аспекты, локальная нормативно-правовая база организации работы волонтерской (добровольческой) группы. Вид занятия: 2ч.- теоретическое.

  Занятие 11-12.  Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера. Вид занятия: 2ч. – теоретическое.

Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера

       Занятие 13-14. Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки. Вид занятия: 1ч. - теоретическое, 1 ч. – практическое.

          Занятие 15-16. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры. Вид занятия: 1ч. - теоретическое, 1 ч. – практическое.       

 Занятие 17-18. Организация игровых переменок, детских праздников. Подвижные и спортивные игры. Вид занятия: 2 ч. – практическое.

Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

         Занятие 19-20. Влияние алкоголя на организм. Акция «Мир без алкоголя». Виды зависимостей. Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая эмоциональная, шопоголизм и др.). Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зависимость. Вид занятия 1 ч. – теоретическое, 1 ч. – практическое

         Занятие 21-22. Влияние курения на организм человека. Акция «Скажи, нет сигарете!». Возможные способы отказа от нежелательного действия. Разработка и проведение тренинг – игры по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Вид занятия: 1 ч. – теоретическое, 1 ч. – практическое.

        Занятие 23-24. Влияние наркотиков на судьбу человека. Акция «Красный тюльпан», выставка рисунков и плакатов «Арт - удар». Вид занятия: 1 ч. – теоретическое, 1 ч. – практическое. Контрольное тестовое задание.

Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров

       Занятие 25-28. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Вид занятия: 2 ч. - теоретическое, 2 ч. – практическое.

       Занятие 29-32. Информационная листовка. Принципы создания и оформления информационной листовки. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема листовки. Технические и дизайнерские рекомендации по изготовлению. Вид занятия: 2 ч. - теоретическое, 2 ч. – практическое.

Раздел 5. Основы проведения социальных дел

       Занятие 33-36. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций духовно-нравственного направления «Я научу тебя любить». Инструктаж по ТБ . Всероссийское православное движение «Вестники ».

- Творческий проект для воскресных школ и православных детских объединений «Путешествие к истокам».

-Благоукрашение храма Живоначальной Святой Троицы с. Троицкий Сунгур акция «Живи родник», операция «Чистый берег»; операция «Чистый четверг». Вид занятия: 4 ч. – практическое.

Занятие 37-40. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности «Нам жить и помнить!». Мероприятия в рамках Всероссийского движения «Волонтеры Победы». Патриотический марафон «Никто не забыт, ничто не забыто»: акция « Посади лес Победы», акция «Цветы Победы», акция «Письмо солдату», акция «Георгиевская лента». Поздравление тружеников тыла, вдов участников ВОВ и ветеранов категории «Дети войны» с Днем Матери, Днем защитника Отечества. Вид занятия: 4 ч. – практическое.

       Занятие 41-44. Организация социальных дел спортивно-оздоровительной направленности «ВФСК ГТО к новым олимпийским рекордам ведет!». Пропаганда Олимпийского движения и ВФСК ГТО, оказание помощи в проведении школьных мероприятий:

- день Здоровья «Я выбираю спорт!»;

- первенство школы по лыжному биатлону, в рамках ВФСК ГТО, в рамках зимнего этапа ВФСК ГТО;

- первенство школы по плаванию, в рамках ВФСК ГТО Мероприятия,

- соревнования, посвященные Всемирному дню здоровья «От значка ГТО к олимпийским медалям!»;

- велопробег «Беги за мной Ульяновск! На встречу ГТО», посвященный празднованию 9 мая - День Победы. Вид занятия: 4 ч. – практическое.

       Занятие 45-48. Организация социальных дел экологического направления «Мы в ответе за нашу планету». Всероссийское общественное движение «ЭКА». Проведение операций: «Вторичный бум» и «АнтиПалыч», «Кормушка», «Покормите птиц зимой». Флешмоб «Голубая лента» и операция «Скворечник», акция «Живи, лес!». Вид занятия: 4 ч. – практическое.

Занятие 49-52. Социально – общественная и проектно-исследовательская деятельность «Будущее начинается сегодня!». Проектная работа, Волонтерские слеты - защита проекта. Вид занятия: 2 ч. – теоретическое, 2 ч. – практическое. Контрольное тестовое задание.



Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров

       Занятие 53-54. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Проблемы младших школьников и новообразование. Формы и способы организации досуга ребят младшего и дошкольного возраста. Вид занятия: 1ч. практическое, – 1 ч. – теоретическое.

       Занятие 55-56. Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Социальный возраст людей пожилого возраста и отношение к ним в обществе «Свои –чужие». Вид занятия: 2ч. - теоретическое.

         Занятие 57-58. Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Вид занятия: 1ч. практическое, – 1 ч. – теоретическое.

         Занятие 59- 60. Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров». Вид занятия: 1ч. практическое, – 1 ч. – теоретическое.

         Занятие 61-62. Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Вид занятия: 2ч.- практическое.

Раздел 7. Специальная подготовка волонтеров

         Занятие 63-66. «Урок Добра» по организации досуга и в оказании помощи пожилым людям, по направлению «Ветеран живет рядом». Поздравление с праздниками: День Матери, День учителя, День пожилого человека. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Патриотическая акция «Ветеран живет рядом»: операция «Снег», «Салют ветеранам». Вид занятия: 4 ч. – практическое

         Занятие 67-70.   «Урок Добра» в организации мероприятий для многодетных и малообеспеченных семей, по направлению «Семейное счастье». Оказание психологической помощи многодетным семьям и детям - группы риска. Принципы взаимодействия с ними. Проведение игровых программ, мастер-классов. Организация социальных дел спортивно-оздоровительной направленности Спортивно - театрализованный праздники «Смешарики выбирают ЗОЖ». Благотворительные акции: «Дармарка» и «Букроссинг». Вид занятия: 1ч. теоретическое, 3 ч. – практическое.

Занятие 71-72. Акция #МарафонДобрыхДел. Итоговое занятие «Я доброволец = Я волонтер». Вид занятия: 2 ч. – практическое. Контрольное тестовое задание.

2.2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН



Название раздела

2-й год

1.

Введение в образовательную программу «Доброволец». Деятельность общественного объединения волонтеров.

2


Управление волонтерской деятельностью.

2

2.

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

6

3.

Информационные технологии в работе волонтера

10

4.

Школа социальных технологий

8

5.

Основы социального проектирования и проведения социальных дел

18

6.

Специальная подготовка волонтеров

16

7.

Лидерство в волонтерском объединении

28

8.

Сотрудничество с общественными волонтерскими движениями регионального, федерального и международного уровней

52

9.

Итоговое занятие. Проведение детской игровой программы «День защиты детей»

2

ИТОГО:

144


2.2. Календарный учебный план программы «Доброволец»

(2-й год обучения)

Темы занятий


Дата

Кол-во часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

Контроль


Раздел 1. Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения

1

Введение в образовательную программу «Доброволец». Деятельность общественного объединения волонтеров.


2

1

1


2

Управление волонтерской деятельностью.


2

1

1

2


Раздел 2. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

3

Профилактика вредных привычек «Всемирный день здоровья».



2


2


4

Наркомания. Час знаний по профилактике заболевания.


2

1

1


5

ВИЧ-инфекция. Час знаний по профилактике заболевания. Акция «Красный тюльпан», выставка рисунков и плакатов «Арт удар».


2

1

1



Раздел 3. Информационные технологии в работе волонтера

6

Новостная статья в СМИ и сети Интернет.


2

1

1


7

Взаимодействие НКО с объектами внешней среды.


2

1

1


8

Понятие социальной рекламы. Социальный плакат.


2

1

1

2

9

Социальный видеоролик.


4

1

3



Раздел 4. Школа социальных технологий

10

Технология «Равный обучает равного».


2

1

1


11

Дискуссия.


2

1

1


12

Социальный театр.


4

1

3



Раздел 5. Основы социального проектирования и проведения социальных дел

13

Социальная акция. «Урок добра» при храме Живоначальной Святой Троицы, для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.


8

0

8


14

Основы социального проектирования.


2

2

0


15

Разработка и реализация социальных проектов.


8

2

6

2


Раздел 6. Специальная подготовка волонтеров

16

Организация социальных дел «Урок Добра» по оказанию помощи ветеранам и пожилым людям.


4

0

4


17

Организация социальных дел «Урок Добра» по направлению «Семейное счастье».


4

0

4


18

Работа с подростками девиантного поведения.


4

1

3


19

Технология общения и работы с детьми с ограниченными возможностями.



4

1

3



Раздел 7. Лидерство в волонтерском объединении

20

Я -лидер. Типы лидерства (Е.Жариков, Е.Крушельницкий).


2

1

1

2

21

Рефлексия.


2

2

0


22

Российское движение школьников (РДШ) — общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация.

Ульяновская общественная организация общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи»

- Социально – общественная и проектно-исследовательская деятельность «Будущее начинается сегодня!» Подготовка к участию в конкурсах «Юный доброволец».


24

4

20



Раздел 8. Сотрудничество с общественными волонтерскими движениями регионального, федерального и международного уровней

23

Всероссийское движение «ЭКА», международное общественное движение Гринпис, ЮНЭСКО - специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.)

Организация социальных дел экологического направления «Мы в ответе за нашу планету».


20

6

14


24

Всероссийское движение «Волонтеры Победы» .

Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности «Нам жить и помнить!».


10

2

8


25

Всероссийское православное движение «Вестники »

Организация социальных дел духовно-нравственного направления «Я научу тебя любить».


10

2

8


26

Молодежное Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области

Организация социальных дел спортивно-оздоровительной направленности «ВФСК ГТО к новым олимпийским рекордам ведет!»


12

2

10

2


Раздел 9. Организация детских и экологических праздников

27

Итоговое занятие . Проведение детской игровой программы «День защиты детей»


2


2

2


Итого:


144

40

104




Содержание программы

(2-й год обучения)

Раздел 1. Организационные вопросы деятельности добровольческого

         Занятие 1. Введение в образовательную программу «Доброволец». Деятельность общественного объединения волонтеров. Цели и задачи деятельности. Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, общественного объединения. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Личная книжка волонтера. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1 ч. – практическое.

         Занятие 2. Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1 ч. – практическое.

Раздел 2. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

       Занятие 3. Профилактика вредных привычек. Акция «Всемирный день здоровья». Акция «Беги за мной Ульяновск, на встречу к ГТО!». Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1 ч. – практическое.

       Занятие 4. Наркомания. Час знаний по профилактике заболевания. Понятие симптомы, последствия. Проведение игры «3 года из жизни наркоман». Знакомство с акцией «Красная ленточка». Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1 ч. – практическое.

         Занятие 5. ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Час знаний по профилактике заболевания. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи. Просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти». Акция «Красный тюльпан надежды», конкурс плакатов и рисунков «Арт-удар». Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1 ч. – практическое.



Раздел 3. Информационные технологии в работе волонтера

       Занятие 6. Новостная статья в СМИ и сети Интернет Структура новостной статьи. Пресс- релиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1ч. – практическое.

       Занятие 7. Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Практикум: написание делового письма. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1ч. – практическое.

       Занятие 8. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1ч. – практическое.

       Занятие 9-10. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker. Практикум: работа созданием видеоролика. Вид занятия: 1ч.-теоретическое, 3ч.–практическое.

Раздел 4. Школа социальных технологий

       Занятие 11. Технология «равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в технологии «равный обучает равного». Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1ч. –практическое.

       Занятие 12. Дискуссия. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии. Упражнение Джеффа. Дискуссионные качели (Н.Е. Щуркова). Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1ч. – практическое.

       Занятие 13-14. Социальный театр. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 3ч. – практическое.

Раздел 5. Основы социального проектирования и проведения социальных дел

         Занятие 15-18 Социальная акция. «Урок добра» благоукрашение храма Живоначальной Святой Троицы и рекреационных зон отдыха.

Вид занятия – 8 ч. практическое.

         Занятие 19. Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет. Вид занятия –2 ч. теоретическое.

         Занятие 20-23. Разработка и реализация социальных проектов. Разработка и реализация социальных проектов. Учебно-исследовательский проект «Юные защитники Родины». Сбор желудей для посадки. Разработка и реализация социальных проектов; Учебно-исследовательский проект «Юные защитники Родины». Посадка желудей. Всероссийская акция «Живи, лес!»; Разработка и реализация социальных проектов. Учебно-исследовательский проект «Юные защитники Родины». Посадка желудей в школе; Разработка и реализация социальных проектов. Учебно-исследовательский проект «Юные защитники Родины». «Первый росток-первый дубок». Вид занятия – 2 теоретическое, 6 ч. практическое.

Раздел 6. Специальная подготовка волонтеров

         Занятие 24-25. Организация социальных дел «Урок Добра» по оказанию помощи ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям, поздравление с Днем матери, Днем учителя, Днем Пожилого человека, Велопробег «Поздравь ветерана с празднованием 9 мая». Вид занятия – 4 ч. практическое.

         Занятие 26-27. Организация социальных дел «Урок Добра» по направлению «Семейное счастье». Встречи с многодетными семьями и малообеспеченными, группы риска. Проведение игровых программ, мастер-классов: Субботний вечер спорта « ГТО – путь к Олимпийским медалям», Акция «День счастья» 20 марта всемирный день. Вид занятия –4 ч. практическое.

         Занятие 28-29. Работка с подростками девиантного поведения. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 3 ч. – практическое.

         Занятие 30-31. Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Социальная адаптация. Технология социальной терапии: формы, методы. Приемы организации досуга: Арт-терапия, музотерапия, сказкотерапия, изотерапия. Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 3ч. - практическое.

Раздел 7 . Лидерство в волонтерском объединении

         Занятие 32. Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. (Е.Жариков, Е.Крушельницкий). Неформальное и формальное лидерство. Вид занятия: 1ч. теоретическое, 1ч. – практическое.

         Занятие 33. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии. Вид занятия – 2 ч. теоретическое.

Занятие 34-45. Российское движение школьников (РДШ) — общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация. Ульяновская общественная организация общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи». Подготовка к участию в конкурсе «Лидер XXI века», «Доброволец года». - Социально – общественная и проектно-исследовательская деятельность «Будущее начинается сегодня!». Вид занятия : 2 ч. теоретическое, 22 ч. практическое,

Раздел 8. Сотрудничество с общественными волонтерскими движениями регионального, федерального и международного уровней

Занятие 46--55. Природоохранная деятельность Всероссийского движения «ЭКА», международного общественного движения Гринпис, ЮНЭСКО - специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.). Мероприятия в рамках всероссийской акции «Марафон добрых дел» и «Зеленая Весна» всероссийский субботник «Зеленая Россия». Организация социальных дел экологического направления «Мы в ответе за нашу планету». Проведение операций: «Вторичный бум» и «Антипалыч», «Скворечник» и «Покормите птиц зимой», флешмоб «Голубая лента», «Живи, лес!», «Сбор батареек», «Великие реки мира»)

Вид занятия : 4 ч. теоретическое, 16 ч. – практическое .

Занятие 56-60. Всероссийское движение «Волонтеры Победы». Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности «Нам жить и помнить!» . Всероссийская акция «Никто не забыт, ничто не забыто»: « Посади лес Победы», «Цветы Победы», Стихи Победы

Вид занятия: 2 теоретическое, 8 ч. – практическое.

Занятие 61 -66. Молодежное Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области. Организация социальных дел спортивно-оздоровительной направленности «ВФСК ГТО к новым олимпийским рекордам ведет!». Спортивно-оздоровительные мероприятия: «Отличники ГТО», «ГТО к олимпийским медалям ведет». Вид занятия: 2 теоретическое, 10 ч. – практическое.

Занятие 67 - 71 Всероссийское православное движение «Вестники». Организация социальных дел духовно-нравственного направления «Я научу тебя любить». Мероприятия в рамках всероссийской акции «Марафон добрых дел» и «Сделаем вместе»: благоукрашение храма Живоначальной Святой Троицы с. Троицкий Сунгур акция «Живи родник», операция «Чистый берег», «Чистый четверг», социально-исследовательский проект история села. Вид занятия: 2 ч. теоретическое, 8 ч. – практическое.

Раздел 9. Организация детских праздников

Занятие 72. Итоговое занятие. Проведение детской игровой программы «День защиты детей». Вид занятия – 2 ч. практическое.



2.3. Ожидаемые результаты освоения программы

К концу года учащиеся должны знать:

(1 год обучения)

- историю развития волонтерского движения;

- основные добровольческие организации России;

- понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;

- правила составления информационного буклета;

- методику организации и проведения конкурсной программы,

- познавательной игры, КТД;

- возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;

- правила выхода из конфликтной ситуации;

- влияние психоактивных веществ на организм человека;

- способы отказа от употребления психоактивных веществ;

(2 год обучение)

- требования к созданию социальной рекламы;

- структуру и правила оформления делового письма;

- технологию социального проектирования;

- основные типы и принципы организация дискуссии, методику

- социального театра;

- возрастные психологические особенности подростков, понятие и

- причины девиантного поведения;

- биологические и социальные последствия наркотической зависимости.

Учащиеся должны уметь:

(1 год обучения)

- владеть навыками планирования и самоанализа;

-уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;

- организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;

- уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;

- устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;

- владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.

(2 год обучения)

-создавать социальный плакат в программе Paint;

- разрабатывать социальные проекты;

- составлять деловое письмо, писать новостную статью;

- владеть навыками сопротивления групповому давлению;

- эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми, подростками девиантного поведения;

- выступать в роли организатора различных дел социальной направленности.

2.4. Критерии и формы оценки качества знаний

Критерии уровня знаний при контроле

Для определения объёма и качества полученных знаний используются следующие критерии диагностики ЗУН: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.

Диагностика образовательной деятельности по программе

Для успешной реализации программы необходимо диагностировать знания и умения обучающихся, наличие или отсутствие необходимых в работе знаний, навыков, степени заинтересованности обучающихся образовательной деятельностью для своевременной корректировки учебного процесса.

Формы контроля:

Входящий

На первом занятии группы необходимо провести входную диагностику знаний, умений и наклонностей детей. Входная диагностика проводится путём собеседования, анкетирования и тестирования, которое должно выявить степень подготовленности членов группы к работе. По результатам входной диагностики определяется уровень и глубина изучения материала, методы, применяемые в работе.

Текущий

Осуществляется на протяжении всего учебного процесса в форме опроса обучающихся, практических работ, семинаров, защиты рефератов, обсуждения проектов, тестирования и анкетирования. В ходе и после прохождения темы программы проводится обсуждение, выполнение самостоятельных практических работ, позволяющее определить уровень знаний и умений учащихся, полученных на занятиях, степень заинтересованности и вовлечённости обучающихся в процесс обучения.

Итоговый

Данный вид контроля проводится в форме защиты рефератов и проектов, также в форме тестирования.

Итоговая диагностика проводится на последнем занятии и отражает уровень знаний и умений, полученных в результате образовательной деятельности по данной программе.

    1. Материально-техническое обеспечение программы

Материально-технические обеспечение:

- ноутбук;

- видеопроектор;

- демонстрационный экран.

Дидактические обеспечение:

- кодекс и памятка волонтера.

- социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, в защиту экологии

- людям, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- фильмы «Форпост», «Дневник Насти»;

- презентации «Добровольческие организации России», «Толерантность»

- учебное видео-пособие о ВИЧ;

- личная книжка волонтера.

    1. Методическое и дидактическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы:

 Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

       В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы;

- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями еѐ организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворности;

- необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

      При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

- воспитывающего характера труда;

- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);

- связи теории с практикой (практике отводится около 80% учебного времени);

- систематичности и последовательности;

- доступности и посильности;

- сознательности и активности;

- наглядности;

- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов);

       Можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

- обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой     деятельности;

- получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных, практических задач;

- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и вовнеурочное время, в условиях межличностного общения;

- обретение трудовых умений и навыков без принуждения;

- занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

  Основной вид занятий – практический.

   Используются следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемный;

- частично-поисковый или эвристический;

- исследовательский.

  Педагогические приѐмы:

- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

- организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

- стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

- сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

- свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.

Методы проведения занятий

      Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. Практические занятия – это форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач.

    В процессе работы с различной техникой педагог постоянно напоминает учащимся о правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.



































































Список литературы

Для педагога:

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003

2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009

3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009

4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006

5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004

6. Березина А.Н./,. Дополнительная образовательная программа «Волонтеры» 2013г

7. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005

8. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012

9. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005

10. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3

11. Волохов А.В. Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011

12. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3

13. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011

14. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007

15. Костылева Т. П. Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности» 2010г.

16. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004

17. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008

18. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7

19. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996

20. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7



Для учащихся:

1. Белогуров С.Б., Климович В.Ю.Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004

2.Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004

3. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008

4. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003













































Календарный учебный график прохождения программы «Юный доброволец» учебного волонтерского отряда «Доброволец»

педагог Мерзлякова О.В.

(1год обучения)


N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1





13.09.

2





16.09.

3





20.09.

4





23.09.

5





27.09.

6





30.09.

7





04.10.

8





07.10.

9





11.10.

10





14.10.

11





18.10.

12





21.10.

13





25.10.

14





28.10.

15





01.11.

16





08.11.

17





11.11.

18





15.11.

19





18.11.

20





22.11.

21





25.11.

22





28.11.

23





29.11.

24





02.12.

25





06.12.

26





09.12.

27





13.12.

28





16.12.

29





20.12.

30





23.12.

31





27.12.

32





30.12.

33





06.01.

34





10.01.

35





13.01.

36





17.01.

37





20.01.

38





27.01.

39





31.01.

40





03.02.

41





07.02.

42





10.02.

43





14.02.

44





17.02.

45





21.02.

46





24.02.

47





28.02.

48





03.03.

49





07.03.

50





10.03.

51





14.03.

52





17.03.

53





21.03.

54





24.03.

55





28.03.

56





31.03.

57





04.04.

58





07.04.

59





11.04.

60





14.04.

61





18.04.

66





21.04.

64





25.04.

65





28.04.

66





02.05.

67





05.05

68





12.05.

69





16.05

70





23.05.

71





26.05.

72





30.05.
















Календарный учебный график прохождения программы «Юный доброволец» учебного волонтерского отряда «Доброволец»

педагог Мерзлякова О.В.

(2 год обучения)


N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1





07.09

2





09.09.

3





14.09.

4





16.09.

5





21.09.

6





23.09.

7





28.09.

8





30.09.

9





05.10.

10





07.10.

11





12.10.

12





14.10.

13





19.10.

14





21.10.

15





26.10.

16





28.10.

17





02.11.

18





04.11.

19





09.11.

20





11.11.

21





16.11.

22





18.11.

23





23.11.

24





25.11.

25





30.11.

26





02.12.

27





07.12.

28





09.12.

29





14.12.

30





16.12.

31





21.12.

32





23.12.

33





28.12.

34





11.01.

35





13.01.

36





18.01.

37





20.01.

38





25.01.

39





27.01.

40





01.02.

41





03.02.

42





08.02.

43





10.02.

44





15.02.

45





17.02.

46





22.02.

47





24.02.

48





01.03.

49





03.03.

50





10.03.

51





15.03.

52





17.03.

53





22.03.

54





24.03.

55





29.03.

56





31.03.

57





05.04.

58





07.04.

59





12.04.

60





14.04.

61





19.04.

66





21.04.

64





26.04.

65





28.04.

66





03.05.

67





05.05.

68





10.05.

69





12.05

70





17.05.

71





19.05

72





24.05.






26.05.











56