СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединения «Волшебство красок и света»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная программа «Волшебство красок и света» создана специально для обучающихся возраста 7-12 лет, она разработана для разностороннего развития обучающихся в творческой сфере.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединения «Волшебство красок и света»»

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

КОМИТЕТ ПО СПОРТУ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»

(АУ ДО «ЦРД и М»)

ул. Комарова, д. 42/1, г. Заводоуковск, Тюменская область, 627142,

тел. (345 42) 2-78-73, e-mail: [email protected]



«Утверждаю»

Директор АУ ДО «ЦРД и М»

_____________Дудиловская Т.Г.

«____»______________2018г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

объединения «Волшебство красок и света»


Возраст обучающихся: 7-12 лет


Нормативный срок освоения программы: 1 год








Автор-составитель:

Сердце Римма Андреевна

педагог дополнительного образования








Принята на заседании методического совета

Протокол №____от_______________






г. Заводоуковск, 2018г.


Содержание


  1. Паспорт программы 3

  1. Пояснительная записка 6

  1. Учебный план объединения 14

  1. Календарный учебный график 15

  2. Содержание программы 16

  1. Методические материалы 20

6.1. Методические рекомендации по проведению занятий 20

6.2. Требования техники безопасности в процессе реализации

программы 21

6.3.Система воспитательной работы. Организация мероприятий

с обучающимися и родителями вне учебного плана 22

  1. Оценочные материалы 24

7.1. Система текущего контроля и промежуточной аттестации

обучающихся 24

Перечень информационного и материально- технического

обеспечения реализации программы 28

Приложения 31






















  1. Паспорт программы


1.

Полное название

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Волшебство красок и света»

2.

Направленность

Художественная

3.

Тип программы

Общеразвивающая

4.

Вид деятельности

Художественная

5.

Автор-составитель

Сердце Римма Андреевна,

педагог дополнительного образования

6.

Цель

Формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников с учетом индивидуальности каждого ребенка

7.

Задачи

Обучающие:

1. Сформировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;

2. Расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;

3. Сформировать устойчивый интерес к изобразительному искусству;

4. Сформировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;

5.Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;

6. Способствовать формированию умений по изобразительной деятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме.

Развивающие:

1. Развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

2. Развивать чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазию, воображение;

3. Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

4.Улучшить мелкую моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;

5. Способствовать развитию у обучающихся потребности активного участия в культурной жизни учреждения;

6. Развить колористическое видение;

Воспитательные:

1.Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

2. Воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы;

3.Формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.

8.

Форма обучения

очная

9.

Краткое содержание

Стартовый уровень:

Модуль 1: Рисунок.

Модуль 2: Живопись.

Модуль 3: Композиция.

Модуль 4: Нетрадиционные техники рисования.

Модуль 5: Рисование светом.

10.

Возрастная категория

7-12 лет

11.

Категория состояния здоровья

Дети с основной группой здоровья.


12.

Период реализации программы

1 год

13.

Продолжительность реализации программы в часах

Стартовый уровень: 36ч.


14.

Сведения о квалификации педагога

Первая квалификационная категория

15.

Число детей, обучающихся в группе

12 человек

16.

Справка о состоянии здоровья

Не требуется

17.

Место реализации

АУ ДО «Центр развития детей и молодежи»





































  1. Пояснительная записка


Дополнительная программа «Волшебство красок и света» создана специально для обучающихся возраста 7-12 лет, она разработана для разностороннего развития обучающихся в творческой сфере.

Программа имеет стартовый уровень сложности и направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей обучающегося. Воспитанники получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации явлений, фактов, событий. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника и обогащению его представлений об окружающей действительности.

Данная программа ориентирована на развитие у каждого ребёнка творческого потенциала и художественных способностей. Применяемые формы и методы обучения, использование игровых заданий повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность, а также дает возможность юным талантам попробовать свои силы в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, композиция, нетрадиционные техники рисования, рисование светом.

Нормативно - правовая основа программы

1. Конституция Российской Федерации.

2.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации».

3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

4. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая правительством Российской Федерации от 04.09.2014года №1726-р.

5. Устав учреждения.


Актуальность программы

Программа имеет художественную направленность. Содействует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.

 В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Программа создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей. Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. В процессе обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведению, композиции, декоративной стилизации форм, рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. 

Цель и задачи программы

Цель: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Задачи:

Обучающие:

1. Сформировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;

2. Расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;

3. Сформировать устойчивый интерес к изобразительному искусству;

4. Сформировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;

5.Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;

6. Способствовать формированию умений по изобразительной деятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме.

Развивающие:

1. Развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

2. Развивать чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазию, воображение;

3. Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

4.Улучшить мелкую моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;

5. Способствовать развитию у обучающихся потребности активного участия в культурной жизни учреждения;

6. Развить колористическое видение;



Воспитательные:

1.Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

2. Воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы;

3.Формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.

Планируемые результаты освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется на стартовом уровне сложности. В процессе реализации данной программы, предполагается достижение определённого уровня овладения обучающими изобразительной грамоты. Воспитанники будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства, а также расширят художественный кругозор.

Предметные результаты по уровням сложности программы:

К концу стартового уровня обучения воспитанник должен

Знать:

-основные и дополнительные цвета;

-цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

-понятие симметрии;

-контрасты форм;

-свойства красок и графических материалов;

-азы воздушной перспективы (дальше, ближе).

-Уметь:

-смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

-правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

-грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

-работать самостоятельно и в коллективе;

-организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

-проявлять самостоятельность.

Личностный результат:

- принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

- соблюдать технические требования и условия правильной организации рабочего места;

- соблюдать трудовую дисциплину и проявлять ответственность;

- ответственно относиться к учению, владеть способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- владеть приемами личного самовыражения и саморазвития;

- приобретать опыт творческой деятельности для достижения жизненных целей;

- соблюдать технику безопасности;

- настраиваться на преодоление трудности;

- знать и корректировать собственные отрицательные качества, контролировать свои действия;

- соблюдать этические нормы в поведении.

Метапредметный результат:

- ставить цель, планировать деятельность по достижению результата;

- устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, заявлять свою нравственную позицию, формулировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- работать в команде, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- сотрудничать, оказывать помощь другим;

- презентовать результаты коллективной и индивидуальной деятельности.

Предметный результат:

- владеть терминологическим аппаратом;

- соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

- уметь составлять композиции;

- работать в различных жанрах;

- самостоятельно использовать художественные материалы для выражения своего замысла;

- уметь с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.

Отличительные особенности программы:

Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. 

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов, приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала.  Каждое занятие направлено на овладение основ изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.

Также программа имеет дополнительный модуль «Рисование светом», который является новинкой в художественном направлении. «Рисование светом» завораживает и увлекает каждого ребенка, погружая его в удивительный мир творчества. С помощью рисования светом на планшете воспитанник передает свое настроение, выражает эмоции и показывает отношение к окружающему миру. Данный вид творчества создает особую непередаваемую атмосферу волшебства и сказки.

Программа строится на основании следующих принципов:

Принцип процесса обучения – это руководящие идеи нормативного требования к организации процесса обучения.

Принцип наглядности – это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся на уроках изобразительного искусства. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Это означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств и восприятию переработки учебного материала. В процессе обучения необходимо применять иллюстрацию, практическую работу, реальные предметы и наглядные средства.

Принцип доступности – требует учёта психических особенностей обучающихся. Доступность обучения определяется возрастными особенностями обучающихся и зависит от их индивидуальных особенностей; доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых учителем методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется предысторией; чем выше уровень умственного развития обучающихся и имеющий у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинутся вперёд при изучении новых знаний; постепенное нарастание трудностей в обучении и приучение к преодолению положительно влияют на развитие обучающихся и формирование их моральных качеств.

Принцип обучения и воспитания в коллективе – предполагает сочетание индивидуальных форм обучения с коллективным и групповым. Коллектив должен не поглощать личность, а создавать условия для всестороннего гармоничного развития.

Принцип управления деятельностью обучающихся – это сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности детей. Уважение личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Это принцип опоры на положительное в человеке и на сильные стороны в его личности.

Принцип прочности – требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой поведения и привычек.

Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности.

Принцип результативности и стимулирования.

Принцип индивидуальности.


























  1. Учебный план объединения


Наименование объединения

Уровень/

год обучения

Кол-во учебных недель (расчетные сроки реализации программы)

Наименование дисциплины (модуля)

Трудоемкость (всего ак.ч. в год)

Кол-во часов в неделю

Формы промежуточной аттестации


Стартовый

36

Вводное занятие

1

1

-

«Рисунок»

8

1

Опрос

«Живопись»

8

1

Проверочные тестовые задания

«Композиция»

8

1

Кроссворд

«Нетрадиционные техники рисования»

4

1

Опрос

«Рисование светом»

6

1

Наблюдение

Итоговое занятие

1


Внутриклассная выставка


Всего: 36 часов




























  1. Календарный учебный график на 2018-2019 учебный год

Стартовый уровень обучения на 36 часов

Наименование объединения

Срок учебного года

(Продолжительность обучения)

Количество занятий в неделю

Наименование дисциплины

(модули)

Всего ак.ч. в год

Кол-во ак.часов неделю



«Волшебство красок и света»





С 1.09.2017г. по 31.05.2018г.

(36 учебные недели)


1 час в неделю, по 45 мин.


Вводное занятие

1

1


«Рисунок»

8

1

«Живопись»

8

1

«Композиция»

8

1

«Нетрадиционные техники рисования»

4

1

«Рисование светом»

6

1

Итоговое занятие

1

1


















5. Содержание программы

Содержание стартового уровня

Вводное занятие.

Теория 1ч.

Знакомство с объединением. Цели и задачи объединения. План работы. Правила техники безопасности, организация рабочего места. Оборудование кабинета и рабочего места. Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для работы. Знакомство с наглядными пособиями.

Модуль 1. Рисунок. 8ч.

Теория 1ч. Практика 7ч.

Рисунок – какое - либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты рисунка, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов.

Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна: художественный рисунок составляет одну из важнейших и широко развитых областей изобразительных искусств и лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости.

Рисунок в живописи составляет обычно начальную стадию выполнения произведения и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объема предметов и расположения их в пространстве. Рисунок в графике как самостоятельная область художественного творчества является главным её видом. На основе рисунка развиваются и другие виды графики – гравюра и литография. Имеющий исключительное значение как средство познания и изучения художником действительности, рисунок (прежде всего рисование с натуры, учебное рисование) составляет основу художественного образования.

Модуль 2. Живопись. 8ч.

Теория 1ч. Практика 7ч.

Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-нибудь поверхность. Живопись – это удивительное чудо превращения всем доступных художественных материалов в самые различные зримые образа реальной действительности. Владеть искусством живописи – это значит уметь изображать реальные предметы любой формы, разного цвета и материала в любом пространстве.

Живопись, как и все другие виды искусства, имеет особый художественный язык, посредством которого изображается мир. Выражая свое понимание мира, в произведениях воплощаются мысли и чувства, стремления, эстетические идеалы.

Разновидности живописи: Фреска и мозаика – основные виды монументального искусства, которые благодаря своей долговечности и стойкости цвета употребляются для украшения архитектурных объемов и плоскостей (роспись, плафоны, панно).

Станковая живопись (картина) имеет самостоятельный характер и значение. Широта и полнота охвата реальной жизни сказывается в разнообразии присущих станковой живописи видов и жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальные жанры.

Цвет – одно из наиболее выразительных средств, применяемых в живописи. Художник передает на плоскости красочное богатство увиденного, при помощи цветоформы познает и отражает окружающий мир.

В процессе изображения натуры развивается чувство цвета и его многочисленных оттенков, что позволяет использовать краски как основное выразительное средство живописи.

Модуль 3. Композиция. 8ч.

Теория 1ч. Практика 7ч.

Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Виды композиций в живописи, изобразительном искусстве, связаны с четким размещением рисуемых предметов в пространстве, гармоничным соотношением объема, размера, света и тени.

Приемы в композиции:

- Асимметрия и симметрия;

- Динамика и статика;

- Определенный ритм;

- Золотое сечение;

- Центр произведения - смысловой либо композиционный.

Законы композиции:

Композиция любого произведения подчиняется законам.

Это: Жизненность. Новизна. Воздействие. Равновесие. Подчиненность. Контраст.

Виды композиций в искусстве:

- Фронтальный вид;

- Объемный вид;

- Пространственный вид.

Модуль 4. Нетрадиционные техники рисования. 4ч.

Теория 1ч. Практика 3ч.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров.

Знакомство с новыми видами и техниками рисования.

- монотопия;
- рисование солью;
- кляксография;
- граттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет учащимся чувствовать себя смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Модуль 5. Рисование светом. 6ч.

Теория 1ч. Практика 5ч.

Рисование светом на планшете – это увлекательное занятие, которое дарит хорошее настроение и является позитивно проведенным досугом. В процессе работы воспитанники будут учиться изображать различные надписи и узоры, замысловатые фигуры и предметы, а также изображать героев из мультфильмов и сказок. 

Рисование светом захватывает, давая при этом безграничную свободу фантазии и творческому полету.

Итоговое занятие, 1ч.

Подготовка к отчётной выставке. Подведение итогов кружка за год. Совместная оценка работ, отбор лучших работ на областную выставку. Награждение участников выставки. Рекомендации на летний период.

















6. Методические материалы

6.1. Методические материалы, необходимые для реализации программы

- Алгоритм подготовки учебного занятия (Приложение 3)

- Игры по изобразительному искусству (Приложение 4)

- Упражнения по цветоведению (Приложение 5)

- Упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий (Приложение 6)

- Тематические загадки (Приложение 7)

- Техника рисования карандашом (Приложение 8)

- Гуашь – техника живописи на бумаге (Приложение 9)

- Основы композиции в искусстве (Приложение 10)

- Общие физические упражнения (Приложение 11)

- Упражнения для глаз. Корригирующие упражнения для глаз (Приложение 12)

- Упражнения для рук (Приложение 13)


















6.2. Требования техники безопасности в процессе реализации программы

Требования безопасности во время занятий

1. Внимательно слушать объяснения и указания педагога.

2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.

3. Всю работу выполнять после указания учителя.

4. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

5. При работе с острыми, режущими инструментами на занятиях соблюдать инструкции учителя по технике безопасности.

Требования безопасности по окончании занятий

1. Приведите своё рабочее место в порядок.

2. Не покидайте рабочее место без разрешения педагога.

3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите педагогу.

4. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал педагог.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном педагогом порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.






6.3. Система воспитательной работы. Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана.

Месяц

Мероприятия, организуемые для обучающихся объединения и их родителей

Массовые мероприятия различного уровня, в которых обучающихся

могут принять участие

Конкурсные мероприятия

Сентябрь

- Дни открытых дверей в АУ ДО «ЦРДиМ», «FAMILYQUEST»

(квест – игра в клубе «Молодая семья»)

- Всероссийский день бега «Кросс нации»


Октябрь

- Тематическая беседа, посвящённая Дню Памяти жертв политических репрессий

- КВН

- Окружной конкурс экологического творчества «Наш дом природа;

- Окружной конкурс семейных фотографий и видеороликов «В объективе – семья»

Ноябрь

-Тематическая беседа, посвящённая Дню народного единства и согласия;

-Игровая программа «Под маминым крылом»

- Всероссийский географический диктант

-Окружная выставка «Стильный интерьер», всероссийский фестиваль молодёжного творчества «Вдохновение»

Декабрь

- Конкурс новогодних газет «Новогоднее ассорти», новогодние утренники

- Акция «Свеча»

- Окружная выставка «Мастерская Деда Мороза»

Январь

- Конкурсно- игровые программы, проводимые в каникулярное время;

- Беседа, посвященная Дню памяти неизвестного солдата

-Всероссийская акция «Письмо Победы»;

- Акция «Не перебегай, направленная на профилактику дорожного травматизма.

-Международный конкурс Пасхальное яйцо»

Февраль

- Весёлые старты с детьми и родителями

- Акция «Тепло родного дома»

- Окружная выставка технического творчества

«Я-гений»»

Март

Конкурсно- развлекательная программа, посвящённая

« Международному женскому Дню»

- Акция «Весенняя неделя добра»;

- Всемирная акция «Час Земли-2019»;

- Всенародная акция по проверке грамотности «Тотальный диктант»


-Окружной конкурс, посвящённый международному Дню птиц

Апрель

- Беседа, посвященная Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

- Областная акция «Областная зарядка, приуроченной к Всемирному Дню здоровья»

- Окружная выставка ДПТ

«Пасхальная радость»

Май

-Беседа по правилам поведения в летний период

- Акция «Георгиевская ленточка»

- Окружная выставка-конкурс «Творчество дарим Победе»





















7.Оценочные материалы.

7.1. Система текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Оценка и контроль знаний

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с бумагой (после прохождения соответствующего блока);

  • проведение выставок работ обучающихся;

  • участие в выставках разного уровня, интернет - конкурсах;

  • тестирование, собеседование.

Внешний контроль

После каждого раздела программы с целью подведения итогов и поощрения воспитанников проводятся выставки. Цель выставки – стимулирование творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого воспитанника. Выставки детских работ позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям: качество исполнения, соответствие работы возрасту ребенка, оригинальность идеи.

Внутренний контроль

Предполагает использование диагностирования, личных наблюдений педагога, отслеживания результатов работ каждого ребёнка на занятии, самоконтроль.

Диагностировать полученные знания и умения позволяют различные методики - опрос, тестовые задания, наблюдения. Формой отчётности по педагогической диагностике является диагностическая карта. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность детей самостоятельно выполнить практические задания. Работы воспитанников оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения.

Формы контроля уровня достижений обучающихся

Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.

Виды аттестации:

  1. Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.

  2. Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися знаний в рамках программы по итогам полугодия и проводится педагогом.

  3. Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по завершению учебного года и проводится педагогом и аттестационной комиссией.

Проходят в виде тестов, кроссвордов, вопросов разработанными, педагогам.

Формы проведения аттестации

Для текущего контроля уровня достижений обучающихся использованы такие способы, как:

  • наблюдение активности на занятиях;

  • беседа с обучающимися;

  • анализ творческих работ, результатов выполнения изделий за данный период.

Для проведения промежуточной аттестации: выставочный просмотр работ за истекший период, собеседование, тестирование проведение дидактических игр.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется:

  • тестирование;

  • опрос.


Мониторинг образовательных результатов:

Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка, по следующей форме (Приложение 2).

Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.

1. Разнообразие умений и навыков

Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).

Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.

Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

2. Глубина и широта знаний по содержанию программы

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определение) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4. Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.

Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.

Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.

Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.














Перечень информационного и материально-технического обеспечения реализации программы

Перечень информационного обеспечения программы

  1. Основы изобразительного искусства / Под ред. Н.М. Сокольниковой ч. Обнинск, 2001г.

  2. Выготский Л. С. В 92 Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 2005г.

  3. Грек, В.А. Рисую штрихом. / В.А. Грек [текст] - Минск: «Скорына», 2003г . – 41 с.

  4. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2007. – 120 с.

  5. Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-6 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 2005г.

  6. Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. – 120с.

  7. Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 2002.

  8. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.

  9. Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с.

  10. Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 80 с. 

  11. Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. – 96с.

  12. Дмитриева, В. Г. Учимся рисовать. / В.Г. Дмитриева. - М.: Сова, 2010.

  13. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.

  14. Простые уроки рисования. «Прикладное искусство». Журнал для детей от 7 до 13 лет. ООО «Издательство «Доброе слово»» 2012г.

  15. Руббра Б. Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри» 2003г.



Перечень материально-технического обеспечения реализации программы


1. Мольберты – 10 шт.

2. Ноутбук – 1 шт.

3. Световые наборы – 12 шт.

4. Ножницы – 5шт.

5. Акварельные краски – 5шт.

6. Набор кистей – 2 шт.

7. Клей ПВА- 5шт.

8. Клей карандаш – 5 шт.

9. Цветной картон – 10 шт.

10. Цветная бумага – 10 шт.

11. Набор гуашевых красок – 4 шт.

12. Фломастеры – 3 шт.

13. Маркер – 5 шт.

14. Муляжи фруктов и овощей – 12 шт.

15. Гипсовые геометрические тела – 9 шт.

16. Набор простых карандашей разной плотности – 3 шт.

17. Палитра – 2 шт.

18. Клей пистолет – 2 шт.

19. Линейки – 3шт.

20. Резаки – 3шт.

21. Бумага белая – 1 пачка.

22. Бумага формата А3- 3шт.

23.Непроливайки – 2шт.

24. Ластики – 5шт.

25. Набор цветных карандашей – 2 шт.

26. Восковые мелки – 2шт.



















Приложение 1

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

КОМИТЕТ ПО СПОРТУ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»

(АУ ДО «ЦРД и М»)

ул. Комарова, д. 42/1, г. Заводоуковск, Тюменская область, 627142,

тел. (345 42) 2-78-73, e-mail: [email protected]



«Согласовано»

Начальник отдела

дополнительного образования

Мусатова Т.А.___________

«____»______________2018г.



Рабочая программа стартового и базового уровня сложности

объединения «Волшебство красок и света»


дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности

Форма обучения: очная

Место реализации: АУ ДО «ЦРД и М»





Срок реализации программы: 1 год

Количество учебных недель: 36




Количество ч/нед: 1час

Продолжительность занятий: 45 минут


Педагог дополнительного образования:

Сердце Римма Андреевна,

Проверила:

Чаплыгина И.Н.,

методист

______________

(подпись)



2018-2019 учебный год



Аннотация

Программа разработана для обучающихся 7-12 лет и имеет стартовый уровень обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю длительностью 45минут.

Программа «Волшебство красок и света» помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Она учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей разного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире.
Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.





«Утверждаю»

Директор АУ ДО «ЦРД и М»

____________Дудиловская Т.Г.

«____»______________2018г.



Календарно - тематический план объединения

«Волшебство красок и света»

на 2018-2019 год.

Стартовый уровень обучения

Месяц

Число

Время проведения занятия

Кол-во ак. ч.

Содержание занятия (раздел подготовки, тема, форма занятия, форма контроля)

Мероприятия за рамками учебного плана

СЕНТЯБРЬ

03.09-09-09

Согласно учебному расписанию

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

-

10.09-16.09

Согласно учебному расписанию

1

Модуль №1. Рисунок. Разновидности графики: линейный рисунок.

-

17.09-23.09

Согласно учебному расписанию

1

Техника рисования кувшина.

-

24.09-30.09

Согласно учебному расписанию

1

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы.


-

ОКТЯБРЬ

01.10-07.10

Согласно учебному расписанию

1

Зарисовки животных в движении.

-

08.10-14.10

Согласно учебному расписанию

1

Набросочный характер рисунков с разных положений.

-

15.10-21.10

Согласно учебному расписанию

1

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты).

-

22.10-28.10

Согласно учебному расписанию

1

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник, самовар).

-

НОЯБРЬ

29.10-04.11

Согласно учебному расписанию

1

Пропорции строения глаза. Рисование с натуры «Глаз Давида».

Опрос

05.11-11.11

Согласно учебному расписанию

1

Модуль №2. Живопись. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов.

-

12.11-18.11

Согласно учебному расписанию

1

Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Живопись». Изучение цветового круга.

-

19.11-25.11

Согласно учебному расписанию

1

«Тоновая растяжка». Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль».

-

26.11-02.12

Согласно учебному расписанию

1

«Зимняя сказка». Рисование зимнего дерева. Декоративная проработка кроны листьями, узора на ветках, стволе. Контрастная заливка фона.

-

ДЕКАБРЬ

03.12-09.12

Согласно учебному расписанию

1

Изображение природы в разных состояниях.

-

10.12-16.12

Согласно учебному расписанию

1

Городской пейзаж. Фонари на улицах и в  парках.

-

17.12-23.12

Согласно учебному расписанию

1

«Декоративный натюрморт».

-

24.12-30.12

Согласно учебному расписанию

1

«Рождественское утро».

Проверочные тестовые задания


ЯНВАРЬ


07.01-13.01

Согласно учебному расписанию

1

Модуль №3. Композиция.  Законы цветовой композиции.

-

14.01-20.01

Согласно учебному расписанию

1

Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и ассиметрия).

-

21.01-27.01

Согласно учебному расписанию

1

Свет и тень, тон и тональные отношения в природе и изобразительном искусстве.


-

28.01-03.02

Согласно учебному расписанию

1

Линейная и воздушная перспектива.


-

ФЕВРАЛЬ

04.02-10.02

Согласно учебному расписанию

1

Сюжетная композиция.

-

11.02-17.02

Согласно учебному расписанию

1

Композиция «Зимние гости».

-

18.02-24.02

Согласно учебному расписанию

1

«Я мечтаю». Свободная композиция. 

-

25.02-03.03

Согласно учебному расписанию

1

«Прогулка по весеннему саду». Композиция – фантазия. 

Кроссворд

МАРТ

04.03-10.03

Согласно учебному расписанию

1

Модуль№4. Нетрадиционные техники рисования. Знакомство с техникой «Граттаж», работа «Космос».

-

11.03-17.03

Согласно учебному расписанию

1

Кляксография, «знакомая форма – новый образ», «Весенняя пора».

-

18.03-24.03

Согласно учебному расписанию

1

Монотипия «Бабочки».

-

25.03-31.04

Согласно учебному расписанию

1

Акварельные краски + восковые мелки. «Букет цветов».

Опрос

АПРЕЛЬ

01.04-07.04

Согласно учебному расписанию

1

Модуль № 5. Рисование светом. Изображение различных геометрических фигур и линий.

-

08.04-14.04

Согласно учебному расписанию

1

«Цветы тоже бывают разными».

-

15.04-21.04

Согласно учебному расписанию

1

«Поющая тишина морских глубин».

-

22.04-28.04

Согласно учебному расписанию

1

Музыка леса «Сказочные птицы».


МАЙ

29.04-05.05

Согласно учебному расписанию

1

«Веселый зоопарк».

-

06.05-12.05

Согласно учебному расписанию

1

«Тайны космоса».

Беседа

13.05-19.05

Согласно учебному расписанию

1

«Необитаемый остров».

Итоговое занятие.

Внутриклассная выставка


Итого:

36ч.





Педагог доп. образования:

Сердце Р.А.

СОГЛАСОВАНО:

Методист

________И.Н. Чаплыгина

«____» _________2018
















Приложение 2


Протокол промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Ф.И.О. педагога_______________

Дата проведения_______________

Фамилия,

имя обучающегося

Уровень достижения

предметных результатов

Уровень достижения

Метапредметных результатов

Уровень достижения

Личностных достижений

Высокий

(5-4)

Средний

(3)


Низкий

(2)

Высокий

(5-4)

средний

(3)

Низкий

(2)

Высокий

(5-4)

Средний

(3)


Низкий

(2)
































































Приложение 3



Алгоритм подготовки учебного занятия:


1 этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

1.Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

2.В каком объёме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

3. Насколько полно и качественно реализовано содержание?

4. Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

5. За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

6. В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих

учебных занятиях», какие новые элементы внести, от чего отказаться?

2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия

строится модель следующего занятия:

- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

- Обозначение задач учебного занятия;

- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы, как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.

3 этап. Обеспечение учебного занятия.

а) Самоподготовка педагога, подбор информации познавательного материала.

б) Обеспечение учебной деятельности учащихся; подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка заданий.

Алгоритм будет изменяться, уточняться, детализироваться в каждом конкретном случае.



Приложение 4


Игры по изобразительному искусству


1.Цветовая «Угадайка».

В этой игре используется основной набор красок.

Педагог, тайно от детей, смешивает две краски из набора. Дети должны угадать - из каких красок составлен цвет, а потом получить такую же смесь. Когда условия игры станут слишком мягкими для детей, можно перейти к смешению уже не двух, а трёх красок. Это задание можно использовать на первом, практическом этапе создании работы.

2.«Соревнование».

Кто из детей найдёт как можно больше оттенков одного цвета.

Это задание требует небольшой предварительной беседы. Нужно обратить внимание детей на то, что количество названия цветов, которыми мы пользуемся в речи, недостаточно. В природе существует великое множество цветовых оттенков. Можно предложить найти ряд предметов одного цвета, но отличительными по оттенку. Дети пусть попытаются определить словесно, в чем состоят эти отличия, а затем предложить на палитре (бумаге) составить эти оттенки.

Это задание можно давать в разнообразных формах: заполнить фон, контуры фигур, клеток и т.п. По завершении работы – подвести итог «соревнования» кто сумел найти большее количество оттенков. Но действительно ли все они «зелёные» или «красные», или некоторые оттенки «перешагнули» в другой цвет?

Воздействие цвета на мыслительную, эмоциональную, чувственную сферу детей, огромно. Густота, яркость, пластичность гуашевых красок, лёгкость и прозрачность акварели не оставляют равнодушных детей.

Желание детей выражать образы своих чувств с его помощью, а также находить в сочетаниях те или иные ассоциативные связи, становятся предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир, удерживанию такого состояния, при котором восприятие цветовых пятен, их сочетаний, фактуры, находит отклик в душе. Любая учебно - художественная задача, накладываемая на творческое состояние, представляет собой мощный толчок к саморазвитию личности.

3.Задание «Характер цвета».

Всё имеет в жизни цвет,

И явление, и предмет,

Звучность цвета – зной, тепло,

Вам почувствовать дано.

Педагог называет слова обозначающие предметы, явления, состояния. В руках у детей цветовой спектр. Дети показывают - с каким цветом можно их сравнить:

помидор мороз лист море

нежность плачь лето обида

мама грусть добро шторм

солнце ночь сон зло

веселье утро подарок беспокойство

иней компот ласковый


Обучающие указывают на те или иные цвета. В одних случаях мнение единодушно, в других – нет. Неважно. На этом этапе важно, чтобы обучающие начали устанавливать осознанную связь между миром цветов и миром собственных чувств, эмоций, настроений. Это задание можно подкрепить практическими упражнениями: включить посредине палитры 2-3 цвета – справа белый, слева – черный. Смешивая цвета обсуждать, как меняется характер, настроение. Цвет становится более тихим, ласковым, мрачным, строгим, таинственным. Речь должна идти о цвете, как носителе определённого характера, чувства.

Задание можно сделать более конкретным: синий цвет – тревожным, успокоить оранжевый. Для фантазии педагога и воспитанников такой подход к изучению цвета, открывает неограниченный простор. Выполняя такие или подобные задания, обучающие попутно осваивают технологию смешения цветов, её сложные законы. А главное – ребёнок не будет видеть в цвете лишь внешний признак предмета. Он сможет почувствовать нераздельность цвета и настроения. Это поможет ему в дальнейшей работе над созданием выразительных, колористических решений.

Используя цветные подмалёвки, которые появляются в результате подобных упражнений, можно предложить детям завершить композицию, определив тему самому или предложить выбрать тему композиции самому ребёнку.

Темы можно сформулировать: «счастливый сад», «грозные горы», «тревожное небо», «радостный праздник», «сонное утро», «таинственный лес» и т.д.

4. На более высоком этапе творческого постижения образного языка цвета, детям предлагается более сложные задания, на ассоциации и обсуждение: «радость», «страх», «настроение», «запахи леса», «сквозь слёзы» и т.д.

Работа над рисунком всегда ведется сразу кистью, без предварительного рисунка простым карандашом. Это снимает зажим, боязнь «выйти за контур», воспитывает чувство материала. Гуашь, акварель, уголь – каждый материал требует особого обращения, имеют свои свойства, создаёт разные образы, выражают и передают гамму особых чувств. Это значит, что они не в одинаковой степени подходят для воплощения разных замыслов. Акварель легка и прозрачна, нежна, но технически – сложна для маленьких детей.

Гуашь – наиболее подходящий материал; не растекается (при желании можно работу исправить, наложив один цвет на другой), яркость красок, пастозность. Можно использовать цветной фон.

Считаю очень важным пробудить у детей чуткость и интерес к возможностям разных материалов и техник, так как это расширяет творческий диапазон. Очень эффектно совмещение разнообразных материалов, в зависимости от замысла. Постепенно дети научатся вести, своего рода, диалог с материалом: вникать в его свойства, использовать их по выбору в своих работах, а в ряде случаев, сами свойства подскажут юным художникам интересные творческие замыслы.

На занятиях должен широко использоваться также зрительный и музыкальный ряд. Восприятие художественных произведений через показ слайдов, репродукций – специально организовываются. Важно, чтобы ребёнок научился испытывать непосредственное эмоциональное воздействие произведения, от его цветового строя, композиции. Разнообразный зрительный ряд, методические пособия будят воображение детей, помогают создавать собственные неожиданные решения, порой совмещая несовместимое. Музыкальный ряд, создаёт настроение, устанавливает темы работы. Педагог, развивая образное воображение, рассказывает, что художник, с помощью красок, а композитор и музыкант, с помощью звуков, могут рисовать одни и те же картины, передавать одно и то же настроение. Рассматривая репродукции пейзажей разных времён года, прослушивая мелодии из цикла «Времена года» определяют созвучие по настроению произведении.

Игра «Звездочка - оттенки синего»

Игровой материал: картонная основа с матрицей — звёздочкой с разметкой на зоны (или без разметки). Набор цветных пластинок.

Выполнение задания рекомендуется начинать с синего цвета и выстраивания правильной последовательности шестичленного спектра, а затем расположить оттенки синего, угадывая присутствие в них зелёного (оливковый), жёлтого (охра), изумрудного, фиолетового или рубинового.

Эта игра — логическое продолжение предыдущей. Основной вывод — количество оттенков синего может быть так же велико, как и количество градаций цветов в цветовом круге.

Следует отметить значение этой игры для расширения диапазона цветовосприятия.

«Найди аквариум для рыбки»

  На доске в общем «аквариуме» находятся 20 рыбок красного, жёлтого и синего цветов, включая пять степеней разбеленности каждого из них. Для каждой из этих рыбок нужно найти «свой аквариум», т. е. разместить её в определённой последовательности, например, от красного до белого цвета в порядке его разбеленности. В этом обучающимся помогает и форма рыбок: красные рыбки и их оттенки – одной формы, жёлтые рыбки и их оттенки – другой формы, синие рыбки и их оттенки – третьей формы. Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета.

«Холодные и теплые цвета»

  Обучающиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы.

Игра-соревнование «Кто больше?»

  На полосках бумаги обучающиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.

Игра «У кого какой характер?»

Предполагается цветовое заполнение уже приготовленных заготовок с не раскрашенными силуэтами сказочных героев. Педагог предлагает посмотреть на баночки с красками и ответить на вопросы: «Если бы вам надо было раскрасить общительного, веселого человека, какие цвета вы бы применили? А какие цвета вы использовали бы для раскрашивания человека замкнутого, не общительного, который не любит быть среди людей?» Далее педагог корректирует ответы детей и все выполняют упражнение по раскрашиванию 2 силуэтов одного и того же героя, работая над поставленной учителем задачей - изобразить общительного и замкнутого человека, используя теплую и холодную цветовую гамму.

Приложение 5


Упражнения по цветоведению

1. Дети делятся на группы по три человека. Каждая группа получает три цвета: синий и еще два других. Цвета у разных групп не повторяются. На листе ватмана дети рисуют море или небо, используя только свои цвета. Затем вместе с педагогом дети обсуждают, в каких рисунках краски дружат и подчеркивают красоту неба или моря, а в каких — нет, и почему.

2.Нарисуйте синюю птицу или синего зверя и придумайте о них сказку. Из работ детей делается альбом: «Синяя сказка».

3.Рисунок «Красные дары земли».

Перечисли дары земли красного цвета. На большом листе бумаги нарисуй «Красные дары земли». Например: ожерелье из ягод красного цвета, венок из красных цветов, вазу с красными овощами или фруктами.

4.Упражнение на логическое мышление.

Назовите предметы, похожие на геометрические тела.

5.Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.

Составьте из готовых геометрических фигур русский орнамент.

6.Упражнение с геометрическими фигурами разного цвета

Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета

Холодные и теплые цвета

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы.






Приложение 6


Упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий

1. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).

На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.

  1. Вычеркните лишнее слово.

На доске написаны различные понятия, термины, названия, по смысловым группам, но в которых есть лишнее слово. Необходимо вычеркнуть лишнее слово.

Игры

  1. Что на земле оранжевое

Посмотри на рисунки оранжевых овощей и фруктов (апельсин, мандарин, морковь, абрикос, хурма, тыква). Расскажи о тех или иных дарах природы, не называя их. Опиши их вкус, размер, свойства, а мы угадаем, о чем ты рассказываешь.

Творческое задание «Рыжий и оранжевый».

Перечисли тех, кто имеет рыжий цвет. Затем — тех, кто имеет оранжевый. Чем рыжий цвет отличается от оранжевого цвета? Придумай сказку о том, как подружились «рыжий» и «оранжевый». Например, тыква подружилась с лисой, а морковка с белкой.

  1. Головоломка.

Составьте из геометрических фигур изображения животных.

  1. Соревнование светлоты.

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше красок различной светлоты.

4.Заколдованный лес.

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера (по количеству детей);

простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).

Ход игры:

Педагог раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».

Выигрывает ребенок, который создал целостное изображение леса, используя все данные элементы.

Примечание. Для раскрытия сюжета можно предложить детям дополнить получившиеся рисунки изображениями зверей, птиц, насекомых, людей или сказочных персонажей.

5.Добрые — злые.

Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков.

Оборудование: карточки с контурным изображением двух фей (королей, волшебников, принцесс и пр.) (по количеству детей);

простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры:

Педагог раздает детям карточки к игре и говорит: «На листе бумаги вы видите изображения двух фей. Представь те себе, что одна из них злая, другая добрая. Чтобы всем было понятно, где какая фея, дорисуйте и раскрасьте лица и одежду. Возможно, вы захотите изобразить какие-нибудь волшебные вещи или сказочных спутников наших фей».

Примечание. Можно предложить детям изобразить фей при помощи мимики и пантомимы и выбрать ребенка, который, используя выразительные движения, создал наиболее яркие образы.

6. В природе этого нет.

Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

Оборудование: доска, цветные мелки.

Ход беседы:

Педагог предлагает придумать всем вместе необычное существо:

а) зверя;

б) рыбу;

в) птицу;

г) насекомое;

д) инопланетянина.

Он задает детям наводящие вопросы и на основании полученных ответов создает изображение на доске при помощи цветных мелков.

Наводящие вопросы:

— У животного (инопланетянина) есть голова? Одна?

— Несколько? Какая она (они)?

— А шея? Какая она?

— Какое у него туловище?

— Какие конечности (руки, ноги, лапы, щупальца, крылья)?

— Какие глаза, нос, уши, хвост?

— Какой рот (губы, зубы, язык)?

— Чем покрыто тело (шерстью, чешуей, пухом и пр.)?

— Какого цвета все перечисленное?

Педагог заканчивает рисунок и говорит:

- Вот какое существо у нас получилось. Давайте составим о нем рассказ.

Дети отвечают на наводящие вопросы:

— Как его зовут?

— Где живет это существо?

— Чем питается?

— Что любит делать?

— Что не любит делать?

— Какой у него характер?

— Много ли у него друзей? Почему?

— Кто его враги? Почему? и т.д.

7.Ожившие мифы.

Цель: развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, изобразительных навыков.

Оборудование: иллюстрации с изображением различных мифологических существ; лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры:

Педагог объясняет детям, что такое мифы, рассказывает о существах, встречающихся в мифологии разных народов, показывает их изображения, обращая внимание на качества характера, присущие мифологическим героям, Затем детям предлагается самостоятельно изобразить и раскрасить мифологических персонажей.

Варианты рисунков:

а) дракон;

б) гном;

в) рыба-кит;

г) тролль;

д) русалка;

ж) кентавр;

з) королевы времен года (зимы, весны, лета, осени);

и) повелитель ветра;

к) дух земли;

л) дух огня и т,д.


8.Взгляд в будущее.

Цель: развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры:

Педагог говорит детям: «Ребята, ни один человек не может знать наверняка, что будет завтра, через неделю, через месяц, через год, а тем более спустя десять, двадцать или более лет, то есть в будущем. Наверняка многое изменится, но как, никто не знает. Давайте пофантазируем, попробуем представить картины будущего и нарисовать их».

Варианты рисунков:

а) автомобиль будущего;

б) дом моей мечты (дом, в котором они хотели бы жить в будущем);

в) космический корабль;

г) фантастический пейзаж (Земля в далеком будущем или неизвестная планета, которую предстоит открыть).

9.Говорящие рисунки.

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков.

Оборудование: образец пиктографии;

лист бумаги, простой карандаш, ластик (для каждого ребенка).

Ход игры:

Педагог говорит детям: «Когда-то, давным-давно, люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, и им пользовались в древних странах — в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Мы тоже можем оставить на память о себе какую-нибудь историю или сказку. Если вместо букв мы будем использовать «говорящие» рисунки, то нас смогут понять жители разных стран. Чтобы рисунки стали «говорящими», они должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Посмотрите, как можно при помощи рисунков «записать» начало сказки: «Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка».

Педагог рисует на доске или показывает детям готовый образец.

Детям предлагается при помощи пиктографии продолжить сказку про Красную Шапочку или изобразить то, что произошло с другими сказочными героями — Колобком, Буратино, Дюймовочкой и т.д.

10.Узнай цветок.

Отгадайте загадки о цветах. Расскажите, по каким признакам вы догадались, что это за цветок. Золотое решето черных домиков полно;

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка.)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок –

Остался стебелек. (Одуванчик.)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож! (Василек.)

Четыре ярко-красных

Блестящих лепестка,

И зернышки в коробочке

У этого цветка.

За зернышками этими ты бегал в огород,

На грядке в огороде

Такой цветок растет. (Мак.)

То фиолетовый, то голубой.

Он на опушке встречался с тобой.

Звонким названием он наделен.

Посмотришь – подходит название это,

Но никогда нам не слышался звон

Из голубого лесного букета. (Колокольчик.)

  1. Разбери картины по группам.

Игровой материал: у детей на столах лежат репродукции натюрмортов, написанных в теплой и холодной гамме.

1 задание. Найти картины, написанные только в теплой гамме (или в холодной).

2 задание. Разобрать по группам картины, написанные в теплой и холодной гамме.

штриховкой по желанию следуя направлению контура

и та же линия может использоваться в создании нескольких образов.

















Приложение 7

Тематические загадки

Определи или найди жанр (портрет, пейзаж, натюрморт).

Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

Материал: репродукции картин.

Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.

2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется … (пейзаж)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это … (натюрморт)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас –

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется … (портрет).

Составь натюрморт

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)

Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)

Описание игры: педагог предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.

Угадай картину (словесная игра)

Цель: учить детей находить по словесному описанию картину.

Материал: репродукция картины.

Описание игры:

1 вариант. Педагог описывает картину какого-либо художника, не называя её

и не рассказывая, какие цвета использовал художник. Например: «В комнате за столом сидит девочка. У неё мечтательное лицо. На столе фрукты. За окном летний день». Дети рассказывают, какими красками и оттенками изображено всё, о чём рассказал воспитатель. Затем воспитатель показывает репродукцию картины детям. Побеждает тот, ответ которого наиболее близок к истине.

2 вариант. Под музыку педагог подробно описывает какой-либо пейзаж. Затем он показывает детям репродукции картин разных пейзажей, среди которых находится и тот, который он описывал. Дети должны узнать пейзаж по описанию и объяснить свой выбор.

Из чего состоит пейзаж

Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях.

Материал: разнообразные картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные и т.д.

Описание игры: педагог предлагает детям разнообразные картинки. Дети должны отобрать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывая свой выбор.

Найди недостаток в портрете

Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.

Описание игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинку и определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.

Собери пейзаж

Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).

Материал: Цветные изображения деревьев, цветов, трав, грибов и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.

Описание игры: детям нужно с помощью цветных изображений составить пейзаж по собственному замыслу или по заданному педагогом сюжету.

Составь портрет

Цель: закрепить знания о жанре портрета. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица по цвету и форме.

Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме.

Описание игры: детям предлагается из разных частей лица составить портрет мальчика или девочки.

Можно использовать в игре загадки:

Между двух светил  не сеют, не сажают,

Я в середине один. Сами вырастают. (Нос) (Волосы)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы)

Один говорит, двое глядят,

Двое слушают. (Язык, глаза, уши)

Живёт мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (Глаза)

Кто нарисует больше предметов овальной формы?

Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.

Оборудование: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

ход игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.




Приложение 8

Техника рисования карандашом

Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом.

Штриховка. С помощью штрихов (коротких линий) можно очень удачно передать тон предмета. В зависимости от количества рисуемых штрихов можно получить разные уровни насыщенности тона (чем меньшее штрихов – тем тон светлее, чем больше штрихов, тем темнее). Направлением штрихов вы можете передать фактуру поверхности фигуры. Например, горизонтальные штрихи хорошо передадут поверхность воды, а вертикальные штрихи – траву.

В основном, штриховка выполняется короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с отрывом карандаша. Сначала делается одна тонкая линия, потом карандаш возвращается на линию начала, и таким образом наносятся все остальные штрихи.

Растушёвка — один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона.

Однако и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

  1. Растушёвку штрихов необходимо выполнять вдоль штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, вы добьетесь тем самым более естественного тонирования.

  2. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные штрихи.



Приложение 9

Гуашь – техника живописи на бумаге

Преимущества гуашевых красок в том, что можно с легкостью регулировать густоту краски, добавляя воду. Гуашь практически не обладает запахом и быстро высыхает. Ошибки можно не стирать, так как один слой можно легко перекрыть другим более темных тонов.

Для работы гуашь следует разводить до консистенции очень жидкой сметаны, но не до такой степени, чтобы краска оказалась просвечивающей. Она должна оставаться плотной, непрозрачной. К тому же слишком жидко положенная краска при высыхании образует по границам мазков темные каемки.

Чтобы закрасить поверхность ровно, необходимо брать краску кистью, смоченной в воде, причем краска должна быть равномерной плотности, иначе, при высыхании могут получиться полосы. Кроме того, для получения более ровной поверхности, лучше пользоваться картоном или шероховатой бумагой.

Для гуаши применяют мягкие, упругие колонковые или беличьи кисти, особенно плоские, но пользуются и круглыми. Живописцы-станковисты часто пишут эластичными круглыми и щетинистыми кистями.

Техник, позволяющих рисовать гуашью яркие и насыщенные композиции, множество. Тем, кто уже работал с акварелью, основные способы работы с гуашевыми красками знакомы. Можно наносить слои гуаши равномерно друг на друга, закрашивая светлые участки темными или наоборот. Если наносить гуашь прозрачными тонкими слоями, то рисунок получается реалистичным. Подобная техника позволяет вносить множество изменений по ходу работы.

Техника «по мокрому» используется, когда требуется добиться четких очертаний. Метод разбрызгивания при помощи маленькой кисти доставляет множество приятных моментов начинающим художникам. В отличие от акварели, не нужно строго соблюдать порядок рисования, от светлых к темных тонам, можно использовать любые цвета.

Хранят гуашь при комнатной температуре в плотно закрытых банках, ее нельзя охлаждать ниже нуля. Если гуашь засохла, то ее легко восстановить. Краску заливают водой или слабым раствором желатинового клея и растворяют в течение двух-трех суток, после этого хорошо размешивают до получения однородной массы.

Хранить работы, сделанные гуашью, лучше всего в папках. Листы не должны тереться друг о друга, чтобы этого избежать, нужно прокладывать их листками тонкой бумаги.





















Приложение 10

Основы композиции в искусстве

Принято различать несколько видов композиции:

- фронтальная или плоская - витраж, фреску или картину;
- объемная - скульптура или архитектура;
- глубинно-пространственная - архитектурные ансамбли.

Базовые принципы композиции

У композиции свои законы, среди которых можно выделить основные:

  • Целостность - все элементы произведения являются единым целым, нет ничего лишнего или хаотичного;

  • Определение смыслового центра - выделение объектов, играющих основную роль, привлечение к ним внимания;

  • Использование контрастов - это может быть сочетание цветов, изображение предметов различной величины или противопоставление отрицательных и положительны персонажей;

  • Статика - состояние уравновешенности и покоя, выраженное в симметричности предметов и расположении их в определенном порядке;

  • Динамика - состояние движения, подчеркнутая асимметрия в расположении объектов делает композицию динамичной.












Приложение 11

Общие физические упражнения

Мозговая гимнастика (упражнения для улучшения мозговой деятельности, длительность 2 мин.).

«Качания головой» - упражнение стимулирует мыслительные процессы: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки» - упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Вижу палец!» - указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4—5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.













Приложение 12


Упражнения для глаз. Корригирующие упражнения для глаз

«Маляры» - Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.

«Бабочка» - Плавные движения глаз вырисовывают бабочку. Правый верхний угол – правый нижний угол. Вверх по диагонали – левый верхний угол, левый нижний и т.д.

«Циферблат» - Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают круг. Глаза поднимаем вверх. Медленный счет до восьми.

«Мотылек» - Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение. Дети говорят хором, легко моргают, представляя, что их веки – это крылья мотылька.

Разотрем свои ладошки,

Разогреем их немножко.

(Растирают ладони.)

Пальчики плотно друг к другу прижмем,

Свету проникнуть сквозь них не даем.

(Делают лодочки.)

Ладошки – это лодочки у нас:

Одной закроем левый глаз,

Другой закроем правый глаз.

(Закрывают глаза.)

О хорошем подумать сейчас в самый раз.

Глаза закрыты, ладоней не касаются,

Сейчас с них напряжение снимается.

Тихонько уберем ладони,

Медленно глаза откроем.

То, что стало четче видно,

Мы от вас, друзья, не скроем.


Приложение 13

Упражнения для рук

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики и снятия усталости рук.

Воспитанники загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.

Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.