СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Тайны природы».
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов
города Димитровграда Ульяновской области»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета от «___»_____________ 20____г. Протокол № ________________ |
| «Утверждаю» Директор МБУДО СЮН _____________ Н.Ф.Крупина «____»_____________20____г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Тайны природы»
Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации 1 год
| Автор-составитель: Сафиуллова Светлана Александровна, педагог дополнительного образования |
г. Димитровград 2018 год
Рецензенты:
1. внешняя рецензия
(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)
2. внутренняя рецензия:
(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)
Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144) 6-10 лет
Возрастной диапазон освоения программы: 6-10 лет
Программа рассмотрена
и одобрена на заседании
педагогического совета
МБУДО СЮН
протокол № ___ от _______
Секретарь _______________
Содержание:
| Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» |
|
1.1 | Пояснительная записка |
|
1.2 | Цель и задачи программы |
|
1.3 | Содержание программы |
|
| 1.3.1 Учебный план |
|
| 1.3.2 Содержание учебного плана |
|
1.4 | Планируемые результаты |
|
| Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» |
|
2.1 | Календарный учебный график |
|
2.2 | Календарный учебный график по группам |
|
| 2.2.1 Календарный учебный график группа 1 |
|
| 2.2.2 Календарный учебный график группа 2 |
|
| 2.2.3 Календарный учебный график группа 3 |
|
2.3 | Условия реализации программы |
|
2.4 | Формы аттестации |
|
2.5 | Оценочные материалы |
|
2.6 | Методические материалы |
|
2.7 | Список литературы |
|
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Тайны природы» для объединения «Юный натуралист». Данная программа создана как авторская по степени участия в разработке.
Актуальность программы.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию детей с ранних лет.
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Именно поэтому начинать экологическое воспитание надо с раннего возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Живая природа издавна признается в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания детей. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Детям свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Именно в необходимости формирования у обучающихся экологической культуры и ответственности заключается актуальность данной программы.
Отличительные особенности программы заключаются в авторском подборе целостной системы тем для детей младшего школьного возраста, а также сочетании различных форм работы, направленных на выработку элементарных экологических понятий, умений и навыков экологически грамотного поведения в природе. Важное место в программе занимают экскурсии и практические работы. Программа «Тайны природы» существенно дополняет и систематизирует начальные экологические знания обучающихся, полученные в семье, дошкольных учреждениях, школе.
Адресат программы: дети
1 года обучения: 6-10 лет
Психолого-педагогические особенности.
Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности – учебной, но, несмотря на это, у младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; младших школьников, как и дошкольников, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности.
Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.
Содержание и материал программы «Тайны природы» соответствует стартовому уровню.
Объем программы – 144 часа.
1 год обучения - 144 академических часов в год.
Срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 год – 144 часа (2 раза по 2 часа в неделю; 4х36=144)
Форма обучения: очная
Форма организации образовательного процесса: групповая
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: устное изложение; беседа; чтение стихов и литературы; демонстрация видеоматериалов, картин, иллюстраций; игры; опыты.
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный.
Формы проведения занятий: беседа; наблюдение; практическое занятие; экскурсия; презентация; праздник; игра; викторина.
Педагогические технологии - технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, и др.
Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий.)
1 год обучения 2 раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность академического часа 45 минут (в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14))
Формы подведения итогов реализации программы: зачет, выставка.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для формирования экологически грамотной, социально-активной и творческой личности.
личностные:
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание этики поведения в природных условиях;
- воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной деятельности.
метапредметные:
- развитие творческих способностей и познавательной активности детей;
- развитие умения наблюдать за объектами природы;
- развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания;
- развитие положительных эмоций и волевых качеств.
образовательные:
- формирование элементарных знаний о природе;
- формирование простейших экологических понятий.
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план программы
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | |||
Всего | Теория | Практика | |||||
| Раздел 1. Введение (8ч.) | ||||||
| Комплектование группы. Введение в программу. Инструктаж по охране труда. | 2 | 2 |
| Беседа | Устные ответы, наблюдение | |
| Праздник знакомства «Наши имена» | 2 |
| 2 | Практическое занятие | Устные ответы, наблюдение | |
| Экскурсия «Зелёный огонёк» | 2 |
| 2 | Экскурсия | Устные ответы, наблюдение | |
| Многообразие животного и растительного мира | 2 |
| 2 | Беседа | Устные ответы, наблюдение | |
Раздел 2. Природа осенью (18ч.) | |||||||
| Осенний багрянец. Почему листья меняют цвет? Изготовление гербария. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Экскурсия на СЮН | 2 |
| 2 | Экскурсия | Устные ответы, наблюдение | |
| Дары осени. Овощи и фрукты Поделка «Наш огород». | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Лес и его богатство. День работников леса. Поделка «Лес чудес» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Изучение зерновых культур. Поделка «Каравай» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Подготовка птиц и насекомых к зиме. Перелетные и зимующие птицы.. Изготовление кормушки. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Подготовка животных к зиме. Поделка «Миниатюрный ёж» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Подготовка растений к зиме. Поделка «Растения из красной книги» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Викторина «Осень в природе» | 2 |
| 2 | Итоговое занятие | Устные ответы, наблюдение | |
Раздел 3. Животный мир 16ч.) | |||||||
| Разнообразие животных. Поделка «Любимое животное» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Дикие животные. Поделка «Белочка» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Домашние животные. Поделка «Кошка» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Декоративные животные. | 2 | 2 |
| Беседа, наблюдение | Устные ответы, наблюдение | |
| Мой питомец. Поделка из соленого теста. | 2 |
| 2 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Животные нашего края | 2 | 2 |
| Беседа, презентация | Устные ответы, наблюдение | |
| Экскурсия на СЮН «Забавные животные» | 2 |
| 2 | Экскурсия | Устные ответы, наблюдение | |
| Викторина «Всё о животных» | 2 |
| 2 | Итоговое занятие | Устные ответы, наблюдение | |
Раздел 4. В мире насекомых(10ч.) | |||||||
| Всё о насекомых. Поделка «Гусеница» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Обитатели деревьев и кустарников | 2 | 2 |
| Беседа | Устные ответы, наблюдение | |
| Польза и вред насекомых. Поделка «Пчела» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Насекомые нашего края | 2 | 2 |
| Беседа, презентация | Устные ответы, наблюдение | |
| Викторина «Насекомые» | 2 |
| 2 | Итоговое занятие | Устные ответы, наблюдение | |
| Раздел 5. Зимняя природа (12ч.) | ||||||
| Зимняя сказка к нам стучится. Аппликация «Снеговик» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Разнообразие еловых растений. Поделка «Ёлка». | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Жизнь водоема зимой. | 2 | 2 |
| Беседа | Устные ответы, наблюдение | |
| Изготовление новогодних игрушек. Конкурс «Ёлочка живи» | 2 |
| 2 | Практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Экскурсия в зимний лес | 2 |
| 2 | Экскурсия | Устные ответы, наблюдение | |
| Викторина «Зимняя сказка» | 2 |
| 2 | Итоговое занятие | Устные ответы, наблюдение | |
Раздел 6. Растения в природе(16ч.) | |||||||
| Особенности листьев. Опыты с растениями. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Виды деревьев. Поделка «Лесная поляна» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Дикорастущие и культурные растения. Поделка «Земляничка» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Лук семь недуг лечит. Посадка лука на зелень | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Условия содержания, уход за комнатными растениями. Аппликация «Разноцветные цветы» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Экскурсия в СЮН «Экологические условия в теплице» | 2 |
| 2 | Экскурсия | Устные ответы, наблюдение | |
| Растения нашего края | 2 | 2 |
| Беседа, презентация | Устные ответы, наблюдение | |
| Викторина «Экологические факторы» | 2 |
| 2 | Итоговое занятие | Устные ответы, наблюдение | |
Раздел 7. Птицы в природе (12ч.) | |||||||
| Виды птиц и места их обитания. Поделка «Ворона» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Птицы нашего края. | 2 | 2 |
| Беседа, презентация | Устные ответы, наблюдение | |
| Домашние птицы. Поделка «Курочка и цыплята» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Лесные птицы. Поделка «Сова» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Экскурсия в орнитологический класс СЮН | 2 |
| 2 | Экскурсия | Устные ответы, наблюдение | |
| Кроссворд «Пернатые друзья» | 2 |
| 2 | Итоговое занятие | Устные ответы, наблюдение | |
Раздел 8. Природа весной (10ч.) | |||||||
| Признаки весны. Поделка «Скворечник» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Растения весной. Поделка «Весна пришла» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Экскурсия «Растительность весной» | 2 |
| 2 | Экскурсия | Устные ответы, наблюдение | |
| Первоцвет. Поделка «Цветы» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Викторина «Весенний калейдоскоп» | 2 |
| 2 | Итоговое занятие | Устные ответы, наблюдение | |
Раздел 9. Подводный мир (12ч.) | |||||||
| Морские обитатели. Коллективная работа «Подводный мир» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Хищные рыбы. Аппликация «Акула» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Аквариумные рыбы. Аппликация «Подводный мир за стеклом» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Рыбы нашего края | 2 | 2 |
| Беседа, презентация | Устные ответы, наблюдение | |
| Экскурсия в класс аквариумистики СЮН | 2 |
| 2 | Экскурсия | Устные ответы, наблюдение | |
| Викторина «Рыбалка» | 2 |
| 2 | Итоговое занятие | Устные ответы, наблюдение | |
Раздел 10 . Тайны нашей планеты.(20 ч.) | |||||||
| Лесные дары для каждой поры. | 2 | 2 |
| Беседа | Устные ответы, наблюдение | |
| В снежном королевстве. Поделка «Заяц на снегу» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Пустынные просторы. Поделка «Верблюд» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Тайны тайги. Поделка «Медведь» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Как красива саванна. Поделка «Лев» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Чудеса тропического леса. Поделка «Панда» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Вода всему госпожа: воды и огонь боится. Опыты с водой | 2 |
| 2 | Практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Воздух – символ свободы. Опыты с воздухом | 2 |
| 2 | Практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Земля-кормилица. Опыты с почвой | 2 | 1 | 1 | Беседа | Устные ответы, наблюдение | |
| Кроссворд «Земной шар» | 2 |
| 2 | Итоговое занятие | Устные ответы, наблюдение | |
Раздел 11. Экогражданин (10ч.) | |||||||
| Экогражданин. | 2 | 2 |
| Беседа | Устные ответы, наблюдение | |
| Коллективная работа «Природа - это наше богатство» | 2 | 1 | 1 | Беседа, практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Как сохранить природу. | 2 | 2 |
| Беседа | Устные ответы, наблюдение | |
| Кроссворд «Экология» | 2 |
| 2 | Практическая работа | Устные ответы, наблюдение | |
| Итоговая викторина «Тайны природы» | 2 |
| 2 | Итоговое занятие | Устные ответы, наблюдение | |
| Итого: | 144 | 59 | 85 |
|
|
1.3.2 Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение
Теория:
Введение в программу. Режим работы, правила ПДД и инструктаж по охране труда.
Современный мир животных Земли. Приспособленность животных к различным местам обитания.
Растительный мир нашей планеты, его многообразие.
Практика:
1 Праздник знакомства.
2 Экскурсия на СЮН.
Раздел 2. Природа осенью.
Теория: Сезонные изменения в природе. Подготовка к зиме растений; листопад, его значение. Подготовка к зиме птиц. Подготовка к зиме зверей. Время сборов животных к зиме. Линька животных, спячка некоторых зверей. Перелеты птиц, исчезновение насекомых. Изготовление кормушек для птиц.
Практика:
Изготовление гербария.
Экскурсия на СЮН.
Поделка «Наш огород».
Поделка «Лес чудес»
Поделка «Каравай»
Изготовление кормушки
Поделка «Миниатюрный ёж»
Поделка «Растения из красной книги»
Викторина «Осень в природе»
Раздел 3.Животный мир.
Теория: Животный мир. Дикие животные. Кто и как из животных строит свой дом в лесу. Места обитания, приспособление к среде обитания. Домашние животные, уход за ними. Содержание животных живого уголка. Рассказ о своем питомце. Значение животных в жизни человека. Ознакомление с животными нашего края.
Практика:
Поделка «Любимое животное»
Поделка «Белочка»
Поделка «Кошка»
Поделка из соленого теста.
Экскурсия на СЮН «Забавные животные»
Викторина «Всё о животных»
Раздел 4.В мире насекомых.
Теория: Особенности класса насекомых. Виды, места обитания, образ жизни, поведение. Способы защиты от врагов. Пища. Польза и вред насекомых. Пчелы - неутомимые работники. Ознакомление с насекомыми нашего края.
Практика:
Поделка «Гусеница»
Поделка «Пчела»
Викторина «Насекомые».
Раздел 5. Зимняя природа.
Теория: Сезонные явления природы зимой. Жизнь лиственных и хвойных деревьев зимой. Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы. Снег. Образование льда. Следы животных на снегу. Подготовка к новогоднему празднику.
Практика:
Аппликация «Снеговик»
Поделка «Елка»
Конкурс «Ёлочка живи»
Экскурсия в зимний лес
Викторина «Зимняя сказка»
Раздел 6. Растения в природе.
Теория: Растительный мир. Отличия деревьев от кустарников, дикорастущих растений от культурных. Характерные признаки, условия для роста и развития растений. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями, размножение комнатных растений. Польза растений. Растения – источник кислорода. Ознакомление с растениями нашего края.
Практика:
Опыты с растениями.
Поделка «Лесная поляна»
Поделка «Земляничка»
Посадка лука на зелень
Аппликация «Разноцветные цветы».
Экскурсия в СЮН «Экологические условия в теплице»
Викторина «Экологические факторы»
Раздел 7. Птицы в природе.
Теория: Виды птиц. Места обитания. Зимующие и перелетные птицы. Причины перелетов, поведение при перелетах. Питание. Местные перелетные птицы. Домашние и декоративные птицы, уход за ними. Значение птиц. Ознакомление с птицами нашего края.
Практика:
Поделка «Ворона»
Поделка «Курочка и цыплята»
Поделка «Сова»
Экскурсия в орнитологический класс СЮН
Кроссворд «Пернатые друзья»
Раздел 8.Природа весной.
Теория: Изучение сезонных явлений весной. Распускание почек, цветов. Изучение первоцветов. Возвращение перелетных птиц, изготовление скворечников.
Практика:
Поделка «Скворечник»
Поделка «Весна пришла»
Экскурсия «Растительность весной»
Поделка «Цветы»
Викторина «Весенний калейдоскоп».
Раздел 9. Подводный мир
Теория: Обитатели рек, морей и океанов. Многообразие рыб, места их обитания. Как рыбы ориентируются в воде, дышат. Аквариумные рыбы, уход за ними. Значение рыб. Ознакомление с рыбами нашего края.
Практика:
Коллективная работа «Подводный мир»
Аппликация «Акула»
Аппликация «Подводный мир за стеклом»
Экскурсия в класс аквариумистики СЮН
Викторина «Рыбалка»
Раздел 10. Тайны нашей планеты.
Теория: Климат тундры, пустыни, тайги, саванны, тропиков. Животные и растения этих местностей, их приспособления к условиям жизни. Свойства воды, воздуха, почвы, их польза, необходимость охраны. Взаимосвязь всего живого в природе. Ярусы леса. Цепи питания.
Практика:
Поделка «Заяц на снегу»
Поделка «Верблюд»
Поделка «Медведь»
Поделка «Лев»
Поделка «Панда»
Опыты с водой
Опыты с воздухом
Опыты с почвой
Кроссворд «Земной шар».
Раздел 11. Экогражданин
Теория: Человек – часть природы. Природа – наш дом. Необходимость охраны природы. Что такое заповедники, цель их создания. Красная книга. Что такое экология. Способы охраны окружающей среды. Как вести себя в природе.
Практика:
Коллективная работа «Природа – это наше богатство»
Кроссворд «Экология»
Итоговая викторина «Тайны природы»
1.4 Планируемые результаты.
Личностные:
- заботливое отношение к окружающей среде;
- экологически ориентированные поведение и деятельность в природе и в повседневной жизни;
- уважительное отношение к членам объединения.
Метапредметные:
Регулятивные:
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– формирование коммуникативных навыков.
Предметные:
- сформированные элементарные знания о природе;
- владение простейшими экологическими понятиями.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года 15 сентября 2018 года
Окончание учебного года 31 мая 2019 года
Продолжительность учебного года 36 недель
В течение осенних, зимних, весенних каникул образовательный процесс проводится согласно календарному учебному графику.
2.2 Календарный учебный график группа № _____
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
|
|
| Беседа | 2 | Комплектование группы. Введение в программу. Инструктаж по охране труда. | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Праздник | 2 | Праздник знакомства «Наши имена» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Экскурсия | 2 | Экскурсия «Зелёный огонёк» | Школьный двор | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа | 2 | Многообразие животного и растительного мира | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Осенний багрянец. Почему листья меняют цвет? Изготовление гербария. | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Экскурсия | 2 | Экскурсия на СЮН | СЮН | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Дары осени. Овощи и фрукты Поделка «Наш огород». | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Лес и его богатство. День работников леса. Поделка «Лес чудес» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Изучение зерновых культур. Поделка «Каравай» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Подготовка птиц и насекомых к зиме. Перелетные и зимующие птицы.. Изготовление кормушки. | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Подготовка животных к зиме. Поделка «Миниатюрный ёж» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Подготовка растений к зиме. Поделка «Растения из красной книги» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Итоговое занятие | 2 | Викторина «Осень в природе» | СЮН | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Разнообразие животных. Поделка «Любимое животное» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Дикие животные. Поделка «Белочка» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Домашние животные. Поделка «Кошка» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, наблюдение | 2 | Декоративные животные. | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Мой питомец. Поделка из соленого теста. | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, презентация | 2 | Животные нашего края | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Экскурсия | 2 | Экскурсия на СЮН «Забавные животные» | СЮН | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Итоговое занятие | 2 | Викторина «Всё о животных» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Всё о насекомых. Поделка «Гусеница» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа | 2 | Обитатели деревьев и кустарников | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Польза и вред насекомых. Поделка «Пчела» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, презентация | 2 | Насекомые нашего края
| СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Итоговое занятие | 2 | Викторина «Насекомые» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Зимняя сказка к нам стучится. Аппликация «Снеговик» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Разнообразие еловых растений. Поделка «Ёлка». | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа | 2 | Жизнь водоема зимой. | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Практическая работа | 2 | Изготовление новогодних игрушек. Конкурс «Ёлочка живи» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Экскурсия | 2 | Экскурсия в зимний лес | Школьный двор | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Итоговое занятие | 2 | Викторина «Зимняя сказка» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Особенности листьев. Опыты с растениями. | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Виды деревьев. Поделка «Лесная поляна» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Дикорастущие и культурные растения. Поделка «Земляничка» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Лук семь недуг лечит. Посадка лука на зелень | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Условия содержания, уход за комнатными растениями. Аппликация «Разноцветные цветы» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Экскурсия | 2 | Экскурсия в СЮН «Экологические условия в теплице» | СЮН | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, презентация | 2 | Растения нашего края | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Итоговое занятие | 2 | Викторина «Экологические факторы» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Виды птиц и места их обитания. Поделка «Ворона» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Птицы нашего края. | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Домашние птицы. Поделка «Курочка и цыплята» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, презентация | 2 | Лесные птицы. Поделка «Сова» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Экскурсия | 2 | Экскурсия в орнитологический класс СЮН | СЮН | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Итоговое занятие | 2 | Кроссворд «Пернатые друзья» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Признаки весны. Поделка «Скворечник» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Растения весной. Поделка «Весна пришла» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Экскурсия | 2 | Экскурсия «Растительность весной» | Школьный двор | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Первоцвет. Поделка «Цветы» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Итоговое занятие | 2 | Викторина «Весенний калейдоскоп» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Морские обитатели. Коллективная работа «Подводный мир» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Хищные рыбы. Аппликация «Акула» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Аквариумные рыбы. Аппликация «Подводный мир за стеклом» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, презентация | 2 | Рыбы нашего края | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Экскурсия | 2 | Экскурсия в класс аквариумистики СЮН | СЮН | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Итоговое занятие | 2 | Викторина «Рыбалка» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа | 2 | Лесные дары для каждой поры. | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | В снежном королевстве. Поделка «Заяц на снегу» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Пустынные просторы. Поделка «Верблюд» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Тайны тайги. Поделка «Медведь» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Как красива саванна. Поделка «Лев» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Чудеса тропического леса. Поделка «Панда» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Практическая работа | 2 | Вода всему госпожа: воды и огонь боится. Опыты с водой | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Практическая работа | 2 | Воздух – символ свободы. Опыты с воздухом | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Земля-кормилица. Опыты с почвой | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Итоговое занятие | 2 | Кроссворд «Земной шар» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа | 2 | Экогражданин. | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа, практическая работа | 2 | Коллективная работа «Природа - это наше богатство» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Беседа | 2 | Как сохранить природу. | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Практическая работа | 2 | Кроссворд «Экология» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
|
|
| Итоговое занятие | 2 | Итоговая викторина «Тайны природы» | СШ | Устные ответы, наблюдение |
2.3 Условия реализации программы
Помещение: школьный кабинет.
Оборудование: столы – не менее 7 штук; стулья – не менее 13 штук, доска; наглядный и раздаточный материал; клей; ножницы; цветная бумага; картон; краски; цветные карандаши; пластилин и др.
2.4 Формы аттестации
Формы аттестации— творческая работа, выставка, игра, кроссворд, викторина и т.д.
2.5 Оценочные материалы
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися творческих заданий, участия воспитанников в мероприятиях (викторинах), активности обучающихся на занятиях и т.п.;
- мониторинг: для отслеживания результативности можно использовать дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений.
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Баллы | ||
1. Теоретическая подготовка ребенка. |
| ||||
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);
Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 1
5
10
| ||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
Максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием). | 1
5
10
| ||
ВЫВОД: | Уровень теоретической подготовки | Низкий Средний Высокий | 2-6 7-14 15-20 | ||
2. Практическая подготовка ребенка. |
| ||||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
| Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2);
Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | 1
5
10
| ||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1
5
10
| ||
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1
5
10
| ||
ВЫВОД: | Уровень практической подготовки | Низкий Средний Высокий | 3-10 11-22 23-30 | ||
3. Общеучебные умения и навыки ребенка. | |||||
3.1. Учебно-интеллектуальные умения:
3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднений при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей). | 1
5
10 | ||
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | Уровни — по аналогии с п.3.1.1. | 1 5 10 | ||
3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10 | ||
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
3.2.1. Умение слушать и слышать педагога
3.2.2. Умение выступать перед аудиторией
3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Адекватность восприятия ин- формации, идущей от педагога
Свобода владения и подачи обучающимися подготовлен- ной информации
Самостоятельность в построении дискуссионного вьклупления. Логика в построении доказательств | Уровни — по аналогии с п.3.1.1,
Уровни — по аналогии с п. 3.1.1.
Уровни — по аналогии с п. 3.1.1. | 1 5 10
1 5 10
1 5 10 | ||
3.3. Учебно-организационные умения и навыки:
3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу |
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям
Аккуратность и ответственность в работе |
Уровни — по аналогии с п. 3.1.1.
Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);
Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, пред-
усмотренных программой за конкретный период).
Удовлетворительно Хорошо Отлично |
1 5 10
| ||
9-30 31-62 63-90 | ВЫВОД: | Уровень обще-учебные умений и навыков | Низкий Средний Высокий | ||
до 46 47-98 99-140 | Заключение | Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе | Низкий Средний Высокий |
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе внедрения в дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Кол-во баллов |
1. Организационно-волевые качества. | |||
1.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. | Терпения хватает менее чем на1/2 занятия. Терпения хватает более чем на 1/2 занятия. Терпения хватает на все занятие. | 1 5 10 |
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | Волевые усилия ребенка побуждаются извне. Иногда — самим ребенком. Всегда – самим ребенком. | 1 5 10 |
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне. Периодически контролирует себя сам. Постоянно контролирует себя сам. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности организационно-волевых качеств | Низкий Средний Высокий | До 4-15 16-30 |
II. Ориентационные качества | |||
2.1.Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | Завышенная. Заниженная. Нормальная. | 1 5 10 |
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы. | Интерес к занятиям продиктован ребенку извне. Интерес периодически поддерживается самим ребенком. Интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно. | 1 5
10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности ориентационных качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3- 10 11-20 |
III. Поведенческие качества | |||
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) процессе взаимодействия) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. | Периодически провоцирует конфликты. Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать. Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты. | 1 5 10 |
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные. | Избегает участия в общих делах. Участвует при побуждении извне. Инициативен в общих делах. | 1 5 10 |
ВЫВОД: | Уровень сформированности поведенческих качеств | Низкий Средний Высокий | До 2 3-10 11-20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Результат личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы | Низкий Средний Высокий | 0-7 8-37 38-70 |
2.6.Методические материалы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты и т.п.);
объемный (муляжи грибов; растений и их плодов и др.);
схематический или символический (схемы, рисунки, шаблоны);
картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды);
звуковой (аудиозаписи);
смешанный (учебные кинофильмы);
дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания к викторине, тесты, практические задания).
Методическое обеспечение программы
Раздел или тема программы | Формы занятии | Приемы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятия | Формы подведения итогов |
Введение | Беседа, праздник, экскурсия | Словесный, практический, наглядный | Разработки инструктажей по ПДД и охране труда; коллекция поделок; плакаты с растениями, животными | Столы, стулья, доска. | Праздник, наблюдение, устный ответ |
Природа осенью | Беседа, практическая работа, экскурсия, викторина | Словесный, практический, наглядный | Гербарий, карточки и картины с изображением животных и растений, муляжи фруктов, овощей, грибов; семена хлебных злаков. | Столы, стулья, доска, наглядный и раздаточный материал, клей, ножницы, цветная бумага, картон, краски, цветные карандаши, пластилин и др. | Устный ответ, наблюдение, викторина |
Животный мир | Беседа, практическая работа, презентация, наблюдение, экскурсия, викторина | Словесный, практический, наглядный | Карточки и картины с изображением животных, живые объекты – животные живого уголка, дидактические игры, презентация. | Столы, стулья, доска, наглядный и раздаточный материал, клей, ножницы, цветная бумага, картон, краски, цветные карандаши, пластилин и др. | Устный ответ, наблюдение, викторина |
В мире насекомых | Беседа, практическая работа, презентация, викторина | Словесный, практический, наглядный | Карточки и картины с изображением насекомых, дидактические игры, презентация. | Столы, стулья, доска, наглядный и раздаточный материал, клей, ножницы, цветная бумага, картон, краски, цветные карандаши, пластилин и др. | Устный ответ, викторина |
Зимняя природа | Беседа, практическая работа, экскурсия, викторина | Словесный, практический, наглядный | Картины с изображением зимы, карточки с изображением следов животных, дидактические игры, кормушки для птиц. | Столы, стулья, доска, наглядный и раздаточный материал, клей, ножницы, цветная бумага, картон, краски, цветные карандаши, пластилин и др. | Устный ответ, наблюдение, викторина |
Растения в природе | Беседа, практическая работа, презентация, экскурсия, викторина | Словесный, практический, наглядный | Карточки и картины с изображением растений, деревьев, кустарников; гербарий; живые объекты – комнатные растения; дидактические игры; презентация. | Столы, стулья, доска, наглядный и раздаточный материал, клей, ножницы, цветная бумага, картон, краски, цветные карандаши, пластилин и др. | Устный ответ, наблюдение, викторина |
Птицы в природе | Беседа, практическая работа, презентация, экскурсия, кроссворд | Словесный, практический, наглядный | Карточки и картины с изображением птиц, дидактические игры, аудио запись с голосами птиц, презентация. | Столы, стулья, доска, наглядный и раздаточный материал, клей, ножницы, цветная бумага, картон, краски, цветные карандаши, пластилин и др. | Устный ответ, наблюдение, кроссворд |
Природа весной | Беседа, практическая работа, экскурсия, викторина | Словесный, практический, наглядный | Картины с изображением весны, цветов, птиц; веточки деревьев; аудио запись с голосами птиц, дидактические игры. | Столы, стулья, доска, наглядный и раздаточный материал, клей, ножницы, цветная бумага, картон, краски, цветные карандаши, пластилин и др. | Устный ответ, наблюдение, викторина |
Подводный мир | Беседа, практическая работа, презентация, экскурсия, викторина | Словесный, практический, наглядный | Карточки и картины с изображением обитателей рек, морей и океанов, дидактические игры; презентация. | Столы, стулья, доска, наглядный и раздаточный материал, клей, ножницы, цветная бумага, картон, краски, цветные карандаши, пластилин и др. | Устный ответ, наблюдение, викторина |
Тайны нашей планеты | Беседа, практическая работа, кроссворд | Словесный, практический, наглядный | Карточки и картины с изображением природы, растений и животных тундры, пустыни, тайги, саванны, тропиков. Вода, лед. Дидактические игры. | Столы, стулья, доска, наглядный и раздаточный материал, клей, ножницы, цветная бумага, картон, краски, цветные карандаши, пластилин и др. | Устный ответ, наблюдение, кроссворд |
Экогражданин | Беседа, практическая работа, викторина, кроссворд | Словесный, практический, наглядный | Наглядный материал, дидактические игры, презентация. | Столы, стулья, доска, наглядный материал, краски, цветные карандаши. | Творческая работа, устный ответ, викторина, кроссворд |
2.7 Список литературы
Литература для педагога
Александрова Ю.Н. , Ласкина Л.Д. , Николаева Н. Д. (авт.- сост.) «Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации» - Волгоград: Учитель, 2010 – 331 с.
Асланиди К. Б., Малярова Г. В. Экологическая азбука для детей и подростков. – М., МНЭПУ, 2005.
Балбышев И. Н. «Лесные встречи: Заметки натуралиста» . – Л.: Лениздат, 1981. – 168 с., ил.
Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., Просвещение, 2008.
Дмитриев Ю. А. Большая книга леса. – М., Детская литература, 2009.
Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. _ М., Перемена, 2007.
Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство Москва «Просвещение» 1991 стр.383
Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. «Экологические экскурсии в школе». - М.: ИКЦ « МарТ», Ростов-на-Дону: Издат. центр «МарТ», 2005. - 256с. (Серия «Школьный корабль»).
Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: Просвещение, 2005 – 146 с.
Маневцева Л. М. Мир природы и ребенок. - С.-Петербург, Детство-пресс, 2009.
Маханева М. Д. Экологическое развитие детей. – М., изд. «Аркти», 2004.
Потапова Л. М. «Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет». Популярное издание для родителей и педагогов / Худ. М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К0», 1998. – 224с., ил (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение» ).
Фадеева Г. А. Экологические сказки. – Волгоград, изд. «Учитель», 2008.
Филипченко М.П. «В мире природы, истории и литературы: сборник загадок» / Сост. Филипченко М. П. – Волгоград: Учитель,2008. – 472с.
Литература для обучающихся и родителей
Гальперштейн Л.Я. «Растения» Москва «РОСМЕН» 2000 – 31 с.;
Головкин Б. Н. « 1000 поразительных фактов из жизни растений» / Б. Н. Головкин ; Худ. О. А. Герасина. – М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2001. – 224с., ил.
Дэвид Этенборо Живая планета. – М., Мир, 2006.
Молодова Л. П. «Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов»./ Сост. Л. П. Молодова. – Мн.: «Асар», 1998. 160с., ил.
Плешаков А. А. Природа. – изд. «Вентана-Граф», 2006.
Пришвин М. М. Рассказы. Для начальной школы. Рисунки Е. Рачева . М.:Издательство «Детская литература», 1978. -94с., ил.
Стив Паркер «Планета животных» Москва «Махоон» 2005 – 47 с.;
Чаплина В. В. « Случайные встречи». Рассказы. Для младшего школьного возраста. Худ. Н. Мищенко. М.: «Детская литература». 1976. 111с., ил., фото.
Элестер Смит «Игры и головоломки» БММ АО Москва 1997 -96 с.;
«О друзьях наших меньших от А до Я». – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 352с. – ( Энциклопедия домашнего хозяйства).