Принята на заседании педагогического совета школы № от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | | УТВЕРЖДАЮ Директор школы № __________________ «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«МИР ПСИХОЛОГИИ»
На 2018-2019 уч. год
Класс: 5 кл.
Срок реализации программы:1 год
Количество часов: 68 ч., 2 ч. в неделю
Автор-составитель программы:
Умнова Евгения Вячеславовна
педагог-психолог
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика программы кружка «Мир психологии»
3. Описание места программы кружка «Мир психологии» в учебном плане
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка «Мир психологии»
5. Содержание программы кружка «Мир психологии»
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
8. Требования и результаты к уровню подготовки учащихся.
Счастье – это когда тебя понимают.
Пояснительная записка
Младший подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе. Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития. Данная программа кружка включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).
Рабочая программа кружка « Мир психологии» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
- Основной образовательной программы ОУ.
- На основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (5-6 кл.). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.
- В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы:
Цель изучения программы кружка «Мир психологии» - решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить положительному самоотношению и принятию других людей;
- научить рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка;
- воспитывать нравственные качества учащихся.
Развивающие:
-создавать условия для развития личности каждого подростка;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.
Общая характеристика программы кружка «Мир психологии»
Программа «Мир психологии» составлена для обучающихся 5-х классов. Реализация программы осуществляется на дополнительных занятиях, где используются как коллективные формы работы, так и индивидуальные формы и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей и формированию нравственных качеств учащихся, позволяет познание себя осуществлять активно и деятельностно.
Основополагающими принципами построения программы «Мир психологии» являются:
- доступность;
- практико-ориентированность;
- метапредметность.
Описание места учебного кружка «Мир психологии» в учебном плане
Программа кружка « Мир психологии» рассчитана на 68 часа в год (2 часа в неделю) реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС).
Направленность: социально - психологическая.
Возраст учащихся: 11-12 лет.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.
В основе внеурочного кружка лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного кружка «Мир психологии», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Методы и приемы, используемые при изучении программы кружка:
1. Интеллектуальные игры – задания, дающиеся в начале занятия в качестве разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее. Такого рода игры являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.
2. Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.
3. Коммуникативные игры – игры, направленные на формирование у подростков умения увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению сотрудничать.
4. Игры, направленные на развитие вербального и невербального воображения.
5. Использование терапевтических метафор с целью поиска и нахождения ресурсов внутри себя.
6. Методы формирования «эмоциональной грамотности» - предполагают обучение распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
7. Когнитивные методы.
8. Дискуссионные методы - позволяют реализовать принцип субъект – субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему.
Формы проведения занятий:
-индивидуальная работа;
-работа в паре;
-групповая работа;
-коллективная работа.
Содержание программы внеурочного кружка « Мир психологии» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний.
Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные психолого-педагогические технологии: тренинг, деловая игра и др. методы. Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж о работе в тренинговой группе, о значимости чужого мнения, о правилах ведения дискуссии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка «Мир психологии»
Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов.
Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность внеурочного кружка «Мир психологии» заключается в том, что полученные знания о себе, своих личностных особенностях, а также работа со своим эмоциональным состоянием будут способствовать успешному усвоению школьной программы.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника;
- формирование ответственного отношения к учению;
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании обучения и познания;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения программы кружка «Мир психологии» являются следующие знания и умения:
- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;
- знание правил работы в тренинговой группе;
- знание способов разрешения конфликтных ситуаций;
- умения вести конструктивный диалог;
- умение определять жизненные цели и задачи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;
- вести конструктивную беседу;
-учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;
- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также пройдет выставка тетрадей по саморазвитию.
Требования и результаты к уровню подготовки учащихся
обучающиеся должны знать:
- что такое «психология», каково её место в системе наук;
-понятие личность, индивид, индивидуальность;
- об уникальности внутреннего мира каждого;
-о способах ведения конструктивного диалога;
- о мотивах выбора друзей.
обучающиеся смогут узнать:
- о разных направлениях психологической науки;
- о способах поведения в трудных ситуациях;
-о понятиях уверенность» и «уважение» обучающиеся должны уметь:
- анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;
– анализировать поступки других людей и свои собственные.
обучающиеся смогут научиться:
- самостоятельно анализировать поведение героев фильма;
-анализировать сказки, притчи, рассказы;
-анализировать собственные потребности и цели.
Содержание программы кружка « Мир психологии»
(68 часов)
Главная особенность пятиклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.
Самое важное свойство этого возраста - особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.
Тематическое планирование занятий «Мир психологии»
№ п.п. | Тема (цели) | Количество часов |
«Мой внутренний мир» (8 занятий) |
1 | Вводное занятие. ТБ «Правила поведения на занятиях». | 1 |
2 | Язык мира эмоций. | 2 |
3 | Мы владеем Эмоциями. | 1 |
4 | Способы снятия эмоционального напряжения. Тренинг- дискуссия. | 1 |
5 | Мешок хороших качеств. | 1 |
6 | Каждый видит мир и чувствует по- своему | 2 |
Кто в ответе за мой внутренний мир? (4 занятия) Цель: -помочь каждому ребенку осознать суть проблемно-ценностного общения. |
1 | Трудные ситуации могут научить меня…. ( элементы тренинговых упражнений) | 2 |
2 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется (психологическая игра) | 2 |
Кто Я? Мои силы, мои возможности. (22 занятия) Цели: - помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности; - помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость. |
1 | Мое лето. | 1 |
2 | Кто Я? | 2 |
3 | Какой я – большой или маленький? | 1 |
4 | Анкета «Вот я какой!» | 2 |
5 | Проективная методика «Мой щит и герб» | 2 |
6 | Мои способности | 1 |
7 | Мой выбор, мой путь. | 2 |
8 | Я и мои друзья | 2 |
9 | Сказкотерапия (психологические притчи). | 2 |
10 | Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. | 2 |
11 | Кого я могу впустить в свой внутренний мир? | 2 |
12 | Что значит верить? | 1 |
13 | Мои страхи, как с ними бороться | 2 |
Я расту, я изменяюсь (11 занятий) Цели: - помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения; - помочь детям научиться планировать цели и пути само изменения. |
1 | Мое детство. | 2 |
2 | Я изменяюсь. | 1 |
3 | Тренинг «Наш дружный коллектив». | 3 |
4 | Я и мой класс. (Социометрия) | 3 |
5 | Коммуникативная компетентность (Тренинг) | 2 |
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (8 занятий) Цели: -дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего; - Помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем; - ввести понятие «Жизненный выбор» |
1 | Мое будущее. | 2 |
2 | Хочу вырасти здоровым человеком! | 1 |
3 | Вредные привычки как с ними бороться! | 2 |
4 | Профилактика ПАВ. | 3 |
Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (4 занятия) Цель – помочь детям осознать понятие «Интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов. |
1 | Кто такой интеллигентный человек? | 1 |
2 | Хочу вырасти интеллигентным человеком. | 1 |
3 | Что такое идеальное Я? | 2 |
Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (10 занятий) Цели: - помочь детям осознать личную свободу и свободу другого; -помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей; - помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей. |
1 | Кто такой свободный человек? | 1 |
2 | Права и обязанности школьника | 2 |
3 | Что такое «право на уважение»? | 1 |
4 | Права и обязанности. | 1 |
5 | Общение в жизни человека. | 2 |
6 | Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. | 1 |
7 | Как разрешать конфликты мирным путем? | 2 |
Итоговое занятие | 1 |
ИТОГО | 68 |
ФОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, игры, тренинги), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Форма подведения итогов:
Итоговой работой по завершению работы является открытое занятие или психологическая игра.
Список литературы для педагога:
1. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
2. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
4. Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. - М.: «ACT-Пресс», 1999.
5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.
6. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2003.
7. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
8. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.: «Творческий центр», 2001.
9. Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000.
10. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
11. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1999.
12.Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.
13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
14. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии средней школе (5-6 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012
для оучающихся:
1. Гин, С. Мир логики / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
2. Гин, С. Мир фантазии / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.
3. Аверина, И. С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина // Вопросы психологии. - № 5. - 1991; № 4. - 1994.