СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МИР ПСИХОЛОГИИ» 5 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный кружок помогает решить основные проблемы возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а так же развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МИР ПСИХОЛОГИИ» 5 класс»


Принята на заседании педагогического совета школы №

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы №

__________________ «___»_____________________20__ г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«МИР ПСИХОЛОГИИ»

На 2018-2019 уч. год



Класс: 5 кл.

Срок реализации программы:1 год

Количество часов: 68 ч., 2 ч. в неделю






Автор-составитель программы:

Умнова Евгения Вячеславовна

педагог-психолог







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика программы кружка «Мир психологии»

3. Описание места программы кружка «Мир психологии» в учебном плане

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка «Мир психологии»

5. Содержание программы кружка «Мир психологии»

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

8. Требования и результаты к уровню подготовки учащихся.




















Счастье – это когда тебя понимают.

Пояснительная записка

Младший подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе. Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития. Данная программа кружка включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).

Рабочая программа кружка « Мир психологии» разработана на основе следующих нормативных документов:

- Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

- Основной образовательной программы ОУ.

- На основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (5-6 кл.). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.

- В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель программы:

Цель изучения программы кружка «Мир психологии» - решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.

Задачи программы:

Обучающие:

- научить положительному самоотношению и принятию других людей;

- научить рефлексивным умениям;

- формировать потребность в саморазвитии.

Воспитательные:

- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;

- сохранять и поддерживать психологического здоровья ребенка;

- воспитывать нравственные качества учащихся.

Развивающие:

-создавать условия для развития личности каждого подростка;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.


Общая характеристика программы кружка «Мир психологии»

Программа «Мир психологии» составлена для обучающихся 5-х классов. Реализация программы осуществляется на дополнительных занятиях, где используются как коллективные формы работы, так и индивидуальные формы и работа в парах. Чередование форм работы способствует повышению коммуникативных способностей и формированию нравственных качеств учащихся, позволяет познание себя осуществлять активно и деятельностно.

Основополагающими принципами построения программы «Мир психологии» являются:

- доступность;

- практико-ориентированность;

- метапредметность.

Описание места учебного кружка «Мир психологии» в учебном плане

Программа кружка « Мир психологии» рассчитана на 68 часа в год (2 часа в неделю) реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС).

Направленность: социально - психологическая.

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.

В основе внеурочного кружка лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного кружка «Мир психологии», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Методы и приемы, используемые при изучении программы кружка:

1. Интеллектуальные игры – задания, дающиеся в начале занятия в качестве разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее. Такого рода игры являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.

2. Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.

3. Коммуникативные игры – игры, направленные на формирование у подростков умения увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению сотрудничать.

4. Игры, направленные на развитие вербального и невербального воображения.

5. Использование терапевтических метафор с целью поиска и нахождения ресурсов внутри себя.

6. Методы формирования «эмоциональной грамотности» - предполагают обучение распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

7. Когнитивные методы.

8. Дискуссионные методы - позволяют реализовать принцип субъект – субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему.

Формы проведения занятий:

-индивидуальная работа;

-работа в паре;

-групповая работа;

-коллективная работа.

Содержание программы внеурочного кружка « Мир психологии» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные психолого-педагогические технологии: тренинг, деловая игра и др. методы. Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж о работе в тренинговой группе, о значимости чужого мнения, о правилах ведения дискуссии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка «Мир психологии»

Сформулированная цель реализуется через достижение образовательных результатов.

Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность внеурочного кружка «Мир психологии» заключается в том, что полученные знания о себе, своих личностных особенностях, а также работа со своим эмоциональным состоянием будут способствовать успешному усвоению школьной программы.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

- обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника;

- формирование ответственного отношения к учению;

- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании обучения и познания;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами освоения программы кружка «Мир психологии» являются следующие знания и умения:

- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;

- знание правил работы в тренинговой группе;

- знание способов разрешения конфликтных ситуаций;

- умения вести конструктивный диалог;

- умение определять жизненные цели и задачи.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;

- вести конструктивную беседу;

-учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;

- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность, заинтересованность). В конце учебного года проводится отчетное занятие, на котором учащиеся продемонстрируют полученные навыки и умения, а также пройдет выставка тетрадей по саморазвитию.

Требования и результаты к уровню подготовки учащихся

обучающиеся должны знать:

- что такое «психология», каково её место в системе наук;

-понятие личность, индивид, индивидуальность;

- об уникальности внутреннего мира каждого;

-о способах ведения конструктивного диалога;

- о мотивах выбора друзей.

обучающиеся смогут узнать:

- о разных направлениях психологической науки;

- о способах поведения в трудных ситуациях;

-о понятиях уверенность» и «уважение» обучающиеся должны уметь:

- анализировать и понимать притчи, сказки, выявлять в них скрытый подтекст;

– анализировать поступки других людей и свои собственные.

обучающиеся смогут научиться:

- самостоятельно анализировать поведение героев фильма;

-анализировать сказки, притчи, рассказы;

-анализировать собственные потребности и цели.



























Содержание программы кружка « Мир психологии»

(68 часов)

Главная особенность пятиклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

Самое важное свойство этого возраста - особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.






















Тематическое планирование занятий «Мир психологии»

№ п.п.


Тема (цели)


Количество часов

«Мой внутренний мир» (8 занятий)

1

Вводное занятие. ТБ «Правила поведения на занятиях».

1

2

Язык мира эмоций.

2

3

Мы владеем Эмоциями.

1

4

Способы снятия эмоционального напряжения.

Тренинг- дискуссия.

1

5

Мешок хороших качеств.

1

6

Каждый видит мир и чувствует по- своему

2

Кто в ответе за мой внутренний мир? (4 занятия)

Цель:

-помочь каждому ребенку осознать суть проблемно-ценностного общения.

1

Трудные ситуации могут научить меня….

( элементы тренинговых упражнений)

2

2

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется (психологическая  игра)

2

Кто Я? Мои силы, мои возможности. (22 занятия)

Цели:

- помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;

- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.


1

Мое лето.

1

2

Кто Я?

2

3

Какой я – большой или маленький?

1

4

Анкета «Вот я какой!»

2

5

Проективная методика «Мой щит и герб»

2

6

Мои способности

1

7

Мой выбор, мой путь.

2

8

Я и мои друзья

2

9

Сказкотерапия (психологические притчи).

2

10

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

2

11

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

2

12

Что значит верить?

1

13

Мои страхи, как с ними бороться

2

Я расту, я изменяюсь (11 занятий)

Цели:

- помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения;

- помочь детям научиться планировать цели и пути само изменения.


1

Мое детство.

2

2

Я изменяюсь.

1

3

Тренинг «Наш дружный коллектив».

3

4

Я и мой класс. (Социометрия)

3

5

Коммуникативная компетентность (Тренинг)

2

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (8 занятий)

Цели:

-дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего;

- Помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;

- ввести понятие «Жизненный выбор»

1

Мое будущее.

2

2

Хочу вырасти здоровым человеком!

1

3

Вредные привычки как с ними бороться!

2

4

Профилактика ПАВ.

3

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (4 занятия)

Цель – помочь детям осознать понятие «Интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов.

1

Кто такой интеллигентный человек?

1

2

Хочу вырасти интеллигентным человеком.

1

3

Что такое идеальное Я?

2

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (10 занятий)

Цели:

- помочь детям осознать личную свободу и свободу другого;

-помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей;

- помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.

1

Кто такой свободный человек?

1

2

Права и обязанности школьника

2

3

Что такое «право на уважение»?

1

4

Права и обязанности.

1

5

Общение в жизни человека.

2

6

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

1

7

Как разрешать конфликты мирным путем?

2

Итоговое занятие

1

ИТОГО

68


ФОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, игры, тренинги), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Форма подведения итогов:

         Итоговой работой  по завершению работы  является открытое занятие или психологическая игра.











Список литературы для педагога:

1. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.

2. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

3. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.

4. Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н. Винокурова. - М.: «ACT-Пресс», 1999.

5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.

6. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: РОСМЭН, 2003.

7. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.

8. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А.Л. Сиротюк. - М.: «Творческий центр», 2001.

9. Вергелис, Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. Изд-во «Союз», 2000.

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.

11. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1999.

12.Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. - М.: Творческий центр, 2003.

13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.

14. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии средней школе (5-6 классы). – 4-е изд. М.: Генезис, 2012

для оучающихся:

1. Гин, С. Мир логики / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.

2. Гин, С. Мир фантазии / С. Гин. - М.: Вита-пресс, 2001.

3. Аверина, И. С. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина // Вопросы психологии. - № 5. - 1991; № 4. - 1994.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!