СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Моя начальная любовь»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Умётского района, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Моя начальная любовь»»

Отдела образования администрации

Умётского района Тамбовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Умётская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова»

/Ольхово-Ильинский филиал/

Принято на заседании методического совета

от «____»_________20___г

Протокол № ____________



«Утверждаю»

Директор МБОУ «УметскаяСОШ»

____________(ПархутикА.С.)

«___»______20__г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Моя начальная любовь»

Возраст обущающихся-11-14лет

Срок реализации - 1 год

Автор-составитель: Харитонова Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы









Ильинка 2018





Информационная карта

Фамилия, имя, отчество педагога

Харитонова Галина Владимировна

Вид программы


авторская

Тип программы



Общеразвивающая

Образовательная область

Краеведение

Направленность деятельности


Туристско-краеведческая

Способ освоения содержания образования


Исследовательский, практический

Уровень освоения содержания образования

Базовый

Уровень реализации программы

Основное общее образование

Формы реализации программы

Групповая

Продолжительность реализации программы

1 год



I. Комплекс основных характеристик

1.1.Пояснительная записка


Введение

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Тамбовского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости. Краеведческая работа – это и собирание местного фольклора. Не в стенах школы, не по книгам, а в живом, непосредственном общении с народом ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа. Увлекательная работа по собиранию фольклора будит у учащихся интерес к славному прошлому нашей Родины. Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины. Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю.

Направленность (профиль) программы –туристско-краеведческая

Направление –краеведение

Уровень -общекультурный базовый

Актуальность программы Учитывая концепцию духовно-нравственного образования и опираясь на потенциал образовательного учреждения, возникает необходимость поиска новых идей для реализации возможностей программ туристско-краеведческой направленности. На базе Ольхово-Ильинского филиала создан школьный краеведческий музей, ведет работу муниципальный центр патриотического воспитания, создан поисковый отряд имени Алексея Овчинникова. Все это является фундаментом, отличной базой для организации занятий по краеведению, а весь накопленный материал реализуется в рамках программы дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность Сегодня становится все более актуальным восстановление исторических корней, связей с родным краем, своей малой родиной. Преемственность поколений необходимо воспитывать с детства. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают осознавать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через понимание причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор воспитанниками активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Новизна данной программы состоит в том, что она является общеобразовательной, имеет туристско-краеведческую направленность, соответствует основному общему образованию, что позволяет:

развивать познавательные, исследовательские навыки обучающихся, по изучению краеведения;

организовать поисковые работы для изучения малоизвестных фактов истории и культуры родного края;

использовать более широко экскурсионную, музейную и архивную работы.

Отличительные особенности программы

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Умётского района, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Программа также нацелена на формирование и развитие социально-коммуникативной, научно- исследовательской компетенций:

публичное выступление с познавательной информацией;

умение выбрать, обработать, сохранить и распространить краеведческую информацию;

организовать тот или иной вид деятельности.

Адресат программы Возраст обучающихся 11-14 лет, проявляющих интерес к туризму и краеведению.

Наполняемость группы - рекомендуемый минимальный состав: – 7-10 человек.

Условия приёма – собеседование, направленное на выявление степени предварительной подготовки, уровня формирования интересов и мотивации к изучению родного края, района, города.

Объём программы – Содержание программы рассчитано на 1 год обучения, объём 144 часа . Реализация программы будет проводиться в форме теоретических и практических занятий согласно календарно-учебного графика, 2раза в неделю, по два часа. В случае выхода в ближайшее природное окружение: музеи, экскурсии учебное время может быть увеличено за счет каникулярного периода.

Форма обучения по данной программе – очная, групповая

Виды занятий Занятия проводятся в различных формах, в зависимости от содержания занятий: лекционная (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы); семинарская (обучение навыкам краеведческой работы); экспедиционная (изучение краеведческих объектов, сбор материалов); научно-исследовательская (изучение и классификация собранных материалов, подготовка докладов и т. д.); историко-творческая (дневники, сочинения на темы похода); оформительская (оформление выставок, создание экспозиций в школьном музее и т. д.); организаторско - массовая (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров на краеведческие темы, организация экскурсий по школьному музею, проведение историко-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов)

Срок освоения Программа рассчитана на 1 год и ориентирована на уч-ся 5 – 9 классов. Курс рассчитан на 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Режим занятий

продолжительность занятия – 2 часа

периодичность в неделю – 2 раза

количество часов в неделю – 4 часа

количество часов в год – 144 часа



1.2. Цель и задачи программы

Цель программы:


Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему родного края на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.


Задачи программы:


Обучающие:


  • ознакомить обучающихся с историей возникновения родного села;


  • познакомить обучающихся с памятниками, архитектурными зданиями, природными заповедными местам Умётского района;


  • обучить основам работы по ориентированию, по топонимике, с картой местности;


  • формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности;


  • формировать практические навыки подготовки к публичному представлению результатов краеведческого исследования;


  • формировать умение работать с архивными, литературными и другими источниками информации;


  • ознакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и информации;


  • формировать мотивацию обучающихся к самообразованию.


Развивающие:


  • развивать аналитическое мышление;


  • развивать устойчивость внимания, наблюдательность;


  • развивать зрительную, слуховую и моторную память;


  • развивать познавательную активность;


  • развивать творческий потенциал обучающихся;


  • развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.


Воспитательные:


  • формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;

  • воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;


  • воспитывать ответственность и дисциплинированность обучающихся;


  • формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;


  • формировать социальные умения и навыки;


  • воспитывать культуру общения и поведения, обучающихся в общественных местах;


  • воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся



1.3. Содержание программы


Учебный план


Раздел,тема

Количество

часов

Формы организации занятий

Формы аттестации


теория

практика



Раздел 1 Введение

1.1

Введение

1

-

Беседа,

викторина


Раздел2 В лабиринтах времени

2.1

Загадки топонимики. Мотивы, лежащие в основе топонимов населенных пунктов Администрации Сергиевского с/с Уметского района Тамбовской области

5

5

беседа,

экскурсия, презентация традиционное занятие, творческая мастерская


Составление плана-схемы населенных пунктов Уметского района, д.Ильинки

2.2

История ильиновского дома

5

18

беседа, экскурсия, презентация

традиционное занятие,

творческая мастерская


Составление буклета

Раздел3 Наследие предков

3.1.

Древо жизни.

1

5

беседа,

выставка,

конкурсы, презентация

традиционное занятие, творческая мастерская, праздник.


Составление своей родословной

3.2.

Моя фамилия. Что она означает?

3

-

Беседа,

Презентация,

традиционное занятие

Фотовыставка

3.3.

Семейные традиции и обряды

2

10

беседа,

горница поэтическая, балаганчик, традиционное занятие, творческая мастерская,

Выставка-отчет

3.4.

Тайны бабушкиного сундука.

1

5

встреча,

выставка, экскурсия, презентация,

традиционное занятие,

творческая мастерская


Сборник записей произведений устного народного творчества

3.5.

Народные таланты нашего края.

6

15

встречи

экскурсии

традиционное занятие

творческая мастерская

праздник

Составление карточки музейного экспоната

Раздел 4 Листая страницы прошлого

4.1


Мой район в судьбе области. Есть память, которой не будет забвенья. Подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Герои рядом с нами.

5

15

встреча,

выставка, экскурсия,

игра- пу-

тешествие, презентация

фестиваль, традиционное занятие


Фотоальбом «Герои рядом с нами»

4.2

Жизнь колхозников во время войны. Вдовы и их судьбы. Дети и война. Женщины - фронту.


5

10

встреча-интервью, выставка, экскурсия,

игра- пу-

тешествие, презентация,

традиционное занятие.


Рукописная книга воспоминаний

Раздел 5 Связь времен и поколений

5.1

История родной школы.

5

15

бенефис,

встреча,

презентация,

традиционное занятие


Хронологическая таблица по истории школы

5.2.

История Воскресенской церкви. Разрушенный сельский храм как результат антирелигиозной политики в советское время. История возрождения памяти о Воскресенской церкви

2

4

беседа,

экскурсия, традиционное занятие


Фотовыставка

Раздел 6 Итоговое

6.1.

Итоговое занятие


1

Конференция




Итого

41

103





Содержание учебного плана

Раздел 1. Ведение.

Теория. Введение в программу. Краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности.

Раздел 2 В лабиринтах времени

Теория. Наука топонимика. Объекты её изучения. Загадки топонимики родного края. Мотивы, лежащие в основе топонимов населенных пунктов.

Практика Составление плана-схемы населенных пунктов Уметского района.

Экскурсия «На место усадебного дома рода Боратынских»

Раздел 3. Наследие предков.

Теория. Древо жизни Смысл слова «семья». Семейные ценности: дети, доброе отношение, любовь, общие взгляды, чувство взаимопомощи .Древо рода: имена, фамилии, годы жизни, мест рождения, места жительства своих прямых предков. Родственные связи. Перечень древних родственных наименований. Виды и степени родства.

Практика. Работа с тестом: «Незаконченное предложение»; Заполнение таблицы прямого родословия «Таблица кровного родства».

Теория. Моя фамилия. Что она означает? Версии происхождение фамилии. Значение . Семейные традиции и обряды . Семейные праздничные обычаи на Руси. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях, о семейных праздниках. Праздничные обычаи в моей семье.

Практика. Сбор материалов и оформление стендов ,презентаций и др.форм фотографиями, комментариями:«Загляните в семейный альбом». Организация выставки работ.

Теория. «Тайны бабушкиного сундука»: бабушкино рукоделие, сказки, старинные рецепты лечения болезней. Предания старины глубокой (рассказ о домовых, леших, русалках). Реликвии семьи реликвии (старинные фотографии, медали, письма).

Практика. Запись произведений устного народного творчества

Теория Народные таланты нашего края. Образцы народного художественного творчества (зарисовка или фотографирование наличников, коньков, балясин, крылец, предметов домашнего быта, одежды, вышивок, рукоделий, изделий из дерева, глины, жести, музыкальных инструментов, игрушек и др.).

Практика. «Учимся составлять характеристику музейного экспоната»

Раздел 4.Листая страницы прошлого

Теория Мой район в судьбе области. Есть память, которой не будет забвенья.

Подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны (Ленинградский фронт, 1-ый Белорусский фронт). Герои

рядом с нами. Жизнь колхозников во время войны. Вдовы и их судьбы.

Дети и война. Женщины – фронту.

Практика Собирание сведений об участниках Великой Отечественной войны. Встречи с ныне здравствующими из них. Запись воспоминаний.

Изготовление стендов, витрин, оформление фотографий, папок с материалами, посвященными Великой Отечественной войне, хранящимися в школьном музее.

Раздел 5 Связь времен и поколений

Теория История родной школы. Школа в лицах. Учителями славится Россия…Герои необъявленной войны. Современная жизнь школы

Практика Составление хронологической таблицы по истории своей школы.

Запись воспоминаний со слов рассказчика, паспортизация записи.
Изготовление стендов, витрин, оформление фотографий, папок с материалами о школе.

Теория История Воскресенской церкви. Разрушенный сельский храм как результат антирелигиозной политики в советское время. История возрождения памяти о Воскресенской церкви.

Практика Экскурсия на место разрушенного храма. Трудовой десант.


Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов работы за год обучения.

Практика. Конференция



Планируемые результаты


Что должен знать и уметь учащийся:

Знать:

  • своих семьях, традициях и семейных праздниках и обычаях;

  • иметь представление о «древе рода» и родственных связях;

  • о культурном и историческом наследии Тамбовского края Уметского района;

  • особенности природы родного края, местного ландшафта, географического положения;

  • историю рода Боратынских, связанных с Тамбовским краем;

  • методику краеведческих исследований.

Уметь:

      • соотносить события своей деревни с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

      • находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;

      • применять практические навыки оформления и подачи находок и документов;

  • проводить поиск и анализ необходимой информации в одном или нескольких источниках, в том числе через Интернет;

      • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях деревни, района, их участниках, выступать с сообщениями;

      • описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

      • уметь общаться с интервьюируемыми, респондентами.

В ходе реализации программы обучающиеся приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности объединения. Наглядным результатом является устойчивый интерес воспитанников к деятельности краеведческого объединения. Это могут стать итоги участия воспитанников в районных, краевых конкурсах, викторинах. Повышается уровень воспитанности и уровень социальной активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. Занятия способствуют приобретению нравственных качеств: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброта, вежливость, внимательность, самостоятельность.

Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:

Личностные:

  • способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • с формированные основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности;

  • самостоятельность и личная ответственности за свои поступки;

  • навыки сотрудничества;

  • сформированные основы безопасного здорового образ жизни.

Метапредметные:

  • оздоровление на занятиях в условиях природной среды;

  • умения определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

  • умения планировать, контролировать и оценивать свои действия;

  • компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Предметные:

  • знание правил поведения при экскурсии;

  • приобретенные первоначальные историко-краеведческие представления;

  • сформированные основы экологической и туристической грамотности;




II. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1.Календарный учебный график


Продолжительность учебного года

Режим работы

Начало учебного года: 01.09.20--

Режим работы объединения по расписанию:

Окончание учебного года: 30.05.20---

Продолжительность занятий:

2 часа: По 45 минут

Продолжительность перемен:

15 минут

Регламентирование образовательного

процесса на учебный год: 36 недель

Занятия проходят в два раза в неделю

Режим работы в период школьных каникул:

В период осенних каникул занятия проводятся экскурсии

Зимние каникулы – с 30.12 по 10.01.


Организация промежуточной и итоговой аттестации:


Виды аттестации:

Сроки проведения:

1.

Начальная

сентябрь

2.

Промежуточная

декабрь

3.

Итоговая

апрель-май





2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

  • помещение для занятий;

      • средства ИКТ;

      • медиа оборудование;

Психолого-педагогическое сопровождение:

Предполагается сотрудничество с:

  • педагогом-организатором;

  • родителями и родственниками воспитанников;

  • классным руководителем.






2.3.Формы аттестации Методика отслеживания результатов Виды контроля

Время

проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный контроль

В начале

учебного года

Определения уровня развития детей, их

творческих способностей

Тестирование, беседа,

опрос, и т.д.

Промежуточный контроль

В середине учебного года

Определение степени усвоения учебного материала. Определение результатов обучения.

Выставка, конкурс, соревнование, творческая работа,

опрос, самостоятельная

работа, анкетирование

Итоговый контроль

В конце учебного года

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Определение результатов обучения.

Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение. Получение сведений для

совершенствования образовательной

программы и методов обучения

Выставка, конкурс, фестиваль, праздник,

концерт, творческая

работа, опрос,

самостоятельная работа, анкетирование и др.

















Возможные формы фиксации результатов:

Спектр способов и форм

выявления результатов

Спектр способов и форм

фиксации результатов

Спектр способов и форм

предъявления результатов

Беседа, опрос, диагностика,

Анкеты, грамоты, дипломы,

Выставка, конкурс,

анкетирование, анализ

журнал, тестирование,

фестиваль, праздник,

приобретенных навыков в

протоколы диагностик,

концерт, творческая работа,

устной форме, конкурсы.

маршрутные листы, фото.

опрос, самостоятельная



работа, анкетирование,



итоговое занятие и др.




Критерии оценки знаний, умений, навыков

Оптимальный уровень

Достаточный уровень

Ниже среднего

Знает:

-о своих семьях, традициях и семейных праздниках и обычаях;

-иметь представление о «древе рода» и родственных связях;

-о культурном и историческом наследии родного края;

- особенности природы родного края, местного ландшафта, географического положения;

-историю рода Боратынских, связанных с Тамбовским краем;

-методику краеведческих исследований.

Умеет:

-соотносить события своего

района, поселка с историей всей страны;

-устанавливать последовательность событий;

-находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;

-применять практические навыки оформления и подачи находок и документов;

-проводить поиск и анализ необходимой информации в одном или нескольких источниках, в том числе через Интернет;

-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях деревни, района, их участниках, выступать с сообщениями;

-описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

-уметь общаться с интервьюируемыми,

респондентами.

Знает:

-о своих семьях, традициях и семейных праздниках и обычаях;

-о культурном и историческом наследии родного края;

- особенности природы родного края,

географического положения;

-историю рода Боратынских

Умеет:

-находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;

-применять практические навыки оформления и подачи находок и документов;

-проводить поиск и анализ необходимой информации в одном или нескольких

источниках, в том числе через Интернет;

-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях деревни, района, их участниках, выступать с сообщениями;

- уметь общаться с интервьюируемыми, респондентами

Знает:

-о своих семьях, традициях и семейных праздниках и обычаях;

-о культурном и историческом наследии родного края;

- особенности природы родного края;

-историю рода Боратынских;

Умеет:

-находить, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;

-применять практические навыки оформления и подачи находок и документов;

-рассказывать (устно или письменно) об участникахсобытий , выступать с сообщениями;

-общаться с

интервьюируемыми,



2.4. Оценочные материалы:

Программа предусматривает проведение диагностики и тестирования обучающихся с целью контроля за уровнем усвоения знаний и степенью реализации программного материала. Диагностика позволяет систематизировать и наглядно оформить представления педагога о детях, которые занимаются в объединении, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка. Анализ результатов диагностики позволяет подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

Педагогическая диагностика состоит из трех этапов: Входная диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования детского объединения) – это изучение отношения ребенка к выбранной теме, его жизненный опыт в соответствии с направленностью программы, личностные качества ребенка.

Промежуточная диагностика (проводится на конец первого полугодия) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций

Текущая диагностика проводится после изучения каждого раздела программы, что позволяет своевременно корректировать объем и интенсивность учебной нагрузки, выявить интерес к рассматриваемым темам.

Формы диагностики могут быть: дидактическая игра, тестирование, анкетирование; обобщающее занятие: КВН, викторина, конференция.


Входная диагностика: Викторина о Тамбовском крае Результативность обучения.

Обучающийся ответил на 6 вопросов из 14

(6-7 балла)

Низкий уровень

Обучающийся ответил на 8 вопросов из 14

(8-9 баллов)

Средний уровень

Обучающийся ответил на 10 вопросов из 14

(10-14 баллов)

Высокий уровень


Промежуточная диагностика:

Викторина «Род Боратынских в Тамбовском крае» Результативность обучения.

Обучающийся ответил на 6 вопросов из 14

(6-7 балла)

Низкий уровень

Обучающийся ответил на 8 вопросов из 14

(8-9 баллов)

Средний уровень

Обучающийся ответил на 10 вопросов из 14

(10-14 баллов)

Высокий уровень


Итоговая диагностика:

Конференция .Выступление обучающихся с творческими работами





2.5. Методические материалы

1.Введение (1ч.)

Основная цель раздела–формирование у обучающихся мотивации к познанию окружающего мира, истории своего края и своей малой родины, на основе личностно-ориентированного подхода.

Форма проведения занятия: беседа,викторина.

В процессе проведения занятия используются объяснительно-иллюстративные методы обучения.

2.В лабиринтах времени (33 ч)

Главной целью данного раздела является – формирование компетенций в познании малой родины: истории возникновения родной деревни, названия улиц и физико-географический характеристики Уметского района, сохранении культурных традиций. Для достижения поставленной цели на занятиях использовать методы: исследовательский и частично-поисковый. При изучении темы «Топонимика названий сел Администрации Сергиевского с/с Уметского района Тамбовской области » использовать материалы исследовательских работ обучающихся, материалы краеведческого музея, школьного музея архивные материалы, проводить экспедиционную работу по населенным пунктам района.

-методы обучения и воспитания: словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, игровой, поощрение, стимулирование.

-формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально- групповая и групповая;

--формы организации занятия: беседа, встреча, выставка, конкурсы, экскурсия, поход, игра-путешествие, презентация, традиционное занятие, творческая мастерская.

формы деятельности детей: сюжетно-ролевая игра, презентация предмета, явления, события, факта, конверт вопросов;

-педагогические технологии: здоровьесберегающие, компьютерные, игровые технологии, технология развивающего обучения, технология группового обучения;

-дидактические материалы- раздаточные материалы, викторины, анкеты,задания к упражнениям, диалоги, монологи и т.д

3..Наследие предков (48 ч)

Цель – упорядочить социальную и поведенческую систему ценностных ориентаций, сформировать представления о ценностях народного творчества.

При изучении темы необходимо формировать систему знаний о традициях семьи и общества, о важных семейных ценностях: любовь, доброта, взаимопонимание, остановиться на связи поколений. Познакомить с алгоритмом составления «Семейного древа».

При подведении итогов предложить детям составить презентацию семейного альбома: «Загляните в семейный альбом»

Использовать на занятиях исследовательские методы, наглядный, метод самостоятельной работы.

-методы обучения и воспитания: словесный, наглядный, практический,объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, игровой,поощрение, стимулирование.

-формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально- групповая и групповая;

-формы организации занятия: беседа, вернисаж, встреча, выставка, игра, соревнование, конкурсы, экскурсия, поход, игра-путешествие, презентация, фестиваль, традиционное занятие, творческая мастерская, праздник.

-формы деятельности детей: сюжетно-ролевая игра, презентация предмета, явления, события, факта, конверт вопросов;

-педагогические технологии: здоровьесберегающие, компьютерные, игровые технологии, технология развивающего обучения, технология группового обучения;

дидактические материалы- раздаточные материалы, викторины, анкеты,задания к упражнениям, диалоги, монологи и т.д.


4.Листая страницы прошлого (35 )

Цель раздела – формирование целостного мировоззрения воспитанников о жизни земляков в годы Великой Отечественной войны, о подвигах солдат, о жизни в тылу.

При изучении темы использовать для демонстрации фотографии, музейные экспонаты.

Изучение жизни в тылу в годы Вов использовать рассказы очевидцев.Занятия проводить в форме презентации, встреч, трудовых десантов. круглых столов. На занятиях использовать методы:

  • наглядный (демонстрация фото и видео материалов, показ презентации, экскурсии);

частично-поисковый (участие воспитанников в коллективном поиске информации, запись воспоминаний);

Подведение итогов раздела провести в форме конференции с представлением рефератов о судьбах солдат, вдов, детей.

-методы обучения и воспитания: словесный, наглядный, практический,объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, игровой,поощрение, стимулирование.

-формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально- групповая и групповая;

-формы организации занятия: беседа, вернисаж, встреча, выставка, игра, соревнование, конкурсы, экскурсия, поход, игра-путешествие, презентация, фестиваль, традиционное занятие, творческая мастерская, праздник.

-формы деятельности детей: сюжетно-ролевая игра, презентация предмета, явления, события, факта, конверт вопросов;

-педагогические технологии: здоровьесберегающие, компьютерные, игровые технологии, технология развивающего обучения, технология группового обучения;

-дидактические материалы- раздаточные материалы, викторины, анкеты,задания к упражнениям, диалоги, монологи и т.д.

5.Связь времен и поколений (26)

Цель раздела – мобилизовать обучающихся на получение знаний, представлений об историческом и культурном наследии родного села (истории школы, история разрушенного храма).

При изучении темы «История родной школы» проследить связь между традициями прошлого и настоящего родной школы и каким образом она трансформировалась в современное пространство. Изучая историю разрушенного сельского храма необходимо опираться на воспоминания очевидцев.

Для достижения цели на занятиях должны использоваться различные методы:

  • наглядный (демонстрация фото и видеоматериалов, показ презентации);

-словесный ;

  • активных средств познавательной деятельности;

-использование на занятиях средств искусства, ИКТ.

-методы обучения и воспитания: словесный, наглядный, практический,объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, игровой,поощрение, стимулирование.

  • формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально- групповая и групповая;

-формы организации занятия: беседа, вернисаж, встреча, выставка, игра, соревнование, конкурсы, экскурсия, поход, игра-путешествие, презентация, фестиваль, традиционное занятие, творческая мастерская, праздник.

  • формы деятельности детей: сюжетно-ролевая игра, презентация предмета, явления, события, факта, конверт вопросов;

  • педагогические технологии: здоровьесберегающие, компьютерные, игровые технологии, технология развивающего обучения, технология группового обучения;

  • дидактические материалы- раздаточные материалы, викторины, анкеты,задания к упражнениям, диалоги, монологи и т.д.

Итоговое занятие (1ч.).

Цель – обобщение интеллектуальных и практических навыков, полученных за год обучения, развитие творческого потенциала.

Итоговое занятие провести в форме конференции «Моя начальная любовь»








2.6. Список литературы

Литература для педагога:

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010гг». Постановление Правительства РФ от 11.06.2005г №422 Беккер Э. Г. Литературное краеведение как одно из средств раскрытия связи литературы с жизнью. - В сб.: Вопросы анализа литературного произведения в школе. М., Изд-воАПН РСФСР, 1962.

  • Креин А. 3. Рождение музея. М., Изд-во Советская Россия, 1969

  • Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.

  • Литературное краеведение в школе. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1976.

  • Лощинин Н. П. Литературный музей и школа. Пособие для учителей. М Просвещение, 1976.

  • М.А.Боратынский. Из истории дворянского рода Боратынских. ООО Издательство «Юлис». Тамбов, 2007

  • С.Шмаков. Нетрадиционные праздники в школе. Издательство «Новая школа». М.1997г

  • Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1972.

  • Янко М. Д. Литературное краеведение в школе. М., Просвещение, 1965.

Литература для детей:

  • Государственный историко-культурный музей-заповедник. Московский Кремль. 2002г.

  • Л.И.Дмитриева. Фамилии Тамбовской области как один из факторов изучения края. ТГУ им Державина. CD диски (3 части). 2006г

  • А.В.Сохранский. Легенды и предания Тамбовского края. Тамбов 2004г

Электронные образовательные ресурсы


Раздел

Адрес

1

.

Программа дополнительного образования "Занимательное краеведение"

https://infourok.ru/programma- dopolnitelnogo-obrazovaniya-

zanimatelnoe-kraevedenie-1245991.html

2

.

Рабочая программа кружка Занимательное краеведение

https://infourok.ru/rabochaya-programma-

kruzhka-zanimatelnoe-kraevedenie- 1005634.html

3

.

ДОП «Занимательное краеведение»

туристко-краеведческой направленности (для детей 12-13 лет)

https://урок.рф/lessons/dopolnitelnaya o

bsheobrazovatelnaya_programma_%C2% ABzan_163102



Календарный учебный график Приложение к программе

№ п /п

месяц

число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1




беседа

1

Введение

Библиотека

Викторина

2




Беседа

Традиционное занятие

2

Загадки топонимики

Библиотека

Составление плана-схемы населенных пунктов Уметского района, д.Ильинки

3




Мини-исследование

2

Мотивы, лежащие в основе топонимов населенных пунктов

школьный музей

4




Экскурсия


2

По улицам родного поселка


5




Творческая мастерская

2

Составление плана-схемы населенных пунктов

Школьный музей

6




Беседа


2

История ильиновского дома

Школьный музей


Буклет

«История ильиновского дома»

7




Мини-исследование

2

Где родился знаменитый поэт?(по материалам книги М.Климковой

Библиотека

8




Традиционное занятие

2

Родословная дворян Тамбовской губернии Боратынских

Актовый зал

9




Беседа

2

Хранитель святынь рода Боратынских (М.А.Боратынский)

Школьный музей

10




Традиционное занятие

2

Дети М.А.Боратынского

Библиотека

11




Беседа

2

Год в походе

Библиотека

12




Работа с текстом

2

Краткая история дома и воспоминания М.Боратынского

Библиотека

13




Работа с архивным материалом музея,

Чтение стихов из сборника

2

Алексей Михайлович Жемчужников

Школьный музей

14




Традиционное занятие


2

Усадьба в Сергиевке.Семейство Чичериных

Школьный музей

15




Экскурсия

3

На месте разрушенной усадьбы


16




Творческая мастерская

2

Составление буклета

Кабинет информатики

17




беседа,

тест «Незаконченное предложение»

2

Древо жизни

Смысл слова «семья». Семейные ценности.

Библиотека

«Родословная моей семьи»

18




Мини-исследование

2

Древо рода: имена, фамилии, годы жизни, мест рождения, места жительства своих прямых предков.

Библиотека

19




Традиционное занятие

2

Родственные связи. Перечень древних родственных наименований. Виды и степени родства

Библиотека

20




Беседа,

Мини-исследование

3

Моя фамилия. Что она означает?

Библиотека , кабинет информатики

Фотовыставка

21




Беседа

2

Семейные традиции и обряды

Школьная библиотека, актовый зал

Текущий

22




Традиционное занятие

2

Семейные праздничные обычаи на Руси.

Библиотека

Текущий

23




Традиционное занятие

2

Народные праздники

Библиотека

Текущий

24




Горница поэтическая

2


Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях, о семейных праздниках

Актовый зал

Текущий

25




Балаганчик

2

«Народные праздники и обычаи»

Актовый зал

Текущий

26




Творческая мастерская,

2

Подготовка к выставке

Школьный музей

Выставка-отчет

27




Традиционное занятие

Выставка

2

Тайны бабушкиного сундука:бабушкино рукоделие, сказки, старинные рецепты лечения болезней.

Школьная библиотека

Сборник записей произведений устного народного творчества

28




Традиционное занятие

2

Предания старины глубокой (рассказ о домовых, леших, русалках).

Школьная библиотека

29




Презентация


2

Реликвии семьи (фотографии,письма,вещи)

Школьная библиотека, музей

30




встречи

экскурсии

традиционное занятие

творческая мастерская

праздник

2

Народные таланты

нашего края.


Школьный музей, актовый зал, библиотека

Составление карточки музейного экспоната

31




Экскурсия Сбор материала

3

По улицам родного поселка



32




Практического занятие


4

Образцы народного творчества(деревянное зодчество)


Текущий

33




Практическое занятие

4

Образцы народного творчества (предметы домашней утвари)


Текущий

34




Практическое занятие

4

Образцы народного творчества (рукоделие)


Текущий

35




Практическое занятие

4

Образцы народного творчества (вышивка)


Текущий

36




Викторина


2

Мой район в судьбе области..

Библиотека

Фотоальбом «Герои рядом с нами»

37




Праздничный концерт

2

Есть память, которой не будет забвенья.

Актовый зал

38




Информ-досье

10

Подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны

Школьный музей

39




Презентация рукописной книги

2

«Была война»

Школьный музей

40




Виртуальные экскурсии

2

Города-герои.

Актовый зал

41




Беседа

Мини-исследование

2

Бессмертный полк

Школьный музей

42




Выставка

Традиционное занятие.


4

Жизнь колхозников во время войны....


Школьный музей

Библиотека

Текущий

43




Работа с архивами

встреча-интервью

2

Вдовы и их судьбы

Школьный музей

Текущий

44




Работа с архивами

встреча-интервью

4

Дети и война

Школьный музей

Текущий

45




Работа с архивами

2

Женщины - фронту

Школьный музей

Текущий

46




Трудовой десант

3

Волонтерская помщь


Рукописная книга воспоминаний

47




Презентация

мини-исследование


2

История родной школы.

Школьный музей

Актовый зал

Хронологическая таблица истории школы

48




Беседа встреча

2

Золотые и серебряные медалисты

Школьный музей

Текущий

49




Работа с архивами музея

8

Славное прошлое школы

Школьный музей

Текущий

50




Традиционное занятие

2

Герои необъявленной войны

Школьный музей

Текущий

51




Вечер памяти

2

Его имя известно…(памяти Алексея Овчинникова

Актовый зал

Текущий

52




Традиционное занятие

2

Есть такая профессия –Родину защищать

Школьный музей

Текущий

53




Встреча с ветеранами педагогического труда

2

Учителями славится Россия …

Актовый зал

Текущий

54




Просмотр фильма

2

История Воскресенской церкви

Актовый зал

Фотовыставка

55




Экскурсия

Трудовой десант

3

На месте разрушенного храма


56




Практическое занятие

1

Подготовка к фотовыставки

Кабинет информатики,

актовый зал

57




Конференция

1

Итоговое занятие

Актовый зал

Выступления «Моя начальная любовь»