СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно-прикладного творчества "Мастерская фоамирана"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную учебную программу можно применять при планировании занятий по внеурочке и в дополнительном образовании

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа декоративно-прикладного творчества "Мастерская фоамирана"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



Рекомендовать к утверждению

Протокол заседания педагогического совета

№ 01 от « 28 » августа 2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО «ЦДЮТ»

Раздольненского района

Республики Крым

___________О.А. Мирянова

Приказ №118 от «01» сентября 2017г.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская фоамирана»

Срок реализации: 2 года

Возраст: от 5-16лет

Составитель:

педагог дополнительного

образования МБОУ ДО «ЦДЮТ»

Крайчинская Александра Ананьевна







п.Раздольное, 2017







Пояснительная записка

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В процессе обучения дети получают определенные программой знания, умения, навыки, развивают моторику рук.

Вид программы: модифицированная, составлена на основании программы дополнительного образования детей «Художественные изделия из фоамирана, автор - учитель трудового обучения Макаровская Ольга Валерьевна, 2016г. Программа реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении городского округа Балашиха «Школа №8».

Программа «Мастерская фоамирана» по своей направленности является общеразвивающей, так как у учащихся при ее освоении формируются компетенции осуществлять универсальные действия:

-личностные (самоопределение, нравственно-этическая ориентация);

-регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);

-познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем);

-коммуникативные (планирование сотрудничества, разрушение конфликтов, управление поведением, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Новизна программы.

Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении наглядного и дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого учащегося.

Актуальность программы.

Актуальность программы состоит в том, что учащийся осваивая разнообразные способы выполнения элементов фоамирна, развивая моторику руки, способствуя своему интеллектуальному развитию. Фоамиран создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные работы, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня фоамиран наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства - дизайном.

Педагогическая целесообразность программы.

Занятия фоамираном помогают сформировать у учащихся новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития ребёнка в процессе овладения элементарными приёмами нетрадиционной техники работы с фоамираном.


Задачи:

Обучающие:

  • знакомить с основными понятиями и базовыми формами «фоамирана»;

  • обучать различным приёмам работы с фоамираном;

  • формировать умения пользоваться схемами и инструментами;

  • Создавать композиции из форм, выполненных в технике холодного фоамирна;

  • расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, пространственное воображение;

  • развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев, развивать глазомер;

  • развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию детей;

  • развивать умения и навыки использования инструментов для фоамирана;

  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к искусству работы с фоамираном;

  • воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов;

  • формировать коммуникативные способности;

  • формировать культуру труда и трудовые навыки, умению экономно использовать материал.

Принципы:

  • научности (использование литературы, разных методик и технологий);

  • последовательности и системности (от простого к сложному);

  • доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);

  • наглядности (схемы, шаблоны, фотографии);

  • демократичности (взаимодействие педагога и обучающегося);

  • целостности и последовательности изучения.

Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что:

  • Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.

  • Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.

  • В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.

  • Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого учащегося для более успешного творческого развития.

Возрастная категория детей -5- 16 лет.

Срок реализации программы -2 года.

Форма проведения занятий

Форма проведения занятий - групповая. Занятия фоамираном требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога - постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-15 человек.

Режим занятий - 2 раза в неделю по 3 часа, 6 часов внеделю, 216 часов в год.

Прогнозируемые результаты обучения:

Пройдя полный курс, предусмотренный данной образовательной программой, формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу.

По итогам изучения программы обучающиеся

должны знать:


  • название основных техник фоамирана, области применения;

  • понимать значение терминов: фоамиран, тонировка, декор, композиция, красители, лаки, грунт; замысел, основа для фоамирана;

  • названия инструментов и приспособлений, области их использования;

  • основы композиции, сочетание цветов и оттенков цветового круга;

  • свойства акриловых красок;

  • способы наклеивания мотивов;

  • особенности фоамирана на различных композициях;

  • отличительные черты различных стилей декорирования;

  • различные техники декорирования: воздействие нагрева на фоамиран, формирование изделий скруткой, тонировка и др.

  • способы декорирования изделий;

  • принципы изготовления и декорирования игрушки.

должны уметь:

  • пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, молдами, клеевым пистолетом, поролоновыми тампонами;

  • использовать цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративного изделия;

  • применять различные виды декорирования;

  • использовать навыки работы с различными материалами и в различных техниках;

  • учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом;

  • пользоваться трафоретами , молдами и декорировать изделия.

  • применять полученные знания на практике;

  • экономно расходовать материалы;

  • качественно с технологической точки зрения выполнять изделия;

сочетать элементы из фоамирана с отделкой (бусины, тычинки);

Основными критериями оценки работ детей являются:

  • внешний вид изделия;

  • соблюдение технологии изготовления и декорирования;

  • самостоятельность в выполнении работы;

  • продуктивность (выполнение работы в установленный срок);

  • качество выполненной работы;

  • культура поведения и соблюдения техники безопасности.

Формы подведения итогов реализации программы

• Проведение выставок работ учащихся.

• Участие конкурсах различных уровней.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1-й год обучения)

Содержание занятий

Количество часов

теоретич

практич

всего


Вводное занятие

Правила ТБ

3

-

3

1.

История фоамирана




1.1.

История возникновения фоамирана.

3

-

3

1.2.

Посещение выставки

-

3

3

2.

Материаловедение




2.1.

Знакомство с материалами и инструментами. фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества.

3

12

15

2.1.

Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества.

3

12

15

3.

Основы композиции и цветоведения




3.1.

Основные законы композиции, изготовление простейших элементов

3

12

15

3.2.

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

3

12

15

3.3.

Цветовой круг фоамирана.

3

12

15

3.4.

Теплые и холодные цвета фоамирана.

1

14

15

4.

Техника выполнения фоамирана




4.1.

Основные элементы фоамирана: плотная работа

1

8

9

4.2

Основные элементы фоамирна: ажурные элементы

1

8

9

4.3.

Листья

1

5

6

4.4.

Эскиз

1

5

6

5.

Цветочные композиции




5.1.

Композиция «Осенний вальс»

1

11

12

5.2.

Композиция «Розовый букет»

1

11

12

5.3.

Композиция «Тюльпаны.Топиарии»

1

11

12

5.4.

Композиция «Мастерская цветоделия»

1

11

12

5.5.

Композиция «Дерево счастья»

1

11

12

5.6.

Композиция «Фото рамка»

1

11

12

5.7.

Композиция «Букет из гвоздики»

1

11

12

6.

Итоговое занятие

1

2

3


Всего

34

182

216


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Правила ТБ.

1. История фоамирана

1.1. История возникновения фоамирана.

Знакомство с историей возникновения фоамирна. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.

1.2 Посещение выставки.

Знакомство с лучшими работами учащихся центра детского творчества и педагога.

2. Материаловедение

2.1 Знакомство с материалами.

Знакомство с материалами и инструментами. фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества.

Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирана.

2.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.

Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирана.

3. Основы композиции и цветоведения.

3.1 Основные законы композиции, изготовление простейших элементов.

Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.

Практическая работа: зарисовка композиций.

3.2 Основные и составные цвета.

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

Практическая работа: зарисовка композиций.

3.3 Цветовой круг фоамирана.

Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными

цветами. Дополнительные цвета.

Практическая работа: зарисовка цветового круга.

3.3 Теплые и холодные цвета фоамирана.

Знакомство степлыми и холодными цветами. Насыщенность цвета и его

светлость. Цветовой контраст.

Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.


4. Техника выполнения фоамирана

4.1 Основные элементы фоамирана - плотная катушка.

Выполнение основных элементов фоамирана - плотная катушка.

Практическая работа: техника выполнения плотной катушки

4.2 Основные элементы фоамирана - ажурные элементы.

Выполнение основных элементов фоамирана - ажурные элементы.

Практическая работа: «Техника выполнения ажурных элементов»

4.3 Изготовление листьев

Практическая работа: выполнение листьев из листа фоамирана

4. 4 Выполнение эскиза.

Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.

Практическая работа:техника выполнения эскиза композиции.

5. Цветочные композиции

5.1. Композиция «Осенний вальс»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

5.2. Композиция «Розовый букет»

Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовый букет». Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа: Разработка эскиза по предложенному образцу.

5.3.Композиция «Тюльпаны. Топиарии»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа: разработка эскиза композициий «Тюльпаны. Топиарии».

5.4 Композиция «Мастерская цветоделия»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа:разработка эскиза композиции

5.5.Композиция «Дерево счастья»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа:разработка эскиза композиции

5.6 Изготовление необходимых элементов для композиции «Фото рамка»

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок

Практическая работа:разработка эскиза композиции

5.7. Изготовление необходимых элементов для композиции «Букет из гвоздики»

6. Итоговое занятие.

Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках Центра детского и юношеского творчества, в конкурсах декоративно- прикладного искусства различного уровня.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2-й год обучения)

№ п/п


Содержание

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

Правила ТБ

3

-

3

2

Фоамиран в различных изделиях.





2.1

Дизайнерские возможности

1

14

15

2.2

Фоамиран на пенопласте «Мишка».

-

9

9

2.3

Фоамиран на пластике: «Ободок»

-

9

9

2.4

Фоамиран на стекле «Ваза»

1

11

12

2.5

Панно из фоамирана

-

12

12

3

Игрушки из фоамирана.





3.1

Игрушки магниты

1

23

24

3.2

Куклы

1

29

30

3.3

Мультипликационные персонажи

1

23

24

3.4

Композиции с куклами

3

54

57

4

Участие в выставках и других школьных мероприятиях


-

15

15

6

Итоговое занятие


1

5

6


Всего

12

204

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

( 2-й год обучения)

1. Вводное занятие. Правила ТБ.


2. Фоамиран в различных изделиях.

Дизайнерские возможности.

  • Практическая работа:»Закладка»

Свойства фоамирана и работа с ним. .

  • Практическая работа:

Тонирование заготовленных деталей и получение новых оттенков

  • Практическая работа: «Заколка «Роза»

  • Карандаш «Бабочка».

  • Практическая работа: Брошь: «Мак»

Фоамиран на пенопласте «Мишка».

Подготовка основы. Информация по специальному изготовлению .

  • Практическая работа:

Декор изделия фоамираном.

  • Практическая работа:

Нарезка ниток. Приклеивание ниток на изделие.

Фоамиран на пластике: «Ободок»

  • Практическая работа:

Обмотка пластика тесьмой.

  • Практическая работа:

Изготовление цветов и приклеивание их на изделие.

Фоамиран на стекле: «Ваза»

  • Практическая работа:

Декор изделия фоамираном

  • Практическая работа:

Декор вазы цветами и бусинами

  • Коллективная работа.

Панно из фоамирана: «Цветы в вазе»

  • Практическая работа:

Изготовление вазы из фоамирана

  • Практическая работа:

Изготовление цветов из фоамирана

3.Игрушки из фоамирана.

Игрушки магниты

  • Магнит: «Бабочка»

  • Магнит: «Ангел»

  • Шар из фоамирана на пенопласте

  • Ёлка из фоамирана на пенопласте

Куклы

  • Кукла из фоамирана на пенопласте

  • Кукла

  • Куклы сортсмены

  • Все профессии важны

  • Куклы органайзеры

Мультипликационные персонажи

  • Чиполина

  • Микки Маус

  • Кот Леопольд

  • Мыши

Композиции с куклами

  • Композиция репка

  • Композиция Красная Шапочка

  • Чарли Чаплин

  • Ромео и Джульетта

  • Папа мама я крепкая семья

  • Свадебный вальс

4. Участие в выставках и других мероприятиях

5. Итоговое занятие.

Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках Центра детского июношеского творчества в конкурсах декоративно- прикладного искусства различного уровня. Подведение итогов работы за год. Поощрение лучших учеников. Рекомендации по самостоятельной работе. Показ видеоматериалов различных мероприятий с участием кружковцев.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:

  • Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.

  • Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.

  • Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.

  • Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.

  • Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.

  • Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.

Необходимые условия реализации программы

Для организации успешной работы имеется оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение.

Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, имеются инструкции по технике безопасности.


Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий

  • Фоамирана разной цветовой гаммы.

  • Шпажки.

  • Пинцеты.

  • Цветной картон.

  • Ножницы.

  • Термоклей.

  • Рамки для оформления работ.

  • Карандаши.

  • Ластик.

  • Бумага для эскизов, калька.

  • Тейплента

  • Фольга

  • Утюг

Дидактические материалы:

- Наглядные пособия, изготовленные педагогом.

- Работы педагога.

- Работы учащихся.

- Фотографии с различных выставок.

-Инструкции по технике безопасности.

-Правила поведения в образовательном учреждении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

  3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).

  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под. ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008.

  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная школа. - М.: Просвещение, 2010.

  8. Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.

  9. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"

  10. СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

  11. Быстрицкая А. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010.

  12. Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015г.

  13. Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1.М.: «Юный художник», 2011.

  14. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 2010г.

  15. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 2014.

  16. Сокольникова Н.М. Основы живописи. -Обнинск: «Титул», 2010.

  17. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: «Титул», 2015.

Для учащихся:

1. Букина С. Букин М. Фоамиран. Шаг вперед. - «Феникс», Ростов-на-

Дону: 2011.

2. Букина С.Букин М. Фоамиран: волшебство бумажных завитков. -

«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011.

3. Волосова Е.Е. Букеты в винтаж- «Феникс», 2015.

4. Волосова Е.Е. Букеты в стиле шебби-шик - «Феникс», 2015.

5. Герасимова Е.Е Брошь-букеты: красота в деталях - «Феникс»,2015.

6. Грушина О.С. Занимательные поделки из фоамирна-«Феникс»,2015.

7.Ляхновская Н.О. Куклы из фоамирана- «Формат-М», 2015.

8.Чербанова Л.М. Волшебные цветы-«АСТ»,2016.

9.Чербанова Л.М. Цветы из фоамирна- «АСТ»,2015.