МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рекомендовать к утверждению Протокол заседания педагогического совета № 01 от « 28 » августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «ЦДЮТ» Раздольненского района Республики Крым ___________О.А. Мирянова Приказ №118 от «01» сентября 2017г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская фоамирана»
Срок реализации: 2 года
Возраст: от 5-16лет
Составитель:
педагог дополнительного
образования МБОУ ДО «ЦДЮТ»
Крайчинская Александра Ананьевна
п.Раздольное, 2017
Пояснительная записка
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В процессе обучения дети получают определенные программой знания, умения, навыки, развивают моторику рук.
Вид программы: модифицированная, составлена на основании программы дополнительного образования детей «Художественные изделия из фоамирана, автор - учитель трудового обучения Макаровская Ольга Валерьевна, 2016г. Программа реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении городского округа Балашиха «Школа №8».
Программа «Мастерская фоамирана» по своей направленности является общеразвивающей, так как у учащихся при ее освоении формируются компетенции осуществлять универсальные действия:
-личностные (самоопределение, нравственно-этическая ориентация);
-регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);
-познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем);
-коммуникативные (планирование сотрудничества, разрушение конфликтов, управление поведением, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Новизна программы.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении наглядного и дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого учащегося.
Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в том, что учащийся осваивая разнообразные способы выполнения элементов фоамирна, развивая моторику руки, способствуя своему интеллектуальному развитию. Фоамиран создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные работы, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня фоамиран наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства - дизайном.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия фоамираном помогают сформировать у учащихся новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития ребёнка в процессе овладения элементарными приёмами нетрадиционной техники работы с фоамираном.
Задачи:
Обучающие:
обучать различным приёмам работы с фоамираном;
формировать умения пользоваться схемами и инструментами;
Создавать композиции из форм, выполненных в технике холодного фоамирна;
расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Развивающие:
развивать внимание, память, пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев, развивать глазомер;
развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию детей;
развивать умения и навыки использования инструментов для фоамирана;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
воспитывать интерес к искусству работы с фоамираном;
воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов;
формировать коммуникативные способности;
формировать культуру труда и трудовые навыки, умению экономно использовать материал.
Принципы:
научности (использование литературы, разных методик и технологий);
последовательности и системности (от простого к сложному);
доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);
наглядности (схемы, шаблоны, фотографии);
демократичности (взаимодействие педагога и обучающегося);
целостности и последовательности изучения.
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого учащегося для более успешного творческого развития.
Возрастная категория детей -5- 16 лет.
Срок реализации программы -2 года.
Форма проведения занятий
Форма проведения занятий - групповая. Занятия фоамираном требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога - постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-15 человек.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 3 часа, 6 часов внеделю, 216 часов в год.
Прогнозируемые результаты обучения:
Пройдя полный курс, предусмотренный данной образовательной программой, формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу.
По итогам изучения программы обучающиеся
должны знать:
название основных техник фоамирана, области применения;
понимать значение терминов: фоамиран, тонировка, декор, композиция, красители, лаки, грунт; замысел, основа для фоамирана;
названия инструментов и приспособлений, области их использования;
основы композиции, сочетание цветов и оттенков цветового круга;
свойства акриловых красок;
способы наклеивания мотивов;
особенности фоамирана на различных композициях;
отличительные черты различных стилей декорирования;
различные техники декорирования: воздействие нагрева на фоамиран, формирование изделий скруткой, тонировка и др.
способы декорирования изделий;
принципы изготовления и декорирования игрушки.
должны уметь:
пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, молдами, клеевым пистолетом, поролоновыми тампонами;
использовать цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративного изделия;
применять различные виды декорирования;
использовать навыки работы с различными материалами и в различных техниках;
учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом;
пользоваться трафоретами , молдами и декорировать изделия.
применять полученные знания на практике;
экономно расходовать материалы;
качественно с технологической точки зрения выполнять изделия;
сочетать элементы из фоамирана с отделкой (бусины, тычинки);
Основными критериями оценки работ детей являются:
внешний вид изделия;
соблюдение технологии изготовления и декорирования;
самостоятельность в выполнении работы;
продуктивность (выполнение работы в установленный срок);
качество выполненной работы;
культура поведения и соблюдения техники безопасности.
Формы подведения итогов реализации программы
• Проведение выставок работ учащихся.
• Участие конкурсах различных уровней.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1-й год обучения)
№ | Содержание занятий | Количество часов |
теоретич | практич | всего |
| Вводное занятие Правила ТБ | 3 | - | 3 |
1. | История фоамирана | | | |
1.1. | История возникновения фоамирана. | 3 | - | 3 |
1.2. | Посещение выставки | - | 3 | 3 |
2. | Материаловедение | | | |
2.1. | Знакомство с материалами и инструментами. фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества. | 3 | 12 | 15 |
2.1. | Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества. | 3 | 12 | 15 |
3. | Основы композиции и цветоведения | | | |
3.1. | Основные законы композиции, изготовление простейших элементов | 3 | 12 | 15 |
3.2. | Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. | 3 | 12 | 15 |
3.3. | Цветовой круг фоамирана. | 3 | 12 | 15 |
3.4. | Теплые и холодные цвета фоамирана. | 1 | 14 | 15 |
4. | Техника выполнения фоамирана | | | |
4.1. | Основные элементы фоамирана: плотная работа | 1 | 8 | 9 |
4.2 | Основные элементы фоамирна: ажурные элементы | 1 | 8 | 9 |
4.3. | Листья | 1 | 5 | 6 |
4.4. | Эскиз | 1 | 5 | 6 |
5. | Цветочные композиции | | | |
5.1. | Композиция «Осенний вальс» | 1 | 11 | 12 |
5.2. | Композиция «Розовый букет» | 1 | 11 | 12 |
5.3. | Композиция «Тюльпаны.Топиарии» | 1 | 11 | 12 |
5.4. | Композиция «Мастерская цветоделия» | 1 | 11 | 12 |
5.5. | Композиция «Дерево счастья» | 1 | 11 | 12 |
5.6. | Композиция «Фото рамка» | 1 | 11 | 12 |
5.7. | Композиция «Букет из гвоздики» | 1 | 11 | 12 |
6. | Итоговое занятие | 1 | 2 | 3 |
| Всего | 34 | 182 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Правила ТБ.
1. История фоамирана
1.1. История возникновения фоамирана.
Знакомство с историей возникновения фоамирна. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.
1.2 Посещение выставки.
Знакомство с лучшими работами учащихся центра детского творчества и педагога.
2. Материаловедение
2.1 Знакомство с материалами.
Знакомство с материалами и инструментами. фоамиран тонированный, фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества.
Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирана.
2.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.
Практическая работа: выполнение простых элементов из фоамирана.
3. Основы композиции и цветоведения.
3.1 Основные законы композиции, изготовление простейших элементов.
Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.2 Основные и составные цвета.
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.3 Цветовой круг фоамирана.
Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными
цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка цветового круга.
3.3 Теплые и холодные цвета фоамирана.
Знакомство степлыми и холодными цветами. Насыщенность цвета и его
светлость. Цветовой контраст.
Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.
4. Техника выполнения фоамирана
4.1 Основные элементы фоамирана - плотная катушка.
Выполнение основных элементов фоамирана - плотная катушка.
Практическая работа: техника выполнения плотной катушки
4.2 Основные элементы фоамирана - ажурные элементы.
Выполнение основных элементов фоамирана - ажурные элементы.
Практическая работа: «Техника выполнения ажурных элементов»
4.3 Изготовление листьев
Практическая работа: выполнение листьев из листа фоамирана
4. 4 Выполнение эскиза.
Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.
Практическая работа:техника выполнения эскиза композиции.
5. Цветочные композиции
5.1. Композиция «Осенний вальс»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
5.2. Композиция «Розовый букет»
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовый букет». Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: Разработка эскиза по предложенному образцу.
5.3.Композиция «Тюльпаны. Топиарии»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композициий «Тюльпаны. Топиарии».
5.4 Композиция «Мастерская цветоделия»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа:разработка эскиза композиции
5.5.Композиция «Дерево счастья»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа:разработка эскиза композиции
5.6 Изготовление необходимых элементов для композиции «Фото рамка»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа:разработка эскиза композиции
5.7. Изготовление необходимых элементов для композиции «Букет из гвоздики»
6. Итоговое занятие.
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках Центра детского и юношеского творчества, в конкурсах декоративно- прикладного искусства различного уровня.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2-й год обучения)
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие Правила ТБ | 3 | - | 3 |
2 | Фоамиран в различных изделиях. | | | |
2.1 | Дизайнерские возможности | 1 | 14 | 15 |
2.2 | Фоамиран на пенопласте «Мишка». | - | 9 | 9 |
2.3 | Фоамиран на пластике: «Ободок» | - | 9 | 9 |
2.4 | Фоамиран на стекле «Ваза» | 1 | 11 | 12 |
2.5 | Панно из фоамирана | - | 12 | 12 |
3 | Игрушки из фоамирана. | | | |
3.1 | Игрушки магниты | 1 | 23 | 24 |
3.2 | Куклы | 1 | 29 | 30 |
3.3 | Мультипликационные персонажи | 1 | 23 | 24 |
3.4 | Композиции с куклами | 3 | 54 | 57 |
4 | Участие в выставках и других школьных мероприятиях | - | 15 | 15 |
6 | Итоговое занятие | 1 | 5 | 6 |
| Всего | 12 | 204 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
( 2-й год обучения)
1. Вводное занятие. Правила ТБ.
2. Фоамиран в различных изделиях.
Дизайнерские возможности.
Свойства фоамирана и работа с ним. .
Тонирование заготовленных деталей и получение новых оттенков
Фоамиран на пенопласте «Мишка».
Подготовка основы. Информация по специальному изготовлению .
Декор изделия фоамираном.
Нарезка ниток. Приклеивание ниток на изделие.
Фоамиран на пластике: «Ободок»
Обмотка пластика тесьмой.
Изготовление цветов и приклеивание их на изделие.
Фоамиран на стекле: «Ваза»
Декор изделия фоамираном
Декор вазы цветами и бусинами
Панно из фоамирана: «Цветы в вазе»
Изготовление вазы из фоамирана
Изготовление цветов из фоамирана
3.Игрушки из фоамирана.
Игрушки магниты
Куклы
Мультипликационные персонажи
Чиполина
Микки Маус
Кот Леопольд
Мыши
Композиции с куклами
4. Участие в выставках и других мероприятиях
5. Итоговое занятие.
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках Центра детского июношеского творчества в конкурсах декоративно- прикладного искусства различного уровня. Подведение итогов работы за год. Поощрение лучших учеников. Рекомендации по самостоятельной работе. Показ видеоматериалов различных мероприятий с участием кружковцев.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала.
Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
Необходимые условия реализации программы
Для организации успешной работы имеется оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее верхнее освещение.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, имеются инструкции по технике безопасности.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий
Фоамирана разной цветовой гаммы.
Шпажки.
Пинцеты.
Цветной картон.
Ножницы.
Термоклей.
Рамки для оформления работ.
Карандаши.
Ластик.
Бумага для эскизов, калька.
Тейплента
Фольга
Утюг
Дидактические материалы:
- Наглядные пособия, изготовленные педагогом.
- Работы педагога.
- Работы учащихся.
- Фотографии с различных выставок.
-Инструкции по технике безопасности.
-Правила поведения в образовательном учреждении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ от 17.12.2010.№1897 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России01.02.2011 г., рег № 19644).
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под. ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2008.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная школа. - М.: Просвещение, 2010.
Профессиональный стандарт педагога /Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Быстрицкая А. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010.
Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015г.
Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1.М.: «Юный художник», 2011.
Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 2010г.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 2014.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. -Обнинск: «Титул», 2010.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: «Титул», 2015.
Для учащихся:
1. Букина С. Букин М. Фоамиран. Шаг вперед. - «Феникс», Ростов-на-
Дону: 2011.
2. Букина С.Букин М. Фоамиран: волшебство бумажных завитков. -
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011.
3. Волосова Е.Е. Букеты в винтаж- «Феникс», 2015.
4. Волосова Е.Е. Букеты в стиле шебби-шик - «Феникс», 2015.
5. Герасимова Е.Е Брошь-букеты: красота в деталях - «Феникс»,2015.
6. Грушина О.С. Занимательные поделки из фоамирна-«Феникс»,2015.
7.Ляхновская Н.О. Куклы из фоамирана- «Формат-М», 2015.
8.Чербанова Л.М. Волшебные цветы-«АСТ»,2016.
9.Чербанова Л.М. Цветы из фоамирна- «АСТ»,2015.