СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность программы - тщательный отбор краеведческого материала, подача учащимся новой для них информации

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 34 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»










Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности

«Юный краевед»

(для 6-9 классов, срок реализации программы 1 год)

на 2017-2018 учебный год





Составитель:

Бурундасова Р.А.

учитель истории













2017


Озерский городской округ

Челябинской области

1. Комплекс основных характеристик Программы


    1. Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» (далее – Программа) реализует туристско-краеведческую направленность дополнительного образования учащихся. Программа носит ознакомительный уровень.


Актуальность Программы.

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащихся под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определённой территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь, служат основой для понятий.

Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема-соединение обучения с жизнью.


Отличительные особенности Программы.

Особенностью Программы является в тщательном отборе краеведческого материала, в подаче учащимся новой для них информации.

Оказывается поддержка талантливым детям, создаются условия для раскрытия их способностей и возможностей, организации досуга учащихся.

Программа интегрирована, т.к. включает знания по истории, географии. Экологии, культурологии.

Программа признана обогащать знаниями об историческом прошлом нашего города, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма.

Нужно учитывать и тот факт, что учащиеся коррекционной школы отличаются низким и средним уровнем форсированности обще учебных навыков. Занимаясь краеведческой исследовательской деятельностью, они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сборам источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием предложений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендации по использования достигнутых результатов. В итоге у учащихся формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации и т.д.



Адресат программы. Программа «Юный краевед» рассчитана на обучающихся с 6 по 9 класс, разновозрастная группа.

Объем и срок освоения программы: Срок освоения программы – 9 месяцев. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 144 часов, 36 недель.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.

Форма обучения: очная.

Методы обучения.

  1. Словесные – беседы, рассказы, объяснения.

  2. Наглядные – фото и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты и т. д.

  3. Игровые методы – конкурсы, олимпиады.

  4. Репродуктивный метод – повторение, закрепление, обобщение материала,

  5. Эвристический – поисковые задания, составление анкет и т. д.

  6. Исследовательский метод – исследование, изучение документов, находок, описание.

  7. Информационно – рецептивный метод – восприятие, осознание готовой информации.

  8. Практический метод – оформление краеведческого материала.

Программа должна способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах краеведческой деятельности.

Основным принципом в работе объединения является нравственное воспитание учащихся через музейную работу, музейные экспонаты. Есть у музея ценное качество: одна и та же страница прошлого может быть прочитана и первоклассником и старшеклассником, но по-разному.

Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический др.

Формы проведения занятий.

Формы проведения занятий предполагают сочетание теоретических и практических видов деятельности, экскурсий, работу с различной литературой, поисково-исследовательская деятельность. Такой подход позволяет разнообразить формы работы, вызывая интерес у детей к краеведению.

Используя разнообразные формы обучения, учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Для решения задач курса проводятся экскурсии, встречи с интересными людьми. Занятия могут проходить в классе, музее. Целесообразно использовать ИКТ и Интернет.

Форма классная, индивидуальная, групповая, коллективная.

В методике проведения занятий сочетаются как коллективная работа учителя со всей группой, так и индивидуальные занятия, где определяются творческие способности каждого обучающегося.


    1. Цель и задачи Программы

Цель реализации программы

Познакомить учащихся с историко-культурным наследием края, города. Сформировать черты патриотизма и гражданственности, воспитание духовности.

Задачи

Обучающие – развивать познавательный интерес к изучению истории города, края, обучать исследовательской и проектной деятельности, формирование у учащихся информационной культуры, использование интернет, информационных технологий в изучении краеведения.

Развивающие – развивать умение обрабатывать материал, формировать ответственность за порученное дело.

Воспитательные – формировать культуру общения, воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе, крае.

Коррекционные – коррекция и развитие личностных компонентов познавательной деятельности: умение ориентироваться в задании, умении планировать свою работу.


    1. Содержание Программы

Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Организация работы кружка «Юный краевед»

8

8

-

2

Фондовая работа в музее

24

16

8

3

Экскурсионная и лекторская работа

79

8

71

4

Исследовательская работа

33

6

27


Всего:

144

38

106


Содержание Программы

Организация работы кружка «Юный краевед»

Оформление документации. Вводный инструктаж по ПДД, ТБ. Изучение документации о музейном деле.

Фондовая работа в музее

Учёт и хранение музейного фонда. Работа с фондовой документацией. Подтверждение паспортизации. Экспозиционно-выставочная работа. Пополнение фондов музея. Размещение, группировка, выделения в экспозиции

Исследовательская работа

Работа над проектом. Виды и темы проектов. Поисково-исследовательская деятельность. Сбор, подготовка и участие в региональных и муниципальных конкурсах. Подготовка и участие в Курчатовских чтениях. Подготовка и участие во втором муниципальном слёте активов музеев. Организация и проведение «Выставка одного предмета».

Проведения экскурсий в школьном музее

Экскурсии как форма популяризации историко-культурного наследия. Виды экскурсий. Мастерство экскурсовода. Организация поездок по родному краю и посещение внешкольных учреждений. Проведение экскурсии в школьном музее «Наследники Великого города» по определенной тематике.


Содержание программы


Направление деятельности

Мероприятия

Срок

Форма проведения

Ожидаемые результаты

Кол-во

часов

1

Организация работы кружка «Юный краевед»

Организация объединения, составление документации, инструктаж по ТБ и ПДД.

1 четверть

План развития объединения

Заинтересованность обучающихся в работе объединения

8 ч

2

Фондовая работа в музее

Реорганизация в музее,

новое оформление, теоритические занятия по фонду и хранению музейных экспонатов.

В течение года

Оформление стендов, документация

Овладение знанием по этому вопросу

24 ч

3

Исследовательская работа

Внеурочная и урочная деятельность по разделам объединения

в течение года

Презентации, проекты,

работы

Освоение знаний исследовательской работы

33 ч

4

Экскурсионная и лекторская работа

Теоритическая подготовка. Организация и проведение экскурсий для учащихся и гостей школы.

В течении года

Экскурсия

Знакомства с историей края

79 ч


    1. Планируемые результаты


Предметные результаты

  • приобретение учащимися глубоких знаний по истории города Озёрска, Челябинской области и страны.

  • умений ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать в эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

Личностные результаты

  • воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими её свободу и независимость, строившими наш город.

  • достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

Метапредметные

Регулятивные

  • определять цель деятельности на занятиях с помощью учителя и самостоятельно.

  • высказывать свою версию , пытаться предлагать способ её проверки.

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

  • планировать своё действие.

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.


Познавательные

  • ориентироваться в своей системе знаний6 понимать, что нужна дополнительная информация(знания) для решения учебной задачи.

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • добывать новые знания: находить необходимую информацию.

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, схема, иллюстрация и др.)

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


Коммуникативные

  • донести свою информацию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

  • слушать и понимать речь других.

  • учиться выполнять различные роли в группе.

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения.







  1. Комплекс организационно-педагогических условий


    1. Календарный учебный график


1 полугодие

2 полугодие

Итого учебных дней

Итого учебных недель

Итоговая аттестация

Сроки учебного периода

Количество учебных дней

Количество учебных недель

Каникулы

Сроки учебного периода

Количество учебных дней

Количество учебных недель

01.09.2017-29.12.2017

68

17

30.12.2017-10.01.2018

11.01.2018-31.05.2017

76

19

144

36

21.05.2018-25.05.2018


Календарно-тематическое планирование


Дата проведения

Тема

Всего часов

Теория

Практика


Раздел «Организация работы объединения «Юный краевед»

8

8



Набор в кружок. Оформление документации. Вводный инструктаж по ТБ и ПДД.

2

2



Изучение документов о музейном деле.

2

2



Краеведение – наука о родном крае.

2

2



Организация и работа школьного музея «Наследники Великого города»

2

2



Раздел «Фондовая работа музея»

24

16

8


Комплектование и сбор предметов музейного значения.

2

2



Сбор дополнительной информации об исторических событиях и предметов музейного значения

2

2



Основные принципы формирования фондов и коллекция музея.

2

2



Обеспечение сохранности музейных предметов.

2

2



Задачи учёта и описание музейных фондов. Главная инвентарная книга

8

-

8


Экспозиция школьного музея. Виды экспозиции.

2

2



Основные приемы экспонирования музейных предметов.

2

2



Организация и проведение «Выставка одного предмета»

2

2



Тексты в музейной экспозиции. Правильное составление этикетки.

2

2



Раздел «Экскурсионная и лекторская работа»

79

8

71


Экскурсия как форма популяризации историко-культурного наследия.

2

2



Виды экскурсий: обзорная, тематическая.

2

2



Приемы подготовки экскурсии с использованием научной и популярной литературы.

2

2



Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом.

2

2



Индивидуальная работа. Разработка текстов по теме.

12


12


Организация поездок по родному краю. Посещение внешкольных учреждений.

10


10


Проведение экскурсий в школьном музее по теме:





Обзорная экскурсия

6


6


Героические улицы Озерска

6


6


Улицы, носящие имена жителей Озерска

7


7


Швейная машина «Зингер»

2


2


Стройка особого режима

5


5


Маяки на «Маяке»

5


5


Оружие Победы

6


6


Наши земляки-участники Великой Отечественной войны

5


5


Ядерная трагедия 1957 года

3


3


Нашей школе 60

4


4


Раздел «Исследовательско-проектная деятельность»

33

6

27


Работа над проектом. Виды проекта. Темы.

2

2



Работа над содержанием проекта.

2

2



Проектно-исследовательская деятельность по сбору материала.

2

2



Участие в конкурсах





Областной конференции «Отечество»

2


2


Второй муниципальный слет активов музеев

2


2


XII городские Курчатовские чтения.

2


2


Участие в городском семинаре.

4


4


Работа над проектом «Выставка одного предмета»





Фотоаппарат

2


2


Керамика

2


2


Сундук

2


2


Изделие из бересты

1


1


Прялка

2


2


Радио

2


2


Телевизор

2


2


Весы

2


2


Ухват

2


2



144

38

106


    1. Условия реализация Программы

Материально-техническое обеспечение:

- школьный музей,

- АРМ учителя.


    1. Форма подведения итогов:

  • формой итогового контроля качества работы обучающихся является:

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

  • составление творческих отчётов и написание исследовательских работ краеведческого материала.

  • выступление на школьных, муниципальных, региональных мероприятиях.

  • оформление выстави музейных экспонатов.

  • проведение экскурсий , интервьюирования.



    1. Оценочные материалы

Занятие без отметочные

Оценивание усвоения Программы проводится по уровням: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.



Мониторинг достижений учащихся

Объединение _______________________________________

Учебный год _____________________


Фамилия, имя

Интеллектуальная развитость

Нравственная развитость

Коммуникативная развитость

Развитость креативных способностей

Сформированность группы

Удовлетворенность

родителей жизнедеятельностью кружка


















































































































Уровень: высокий - в выше среднего - в/с средний - с ниже среднего - н/с низкий - н

Критерии и показатели результативности учащиеся

объединения «Юный краевед»


Критерии

Показатели

Методики

Интеллектуальная развитость

Особенность программы.

Развитие познавательных интересов.

Способность к проведению научного поиска.

Участие в конкурсах краеведческого характера.

Нравственная развитость

Сформированность основных нравственных качеств личности.

Педагогическое наблюдение.

Коммуникативная развитость

Коммуникабельность.

Сфомированность коммуникативной культуры.

Педагогическое наблюдение.

Участие в разнообразных конкурсах.

Проведение экскурсий.

Развитость креативных способностей

Способность к оригинальному мышлению.

Стремление к творчеству.

Педагогическое наблюдение.

Участие в конкурсах.

Сформированность группы

Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

Определение степени удовлетворённости учащихся своим коллективом.

Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью кружка

Комфортность, защищённость личности учащегося.

Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания своих детей.

Отзывы родителей учащихся, их помощь в организации работы.


    1. Методическое обеспечение программы

Программа обеспечена наглядным материалом: музейными предметами основного и вспомогательного фонда школьного историко-краеведческого музея «Наследники великого города». Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, с которыми учащиеся овладевают методикой исторического краеведения.

В организации занятий используется Интернет. Программа обеспечена методическими видами продукции – это экспозиции, стенды, разработки экскурсий, рукописные журналы «Юный краевед», практические занятия по историческому краеведению.

Принцип построения программы

  • Принцип личностно - ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;

  • принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;

  • принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

  • принцип системности;

  • принцип самовыражения участников образовательного процесса.


Список литературы


1. Алеврас Н.Н. История Урала XI-XVIII века. – Челябинск: 2000. – 230 с.

2. Артюшкина Е.И., Кузнецов В.М. Познай свой край. История и культура народов Южного Урала. – Челябинск: «АБРИС», 2010. – 112с.

3. Гитис М.С., Кузнецов В.М. Познай свой край. Челябинская область. Историческое краеведение. – Челябинск: «АБРИС», 2009. – 128 с.

4. Гитис М.С., Моисеев А.П. Познай свой край. Челябинская область. – Челябинск: «АБРИС», 2006. – 112 с.

5. Гитис М.С., Моисеев А.П. Познай свой край. Челябинская область. Каслинский район. – Челябинск: «АБРИС», 2007. – 32 с.

6. Гитис М.С., Моисеев А.П. Познай свой край. Челябинская область. Озерский городской округ. – Челябинск: «АБРИС», 2009. – 36 с.

7. Историческое краеведение.-«АБРИС» 2009 г.

8. Оставить добрый след. Озерск,2015

9. Звездный голос в Озерске.Челябинск,2013 г.

10. Книга памяти. Озерск,2015 г.