МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»
СОГЛАСОВАНА Зам. директора по ВР: Л.Л. Шорохова | УТВЕРЖДЕНА Директор школы: И.Н. Кухаренкова |
Протокол №1 от 29.08.2019 | Приказ № 58/2 от 30.08.2019 |
Дополнительная общеобразовательная
программа краеведческой направленности
«Юный краевед»
на 2019 – 2020 уч.год
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 15 лет
Руководитель: Козлова Е.В.
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Краеведение играет существенную педагогическую роль в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а также занимает важное место в формировании патриотических качеств личности.
В настоящее время краеведение является одной из форм общественной деятельности. За основу взято одно из краеведческих направлений –нравственное. Значимость данного направления краеведения состоит в том, что оно, расширяя и обогащая знания учеников о родных местах, способствует познанию законов общественного развития, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь истории своего села с историей Родины, воспитывает чувство гордости за прошлое своего села. Основная цель краеведения – помощь в духовно – ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальная адаптация к окружающей деятельности.
Развивающий потенциал краеведения велик. Ребенок, открывающий для себя новые, неизвестные ему стороны в историческом развитии малой родины, чувствует себя первопроходцем, пионером. В ходе обучения ребенок начинает расти как гражданин: он приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой ради блага Родины.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»
Приказ Министерства образования и науки РФ № 196 от 09.11.2018г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41).
Концепция развития дополнительного образования детей в РФ №1726-р от 04.09.2014г.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-32-42 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
Новизна - программа отличается объемом и способами преподнесения обучающимся краеведческой информации (конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания). При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической деятельности обучающихся. В результате освоения программы обучающиеся смогут применять приобретенные знания для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами края.
Актуальность и практическая значимость данной программы в том, что работа по изучению малой родины привлекает внимание к проблемам села, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества. Изучаемый материал актуален и своевременен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг к другу гуманно.
Цель: формирование у обучающихся представлений о самобытности и значимости культуры, искусства, традиций родного края.
Задачи:
Образовательные
расширить представления обучающихся о природных особенностях родного края
дать общее представление о краеведении
ознакомить обучающихся с именами и деятельностью знаменитых людей нашего края;
ознакомление с историей малой родины,
Воспитательные :
развивать гражданские качества, патриотического отношения к России и своему краю;
воспитывать у обучающихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
воспитывать культуру общения и поведения, обучающихся в общественных местах;
воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся
Развивающие:
развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;
стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае и его людях, интерес учащихся к краеведению.
развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения
развивать познавательную активность;
развивать творческий потенциал обучающихся
Возраст детей. Возраст обучающихся с 14-16 лет
Срок реализации программы. Программа - адаптированная, разработана на основе и методических материалов, рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю, всего в год 34 часа. Форма обучения – очная.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы- туристско-краеведческая;
Уровень усвоения – общекультурный.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – комплексная.
Планируемые результаты.
К планируемым результатам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные краеведы» относятся следующие предметные, метапредметные и личностные результаты:
Личностные:
Формирование интереса к истории, к традициям родного края
Формирование уважительного отношения к культурным традициям малой родины;
Создавать условия для развития фантазии, воображения, художественной интуиции;
Сформировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
Сформировать умение доводить работу до конца (сформировать основы трудолюбия, терпения, аккуратности)
Сформировать желание самостоятельно ставить цель деятельности, планировать и прогнозировать результат, контролировать процесс достижения результата, корректировать свои действия и оценивать их успешность
Развивать коммуникативную компетентность: умение работать в коллективе, устанавливать дружеские связи, представлять свои творческие продукты, высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, проводить анализ изделий, определять последовательность их изготовления под руководством педагога, умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта и делать вывод о соответствии продукта замыслу.
Предметные:
Сформировать понимание краеведения. как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Сформировать осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре
Сформировать умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
Обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности труда и личной гигиены;
- специфику краеведения;
- расход материала при изготовлении изделия;
- виды, назначение инструментов, материалы и приспособления необходимые при работе;
- правила поведения в музеях во время экскурсии;
Обучающиеся должны уметь:
- соблюдать правила техники безопасности труда и личной гигиены;
- правильно пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
- использовать полученные знания в жизни.
Условия реализации программы.
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
Для реализации дополнительной общеобразовательной программы необходимы следующие научно - технические средства:
1. Методические пособия (литература, вырезки из газет, журналов, справочники, фотографии,)
2. Наглядность (схемы, чертежи, карточки, дидактический материал образцы произведений народных мастеров, тематические стенды, для демонстрации используются образцы по этапам работы над изделиями, для самостоятельной работы разработаны технологические карты, разработки тематических занятий).
3. Ноутбук, мультимедиа.
Содержание программы:
Раздел 1. Историческое краеведение как наука. Место краеведения в истории России (7 часов).
. Краеведение — совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.
Ранее под краеведением понимали главным образом изучение природных условий того или иного края. Перед краеведами стояли следующие задачи: «Изучение производительных сил и природных богатств страны, изыскание дополнительных местных ресурсов, могущих быть использованными в интересах развития социалистического строительства и ускорения культурного роста страны».
Раздел 2. История родного края с древнейших времён до конца 13 века (3 часа).
Место Смоленщины в российской и славянской истории. История Смоленщины с древнейших веков до конца XVI века. Особенности развития. Исторические факторы, повлиявшие на судьбу региона.
Древние славяне на территории края.
Расселение славянских племен на территории края. Славяне и балты. Длинные курганы. Складывание кривичского племенного союза. Особенности культуры и быта кривичей. Кривичские "грады".
Гнездово и Смоленск. Радимичи.
Повторение темы: «Смоленский край в глубокой древности». Наш край в IX - начале XIV веков. Смоленская земля в составе Киевского государства Кривичско-радимичские земли и. Киев в IX веке. Развитие хозяйства. Смоленская земля в X - начале XII веков. Формирование территории Смоленского княжества.
Образование самостоятельного княжества. Завершение формирования территории. Смоленщина при Ростиславе Мстиславиче и его сыновьях (дальнейшее развитие хозяйства, торговля, Смоленск и периферийные центры земли, политика княжества в XII веке). Вече и князь в Смоленской земле.
Великое княжество Смоленское в XIII - начале XIV века
Смоленщина в первой половине XIII века (экономическое и политическое развитие, торговые договоры). Участие смолян в борьбе немецким рыцарством в Прибалтике. Походы литовцев. Смоленск и Полоцк. Ослабление княжества. Смоленщина и монголо-татарские завоевания. Битва у Долгомостья. Меркурий Смоленский. Смоленская земля "во второй половине XIII - начале XIV века.
Культура Смоленского княжества X - XIII веков
Смоленск - один из крупнейших центров культуры Руси. Письменность и образование (древний сосуд из Гнездово, берестяные грамоты, памятники деловой и житийной литературы, первые школы). Расцвет архитектуры, смоленская архитектурная школа. Фресковая живопись.
Раздел 3. Смоленщина в XIV - начале XVI веков (3часа)
Смоленский край в XIV веке. Вхождение в состав Великого княжества Литовского
Образование Великого княжества Литовского и включение в его состав земель Западной Руси. Усиление "литовс кой" партии в Смоленске. Политика Ольгерда по отношению к Смоленскому княжеству. Кревская уния. Вассальный договор 1387 года. Ликвидация самостоятельности княжества и присоединение его к великому княжеству Литовскому (1395 г.). Борьба Юрия Святославича с Витовтом в начале XV века.
Смоленщина в составе Великого княжества Литовского
Государственное устройство ВКЛ в XV веке. Внешняя политика ВКЛ в начале XV века. Грюнвальдская битва (1410 г.). Внутренняя политика ВКЛ. Городельский привилей 1413 г. Борьба православных феодалов ВКЛ за свои права. "Великая замятня" (1440 г.). Социально-экономическое развитие Смоленщины в XV веке. Начало борьбы Московского государства за земли Белой Руси. Битва при Ведроши (1500 г.). Присоединение Смоленских земель Московским княжеством. Взятие Смоленска (1514г.).
Культура края в XIV-XV веках
Повторение темы: «Смоленщина в XIV - начале XVI веков»
Раздел 4. Смоленщина в XVI - XVII веках (4 часа).
Смоленщина в составе Московского государства
Социально-экономическое развитие Смоленщины в XVI веке. Попытки возвращения Смоленщины в состав Великого княжества Литовского. Ливонская война и Смоленщина (1563 - 1564 гг.). Люблинская уния 1569 г. Последний этап Ливонской войны. Ям-Запольское перемирие (1582 г.). Культура Смоленщины XVI века (литература и книгопечатание, Ф.Скорина, В.Позняков и его "Хожение" в Египет, архитектура Смоленского края, крепостное зодчество Ф.Коня).
Присоединение к Речи Посполитой. Смоленское воеводство
Смоленский край в период народного движения 1603 - 1607 гг. Оборона Смоленска 1609 - 1611 годов. Присоединение к Речи Посполитой. Смоленское воеводство в 1618 -1654 годах (социально-экономическая и политическая характеристика). Смоленская война 1632 - 1634 годов. "Балашовское" движение. Культурное развитие Смоленщины в первой половине XVII века
Смоленщина во второй половине XVII века
Русско-польская война 1654 - 1667 годов и присоединение земель Смоленского воеводства к Российскому государству. Движение "шишей". Социально-экономическое развитие края во второй половине XVII века. Смоленская шляхта и ее привилегии.
Раздел 5. История родного края в 18 –19 веке (9 часов).
Смоленский край в первой половине XVIII века
Смоленщина в начале XVIII века. Начало Северной войны. Петр I и подготовка Смоленска к обороне. Война в пределах Смоленского края. Сражение у Мигновичей (1708 г.). В.Кочубей и И.Искра. Образование Смоленской губернии и ее социально-экономическое развитие в первой половине XVIII века.
Культура Смоленщины во второй половине XVIII века
Просвещение. Развитие градостроительства. Архитектура и искусство (культовое зодчество и дворцово-парковые комплексы). Деятельность М.Ф.Казакова, В.И.Баженова, Д.И.Желярди, Ф.И.Шубина на Смоленщине. Здравоохранение. Крепостной мыслитель Ф.Подшивалов. Смоленское дворянство и крестьянский вопрос. «Усерднейший сын Отечества» – Г.А. Потемкин.
Смоленщина в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года
Наш край в начале XIX века. Начало отечественной войны. Сражение под Красным. Сражение за Смоленск (16 -18 августа). Партизанское движение и народные ополчения на территории края (С.Емельянов, В.Кожина, Е.Четвертаков, Д.Давыдов, А.Фигнер, И.Дорохов). Наступление русской армии и изгнание интервентов со Смоленщины (сражение у Вязьмы и Ляхово, бой под Красным). Памятники и памятные места войны 1812 го да. Итоги оккупации. Восстановление хозяйства. Военные поселения на Смоленщине.
Реформа 19 февраля 1861 года на Смоленщине. Выкуп надела. Ответ крестьян на реформу (крестьянские выступления, события в Самуйлове). Составление уставных грамот. Крестьянские волнения в Рославльском (Черепово) и Краснинском уездах.
Реформы земства, суда городского самоуправления. Создание окружного суда, губернского земского собрания и управы. Открытие городской думы (1871 г.). Прогрессивная деятельность земств и управ.
Общественно-политическая жизнь Смоленщины второй половины XIX века
Раздел 6. История родного края в начале 20 века (8часов).
Экономическое развитие Смоленской губернии в 1900-1917 гг.
Состояние и динамика развития Смоленской губернии в 1900 - 1917 гг. Ярцевская хлопчатобумажная мануфактура. Банковская система и торговля. Транспорт и связь. Виднейшие предприниматели и купцы.
Ситуация в сельском хозяйстве губернии. Характер землевладения. Развитие капитализма в сельском хозяйстве, торговая специализация. Возникновение кооперации. Столыпинская аграрная реформа на Смоленщине. Кризис сельского хозяйства губернии в 1916-1917гг.
Революция 1905 - 1907 гг. на Смоленщине
Рабочее и крестьянское движение в губернии в годы революции. Участие смолян в декабрьском вооруженном восстании в Москве. Позиция и роль социал-демократов и эсеров в революционной борьбе. Земско-либеральная оппозиция. Смоленский совет. "Голый бунт" в Смоленской каторжной тюрьме.
Революция 1917 года на Смоленщине. Создание новых органов власти
Политическая и экономическая ситуация в губернии в начале 1917г. Революционные организации. Выступление солдат 3 марта в Смоленске. Образование городского и губернского Исполнительных комитетов и Советов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученики должны
Знать/понимать
Основные этапы и ключевые события истории Смоленского края; выдающихся деятелей истории, политики, культуры изучаемого периода;
Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Изученные виды исторических источников по истории края.
Уметь
Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
Показывать на исторической карте территории расселения народов, города, места значительных исторических событий;
Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;
Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и нашего края, достижениям культуры.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:
Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
Высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
Использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Тематический план
н/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы аттестации/контроля |
| Раздел 1. Историческое краеведение как наука. Место краеведения в истории России (7 часов) | | |
1. | Историческое краеведение как наука. Место краеведения в истории России | 1 | |
2. | Взаимосвязь исторического краеведения с другими обществоведческими дисциплинами | 1 | |
3. | Объекты и субъекты исторического краеведения. Методы и технологии в изучении исторических событий | 1 | |
4. | Известные в России историки – краеведы. Основные направления их работы | 1 | |
5. | Исторические монографии известных историков краеведов. | 1 | |
6 | Краеведы на Смоленской земле. Историк –краевед Мурзакевич. | 1 | |
7. | Историки – краеведы Шумячского района А.Г.Максимчук и В.П.Максимчук | 1 | Творческое задание |
| Раздел 2. История родного края с древнейших времён до конца до конца 13 века. (3 часа) | | |
8. | Из глубины веков. Наши предки – кривичи. В верховьях Днепра. | 1 | |
9. | В Смядынской бухте. О чём рассказывают Гнёздовские курганы | 1 | |
10. | В составе Киевской Руси | 1 | Собеседование |
| Раздел 3. Смоленщина в XIV - начале XVI веков (3 часа) | | |
11. | В составе Русско – Литевского государства | 1 | |
12. | Под властью Речи Посполитой | 1 | |
13. | Порубежье двух государств | 1 | Анкетирование |
| Раздел 4. Смоленщина в XVI - XVII веках (4 часа) | | |
14. | Воссоединение с Россией | 1 | |
15. | Генеральное межевание | 1 | |
16. | На рубеже XVIII и XIX веков | 1 | |
17. | Первые переселенцы | 1 | Создание презентаций |
| Раздел 5. История родного края в 19 веке (9 часов) | | |
18. | 1812 год | 1 | |
19. | Голодный 1820 год | 1 | |
20. | Промышленность и торговля в первой половине XIX века | 1 | |
21. | Накануне отмены крепостного права | 1 | |
22. | Накануне отмены крепостного права | 1 | |
23. | Реформа 1861 года | 1 | |
24. | Сельское хозяйство в пореформенный период | 1 | |
25. | Промышленность и торговля | 1 | |
26. | Просвещение | 1 | Тестирование |
| Раздел 6. История родного края в начале 20 века (8 часов) | | |
27. | Шумячский край в начале XX века | 1 | |
28. | Территория и население | 1 | |
29. | Развитие сельского хозяйства | 1 | |
30. | Промышленность и торговля | 1 | |
31. | Просвещение и здравоохранение | 1 | |
32. | Село Шумячи в начале XX века | 1 | |
33. | Село Петровичи в начале XX века | 1 | |
34. | Революционное движение | 1 | Зачет |
| Итого: | 34 | |
| | | |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате реализации программы кружка ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы аттестации
Итоговая аттестация учащихся проходит в соответствии с положением о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина».
Учебно-методический комплект:
Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. Смоленск, 2017
Терлецкая И.П. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века.
Методическое пособие для учителя.- Смоленск. СОИУУ, 2017г.
Максимов Е.В. «Смоленск – город-герой». М. 1988 г.
Энциклопедия Смоленская область Т.2, СГПУ, Смоленск 2017г.
Интернет-ресурсы: