СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения «Юный натуралист»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы:  в связи с тем, что в настоящее время на Земле актуальны экологические проблемы (загрязнение рек, морей, вырубка лесов, исчезновение многих видов животных и растений и др.), необходимо экологическое образование и воспитание детей.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа детского объединения «Юный натуралист»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Центр экологического воспитания детей

городского округа Стрежевой



СОГЛАСОВАНО:

Решением педагогического совета

Протокол № __ от ___г.

ПРИНЯТО:
на Методическом совете

Протокол №__ от ___г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДОД

«Центр экологического

воспитания детей»

Постернак В.Н.

Приказ № __ от __г.



Дополнительная общеобразовательная программа

детского объединения

«Юный натуралист»

Возраст детей – 8-10 лет

Срок реализации – 2 года















Авторы:

педагоги дополнительного

образования МБОУ ДОД ЦЭВД

Антипова Елена Владимировна




Стрежевой

2020 г.


  1. Информационно-концептуальный модуль образовательной программы

1.1 Информационная карта

Кружок - «Юный натуралист»

Педагоги – Антипова Елена Владимировна

Образовательная программа – рабочая

Тип программы - интегрированная

Вид программы – авторская

Целевая установка – предметно-направленная

Специфика содержания – информационно – практическая

Уровень усвоения – общекультурный

Функциональное назначение – образовательная

Форма реализации – стационарная

Способ реализации - групповой

Возрастной диапазон – 8-10 лет

Продолжительность реализации – двухгодичная


    1. Концепция автора образовательной программы

Нас окружает сложный, яркий и прекрасный мир. Иногда нам кажется, что мы, люди, управляем им, но это не так. Мы – лишь часть этого мира. И для того, что бы жить в согласии с окружающим нас мирозданием, надо научиться слышать и видеть красоту всего, что нас окружает, почувствовать себя хранителем этой красоты.

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля – наш общий дом. Их решение в первую очередь зависит от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Актуальность программы: в связи с тем, что в настоящее время на Земле актуальны экологические проблемы (загрязнение рек, морей, вырубка лесов, исчезновение многих видов животных и растений и др.), необходимо экологическое образование и воспитание детей.

Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью относиться ко всему живому.

Программа «Юный натуралист» является логическим продолжением курса «Природа глазами детей», а уже на ее основе выстроена программа «Юный эколог». Все три программы составляют единый образовательный комплекс для учащихся начального звена.

    1. Пояснительная записка к образовательной программе

Цель программы:

Формирование представления об окружающем мире, углубление знаний детей в области экологии, воспитание экологической культуры и сознания.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Расширение познаний детей в области экологии;

  • Изучение цикличности характера жизни природы, единства живой и неживой природы;

  • Знакомство с природными зонами Земли, особенностями животного и растительного мира в них.

Развивающие:

  • Развитие имеющихся у детей представлений о мире природы, умений наблюдать, сопоставлять, делать выводы;

  • Развитие воображения, творческих способностей, логического мышления;

  • Освоение практических умений, методов экспериментальной и научно - исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, практического значения природы в жизни людей;

  • Воспитание понимания и любви к окружающей нас природе.

Практическая значимость программы заключается в создании условий для всестороннего развития ребенка, развитие имеющихся у детей представлений о мире природы, умения наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

Преемственность и согласованность её с образовательными программами общеобразовательной школы: уроки «Окружающий мир», «Сибиреведение», «Экология».

Технологичность: используются разные формы и методы работы с детьми (экскурсии, беседы, демонстрация опытов, учебных фильмов, иллюстраций, наблюдения, игры экологические, практические и исследовательские работы). Применение личностно – ориентированного обучения с мультимедийными технологиями.

Новизна программы «Юный натуралист» состоит в развитии и расширении представлений детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные явления природы.

Доступность программы: данная программа предназначена для широкого использования в учреждениях дополнительного образования и общего образования, а также может быть использована в массовой педагогической практике, входить в учебные планы летних оздоровительных лагерей эколого-биологической направленности.

Материально-техническое оснащение программы: для реализации данной программы используется специальное оборудование, такое как: микроскопы, гербарий растений, муляжи грибов и овощей, коллекция растений теплицы и дендрария, выставочные залы ЦЭВД, необходимые приборы, определители, таблицы и плакаты.

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста, рассчитана на 2 года обучения. Численность группы – 12-15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Занятия начинаются для учащихся 1 года обучения с 15 сентября, а для учащихся 2 года обучения с 1 сентября.

Темы программы могут меняться местами в зависимости от начала сезонных явлений в природе, плана работы ЦЭВД, не нарушая логику повествования и порядок усвоения знаний.

Программа 1 года обучения состоит из 124 часов, из них – 54ч – теория, 48ч - практика, 22 ч – экскурсии.

Программа 2 года обучения состоит из 132 часов, из них – 62ч – теория, 48ч. - практика, 22 ч – экскурсии.
































  1. Образовательный стандарт программы 1г.о.


Раздел программы

Основные термины, понятия, определения.

Необходимо знать.

Необходимо уметь.

1

Введение.

Пожарная безопасность, огнетушитель.

Окружающий мир, живая и неживая природа.

Инструкции по ТБ, ПБ. Средства первичного пожаротушения. Понятия

«Окружающий мир»

Применять полученные знания на практике.


2

Природные ритмы.

Природные ритмы, сезонные ритмы, суточные ритмы. Времена года. Полдень. Сумерки. Заря.

Природные ритмы. Суточные ритмы, биологические ритмы. Времена года.

Уметь работать с теллурием. Оформлять фенологический дневник.

3

Времена года. Осень.

Осень календарная, осень фенологическая. Плодородный слой. Погода. Заморозок. Иней. «Бабье лето». Линька. Спячка. Перелет.

Признаки наступления осени: календарной и фенологической. Почему осенние дни коротки. Что такое «Бабье лето».

Уметь устанавливать связь: опавший лист – насекомые – почва. Растения.

4

Акция «Поможем зимующим птицам».

Оседлые, перелетные, кочующие птицы





Причины гибели птиц зимой. Что значит перелетные, кочующие, оседлые птицы. Рационы питания птиц.

Изготавливать кормушки, правильно подкармливать птиц.

5

Времена года. Зима.

Миграция. Место обитания. Запас кормов. Образ жизни. Рацион питания. Оттепель. Изморозь. Наст.

Знать признаки зимы и их причины. Что происходит с почвой зимой, как изменяется жизнь животных. Значение снежного покрова.

Составить схематическую зависимость «Жизнь диких животных зимой».

6

Акция «В защиту елочки».

Ценные хвойные породы.

Вырубка. Подрост.

Из истории празднования Нового года.

Готовить поделки из вторсырья, хвойные композиции.

7

Флора и фауна нашего края.

Флора. Фауна. Красная книга Томской области.

Знать животных и растения своего края.

Уметь отличать съедобные и несъедобные грибы по внешнему виду.

8

Времена года. Весна.

Первоцветы. Пробуждение. Нектар. Опыление. Навигация.

Знать раннецветущие растения. Фенологические изменения весны. Взаимосвязь насекомых и растений.

Уметь составлять календарь фенологических наблюдений.


9

Акция «День Земли».

Скворечник.

Природоохранные мероприятия.

Из истории международного движения.

Готовить природоохранные плакаты, участвовать в природоохранных мероприятиях.

10.

Времена года. Лето.

Лето. Цветение. Плоды.

Основные фенологические признаки лета.

Проводить фенологические наблюдения



Образовательный стандарт программы 2 г.о.


Раздел программы

Основные термины, понятия, определения.

Необходимо знать.

Необходимо уметь.

1

Введение

Огнетушитель, эвакуация, инструктаж.

Правила ТБ, ПБ.

Демонстрировать навыки эвакуации.

2

Наш общий дом – Земля.

Планета, спутник Земли. Луна.

Свой адрес, область, страну.

Ориентироваться в своей местности.

3

Акция «Поможем зимующим птицам»

Птицы перелетные, кочующие, оседлые.

Миграция, перелет.

Причины миграции птиц, знать основных перелетных птиц.

Мастерить кормушки, подкармливать птиц. Правила поведения в природе.

4

Природные зоны.

Полярные районы, тропики, саванны, миграция, оазис, дюны, вечнозеленые растения, листопадные растения. Хищники. Выживание, приспособление.

Название природных зон, название растений, птиц, животных этих зон, в том числе занесенных в Красную книгу. Черты приспособленности этих животных, растений, птиц к условиям жизни в отдельно взятых природных зонах.

Уметь отличать представителей животного и растительного мира, используя знания о чертах приспособленности к проживанию в различных природных зонах.

5

Акция «В защиту елочки».

Композиция, рождественская елка.

О значении хвойных деревьев.

Изготавливать простые композиции из веток хвойных деревьев.

6

Акция «День Земли»

«Гринпис», международные движения, экология, окружающая среда.

О международном экологическом движении «Гринпис».

Готовить поделки из природного материала, оформлять стенгазеты, альбомы.

7

Весенние экскурсии.

Половодье, пробуждение природы, сокодвижение, подснежники, разлив, ледоход, линька.

Фенологические признаки весенних явлений в природе, знать первоцветы.

Наблюдать за изменениями в природе, вести дневник наблюдения.

8

Итоговая аттестация учащихся

Аттестация, диагностика знаний

Основные понятия и определения

Наблюдать за изменениями в природе, вести дневник наблюдения.








3. Содержательный модуль образовательной программы



3.1. Учебно-тематический план образовательной программы 1 г.о.


Тема

Всего часов

Теория

Практика

Экскурсии

Введение

2



2

Природные ритмы

8

2

2

4

Времена года. Осень.

10

2

6

2

Акция «Поможем зимующим птицам»

12

6

4

2

Времена года. Зима.

14

6

4

4

Акция «В защиту елочки»

10

6

4


Флора и фауна нашего края.

28

12

12

4

Времена года. Весна

10

4

4

2

Акция «День Земли»

20

10

10


10.

Времена года. Лето.

10

6

2

2

Всего:

124

54

48

22







Учебно-тематический план образовательной программы 2 г.о.


Тема

Всего

часов

Теория

Практика

Экскурсии

1

Введение

4

2


2

2

Наш общий дом – Земля

32

18

6

8

3

Акция «Поможем зимующим птицам»

12

2

8

2

4

Природные зоны

42

26

14

2

5

Акция «В защиту елочки»

6

2

4


6

Акция «День Земли»

14

6

6

2

7

Весенние экскурсии.

14

2

6

6

8

Итоговая аттестация учащихся.

8

4

4


Всего:

132

62

48

22













3.2. Описание содержания разделов программы 1 г.о.

1. Вводное занятие.

В этом занятии знакомим детей с правилами ТБ и ПБ, с программой данного курса, с ее задачами и целями.

2. Природные ритмы.

Показываем детям циклический характер жизни природы. Формируем понятия о природных ритмах. Воспитываем любовь к Родине, родной природе. Учим детей наблюдать явления в природе, заносить свои наблюдения в специальный дневник.

3. Времена года. Осень.

Формируем понятие о календарной и фенологической осени. Вырабатываем умение наблюдать за природой, учим детей вести записи в тетради для наблюдений. Знакомим детей с особенностями осенней погоды, воспитываем любовь и бережное отношение к природе. Воспитываем чувство прекрасного в ходе наблюдений за явлениями в природе. Наглядно показываем детям приход осени и изменения в растительном и животном мире.

4. Экологическая акция «Поможем зимующим птицам».

Экологические особенности птиц нашего города.

Практическая работа направлена на наблюдения за птицами, умением вести дневник наблюдения, изготовлению кормушек, развешиванию их и систематической подкормке птиц.

Составление схематического плана местности и нанесение на него мест собирания птиц в стаи. Подготовка и участие в празднике «Встреча зимующих птиц».

5. Времена года. Зима.

Отмечаем характерные признаки зимы в природе, учим видеть красоту зимней природы. Показываем, какие изменения происходят в жизни животных зимой, как зимуют дикие звери. Показываем связь их жизни с состоянием неживой природы и растений зимой. Показываем значение снежного покрова для жизни растений и животных, устанавливаем связь с живой природой. Даем представление о зимнем труде людей зимой. Воспитываем заинтересованность к окружающему миру, знакомим с профессиями. Показываем зависимость живой и неживой природы от смены сезонных ритмов, взаимосвязь организмов между собой в зимнее время через поэзию, сказки, предметы.

6. Акция «В защиту елочки».

Экологические особенности хвойных деревьев, история празднования рождественской елки.

Практическая работа: изготовление плакатов, призывов в защиту елочки и распространение среди населения города, изготовление композиций из еловых ветвей, работа с гербарием «Хвойные деревья». Оформление рефератов «Мое любимое хвойное дерево».

7. Фауна и флора нашего края.

Знакомим детей с животным и растительным миром своего края, воспитываем бережное отношение к нему, чувство патриотизма, гордости за свой край.

Даем представление о Красной книге Томской области, о ее видах. Работаем с природным материалом, гербарием.

8. Времена года. Весна.

Даем представления о фенологических изменениях (признаках) весны, показываем связь живой и неживой природы.

Учим детей различать характерные признаки весны. Помогаем детям познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят. С помощью поэтического слова и произведений известных русских художников показываем красоту весны, разнообразие сезонных явлений.

9. Акция «День Земли».

Международное движение МСОП (Международный союз охраны природы). Раскрываем причины загрязнения нашей планеты. Даем представление о редких и исчезающих растениях, птицах, животных из Красной Книги.

Практическая работа. Выпуск стенгазет, плакатов, листовок. Детские рисунки «Планета Земля глазами детей». Изготовление скворечников и их развешивание.

Участие в экологической игре «Свалка по имени Земля». Оформление альбома «Животные, уничтоженные человеком» (стеллерова корова, дронт, странствующий голубь, тарпан, тур и т.д.). Знакомство с работами международных организаций, работающих над решением вопросов охраны природы.

10. Времена года. Лето.

Даем представление о фенологических признаках весны, показываем связь живой и неживой природы. Подводим итоги года, выявляем степень усвоения программы.













3.2.Описание содержания разделов программы 2 г.о.

1 .Введение.

Ознакомить детей с программой занятий, правилами поведения в учреждении, уголком живой природы, другими учебными объектами. Изучить правила ТБ, и ПБ.

2. Наш общий дом – Земля.

Проводим экскурсии по темам «Мой дом», «Мой город», «Моя страна». Дается представление, что Земля – это дом для всех живых организмов. Знакомим с условиями жизни на Земле. Объясняем, что человек – часть природы.

Практическая работа – умение ориентироваться в своей местности, выполнять коллективные работы - коллаж « Земля – наш общий дом». Составлять рассказы, сочинения, рефераты. Предусмотрены экскурсии в микрорайон, город, парк, просмотр видеофильма «Значение воздуха для жизни на Земле».

3. Акция «Поможем зимующим птицам».

Знакомим детей с видовым составом зимующих у нас птиц. Учим распознавать их по внешнему виду. Говорим о пользе птиц.

Ведем наблюдения за птицами в природе, готовим простейшие кормушки, подкармливаем и ведем наблюдение за птицами. Готовим праздник, оформляем стенгазеты, плакаты. Дети пишут рассказы о своих наблюдениях над птицами, рисуют рисунки.

4. Природные зоны.

Знакомим учащихся с природными зонами: Арктикой, Антарктидой, Тундрой, лесами, степью, пустыней и их разнообразной растительностью и животным миром. Выявляем влияние климатических условий на жизнь растений и животный мир. Находим черты приспособленности живых организмов к условиям жизни.

Ведем наблюдение за живыми объектами, проводим исследовательскую деятельность. Много внимания уделяется работе с гербарием.

5. Акция «В защиту елочки».

Пропаганда защиты хвойных деревьев, замена их искусственными композициями из природного материала или вторсырья. Изготовление новогодних игрушек, композиций из еловых веток и природного материала.

6. Акция «День Земли».

Беседа об экологической безопасности природы. Охрана и защита окружающей среды. Знакомим детей с международным движениям «Гринпис». Просмотр видеофильма «Гринпис». Подготовка рисунков, сочинений, рефератов по Красной книге. Изготовление поделок из природного материала и оформление выставки. Проведение экологической игры. Изготовление скворечников и их развешивание.

Выпуск стенгазет, плакатов, призывов, участие в озеленении дворов, улиц.

7. Весенние экскурсии.

Наблюдаем за изменениями в природе весной: в жизни растений, птиц, насекомых, животных. Проводим экскурсии по темам « Пробуждение от спячки», «Загадочный мир под ногами», «Разлив». Ведем фенологический календарь, собираем и готовим гербарий. Наблюдаем за развитием ранневесенних растений, пробуждением насекомых.

8. Итоговая аттестация учащихся.

Подводим итоги года, выявляем степень усвоения программы.







4. Организация образовательного процесса 1 г.о.


Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидакт. и метод. материал


Виды деятельности

Сентябрь

Знакомство с программой, инструктаж, вводное занятие. Экскурсия по выставочным залам №1, №2 и в дендрарий.

Инструкция по ТБ и ПБ, огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Беседа, экскурсия.

Природные ритмы

Сентябрь

Природные ритмы. Суточные ритмы.

Ноутбук, проектор.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Сентябрь

2ч.


Экскурсия в природу №3


Ноутбук, проектор.

Материал экскурсии.

Экскурсия, беседа.

Сентябрь

2ч.

Практическая работа №1 « Теллурий»

Ноутбук, проектор, теллурий

Таблицы, схемы, иллюстрации

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.


Экскурсия в природу №4 «Наблюдения и сбор природного материала»

Пакеты, старые книги для сбора листьев.

Материал экскурсии.

Экскурсия, беседа, практическая работа.

Времена года. Осень

Октябрь

2ч.

Времена года. Осень. Практическая работа №2. «Дневник наблюдений».

Ноутбук, проектор.

Таблицы, схемы, иллюстрации, ребусы, кроссворды.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.


Экскурсия в природу №5

«Наблюдения за явлениями в природе»

Цифровой фотоаппарат.


Материал экскурсии, таблицы для заполнения данных при наблюдении.

Экскурсия, беседа, практическая работа.

Октябрь

2ч.

Погода осенью. Практическая работа№3 «Оформление фенологических наблюдений»

Ноутбук, проектор.

Таблицы, схемы, иллюстрации, ребусы, кроссворды.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Растения осенью. Листопад.

Ноутбук, проектор.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Животные осенью. Практическая работа№4 «Поделки из природного материала»

Ноутбук, проектор.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Акция «Поможем зимующим птицам»

Октябрь

2ч.

Акция «Поможем зимующим птицам»

Ноутбук, проектор.

Материал для изготовления кормушек.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Экологические особенности птиц нашей местности.

Ноутбук, проектор.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа, экскурсия.

Октябрь

2ч.

Экскурсия №6 «Наблюдение за птицами»

Ноутбук, проектор.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа, экскурсия.

Ноябрь

2ч.

Практическая работа№5«Изготовление кормушек»

Ноутбук, проектор.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Ноябрь

2ч.

Практическая работа№6 «Изготовление кормушек»


Материал для изготовления кормушек.

Иллюстрации

Рассказ, беседа.

Ноябрь

Подготовка и проведение праздника «Поможем зимующим птицам».

Ноутбук, проектор.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Времена года. Зима.

Ноябрь

Фенологические признаки зимы.

Ноутбук, проектор.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Ноябрь

Практическая работа №7. Выявление основных признаков наступления зимы.

Ноутбук, проектор. Тетрадь, ручка

Таблицы.

Рассказ, беседа.

Ноябрь

Экскурсия в природу №7.»Снежный покров и его значение в природе».

Цифровой фотоаппарат.

Материал экскурсии

Рассказ, беседа.

Ноябрь

Практическая работа №8. Выполнение аппликации «Животные зимой».

Ноутбук, проектор. Цветная бумага, картон, ватманы, клей, ножницы

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Декабрь

Экскурсия №8.

«Наблюдения в парковой зоне».


Цифровой фотоаппарат.

Материал экскурсии

Рассказ, беседа.

Декабрь

Зимние явления живой и неживой природы в устном народном творчестве, поэзии, сказках.

Ноутбук, проектор.

Художественная литература, сказки, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Декабрь

Обобщающее занятие. Дидактическая игра «Зимние явления природы».

Ноутбук, проектор.

Поле игровое, карточки.

Рассказ, беседа.

Акция в защиту ёлочки

Декабрь

История празднования Нового года.

Ноутбук, проектор.

Наглядное пособие, иллюстрации

Рассказ, беседа.

Декабрь

Практическая работа №9. «Изготовление агитационных плакатов в защиту елочки».

Цветная бумага, картон, ватман, клей, ножницы, маркеры.

Пособия

Рассказ, беседа.

Декабрь

Практическая работа №10. «Изготовление новогодних композиций из веток хвойных деревьев и природного материала».

Цветная бумага, картон, ватманы, клей, ножницы, ветки хвои и природный материал.

Иллюстрации

Рассказ, беседа.

Декабрь

Изготовление поделок к выставке «Новогодний букет»

Цветная бумага, картон, ватманы, клей, ножницы, ветки хвои и природный материал

Наглядное пособие, иллюстрации

Рассказ, беседа.

Декабрь

Итоговая аттестация учащихся за 1 полугодие.

Ручки, листочки

Тесты

Тестирование.

Флора и фауна нашего края

Январь

Растительный мир тайги.

Ноутбук, проектор.

Карта , наглядные пособия, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Январь

Практическая работа №11. «Лиственные породы деревьев и выявление их признаков».

Ноутбук, проектор, гербарий

Карта , наглядные пособия, иллюстрации

Рассказ, беседа.

Январь

Практическая работа №12. «Хвойные породы деревьев и выявление их признаков».

Ноутбук, проектор, гербарий.

Карта , наглядные пособия, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Январь

Экскурсия в природу № 9. «Деревья и кустарники зимой».

Цифровой фотоаппарат.

Материал экскурсии

Рассказ, беседа.

Январь

Ядовитые растения.

Ноутбук, проектор, гербарий.

Наглядные пособия, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Январь

Практическая работа №13. «Лекарственные растения».

Ноутбук, проектор.

Наглядные пособия, иллюстрации лекарственных растений.

Рассказ, беседа.

Февраль

Практическая работа №14. «Грибы. Определение грибов».

Ноутбук, проектор, муляжи

Атлас, энциклопедия, наглядные пособия, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Февраль

Животные нашей местности.

Ноутбук, проектор, слайды

Энциклопедия, наглядные пособия, иллюстрации.


Рассказ, беседа.

Февраль

Домашние животные.

Ноутбук, проектор.

Энциклопедия, наглядные пособия, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Февраль

«Животные живого уголка». Экскурсия №10.

Животные живого уголка ЦЭВД.

Материал экскурсии

Рассказ, беседа

Февраль

Практическая работа №15. «Птицы Томской области».

Ноутбук, проектор, слайды

Атлас, энциклопедия, наглядные пособия, иллюстрации.

Рассказ, беседа

Февраль

« Красная книга» Томской области.

Ноутбук, проектор.

«Красная книга».

Рассказ, беседа

Февраль

Практическая работа №16. «Составление атласа Красной книги Томской области».

Ноутбук, проектор, картон для атласа, клей, ножницы.

Иллюстрации

Рассказ, беседа

Февраль

Обобщающее занятие. Игра «Экологическое лото».

Ноутбук, проектор. Поле игровое, карточки.

Разработка игры.

Рассказ, беседа

Времена года. Весна

Март

Весна ранняя, средняя и поздняя.

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, наглядное пособие, плакаты.

Рассказ, беседа

Март

Практическая работа №17. «Оформление календаря фенологических наблюдений».

Ноутбук, проектор. Тетрадь, ручка, карандаши.

Пособия

Рассказ, беседа

Март

Практическая работа №18.

Аппликация «Весна».

Ножницы, клей, цветная бумага. картон.

Иллюстрации

Рассказ, беседа

Март

Экскурсия в природу №11. «Птицы весной».

Цифровой фотоаппарат.

Материал экскурсии

Рассказ, беседа

Март

Весенние явления живой и неживой природы в устном народном творчестве, поэзии, сказках.

Ноутбук, проектор.

Художественная литература, сказки, иллюстрации.


Рассказ, беседа

Акция «День Земли»

Март

Подготовка к акции «День Земли». Просмотр видеофильма «Очистим планету от мусора».

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации

Рассказ, беседа

Март

Практическая работа №19. Изготовление поделок, рисунков, плакатов, фотографий.

Ножницы, клей, цветная бумага, картон, маркеры, природный материал, краски.

Иллюстрации

Рассказ, беседа

Апрель

Практическая работа №20. «Изготовление поделок, рисунков, плакатов, фотографий. Участие в городской выставке, посвящённой «Дню Земли».

Ножницы, клей, цветная бумага. картон, маркеры, природный материал, краски.

Иллюстрации

Рассказ, беседа

Апрель

Практическая работа №21. «Изготовление скворечников и развешивание их на пришкольном участке».

Коробки, фанера, шпагат, ножницы.

Иллюстрации, наглядные пособия

Рассказ

Апрель

Практическая работа №22. Изготовление скворечников и развешивание их на пришкольном участке.

Коробки, фанера, шпагат, ножницы.

Иллюстрации, наглядные пособия

Рассказ, беседа

Апрель

Практическая работа №23. Аппликация «Птицы нашего двора»

Ножницы, клей, цветная бумага. картон.

Иллюстрации, наглядные пособия

Рассказ

Апрель

Подготовка к празднику «Встреча пернатых друзей».

Ноутбук, проектор. Костюмы, маски.

Разработка праздника

Рассказ, беседа

Апрель

Проведение праздника «Встреча пернатых друзей»

Ноутбук, проектор. Костюмы, маски, призы.

Разработка праздника

Рассказ, беседа

Апрель

Проведение экологической игры «Наши пернатые друзья»

Ноутбук, проектор, фломастеры, карточки, призы.

Иллюстрации

Рассказ, беседа

Апрель

Обобщающее занятие. Проведение игры «Поле чудес».

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации

Рассказ, беседа

Время года. Лето.

Май

Лето. Основные фенологические признаки лета.

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, наглядное пособие, плакаты.

Рассказ, беседа

Май

Экскурсия в парковую зону № 12 « Наблюдения за изменением леса, неба, воды, воздуха».

Цифровой фотоаппарат.


Материал экскурсии

Рассказ, беседа

Май

Практическая работа № 24. Проведение игры «Времена года».

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, карточки, задание к игре.

Рассказ, беседа

Май

Итоговое занятие. Закрепление и обобщение знаний.

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, наглядное пособие, плакаты.

Рассказ, беседа

Май

Итоговая диагностика. Итоговая аттестация учащихся

Ручки, листочки

Тесты

Тестирование





4. Организация образовательного процесса 2 г.о.


Период обучения

Содержание тем

Техническое обеспечение

Дидакт. и метод. материал

Виды деятельности

Сентябрь

Знакомство с программой, и инструктаж. Вводное занятие.


Инструкция по ТБ и ПБ, огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Беседа, экскурсия.

Сентябрь

Экскурсия № 1 по выставочным залам ЦЭВД.


Материал экскурсии.

Экскурсия, беседа.

Наш общий дом « Земля»

Сентябрь

Наш дом – планета Земля. Спутник Земли – Луна.

Ватман, альбом, карандаши, фотоаппарат, видеоаппаратура.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Сентябрь

2ч.


« Мой город» - экскурсия № 2

Цифровой фотоаппарат.


Материал экскурсии.

Экскурсия, беседа.

Сентябрь

2ч.

«Мой дом»

Практическая работа №1.

Альбом, карандаши, фломастеры

Таблицы, схемы, иллюстрации

Рассказ, беседа.

Сентябрь

2ч.


«Растения вокруг меня.

Растения водоема, болот». Экскурсия № 3

Фотоаппарат, пакеты для сбора природного материала

Материал экскурсии

Экскурсия, беседа,

Сентябрь

2ч.

Экскурсия № 4 «Растения нашей местности»

Фотоаппарат, пакеты для сбора природного материала

Материал экскурсии

Рассказ, беседа.

Сентябрь

2ч.


Зимующие и перелетные птицы.

Картон, краски, фломастеры, альбомы

Таблицы, иллюстрации. Карточки с заданиями

Экскурсия, беседа, практическая работа.

Октябрь

2ч.

«Животные моей местности». Экскурсия № 5

Цифровой фотоаппарат.


Материал экскурсии

Рассказ

Октябрь

2ч.

Домашние животные.

Ноутбук, проектор, слайды

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Вымершие животные.

Ноутбук, проектор.

Таблицы, карточки, иллюстрации.

Беседа

Октябрь

2ч.

Животные и растения Красной книги.

Ноутбук, проектор, слайдовая презентация

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Животные и растения Красной книги.

Ноутбук, проектор, слайды

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Животные и растения Красной книги.

Ноутбук, проектор.

Таблицы, иллюстрации, карточки

Рассказ

Октябрь

2ч.

Условия жизни на Земле.

«Экологическая игра»

Слайды, проектор

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Октябрь

2ч.

Человек – часть природы.

Практическая работа №2. «Человек на Земле»

Ватман, альбом, карандаши

Таблицы, иллюстрации.

беседа

Октябрь

2ч.

«За что я люблю родной край». Практическая работа №3.

(Рисунки, аппликации).

Альбом, карандаши, цветная бумага, клей

Карточки, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Ноябрь

2ч.

Обобщающее занятие

Слайды, проектор

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

«Акция «Поможем зимующим птицам»

Ноябрь

2ч.

Что мы знаем о зимующих птицах? Значение их.

Экскурсия № 6 «Птицы зимой»

Ноутбук, проектор.

Таблицы, иллюстрации, разработка экскурсии

Экскурсия, беседа.

Ноябрь

2ч.

Зимующие птицы.

Альбом, карандаши, фломастеры

Иллюстрации, плакаты, раздаточный материал, карточки

Рассказ, беседа.

Ноябрь

2ч.

Практическая работа №4 Подготовка праздника «Поможем зимующим птицам».

Альбом, карандаши, цветная бумага, клей

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Ноябрь

2ч.

Практическая работа №5 проведение праздника «Поможем зимующим птицам».

Слайды, проектор

Иллюстрации, плакаты, раздаточный материал, карточки

Рассказ, беседа.

Ноябрь

2ч.

Практическая работа №6 «Изготовление кормушек».

Материал для изготовления кормушек, инструменты.

Иллюстрации

Рассказ, беседа.

Декабрь

2ч.

Практическая работа №7 «Подкормка птиц».

Корм, кормушки

Рассказ, беседа.

Природные зоны

Декабрь

2ч.

Путешествие по карте полушарий. О чем рассказывает глобус.

Ноутбук, проектор, глобус

Иллюстрации, плакаты, раздаточный материал, карточки

Рассказ, беседа.

Декабрь

2ч.

Арктика. Климатические условия. Жизнь на море.


Ноутбук, проектор, слайды, карта

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Декабрь

2ч.

Антарктида. Антарктические птицы и животный мир.

Практическая работа №8

«Рисунки»

Карта, слайды, ноутбук, проектор. Альбомы, карандаши

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Акция «В защиту елочки»

Декабрь

2ч.

Экологическая игра «Елочка»

Слайды, ноутбук, проектор.

Иллюстрации

Рассказ

Декабрь

2ч.

Практическая работа №9 « Выпуск стенгазет, плакатов, обращений в защиту елочки».

Альбом, карандаши, цветная бумага, клей, ватман

Иллюстрации, плакаты

Рассказ, беседа.

Декабрь

2ч.

Практическая работа №10 « Изготовление новогодних игрушек и композиций из еловых веток».

Альбом, карандаши, цветная бумага, клей, ветки хвойных деревьев

Иллюстрации

Рассказ, беседа.

Природные зоны (продолжение)

Январь

2ч.

Природа тундры. Климатические условия. Особенности растительного мира.

Практическая работа №11 Просмотр фильма «Слишком жарко, слишком холодно».

Ноутбук, проектор, слайды. Фильм.

Иллюстрации, плакаты, раздаточный материал, карточки

Рассказ, беседа.

Январь

2ч.

Зимующие птицы тундры. Птицы, прилетающие в тундру на гнездовья. Викторина – лото «Птицы».

Альбом, карандаши

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Январь

2ч.

Животные тундры (лемминги, песцы, северный олень).

Слайды, ноутбук, проектор.

Иллюстрации, плакаты, раздаточный материал

Рассказ, беседа.

Январь

2ч.

Зона лесов.

Вечнозеленые леса Севера. Зима в северных лесах. Приспособленность птиц и животных к суровым условиям.

Ноутбук, проектор, слайды

Иллюстрации, плакаты, раздаточный материал, карточки

Рассказ, беседа.

Январь

2ч.

Леса умеренной полосы. Листопадные деревья. Многообразие обитателей леса. Практическая работа №12«Работа с гербарием».

Ноутбук, проектор.

Гербарий.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Январь

2ч.

Влажные тропические леса.

Практическая работа №13 « Просмотр фильма».

Ноутбук, проектор.

Фильм.

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Январь

2ч.

Экскурсия № 7 в теплицу сш.№3 «Тропические растения».

Фотоаппарат

Материал экскурсии

Экскурсия, беседа.

Февраль

2ч.

Сухие и жаркие леса Австралии. Растительность и птицы.

Практическая работа №14 « Просмотр фильма «Птицы и растительный мир Австралии».

Ноутбук, проектор.

Фильм

Таблицы, схемы, иллюстрации,

раздаточный материал, карточки

Рассказ, беседа.

Февраль

2ч.

Животные Австралии. Просмотр кадров из фильмов «Наши кенгуру», «Утконос», «Слишком холодно, слишком жарко».

Ноутбук, проектор, фильм

Иллюстрации

Рассказ, беседа.

Февраль

2ч.

Редкие, исчезающие, вымершие животные.

«Красная Книга».

Ноутбук, проектор.

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ

Февраль

2ч.

Обобщающее занятие

Викторина «Знаешь ли ты…»

Ручки, листочки

Разработка викторины

Беседа

Февраль

2ч.

Климатические условия степи. Разнообразие растительного мира. Африканская саванна.

Ноутбук, проектор, слайды

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа

Февраль

2ч.

Травоядные животные. Хищники.

Значение животных в природе.


Ноутбук, проектор.

Таблицы, схемы, Иллюстрации.

Рассказ

Февраль

2ч.

Практическая работа №15«Рисунки, поделки из природного материала»


Альбом, карандаши, клей, цветная бумага, пластилин

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Рассказ, беседа

Февраль

2ч.

Жизнь в жаркой пустыне. Вода в пустыне. Выживание при засухе.

Пустынные птицы, грызуны, крупные животные. Приспособление животных к колебаниям температур.


Слайды, ноутбук, проектор.

Таблицы, схемы, иллюстрации.

Беседа

Март

2ч.

Практическая работа №16 «Наблюдения в живом уголке за черепахами, песчанками, змеями».

Тетради, ручки, карандаши

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Март

2ч.

Охрана животного мира. Заказники, заповедники, национальные парки, памятники природы.

Ноутбук, проектор, слайды

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ

Март

2ч.

Обобщающее занятие


Иллюстрации

Рассказ, беседа.

Акция «День Земли»

Март

2ч.

Экологическая катастрофа. Международное движение «Гринпис».


Слайды, ноутбук, проектор.

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Март

2ч.

Практическая работа №17 «Они должны жить». (Рисунки, поделки)

Альбом, карандаши, клей, цветная бумага

Иллюстрации

Рассказ, беседа

Март

2ч.

Экскурсия №8 «Мой чистый двор».


Фотоаппарат

Материал экскурсии

Экскурсия, рассказ

Март

2ч.

Практическая работа №18 « Выпуск стенгазет, оформление фотографий».

Фотоаппарат, ватман, фломастеры

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ, беседа.

Март

2ч.

Практическая работа №19. «Изготовление поделок из вторсырья, природного материала».

Карандаши, клей, цветная бумага, пластилин, природный материал

Иллюстрации

Рассказ

Март

2ч.

Подготовка к выставке, посвященной экологической акции «День Земли»

Изготовленный материал для выставки


Беседа

Апрель

2ч.

Экологическая игра

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации

Рассказ, беседа.

Весенние экскурсии

Апрель

2ч.

Растения и животные весной.

Ноутбук, проектор, слайды

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ

Апрель

2ч.

Практическая работа №20 «Оформление дневника наблюдений за природой».

Дневник наблюдений

Иллюстрации

Рассказ, беседа.

Апрель

2ч.

Экскурсия № 9 «Деревья и кустарники весной»

Фотоаппарат

Материал экскурсии

Экскурсия, беседа.

Апрель

2ч.

Практическая работа №21 «Оформление дневника наблюдений за природой».

Дневник наблюдений

Таблицы, иллюстрации.

Рассказ

Апрель

2ч.

Экскурсия № 10 «Наблюдения в природе»

Фотоаппарат

Материал экскурсии

Экскурсия, беседа

Апрель

2ч.

Практическая работа №22 «Оформление дневника наблюдений за природой».

Дневник наблюдений


Рассказ, беседа.

Май

2ч.

Экскурсия № 11 «Загадочный мир под ногами - наблюдения за насекомыми»

Фотоаппарат

Материал экскурсии

Рассказ

Итоговая аттестация учащихся

Май

2ч.

Экологическая игра

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации

Рассказ

Май

2ч.

Обобщающее занятие.

Викторина «Знаешь ли ты…»

Листочки, ручки

Материал викторины

Рассказ, беседа.

Май

2ч.

Итоговая аттестация учащихся.

Ручки, тесты

Тесты

Рассказ, беседа.

Май

2ч.

Итоговая диагностика знаний и умений.


Ручки, тесты

Тесты

Рассказ, беседа.







V. Оценочно-результативный модуль образовательной программы


Система текущего и итогового контроля 1 г.о.


п/п

Тема

Форма текущего контроля.

Форма итогового контроля.

1

Введение.

Устный опрос


2

Природные ритмы.

Устный опрос, викторина, загадки, отчеты об экскурсии.

Вводная диагностика.

Игра.

3

Времена года. Осень.

Тестирование, устный опрос, викторина.

Игра.

4

Акция «Поможем зимующим птицам».

Участие в практической работе.

Праздник.


5

Времена года. Зима.

Тестирование, устный опрос, викторина.

Игра.

6

Акция «В защиту елочки».

Участие в практической работе.

Праздник

7

Флора и фауна нашего края.

Тестирование, устный опрос, викторина.

Игра.

8

Времена года. Весна.

Тестирование, устный опрос, викторина.

Игра.

9

Акция «День Земли».

Участие в практической работе

Праздник

10

Времена года. Лето.

Отчет об экскурсии.

Игра.

Итоговая диагностика.


Должны знать: Природные ритмы: суточные, биологические. Времена года. Признаки наступления времен года (фенологические и календарные). Как изменяется жизнь растений и животных в разное время года. Значение снежного покрова. Значение экологических акций. Правила поведения в природе.

Должны уметь: Работать с теллурием. Отличать съедобные и несъедобные грибы по внешнему виду. Уметь вести календарь фенологических наблюдений. Готовить природоохранные, агитационные плакаты.



Система текущего и итогового контроля 2 г.о.



п/п

Тема


Форма текущего контроля.

Форма итогового контроля.

1

Введение

Устный опрос.


Вводная диагностика

2

Наш общий дом - Земля

Устный опрос, отчет об экскурсии, оформленные практические работы.

Викторина.

Игра.


3

Акция «Поможем зимующим птицам»

Участие в практической

работе.

Праздник

4

Природные зоны

Устный опрос, тестирование, викторина, загадки, ребусы.

Игра.

5

Акция «В защиту елочки»


Участие в практической

работе.

Праздник

6

Акция «День Земли»

Участие в практической работе

Праздник.

7

Весенние экскурсии.

Отчеты об экскурсии.


8

Итоговая аттестация учащихся



Итоговая диагностика.

Итоговая аттестация


Должны знать: Название растений, птиц, животных своей местности. Значение солнца, воздуха, воды, для жизни живых существ. Природные зоны, название нескольких представителей из определенной зоны. Разнообразие животного и растительного мира и черты приспособленности их для жизни различных условиях. Значение экологических акций. Правила поведения в природе.

Должны уметь: Мастерить кормушки, подкармливать птиц. Готовить новогодние композиции из хвойных веток. Готовить поделки из природного материала. Наблюдать за явлениями в природе. Наблюдать за животными и растениями в природе.





Литература для педагога

  1. Аверкиев И.С. «Атлас насекомых леса». - М: изд. «Лесная промышленность»:1984 – 71с

  2. Агафонова Г.И, Амельченко В.П., Беляева Т.Н. и др. "Красная книга Томской области": Томск: Изд-во Том. ун-та: 2002-402с

  3. Агеева И.Д. "Весёлая биология на уроках и праздниках": Методическое пособие. - М: ТЦ: Сфера: 2004 - 352с

  4. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных» - г. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

  5. Альфред Брем «Жизнь животных», Млекопитающие (домашние собаки) - Ленинградское издательство, 2008 г.

  6. Альфред Брем «Жизнь животных», Наши любимцы – домашние животные и птицы – Ленинградское издательство, 2008 г.

  7. Альфред Брем «Жизнь животных», Птицы (попугаи) – Ленинградское издательство, 2008 г.

  8. Анашкин Е.Н. «Кроссворды для школьников». Биология. – Ярославль: «Академия развития»: 1997-128с

  9. Анашкин Е.Н. «300 вопросов и ответов о домашних животных» - Ярославль, «Академия развития», 1997 – 208с

  10. Анашкин Е.Н. «300 вопросов и ответов о птицах» - Ярославль, «Академия развития», 1998 – 240с

  11. Анучив Н. П., Атрохин В. Г."Лесная энциклопедия "// в двух томах. - т.2. – М.: Советская энциклопедия:1986 - 631 с

  12. Брикетти П. Птицы. Справочник. Пер. с итал. Т.А. Васильевой, Е. В. Шишловой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004 – 318с

  13. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс. М.: ВАКО, 2004. – 320с

  14. Букатов В.М., Ершова А.П. «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения»: Книга для учителя. – М.: Изд. «Первое сентября»: 2002 – 224с

  15. Глиер К.Б. Сборник по собаководству « Твой друг», г. Москва, Издательство ДОСААФ, 1973г.

  16. Гусев В.Г. «Живой уголок», г. Москва, «Лесная промышленность», 1985 г.

  17. Гусев В.Г., «Наши питомцы», г. Москва, Издательство Лесная промышленность», 1987 г.

  18. Динец В.Л.,Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России. – М.: 1996 – 334с

  19. Дмитриеев Ю. «Соседи по планете. Домашние животные» - СП «ЮНИСАМ». 1993 г.

  20. Дмитриева О.И.,Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007. – 400с. – 9В помощь школьному учителю).

  21. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов» - Ярославль: академия развития: Академия К, Академия Холдинг: 2000 – 224с

  22. Коган М.С. «С игрой круглый год в школе и на каникулах». – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб .унив. Изд-во:2004 – 151с

  23. Кугач А.Н., Турыгина С.В. «Школьные праздники, конкурсы. Шоу-программы». – Яросавль: Академия развития: Академия Холдинг: 2004 – 192с

  24. Кузнецова Э.Г. «Игры,викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии». К.: ГИППВ: 1998 – 240с

  25. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006 – 64с

  26. Михайлова М.А. «Детские праздники. Игры, фокусы, забавы». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития» 1997 – 240с

  27. Олонов Н.А., Олонова М.В. Растения Томской. Деревья, кустарники, кустарнички. – Томск. Изд-во «Печатная мануфактура», 2009. – 64с

  28. Рудченко Л.И. Мир вокруг нас.3 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешкова - Волгоград, Издательство «Учитель», 2006. – 143с

  29. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас: 2 класс». – 2-е изд., и доп. / Е.М.Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 447с

  30. Шабаршон И., Исаченко Л. «Книга юного натуралиста» - Издательство «Молодая гвардия», 1989 г. – 103с

  31. Шорина С.В. «Интеллектуально – познавательные игры и игровые методики». Методическое пособие. М.: ЦГЛ: 2005 – 190с

  32. «Экологический мониторинг»: м 1996-90с





Литература для обучающихся


  1. Акимушкин И.В. «Чем кролик на зайца не похож» - г. Москва, Издательство «Малыш», 1987. - 34с

  2. Алешунин В.И., Бочарова Н.Г., Вишняков Г.А., Вишнакова С.М. " Экология и охрана окружающей среды "//толковый терминологический словарь. – Москва: Всемирный следопыт:1998 - 480 с

  3. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1998. – 192с

  4. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. «Атлас родной природы». Животные поселения человека: - М: «Эгмонт Россия»: 2001 – 64с

  5. Геронимус Т.М. Я всё умею делать сам. 3 класс: Учебник-тетрадь по трудовому обучению для учащихся 3 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 144.

  6. Гецой П.М. Раскраска «Дикие звери» - М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2008. – 16с

  7. Гецой П.М. Раскраска «Овощи» - М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2008. – 16с

  8. Гецой П.М. Раскраска «Птицы» - М.: ООО «Издательство «Фламинго», 2008. – 16с

  9. Губарева Н. Абрамова М., Раскраска – аппликация «Мой аквариум», г. Москва Издательство «Халбер – М», 2005 г.

  10. Дерягина Л.Б. «Растения и животные России». – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2007. – 32с

  11. Дмитриева Н.Я., Товпиниц И.П. Естествознание – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 239с

  12. Иваницкий В.В. «Детская энциклопедия». Птицы. – М: Изд. «Астрель»: 2000 – 400с

  13. Колобовский Е.Ю. «Экология для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке». – Ярославль: « Академия развития», «Академия К»: 1998 – 256с

  14. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192с

  15. Мельникова М.Н. «Оригами. Забавные поделки». - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.-32с

  16. Павлинов И.Я. Мир вокруг нас: Удивительная жизнь животных. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2000. – 416с

  17. Пожарицкая Н.М. «Путешествие к домашним животным» - г. Москва, «Детская литература», 1985г.

  18. Рахманов А.И. Домашний зооуголок. – Смоленск: Русич, 1996 -544с

  19. Румянцева Е.А. Аппликация: Мастерите, малыши, на досуге для души. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 112с

  20. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Дидактические карточки – задания по курсу «Окружающий мир»»: 3-й кл. М.: АСТ: Астрель, 2009 – 158,[2]с

  21. Фирсова А.В. «Чудеса из соленого теста». – М.: Айрис – пресс, 2008 – 32с

  22. Чижевский А.Е. «Я познаю мир». Дет. Энцикл.: Экология. – М.: ООО Изд. «АСТ-ЛТД», Олимп: 1998 – 432с

  23. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Животные. – М.: ТКО «АСТ»: 1996 – 544с

  24. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Птицы. – М.: Изд. «Астрель»: 2000 – 400с

  25. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Экология. – М.: Изд. АСТ – ЛТД, Олимп: 1998 – 432с