МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Центр экологического воспитания детей
городского округа Стрежевой
СОГЛАСОВАНО: Решением педагогического совета Протокол № __ от ___г. ПРИНЯТО: на Методическом совете Протокол №__ от ___г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ДОД «Центр экологического воспитания детей» Постернак В.Н. Приказ № __ от __г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
детского объединения
«Чудеса своими руками»
Возраст детей – 7-9 лет
Срок реализации – 2 года
Авторы:
педагоги дополнительного
образования МБОУ ДОД ЦЭВД
Антипова Елена Владимировна
Стрежевой
2022 г.
Пояснительная записка.
Нас окружает сложный, яркий и прекрасный мир. И для того, чтобы жить в согласии с окружающим нас мирозданием, надо научиться слышать и видеть красоту всего, что нас окружает, почувствовать себя хранителем этой красоты.
Направленность дополнительной образовательной программы: художественная
Программа разработана с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Новизна программы. Впервые программа соответствует современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения: индивидуальность, доступность, результативность. Создание условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству, профилактика асоциального поведения. В формах и методах обучения: занятия, экскурсии, конкурсы. Один из главных методов программы «Чудеса своими руками» – эвристический метод. Любая тема, предлагаемая на занятиях, обыгрывается с позиции: «попробуй сделать», «догадайся», «придумай», «сделай сам».
Актуальность программы. Программа актуальна, имеется социальный заказ, она ориентирована на решение определенных проблем дополнительного образования в данный период времени - программа направлена на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы жизнедеятельности ребенка, его социальной адаптации.
Педагогическая целесообразность программы заключается в обосновании выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами программы и организации образовательного процесса.
Цели программы:
- Развитие у младших школьников творческих способностей, трудовых навыков, интереса к новому;
- Формирование у детей образного мышления, основных навыков и умений, фантазии, воображения;
- Воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека.
Задачи программы:
- Обучающие: расширять познания детей, научить делать поделки своими руками из природного материала;
-Развивающие: развивать у детей эколого-эстетическое восприятие мира, умение наблюдать;
- Воспитательные: воспитывать творческое мышление, познавательный интерес.
Отличительные особенности программы. Мы привыкли к тому, что в современной жизни нас окружают предметы из искусственных материалов – стекло, пластмасса, металлы. В мире существует огромное количество материалов, которые принято называть «природные». Это то, что преподносит нам сама природа. Все то, что легко можно найти на прогулке: шишки, орехи, веточки, листья, камешки, ракушки, мох и т.д. Выбор поделок из природного материала очень велик – человечки, животные, орнаменты, птички, панно, аппликация.
В нашей программе предлагается курс занятий по развитию у детей навыков ручного труда. Изготовление поделок воспитывает мастерство, терпение, сообразительность, развивает мелкую моторику рук. Это превосходная школа эстетического воспитания, творческой самореализации, формирования у детей художественного вкуса.
На каждом занятии и во время экскурсий дети «погружаются» в мир родной природы. Изготовление поделок – интересное дело, вместе с тем – это труд. Работа с природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие мышления, внимания, терпения.
Данная программа может быть использована в учреждениях дополнительного образования и общего образования, входить в планы летних детских лагерей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: программа предназначена для детей младшего школьного возраста 7-9 лет (1-2 класс). Условия набора детей – тестирование и собеседование.
Сроки реализации программы: программа «Чудеса своими руками» рассчитана на 2 года обучения. Программа составляет 60 часов для 1 года обучения, для 2 года – 66 часов. Последовательность тем и корректировка часов в учебно-тематическом плане может меняться в зависимости от материальной базы, времени года, уровня подготовленности детей.
Формы и режим занятий: занятия по данной программе включают разные формы и методы обучения: беседа, экскурсии, игры, практические и самостоятельные работы. Численность в группе 12-15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 2 часа.
Ожидаемые результаты. Дети 1 года обучения должны знать: технику безопасности при работе с инструментами, приемы лепки, правила оформления аппликации.
Должны уметь: лепить фигурки, красиво оформлять изделие, аккуратно выполнять работу.
Дети 2 года обучения должны знать: технику безопасности при работе с инструментами, правила сбора природного материала, правила хранения природного материала, правила составления аппликации, приемы лепки, правила оформления композиции.
Должны уметь: правильно сушить и хранить природный материал, лепить объемные фигурки из соленого теста и пластилина, красиво оформлять изделие, аккуратно выполнять работу.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа, опрос, тесты, игра, выставки работ, участие в различных конкурсах.
2.Учебно-тематический план образовательной программы (1 г.о.)
№ | Название раздела (тема) | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ | 2 | 2 | |
2 | Экскурсия «Сбор природного материала» | 4 | | 4 |
3 | Аппликация из осенних листьев «Осень золотая» | 4 | 1 | 3 |
4 | «Пластилиновая сказка» (поделки из пластилина с природным материалом) | 4 | 1 | 3 |
5 | Фигурки из соленого теста (Новый год) | 4 | 1 | 3 |
6 | Новогодний праздник. Поделки из бумаги (гирлянда, снежинки, елочные игрушки) | 6 | 2 | 4 |
7 | Мозаика из яичной скорлупы (свободная тема) | 8 | 2 | 6 |
8 | Конфетные фантики. Фантазия | 4 | | 4 |
9 | Аппликация из карандашных стружек «Открытка маме» | 4 | 1 | 3 |
10 | Цыпленок из ватных дисков | 4 | 1 | 3 |
11 | Пчелка, мышка из ореховых скорлупок | 4 | 1 | 3 |
12 | Объемные поделки из цветной бумаги «Грибок», «Бабочка» | 4 | | 4 |
13 | Аппликация из семян и крупы | 4 | | 4 |
14 | Экскурсия «Весна» | 4 | | 4 |
| ИТОГО: | 60 | 12 | 48 |
2.Учебно-тематический план образовательной программы (2 г.о.)
№ | Название раздела (тема) | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ | 2 | 2 | |
2 | Экскурсия «Сбор природного материала» | 4 | | 4 |
3 | Аппликация из природных материалов (свободная тема) | 4 | 1 | 3 |
4 | Закладка для книги. Изонить | 4 | 1 | 3 |
5 | Мозаика из яичной скорлупы | 6 | 1 | 5 |
6 | Поделки из пластилина и природного материала (Черепашка и др.) | 4 | | 4 |
7 | «Новогодние игрушки» | 6 | 2 | 4 |
8 | «Лягушонок » (объемные поделки из бумаги) | 4 | | 4 |
9 | Помпоны и игрушки из них | 4 | 1 | 3 |
10 | Мозаика из карандашных стружек | 4 | | 4 |
11 | Коллаж к 8 Марта | 4 | 1 | 3 |
12 | Соленое тесто (свободная тема) | 6 | 1 | 5 |
13 | Поделки из ватных дисков к Пасхе | 4 | 1 | 3 |
14 | «На озере» (природный материал) | 4 | | 4 |
15 | Аппликация из крупы | 4 | 1 | 3 |
16 | Экскурсия на природу | 2 | | 2 |
| ИТОГО: | 66 | 12 | 54 |
3. Содержание программы (1 г.о.)
«Вводное занятие» - 2 часа.
Знакомство с правилами по ТБ и ПБ. Знакомство с программой.
Практическая работа:
Экскурсия по выставочным залам ЦЭВД.
«Экскурсия «Сбор природного материала» - 4 часа.
Правила сбора и хранения природного материала. Техника безопасности.
Практическая работа:
Сбор необходимого для работы природного материала (веточки, шишки, листья, камешки, мох и др.).
«Аппликация из осенних листьев «Осень золотая» - 4 часа.
Аппликация, правила выполнения работы из осенних листьев. Техника безопасности при работе с инструментами и клеем.
Практическая работа:
Работа с осенними листьями и клеем, аппликация на картоне.
«Пластилиновая сказка» (поделки из пластилина с природным материалом) – 4 часа.
Правила работы с пластилином и природным материалом. Техника безопасности при работе.
Практическая работа:
Изготовление фигурок из пластилина с применением природного материала (шишки, веточки).
«Фигурки из соленого теста (Новый год)» - 4 часа.
Рецепт соленого теста, приемы лепки. Правила сушки поделок из соленого теста. Правила раскрашивания готовых изделий.
Практическая работа:
Изготовление фигурок из соленого теста. Сушка изделий. Раскрашивание поделок.
«Новогодний праздник. Поделки из бумаги (гирлянда, снежинки, елочные игрушки)» - 6 часов.
Технология изготовления бумажных поделок. Техника безопасности при работе.
Практическая работа:
Работа с бумагой. Поделки к Новому году – гирлянда и елочные игрушки из цветной бумаги. Снежинки из бумажных салфеток.
«Мозаика из яичной скорлупы (свободная тема)» - 8 часов.
Правила подготовки яичной скорлупы для работы. Составление мозаики из скорлупы. Техника безопасности при работе с клеем.
Практическая работа:
Изготовление мозаики из яичной скорлупы. Сушка готового изделия. Раскрашивание.
«Конфетные фантики. Фантазия» - 4 часа.
Правила оформления работы. Техника безопасности при работе.
Практическая работа:
Работа с конфетными фантиками. Поделки их конфетных фантиков.
«Аппликация из карандашных стружек «Открытка маме» - 4 часа.
Правила эстетической компоновки материалов в композиции. Техника безопасности.
Практическая работа:
Работа с картоном, цветной бумагой и карандашными стружками. Изготовление открытки к 8 марта.
«Цыпленок из ватных дисков» - 4 часа.
Правила изготовления поделок из ватных дисков. Техника безопасности.
Практическая работа:
Работа с ватными дисками и клеем. Раскрашивание готового изделия.
«Пчелка, мышка из ореховых скорлупок» – 4 часа.
Правила работы с ореховыми скорлупками и пластилином. Техника безопасности.
Практическая работа:
Изготовление поделок их ореховых скорлупок. Оформление выставки.
«Объемные поделки из цветной бумаги «Грибок», «Бабочка» - 4 часа.
Правила безопасной работы с ножницами, аккуратной работы с клеем и бумагой.
Правила оформления работы.
Практическая работа:
Объемные поделки из цветной бумаги «грибок» и «бабочка».
«Аппликация из семян и крупы (свободная тема)» - 4 часа.
Знакомство с семенами и крупами. Правила оформления аппликации.
Практическая работа:
Аппликация из пластилина с семенами и крупами. Работа на картоне.
«Экскурсия «Весна» - 4 часа.
Правила поведения в природе, навыки наблюдений за природными явлениями.
Техника безопасности.
Практическая работа:
Экскурсия и наблюдения.
Содержание программы (2 г.о.)
«Вводное занятие» – 2 часа.
Проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ и программой.
Практическая работа:
Экскурсия по выставочным залам ЦЭВД.
«Экскурсия «Сбор природного материала» - 4 часа.
Правила сбора и хранения природного материала. Техника безопасности.
Практическая работа:
Сбор необходимого для работы природного материала, сушка и подготовка к хранению.
«Аппликация из природных материалов» - 4 часа.
Аппликация, правила выполнения работы из природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами и клеем.
Практическая работа:
Работа с природным материалом (шишки, скорлупа орехов, веточки и др.). Аппликация с использованием клея и пластилина.
«Закладка для книги. Изонить» - 4 часа.
Основы изготовления закладок для книг. Подбор ниток для работы. Основные правила и техника плетения, эскиз и схема плетения.
Практическая работа:
Работа над изготовлением закладок, оформление поделки.
«Мозаика из яичной скорлупы (свободная тема)» – 6 часов.
Правила подготовки яичной скорлупы для работы. Техника составления мозаики из скорлупы. Техника безопасности при работе с клеем ПВА.
Практическая работа:
Изготовление мозаики из яичной скорлупы. Сушка готового изделия. Раскрашивание.
« Поделки из пластилина и природного материала (Черепашка и др.)» - 4 часа.
Технология изготовления поделок из пластилина с природным материалом. Техника безопасности при работе с инструментами.
Практическая работа:
Работа с пластилином, изготовление поделок. Оформление выставки.
«Новогодние игрушки». Поделки из бумаги (фонарики, снежинки, елочные игрушки) – 6 часов.
Технология изготовления бумажных поделок к Новому году.
Практическая работа:
Работа с бумагой. Поделки к Новому году – фонарики и елочные игрушки из цветной бумаги. Снежинки из бумажных салфеток.
«Лягушонок» (объемные поделки из бумаги)» - 4 часа.
Правила работы. Шаблоны. Технология составления объемных поделок. Техника безопасности при работе с клеем.
Практическая работа:
Работа с цветной бумагой. Изготовление шаблонов. Объемные поделки.
«Помпоны и игрушки из них» - 4 часа.
Правила изготовления шаблонов для помпонов. Подбор ниток. Техника безопасности при работе.
Практическая работа:
Изготовление помпонов и игрушек из помпонов.
«Мозаика из карандашных стружек» - 4 часа.
Правила эстетической компоновки материалов в композиции.
Практическая работа:
Изготовление мозаики из картона и карандашных стружек.
«Коллаж к 8 Марта» - 4 часа.
Техника выполнения композиции из различных материалов. Правила оформления поделки.
Практическая работа:
Композиция к 8 марта на картоне из бисера, ниток, пуговиц, бусинок и др.
«Соленое тесто (свободная тема)» - 6 часов.
Правила лепки объемных фигурок из соленого теста. Техника безопасности.
Практическая работа:
Изготовление фигурок из соленого теста. Сушка изделий. Раскрашивание поделок.
«Поделки из ватных дисков к Пасхе» - 4 часа.
Правила безопасной работы с ножницами, аккуратной работы с клеем.
Правила оформления работы из ватных дисков.
Практическая работа:
Работа над поделкой. Оформление готового изделия.
«На озере» (природный материал)» – 4 часа.
Правила выполнения композиции с использованием ракушек, мха, веточек и других природных материалов. Техника безопасности.
Практическая работа:
Изготовление поделки из природного материала. Оформление выставки.
«Аппликация из крупы» - 4 часа.
Приемы изготовления аппликаций из различных круп.
Практическая работа:
Изготовление поделки из пластилина и крупы. Оформление выставки.
16.«Экскурсия на природу - 2 часа.
Правила поведения в природе, навыки наблюдений за природными явлениями.
Практическая работа:
Экскурсия и наблюдения.
Методическое обеспечение программы (1 г.о.)
№ | Раздел Тема | Форма занятий | Методы | Дидактический материал и ТСО | Форма подведения итогов |
1 | «Вводное занятие. Инструктаж по ТБ» | Занятие, беседа, экскурсия | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) | Инструкции, план эвакуации, программа | Опрос |
2 | «Экскурсия «Сбор природного материала» | Экскурсия, практическая работа | Репродуктивный (выполнение заданий) | Материал экскурсии. Пакеты, ножницы | Анализ выполненной работы, опрос |
3 | «Аппликация из осенних листьев «Осень золотая» | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Образец аппликации. Клей, ножницы, осенние листья, бумага | Оценка выполненной работы. Выставка работ |
4 | «Пластилиновая сказка» (поделки из пластилина с природным материалом)» | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Иллюстрации, образец работы. Пластилин, шишки, веточки, ножницы | Оценка выполненной работы. Выставка работ |
5 | «Фигурки из соленого теста (Новый год)» | Занятие, объяснение, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Иллюстрации, образец работы. Соленое тесто, клеенка, набор стеков | Анализ выполненной работы, оценка. Выставка работ |
6 | «Новогодний праздник. Поделки из бумаги» | Занятие, объяснение, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Специальная литература. Образец работы. Цветная бумага, ножницы, клей, украшения, салфетки | Оценка выполненной работы. Участие в конкурсе |
7 | «Мозаика из яичной скорлупы (свободная тема)» | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Иллюстрации, образец работы. Яичная скорлупа, клей, бумага, краски, карандаш, ножницы | Опрос, оценка работы. Выставка работ |
8 | «Конфетные фантики. Фантазия» | Занятие, объяснение, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Картинки, наглядный материал. Ножницы, клей, конфетные фантики | Анализ выполненной работы, оценка, творческое задание |
9 | «Аппликация из карандашных стружек «Открытка маме» | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Наглядный материал. Цветная бумага, картон, клей, стружки, ножницы | Опрос, оценка работы, творческое задание |
10 | «Цыпленок из ватных дисков» | Занятие, объяснение, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Иллюстрации, образец работы. Ватные диски, ножницы, клей, краски, кисточки | Анализ выполненной работы, оценка. Выставка работ |
11 | «Пчелка, мышка из ореховых скорлупок» | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Наглядный материал. Скорлупки, набор стеков, клеенка, пластилин | Опрос, оценка работы. Выставка работ |
12 | «Объемные поделки из цветной бумаги «Грибок» и «Бабочка» | Занятие, объяснение, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Иллюстрации, образец работы. Цветная бумага, картон, клей, ножницы | Анализ выполненной работы, оценка |
13 | «Аппликация из семян и крупы» | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Наглядный материал. Таблица. Крупа, клей, пластилин, картон | Опрос, оценка работы, творческое задание |
14 | «Экскурсия «Весна» | Экскурсия, беседа, практическая работа | Репродуктивный (выполнение заданий) | Материал экскурсии | Опрос |
Методическое обеспечение программы (2 г.о.)
№ | Раздел Тема | Форма занятий | Методы | Дидактический материал и ТСО | Форма подведения итогов |
1 | «Вводное занятие. Инструктаж по ТБ» | Занятие, беседа, экскурсия | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) | Инструкции, план эвакуации, программа | Опрос |
2 | «Экскурсия «Сбор природного материала» | Экскурсия, практическая работа | Репродуктивный (выполнение заданий) | Материал экскурсии. Пакеты, ножницы | Анализ выполненной работы, опрос |
3 | «Аппликация из природных материалов» | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Образец аппликации. Клей, ножницы, природный материал, бумага | Оценка выполненной работы. Выставка работ |
4 | «Закладка для книги. Изонить» | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Иллюстрации, образец работы. Картон, игла, нитки, ножницы, клей | Оценка выполненной работы |
5 | «Мозаика из яичной скорлупы» | Занятие, объяснение, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Иллюстрации, образец работы. Яичная скорлупа, клей, бумага, краски, ножницы | Анализ выполненной работы, оценка. Выставка работ |
6 | «Поделки из пластилина и природного материала (Черепашка и др.)» | Занятие, объяснение, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Специальная литература. Образец работы. Пластилин, стеки, природный материал | Оценка выполненной работы. Выставка работ |
7 | «Новогодние игрушки» | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Иллюстрации, образец работы. Цветная бумага, картон, клей, украшения, ножницы | Опрос, оценка работы. Участие в конкурсе |
8 | «Лягушонок» (объемные поделки из бумаги)» | Занятие, объяснение, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Картинки, наглядный материал. Ножницы, клей, цветная бумага, картон | Анализ выполненной работы, оценка, творческое задание |
9 | «Помпоны и игрушки из них» | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Наглядный материал. Ножницы, шерстяные нитки, картон | Опрос, оценка работы. Выставка работ |
10 | «Мозаика из карандашных стружек» | Занятие, объяснение, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Иллюстрации, образец работы. Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандашные стружки | Анализ выполненной работы, оценка |
11 | «Коллаж к 8 Марта» | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Наглядный материал. Цветная бумага, картон, клей, ножницы, бисер, нитки, пуговицы | Опрос, оценка работы, творческое задание |
12 | «Соленое тесто (свободная тема)» | Занятие, объяснение, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Иллюстрации, образец работы. Соленое тесто, стеки, краски, кисточки | Анализ выполненной работы, оценка. Выставка работ |
13 | «Поделки из ватных дисков к Пасхе» | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Наглядный материал. Таблица. Ватные диски, клей, картон, цветная бумага | Опрос, оценка работы, участие в конкурсе |
14 | «На озере» (природный материал) | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) Репродуктивный (выполнение заданий) | Иллюстрации, образец работы. Пластилин, стеки, ракушки, мох, веточки | Опрос, оценка работы. Выставка работ |
15 | «Аппликация из крупы» | Занятие, рассказ, практическая работа | Объяснительно-иллюстративный (объяснение с показом) | Наглядный материал. Крупа, клей, картон | Анализ выполненной работы, оценка |
16 | «Экскурсия на природу» | Экскурсия, практическая работа | Репродуктивный (выполнение заданий) | Материал экскурсии | Опрос |
5. Список литературы
5.1. Литература для педагога
Агапова И, Давыдова М. «Поделки из природных материалов», - М.: изд-во «Лада», 2007г.
Анистратова А.А. Гришина Н.И. «Оригами», М.: ООО «Изд-во Оникс», 2009г.
Гибсон Р. «Наши руки не для скуки». Поделки (папье-маше, бумажные цветы),-М.: «РОСМЭН», 1997г.
Горичева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», - Ярославль «Академия и К», 1998г.
Гусева И. «Соленое тесто», - СПб.: «Литера», 2005г.
Ингрид Морас «Животные из бисера», - М.: «Арт-Родник», 2007г.
Кабаченко С. «Поделки из спичек», М.: «ЭКСМО», 2008г.
Казагранда Брижит «Поделки из соленого теста», М.: «Арт-Родник», 2007г.
Коршунова М. «Цветочный дизайн», М.: «Астрея», 2007г.
Кэрол Беннер Доуэлп «Цветы из бисера», - М.: «Ниола-Пресс», 2008г.
Маврина Л. «Аппликация. Занятия дома и в детском саду», М.: ООО «Стрекоза», 2011г.
Максимова Н.М., Колобова Т.Г. «Аппликация», М.: изд-во «АСТ», 1998г.
Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», - Ярославль «Академия и К», 1998г.
Нагибина М.И. «Конструируем из бумаги и картона», -Ярославль, изд-во ООО «Академия развития», 2011г.
Перевертень Г.И. «Мозаика из круп и семян», М.: «АСТ», 2007г.
Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская», 3-4 класс.- М.: «Учебная литература», 2006г.
Рейд Б. «Обыкновенный пластилин», М.: «АСТ ПРЕСС», 1998г.
Садилова Л.А. «Поделки из мятой бумаги», М.: изд-во «Скрипторий 2003», 2011г.
«Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. – М.: изд-во «Эксмо», 2004г.
Хананова И. «Соленое тесто», - М.: «АСТ ПРЕСС», 2006г.
Чаянова Г. «Соленое тесто», - М.: «Дрофа-плюс», 2005г.
Черныш И. «Поделки из природных материалов», М.: «АСТ ПРЕСС», 2000г.
Цирулик Н.А., Проснякова Г.Н. «Уроки творчества», 2 класс, - М.: «Учебная литература», 2004г.
5.2. Литература для учащихся и родителей
Агапова И, Давыдова М. «Поделки из природных материалов», - М.: изд-во «Лада», 2007г.
Вовикова А. «Аппликации и поделки из бумаги», М.: ООО «Стрекоза», 2011г.
Гусева И. «Соленое тесто», - СПб.: «Литера», 2005г.
Ингрид Морас «Животные из бисера», - М.: «Арт-Родник», 2007г.
Лупаца А., Вовикова О. «Озорная пчелка» (аппликация), М.: ООО «Стрекоза», 2011г.
Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», - Ярославль «Академия и К», 1998г.
Нагибина М.И. «Конструируем из бумаги и картона», -Ярославль, изд-во ООО «Академия развития», 2011г.
Петрова О. «Лепим из пластилина», М.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2011г.
Перевертень Г.И. «Мозаика из круп и семян», М.: «АСТ», 2007г.
Рейд Б. «Обыкновенный пластилин», М.: «АСТ ПРЕСС», 1998г.
Хананова И. «Соленое тесто», - М.: «АСТ ПРЕСС», 2006г.
Черныш И. «Поделки из природных материалов», М.: «АСТ ПРЕСС», 2000г.