Пояснительная записка
В национальной культуре осетин танцевальное искусство занимает почетное место. Оно такое же древнее, как и поэтическое творчество народа. Есть какая-то особая сила в танцах и песнях осетин.
В эстетическом воспитании ребенка танцевальное искусство играет немаловажную роль. Танец развивает у ребенка художественный вкус, музыкальность, ритм, память, творческую фантазию, координацию движений, изящество и пластичность.
Систематические занятия народным танцем дают возможность развить у обучающихся восприятие национального своеобразия, манеры, эмоции, характер, душу той или иной народности. Обучающиеся во время занятий овладевают разнообразием и манерой исполнения танцев, расширяют и обогащают свои индивидуальные исполнительские возможности.
Дополнительная общеобразовательная программа «Осетинские танцы» имеет художественную направленность и предполагает обучение танцевальному искусству народов Северного Кавказа и Закавказья. Конечным результатом обучения по программе является создание детского хореографического ансамбля, участие в концертной деятельности, в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Образовательный процесс в хореографическом объединении основывается на данной программе, которая предусматривает систематическое и последовательное обучение, развитие и эстетическое воспитание обучающихся. Руководитель, придерживаясь содержания программы, творчески подходит как к проведению занятий, так и к постановочной работе, учитывая возможности учащихся.
Программа разноуровневая, составлена на основе имеющихся немногочисленных публикаций по танцам Северного Кавказа и авторской программы Цимакуридзе Гиви Вахтанговича «Танцы народов Северного Кавказа»(Хореографический ансамбль «Иверия»), художественный руководитель коллектива, Заслуженный работник культуры России, Заслуженный артист Аджарии, Почётный работник Общего образования РФ; программа реализуется ГБОУ ДО г.Москва «Центр детского творчества «Свиблово»,2018г.(см. список литературы).
Актуальность программы.
Воспитанники программы являются представителями различных этнических общностей, каждая из которых характеризуется своеобразной культурой и языком. Благодаря этому, в рамках изучения хореографии народов Северного Кавказа, идет формирование не только личности творческой, но и личности со сформированной культурной и этнической идентичностью, высоким уровнем компетентности в рамках межкультурной коммуникации.
В Законе об образовании подчеркивается важность формирования у подрастающего поколения качеств толерантной личности, а также поддержку национальных культур народов, проживающих на территории России.
Приобщение к танцевальному искусству народов Северного Кавказа поможет обучающимся не только научиться исполнению национальных танцев, но и познакомиться с историей, культурой, традициями его многочисленных народов.
Только глубокое изучение народного танцевального наследия может обеспечить, с одной стороны, дальнейшее развитие искусства народного танца и, с другой стороны, - выявление того ценного, что вкладывает каждый народ через танец в мировую культуру.
Занятия кавказскими танцами позитивно влияют на нравственное и физическое развитие детей: вырабатывается правильная и красивая осанка, внешнему облику придается соразмерность и элегантность. Заметно улучшается координация движений. У них вырабатывается способность концентрации внимания, развивается память, что способствует общему развитию обучающихся. Достигнуть успехов в кавказских танцах невозможно, не имея высокого уровня развития выносливости, гибкости, эстетики движений, координационных способностей.
Педагогическая целесообразность программы.
При внешнем сходстве кавказских танцев техника исполнения движений танцорами в грузинских и северокавказских танцах несколько разная.
В хореографии народов Северного Кавказа важное место занимают танцы на носках (на подвернутых пальцах ног), известных у всех горцев под общим названием «лезгинка», в которых танцор должен уметь сохранить плавность хода и не допустить колебания тела.
В сравнении с исполнением танца на пальцах в классическом направлении, исполнитель-пальцовщик в северокавказском традиционном танце держит равновесие благодаря сильной части ноги - щиколотке. Нога ставится на носок, и только потом на ногу падает нагрузка веса тела. Непозволительно танцевать с согнутыми коленями.
Нaибoлее хaрaктерные движения тaнцевaльнoгo фoльклoрa, например, у oсетин – этo движения нoг, oтличaющиеся мелкoй и филигрaннoй техникoй испoлнения.
В мужской роли наряду с плавными движениями широко используются разнообразные резкие повороты, проходы, прыжки. При этом положение рук подчинено движениям ног, выполняющих роль основного средства выразительности в мужских танцах, а женщина двигается плавно, подражая лебединой стати и грации.
Различия в движениях северокавказских и грузинских танцев обусловили целесообразность разработки данной программы для обучения детей базовой технике исполнения северокавказских танцев.
Возраст от 5 -16 лет является сенситивным периодом развития у детей мышечной мускулатуры. Поэтому педагогическая целесообразность обучения детей северокавказским танцам состоит еще и в том, что данный возрастной период является наиболее благоприятным для формирования у детей основных хореографических навыков, правильно развитого костно-мышечного аппарата будущего танцора.
Отличительные особенности программы (новизна).
К сожалению, программ дополнительного образования в области народной хореографии Северного Кавказа очень мало. В анализируемых образовательных программах («Танцы народов Кавказа», «Национальные танцы») обучение направлено только на освоение грузинской хореографии.
В данной же программе реализуется целостный подход по обучению детей национальным танцам народов, населяющих территорию Северного Кавказа.
В рамках программы обязательно рассматривается культура народов Северного Кавказа, что дает детям возможность понять особенности каждого этноса, войти в образ при исполнении изучаемого танца.
Программа «Национальные танцы» рассчитана на 2 года. Каждый год предполагает календарное планирование на 152 часа, реализуемых в течение 38 недель, что составляет 9,5 месяцев. Количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 304.
Категория обучающихся: дети, возраст обучающихся 5-16 лет.
Учебные группы комплектуются по возрастному признаку.
Принимаются дети без медицинских противопоказаний, а также дети, чьи навыки и знания соответствуют данному этапу обучения, что устанавливается педагогом или художественным руководителем в ходе индивидуального собеседования.
Обучающимися могут быть дети любой национальности.
Количество обучающихся в группе с учетом возрастных особенностей детей и площади хореографических залов составляет 20 человек.
Режим учебных занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. 1 час занятий включает в себя 45 минут учебного времени.
Занятия проводятся с обязательным 15-минутным перерывом.
При наличии в штате концертмейстеров занятия проводятся в сопровождении клавишных (фортепиано) и ударных (доли – грузинского народного инструмента) инструментов, осетинской гармошки. Допускается проводить занятия под фонограмму, для чего залы должны быть оборудованы специальной аппаратурой.
Форма обучения: групповая.
Основные формы занятий:
-
учебные
-
контрольные занятия;
-
открытые занятия;
-
конкурсы.
Цель и задачи программы.
Цель программы - развитие компетентности обучающихся в области народной хореографии Северного Кавказа, формирование знаний и практических навыков исполнения северокавказских танцев.
Задачи программы:
Обучающие:
-
обучение детей базовой технике исполнения основных танцевальных движений и связок мужских и женских партий танцев народов Северного Кавказа;
-
формирование умения отличать технику исполнения северокавказских танцев;
-
обучение умению выразительности в передаче национального колорита через танцевальные движения и пластику;
-
знакомство со стилевыми и жанровыми особенностями танцев различных регионов Северного Кавказа;
-
знакомство с народными традициями и региональными особенностями хореографической культуры народов Северного Кавказа.
Развивающие:
-
развитие у обучающихся силы, выносливости, координации движении, укрепление костно-мышечного аппарата;
-
развитие танцевально-исполнительских способностей,
-
развитие у них творческого воображения, образного мышления, актерских способностей.
Воспитательные:
-
воспитание у мальчиков волевых качеств характера: трудолюбия, выносливости, работоспособности; у девочек женственности; грациозности; скромности.
-
воспитание уважения к истории, быту, национальной культуре и искусству народов Северного Кавказа;
-
воспитание танцевально-сценической культуры;
-
формирование у обучающихся коммуникативных компетенций: социально-адекватных форм поведения, умения работать в коллективе, гражданской и творческой инициативы.
Учебно-тематический план
Первого года обучения
Модуль 1
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
всего | теория | практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | |
2. | Народный тренаж с элементами классического экзерсиса. | 50 | 12 | 38 | Наблюдения, опрос, зачетное занятие |
3. | Постановочная работа: этюды на тему осетинского и дагестанского танцев. | 71 | 16 | 55 | Наблюдения, опрос, просмотры, зачетное занятие, выступления |
4. | Импровизация | 10 | 3 | 8 | Просмотр, оценка |
5. | Культура народов Северного Кавказа: -истоки народного танца; -традиции и обычаи; -народные костюмы. | 8 | 5 | 3 | Опрос |
6. | Концертная деятельность | 6 | - | 6 | Выступления, отчетный концерт |
7. | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 | Итоговая аттестация, зачетное занятие |
Итого часов: | 152 | 40 | 112 | |
Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие
Организационные вопросы. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения на занятиях.
2. Народный тренаж с элементами классического экзерсиса.
Теория: названия изучаемых упражнений, движений классического танца и народной хореографии Северного Кавказа, особенности их исполнения в балете и в народном танце.
Осетинские и дагестанские танцы. Упражнения на отработку движений, характерных для осетинского танца «Зилга» и «Аварского» танца Дагестана.
Сравнительная характеристика изучаемых движений северокавказских народных танцев.
Практика:
Классический экзерсис; все упражнения выполняются лицом к станку, либо боком.
1. Экзерсис у станка
1.1. Plies
1.2. Battements tendus
1.3. Battements tendus jetes
1.4. Ronds de jamde par terre из I поз.ног во II поз.ног и из II п.н в I поз.ног
1.5. Grand battements jetes
1.6. Releves — лицом к станку
1.7. Лицом к станку перегибы курпуса
2. Экзерсис на середине
2.1. I, II и III Parts de bras с перегибами корпуса
2.2. Temps leves sutes по I, II и V поз.ног
3. Аллегро.
Темп выполнения упражнений – средний
Народный тренаж. Отработка движений и их связок.
Мужские и женские движения осетинского характера:
- ход зилга,
- ходы на полупальцах и на носках («пальцевая техника»),
- шаги со скользящим движением с переменным акцентом левой и правой ног;
- характерные «стрелочки», «дорожки», «ковырялочки»,
- пружинящие подскоки с переменным касанием земли «пятка-носок» и правой и левой ног;
- подскоки – «ножницы» с нарочитым выворачиванием пятки;
- переменные прыжки на полупальцах или носках одной ноги.
Мужские и женские движения аварского характера: «ковырялочки» и всевозможные связки.
3. Постановочная работа
Теория. Знакомство детей с танцевальным искусством Северного Кавказа, общими и отличительными чертами. Танцевальная культура Северной Осетии -Алании и Дагестана.
Практика: Изучение мужских и женских движений осетинского характера, связок движений. Постановка этюдов осетинского танца «Зилга». Работа над осанкой, постановкой корпуса, рук, сложных сочетаний движений рук и ног.
Работа над выразительностью, четкостью, точностью исполнения движений.
Танец «Зилга» до сих пор является одним из наиболее популярных у осетин. «Зилга» сходен с лезгинкой, широко распространенной у народов Кавказа. Этот сложный танец требует от исполнителей виртуозной техники, большого мастерства и ловкости. Он отличается большим количеством неожиданных и резких поворотов, требующих от танцоров большого напряжения.
Изучение мужских и женских движений аварского характера, связок движений. Постановка этюда «Аварского» танца Дагестана. Аварский танец очень энергичный и прыгучий.
Работа над характерными движениями и связками, над осанкой, постановкой корпуса, рук. Отработка, наиболее подходящих для детей, партий. Работа над выразительностью, четкостью, точностью исполнения движений.
4. Импровизация
Теория. Термин «импровизация» (в области хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или создавать образ).
Практика. Проявление своих танцевальных возможностей, раскрытие творческого потенциала. Развитие фантазии, воображения, артистизма. Импровизация на тему изученных танцев, умение «вжиться» в предлагаемый образ. Импровизация на тему изученных танцев, где обучающиеся могут попробовать сами придумать связки под музыку, на основе изученных движений.
5. Культура народов Северного Кавказа
Теория. Основные традиции и обычаи народов Северной Осетии -Алании и Дагестана. История хореографического искусства народов Северной Осетии -Алании и Дагестана, традиционные танцы. Знакомство с творчеством национальных народных ансамблей Северной Осетии-Алании и Дагестана. Народный костюм у осетин и дагестанцев. Правила эксплуатации народно-сценического костюма.
Практика. Просмотр видеоматериалов, фотоальбомов, самостоятельные творческие работы (рефераты, презентации, доклады).
6. Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.
Концертная практика. Выступления, концертная деятельность, участие в различных мероприятиях, отчетном концерте, конкурсах и фестивалях хореографической направленности.
7. Итоговое занятие
Проведение контрольных занятий. Оценка освоения детьми программного материала. Проведение открытого урока для родителей.
Учебно-тематический план
Второго года обучения
Модуль 2
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
всего | теория | практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | |
2. | Народный тренаж с элементами классического экзерсиса. | 50 | 12 | 38 | Наблюдения, опрос, зачетное занятие |
3. | Постановочная работа: этюды на тему осетинского и дагестанского танцев. | 70 | 16 | 54 | Наблюдения, опрос, просмотры, зачетное занятие, выступления |
4. | Импровизация | 10 | 2 | 8 | Просмотр, оценка |
5. | Культура народов Северного Кавказа: -истоки народного танца; -традиции и обычаи; -народные костюмы. | 8 | 5 | 3 | Опрос |
6. | Концертная деятельность | 7 | - | 7 | Выступления, отчетный концерт |
7. | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 | Итоговая аттестация, зачетное занятие |
Итого часов: | 152 | 39 | 113 | |
Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие
Организационные вопросы. Цели и задачи второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения на занятиях.
2. Народный тренаж с элементами классического экзерсиса.
Теория: названия изучаемых упражнений, движений классического танца и народной хореографии Северного Кавказа, особенности их исполнения в народном танце.
Танцы народностей адыгов и вайнахов. Упражнения на отработку движений, характерных для чеченских и адыгских танцев.
Сравнительная характеристика изучаемых движений северокавказских народных танцев.
Практика:
Классический экзерсис; все упражнения выполняются лицом к станку, либо боком.
1. Экзерсис у станка
1.1. Plies
1.2. Battements tendus
1.3. Battements tendus jetes
1.4. Ronds de jamde par terre из I поз.ног во II поз.ног и из II п.н в I поз.ног
1.5. Grand battements jetes
1.6. Releves — лицом к станку
1.7. Лицом к станку перегибы курпуса
2. Экзерсис на середине
2.1. I, II и III Parts de bras с перегибами корпуса
2.2. Temps leves sutes по I, II и V поз.ног
3. Аллегро
Темп выполнения упражнений – средний
Изучение народного тренажа. Дополняется тренаж движениями кистинского характера и движениями адыгского характера. Отработка связок движений.
3.Постановочная работа
Постановка этюда кистинского танца «Кистури». Кистины - грузинские чеченцы, живущие в Панкисском ущелье. Для чеченских танцев характерны акробатические и гимнастические компоненты, по сути дела, танцоры состязаются не только в пластике, но и силе, ловкости, мужестве. Чеченский танец отличается большим разнообразием движений, сложностью и большим диапазоном ритма.
Изучение движений кистинского характера, связок движений для танца «Кистури», трюковых элементов.
Практика: работа над характерными движениями и связками. Работа над осанкой, постановкой корпуса, рук. Синхронность исполнения движений, акцент на самобытную манеру исполнения.
Создание обучающимися самостоятельных комбинаций движений.
Постановка этюда Адыгского танца Уджы. Адыгские танцы - быстрые, высокотехничные, отличающиеся особой манерой исполнения с применением приема передвижения на носках. Мужчинам-танцорам присущи резкие перемены корпуса, глубокие наклоны в стороны, выбросы рук с растопыренными пальцами, при виртуозных движениях ног верхняя часть корпуса обычно держится прямо и строго без резких изменений, руки с полусогнутыми пальцами всегда находятся в строго определенных положениях. Девушкам-танцовщицам присущи плавные переходы рук из позиции в позицию, нежный ход на полупальцах, слегка опущенный взгляд в пол, закрытость от мальчика. Уджы (в дословном переводе - «топтаться») являлись, как правило, круговыми танцами, где движение происходило в раз и навсегда установленном направлении.
Практика: Изучение движений адыгского танца Уджы, связок движений, внимание на выразительность и манеру исполнения. Работа над характерными движениями и связками. Работа над осанкой, постановкой корпуса, рук
Постановка танца «Кавказская лезгинка».
Лезгинка - это один из традиционных кавказских танцев. Он является, своего рода, эмблемой, или визитной карточкой любого кавказца. У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей и др. - свои разновидности лезгинки. Лезгинка - очень красивый танец, он выражает душу гордых, свободолюбивых, темпераментных, мужественных народов Кавказа. Мелодия танца динамичная с четким ритмом. Характер танца переходит от степенного к энергичному. Танец сочетает грациозные движения, переходящие к сложным техническим трюкам. Танец танцуется по четко заданному рисунку. В лезгинке юноша как бы имитирует полет орла, движения его скользящие летящие.
Лезгинка – это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства.
Практика: освоение связок движений, характерных для лезгинки. Работа над пластикой, экспрессией, четкостью исполнения поворотов в танце, исполнение акробатических и гимнастических трюков. Особенность данного танца в наличии множества сольных партий, где каждый участник может проявить себя в предложенном педагогом образе.
4. Импровизация
Теория. Термин «импровизация» (в области хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или создавать образ).
Практика. Проявление своих танцевальных возможностей, раскрытие творческого потенциала. Развитие фантазии, воображения, артистизма. Импровизация на тему изученных танцев, умение «вжиться» в предлагаемый образ. Импровизация на тему изученных танцев, где обучающиеся могут попробовать сами придумать связки под музыку, на основе изученных движений.
5. Культура народов Северного Кавказа
Теория. Основные традиции и обычаи народов Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Чечни. История хореографического искусства этих народов. Традиционные танцы народов данных республик. Знакомство с творчеством национальных народных ансамблей Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Чечни. Народный костюм адыгов, чеченцев, кабардинцев. Правила эксплуатации народно-сценического костюма.
Практика. Просмотр видеоматериалов, фотоальбомов, самостоятельные творческие работы (рефераты, презентации, доклады).
6. Концертная деятельность, участие в фестивалях и конкурсах.
Концертная практика. Выступления, концертная деятельность, участие в различных мероприятиях, отчетном концерте, конкурсах и фестивалях хореографической направленности.
7. Итоговое занятие
Проведение контрольных занятий. Оценка освоения детьми программного материала. Проведение открытого урока для родителей.
Планируемые результаты освоения программы.
Первого года обучения
К концу учебного года обучающиеся должны
знать:
-
названия изучаемых танцевальных движений;
-
мужские и женские движения и связки осетинского танца;
-
мужские и жеские движения аварского танца;
-
сюжетную основу осетинского танца «Зилга» и «Аварского» танца;
-
отличительные особенности осетинского и аварского народного костюма;
уметь:
-
освоить «пальцевую технику» исполнения;
-
технически грамотно и уверенно исполнять этюды осетинского и аварского танца;
-
импровизировать на данную тему;
-
понимать характер и особенности изучаемого танца;
-
выполнять отдельные трюковые движения, движения с вращениями;
-
правильно пользоваться сценическим костюмом;
-
ориентироваться на сценической площадке.
Второй год обучения
К концу второго учебного года обучающиеся должны знать:
-
названия изучаемых танцевальных движений;
-
мужские и женские движения и связки кистинского танца «Кистури»;
-
мужские и женские движения и связки адыгского танца;
-
знать разновидности кавказской лезгинки;
-
сюжетную основу танцев кистинского, адыгского, лезгинки;
-
отличительные особенности кистинского и адыгского народного костюма;
уметь:
-
технически грамотно и уверенно исполнять этюды кистинского, адыгского танца, лезгинки;
-
уметь импровизировать на данную тему;
-
выполнять трюковые движения, движения с вращениями;
-
понимать характер и особенности изучаемых танцев;
-
правильно пользоваться сценическим костюмом;
-
исполнять танец «Кавказская лезгинка»;
-
распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении «Кавказской лезгинки».
Формы и виды контроля.
Оценка качества реализации данной образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости в течение учебного года могут быть использованы наблюдения, устные опросы, концерты, просмотры, участие обучающихся в окружных и городских фестивалях и конкурсах, позволяющие педагогу учитывать уровень усвоения умений и навыков, уровень физического развития, творческих способностей и личностный рост ребенка.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в полугодие в форме зачетных занятий.
Одной из важнейших оценок творческой деятельности детского коллектива традиционно являются выступления перед зрительным залом. По данной программе предусмотрены первые публичные выступления детей.
Формы подведения итогов:
-
зачетные занятия (раз в полугодие);
-
открытое занятие для родителей (раз в год);
-
отчетный концерт по итогам года;
-
систематическое участие в районных, городских конкурсах, фестивалях, концертах, праздничных мероприятиях.
Методическое обеспечение программы.
На Кавказе традиции исполнения народных танцев передаются из поколения в поколение. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор, к народному танцевальному творчеству. Кавказские мужские танцы очень сложны. В них много сложных технических и исполнительских элементов, которые являются ярким выразительным средством, но не умение их исполнять может привести к травме.
Важнейшим условием должна быть строгая последовательность обучения народному тренажу на фундаменте профессионального обучения основам классического экзерсиса. Эта особенность методики позволяет вести обучение грамотно и ускоренно, улучшить танцевальную подготовку обучающихся.
При изучении основных элементов необходимо требовать от обучающихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, то есть координации движений. Координация помогает исполнителю обрести свободу, мягкость, пластичность и больше подчеркнуть характер, настроение, манеру и выразительность движений.
Педагог должен обращать особое внимание на осанку детей, на постановку корпуса, головы, рук, ног, выправить ряд физических недостатков (сутулость, искривление позвоночника, косолапость). В процессе тренировки на середине зала должны быть выработаны следующие качества: равновесие, подвижность (гибкость) стопы и корпуса, мягкость и плавность движений, сила мышц, навыки координации движения рук, ног, головы, корпуса.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что обучение детей северокавказским танцам нельзя сводить лишь к развитию только технических способностей. Не менее важно давать детям знания по истории хореографии народов Северного Кавказа, ее видах и жанрах, особенностях «танцевального языка», художественного образа, воспитывать художественный вкус детей, стимулировать их творческую фантазию.
Наряду с народным танцем существует народная пляска – хореографическая импровизация, которая отличается национальным своеобразием и не связана строго установленной последовательностью отдельных элементов, для танцев же характерна более определённая, традиционная схема движений.
Такая импровизация присуща северокавказским танцам, поэтому в данную программу включен раздел «Импровизация».
Для достижения образовательных целей и задач необходимо опираться на следующие принципы:
-
постепенность в развитии творческих способностей детей;
-
систематичность и регулярность занятий;
-
строгая последовательность в овладении специальной лексикой, изучением движений и техническими приемами их исполнения.
Ведущими методами обучения являются:
-
словесный (объяснение, разбор, анализ);
-
наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов);
-
практический (освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной этюдной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения);
-
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
-
индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Отбор танцевального материала должен осуществляться с учетом возрастных, физических особенностей обучающихся.
Для детей и родителей имеется накопленный большой методический материал, представленный Интернет-ресурсом.
Воспитанники всегда могут ознакомится с танцевальным творчеством народов Кавказа на видеохостинге YouTube, на портале также выложены и выступления хореографического коллектива «Иверия» ГБОУ ДО г.Москва «Центр детского творчества «Свиблово»,.
Музыкальный материал комплектуется педагогом самостоятельно и хранится на флеш-носителе, который может быть передан воспитанникам и родителям для отработки изученного материала.
Материально-техническое обеспечение программы
-
Специально оборудованные хореографические залы (станки, зеркала, помещение для переодевания).
-
Наличие технических средств обучения (DVD проигрыватель, магнитофон, видео, диски).
-
Наличие специальной формы для занятий.
-
Обеспечение занятий музыкальным сопровождением (фортепьяно, доли).
-
Наличие методической литературы.
При разработке дополнительной общеобразовательной программы основными нормативными документами являлись следующие:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (ред. от 02.07.2021);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями 30.09.2020);
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от03.09.2019 № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (с изменениями 02.02.2021 № 38);
− «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
− Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
− Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации / Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Локальные акты МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А
- Устав МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А, утвержденный Постановлением главы АМС г.Ардона №340 от16.12.2015г., принят общим собранием коллектива от 26.05.2015 г. протокол № 2.
- Правила внутреннего распорядка обучающихся МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А
- Положение Режим занятий обучающихся МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А»
- Положение о Творческом объединении МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А
Положение о Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А
- Положение о промежуточном и итоговом мониторинге обучающихся МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А
- Положение о нормах профессиональной этике педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А
Календарный план воспитательной работы
Основные направления воспитатель ной работы | Цель и задачи | Наименование воспитательного мероприятия | Дата проведения |
Интеллектуальное | -
активизация практической и мыслительной деятельности; -
формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил обучающихся; -
выявление и развитие природных задатков и способностей обучающихся; Воспитание навыков: | Педагогическая поддержка обучающихся | Сентябрь-ноябрь 2022 |
Выставки творческих работ «Творчество и вдохновение» | май |
Итоговые мероприятия в т/о | май |
Гражданско-патриотическое | -
формирование у обучающихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство; воспитание уважения к правам, свободам всех членов общества | День защитника Отечества | февраль |
Акция «Георгиевская ленточка» | май |
День космонавтики | 12 апреля |
День Победы | 9 мая |
День государственного флага РФ | 11 мая |
День России | 11 июня |
День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны | июнь |
Привлечение внимания воспитанников к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения | весь период |
Трудовое и профориентационное | -
формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства; -
формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности; | Профориентационные игры, расширяющие знания воспитанников о типах профессий. | весь период |
Озеленение территории учреждения | апрель |
Беседы о будущей профессии «Кем я хочу быть?» | весь период |
Здоровьесберегающее | Формирование у обучающихся : -
культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; -
сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; -
умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Способствовать преодолению у воспитанников вредных привычек | Беседы о здоровом образе жизни | декабрь |
Беседы о вреде курения, наркомании, алкоголизма | март |
Проведение физкультминуток на занятиях | регулярно |
Социокультурное и медиакультурное | -
формирование у обучающихся представлений о таких понятиях, как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнерство", -
развитие опыта противостояния таким явлениям, как "социальная агрессия", «межнациональная рознь", "экстремизм", "терроризм", "фанатизм" (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве) | Организация занятий, дающих воспитанникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи | весь период |
Беседы о толерантности | апрель |
поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, | весь период |
чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения) | |
Размещение фотографий о мероприятиях на сайте Учреждения | весь период |
Эстетическое | -
формирование у обучающихся навыков культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; -
формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей | Создание эстетической среды на территории учреждения | весь период |
Включение в занятия игровых ситуаций, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в коллективе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятий | весь период |
Правовое воспитание и культура безопасности | - формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных гражданских правах и обязанностях, о принципах демократии, уважения к правам человека и свободе личности; формирование представлений об информационной безопасности | Инструктажи целевые: пожарная безопасность, электробезопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, безопасность на воде, на льду, меры безопасности при проведении экскурсий и походов, профилактика негативных криминогенных ситуаций, правила безопасного обращения с взрывоопасными предметами и веществами | весь период |
| | |
| |
Воспитание семейных ценностей | -
формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; -
формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений. | Международный женский день | 8 марта |
Международный день семьи | 15 мая |
Международный день защиты детей | 1 июня |
Участие в региональных и всероссийских тематических акциях | весь период |
Экологическое | -
формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты; -
воспитание экологической грамотности; -
изучение обучающимися природы родного края; | Беседы о нравственных ценностях и экологии | апрель |
Международный день Земли | 11 апреля |
Работа с родителя ми | - оказание консультативной помощи родителям в формировании гармоничных отношений с ребенком посредством повышения уровня психологических знаний; - мотивация родителей в развитии талантов и способностей детей | Родительские собрания Информация о здоровом образе жизни, особенностях воспитания. | Весь период |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
-
Аджиев А.М. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа. – Махачкала: 1985.
-
Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. – Грозный: Чеч-Инг. изд. - полигр. об-ние "Книга", 1990.
-
Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. – СПб: «Атлант», 2004.
-
Барышникова Т. Азбука хореографии - М.: «Айрес-пресс», 2000.
-
Башкович Н. История хореографии всех веков и народов. - М.: ЮНИТИ, 2002
-
Башни Северного Кавказа (символизация пространства в домостроительном творчестве горцев) - Владикавказ: Проект-Пресс, 1997.
-
Бешкок М.М. «Танцевальная культура адыгов с древнейших времен до наших дней». - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2000.
-
Грикурова Л. Осетинские танцы. - Орджоникидзе: «Северо-Осетинское книжное издательство», 1961.
Список литературы для детей и родителей:
-
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала; Учеб. Пособие для студ. Вузов культуры и искускуств. – М.: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
-
Кудаев М.Ч. Древние танцы балкарцев и карачаевцев. – Нальчик: Эльбрус, 2005.
-
Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. - М.: «Лань», 2010.
-
Студенецкая, Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII-XX вв. - М.: Наука,1989.
-
Цимакуридзе Г. В., авторская программа «Танцы народов Северного Кавказа»(Хореографический ансамбль «Иверия»), (ГБОУ ДО г.Москва «Центр детского творчества «Свиблово»),2018г
-
Умаханова, А.М. Хореографическое искусство народов Дагестана: Генезис, традиции, формы выразительности / Отв. ред. К.И. Абуков /. - Махачкала, 2004.
Приложение 1
Структура занятий
Система обучения народным танцам Северного Кавказа предполагает организацию и проведение занятий по установленной структуре в определенной последовательности.
Каждое занятие состоит из шести частей, исключение составляют –зачетное и открытое занятие.
I часть. Организационная.
Задача: Настроить воспитанников на занятие. Проверить присутствующих по журналу. Установить индивидуальный контакт с детьми. Провести краткую беседу (информацию) познавательного характера.
II часть. Вводная.
Задача: Разминка. Постепенное введение воспитанников в работу. Разогрев главным образом, нижних конечностей и подготовка организма к упражнениям с большей физической нагрузкой.
III часть. Общеподготовительная.
Задача: Сконцентрировать внимание обучающихся и сосредоточить усилия на физической нагрузке. Подготовка всех частей тела к выполнению и изучению движений, используемых в основной части. Манера и выразительность движений. Формирование осанки, совершенствование походки.
IV часть. Основная.
Задача: Педагогическая проработка основных танцевальных движений и ходов. Развитие координации движений. Обратить внимание на технику и манеру исполнения движений. Постановка характерных этюдов, отработка определенных танцевальных связок.
V часть. Дополнительная.
Задача: Обучение технически трудным и силовым движениям. Закрепление пройденного материала. Импровизация.
Составление самостоятельных разнохарактерных этюдов.
VI часть. Заключительная.
Задача: Постепенный переход к движениям с меньшей физической нагрузкой. Подведение итогов занятия.
27