СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Мастерица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по вязанию для начальной школы. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Мастерица»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Татарско-Сайманская средняя школа муниципального образования «Николаевский район»Ульяновской области





Рассмотрен на заседании Утверждаю

педагогического совета

И.о. директора школы

_____________ Измайлова Т.С.

Приказ №136 от «28» 08 2023 г






Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«Мастерица»

( базовый уровень)

Возраст обучающихся: 6-12

Срок реализации: 1 год.















Автор – составитель:

К.С.Узбекова

Дополнительная образовательная программа



«Мастерица»

Введение

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.

Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих способностей и нравственно-эстетического воспитания детей. Данной задаче формирования личности ребенка может отвечать организация кружка «Мастерица».

Пояснительная записка

Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.

Группа имеет постоянный состав. Численность 8-12 человек. Возраст учащихся с 8 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания спицами. Группа могут формироваться по возрастному признаку.

Дети могут приниматься на второй год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений вязания на спицах.

Программа кружка рассчитана на год обучения.

Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;

  • Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;

  • Научить четко выполнять основные приемы вязания;

  • Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;

  • Обучить особенностям вязания различных моделей;

  • Обучить основным условным обозначениям;

  • Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2. Воспитательные:

  • Привить интерес к данному виду творчества;

  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

  • Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;

  • Привить основы культуры труда.

3. Развивающие:

  • Развивать творческие способности;

  • Развивать произвольность психических процессов;

  • Развивать образное мышление;

  • Развивать воображение и фантазию;

  • Развивать моторные навыки.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

Используются следующие методы обучения:

- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);

- метод показа, или наглядный метод;

- метод расчлененного разучивания элемента вязания.

Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.




Тематический план

1 год обучения

Тема

Количество часов





Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1


2

Основные приемы вязания спицами

7

5

2

3

Узоры из лицевых и изнаночных петель

3

2

1

4

Накиды, снятые петли.

2

1

1

5

Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры.

13

2

1

6

Прибавление и убавление петель

5

3

2

7

Вязание прихватки

4

2

2

Итого:


35

16

9

















Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема

Количество часов





Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1



- Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. История техники вязания на спицах

- Виды пряжи. Виды спиц. Беседа «Как выбрать хорошую пряжу»

1

1

1

1



2

Основные приемы вязания спицами

7

3

4


- Набор петель начального ряда из 2-х нитей

- Лицевые петли. Платочное вязание.

- Изнаночные петли. Чулочное вязание.

- Кромочные петли. Ровный край. Зубчатый край. Закрепление петель

- Итоговое занятие

1

1

2

1

2



1

1

1


1

1

1

1

3

Узоры из лицевых и изнаночных петель

3


1


- Виды узоров их лицевых и изнаночных петель.

- Схема узора. Обозначение петель.

- Узор «Резинка»

- Узор «Шахматка»

- Узор «Путанка»

- Узор «Столбики»

- Узор «Продолговатая плетенка»

- Узор «Вертикальные полосы из столбиков»

- Итоговое занятие

1



1





1


1

1


-

1


4

Накиды, снятые петли.

2

1

1


- Накиды и способы их выполнения

- Узор «Мережка»

- Английское вязание. Узор «Английская резинка 1×1»

- Снятые, или вытянутые, петли. Их разновидности.

- Узор «Резинка 1×1 из снятых коротких петель»

- Узор «Жгутик с дырочками»

- Узор «Ажурная шахматка»

- Узор «Плетенка из снятых длинных петель»

- Узор «Длинные снятые петли на резинке»

- Узор «Цепочки из снятых петель»

- Итоговое занятие

1








1







1

-

-


-

-

-

-

-

-


1

5

Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры.

13

2

11


- Жгуты (перемещение петель). Узор «Жгут из 6 лицевых петель»

- Обхватывающие петли из накидов

- Одинарные обхватывающие петли из рабочей нити

- Двойные обхватывающие петли из рабочей нити

- Вывязывание из одной петли нечетного числа петель. Узор «Бугорки из 5 петель»

- Вывязывание из одной петли четного числа петель. Узор «Бугорки из 4-х петель.

- Вывязывание дополнительных петель непосредственно из полотна. Узор «Бугорки, связанные из петли предыдущего ряда»

- Итоговое занятие

2

2

2

2




2




2

1

1

1



2

2

2


2

2

2

1

6

Прибавление и убавление петель

5

3

2


- Способы прибавления петель

- Убавления петель по краям и в середине полотна

- Итоговое занятие

1

2

2

1

1

1

1

1

7

Вязание прихватки

4

2

2


- Беседа «Особенности выбора пряжи для прихватки». Выбор узора.

- Вязание прихватки.

- Итоговое занятие. Выставка изделий, изготовленных учащимися

1

1

2

1

-

1

1

1





Итого:

35

35

16












Предполагаемые результаты:


Учащиеся должны знать:

  • Историю техники вязания на спицах;

  • Правила поведения, правила техники безопасности;

  • Инструменты и материалы;

  • Условные обозначения, понятие «раппорт»;

  • Основные приемы набора петель и вязания на спицах.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами;

  • правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами;

  • подбирать материалы для вязания;

  • выполнять основные элементы вязания;

  • свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.

В результате обучения по данной программе у детей могут наблюдаться положительная динамика в развитии психических процессов (память, мышление, внимание и др.). Работа по обучению вязанию на спицах способствует развитию творческих способностей, трудовых навыков, привитию эстетического вкуса.










Контроль за реализацией программы

Важным в осуществлении программы данного кружка является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.

Текущие работы представляются на выставках.

Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз.

Критерием оценки умений может также считаться участие в различных конкурсах прикладного искусства на уровне Дома детского творчества, района и области.


Содержание программы

1. «Вводное занятие» (1ч.)

Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей техники вязания на спицах. Беседа о видах пряжи и спиц, о том, как выбрать хорошую пряжу.

2.«Основные приемы вязания спицами» (5 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с понятиями «набор петель», «лицевая петля», «изнаночная петля», «чулочное вязание», «платочное вязание», «кромочные петли».

Практический компонент. Учить набирать петли, вязать лицевые и изнаночные петли, закреплять петли.

3. «Узоры из лицевых и изнаночных петель» (6 ч.)

Теоретический компонент. Виды узоров из лицевых и изнаночных петель.

Практический компонент. Учить вязать различные узоры из лицевых и изнаночных петель.

4. «Накиды, снятые петли» (8 ч.)

Теоретический компонент. Накиды и способы их выполнения. Английское вязание. Снятые, или вытянутые, петли, их разновидности.

Практический компонент. Учить выполнять накиды и снятые петли, а также вязать различные узоры, используя эти элементы.

5. «Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры» (7ч.)

Теоретический компонент. Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры.

Практический компонент. Учить выполнять узоры с помощью перемещения петель, обхватывающих петель, вывязывать бугристые узоры.

6. Прибавление и убавление петель (3 ч.)

Теоретический компонент. Способы прибавления и убавления петель.

Практический компонент. Учить различным способам прибавления и убавления петель.

7. «Вязание прихватки» (4 ч.)

Теоретический компонент. Беседа «Особенности выбора пряжи для прихватки».

Практический компонент. Вязание прихватки. Выставка изделий, изготовленных учащимися.


Условия реализации программы

Работа кружка вязание на спицах ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ Татарско-Сайманская СШ. Группа комплектуются с учетом возраста детей.

К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:

- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

- материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога (спицы для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);

- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога.


Используемая литература:

  1. Журналы «Вязание. – Нижний Новгород, ООО «Слог».

  2. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».

  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»

  4. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом 2ОВА-ПРЕСС».

  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014г.- 216 с.

  6. Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2013г.

  7. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2012г. - 250 с.

  8. Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.

  9. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 2013г. – 173с.

  10. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.













Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата проведения по факту












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!